Четверг, 22 июля 1948 г., № 89 (94%).

МОТОЦИКЛЫ
В СЧЕТ ОКТЯБРЯ
	16 месяцев подряд Московский мото-
пиклетный завод завоевывает переходя-
щее Врасное Знамя Совета Министров

Вчера, 21 июля, коллектив одержал но-
вую победу — завершил программу девятн
месяцев. С конвейера, начали сходить мо-
тоциклы в счет октябрьского плана.

Завод за пять месяцев дал свыше 8
миллионов рублей прибыли.

На предприятии изо дня в день повы-
шзется производительность труда. В июне
ona выросла на 37 процентов, а вырз-
ботка одного рабочем по сравнению ¢
прошлым годом увеличилась в два с поло-
виной раза. На предприятии освоено око-
10 тысячи проектных норм 1950 года.
	ВЫПУСК МОЛОДЫХ
РАБОЧИХ
	В Серпухове на Шролетарекой улице
возвышается большое красивое здание. Это
— ремесленное училище № 6. Здесь в 9
мастерских, оснащенных современным обо-
рудованием, молодежь осваивает  облюбо-
ванные ею профессии.

В этом году училище выпустит 273
хвалифицированных молодых рабочих для
текстильной, металлообрабатывающей и де-
ревообрабатывающей промышленности. Уже
слали экзамены с похвальной грамотой и
получили звание помощников мастера
В. Дорогов, В. Алексеев, И. Великанов,
А. Балашов и другие. Все они идут рабо-
тать на текстильные предприятия Серпу-
хова.

— Наше училище, — рассказывает ди-
ректор тов. Буренков, — выпускает тка-
чих, ватерщиц, банкаброшниц, помощников
мастеров, токарей, слесарей, столяров-кра-
снодеревцев, а © нового года будем гото-
вить и электриков. Воспитанник нашего
училиша тов. Тебин работает помощником
мастера на фабрике «Красный  текстиль-
шик». За короткое время он стал стаханов-
цем. Его месячный заработок 1200 рублей
и более.
	С московской фабряки имени Фрунзе
недавно нришло благодарственное письмо
от наших воспитанников, а теперь опыт-
ных высококвалифицированных помощни-
ков мастеров тт. Белякова и Корнеева,
	Многие молодые текетильщицы, полу-
чившие профессии в школе O30 № 40,
хорошо работают на Занарской фабрике.
Высокая производительность обеспечивает
им высокую заработную плату. Надя Бо-
брышева, работая банкаброшницей, выпол-
няет повышенную  среднепрогрессивную
норму на 115—120 пропентов.
	В пяти школах 930 и двух ремеслен-
ных училищах Серпухова заканчиваются
выпускные экзамены. Число выпускников
в текущем году значительно возрослое. В
1947 году учебные заведения трудовых
резервов Серпухова выпустили 633 квали-
фицированных рабочих и работниц, в те-
кущем году это число” увеличивается до
891. И. САДКОВ.
©

АГИГЬРИГАДА
РАЙКОМА
КОМСОМОЛА

Недавно закончила первую поездку по
колхозам агитбригада Шаховского райко-
ма комсомола. 29 выступлений в колхозах
своего района и 10 — в селениях  сосед-
них — Волоколамекого и Дотошинекого
районов — таков итог этой поездеи.

Перед каждым выступлением драматиче-
ского и хорового коллективов художествен-
ной самодеятельности организовывались
лекции-беселы о международном положении.

Райком комсомола получил много писем
от комсомольских организаций, правлений
колхозов и колхозников, в Которых выра-
жается благодарность агитбригаде за ее
плодотворную леятельноеть.

Сейчас, в горячие дни уборки урожая,
бригада выезжает в Болхозы © Новой про-
граммой.
		——— КОМСОМОЛЕЦ —
УШИЕ ГЕОГРАФЫ —__
	лить температуру воздуха, влажность,
силу ветра. Студентка И курса Л. Ма-
лышева записывает показания приборов
психрометрической будки. Остальные
работают у приборов, определяющих
скорость HW направление движения обла-
ков, количество осадков.
	50 бригад гидрологов, картографов,
физгеографов вышли сегодня на работу
в окрестности села Красновидово ий
близлежащих деревень. Перед географа-
ми поставлена трудная задача: нужно
изучить залегание пластов на почти от-
весно спускающемся к реке обрызе.
Разбившись на группы, студенты взби-
раются наверх.

На большой изрезанной оврагами рав-
нине за рекой работают бригады карто-
графов. Они проводят с’емку местности.

Наша страна богата реками и морями.
Исследование и освое-
ние их — большое и по-
лезное дело. Но для
работы с приборами на
воде нужно обладать оп-
ределенными навыками.
Сегодня группа студен-
тов под руководством
кандидата географиче-
ских наук В. Д. Быкова
занимается изучением
русла Москвы-реки
Практиканты на байдар-
ках выезжают на сере-
дину реки и, опустив в
воду вертушки и планки,
определяют скорость те-
чения, глубину дна.

После обеда вновь
оживают обширные

НОВЫЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ
ФИЛЬМ
	Студия кинодпафильмов приступила К
с`‘емкам нового географического фильма
«По верховьях Волги».
	В картине, посвященной великой рус-
екой реке, зритель увидит города и села,
исторические архитектурные памятники,
расположенные на ее берегах.
	лаборатории и кабинеты географической
станции. Студенты приступают к обра-
ботке результатов исследований, прове-
денных в первой половине дня.

O BOT сегодняшнее задание выполне-
но. Теперь можно и отдохнуть. У зда-
ния станции построены волейбольные и
баскетбольные площадки. Сегодня здесь
проводятся очередные встречи на пер-
венство между факультетами. В одной
из аудиторий играют шахматисты, рядом
проводится лекция о международном по-
ложений. В. ГОРОХОВ.
	НА СНИМКАХ: 1. Студенты 1 кур-
са географического факультета произво-
дят мензульную с’емку местности. Сле-
ва направо — Матут А., преподаватель
Беляева П. И., Ланкива М. 2. Студент-
ка И курса географического факультета
Л. Малышева снимает показатели мете-
срологических приборъв. 3. В овале—де-
кан географического факультета про-
фессор К. К. Марков консультирует сту-
дентку ИП курса М. Кондратьеву. 4. Сту-
денты П курса географического факуль-
тета исследуют берега Москвы-реки.
Слева направо— Жданова Г.. Лисицына Г.,
	Кухаренко Э., Воренкова J, Лавренть-
ева Е.

час очони анонса Я

Sec LEPC er FS

ea)

о -—
	БУД
	„Аижина дяди Тома“
	Известная амери-
канская писательни-
ца Г. Бичер-Стоу
почти сто лет тому
назад напиеала роман
«Хижина дяди Тома».

*
СПЕКТАКЛЬ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕАТРА
ТРАНСПОРТА

*

В этом спектакле
с обнаженным еопи-
альным конфликтом
образ благонамерен-
ного, честного Томз
кое-где отошел на
	задний план. Только
в финале Том. выпрямляется, смелеет. п
смерть его воспринимается, как протест
против дискриминации, которая до сих пор
всячески поощряется  распоясавшимиея
фашистскими элементами Америки.
Больших похвал заслуживает артист
В. Хохряков. Том— Хохряков — медли-
тельный и соередоточенный в себе, добро-
душный и самоотверженный, сильный ду-
хом и телом, но заблуждающийся. не боя-
	щийся смерти, но He созревший для
борьбы.

Дослойной партнершей Хохрякова яв-
ляется Р. Арсеньева, создавшая  привле-
	кательный образ BepHoll и преданной по-
други Тома.

Отличных исполнителей нашли постанов-
щики спектакля для ролей рабовладельцев
п работорговцев. Особенно сильное впечат-
ление оставляет М. Молчанов в роли план
татора Легри.

Бывший пират, алкоголик и убий-
ца, Фегри довольно точно символизни-
рует собою не только век минувший, н0 и
век нынешней гангстерской, фашиствую-
щей части Америки. Именно такой Легри,
каким его рисует Молчанов, и сейчас
играет немаловажную = роль в полити-
ческой жизни США. Сцена, когда Легри
цинично признается в том, что он-—ничто-
жество, бандит, но может (благодаря
режиму США) царить, властвовать и даже
истреблять людей совершенно безнаказан-
но, ярко обнажает отвратительную физно-
номию американских фашистеких молод-
THEOB.

В острой гротесковой манере проводит
свою сложную роль торговца неграми Гели
— Д. Чернявский. С большим мастерством
создает образ темного дельца Дирке талант-
ливый И. Смыеловский. Следует отметить
также удачную игру молодой актрисы
0. Кузнецовой (Лиззи).

Центральный театр транепорта создал
епектакль, который с интересом будет

принят нашим зрителем,
Дм. ПОПОВ.
	Роман этот ениекал

себе огромную славу. Его переводили на
многие языкн, инененировали для театра
И КИНО.

Советская писательница Александра
Бруштейн, берясь за создание пьесы 10
мотивам романа Бичер-Стоу, ‘значительно
расширила рамки этого произведения,
взглянув на рабовладельческую Америку
глазами нашего современника.

«Хижина дяди Тома» — пьеса, на-
сыщенная воинетвующей, страстной пропа-
гандистской силой, написанная хуложни-
ком социалистической страны, где раз и
навсегда покончено с расовой дискримина-
цией и все народы живут в счастливом,
срободном и братском содружестве.

Естественно, что при таком подходе к те-
ме центр тяжести в пьесе переместился на
семью преследуемого негра Джоржа и его
белого друга инженера Клейтона.

Они символизируют  свободолюбивый
парод Америки, который е гневом и пре-
зрением относится к рабовладельцам США.
Они борются с отявленными негодяями,
гангетерами и бизнесменамн-—Тели, Дирке
и Легри — за право на человеческое сча-
етье, на семью, на свободный труд.
	Во борьба не равна. Неграм и их белым
друзьям часто приходится отступать, но их
силы будут расти, они в конечном счете
восторжествуют.

Вполне естественно, что такой пьесой,
которую можно отнести к жанру политиче-
ского памфлета, заинтересовался Цен-
тральный театр транетюрта.

„По многим приемам чувствуется, что ре-
жиссура театра в лице Н. Петрова и
Я. Кракопольекого а также художник
М. Варпех основное внимание уделяли то-
му, чтобы гоздать спектакль для детей.

Спектакль оказалея политически зл0бо-
тпвевным. он целиком захватывает не толь-
	{RO ЮНОГО, HO H взрослого зрителя.
	Правда, режиссура, в отдельных сценах
увлекается внешними эффектами. Однако в
целом спектакль сделан с хорошим вкусом.

mee

В живописном месте на берегу Мо-
сквы-реки, в 18 километрах от Можай-
	ска, на окраине села Красновидово
стоит большое красное здание.

Это—географическая станция Москев-
ского государственного университета.
Каждый год сюда на академическую
практику приезжает около 400 студен-
тов Ти курсов географического и гео-
лого-почвенного факультетов.
	Рано угром просыпаются обитатели
станции. Как и всегда, первой присту-
пает к работе группа  климатологов.
Пока не взошло солнце, нужно опреде-
	ИТОГИ КОНКУРСА
РАДИСТОВ-ОПЕРАТОРОВ
MOCKBBI
	Подведены итоги четвертого MOCKOBCKO-
го городского конкурса  ралистов-операто-
pos. B нем приняло участие свыше 150
команд прелприятий, учреждений, учебных
заведений столицы, Министерства морского
флота и Военно-Морских Сил СССР. Онп
соревновались в скорости и точности при-
ема специальных знаков на слух.

Первенство завоевала команда Министер-
ства морского флота CCCP в составе Се-
меновой, Воробъевей, Пинте, Пакерника, и
Расторгуевой. Она приняла все тексты без
единой ошибки.

Команда награждена дипломом первой
степени и ценным призом. Второе и третье
места присужлены командам Военно-Мор-
еких Cor CCCP.
	И.
	МОСВВИЧИ—УЧАСТНИНИ ШЛЮПОЧНОГО ПОХОДА
ПРИБЫЛИ В НАЛИНИН
		Волге свыше 300 километров. Учаетники
похода провели среди населения прибреж:
ных городов и сел беседы и лекции, по-
священные Дню Военно-Морского Флота
CCCP.
		19 июля москвичи — участники шлю-
почного похода Москва — Калинин —
Москва прибыли в город Калинин. За 10
дней столичная команда на шестивесель-
ной шлюпке прошла под парусами и на
веслах по каналу имени Москвы и по

ПИСНЕРЫ — ПРУЗЬЯ ЛЕСА
	В мае этого года пионеры н учащиеся
5-го, 6-го и 7-го классов Черневской семи-
летней школы, Зарайского района, посади-
ли на участке в 2 гектара, отведенном им
лесничеством, 16 тысяч молодых сосен,
остролиетых дубов и кленов.

Все посаженные деревья хорошю приня-
лись на новом месте. Сейчас юные друзья
леса ведут постоянный уход и наблюдение
за участком.
	Н. ДУДИН.
	В. ВОРОВСКИИ. Литературно-критиче-
ские статьи. Гослитиздат. 1948 г. Стр. 255.
Цена 6 руб.

В сборник включены литературно-крити-
чески статьи виднейшего революционера-
большевика. В. В. Воровского, посвященные
представителям русской революционно-де-
мократической мысли: В. Г. Белинскому,
Н. А. Добролюбову, Д. И. Писареву и ве-
ликому русскому писателю А. М. Горькому.

В статьях о писателях Л. Андрееве и
Ф. Сологубе Воровский вскрывает социаль-
ную и политическую сущность декадентства.

История русской литературы. Том ТУ. Ли-
тература ХУПГ века. Часть вторая. Изда-
тельство Академии наук СССР. 1947 г.
Стр.. 570. Цена 48 руб.
	Авторами четвертого тома являются: чле-
ны-корреспонденты Академии наук СССР
В. П. Адрианова-Перетц и Н. К. Пиксанов;
действительный член Академии педагогиче-
ских наук РСФСР Д. Д. Благой, профессор
Г. А. Гуковский и другие.

’ЛЕВ ОШАНИН. Всегда в пути. Стихи и
песни. Издательство «Молодая гвардия».
1948 г. Стр. 160. Цена 5 руб.

«Школьный театр». Сборник пьес для са-
модеятельности. Детгиз. 1947 г. Стр. 525.
Цева 6 руб. 60 коп.

В сборник вошли пьесы советских писа-
телей: В. Катаева — «Белеет парус одино-
	кий», М. Алигер — «Сказка о правде»,
М. Светлова — «Двадцать лет спустя» и
лругие.
		Вакой увлекательной и интересной мож-
HO сделать жизнь в Пионерском лагере!
Для этого вужно только, чтобы люди, ко-
торым доверены воспитание пионеров, Op-
ганизация их отдыха. любили свое дело,
чувствовали ответетвенноеть за поручен-
ную им работу.
	В сожалению, совсем не так обстоит де-
ло. в пионерском лагере медицинских ра:
ботников горела Ногинека (начальник ла-
геря тов. Царегородцева, старшая вожатая
тов. Исаева). Здесь детям скучно, они пре-
доставлены самим себе, не знают, чем за-
НЯТЬСЯ.
	oa 21 день пребывания детей в лагере
выл проведен один сбор. И это все, если не
считать прогулок в лее. 050 играх и раз-
влечениях для отдыхавших здесь 67 пио-
неров никто не позаботилея. Ни походов,
ни интересных бесед, ни костров, ни
Бетреч CO знатными люльми города. ни
	кораблей Северного флота. Как ни пыта-
лись немцы своими «решительными» на-
ступленниями. взять Мурманек, ничего
из этого не получилось. Несколько раз
германское командование назначало сроки
вступления в столицу Заполярья — и вее
бесполезно.

В помощь частям Советской Армии флот
направил на еушу отряды моряков-лобро-
вольцев. Корабли флота обстреливали вра-
га < моря. Морекая авиация наносила
штурмовые и бомбовые удары. В первых
ожесточенных боях горные егеря потеряли
10 75 процентов своего состава и вынуж-
дены были перейти к обороне.

Осенью 1941 года фашистекие войска,
получив  подкренления в, составе не-
скольких дивизий и бригад «Сб», среди
которых были фашистские батальюны ©
громкими названиями «Фюрер», «Штурмо-
вик», «Батальон емерти», начали новое,
«решающее» наступление. Пресловутый
обервраль Геббельс уже разболтал по ра-
дио, что Мурманск занят, а командующий
северной групгировкой немцев генерал
Дитл роздал пригласительные билеты Ha
банкет в мурманской гостинице «Аркти-
ка».

В течение 18 дней шли тяжелые, кро-
вопролитные бои. 0б`единенные силы Co-
ветской Армии и Северного флота не от-
дали немцам ни одного вершка ролной зем-
ли. Наступление врага было отбито.

В этих боях  североморпы проявили
исключительное мужество и теройство.

При обороне важной высоты комеомолей
старший сержант Кисляков, ныне Герой
Советского Союза. после того, как был
убит командир, принял на себя хоманлова-
ние взводом. Фапиюты, имея превосходет-
во в силах, попытались окружить высоту
и взять североморцев в плен. Оставииев
один, комсомолен Кисляков сдерживал на-
тиск более сотни. озверелых гитлеровцев.
Высота была удержана до подхода нашего
по-крепления.

Исключительный подвиг совершил ком-
сомолец матрос Сивков. Оказавшиеь в ок-
ружении, он сражался до последнего пат-
	увлекательных сборов, посвященных 30-
летию комсомола, — ничего подобного ор-
ганизовано не было. Детям нечем веном-
нить лагерные дни.

Оборудован латерь плохо — постельно-
то белья нехватает, транспорта для Под-
возки продуктов нет. Даже медицинское
обслуживание в течение долгого времеви
не было налажено.

Установить дежурства по лагерю его ру-
ководители не сочли нужным. Следствием
этой непростительной халатности был по-
жар — 20 июня сгорел сарай и в нем 26
парт, принадлежавших школе. где разме-
щен лагерь. В сарае спал... сторож лагеря.

Удивляет тот факт, что секретарь Но-
гинското горкома  ВЛЕСМ тов. Лепетов
	звал, что в Латере дело поставлеяо плохо,
	ниваких

мер не принял.
	Специалисты физкультуры
	Московекий техникум физкультуры И
спорть Министерства трудовых резервов,
организованный вскоре после окончания
Великой Отечественной войны, выпустил
первый отряд молодых специалистов физи-
ческой культуры.

Из 102 окончивиеях техникум 13 полу-
чили дипломы с отличием. Многие выцуск-
ники имеют отличные оценки по основным
днецинлинам. В числе выпускников —
чемпион Москвы но боксу мастер спорта
А. Сурков, мастер спорта пю гимнастике
Т. Огурцова, один из лучших барьеристов
СССР В. Никитин и много друтой талант-
ливой, растущей молодежи.
		«CK JAA HE
		В: корреспонденции под таким заголовком
(«Московский комсомолец» № 81) рейдовая
бригада указывала на бесхозяйственность на
складе  строительно-монтажной конторы
«Огизстрой».

Начальник конторы тов. Орлов и партий-
ный организатор строительства тов. Панфи-
лов сообщили, что корреспонденция обсуж-
далась на совещании диспетчеров, на собра-
нии партийной организации и среди рабочих.
Критика признана правильной.

На заведующего складом тов. Ставцева
наложено взыскание за нерадивое отношение
	вали североморские подводники. Герой Co-
ветекого Союза Колышкин только за один
поход потопил 4 вражеских корабля. Под-
водная лодка Видяева имеет на боевом
счету 11 вражеских кораблей, Фисановича
— 13 кораблей, Старикова и нина —
по 16 кораблей.

Ториедные катера под командованием
офицера Алексеева в одном бою атаковали
караван противника в составе 30 вымпе-
дов. В результате атаки немцы потеряли
4 транспорта, один танкер, два минонос-
ца, два сторожевых корабля. Командиру
катера москвичу лейтенанту Паламарчук
присвоено звание Героя Советекого Союза.

Сокрушительные удары нанее противни-
ку девятый гвардейский минно-торпедный
полк. На боевом счету летчиков-ториедо-
носцев этого полка — 118  потопленных
кораблей противника. Семнадцать летчиков
из его состава завоевали высокое звание
Героя Советского Союза.
	Третьей, чрезвычайно важной задачей
Северного флота была защита наших мор-
ских путей, Немцы пытались нарушить
наши коммуникации. В базы Северной Нот-
вегии немецкое командование перевело эс-
кадру кораблей в составе линкора «Тир-
пиц», двух тяжелых крейсеров, лвух лег-
ких крейсеров, 10 миноносцев и 10 под-
водных лодок. Однако эти полытки нем-
цев ни к чему не’ привели. В июле 1942
года немецкая эскадра попыталась про-
рваться к нашему конвою, но безуепешно.
Подводная лодка под командованием Луни-
на атаковала линкор «Тирииц» и вывела
его из строя. те

Так в боях © врагами мужал и зака-
лялея Северный флот. В день десятилет-
ней годовщины товарищ Сталин прислал
морякам поздравление — отметил их б0е-
вые заслуги перед Ролиной и поставил за-
дачу еще выше поднять боевую славу
флота,
	Ротгдз в октябре 1944 года Советекая
Армия наносила немцам свой десятый
удар, все силы Соверного флота. участвова-
ли B Этом сражении. содействуя на-
	к хозяиству. Вся территория строительной
площадки огорожена й освещена. Укомплек-
тован штат пожарно-сторожевой охраны. Не-
гашеная известь, находившаяся на откры-
той площадке, полностью загашена, а при-
бывающая известь складируется под навес.
	Для ликвидации полерь древесины при об-
работке леса на балки оборудуется шпало-
резная установка; теека бревен вручную за-
прещена. Установлен строгий порядок вы-
дачи и получения материалов со склада и
жесткий контроль за расходованием их.
	ступающим войскам Карельского фронта.
Корабли и авиация, береговые батареи и
морская пехота били по врагу. В битве з&
Печенгу (Петсамо) моряки еще раз по-
крыли себя неувядаемой славой.
	Созданный великим Сталиным,  Север-
ный флот © честью выполнил возлюжен-
ные на: него боевые задачи. Советская
Родина достойно и по заслугам отметила
североморцев. Тысячи моряков награждены
орденами и медалями. 80 моряков-северо-
морцев удостоены высокого звания Героя
Советекого Союза, 47 кораблей и частей
награждены орденами, 16 кораблей и частей
преобразованы в гвардейские. Советским
правительством учреждена  слециальная
медаль «3a оборону Советского  Запо-
лярья», которой награждены все моряки
Северного флота. Коммунисты и комео-
мольцы были в первых рядах героических
борцов за счастье Ролины.
	Комсомол дал флоту много лучших сво-
их воспитанников, и они с честью носят
Комсомольское имя, показывая в боевых
лелах свою комсомольскую хватку. С каж-
дым днем все более крепнет шефство мо-
сковеких комсомольцев над Северным фло-
том. В этой дружбе сказывается живая,
неразрывная связь нашей Советской Ар-
мии, нашего Воеано-Морекого Флота, © на-
DOTON.
	Сейчас на флоте в разгаре боевая уче-
ба. На опыте Великой Отечественной вой-
ны североморцы еще выше поднимают
свое боевое мастерство. Они со всей от-
ветственноетью понимают, что на них воз-
ложена почетная обязанность бдительно
охранять созндательный труд советских
людей, героически борющихся за выполне-
ние пятилетки в четыре года. Советский
народ может быть спокоен — его мирный
труд охраняют верные часовые Ролины.
	Свое пятнадцатилетие Северный флот
ветречает в мирные дни. Он зорко п бли-
тельно несет охрану северных берегов на-
шей любимой Роливы.
		М. КОНОВАЛОВА,
инструктор отдела школ МК ВЛКСМ.
	рона. Оставшейся последнеи гранатой он
взорвал себя и наседавших немцев. Герой-
комсомолец посмертно награжден званием
Героя Советского Союза.

Храбростью и геройством отличилиеь в
этих боях и летчики североморекой авна-
ции и ереди них воспитанники комсомола
лважды Герой Советского Союза Борие Са-
фонов, Герои Советекого Союза, Покровский
и Сгибнев. В одном из воздушных боев
семь истребителей, ведомые Сафоновым,
вступили в схватку с 52 самолетами иро-
тивника, сбив при этом пять вражеских
самолетов.

В жестоких боях © немецко-фапгист-
скими захватчиками на долю Северного
флота выпали ответственные боевые зада-
чи. Главной из них являлась поддержка
приморского фланга Советской Армин все-
ми средствами и методами морекой войны.
Северный флот оказал большую помошь в
обеспечении армейских частей морскими
перевозками, питанием и снабжением. Он
помогал также и тылам, действуя огневы-
ми ударами по немецким позициям в пре-
делах досягаемости корабельной ` артилле-
рии и морской авиации. Морская пехота,
геройски защищала сухопутные подходы к
базам флота, высаживала тактические де-
санты и paspobIBaTeAbHBIE отряды в тыл
противника.

Второй важной задачей, которую решал
в Отечественной войне Северный флот, яв-
лялись удары по коммуникациям против-
ника. Активными операциями на, море и в
воздухе североморцы уничтожали боевые
корабли и транопорты противника. Нужно
учесть, что ввиду отсутствия железных
дорог северная группировка немецких
войск снабжалась всем необходимым толь-
ко морским нутем.

Уже в первый день войны — 22 июня
1941 года — береговая батарея Коемаче-
вё потопила первый немецкий транегорт.
№ концу 1941 года на боевом счету севе-
ромерцев — подводников, катерников, лет-
чиков, батарейнев — был 61 кооабль
противника общим водоизментением
250.000 тонн. 00бенно активно лейство-
	па страже северных
морских границ
	Велико стралегическое значение Совет-
ского Заполярья в обороне нашей страны.
Огромное, протяженностью в 15,5 тысячи
километров, северное побережье CCCP
сплопь омывается морями Ледовитого’ оке-
ана, образующими Великий Северный мор-
ской путь — важную водную магистраль,
связывающую советский запад © Дальним
Востоком. Северные моря в отличие от
Балтийского и Черного морей, выходы. из
которых контролируются другими государ-
ствами, имеют открытый выход в Атлан-
тяческий и Тихий океаны и являются
удобными артернями, связывающими С0-
ветский Союз © другими континентами.

Для того, чтобы надежно оборонять
морские границы советского севера, По
инициативе товарища Сталина был создан
Северный Военно-Морской флот.

Подготовка к созданию Северного флота
началась в 1931—1932 гг. В 1933 году
с Балтики. через Беломорско-Балтийский
канал имени Сталина были направлены на

север первые военные корабли — мино-
носпы, подводные лодки, сторожевые ко-
рабли.

Северный флот по праву считается
детищем Сталина. При его личном участии
были заложены основы этого флота. В
нюле 1933 года в Беломорском порту ко-
рабли, следовавшие на север, посетили
товарищи Сталин, Киров и Ворошилов. 22
июля 1933 года товарищи Сталин, Киров и
Ворошилов прибыли в Мурманск. На ко-
рабле «Буревестник» они совершили пе-
рехол по Кольскому заливу. Для увекове-
чения этой даты на гранитной. скале,
возвышающейся над заливом, при входе в
олну из баз флота. прикреплена мраморная
плита, па которой < гордостью кажлый мо-
т7г может прочесть, что здесь был великий
Сталин! До указанию товарища Сталина
	былин определены места базирования -10-
та. Этот день и етал лнем рождения само-
го молодого в нашей стране Северного Bo-
енно-Морекого флота, ’ который вот уже
пятнадцать лет верно служит своей вели-
кой Родине. `

Окруженный заботой  большевистекой
партии, товарища Сталина, флот непрерыв-
но рос и расширялся. пополняяеь новыми
современными отечественными кораблями
различных классов, самолетами, батареями.
Их создавала нална молодая военная про-
мышленность, выроешая за годы сталин-
ских пятилеток. ;

Моряки упорно и настойчиво учились,
совершенствуя свое боевое мастерство. В
условиях севера, где капризна и изменчи-
ва погода, часты штормы и туманы, в
условиях суровой зимы и длинных поляр-
ных ночей  моряки-североморцы умею
справлялись © возложенными на них за-
дачами. Они бдительно неели. вахту ча-
совых Роднны.

Немецкие ‘фашисты долго `и тщательно
готовились к захвату Заполярья. № нача-
лу войны они сосредоточили на Мурман-
ском направлении две горно-егерские дивч-
зип, снециально подготовленные для дей-
етвий в горных условиях, прошедшие че-
рез войну в Греции и Норрегии; в помощь
им был придан финский пехотный полк.
На северных аэродромах было сосредоточе-
но до 250 самолетов. В портах Норвегии
и Финляндии базировались немецкие во-
елно-морские силы. Фашисты расечитыва-
ли одним ударом разгромить части Совет-
ской Армни, захватить Кольский полуост-
ров, побережье Белого моря и, таким обра-
зом. перерезать наши морские пути.

Однако расчеты гитлеровцев с первых
же дней войны были опрокинуты стойким
сопротивлением частей Советской Армии и