Суббота, 24 июля 1948 г. № 90 (310).
  1, Идя ПВ BOS
MOCKURCAHA и ——
		yaspesavar

10 POPORAM HALTER Они поступают в Институт CMAN om

Указом Президиума Верховного Совета
РСФСР от 23 апреля .1947 года поселок
			ререги хлопок-— белое золото страны!
	Рейд бригады газеты „Московский комсомолец“ и комитета ВЛКСМ
	, : Стаханово, Раменского района, был. пре-
O pexoscKo20 хлопчатобу мажного комбината ‚  образован в. город Жуковский. За про-

хх хп * : * шедший год этот самый молодой город

№5. А 9%
	Московской области значительно вырос: в
нем уже есть две средних школы, из ко-
торых ‘одна закончена постройкой ‘прош-
лой осенью, больница, поликлиники для
взрослых и детей, детские сады, механи-
зированная прачечная, бани, 12 продукто-
вых и промтоварных магазинов.

Хорошо налажено культурное обслужи-
вание трудящихся. В городе есть клуб,
парк культуры и отдыха, стадион.
	ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
	Сейчас в городе строятся десятки одно
квартирных и двухквартирных домов. За-
ложены фундаменты двухэтажных котте-
джей из шлакоблочных конструкций. В
	па прядильной фабрике № 2   Боремся за бережливость
		Вомсомольские организации Ореховекого
хлопчатобумажного комбината принимают
деятельное участие в борьбе за экономию
сырья и подсобных материалов.

На предприятиях комбината создано 25
комсомольских контрольных постов. Их
работу возглавляют молодые специалисты
и лучшие производственники-комсомольцы.

Кроме того при комитете ВЛКСМ комби-
ната и редакции многотиражной газеты
«Стахановка» созданы рейловые бригады,
	фабрика № 2 сэкономила 23 тонны хлоп-
ка. Это значительно меньше принятых ‹9-
циалиетических обязательств. Коллектив
прядильной № 1, с` которой - соревнуется
прядильная № 2, при равных условиях
сэкономил за это время 65 тонн, на 15
тонн превысив евои обязательства.
Многие цехи прядильной № 2 сдают
угары больше запланированных. Сортиро-
вочно-трепальный цех, где начальником
	Мы вошли в прядильную № 2. Первое,
что нам бросилось здесь в Глаза, — это
грязь. В цехах на полу валялся в 96е10-
рядке хлопок. Его можно было обнару-
жить и в умывальниках и у ремонтируе-
мых машин. Хлопком вытирали ноги,
руки.

На фабрике варвареки относятся к УГа-
рам. При сдаче они, как правило, не сор-
	тируются, попадают на склад грязными,   Тов. Вузнецов, за 5 месяцев едал подме-  выполняющие специальные задания. oT ne
Xx одопровод, канализа-
замасленными. ти на 1300 килограммов больше нормы. Мы упорно добиваемся устранения 06-  ЭТИХ домах будут водопровод

fi : ция, центральное отопление, оборудуются
Ватерный цех, где начальником тов.  Коллектив  чесально-гребенного цеха   Наруженных недостатков. Например, Не-   ванные комнаты.

№ дл Апорта TT
	К 31-й годовщине Великого Октября сот-
	ни рабочих, инженеров и служащих отпраз-
днуют новоселье в новых квартирах.
	БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДА
	Этой весной на городскои территории
было посажено свыше тысячи декоратив-
ных деревьев, 6 тысяч многолетних ку-
старников, разбито много скверов. Вокруг
школ и садов поставлено 880 погонных
метров красивой металлической ограды. *

В городе развернулось большое дорож-
ное строительство. Отремонтированы
32 километра булыжных и асфальтирован-
ных дорог. Вновь проложено 5 тысяч
квадратных метров шоссе.
		‚ Драматический коллектив городского
клуба пользуется заслуженной любовью
жителей города. Ero спектакли всегда
	собирают большое количество зрителей.
Недавно кружковцы осуществили инсцени-
ровку по поэме А. Твардовского «Василий
Теркин», поставили пьесу Масса и Чер-
винского «Где-то в Москве». Сейчас кол-
лектив работает над инсценировкой рома-
на А. Фадеева «Молодая гвардия».

На сцене клуба часто выступает также
самодеятельный оркестр народных инстру-
ментов, дважды являвшийся участником
Всероссийского смотра художественной
самодеятельности.
	ВОДНАЯ СТАНЦИЯ
НА МОСКВЕ-РЕКЕ
	На левом берегу Москвы-реки в предме-
стье города заканчивается строительство
большой водной станции. На воду уже
спущены 33 лодки. Скоро состоится от-
	крытие станции,
	Бубнова, ежедневно сдает много смешан-
ных колечек. Отходы здесь настолько
превышают план, что за пять месяцев В
этом цехе ушло в подметь около 6 тысяч
килограммов дорогостоящего хлопка

В ленточно-банкаброшном. цехе не ве-
дется борьбы с рванью. Убытки по эт0:
причине здесь составляют свыше 18 ТЫ
сяч рублей.

ВЕНКИ ИЗ ХЛОПКА
	Унылое зрелище представляет чесаль-
но-гребенной цех (начальник тов. Акее-
нов). Коридор его густо усеян хлопком,
безжалостно втоптанным в грязь. Некото-
рые работницы ухитряются делать себе
нечто вроде венков из хлопка, надевая их
на голову вместо повязки.

Когда мы спросили у заместителя Ha-
чальника цеха тов. Павлова: «Почему У
вас так относятся в XIOUKY?», On OTBC
THI:

— Что же, я из-за хлопка с рабочими
рутатьея буду, что ли?..

Никакой приемки угаров на фабрике по
существу нет. Рабочие приходят и евали-
вают отходы как попало, а приемник Да“
же не интересуется этим делом. Утары
сдаются нерассортированными, белый x10-
DOR перемешан с желтым, колечки — 6
ровницей, нитки — © веревками.

Нам довелось видеть и другую возму-
тительную картину: мимо помещения, где
принимаются угары. проходил из ватер-
ного цеха шнуровщик Иванов е прияте-
лем. Решив  порезвиться, Парни начали
бросать друг в друга хороший белый хло-
поБ и, конечно, весь его при этом пере-
мяли и запачкали. Присутетвовавшая при
этом начальник цеха тов. Осипова НИКа-
ких мер не приняла.
	О ЧЕМ РАССКАЗАЛ
БУХГАЛТЕР

Главный бухгалтер прядильной фабрики
№ 2 тов Балакин рассказал нам следую-
	прядильная
	ЩеВ.
— За первое полугодие
	давно рейдом было проверено, как исполь-
зуются внутрифабричные резервы для
снижения себестоимости продукции. Ёом-
сомольцы обнаружили, что на прядильной
фабрике № 1 не берегут шпули, а в емене
мастера тов. Лукина плохо ремонтируют
оборудование, отчего получаются повышен-
ные отходы, велики угары. В цехах были
разбросаны хлопок и детали.

Большинство недостатков по сигналу
бригады устранено, комсомольские органи-
запии стали активнее бороться за эконо-
	МИЮ.
А. ХРИЗОЛИФОВА,

секретарь комитета ВЛКСМ Оре-
ховского хлопчатобумажного ком-
бината.
	Экономим сырье
	Молодые прядильщики нашей фабрики
настойчиво борются за экономное расходо-
вание хлопка.

Во всех цехах расставлены контрольные
комсомольские посты. Они следят за тем,
чтобы работницы не разбрасывали сырье
по цеху, бережно собирали утары в чи-
стую тару.

Образцы стахановекотго труда и береж-
ливости показывают молодые ватерщицы
прядильной фабрики №1 Валентина Чух-
ланова, Антонина Петрова, Нина Кондако-
ва, и Екатерина Ставцева. За первое полу-
тодие они сэкономили десятки килограммов
хлопка.

Экономия сырья, высокий  производи-
тельный труд способствовали TOMY, что
комсомольско-молодежные бригады нашей
фабрики выработали <верх задания шести
месяцев 172 тонны пряжи.

За полгода наша фабрика сэкономила
65 тонн хлопка. В этом — большая доля
труда комсомольцев и молодежи. Но мы не
успокаиваемея на достигнутом. ‹

3. РУКАВИШНИКОВА,
секретарь комсомольской организации
прядильной фабрики № 1.
	Ватерщица прядильной .фабрики № 1
Валентина Чухланова. Молодая стаха-
новка работает уже в счет второго
годового задания. В. Чухланова бе-
режно относится к сырью, не допус-
кает больших угаров.

Фото Г. АЛЕКСЕЕВА.
	потерял на подмети 7118 килограммов.
Рвань ленты в этом же цехе составляет на.
3.453 килограмма, а потери от пуха на
7.157 килограммов больше, чем это до-
пускается планом. По всем видам отходов
потери достигают здесь 69.563 рублей.

В ленточно-банкабронтном цехе (началь-
Ник, Тов. Орехов) велики отходы ровницы
и лёнты. Сверх нормы этот цех сдал 1193
килограмма ровницы и 1742 килограмма
бракованной ленты, всего на 18.640 руб-
лей.

Очень большие потери на подмети И
рвани имеет также цех, которым руко-
водит тов. Бубнова.

Это причинило фабрике огромные убыт-
ки.
	КОМИТЕТ КОМСОМОЛА
В СТОРОНЕ
	Московский ордена Трудового Красного Знамени т cra an 3a
Сталина. В приемной комиссии-—десятки юношей и девушек. Носле под

к. meso EE Tact TT Bt.) a
	стали впмели
е подачи за-
с наглядными

тывлех тысяч
	явлений будущие студенты’ осматривают лабораторию, знакомятся
	пособиями. Здесь им предстоит учиться.
За годы своего существования институт дал стране около четырех
	спецяалистов.
	предприятия черной метал-
- Они отдают все свои си-
		В нашей стране не найдется ни одного крупного предирийси” сор
лургии, где бы не работали питомцы Института стали. Они отдают вс
лы общенародному делу выполнения четвертой сталинской пятилетки.

НА СНИМКЕ: преподаватель И. В. Воскресенский рассказывает

людям об их будущей профессии.

Фото В. ТОКАРЕВА.
	Забытая организация
	33 Куйбышевской улицей в Узловой
еще недавно простиралея пустырь. Теперь.
здесь растет новый город: строится меха-
нический завод горного оборудования; Вы-
сятся кирпичные корпуса парокотельной,
ремонтно-механической мастерской,  мон-
тируется крупнейший из цехов — цех
металлоконструкций. Рядом — будущий
заводской поселок. Красивые фасады до-
мов, массивное здание школы  металли-
сетов. Тут же идет кладка. зданий средней
школы, детского сада, яслей, больницы.

И везде — на кладке домов, на монтаже
металлоконструкций, на плотничьих 2
других работах трудятся сотни молодых
строителей. Они составляют большую
часть рабочих, а вот комсомольцев на
строительстве всего... 17 человек.

Почему же столь малочисленна органи-
зация одной из крупнейших строек `Мос-
басса? ‚Только потому, что члены коми-
тета ВЛЕСМ строительства мало интере-
суются жизнью молодых рабочих, редко
встречаются с молодежью, не идут Ha-
встречу ее желаниям.

По вечерам, после трудового дня, моло-
дые рабочие собираются в своих неуют-
ных общежитиях. Одни играют в карты,
другие, устроившись на постели, слушают
какого-нибудь гитариста или балалаеч-
НИКа. ;

Вполне понятно; что молодежь желает
заниматься физкультурой и спортом.   Од-
нако на строительстве нет ни волейболь-
ной, ни городошной площадок, ни в одной
из комнат нет даже шахмат или домино.

Спралтивается: разве молодые строите-
ли не в силах изготовить для себя город-
ки, нарезать шашки, разбить волейболь-
ную площадку, тем более, что мяч и сет-
Ra лежат без действия?

А разве нельзя провести специальный
воскресник по уборке помещений; органи-
зовать соревнование на лучшую комнату
п койку? Конечно, можно. Вся беда в том,
что комсомольцы не прикладывают к это-
му своих рук, не организуют молодежь.

30 процентов молодежи не выполняют
своих норм и чаще всего потому, что
прорабы плохо готовят рабочие места, во-
время не снабжают рабочих  инструмен-
tamu. Недавно, например, — молодые
	станочники отдела подсобных произ-
водетв простояли 7 часов из 8 из-за от-
сутетвия материалов. Только за час до
окончания работ в отдел была завезена
древесина... ,

Если бы комсомольская организация
по-боевому подходила к вопросу трудового
использования молодежи, она могла бы
найти виновных в неподготовке рабочего
места и потребовать от администрации их
наказания.

Комсомольцы крупнейшего строитель-
ства в Мосбассе не являются подлинными
вожаками молодежи, и в этом немалая
доля вины  Узловекого горкома ВАЛЕСМ,
который оставил организацию без вни-
мания, не подсказал во-время, на что
ей следует обратить внимание. Работники
горкома только один раз присутствовали
на комеомольском собрании у строителей.
Иногда «забегали» в общежития или нд-
поминали секретарю комсомольской орга-
низации тов. Степину о продетавщении. от-
четов.

Такие мимолетные посещения, естест=
венно, проходят бесследно. А почему бы
не зайти работникам горкома к молодым
строителям после рабочего дня, чтобы 00-
стоятельно побеседовать с ними, прочитать
им хорошую, содержательную лекцию, по-
интересоваться их работой? В. клубе строи:
телей. кроме танцев, не проводится ничего,
	здесь нет литературы. Молодые строители
	слесарь Владимир Лукьянов и плотник
Николай Панков как-то обратились в го-
родекую библиотеку с просьбой записать
их, но... получили отказ.

А вель горком комсомола мог бы добить-
ся не только того, чтобы городская биб-
лиотека выдавала книги строителям, но и
поставить вопрос о создании своего биб-
лиотечного фонда на заводе, тем более,
что в райкоме союза шахтостроителей и в
	тресте «Мосшахтострой» имеются для
этого специальные средства.
Узловскому горкому ВЛЕСМ следует
	глубже вникнуть в дела комсомольской ор-
ганизации строителей, оказывать ей пов-
седневную помощь с тем, чтобы быстрее
устранить недостатки в ее работе.
			КОГДА ЖЕ УЗЛОВСКОЙ ГОРКОМ ВЛКСМ
ВСПОМНИТ О МОЛОДЫХ СТРОИТЕЛЯХ?
	Во всех цехах фабрики работает боль-
шое количество комсомольцев и молоде-
жи, но многие из них примирились C
грязью, не ведут борьбы за экономию

ХЛОПКа.
	Исключение составляют лучшие стаха-
новцы прядильной № 2: они показывают
пример бережного расходования сырья. Но
комитет комсомола (секретарь тов. Сыте-
ва) не популяризирует их опыт, не орга-
низует борьбы с потерями. Она ведется
здесь самотеком.
	Молодежный коллектив Ореховского
хлопчатобумажного комбината, в который
входит прядильная фабрика № 2, обязал-
ся в этом году сэкономить 200 тонн хлоп-
ка, снизить на 25 процентов угары. Но
комитет ВЛЕСМ фабрики не чувствует ни-
какой ответственности за выполнение эЭто-
го важного обязательства. На фабрике да-
же не создано ни олного контрольного ком-
	COMOIBCROPO MOCId.

Участники рейда: К. ГЛЕБОВ, .
В. ПРОТОПОПОВ и В. ХАНДЫ-
	oo
		В новый, только что выстроенный сила-
ми рабочих и молодежи клуб завода им.
Буденного. Министерства автомобильной и
тракторной промышленности приехали  го-
сти - артисты Ленинградского театра
	имени „1енинского комсомола.

С кратким рассказом о творческом пути
театра выступил художественный  руково-
дитель М. Чежегов.

22 roma существует Ленинградский театр
имени Ленинского комсомола. Это —
первый молодежный театр в стране. По-
добно Московскому театру имени Ленин-
ского комсомола, он организовался из
TPAM’a — театра рабочей молодежи. ‘За
22 года театр поставил много пьес, но
главной темой, волнующей театр, являет-
ся современность, желание показать
молодежи передового человека  соци-
алистической эпохи, героя нашего вре-
мени.

Ленинградцы показали молодым MOCK-
вичам сцены из спектаклей «Два капита-
на», «Сказка о правде» и «Последняя
жертва». В концерте приняли участие ля-
уреат Сталинской премии Н. Родионова,
артисты Г. Самойлов, А. Курков, В. Ка-
заринов, А. Рахленко, В. Захарова, Г. Хо-
ванов и А. Слободской.

Выступивший после концерта молодой
шлифовщик комсомолец Николай Фолом-
кин приветствовал артистов театра от
имени молодых рабочих завода.

— Мы заверяем вас, дорогие гости, —
сказал он, — что взятые нами обязатель-
ства — выполнить пятилетку в три с по-
ловиной года — мы завершим с честью.
		Злесь действует контрольный пост
	В тростальном отделе, например, руко-
водитель поста тов. Борисова рассказала о
том, как молодежь отдела, который в ию-
не сдал в угары сверх плана 3.874 кило-
грамма, сумела за первую половину июля
сэкономить 253 килограмма пряжи.

Работой постов оперативно руководит
комитет ВЛАСМ. В июле состоялось два с0-
вешания контрольных постов. На комео-
мольском активе секретарь — комитета
ВЛЕСМ тов. Егоркина подвела итоги борь-
бы за экономию и рассказала собравитимея
о дальнейших задачах, стоящих перед, кон-
трольными постами. Уже сейчас  чувет-
вуетея, как на предприятии укрепляется
технологическая дисциплина, повышается
производственная активность молодежи.
Комсомольцы  вокрывают и ликвидируют
большие недостатки в работе фабрики, ока-
зывая серьезную помощь хозяйственникам
и партийной организации.
	И. КИРИЛЛОВ,
участник рей-
довой бригады.
	помощник мастера,
	Комсомольская организация KPYTHABHO-
ниточной фабрики Ореховского хлопчатобу-
мажного комбината активно борется за
экономию сырья и материалов. На фабри-
ке действуют 18 контрольных постов, В
которые вовлечено много передовой моло-
дежи. Посты работают в содружестве © хо-
зяйственниками и инженерно-технически-
ми работниками фабрики. Они выявляют
причины перерасхода материалов и сырья,
увеличения угаров, выясняют, почему по-
лучился брак, добиваются устранения не-
достатков.

В июне фабрика понесла тысячи рублей
убытка на угарах и браке. Работа кон-
трольных постов <оздала резкий перелом.
В июле фабрика уже дает экономию. Ш
плану за 14 дней июля фабрика должна
иметь 6.525 килограммов угаров, сдано же
6.490.

Комсомольские посты ведут большую
раз’яснительную работу среди рабочих.
Проводят беседы на темы, как устранить
потери на производстве, организуют обмен
опытом по экономному — расходованию
сырья.
	В Московском планетарии
Возобновила леятельность астрономиче-1! Сталинской премии профессора Максутова,
	ская площадка в Московском планетарии. дает возможность посетителю
Общедоступная обсерватория, оборудован-  пятна на солнце, горы на луне,
ная новым телескопом системы лаурезта   звезлы, планеты.
	разцом поведения, стремились подражать
Рахметову — жить и бороться, как, он.

Г. М. Димитров указывает, что револю-
пионеры славянских народов «...воспитыз
вались на примере героев «Что делать?»
— Рахметова, Кирсанова, Лопухова и Ве-
ры Павловны — и очень часто буквально
старались подражать личной — твердости,
выдержке, преданности делу революции и
непримиримости к врагам — качествам,
которые характеризуют героев Чернышев-
ского».

Плодлотворное общественно-политическое
влияние оказал Чернышевекий на таких
выдающихся представителей культуры, как
писатели Некрасов, Салтыков-Щедрин,
В. Короленко, Т. Шевченко, Иван Франко;
Коста Хетагуров; художники Перов, Крам-
ской, Репин; композиторы Балакирев, Рим
окий-Корсаков, скульптор Антокольский
и т. д. Под его влиянием находились бол-
гарекие писатели (Вазов, Ботев, Караве-
лов), сербские писатели (Светозар Марко-
вич, Ракич).

Чернышевский страстно любил свой нз-
род, был пламенным патриотом. O#
твердо верил ‘в ненссякаемые силы ©воего
народа, и боролся.за поднятие в нем чувет-
ва собственного достоинства, убеждая, что
народу-богатырю нельзя пассивно мирять-
ся с крепостничеством и паризмом.
	С именем Чернышевского связано пода
нятие русекой классической философии н&
высокую ступень,  свидетельствующую 0
ее всемирно-историческом значении. №
случайно Энгельсе отмечал в 1884 году
«...самоотверженные искания чистой тео
рии, достойные народа, давшего Добролю-
бова и Чернышевского».
	На идеях  Чернышевекого, которого
В. И. Ленин называл одним из предшест-
венников русской социал-демократии, вы-
росло несколько поколений руеских рево-
люционеров. Самоотверженная борьба этих
революционеров,  возглавленная партией
Ленина — Сталина, привела к победе 60-
циализма в нашей стране.
	Е. БЕРКОВ,
кандидат исторических наук.
	передовой литературы своего времени. Его
вольное слово звало молодую Россию к ак-
тивному действию, К революционной борь-
бе. Он требовал от литературы, чтобы она
вскрывала язвы современной ему общест-
венной жизни, ратовал за «гоголевекое на-
правление» (реализм) и боролся за то, что-
бы печатное слово служило  передовым иде-
ям современности.

Чернышевский всю жизнь боролся за
народность литературы и искусства. В
своей работе о Лесеинге он, давая мате-
риалистическую картину развития мировой
литературы, указывал, что «..писатель
должен быть органом желания своего на-
рода, его руководителем и защитником».
Вместе с Некрасовым Чернышевский пре-
вращает в рупор революционной пропаган-
ды лучший журнал революционно-демокра-
тической России «Современник» и за-
нимается широкой критической  деятель-
ностью. ,

В своих замечательных романах «Что
делать?» и «Пролог» великий  просвети-
тель, пропагандируя идеи утопического со-
циализма, рисовал картину будущего o6-
щества, призывая к борьбе за это счастли-
вое будущее. Эти выдающиеся произведе-
ния революционно-демократической  худо-
жественной литературы сыграли громадную
роль в развитии передовой общественной
мысли России. Романом «Что делать? »,
запрещенным цензурой, зачитывалась
передовая молодежь того времени. В этом
романе Чернышевский стремился дать от-
вет на животрепещущие вопросы, волно-
вавшие’ передовые круги русской общест-
венности -60-х годов. Он блестяще крити-
ковал действительность и показал необхо-
димость ее революционной ломки. 0браз
героя романа — пламенного революционе-
ра, материалиста Рахметова создан как
образец бойца за интересы народа. Рах-
метов твердо знал, что необходимо делать,
и всей своей жизнью и’ деятельностью
призывал бороться с царизмом («К топору
‘зовите Русь»). Лучшие представатели рус-
ской молодежи, избрав repos романа 03-
	щества, Чернышевский выковывал передо-
вую теорию. По словам Ленина, «Черны-
шевский —— единственный действительно
великий русский писатель, который сумел
с 50-х годов вплоть до 88-го года остать-
ся на уровне цельного философокого мате-_
риализма...».

Чернымевский требовал историзма и ©
замечательным искусством историческим.
путем обоеновывал критику крепостничеста
ва и царизма. Он призывал изучать’ исто-
рию, особенно своего народа, любить ‹ ее.

Будучи крупным экономистом, Черны-
шевский резко критиковал  вульгарную
буржуазную науку, тщалельно изучал тру-
цы Адама Смита и Рикардо и стремился
создать политическую экономию трудящих-
ея. Марке и Ленин высоко оценивали его
как экономиста, как замечательного кри-
тика капитализма.

Как государствовед Чернышевский пре-
сдолевал во многом ограниченноеть бур-
жуазного либерализма, утверждаяеь на по-
зициях осознания классовой природы госу-
дарства, классового использования ето и
классового характера господствующих в
нем политических партий.

Чернышевекий стоял за принципи н&-
циональной свободы и национального ©8-
моопределения; будучи врагом «расовой
теории», он отмечал силу добровольного
‘соединения разных национальностей в ©д-
ну историческую группу.

Являясь создателем новой эстетики, Чер-
нышевский выступил ярым противником
теории «чистого» искусства, затушевывав-
шей социальные противоречия, борьбу. Ис-
KYCCTBO, говорил он, должно быть могучим
средством борьбы за переустройство обще-
ства: оно не может не быть «тенденциоз-
ным»... Он учил, что литература и искус-
втво воспроизводят жизнь общества и
должны воспитывать его, обличая реак-
цию, призывая к борьбе за прогресс (ма-
гистерекзя диссертация 1855 года «Эсте-
тические отношения искусств к действи-
тельности»).

Великий просветитель вместе с Н. А.
Побролюбовым нахолилея во главе русской
	 русеним революционный AGMONDAT
		В идейном наследетве, развитом русской
революционной социал-демократией, особен-
ное место занимают идеи ее предшествен-
ников и Чернышевекого прежде всего.
	Н. Г. Чернышевский (1828—1659) был
одним из наиболее выдающихся борцов
отечественной и всемирной передовой ре-
волюционной мысли своего времени. Вею
свою жизнь он посвятил созданию дейст-
венного мировоззрения, ках теоретического
основания революционной борьбы.

Н. К. Крупская свидетельствует об идей-
ном влиянии Чернышевского на Ленина,
который высоко ценил великого русекого
революционного = демократа, Товарищ
Сталин охарактеризовал Чернышевского
как одного из выдающихея сынов рус-
екой нации.

Чернышевский был исключительно раз-
носторонним мыслителем. Он был филосо-
фом-материзлистом, историком, — экономи-
стом. государетвоведом, теоретиком искус-
ства, публицистом-критиком, беллетристом,
проеветителем. Вся его деятельность была
подчинена благородной идее борьбы за oc-
вобождение народа. Всю свою замечатель-
ную жизнь он пропагандировал идею кре-
отьянекой революции.

В условиях 60-х голов проеветительство
Чернышевского носило революционный ха-
рактер, отличаясь ненавистью к крепост-
ному праву п всем его порождениям, пла-
менной защитой прогрессивных идей про-
свешения. свободы, самоуправления и от-
стаиванием интересов широких народных
масе (коестьянетва).
	Представляя вместе с Добролюбовым но-
вое поколение разночинцев в истории рус-
ского освободительного движения, Черны-
шевекий развивал дальше идеалы,  заве-
щанные первым поколением русских я
люцнонеров (декабристы — Герцен).

‚ Тенин указывал, что Чернышевский a
° чительно ушел вперед, являясь «гораздо
	«Лневнике» Чернышевский `Записал под
лалой 18 сентября 1848 года: «...я стал
по убеждениям в конечной цели человече-
ства решительно партизаном социалистов и
коммунистов и крайних республиканцев,
монтаньяр решительно».

Но Чернышевский не мог быть последо-
вательным до конца диалектиком-малериа-
листом. Он был — социалистом-утотиетом,
считая, что Россия может притти к сопиа-
лизму через крестьянскую общину, минуя
капитализм. Отсталость экономического и
политического строя современной ему Poc-
сии, в которой еще не развилея револю-
ционный пролетариат, не позволила ему
осознать историческую роль пролетариата
как могильщика капитализма. Призывая
народ (крестьянство) революционным пу-
тем уничтожить крепостнический строй и
царизм, Чернышевский выступал как, идео-
лог крестьянской революции.
	«Чернышевекий, — писал В. И. Ленин,
— был не только социалистом-утопиетом.
Он был также революционным  демокра-
том, он умел влиять на все политические
события его эпохи в революционном духе,
проводя — через препоны и рогатки цен-
зуры — идею крестьянекой революции,
идею борьбы масс за свержение всех ста-
рых властей».
	В отличие от Герцена Чернышевекий в
самый момент проведения «крестьянской»
реформы 1861 года относился к ней резко
отрицательно,. считая, что не реформа, a
только революция может привести к под-
линному улучшению крестьянской жизни.
В своей прокламации «К барским крестья-
нам» он указывал, что лишь восстание
способно привести к получению настоящей
воли и земли, призывая крестьянетво вы-
ступить © оружием в руках против царя
и помещиков.

Классик русской философии, отражая
интересы прогрессивных слоев русского 0б-
	А 120-летию со дня
рождения
Н. Г. Чернышевского
>
	более последовательным и боевым демокра-
том. От его сочинений веет духом классо-
вой борьбы... Он был замечательно глубо-
ким критиком капитализма несмотря на
свой утопический социализм».

Чернышевский был последовательным
малериалиетом. Свою философию, филосо-
фию революционных демокралов 60—70-х
годов, Чернышевский называл «антрополо-
гической», считая, что высшим предметом
философин являются человек и природа.
Этот термин узок, но Чернышевский су-
мел, несмотря на это, показать, что чело-
век — вовсе не отвлеченная юридическая
категория, & реальное существо, жизнь KO-
торого основана на экономическом быте. В
своей работе ‘«Антропологический принцип
в философии» (1860 год) он громил идеа-
лизм, блестяще доказывал, что идея суще-
CTBYeT для человека, а не человек для
плеи, как это утверждал Фейербах. При-
звание человека — сознательное движение
вперед в общественной борьбе, учил он,
говоря, что человек не только может, но
й должен бороться за изменение мира с-
гласно своим стремлениям. Чернышевский
раловал за борьбу, яростно выступая про-
тив пассивного созерцания, утверждая, что
развитие природы и. общества беспредель-
HO и Что человек должен бороться за это
развитие.

Чернышевский отвергал взгляд на в0з-
можноеть движения вперед через эволю-
цию, реформы. Он говорил о борьбе непри-
миримых противоречий, велущей к револю-
ционному взрыву, к уничтожению отжив-
‘шего и утверждению нового. В своем