Вторник, 27 июля 1948 r., Ne 91 (947).
	MOCKROUBC Hits

KOMCOMOAELL
ме ХУ м
„ВЦСПС.

апии
	Вчера, 26 пюля, в Москве, в Волонном
зале Дома союзов, открылся ХУПЕ пленум
ВЦСПС. _ г!
` Пленум обсудит вопросы: 1) ©. ходе ВЫ-
полнения коллективных договоров на пред-
приятиях угольной промышленности запад-
ных ‘районов; 2) о ходе выполнения вол
лективных договоров Ha предприятиях
утольной промышленности восточных рай-
онов; 3) 0б улучшения жилящно-бытовых
условий рабочих текстильной промышлен-
ности,

В работе пленума принимают участие
председатели центральных комитетов проф-
союзов, работники профорганизаций уголь-
ной промышленности западных и воеточ-
ных районов, директора и представители
фабкомов текстильных предприятий, бтаха-
HOBIBI.

Пленум открыл председатель ВЦСПС тов.
В. В. Вузнецов. .

С докладами по первому вопросу высту
пили министр угольной промышленности
западных районов тов. Засядько и предсе-
татель ЦЕ профсоюза тов. Зайцев. -

В докладах были приведены данные, сви-
детельствующие о росте производственной
автивноети на предприятиях угольной про-
мышленноети. План первого полугодия пе-
ревыполнен. Заключение коллективных до-
говоров способетвовало увеличению добычи
угля, улучшению бытового и культурного
обслуживания шахтеров. Свыше 570 тысяч
рабочих: приняли активное участие в 0б-
суждении коллективных договоров. Рабо-
чие, инженерно-технические работникн 4H
служащие внесли. более 10 тысяч. рацио-
нализатореких предложений, направленных
к дальнейшему улучшению работы” шахт.
Лучшие стахановцы и новаторье производ-
ства показывают ‘в социалистическом ©0-
ревновании образцы высокой произволи-
тельности труда, широко используя ввут-
ренние резервы предприятий,

Знатные машинисты, врубовых машин
Донбасса Герасим Запорожен, Антон Очепи-
ра, Кузьма Чуб и другие дают ежемесячно
по 14—15 тысяч тонн угля. Забойщики
тт. Тюренков, Валегура, Крыжановокий,
Жоньков, Щенановский и другие возглавили
движение ‘за высокую ‘производительность
труда: они: коренным образом изменила чех-
нологию выемки угля и организации труда
нз участке.
	260 врубовых машинистов, вабойщиков
	й навалоотбойщиков Донбасса и Цодмоско-
вья выполнили свои пятулетние нормы,
около 5 тысяч — трехлетние и четырех-
летние задания. Многие шахты достигли
уровня добычи, намеченного на 1950 год.
Исключительное значение для дальней-
шего роста добычи угля имеет механизация
наиболее трудоемких процессов. Комплекс-
ная механизация шахт Донецкого и Подмос-
ковного бассейнов позволит повысить про-
изводительность труда в полтора-два раза.
0с0б0е внимание уделяется выполнению
обязательств по улучшению бытовых усло-
вий шахтеров. Широко развернулось строи=
тельство жилищ, клубов, дворцов культуры,
Благоустраиваются шахтные поселки. В
нынешнем году шахтеры получат 56 клу-
бов, 100 медицинских учреждений, тыся-
чи квартир, много школ. Около миллиарда
рублей ассигновано на повышение мате-
риального благосостояния шахтеров по бюд-
жету государственного социального страхо-
вания профсоюза рабочих каменноугольной
промышленности западных районов.
Пленум также заслушал доклады мини-
стра угольной промышленности восточных
районов тов. Оника и председателя ЦЕ
профсоюза тов. Смирнова.
Сегодня — прения по локлалам,

тревидиуму верховного совета Карело-Финской ССР
_  бовету Министров Карело-Финской ССР
WR KA Карело-Финской ССР

ттт eo
	Комитет ВКП(б) приветству»
ди. Финской Советской
	Совет Манистров СССР и Пентральный

а РТО РФР
	 Иметь ©,

ют рабочих, колхозников и ИН ти
а У орд губяики в день’ее двадпатипятилетия.
	‚ Сопиалистической Республики В.
Трудящьнеся  Карело-Финской
ского Союза. ‚добились значитель
дарственности, в хозяйственном И
в созлании национальных кадров.
	ССР в дружной семье народов Совет*
ении, своей госун

ых успехов в ‘укрепл
культурном строительстве республики
Под руководством коммунистическо

кого русского народа   и всех народов

Финской CCP превратили ‘свой, , В
оо” белескохозяйста
	партии, при’ братской помоши великого русского варбие бое
нашей страны трудяшиеся Карело-Финской CCP превратили  СЕ
прошлом отсталый, край в развитую в промышленном, сельскохс

венном и культурном отношении союзную республику.

За годы советской власти в Карело-Финской ССР созданы и п‹
ли широкое развитие лесозаготовительная, деревообрабатыва!
пеллюлозно-бумажная; судостроительная и рыбная промышленность
никли предприятия по добыче и переработке местных природных
паемых. На территории республики сооружена важнейшая водная
страль — Беломорско-Балтийский канал им. Сталина. Проложены
железнодорожные линии. В результате победы колхозного строя в

een we eel terete РН г
	по сравнению с дорево-
	раза повысилась урожайность зерновых культур,
	Праздник на Тушинском аэродроме
	Традиционный воздушный парад в честь Дня Сталинской авиации
	(Окончание.
Начало на 1-й стр.)
	Гуревича... Дерзкие. новаторы, они He-
устанно` двигают. внеред советскую  авиз-
ционную технику. Их машины  демон-
стрируются сегодня. И восторженные ова-
пии зрителей свидетельствуют 0 том, что
прославленные конструкторы по праву
удостоены высшего звания — Героев Co-

цниалистического Труда, что по заслугам
чи полтапегтатна MNne eA Сталин-
	им неоднократно присуждались
ские премии.
	В воздухе — новый реактивный само-
лет конструкции Яковлева. В какую-то
долю секунды из чуть заметной точки на
торизонте он превратился в машину, кру-
жащую нал аэродромом. Этот самолет ва-
жется, что обладает почти скоростью мол-
пии. Рев отработанных газов мы слышим
только тогда, когда машина уже далеко от
вэродрома. Его пилотирует старый летчик-
	истребитель полковник Полунин.
	самой земли поднимается в заболачные
высоты, снова превращаясь в черную
точку. Скорость этой машины настолько
велика. Что кажется ей нехватает  про-
странства лля маневта. ая

Илея создания реактивных самолетов
принадлежит русским ученым. Ее ВЫдВи-
нул гениальный Циолковский, ee разра-
ботали и воплотили в жизнь —— в десят-
хи блестяших конструкций — его учени-
	ки-—совётекие конструкторы. Лервый по-
	лет в мире на реактивном самолете совер-
шил советский летчик. Сегодня сотни
крылатых сынов нашей Родины демон-
стрируют трудящимся, чего они достигли
в этом сложном искусстве.

92 гола летает Иван Петрович Полу-
non. Первый раз ‚он поднялся на воздух
чуть ли не на ‹этажерке», оставшейся
после гражланской войны. а сейчас овлё-
дел последним словом техники-—скоростной
реактивной машиной. Одна за другой сле-
уют фигуры высшего пилотажа, ослож-
ненные небывалой скоростью. выполнен
ные в такие доли секунды, что в земли
бывает трулно за ними уследить.

На смену полковнику Полунину в Н6-
бо пришел’ новый’ реактивный ‹самодет
конструкнии Микояна и Гуревича. Он по-
хож на стрелу. Цилотирует им подполков-
ник Антипов.

Честь выполнения первых в мире Фи-
тур высшего пилотажа на реактивных 6а-
молетах принадлежит советскому летчику-
испытателю Петру Стефановскому. Cero-
дня его друзья — крылатое племя совет-
ских пилотов — щедро демонстрируют
свое неповторимое искусство. Необычайна
скорость. Огромные пространства нужны
этой машине, чтобы время успело за ее
стремительным движением.

В небе — новый реактивный самолет
Яковлева. В кабине подполковник Проша-
ков. Полет на спине. вверх колесами. Ho
это выражение звучит ‘здесь очень услов-
но. Никаких колес, конечно, не видно.
Очёртания машины настолько  упроще-
ны, что она напоминает условные силуз-
тики на плакатах.

Пялотаж на реактивных самолетах на
разных высотах требует предельного вни-
мания и физического напряжения. Тет-
чику приходится в одно и то же время
	следить за скоростью самолета и его вы*
сотой, за направлением угла полета, за
выполнением фигур: их очередностью a
	эбеолютной точностью PHCYHRAa, запол-
	няющего все небо, И вее это — в. доли
		секунды. Ошибку допустить нельзя. Ско-
рость и время карают жестоко и немедлен-
но.

...Внезапно над аэродромом возникла
пятерка истребителей. Именно = возник-
ла. Иного слова не подберелть — так не-
ожиданно появилась она в небе со сторо-
ны Москвы, снизилась и в Четком строю,
крыло к крылу. помчалась над полем
аэродрома и. почти по’вертикали, ушла в
небо.

Сегодняшний полет пятерки —— дерзкое
техническое новшество. Никто никогда не
делал групповых фигур высшего пилота-
жа на сверхекоростных реактивных вамо-
летах. Никто, никогда, нигде в мире. Но
это оказалоеь под силу советским пило-
там.

Пятерку ведет дважды Герой’ Советско-
го Союза Савицкий. Оправа от него — Ге-
рой Советского Союза Середа, крайний
справа — Герой Советского Союза Храмов.
Слева от ведущего — машины Героя Совет-
‘ского Сотоза Ефремова и пилота Соловьева.
	.86 самолетов противника сбили за годы
	войны эти пять летчиков!

Пять самолетов идут строем «клин».
Как бы спаянные друг © другом, они. в
том же строю выполняют серию фигур
высшего пилотажа. Это настоящее  мас-
терство, требующее наивыешего напряже-
ния воли. бесстраптия. классического раб-
чета, исчисляемого долями севунды. 9то
— высший класс советской школы сверх-
скопостных полетов.

На какое-то короткое мгновенье в03-
дутиная арена остается свободной. Диктор
об’являет о начале инсценировки  воздуш-
ного боя. В воздухе кружат реактивные
истребители обороны. Появляются bom
бардировщики «противника» в сопровож
дении большой грунпы истребителей. Ие-
требители обороны переходят в атаку. На-
чинаетея «воздушный бой». Летчики де:
	монстрируют высокое мастерство. peck
авиационных пушек и пулеметов  сли-
вается в общий ГУЛ воздушного  сраже-
	ния. «Вражеские» бомбардировщики пы.
	таютея прорваться к цели. Бой принима-
ет тяжелый характер. 0б’ятый черным
дымом. падает бомбардировщик. За ним
	— второй. Боевой: порядок «врага» нару-
	шен. Истребители обороны развивают
успех, преследуя разрозненные машины
«врага». Воздушный бой окончен...

..Творцы советских самолетов показы-
вают’ народу ‘результаты своего ^ труда.
Олна за другой в аэродрому подходят в
строгом строю эскадрильи и звенья новых
Walia.
	Торжественную . колонну боевых кораб-
	лей открывают 15 бомбардировщиков Ге-
pon  Социалистического Труда Туполева.
Следом — 27 машин другого типа, также
созданных им, За ними еще 27, Они р9-
дились на чертежном столе лауреата Ста-
линекой премий Ильюшина. Еще 27.
Иной силуэт, иная скорость, иное назна-
чение. Это — детища Героя Социалистиче-
ского Труда Яковлева. 10 звеньев’ самоле*
тов того же конструктора. А следом —
звено за звеном, эскадрилья за эскадриль:
ей летят чудесные серебристые машины,
созданные лауреатами Оталинсекой премии
Микояном и Гуревичем, Героем Сопиали-
стического Труда Лавочкиным.

27 «лавочкиных» ведет Герой Coner-
ского Союза гвардии полковник Чупиков.
Он видел небо Ленинграда п небо
Берлина. На ero счету 450’ 6ое-
вых вылетов, 16 сбитых вражеских
самолетов. Полк, которым он коман-
довал во время войны, получил
23 благодарности великого Сталина.

‚ В полку воспиталиесь и завоевали
  славу 17 Героев Советского Союза.

И Из семналцати героев — воспитан-

и сегодняшнем параде.

Ведущий левого звена в первой де-
вятке «лавочкиных» — майор Тита-
ренко. Его имя © благодарностью
вспоминают ленинградцы. Он сбил
первый вражеский самолет нал горо-
gy дом Ленина. В этот день бойцы и

командиры слушали концерт. Над
 эстрадой прошли немецкие бомбарди-
ровщики, направляясь к великому
городу. Титаренко бросился к своему
«ястребку». Он не успел надеть па-
рапгют, но успел догнать врага и во-
гнать его в землю...

Начинается третье ‹ отделение

праздника. © многоместного транспортното
самолёта на поле опускаются два, парашю-
тиста. Это — мастера спорта, гвардии. пол-
ковник медицинской службы Тихонов ‘и
твардии подполковник Фурсов. Они совер-
шили «пристрелочный прыжок»; указав
место другим. парапютиетам.

Небо приблизилось к земле. Парашю-
тисты проложили, этот кратчайший путь.
Старший лейтенант `Зотимов, демонетри-
руя высокое мастерство, покидает самолет
во время Виража. А в небе снова пять са-
молетов. Ведущий качнул крылом; пора!
Пять черных комочков пошли к земле.
Это мастера спорта — гвардии старшие
лейтенанты Горячев, Пушкин, Опаричев,
Савин и Мухин демонстрируют затяжные
прыжки. Комочки е чудовищной быетро-
той приближаются в залитому народом
полю аэродрома. Кто-то стал считать велух:
раз... два... пять... десять... В этот момент
почти одновременно над каждой из точек
вепыхнул алый шелк парашюта,

10 секунд затяжки — это 400 метров
свободного падения. Выполнение такого
прыжка. чрезвычайно сложно. Парашю-
тисты, уже приземлившиеся на поле,
имеют He по одной сотне прыжков,
Но механизм надежней опыта, когда че-
ловек падает камнем. И заслуженные 18-
рашютисты были снабжены таким меха-
низмом — безотказным автоматом братьев
Дорониных. Если человек почему-либо не
открыл своевременно парашют, автомат
раскрывает его сам и тогда, когда‘ это
нужно; Изобретатели этого прибора —
Анатолий, Николай и Владимир Доронины
удостоены звания лауреатов Сталинекой
нремии.

Пятерка парашютистов еще покачи-
ваетея на тонких стропах в воздухе, 3
над полем уже строят вруг десять : самоле-
тов. Их покидают десять параппотистов.
Среди них — капитан Носенко, старший
лейтенант Полянский, лейтенант Тари-
цын, етарший лейтенант Анджело и дру-
гие. Десять этих офиперов уже совершили
около двух тысяч прыжков.

Над аэродромом — 45 ширококрылых
транспортных самолетов.  Многолюдным
стало небо! Проходящие корабли оставля-
ли 3a 60б0й. как живой след, десятки
раскрывшихея параппотных куполов. Не.
бо расцвело разноцветными маками. Нод
восторженные аплодисменты зрителей на
поле приземляются сотни, парантютистов.

Большинетво ‘участников только что
выброшенного десанта — терои Великой
(течественной войны. В их чиеле и опыт-
ные командиры, и молодые воины, насчи-
тывавшие всего ‘по два-три десятка.
прыжков. Первым оставил самолет рук.
водитель десантной операции заслужен-
ный мастер спорта гвардии Полковник
Зигаев. Это был его 583-й прыжок. А. Зи-.
таеву принадлежит мировой рекорд затяж-
ного группового прыжка ¢ высоты
8.200 метров. Он открыл тогда парашют
вбего в 200 метрах от земли...

Праздник закончилея показом новей-
шей транспортной   авиационной техники.

Первым прошел над аэродромом 75-ме-
стный воздушный корабль конструкции
Туполева. Эта машина предназначена для
дальних беспосадочных полетов. За ней
в отличном строю промчались самолеты
экепрегеы конструкции Ильюшина. - Эти
машины летают на большинстве воздуш-
ных линий Советекого Союза. Расстояние
от Москвы до Хабаровска они покрывают
за одни сутки.

В заключение по небу Тушина пронес-
лись «воздушные поезда». Быстроходные
транспортные самолеты Ильюшина тяну-
ли за собой на тросах планеры новейшей
конструкции Яковлева,

Авиационный праздник на Тушинском
	и YE Oe Oe eee

Немецко-фашистские захватчики нанесли огромный ущерб народно-
му хозяйству Карело-Финской ССР. Усилиями трудящихся хозяйство
республики успешно возрождается. Уже работают сотни  восетановлен-
ных и вновь построенных промышленных предприятий.

Успешно развивается культурное строительство республики: В на-
стоящее время работают 569 шюол, 12 техникумов, государственный уни-
верситет, учительский и научно-исследовательский институты. В респуб-
лике работают 4 театра, дом народного творчества, 27 районных домов
культуры, 800. библиотек, клубов и изб-читален, 160 киноустановок,
имеется национальный ансамбль песни и пляски.

В годы Великой Отечественной войны трудящиеся Карело-Финской
ССР самоотверженно боролись с фашистскими захватчиками, В настоя-
шее время трудяшиеся республики встречают юбилей, борясь за выпол
нение и перевыполнение плана послевюенной сталинской пятилетки.

Совет Министров СССР и Центращьный Комитет ВКП(б) поздравля-
ют рабочих, колхозников и интеллигенцию Карело-Финской Советской
Сопиалистической Республики. с двадцатипятилетием ее существования
и выражают тверлую уверенность, что трудящиеся Карело-Финской ССР
й впрель будут прилагать все силы для дальнейшего расцвета народного
хозяйства в культуры своей республики, неустанно бороться под руко-
волством большевистской партии за укрепление могущества нашей Со-
ветской Сопиалистической Родины. ‘
	Совет Министров Союза
Советских Социалистическйх
Республик -
	Цемтральный Комитет —
Всесоюзной Коммунистической
Парфии (большевиков)
	Перенесение останков Героя Советского Союза
А. Матросова в Великие Луки
			леревни Чернушки, Подберезинского рай-
она, 23 февраля 1943 тода совершил. свой
	бессмертный подвиг гвардии рядовой Алек-
сандр Матросов. Ему посмертно было  при-
свсено звание Героя. Советского. Союза. Не-
влалеке от деревни Чернушки на поляне,
где. произошел. бой, находится дзот, амбра-
зуру которого закрыл своим телом Александр
Матросов. Тут же рядом — могила героя...

Ввиду того, что доступ трудящихся к MO-
гиле Александра Матросова был затруднен,
министр Вооруженных Сил СССР. Маршал
Советского Союза Булганин удовлетворил
ходатайство местных партийных и . совет-
ских организаций о перенесении останков
Александра Матросова в областной центр—
тород Великие Луки.

Траурный кортеж прибыл сегодня в город
Великие Луки, Почтить память Александра
Матросова, пришли тысячи трудящихея. го-
рола, прибыли, представители Министерства
Вооруженных Сил СССР, Центрального Ко-
	В`техникумы и средние специальные
учебные заведения столицы намечено при-
нять в нынешнем году 13 тыеяч учащих-
ея. Такое количество заявлений уже по-
етупяло в приемные комиссии,

Особенно много молодежи стремится ов-
ладеть профессией педагога. В 1-е Мо-
сковское педагогическое училище имени
Ушинекото на 90 мест поетупило около
	24 июля Государственная библиотека
СССР имени В. И. Ленина отправила в раз-
личные города страны десять необычных
посылок. В небольшие. картонные коробки
зыли вложены микрофильмы -— заснятые
	„‚, 14 Насньу редкие внити, отдельные статьи
		из научвых журналов,
Библиотека высылает такие миврофиль-
мы по просьбе научных учреждений. пред-
	митета ВЛЕСМ, Московского военного окру-
га, гварлейпы стрехкового полка имени
Александра Матросова.

Сегодня в полдень ва центральной пло-
щади древнего русского города состоялся
торжественно-траурный митинг, посвящен-
ный захоронению праха Александра Матро-
сова. Митинг открыл депутат Верховного
Совета СОСР, заместитель мредседателя. ис-
полкома областного Совета депутатов  тру-
дящихея тов. Быхов. На митинге выстуци-
ли представители Великолукского областно-
го и тородекого комитетов В®П(б), ЦЕ
ВЛИСМ, гвардейского полка, Московского
военного округа и другие. _

Под орудийный салют и звуки Государ-
ственного гимна Советекого Союза гроб с
прёхом Александра Матросова был опущен
В Ммогиду.

В торжественно-траурном митинге прин
няли участие 15 тысяч человек. Делегации
трудящихся возложили многочисленные
венки на могилу Алексанлра Матросова.
	100 заявлений. a Bo 2-е педагогическое
училище — 600. Количество поданных
заявлений значительно превьшнает нали“
чие вакансий в Электромеханическом,
Бибтиотечном и других техникумах. .

(Сейчас в Москве насчитывается 104
техникума. В них обучается 56 тысяч
юношей и девушек -— вдвое больше, чем
де войны,
	приятий, ученых, студентов, рабочих и
служащих.

` Сталинградекому медицинскому институ-
ту отправлены материалы по вопросам но-
вейпих достижений медицины, для научно-
исследовательской лаборатории Владивосто-
ка сделан микрофильм с книги «Употребле-
ние паяльных труб при химических й ми-
нералогических исслелованиях».

—щ32—
МИКРОФИЛЬМЫ — ПОЧТОЙ
	аэродроме вылился в яркую  демонетра- (TACC).
цию могущества cOBETCROTO  воздуптного   ^ ке

флота, непревзойденного мастерства т ста- НОВАЯ АВТОБУСН АЯ
	линсвих соколов и неиссякаемого стремле»
ления советского народа сделать свою
авиацию лучшей в мире, обеспечить воз-
душные просторы нашей Родины от вся-
ких случайностей.

Авиационный парад в Тушино еще раз
показал всему миру, насколько велики
силы социалистического общества, силы
народа, претворяющего в жизнь великие
идеи Ленина-—СОталина, народа, уверенно
идущего к коммунизму.

На празднике присутствовало свыше
полумиллиона москвичей.
	самолетов пролетает
	Пс

ть 6800
чить BO3-
Ы от вся-

ЛИНИЯ
Сегодня, 27 июля, в Москве отЕры-
вается новая автобусная линия протяже-
энем бояее десяти километров. Манины
по ней будут курсировать от Комсомоль-
ской площади по Орликовому переулку,
Саловому кольцу, Каляевской, Новостобод-
ской. улицам, Петровско-Разумовском)
проезду ло улицы 8 марта.
Сейчас в столище насчитывается 46
автобусных линий. Ежедневно их обсду-
живает более 500 многоместных мапиь

о еще раз
о велики
ва, силы
ь великие

уверенно

о свыше

(ТАСС).

над аэродромом, образуя слова «Слава Сталину». 3. - Бзяет двухвинтового геликоп
	МКАХ: 1. Нарашютвый десант, 2. Группа
		мет двухвинтового геликоптера. 4. Юный азиамоделист в Эдуард Щекатурин
  Фото К. ИВАНОВА, В. ГРАЧЕВА и В. ЯРОСЛАВЦЕВА,
я 2
	Воздушный парад на Тушинском аэродроме. НА CHK
запускает свою модель с бензиновым моторчиком.