MOCKHKOBCK ES

Газета «Унита» о парижском совещании
представителей четырех держав по вопросу
о бывших итальянских колониях
	Суббота, 18 сентября 1948 г., № 114 (970).

Быстрее завершить заготовки “на лиглииском
АЭРОДРОМЕ В БЕРЛИН

картофеля и овошей! _ ВЕРДИН, 17 свтября, (АО). Ка

О А eel Wi UDULAw ile

— ВСЕ НА ВОСКРЕСНИК! —

Завтра по решению Московского Комитета ВЛКСМ проводится областной
комсомольска-молодежный воскресник по уборке и сдаче картофеля государству.

В период уборочной кампании текущего года городские и районные ком-
сомольсние срганизации накопили немалый спыт по проведению массовых меро-
приятий. Комсомольцы и молодежь оказали многим нолхозам большую помощь в ^
скорейшем завершении всех сельскохозяйственных работ. Сейчас необходимо

гилкиининкич ия нии чаи ни мани икия нике чиния

БЕРЛИН, 17 сентября. (ТАСС). Как ©0-
общает агентство АДН, 15 сентября _ на
аэродроме Гатов (английский сектор Бер-
лина) произошел следующий инцидент.

Вечером 15 сентября по окончании ра-
боты немецкие рабочие на аэродроме были
задержаны в связи е тем, что при проверке
документов у выходящих было установле-
во. что один из рабочих не имел соответ-
ствующего удостоверения. Когда рабочие
стали выражать недовольство задержкой
английский военный полицейский пригро-

К о бо АЗ т PATANEIT

АИ ИИИИ и:

АГЕНТСТВО АССОШИЗИТЕД ПРЕСС
ОЕ УБИЙСТВЕ БЕРНАДОТТА
	НЬЮ-ЙОРК, 17 сентября. (ТАСС). По
сообщению корреспондента агентства Ас-
сошиэйтех Прессе из Аммана, представите-
ли организации 0б’единенных наций 06’-
явили, что посредник ООН в Палестине
Бернадотт убит в Иерусалиме.
	Атентетво Ассонтиэйтел Пресе указывает,
	что по сообщению полученному по телефо-
ну от коммодора Сеймураиз американской
школы в Иерусалиме, Бернадотт и фран-
пузекий полковник «убиты сегодня во вто-
	рой половине дня в еврейском секторе
пюльми. одетыми в еврейскую военную
	форму».
	В этом сообщении ° указывалось,  чт9
	убит французский полковник Серо из пер-
сонала ООН и что, по имеющимся сведени-
ям, Бернадотг и Серо убиты 17 сентября
в 17 часов по местному времени.
	ПОЛОЖЕНИЕ
В ПАЛЕСТИНЕ
	`’ НЬЮ-ЙОРК. 17 сентября. (ТАСС). Бак
	сообщает корреспондент газеты «Нью-Йоря
тайме» из Тель-Авива. в Иерусалиме имела
	место одна из самых крупных артиллерий-
‘ких перестрелок с момента  об’явления
перемирия 17 июля. Газета пишет, что
	зрабы открыли огонь против районов, на-
селенных евреями, в ответ на что еврей
	открыли отонь но арабам.
	Направить все силы молодежи на выполнение плана заготовок картофеля и

овощей.
	Райкомам ВЛКСМ, особенно таких отстающих районов, как Гремячевский,
Кривандинский, Уваровский, Лотошинский, бсташезский, нужно привлечь к
участию в воскреснике наибольшее количество рабочей силы и транспорта.
	Каждый район области имеет большие резервы. На колхозные поля, на по-
грузку и доставку картофеля и овощей государству полжны выйти комсомольцы
и молодежь предприятий и учреждений, учащиеся школ и ремесленных училищ,
все молодые нолхозники. Важно установить строгий контроль за правильным
использованием автотранспорта, добиться. четной расстаневки сил комсомольцев

на важнейших участках предстоящих работ, широко развернуть  массово-
политическую работу.
	Номсомольцы и молодежь! Все на воскрасник! Поможем колхозам Подмо-
сковья с честью выполнить свои обязательства перед Родиной. Дадим столице и
городам области десятки и сотни тонн картофеля и овощей сверх плана!

дов картофеля, собранного с молодежных
участков.

Примеру семеновцев последовали комсо-
мольекие организации селений  Оетров,
		21521 44, Lt UV DARPA. Ale oe Ue

общает атентетво АДН, 15 сентября на
aapoipowe Tatos Gann tera в. Bep- РИМ, 16 сентября. (ТАСС). Газета «Уни-  Англия нё дала, Соединенным Штатам за-
4 x та» опубликовала сталею о совешании прел-   верений относительно базы Меллаха? А кто
	та» опубликовала статью о совещании пред-
ставителей 4 держав в Париже по вопросу
о бывших итальянских колониях. В статье
под заголовком «Империалистический раз-
бой» говорится: «Совершенно ясно, что в
течение целого года Бевин стремилея уни-
чтожить всякую возможность соглашения
между четырьмя державами, так как он
был уверен, что при поддержке Соединен-
ных Штатов он будет располагать в Гене-
ральной Ассамблее ООН послушным боль-
шинетвом, способным обеспечить удовлет-
ворение его требований. Ретающую роль в
уничтожении этой возможности соглаше-
ния и в победе тезиса Бевина сыграли
Соединенные Штаты Америки. Советская
позиция оставалась неизменной в течение
всего гола переговоров.

В течение целого года Соединенные
Штаты избегали ясно определить свою по-
зицию. В действительности за официаль-
ным молчанием государственного департа-
мента скрывался ряд сложных переговоров
трех держав, приведших к ликвидации по-
зиции Франции, которая относилась бла-
тожелательно к итальянскому мандату на
опеку. Эти переговоры заверитились заяв-
лением, с которым выступил несколько
часов тому назад представитель Маршалла.
Этим заявлением США подтверждают, что
они пеликом и полностью поддерживают
	британские притязания на Киренаику 4
Триполитанию, высказываются за YCTA~
	новление опеки Эфиопии над Эритрееи и за-
	являют о своем согласии лишь © итальян-
ской администрацией в Сомали. Мотиви-
ровка такой позиции, приведенная дипло-
матическими кругами Вашингтона, dec-
стыдна: «военная безопасность» Соединен-
ных Штатов.

США открытое заявили таким образом,
что предлагаемое ими решение проблемы
бывших итальянских колоний не имеет ни-
чего общего е интересами населения Ли-
вии, Эритреи и Сомали и со справедливо-
стью и что это решение должно зависеть
исключительно от их стратегических ин-
тересов и от их военных планов.

Империалистическая интрига стала, та-
KUM 90бразом, совершенно очевидной. Разве
	HE помнит об официозных разоолаченлях из
англо-американских источников  относм-
тельно создания плацдарма США в районе
Вентази — Тобрук? H passe Франция Шу-
мана не готова отхватать свою долю пи-
рога, обеспечив для себя. Феццан? Такова
‘логика имперналистов: они привыкли раз-
‘решать. проблемы колониальных народов
по системе разбоя и грабежа. повинуясь
только интересам своей экепанепи.
	Однако поражает позорное зрелище. во
торое предетавляет собой итальянская прз-
вительственная печать. пытающаяся 6е-
годня изобразить хело так. будто Советский
Союз действует против итальянских инте-
ресов в вопросе о колониях. Три западных
разбойника делят между собой бывшие
итальянские колонии, а Советский Союз
борется в течение пелого гола за предостав-
ление Италии опеки нал этими колониями.
Но эти госпола оскорбляют Советский Союз
и рукоплещут Маршаллу и Бевину. В но-

следнюю минуту Советский Союз предпри-.

нял еше одно усилие, чтобы преодолеть
английский отказ. предложив передать кс-
лонии под онеку 00Н. что открыло бы
перед Италией последнюю возможность
установить евою администрацию в ROM
	НГЛИЙХКиИИ ©1ва0., Продал DEE ake Me
тонип под опеку ООН. что открыло бы
перех Италией последнюю возможность
установить свою администрацию в коло-
ниях или принять участие в этой аа
страции.

Подлые. лакеи англичан и американцев
говорят об изменении советской позиции и
вопят, что нужно было безоговорочно ка-
питулировать перед английскими предло-

emmy

Подлые лакеи англичан и американпев
жениями. Истина заключается в том, что
они не интересуются не только будущно-
стью населения Ливии, Эритреи пли Сома-
ли, но также независимостью Италии В
том жизненном секторе, каким является
для нее Средиземное море. Они запнтере-
сованы только в том, чтобы получить каБ
можно больше английских или американ-
ских судов или винтовок. чтобы защищать
свои исчезающие привилегии. Это послет-
нее испытание для правящего класса. ин-
тересы которого отныне находятся в пол-
ном противоречии с интересами итальян-
ской нации и демократическим развитием
наполов».
	Московская область. Откликаясь на
призыв передовых предприятий столи.
	цы, коллектив Карачаровского завода
«Пластмасс» еще раз подсчитал свои
возможности и обязался увеличить
сверхплановую прибыль в этом году до
двух миллионов рублей. За 7 месяцев
завод дал один миллион рублей сверх-
плановой прибыли. Еще 2 сентября
предприятие завершило программу де-
вяти месяцев.
	НА СНИМКЕ: в прессовом цехе.
Справа—прессовщица комсомолка К. Г.
Белова. Она выполняет норму на 150
процентов. Фото В. КОШЕВОГО.
		Волхозы МЛенинокого района ¢ честью
выполняют обязательства, взятые в
письме товаришу Сталину.
	Готовясь лостойно встретить славную
	Профсоюзно- годовщину комсомола, большую помощь   Братеево, Беседа и многие другие.

сельхозартелям оказывают молодые кол- В колхозе селения и а

ЬСВИЙ RpsCcC хозники. Комеомольско-молодежные звенья   Ва уборке картофеля, работает более
комсомол po в большинстве колхозов стали основной   Юношей и девушек. Комсомольцы этой ар-
начался производетвенной силой. Стахановский труд   Тели (секретарь Валентин Круглов) реши-

нотей т iervitex  с’особетвовал` тому   пи 6 18 сентября заверитийь копкх кар-
	15 сентября начался первый этап тради-
ионного профсоюзно-комсомольского крос-
ca, посвященного в этом году 30-летию
Ленинско-Сталинского комсомола. На старт
зышли сотни молодых рабочих и работниц,
служащих, студентов, учащихся средних
школ. Среди них есть и опытные спорт-
смены, неоднократно защищавшие честь
своего коллектива и новички, впервые
принимающие участие в соревнованиях. За
ти дня в соревнованиях участвовало
свыше 95 тысяч молодых физкультурников
столины.
	тофеля на участках, закрепленных 3a
молодежными звеньями. Стахановской ра-
ботой в поле им удалось сократить этот
сток еще на 2 дня.

Мололежь большое внимание уделяет
борьбе с. потерями. Чтобы ви один клу-
бень не остался в земле, каждый убран-
ный. участок повторно ‘боронуют, пере-
пахивают и вновь проезжают  бороной.
Дополнительная перепашка и боронование
дают до 5 центнеров картофеля с тектара.

Самоотверженным трудом сельская м0-
	юношей и девушек способствовал TOMY,
что район успешно убрал зерновые куль-
туры. Хлеб досрочно сдан государству,
полностью выполнены обязательства кол-
хозников и по сверхплановой сдаче зерна.

С первых дней массовой уборки карто-
феля и овощей во всех колхозах H COB-
хозах развернулось широкое социалиети-
ческое соревнование. Уже 12 сентября
район выполнил план отгрузки картофеля
трудящимея столицы.

Трудовой под’ем стал еще выше, когда
вотхолтиты сбоулили _ обташение Mh
	о УЕ о.

Успешно кросс проходит в Сталинском
районе, где уже в первый день в нем при-
няли участие 26 организаций района. Осо-
бенно активно участвуют в соревнованиях
физкультурники автомеханического инсти-
тута, техникума сельскохозяйственного ма-
шиностроения, 24-го, 40-го, 65-го ‹ реме-

оса съ спот слота ААП

колхозники
ВКП(б) и Мособлеовета «05 уборке и до-
ерочном
картофеля и овощей».

комсомольцы
селения Семеновское.

00°удили обращение Mn

выполнении план» заготовок
На обращение первыми откликнулись
колхоза им, М. Горького,
Они взяли новые,

лодежь стремится обеспечить своевремен-
ное выполнение обязательств колхозов
района — завершить Уборку картофеля,
выполнить государетвенный план загото-
вок К 20 сентября, вывезти сверх плана на
заготовительные пункты 72’ тысячи пу-
дов картофеля и овошей.
	сленных училищ, учащиеся средних швой,.
Организованно начали кросс и молодые
спортсмены Сокольнического района. Здесь
за три дня состязаний на старт вышло
1120 молодых бегунов. Из них сдали нор-
мы на значок ГТО 1-й ступени 831 чело-
век. Лучшее время среди мужчин показал
рабочий завода’ «Красный богатырь» Ив-
ченко. Он пробежал дистанцию 1000 мет-
ров за 2 минуты 62 секунды.

Хорошо подготовилась молодежь Цент-
рального телеграфа. Только во второй
день соревнований здесь стартовали 528
участников. 340 из них сдали нормы Ha
значок ГТО 1-й ступени, 9 человек уло-
жились в нормы третьего разряда.

Но далеко не во всех районах соревно-
вания проходят удовлетворительно.
Своевременно не начали кросс в Проле-
тарском, Шербаковском районах. 15 сен-
тября здесь не вышло на старт ни одного
человека Плохо подготовился K COpeB-
	нованиям Бауманский район, где в первый
день в соревнованиях участвовали только
две организации.

Многие райкомы комсомола уделяют ма-
ло внимания кроссу, не помогают физ-
культурным организациям в его проведе-
нии. Заведующий  военно-физкультурным
отделом Фрунзенского РК ВЛКСМ тов.
Петрашко сам расписался в своей бездея-
тельности.

— Кросс проводится, но райком им не
руководит, — заявил он.

К сожалению, список районов, B KOTO-
рых кросс. проходит неудовлетворительно,
можно продлить еще. Райкомы ВЛКСМ,
комитеты комсомола первичных организа-
ций, районные комитеты физкультуры, CO-
веты добровольных спортивных обществ
должны уделить самое серьезное внимание
сдревнованиям. Профсоюзно-комсомольский
кросс, посвященный славному юбилею
комсомола, должен явиться подлинным
смотром физической подготовки KOMCO-
мольцев и молодежи.
	повышенные обязательства и уже сдали а?
А о а ОА секретарь Ленинского РК ВЛКСМ.
		—Юд0[0——
ОТКЛИКИ В ИТАЛИИ НА СОВЕЩАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
		колебаний во главу угла вопрос о военн-
морских и воздушных базах, а также И
стратегические интересы США. Эти с00б-
ражения преобладали над всеми другими».

Касаясь «проанглийской» позиции США
в вопросе об итальянских колониях, кор-
респондент пишет: «Однако эксперт pec-
публиканской партии Джон Фостер Даллез
заявил, что проанглийская позиция может
быть допущена лишь kak «временный
тактический маневр» с тем, чтобы сорвать
русский демарш. «Впоследствии в ходе ди-
скуссии в ООН американская Формула
сможет быть надлежащим образом измене-
			РИМ, 17 сентября. (ТАСС). Газета «Ре-
публика» под крупным заголовком «Разо-
блачение закулисных переговоров по в0-
просу о колониях» опубликовала перенеча-
танную из румынской газеты «Универсул»
информацию 06 «англо-франко-американ-
ских интригах, направленных против Ита-
Лии».

Вашингтонекий корреспондент милан-
ской газеты «Коррьере делла сера» Стилле
сообщает, что позиция, занятая государст-
венным департаментом в вопросе об италь-
анских колониях, «является победой
военных элементов над сторонниками по-
литического тезиса». «Военные, — пишет
корреспонлент, — поставили без всяких
	БЕЛГРАД, 17 сентября. (ТАСС). Радио-
станция Свободной Греции передала 600б-
щение агентства Элефтери Эллада, в ко-
тором говорится, что в ночь с 14 на 15
сентября части Демократической армии
совершили нападение на гарнизон королев-
ских войск в городе Атьа в Восточной
Фессалии. После ожесточенного боя части
Демократической армии преодолели сопро-
тирление противника и вступили в центр
		Начальник оперативного отдела штаба
еврейской армии полковник Ядин заявил
представителям печати, что размеры воен-
ных приготовлений арабов свидетельетву-
ют о возможности возобновления крупных
военных действий в ближайшее время.
	Миниетр иностранных дел государства
Израиль Шерток заявил на пресс-конфе-
ренции, что наблюдатели организации 06 e-
диненных наций не могут определить мас-
штабов военных приготовлений арабов в
связи с односторонним расположением этих
наблюдателей — лишь 55 человек из них
находятся по соседству с арабскими стра-
нами, в то время как 255 человек — в
государстве Израиль. Шерток обвинял
представителей комиссии СОН по переми-
рию в том, что они защишают арабов. Шер-
ток заявил, что содержание штата наблю-
дателей обходится организации 0б’единен-
ных наций примерно в 1 миллион дол-
ларов ежемесячно.
	Жители горсда Визиль
освистали ле Голля
	ПАРИЖ, 17 сентября. (ТАСС). Совер-
шая пропагандистское турнэ по Франции,
генерал де Голль вчера прибыл в город Ви-
зиль. Для обеспечения ero безопасности
были мобилизованы значительные силы
деголлевской службы охраны порядка. Как
сообщает «Юманите», когда де Голль вы-
ел из. своей машины, в толие раздались
крики возмущения, отовсюду слышалея
свист. Нал толпой появились плакаты ©
надписями: «Де Голль предал движение
сопротивления», «Мы не хотим, чтобы де
Голль был здесь», и т. д. Под евист и
возмущенные возгласы толпы де Голль вы-
нужлен был быстро покинуть город.
	го принципа для летания в атмосферных
и заатмосферных условиях целиком при-
надлежит К. 9. Циолковекому. Он — po-
	доначальник современных —жЖиИДЕОСТНЫх
ракет дальнего действия.
Кропотливое изучение сопротивления
	воздуха самолету, летящему ‹0 все в93-
растающей скоростью, показало ученому
новые скоростные пределы. Единственным
двигателем при сверхвысоких скоростях
может быть ракетный мотор, где ввинчи-
вающаяся в воздуш-
ную среду сила воз-
душного винта заме-
нялась толкающей
силой сгорающих В
камере и выбрасыва-
емых из сопла (око-
нечности трубы) га-
зов.

Пытливый ум вус-
ского ученого обра-
тилсея и к проблеме
заатмосферного лета-
ния. Отеутетвие B03-
дупной среды исклю-
чало применение вин-
та. Реактивный дви-
гатель при этом ста-
новитея  единетвен-
ным, сповобным 0бес-
печить движение.

г Но, чтобы забро-

сить енарял за преде-
лы земной атмосферы, чтобы он преодолел
силу земного притяжения, необходимо бы-
ло, по подсчетам ученого, сообщить ему
‘скорость 8 тысяч метров в секунду —
космическую скорость. Это значит, что вес
горючего должен быть достаточно велик
по отношению к корпусу ракеты. Циол-
ковский вывел для расчетов специальную

формулу, раскрыв взаимную зависимость
весов горючего и корпуса ракеты. Эта
формула Пиолковского получила мировую
известность и названа его именем.

Передовая артель имени 8 Марта, По-
дольского района, соревнуется за досроч-
ное завершение затотовок картофеля и ово-
щей с колхозом имени Октября. Колхоз-
ники обязались убрать картофель к
20 сентября, & овощи — не позднее 5 ок-
тября.

Пример самоотверженного труда показы-
вает молодежь.

В артели имени Октября два комсомоль-
ско-мололежных звена выходят в поле в

они проводят в поле. По двадцати мешков
клубней набирают в день Тамара Лаптии-
на, Нина Фролова, Капитолина Пичугина
и другие.

С таким же успехом в колхозе имени
8 Марта трудятся члены комеомольско-
молодежного звена Нина Куприянова, 30
Гречишкина, Лида Лубкова.

Благодаря помощи молодежи артель име-
ни 8 Марта уже выполнила картофелепо-
ставки. Близок Е этому и колхоз имени
		7 часов утра и не уходят домой до 9 ча   Октября.
сов вечера. Короткий обеденный перерыР
	Qs
СВЕРХ ПЛАНА

eS SO
ВОЕННЫЕ дийствия B ГРЕЦИИ
		города, гле продолжаются бои. Частями Де
мократической армии взято в плен 62
офицера и солдата. На поле боя осталось
38 убитых соллат противника. Противнив
направил на помощь осажденному гарни-
зону подкрепление из города Ларисы в CO-
провождении танковой колонны. Это под-
крепление было атаковано частями Демо-
кратической армии. которые продолжают
Вой за горол.
	На полях нашего колхоза развернулась   ных колхозников. Молодежь твердо держит

м Бах
	свое слово. девушки ежелневно выполняют
по 130—150 процентов нормы,
Колхоз лосрочно расечиталея с государ-
	CTROVE ПО поставкам картофеля и овощей,
	на, заготовительный пункт вывезено около

7000 -тонн этой продукции. В ответ на
ть МЕ РГИУ и Моробтлоорета МЫ
	широкая волна социалистическото сорев-
нования за быстрейшее завершение всех
сельскохозяйственных работ и досрочное
выполнение плана сдачи государству кар-
тофеля и овощей. ‘

С утра и до темноты колхозники He
оставляют работы. Уже убраны клубни с
45 гектаров.

Комсомольско-молодежные звенья Таисии
Топуховой и Нины Чушкиной в честь
30-летия ВЛАСМ решили закончить убор-
KY картофеля на своих участках &
16 сентября, на 4 лня раньше осталь-
	убраны клубни ©  призыв МК БЕН(б) и Мособлеовета
	сверх плана сдали государетву 6120 ny-
	Таисии   лов картофеля и овошей.
	аа м 2 3:

Е. СТРАХОВА,

секретарь комсомольской организации

колхоза имени 12-й годовщины Октября,
Ухтомского района.
	Ассошиэйтед Пресс о провале наступления греческси
королевской армии
	американские военные специалисты прел-
сказывали окончание кампании максимум
через 10 дней. Полагают, что в районе Ви-
цы сконцентрировано около 5 тыс. бойцов
Демократической армии. Район боев п0-
сетил председатель сенатской комиссии по
делам вооруженных сил конгресса США
Гэрни в сопровождении американского ге-
нерала Ван Флита.
	НЬЮ-ЙОРК, 17 сентября. (ТАСС). Шо
сообщению корреспондента агентства  Ас-
сошиэйтед Пресе из Афин, высптие военные
круги признали, что королевская армия
оставила южные склоны горного района
Рипы вследствие сильных контратак Де-
мократической армии. Корреспондент нано-
минает, что, когда 31 августа греческая
апмия начала наступление на район Вицы,
		тателя, специалиста по авиации, назначить
К. 3. Циолковскому пожизненную пенсию».
	Этим. не. ограничивается помощь сове-
ского правительства ученому. Начинается
издание его работ. До 1935 года было из-
дано более 50 его научных трудов. Уче-
ному помогают в строительстве моделей и
организации экспериментов. Непрерывный
контакт поддерживает с К. 9. Циолковским
советская научная общественность.
	В своем письме к вождю советского на-
рода великому Сталину Константин Эдуар-
дович писал в 1935 году: «Вею свою
жизнь я мечтал своими трудами хоть не-
много продвинуть человечество вперед. До
революции моя мечта не могла осущеет-
виться. Лишь Октябрь принее признание
трудам самоучки, лишь советская власть
и партия Ленина-— Сталина оказали мне
действенную помощь. Я почуветвовал лю-
бовь народных масс, и это давало мне си-
лы продолжать работу».
	17 сентября 1930 года, выражая лю-
бовь всего советского народа, с ответным
письмом ученому обратился товарищ
Сталин. On пожелал К. 9. Циолковекому
продолжительной и плодотворной работы на
	благо трудящихся.
	По подечетам В. 9. Циолковекого,
надо создать такой снаряд, подавляю-
щую массу которого составляет го-
рючее. Поскольку значительная Часть
массы ракетного снаряда выгорает, масса
ero в полете непрерывно и очень
значительно уменьшается. Классическая
ньютенова механика не знала движущихся
тел с изменяющейся массой. А чтобы уп-
равлять полетом ракеты, надо было соз-
дать теорию движения тел с переменной
массой. Пиолковекий создал такую тео-
рию и открыл новую главу в классической
механике Ньютова.
	Созданная К. 9. Циолковским теория
реактивного полета в воздухе, предложен-
ные ученым пути конструирования ра-
кетных двигателей положены в основу при
создании современных реактивных двига-
телей для самолетов.

Бездушие нарских чиновников от науки,
их безразличие к работам отечественных
ученых приводили, как правило, Е тому,
что открытия русских ученых перехва-
тывались на Западе.

Так получилось и с ракетой К. 9. Циол-
ковского. В России на этот труд ученого
не обратили внимания, а тем временем в
Швеции некто полковник Унге применил
реактивный снаряд, построенный п pac-
четам К. 9. Циолковского, к военному де-
лу и пролал «свой» патент германскому
промышленнику Круппу. Не дремали и в
Америке, где не один бизнесмен нагрел ру-
ки на великом открытии русского ученого.

Только после Октябрьской революции
ученый получает всемерную поддержку.
10 ноября 1921 года Совет Народных
Комиссаров Российской Федерации издает
постановление, которое гласило:

«Совет Народных Комиссаров в заседа-
нии от 9 ноября, 1921 г., рассмотрев. во-
прое о назначении т. К. 9. Циолковскому
пожизненной усиленной пенсии, ` постано-
вил: в вилу особых заслуг ученого изобре-

ERA Nee eee

ского разрешения проблемы завоевания
воздушных пространств самолетами. Имен-
но этот научный подход позволил нашему
состечественнику прятти в выводам, в BO-
лорым инженерная мыель западных после-
	‘дователей Райтов привела лишь через трид-
	цать лет.

Мизерный заработок учителя едва поз-
волял ученому. сводить концы © концами.
Олнако в деревенском домике, что прию-
тился на самой окраине Калуги, y Оки,
	ЦИОЛКОВС

КИИ.
	РАССКАЗЫ О ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЯХ
	Обгоняя звук...
	Двенадцать лет спустя поднимаются
воздух американцы братья Райт. Их аппа-
рат, своим полетом наделавший столько
шума в мировых инженерных и научных
кругах, был детской беспомощной игруш-
кой в сравнении с проектом, предложен-
ным калужеким учителем,

Превосходное знание физики, умение
оперировать сложнейшими ‘математически-
ми расчетами позволили #. 9. Циолков-
скому создать серьезный научно 0605-
нованный проект летательного аппарата
тяжелее воздуха, т. е. самолета.
	Для исследования поведения своей м0-
тели в реальных условиях полета — при
сопротивлении встречного потока возлуха
— Константин Эдуардович своими руками
строит в эти годы первую в Россини аэро-
динамическую трубу. Его внимание обра-
тилось и к мотору, способному поднять и
двигать в воздухе самолет.

В рукописях ученого мы находим чер-
теж-рисунок, датированный 1895 годом,
изображающий самолет почти современной
нам аэродинамической формы, со всеми из-
вестными сегодня элементами. Так в конце
прошлого столетия русским ученым Циол-
ковским были показаны пути развития
авиационной науки и техники на десяти-
летия вперед.

Eean братьев Райт и их последователей
	прежде всего интересовали сила MO-
тора и площадь несущих плоскостей,
то русский ученый еще за двенад-
	пать лет до райтовекого полета знал, что
	пристальное и вни мательное изучение
сопротивления воздуха откроет  конет-
рукторам пути для подлинно практиче-
	25 июля этого года десятки тысяч
москвичей наблюдали захватывающее зре-
ume воздушного парада в Тушине,
гордостью видели они, как машина, по-
корная воле советского человека, летела co
скоростью звука.

[ле же родилась смелая мысль передви-
татьея в воздухе 0 скоростью звука
(1200 километров в час), обогнать ЗВУК?
Ето осуществил смелую мечту, сделал явью
вдохновенный полет мысли человека?

06 этом и будет наш рассказ. -

Шла последняя четверть ХХ века. В
те годы самым быстрым средством  пере-
движения была железная дорога. Поезда
из Петербурга в Москву шли около трех
суток. Тогда-то и появился в Москве Кон-
стантин Циолковский. Это был спокойный,
даже медлительный юноша.

Молодой Циолковский жил впроголодь,
все своп деньги тратил он на приобретение
книг, приборов, препаратов. Физика, хи-
мия, математика занимали все его помыс-
лы. Он готовился стать народным учите-
лем. Проницательный ум, настойчивость и
стремление достичь всего самостоятельно
отличали его.

Высшая математика и аналитическая
теометрия особенно занимали будущего
ученого. В эти годы мыель о завоевании
человеком надземных пространств прочно
вошла в жизнь булушего ученого и заняла
в ней ведущее место.

В начале 1891 года Инолковекий пи-
шет работу ‘«Ё вопросу о летании посред-
ством крыльев». Выдержка из этой рабо-
ты, опубликованная при содействии про-
фессора Московского университета. знаме-
Нлтого русского ученого-физика А. Г. Сто-
	тетова в 1891 голу. была первой печат-
	Ной работой №. 9. Циолковевого.
	Среди великих открытий русской науч-
ней мысли, предвосхитивших пути техни-
ческого прогресса ХХ века, одно из пер-
вых мест, несомненно, принадлежит про-
блеме реактивного двигателя. К. 9. Циол-
ковекий был пионером проблемы реактив-
ного сверхекоростного полета.

Константин Эдуардович Циолковский
умер 13 лет назад, 19 сентября 1935 года.
Его теоретические предначертания вопло-
щены в жизнь. Сталинская авиация полу-
чила быстрокрылые реактивные самолеты,
и советокие пилоты первые в мире овладе-
ти всем многообразием искусства сверхеко-
ростных полетов в воздухе.
		этот неутомимый человек неуклонно про-
должал евой тяжелый труд.

В 1903 году в журнале «Научное 099-
зрение» появилась статья №. 9. Циолков-
ского «Исследование мировых пространств
реактивными приборами». В этом труде,
на основании простейших законов теоре-
тической механики, была дана теория по-
лета ракеты ‘и обоснована возможность
применения реактивных аппаратов для
межпланетных сообщений.

Илея применения ракеты для решения
каучных задач, использования реактивно-