+. и“
	я о ам 2, :
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН Coensrayirecnt
		В воскресенье на Тушинском аэродроме состоялся праздник,
	‚ посвященный` Дню Воздушного Флота СССР.
Праздник ‘вылился в ярную демонстрацию могущества.
	Советского Воздушного Флота, мастерства сталинских сонолов,
горячего стремления советского народа сделать свою авиацию
	лучшей в мире.
	Слава великому СТАЛИНУ — вдохновителю и организатору
всех побед страны социализма!
	н, Н. А. Булганин, Л. П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян, Л. М. Каганович, А. Н. Косыгин, Н. А. Вознесенский, А: А. Кузнецов,
нко на празднике, посвященном Дню Воздушного Флота’ СССР. Тушино 25 июля 1948 года. ` Фото М. Калашниковой,
			[=
	КОМСОМОЛА ЛИ:
	Орган МК и МГК ВЛКСМ

No 91 (947) Bropuux, 27 mons 1948 года, Цена 20 ноп.

Товарищи А. М. Василевский, К. А. Вершинин, К. Е. Ворошилов, И. В. Сталин, Н. А.
М. Ф. Шкйрятов, Г. М. Попов, Н. М. Шверник, М. А. Суслов и Ц. К. Пономаренко на п
		Несонрушимая мощь
	виации
	Сталинсной а
	Над зеленым полем аэродрома прозвенели о
серебряные голоса фанфар. Взвилея ввысь
флаг Военно-Воздущных Сил, мощно про-
звучал Гимн Советского Союза. Звуки его
елились е громом артиллерийского салюта
= двадцать залпов из ста орудий...

Так началея праздник,  поевященный.

Воздущного Флота СССР, так нача-
лось величественное, незабываемое зре-
`лище. Москвичи любят воздушные парады,
видели их немало в шюшлые годы. Но
то, что они увидели в минувшее воекре-
сенье, превзошло все предположения. Бо-
лее полумиллиона трудящихся столицы
были свидетелями демонстрации несокру-

шимой мощи сталинской авиации, беепри-
мерного искусства напих летчиков, пре-
„красных качеслв нашей многомоторной и
реактивной авиационной техники.

Гордостью за Родину, за ее крылатых
зитязей были наполнены сердца собрав-
maxes oa Тушинокем аэродроме. Они
увилели плоды неустанного труда совет-
ского нарола по укреплению воздушных
сил госуларетва, плоды великой заботы
партии, правительства и лично товарища
Сталина о развитии нашей авиации.
И ‘когда 96 самолетов Добровольного об-
щества содействия авиации начертали В
небе «Слава Сталину», тысячи yer по-
вторили эти родные сердцу слова, этот
‘пламенный привет вождю.

В празднике участвовали опытные воен-
‘ные летчики и комсомольцы — воспитая-.
ники московских аэроклубов, отважные
‘парашютисты, планеристы и женщины-
летчицы. Многие из них отличились в
`войне советского народа против гитлеров-
ской Германии и империалистической
Японии, многие отмечены высокой  на-
традой Родины. Это © них великий Сталин
сказал от имени всего народа: «Слав-
ные соколы нашей Отчизны в ожесточен-
ных воздушных сражениях разгромили
хваленую немецкую авиацию, чем и 0бее-
печили свободу действий для Красной
`Армии и избавили население нашей стра-
ны от вражеских бомбардировок ¢ возду-

Выполнив патриотический долг, на-
шя летчики и в мирные дни продолжают
совершенствовать свое мастерство, свое
летное искусство. Праздник ярко проде-
_монстрировал их высокие моральные ка-
чества, их упорство в овладении елож-
нейшей ‹овременной техникой, их TOTOB-
ность в самых трудных боях © честью 9г-
стоять государственные интересы нашего
Отечества. Праздник показал, что советские
‘летчики успешно выполняют Задачу, по-
	Л раздник на Тушинском аэродроме
	Традиционный
	` Страна наша — родина авиации. 104-
диционные воздушные парады в честь Двя
Сталинской авиации уже давно стали под
линно народными праздниками, веенарод-
ными смотрами достижений советских лет-
чиков, авиаконструкторов и самюлетострои-
телей. .

Советскую авиацию выпестовал великий
Сталин. Еще в предвоенные годы он
поставил задачу: летать выше всех, быст-
рее всех, дальше всех! Вдохновленный
грандиозной пелью, советекий народ вы-
двинул тысячи талантов, которые проела-
выли в веках авиационное знамя Родины.
Воспитанная на этих благородных тради-
циях, советская ‘авиащия полностью оправ-
Jada надежды народа в годы Великой Оте-
чественной войны. Ho задача, поставлен-
ная товарищем И. В. Сталиным, остается
в силе и сейчае. И она продолжает вдох-
новлять крылатое племя советских людей
на новые подвиги.

25 июля в шестнадцатый раз cTd-
липа нашей Рюлины — Москва ралост-
но отмечала День Воздушного Флота, СССР.
С утра десятки тысяч. москвичей устреми-
лись к тралиционному месту авизлионных
торжеств — Тушинскому аэродрому Цент-
рального азроклуба СССР имени Чкалова.
Этот аэроклуб вырос из воздухоплаватель-
ного кружка, сбзданного. много десятиле-
тий тому назад «отцом русской авиации»
профессором Н. Е. Жуковским,

Е трем часам дня на огромном поле
аэродрома, на насыпях канала и берегах
Москвы-реки собралось несколько сот ты-
сяч по-праздничному одетых людей,

Тушивский аэродром ярко расцвечен
флагами. Здание Центрального аэрокл
СССР имени Чкалова, правительственная
ложа, трибуны убраны гирляндами зелени
и красочными Франепарантами. Над бал-
конами — Государственный флаг” СССР и
флаги Военно-Воздушных Сил Советского
Союза. Перед правительственной ложей —
большая мраморная статуя В. И. Ленина.
На фасаде здания— портреты И. В. Сталина,
руковолителей партии и правительства.

На празднике присутствует много знат-

ных люлей нашей Родины. В их числе —
демобилизованные воины, выне передовые
люди промышленности и сельского хозяй-
ства, Герои Советского Союза и Герой
циалистического Труда. Ведутся беседы ©
минувших сражениях, о боевых друзьях, о
возлупных битвах недавнего прошлого, 0
великих сынах русского народа — А. Ф:
Можайском — создателе первого в мире
самолета, построенного за 20 лет до аме-
риканиев братьев Райт, 9 знаменитом руб-
ском ученом К. 9. Циолковском — 0еново-
положнике современного реактивного <а-
молетестроения ий творце первого проекта
реакливного самолета, о создателе первой
«летающей лодки» Д. П. Григоровиче —
замечательном советском конструкторе,
давщем Родине более 60 различных видов
самолетов, — о русских людях, открывших
человечеству пути к прогрессу авиации...
_ Время приближается к четырем часам.
Всё взоры обращены к зданию Централь-
ново аэроклуба. И вдруг бурный рокот
аплодисментов прокатывается из’ конца В
конец летного поля. тысячи уст в радост-
ном волнении произносят имя творца с0-
веяского возлушного флота: — Сталин!

В правительственной ложе появляется
великий вождь советского народа товарищ
И. В. Сталин. Вместе с ним входят товари-
ши J. П. Берия, К Е. Ворошилов,
Г. М Маленков, А. И. Микоян, Л. М. Ва-
танович, Н. А. Вознесенский, Н. М. Швер-
ник, А. Н. Косыгин, Н. А. Булганин,
А. А. Кузнецов, М. А. Суслов, П. В. Поно-
маренко, Г. М. Попов, М. Ф. Шкирятов,
Маршал Советского Союза А. М. Василев-
ский, Маршал авиации К. А. Вершинин...

Многоголосое «ура!» вспыхивает над
гигантским аэродромом. Народ горячо при-
ветствует любимого вождя. Восторженные
	ду великий русский ученый М. В. Ломо“
носов. Первый в мире двухвинтовой гели-
коптер был построен.в 1912 году.. также
в России, академиком Б. Н. Юрьевым.
Подобные летательные аппараты  появи“
лись за границей спустя 15—20 лет...
Вертолет Камова и геликоптер Братухи-
на — последнее достижение советской
авиационной техники. Эти малины #6
нуждаются в спепиальных аэродромах. В
частности. вертолет Камова. вооруженный
	обычным мотопиклетным мотором. может
	подняться с. любой плоской крыши дома,
е небольшой лесной полянки и даже 6
платформы грузовика. Эти машины име-
ют большое будущее. Особенно птирокое
применение они смогут получить в сель-
ском хозяйетве.

Показ достижений летчиков-епортеме-
нов закончилея пролетом группы BCIOMO-
тательных ‘самолетов конструкции Яков=
лева. Антонова и Сухого. Эти простейшие
в ‘управлении машины — «воздушные
работники», мастера на вее руки. Они
удобны и для тренировки молодых пило-
тов. и для буднаячной работы — перевоз-
ки почты и небольших грузов, для опы-
ления полей. салов и виноградников.
	На воздушной арене появляются в0е5.
ные летчики. В аэродрому на огромной
скорости приближается истребитель кон-
струкции Героя Социалистического Труда
Лавочкина. Пилотирует канитан Новиков.
Скорость и маневр-—главное оружие этой
мапитны, завоевавшей всеобщую популяр-
ность в годы Великой Отечественной вой-
ны. На таких самолетах советские летчиз
ки в боях с неменко-фашиетекими 38
хватчиками завоевали господство в возду-
хе.

На предельной скорости истребитель Ho
викова «свечой» устремляется в небо. дез
лает боевой разворот и чертит огромную
петлю. За самолетом, мгновенно набрав-
шим мнотокилометровую высоту, тянется
тонкий синеватый след. Он долго оетаете
ся в воздухе, как бы сохраняя головокру“
жительные эволюции машины. С огромз
ной высоты истребитель отвесно падает
вниз и енова почти вертикально взмыва-
ет вверх. Неновторимо сложные и в то же
время изящно выполненные фигуры выс-
шего пилотажа меняютея. еловно в Rae
лейдоскопе. Над притихшим полем, гото-
вым каждую минуту разразиться бурной
овацией. самолбг врашается вокруг 69б-
ственной оси. Капитан Новиков. виртуоз-
но управляющий этой мантиной, еще не
так давно был наладчиком станков на
Косогореком заводе. Ныне он летает на
всех существующих тинах истребителей,
обучил искусству пилотирования 450
юношей. И неплохо обучил! Среди его
учеников — одиннадцать Героев Советеко-
го Союза.

Ё аэродрому подходит левятка истреби-
телей, созданных тоже Лавочкиным. Ве-
дет эту группу Герой Советекого Союза
твардии подполковник Куманичкин. ‘Все
девять военных пилотов демонстрируют
групповой пилотаж. который требует еще
большего внимания и точности, чем инди-
видуальный. Затем девятка веером расхо-
дитея по звеньям — и три самолета. как
один, продолжают выполнять сложнейшие
фигуры.

...Над аэродромом проносится реактив-
ный самолет конструкции Микояна и Гу-
ревича. Скорость его достигает скорости
звука. Пилотирует эту необыкновенную
машину капитан Фатеев.

Реактивный самолет-—детище  новей-
шей советской конструкторской Eran,
социалистической техники. Творческий
гений великого Сталина воспитал для
нашей Ролины плеяду славных талантли*
вых авиаконструкторов — Яковлева, Ла-
вочкина, Ильюшина, Туполева, Микояна»
	(Окончание см. на 2-й стр.).
	воздушный парад в честь Дня Сталинской авиации
	спираль. В 150 метрах от земли Маргари-.
та Раценская выходит из этой головокру-
жительной петли, взмывает ввысь и на-
правляет свою машину за канал имени
Москвы. За ней следуют остальные.

На горизонте показалась змейка. Эта
идут 24 учебно-тренировочных самолета.
Их пилотируют лучигие летчики-спортеме-
ны столицы. Ведущий — воспитанние
Центрального азроклуба им. Чкалова —
Василий Павлов. За ним — Сергей Фор-
стен — преподаватель Академии имени
Сталина, Виктор Лисин — студент Ин-
ститута иностранных языков. Виктор Ге-
нин — рабочий одного из московских за-
волов. Георгий Огнивцев — водитель мос-
ковекого троллейбуса и другие.

Спортемены выполняют групповой пи-
лотаж. Легкомоторные машины то камнем
устремляются к траве, то вновь взмывают
в голубую высь, делая самые разнообраз-
ные фигуры: «бочки». «петли», раверс-
маны. Все 24 самолета одновременно под-
нимаются вверх и, как с горы, падают
вниз. Снова вверх и снова вниз. Затем
они строятся в огромную подкову и дру!
за другом переворачиваются через крыло,
вычерчивая на фоне неба огромную восъ-
мерку. Вот они перестраиваются. В возду-
хе образуетея лва круга — один над дру-
гим, один меньше другого. И кажется, что
над аэродромом кружится огромная вВ03-
душная чаша, прочерченная серебристым
пунктиром. Вдруг ведущий неожиданно
разрывает круг и огромными спиралями
устремляется вниз. За ним ввинчиваются
в воздух вее остальные машины и выхо-
дят из спирального круга у самой земли...

Смолкло небо. Ушел в сторону привыч-
ный рокот моторов. Над толовами зрите-
лей парят бесшумные маптины — плане-
ры «Е-8» конструкции Емельянова. Их
тонкие, длинные, выгнутые внеред кры-
лья похожи на раскинутые руки. Этими
машинами управляют старейшие воепи-
танники Воктебельской планерной школы
— Каплун, Недашковекий и Петров. Bee
трое, следуя друг за другом, входят в нис-
ходящую спираль, делают боевые разво-
роты, переворачиваются через крыло. ле-
тят на епине. И странно наблюдать снизу
этот каскад фигур высшего пилотажа без
обычного ‘аккомпанемента — без рева
моторов. в абсолютной тишине. От этого
парящий полет машин кажется особенно
четким и изящным.

Тройку парителей сменяет планер со0-
вершенно других очертаний. Он напоми-
нает самолет-истребитель. Ero ведет вам
конструктор-летчик старший лейтенант
Пьетцух. On демонстрирует  маневрен-
ность машины, легко выполняя серию паз-
личных фигур высшего пилотажа: пере-
вороты, петли, двойные и тройные. им-
мельманы, многочисленные «бочки»...

Планер ушел. Чист воздух. И внима-
ние зрителей привлекает появившийся В
центре поля грузовой автомобиль. На пло-
щадке его кузова—странного вида маши-
на. Это — вертолет конструкции зовет-
ского инженера-изобретателя H. И. Ва-
мова.

Быетро завертелись в разные  сторэны
длинные и широкие лопасти пропеллеров.
Прямо с платформы грузовика бригиналь-
ный летательный аппарат отвесно подни-
мается в воздух и останавливается как
бы в раздумьи. Странно видеть тяжелую
машину, висящую в воздухе. Но она уже
двинулась и, набирая скорость, плавно
плывет над аэродромом. Затем вертолет
спокойно идет на снижение и опускает-
ch на платформу грузовика.  Шо-
фер трогает автомобиль, и вертолет под
аплодисменты зрителей направляется в
ангар. Вертолет Камова сменяет мощный
ABYXBHHTOBOH геликоптер лауреата
(Сталинской премии И. П. Братухина.

Первый такой летательный аппарат,
названный аэродинамической  (воздухо-
бежной) машиной, создал еще в 1754 ro-
	возгласы в честь товариша Сталина заглу-
шают звуки многочисленных оркестров.
Взрослые и дети привететвенно поднимают
руки, горячо зллодируют.

Звонко залели фанфары, возвещая нача-
ло традиционного праздника. И в тот же
миг над главной вышкой Тушинского. а3ро-
дрома взвилея флаг  Военно-Воздушных
Сил CCCP — шелковое голубое полотните
$ золотыми лучами и эмблемой крылатых
советских витязей. Военный оркестр ис-
полняет Гимн Советского Союза. 100 зру-
дий потрясают воздух 20-ю залпами празд-
НичНого салюта...

На горизонте, из-за Москвы-реки, появ-
ляется армала спортивных самолетов. Они
идут изумительно четко, и с поля уже яс-
но можно различить, что их строй состав-
ляет слова: «Слава Сталину». И снова
возникает бурная овация. Сотни тысяч
людей восторженно рукоплещут великому
Сталину, его славным питомцам — летчи-
кам и конструкторам. Пламенный привет
вожлю на голубор фоне неба вычертили
96 самолетов, ‘управляемых  летчиками-
спортеменами Всесоюзного добровольного
обттества содействия авиации. А справа в
это время уже приблизились три «труже-
ника войны» — три самолета «Поликар-
пов-2». На этой машине учились летать
вее летчики Советского Союза. «По-2» от-
крывают первое отделение, в котором по-
казывают свое мастерство воспитанники
московских аэроклубов.

Самолеты уже поровнялись с границей

аэродрома. Над ведущим внезапно раскину-
‘лось лесятиметровое знамя  Советекого (0-

тоза. Справа, и слева, на двух других маши-
нах, взмыли голубые стяги Военно-Воздуш-
ных бил.

Впервые воздушный парад открывают
воздушные знаменосцы.

Ни отин летчик в мире ло сих пор не
решалея выбросить во время полета такое
огромное полотнище. Это считалось невы-
полнимой технической задачей. Однако ве
успешно решили  возлушные спортемены
СССР. Летчик Центрального  азроклуба
имени Чкалова А. Тачаев разработал тех-
нологию этого небывалого полета, сконст-
руировал  необхолимую аппаратуру. Дли-
тельной тренировкой он доказал возмож-
ность осуществления этой сложной техни-
ческой задачи и по праву стал первым зна-
меносцем авиационного праздника 1948
года. .

Е полю подходят два спортивных само-
лёта «УТ-2». Ведущий переворачивается,
летит вверх колесами. Вторая машина не-
много снижается и оказывается как раз под
ведущей. Оба пилота летят «голова к 19-
лове» на расстоянии всего шести метров
друг от друга. Вниз головой, на переверну-
том самолете — командир звена Централь-
‘ного аэроклуба А. Винокуров, внизу ——
летчик этого же аэроклуба П.\ Захудалин.
Восемьдесят секунд длится этот полет —
блистательная демонстрация мастерства,
выдержки, идеальной слетанности пилотов.

В небе — крылатые дочери нашей Ро-
дины. На пятерке тренировочных самоле-
тов конструкции Яковлева в строю «ос-
трый клин» они подходят к. аэродрому. В
составе этой группы — Зоя Постникова,
Анна Шмелькова, Анна Бодрягина, Мария
Лриго. Их возглавляет известный мастер
воздушного спорта Маргарита Раценская.
Она установила первый всесоюзный pe-
Корд продолжительности полета на одно-
местном планере, продержавитиеь в возду-
хе 15 часов 59 минут. В 1936 году она
же первой иерелетела из Москвы в Крым
в Коктебель, на планере, буксируемом
учебным самолетом.

Летчицы демонстрируют комплексе фи
гур выешего пилотажа. Стройно, легко,
красиво самолет за самолетом входит в
петлю. Затем. словно связанные невиди-
мой нитью, постепенно снижаются, дела-
ют широкие круги, образуя  гаубовую
	ставленную товарищем Сталиным перед
Вооруженными Силами СССР — бдительно
охранять завоеванный мир и созидательный
труд советского народа.

В предвоенные годы мы восхищалясь
	виртуозным искусством пятерок истреби-
телей, той согласованностью. © которой
	они совершали фигуры высшего пилот“: а.
На этот раз еще более сложные фигуры
проделала пятерка реактивных истребите-
лей дважды Героя Советокого Союза Са-
вицкого. На машинах, имеющих скорость,
достигающую скорость звука, иеполня-
ли иммельманы, бочки, петли — чего еще
мир никогла не видел. Питомпы великого
Сталина, они доказали, что нет преград
тля советского человека, что он является
полноправным хозяином всех достижений
науки и техники, умеющим обратить их на
службу народу.

Воздушный праздник в Тушине явился
триумфом советских конструкторов, инже-
неров и техников. рабочих авиазаволов.
	Это ©НИ создали совершенные машины,
отвечающие всем требованиям современной
авиации. Реактивные истребители и тя-
желые бомбардировщики, штурмовики и
первоклассные пассажирские машины —
всв эти самолеты построены на наших
заводах, нашими руками, из наших мате-
риалов. рее эти самолеты — детища по-
слевоенной сталинской пятилетки. Tsop-
ческое лерзание советских людей двигает
еще лальше отечественную авиацию, де-
лает ее мощь еще более несокрушимой.

Наша страна — родина авиации. Та-
лантливые сыны русского народа создали
первый в мире самолет: положили основы
современного реактивного  самолетостро-
ения. Советекие люди явились достойными
наследниками этих величайших открытий,
продолжателями славы своих дедов и ©т-
пов. Большевистекая партия, товарищ
Сталин выпестовали прекрасные летные
кадры, создали мощную авиационную
промышленность. Й дело чести комсомола,
советской молодежи — всеми силами спо-
собствовать дальнейшему развитию Hamel
родной сталинской авиации, стать душюю
ДОСАВ, воспитать новые отряды советских
воздушных богатырей.

Праздник в Тушине вылился в яркое
зсенаролное торжество. Ou показал, Bak
торячо наш народ любит свою авиацию,
как он гордится ею, как он радуется ее
успехам. С любовью и благодарностью о-
ветские люди вновь обратили свои Мысли
к создателю нашей авиации, организатору
peex побед советского народа — великому
	(талину!
	Стахановская вахта в честь Дня железнодорожника
	ков и лругие ежедневно выполняют норму
на 160 процентов и более. До трех норм
вырабатывают  комсомольцы-кузнецы тт.
Соколов и Лебедев. Молодежь вагонного де-
по решила ко Дню железнодорожника отре-
монтировать сверх плана 6 вагонов для
погрузки зерна, четыре вагона уже отре-
монтированы.

По инициативе секретаря комсомольской
	организации вагонного депо тов. Денисова
	и электросварщика тов. Рогожина EOMCO~

мольцы и молодежь депо собрали и отгру-

зили 200 тонн металлолома. Ко Дню же-

лезнодорожника они обешали собрать еще
‚ 120 тонн, Е
	Девять комсомбльско-молодежных бригад
паровозного и вагонного депо Ожерелье Mo-
сковско-Донбасской ж. д. встали на стаха-
новскую вахту в честь Сталинского Дня
железнодорожника. Вахта проходит успеш-
но. 20 июля молодежная бригада мапини-
ста тов. Овчинникова провела тяжеловес-
ный поезд с грузом, в полтора раза превы-
тающим норму, CO скоростью выше, тех-
нической по маршруту Ожерелье — Воск-
зесенск. *

Достойную встречу празднику ГОТОВЯТ
комсомольцы и молодежь других служб п
цехов узла. Встав на стахановскую вахту,
молодые сталевары Ожерельевского. вагон-
ого дешо == чт. Глухов, Евлашников, Бы-