Суббота, 2 октября 1948 г., № 120 (976).
	Достойно встретить
30-летие  Ленинско-
Сталинского комсомо-
ла, ознаменовать
славный юбилей но-
выми достижениями в
		КОМСОМОЛЕЦ
	ШИРИТСЯ ИНИЦИАТИВА
		Беседа с заместителем начальника
городского управления
	тридовых
	№ о собирают мате-
риал по истории ком-
Ре начальника аи opraniaa~
правления ЕН
резервов ции Красной Пресни;
BAHOBBIM коллектив художест-
венного ремесленного
`училиша № 6 — по
истории  ФЛенинград-

ской районной организации ВЛКСМ.
Широко развернулась в училищах рабо-
Ta по подготовке к читательским конфе-
ренциям на темы: «За что комсомол награ-
Жжден тремя орденами», «Каким должен
быть комсомолец» и другие. К участию в
этих конференциях привлечены все уча-
щиеся. Готовятся выставки, стенды, под-
бирается литература. Большую помощь
	  ROMCOMOABDTGM B FOITOTOBKe@ к, читательеким
	конференциям оказывают библиотеки учи-
лищ и школ ФЗО.

Подготовка к юбилею вызвала большую
политическую активность учащихся, уси-
лила их интерес к вопросам внутренней
жизни Советского Союза, международной
политики.

Широкое распространение в училищах и
школах Ф30 получил опыт художественного
ремесленного учнлища № 20. организовав-
шего по ннициативе комесмольской ога-
низации изучение биографии товарища
Сталина.

Полнтический под’ем нашел свое яркое
отражение в росте рялов ВЛКСМ. Ежеднев-
не в комсомол вступают десятки юношей и
девушек. В начале года в училищах и
школах Ф30 столицы было 8.395 членов
ВЛЕСМ, а сейчас их насчитывается евы-
ше 13.000.

Значительно повысилея интересе уча-
щихся к вопросам международного движе-
ния демократической молодежи. За по-
слелнее время училища столицы посети-
ло много делегаций демократической мо-
лодежи. В гостях побывала мололежь Ру-
мынии, Албании, Польши, Чехословакин,
Болгарии. Гости подробно интересовались
организацией обучения в училищах и шко-
лах $30, работой ученических организа-
ций. Комитет комсомола художественного
училища № 41 установил связь с членами
делегации болгарской молодежи и регуляр-
во получает из Софии бюллетень Союза де-
могратической молодежи.

С каждым днем ширится творческая ини-
циатива учащихся ремесленных училищ и
школ ФЗ0О. Десятки любовно оформленных
выставок, стендов, моделей шахт, станков
готовят воспитанники трудовых резервов к
			РАЗОБЛАЧЕНИЕ ПЛАПА
ПРОТИВНИКОВ ЗАПРЕТА
АТОМНОГО ОРУЖИЯ
	Советская делегация вскрыла подлинное существо
американской политики в вопросе организации контроля
над атомной энергией
	против меньшинства? — спросил Вышин-
ский. — Й если даже в таком малом во-
просе мы ветретились со столь грубым на-
рушением прав меньшинства, то где га-
рантия, что в вашем так называемом меж-
хународном органе не будут выносяться
ренеения, направленные к тому, чтобы свя-
зать меньшинство и бросить его связан-
ным под ноги большинству? Так назы-
ваемый «жесткий курс» большинетва на-
правлен к тому, чтобы надавить коленом
на грудь меньшинства и взять его за гор-
ло. Но это не удастея. Грудь у нас силь-
ная и крепкая.

Напомнив. что делегация США в атом-
ной комиссии и в Совете Безопасности
упорно отклоняла все предложения о 38-
прещевии атомного оружия и Уничтоже-
нии существующих запасов атомных 6050,
Вышинский сказал. что. сохраняя атомное
оружие, США тешат себя надеждами и
ИЛЛЮЗИЯМИ 0 том, ЧТо они до сих пор яв-
ляются монополиетами в области атомной
энергии. Во власти таких иллюзий сейчас
еще находится немало политических дея-
телей США. В частности, кандидат на пост
президента от республиканской партии
Льюи заявил в своей речи, произнесевной
на этих днях в Фениксе, что Соединенным
Штатам принадлежит якобы исключитель-
ная монополия на атомные секреты.

Нападая на СССР. он откровенно приз-
нал: «Наши мыели 06 атомной энергии
сосредоточивались, главным образом, на ее
использовании для военных целей». Пре-
зидент США Трумэн, выразив свое удов-
летворение результатами испытания новых
«усовершенствованных» образцов атомной
бомбы в Эниветоке, одобрил планы амери-
ЕаЕСкоЙй атомной комиссии в отношении
мероприятий, направленных на дальнейшее
развитие атомного оружия. Прелселатель
атомного комитета США Лилиенталь зая-
вил. что США хотят продлить монополию
на атомные секреты «так долго, как толь-
Ко возможно».

Вышинеский отметил, что это заявление
Лилиенталя служит в значительной степе-
ни ответом и ва недоумение, которое вы-
разил американский делегат Остин по по-
воду замечания советской делегации о том,
что американский план вовсе не прини-
мает во внимание распространения между-
народного контроля на промышленное про-
изволетво атомной энергии.
	Приведя ряд выдержек из докладов
атомной комиссии. Вышинекий показал,
что этот американский план  стремитея
	лишь 0беспечить контроль нал мировыми
запасами исходных материалов, то-есть,
главным образом, урана и тория для 1-
лучения атомной энергии.

Советский делегат разоблачил  лживую
версию 0 том, будто бы предложения Co-
ветекого Союза не предусматривают уста-
новления международного контроля . над
атомной энергией. Он напомнил, что еще
в октябре 1946 гола Генералиссимус
И. В. Сталин. отвечая на вопрос коррес-
пондента агентства Юнайтед Пресс, выска-
зался за установление строгого и эффектив-
ного международного контроля. Именно соз-
дание такого международного контроля и
предусматривают советские предложения.
Напомнив 06 их содержании, Вышинский
подчеркнул. что они обеспечивают соблю-
дение строжайшего .запрета использования
атомной энергии для военных целей, в то
зремя как американский план представ-
ляет так называемому международному
контрольному органу право производить ис-
следования по использованию атомной
энергии в Разрушительных целях, 0 чем
прямо товоритея в докладе атомной  ко-
миссии.

Советский делегат отметил, что такая
постановка вопроса является прямым из-
девательством над решениями Генеральвой
Ассамблеи. предусматривающими подготов-
	ку предложения о запрещении атомного
оружия. .

Сопротивление запрещению атомного
оружия, сказал Вышинский. и бешеная
	гонка атомного вооружения в США разоб-
лачают полностью’ намерения правящих
кругов США. Они возлагатт на атомную
бомбу свою последнюю надежду, строя аг-
рессивные планы с иллюзиями на их вы-
полнение даже при таких обстоятельствах,
когда весь народ или подавляющая часть
народа нападающей страны против войны,
против затеваемой реакционной верхушкой
военной агрессии.
	В заключение глава советской делега-
DHA решительво высказалея против пред-
ложенной вчера канадской делегацией ре-
золюции и против рекомендации большин-
ства атомной комиссии о прекращении ©
	работы. Он охатактеризевал эти предло-
жения как капитулянтекие. против кото-
рых должны возражать ве искренние
	друзья и поборники мира и безопасности
наролов.

Речь главы советской делегации была
выслушана присутствующими с напряжен-
вым вниманием и произвела огромное вте-
чатление,

В журналистских кругах отмечают, что
делегации США будет весьма нелегко оп-
роверпнуть доводы. приведенные Вышин-
CKHM, H YO она, по всей вероятности,
предпочтет ускорить окончание дискуссии,
чтобы побыстрее провести механическим
большинством канадскую резолюцию, 0-
держашую одобрение американского пла-
на.

На утреннем заседании Политического
комитета выступили также делегаты Ки-
тая, Сирии и Колумбии, которые, не ут-
руждая себя аргументацией, поддержива-
ли американский план и сетовали на, то,
что «меньшинство» атомной комисени не
согласилось с этим планом.

Представитель Сирии внес поправку к
канадской резолюции, предложив, чтобы
атомная комиссия продолжила свою рабо-
ту и разработала на основе американско-
го плана проект соглашения © созлании
международного органа, 4a учреждении
которого настаивает правительство Соеди-
ненных Штатов.
	ПАРИЖ, 1 октября. (Спецкорр. TACO).
Сегодняшнее утреннее заседание Полити-
ческого комитета Генеральной Ассамблеи
открыхюсь в атмосфере всеобщего интереса
к ожидавшемуся выступлению главы ©о-
ветекой лелегапии А. Я. Вышинекого.
	Хотя заправилы англо-амераканекого
блока уверены, что послушное им боль-
шинетво одобрит американский план, пре-
дусматривающий срыв запрета атомного
оружия, они не в состоянии скрыть своего
беспокойства по поводу того, что совет-
ская делегация сумеет разоблачить с три-
буны Ассамблеи подлинное существо их
плана. Это беспокойство налило сегодня
свое отражение в злобных выпалах про-
тив советской делегации со стороны таких
тазет, как «0б», ревностно выслуживаю-
щихся перед своими вашинстонекими по-
кровителями.

Яркая и страстная, сильная своей убий-
ственной для поджигателей войны логи-
кой, прекрасно аргументированная речь
главы советской делегации показала, что
этн опасения были вполне обоснованы.
Советская лелегация разоблачила перед
всем миром подлинные цели Политики
США в вопросе 0б атомном оружии.

Налюмнив о том, что решение Генераль-
ной Ассамблеи от 24 января 1946 г. 06
учреждении комиссии — для расемотоения
‘проблем, возникших в евязи © открытием
атомной энергии, и решение Генеральной
Ассамблеи от 14 декабря того же тода о
принципах, определяющих общее регули-
рование и сокращение воофужений, оста-
лись на бумаге, Вышинский показал, что
это произопею по вине группы государств,
возглавляемой Соединенными Штатами.

Советский делегат привел факты, дока-
зывающие, что правительство США сието-
матически отклоняло все предложения,
имевшие целью запрещение производства
атомного оружия; что же касается так
называемого американекого плана между-
народного контроля, то он находитея в
полком противоречии с известными реше
ниями Генеральной Ассамблеи.
	— Предложение ю том, — сказал Вы-
шинский, — чтобы сначала учредить
международный орган контроля над атом-
ной энергией, а затем уже начать дого-
вариваться 9 запрещении атомного ору-
жия, к чему в сущности п сводится весь
так называемый американский план, ужо
само по себе разоблачает действительные
цели и намерения авторов этого предложе-
ния. Такал пюзиция американеких предета-
вителей в этом вопросе означает не что
иное, как попытку разговорами 0б учреж-
	`денти контроля над атомной энергией. без
	тего, чтобы было запрещено атомное ору-
жие, прикрыть нежелание вообще иметь
какой бы то ни было контроль, который
обеспечил бы использование атомной энер-
гии лишь в мирных целях.
	Отметив, что международный орган по
контролю над атомной энергией по плану
США мыслится как некий международный
монопольный атомный сверхтрест, в кото-
ром Соедиоиные Штаты надеются иметь
послутное большинство, Вышинекий пока-
зал, насколько лицемерны рассуждения
американеких представителей на тему ‘о
тем, что все государства должны «посту-
питься своим суверенитетом» в пользу
этого органа, :

Выпкинский напомнил, что  англо-аме-
риканекое большинство Генеральнюй Ас-
самблеи не пожелало пойти навстречу
меньшинству даже в таком малом вопро-
се, как вопрое о формировании рабочего
аппарата, комитетов Генеральной Ассамб-
лен. Все кандидатуры представителей стран
Восточной Европы были забаллотированы,
& предотавители некоторых государств,
принадлежащих к англо-американокому
большинетву, были проведены ‘на руково-
дящие посты одновременно в нескольких
комитетах.
	—щ Разве это не заговор большинства
		и все другие заставы — это высочен-
ные здания, заводы, парки, электрические
фонари, кинотеатры, театры, клубы. А при
комсомольцах 1920 года эти места выгля-
дели иначе. Пройдешься пешком до этих
пустырей, или болот, или нищенских зако-
улков, ноги отвалятся. Это тебе не на
троллейбусе прокатиться!

Впрочем, и в центре города были страш-
ные места, дикие клоаки, Хитров рынок, За-
рядье. Домниковка. Для тебя это миф?
Ну, и прекрасно. Я рад тому, что ты бу-
дешь знать о них только по рассказам, да
по выцветшим фотографиям и картинкам.

.. Что ты сказал? Что строить социализм
было трудно? Да, ты прав. Так сумей же
по-особому видеть все, что тебя окружает!
В асфальте, по которому ты ходишь, в са-
молете, в котором ты полетишь, в здании
института, в котором ты скоро будешь
учиться, в парке, куда ты пойдешь со
своей любимой, в заводах и метро, — во
всем, чем ты владеешь и пользуешься, как
хозяин страны, разгляди кровь и труд,
разум и волю, силу и дерзания людей,
строивших твое советское счастье. Их
победа грандиозна.

..Ты задумался. Ты взглянул куда-то
вдаль и невольно сжал кулаки. Я понял
тебя. Мысль у нас одна в эту минуту. Мы
сумеем защитить нанту Отчизну от посяга-
тельств любых врагов. Ты говоришь, что
ты снайпер! Это превосходно.

.. Ну, что же мой друг? Выйдем из ма-
шины, являвшейся для нас в некотором ро-
де «машиной времени». Мы с тобой стоим
на Красной площади. Перед нами—Кремль.
На устах у нас имена Ленина и Сталина.
В сердце — радость. Мы еще раз увидели
мечту, ставшую явью.

Сейчас мы расстанемся. Но мы еще встре-
тимся не раз. Тебе — целых шестнадцать
лет, мне—всего лишь пятьдесят. Мы встре-
тимся на стройках или в колхозах, в ин-
ституте или университете, на собраниях,
лекциях, на маневрах Советской Армии, на
литературных вечерах, в театре, на Тушин-
ском аэродроме, на торжестве тридцатило-
тия комсомола. Мы улыбнемся друг другу
при каждой встрече. Значение этой улыбки
будет каждому из нас понятно. В ней от
разятся все слова, которые мы произнесем о
в сердце своем о нашем народе, о партии.
большевиков, о Ленине и Сталине, а!
	ших ваше великолепное настоящее и COS-
дающих изумительное будущее.
..Будь счастлив, мой юный друг!
		пришкольный участок
	40 молодых тополей и много кустарников украшают
	19-й женской срелней школы столицы. Сейчас весь коллектив школы готовится к
новым посадкам, Ученицы разрыхляют землю, делают лунки и на-днях высадят на
участок 40 кустов акаций, 30 кустов сирени, 30 кустов крыжовника, 10 кустов смо-
родины и много других декоративных кустарников и цветоз.
К весне 1949 года академик Лысенко, шефствующий над юннатами этой школы,
обещал подарить юным садоводам саженны мичуринских яблонь, слив и вишен.
НА СНИМКЕ: (слева направо) ученицы 9-го класса Валя Кулыгина, Мила Ни-
	Фото К. ИВАНОВА.
	кифорова и Таля Седова рассматривают план будущих посалок.
		BHINT достижениями B B. ©: ГОЛОВАНОВЫМ
учебе и труде решили *
	вомсомольцы и MO70- a
дежь ремесленных, железнодорожных учи-
лищ и школ ФЗО столицы.

Подготовка к празднованию 30-летия
ВЛЕСМ вызвала новый под’ем в илеологи-
ческой, воспитательной и производствен-
ной работе.

В июне городское управление разработа-
ло и разослало в училища и школы 630
план мероприятий по подготовке к празд-
нованию юбилея. План обсуждалея на го-
родских семинарах помощников дифекторов
по культурно-воспитательной работе. вос-
питателей. библиотекарей и секретарей
комсомольских организаций  училиш н
школ Ф30.

Городское управление разработало и на-
правило всем училищам и школам ФЗО ме-
тодическое письмо, в котором подробно
изложен инструктивный материал, план и
ссдержание книжных выставок, рекомендо-
ваны плакаты, темы для громких читок и
читательских конференций.

Городекоз управление совместно © МГК
ВЛЕСМ об’явило конкурс на лучигие твер-
ческие работы учащихея — рисунок, сти-
хотворение, очерк, рассказ, вышивки, леп-
ные изделня, — посвященные 30-летию
ВЛЕСМ и отражающие темы: «Ленин и
Сталин — организаторы и руководители
комсомола», «Комсомол на фронтах гра-
хланской войны», «Герои-комсомольцы»,

«Комсомольцы государственных труловых

резервов» и другие.

Все лучшие работы, представленные на
конкурс п отобранные жюри, будут экс-
понироваться на общегородской выставке,
погвященной юбилею.

Замечательную инициативу проявили
комсомольцы художественного — ремеслен-
кого училища № 64. Включявшиеь в кон-
курс, очи работают над ссоружением па-
MATHIRA героям-комсомольцам, погибшим
на фронтах Великой Отечественной вой-
НЫ.

Комсомольцы железнодорожного учили-
ша № 1 готовят электрифицированную
карту Московского орлена Ленина метропо-
литена им. Кагановича.

Многие комсомольские организации рас-
полагают ценными материалами по нсто-
		В честь юбилея номсомола
	Чтобы каждый молодой колхозник посадил
на своем приусалебном участке не менее
5 плодово-ягодных деревьев.

Кюмеомольцы 14-й средней школы (ce-
кретарь организации tos, Панкратьева)
провели воскресник по подготовке почвы
лля закладки сада, в котором поиняло
участие 150 учащихся. Вокрут пколы они
посадили в честь 30-летия ВЛАСМ 160
плодовых и декоративных растений.
3-я школа (директор тов. Панасенко) ре-
тила в этом году посалить на припкоть-
ном участке 74 липы, 30 тополей. 45 ку-
	Б экономике колхозов нашего района са-
деводетво занимает важное место. В теку-
щем году на 1 сентября колхоз селения.
Беседы имел общий доход более 600 тысяч.
рублей, в том чиеле от садоводства —
407.454 рубля.

Сельские комсомольцы и молодежь ake
тивно участвуют в развитии саловодетва..
Сейчас свыше 200 юношей и девушек ра-
ботают в садовых бригалах.

В. райкоме комсомола было проведено
совещание секретарей комсомольских Opre-

низаций колхозов, совхозов, промьшилен-
	ных преднриятий, старших пионервожатых, ©етов сирени, 300 плодовых лерезьев.
	В колхозных библиотеках подобрана ли-
тература по саловодству, проволятея бесе-
ды ©. колхозниками н молодежью о великом
преобразователе природы И. В. Мичурине.

В «Нелеле сада» будет участвовать в
нашем районе около 1500 комсомольцев и
молодежи. Район обеспечен посадючным ма:
териалом.
	Тысячи посаженных деревьев — таков
напг подарок к 30-летию ВЛЕХСМ.
В. ЦЕПКОВ,
	секретарь Ленинского РК ВЛКСМ.
	Готовясь К   стал приводить в порядок
	посвященное закладке садов в артелях,
приусадебных и пришкольных участках.

В колхозе имени Максима Горького мо-
лодежное звено после уборки картофеля и
овощей приступило к окопке - яблонь, про-
	МОЛОДЫЕ САЛОВОДЫ
	=, a - г >. 3
рин комсомола своего завода. фабрики, рай-   славному юбилею  енинско-Сталинского  рядке вишен, подкормке. Сеобенно хорошо
она. Так, учащиеся ремесленного училища   комсомола. работают звенья Клавтии Коротковой, Ма-_

——§ рии Шмаковой. Активно участвуют в 0е-

ПО СЛЕДАМ НАШИХ
ВЫСТУПЛЕНИЙ
	«ПОГДА НЕ ЗАБОТЯТСЯ
О ШНОЛЬНИКАХ»
	В корреспонденции под таким заголовком
(«Московский комсомолец» № 104) указы-
	ЦЕННЫЙ ПОЧИН
СТОЛИЧНЫХ ВУЗОВ
	Коллегия Министерства высшего  обра-
зования СССР обсудила вчера, 1 октября,
вопросе 00 оказании помоши промышлен-
ности в борьбе за повышение рентабель-
ности” предприятий. -

Ряд высних учебных заведений столи-
цы — Высшее техническое училище имэ-
ни Баумана,  Инженерно-экономический
институт имени Орджоникидзе, Энергетия-
ческий институт имени Молотова, Авто-
механический институт и другие — раз-
работал новые, более френтабельные ме-
тоды шрюизводетва пормышленной продук-
ции, создал конструкции совершенных ма.
шин и аппаратов.

зв сообщил директор МВТУ профессор
М. А. Попов, руководители кафедр, пре-
подаватели и научные сотрудники в ©0-
дружестве с инженерами и техниками
Первого государственного шарикоподитит-
Никового завода разработали новую систе-
му технической обработки шариков. Это
повысило  производительность цеха и
уменьшило себестоимость продукции.

Профессора и преподаватели Автомеха-
нического института оказывают научяэ-
техническую помощь Московскому ‘авто-
заводу имени Сталина.

Коллегия Министерства высшего обра-
зования олобрила инициативу столичных
	монте садов и подготовке почвы под новые.

плантации комсомольцы колхоза селений

Беселы, Остров, Саловники и другие.
Комсомольские оттанизащит лобивалотся,
	ВОСКРЕСЕНСК. В прош-   ЗАГОРСК.
		О В Е ge ee ре
. $ в -
		валось, что в Константиновском районе
плохо велась подготовка к началу нового
учебного года. Районный комитет ВЛКСМ
с большим запозданием начал подбор кад-
ров пионерских вожатых.

Бюро Константиновского райкома ВЛКСМ
признало критику правильной и приняло
меры к устранению отмеченных в коррес-
понденнии недостатков.

«В СТОРОНЕ ОТ ВАЖНОГО

nera..

лом году по примеру чобо-
товцев пионеры Степанщин-
ской семилетней школы по-
садили на  пришкольном
участке 85 яблонь, 400 ку-
стов малины и заложили
питомник смородины.

Этой осенью учащиеся ре-
шили расширить сад. В те-
чение недели они посадят

500 корней малины, 100 xop-
ней смородины и 50 яблонь.

славной годовщине Ленин-
ского комсомола, учащиеся
Птицеградской школы поса-
дили на территории интер-
ната инвалидов Отечествен-
вой войны 400 кустов емо-
родины, 500 кустов малины
и подготовили гряды для
посадки 2 тысяч кустов
клубники.
С. ГОРЧАКОВ.
*

МАЛИНО: Комсомолец

запущенный сад
«Вторая пятилетка».
Неприглядную картину
представлял собой этот сад.
Много труда положил
Алексей, ° чтобы навести
здесь порядок: обрезал су-
хие сучья, сформировал
кроны, перекопал пристволь-
ные круги, удобрил каждое
деревно перегноем. Справил-
ся он и с вредителем сада-—
яблоневой тлей, поедающей

артели
	ЛЕЛА»
	В это же время будет про-
велена подготовка сада к
	Алексей Воронин в. феврале
этого года окончил курсы
садоводства при районной
колхозной школе и с весны
	листья плодовых деревьев.
Молодой сад скоро начнет
плолоносить. г

А ЗЮЗИН.
	Под таким заголовком в № 104 нашей
газеты была напечатана корреспонденция
о слабой работе комсомольских и физкуль-
турных организаций г. Коломны по подго-
товке значкистов ГТО.

Заведующий военно-физкультурным от-
делом Коломенского горкома ВЛКСМ тов.
Бурцев сообщил, что критика в адрес ком-
сомольских организаций и физкультурных
коллективов правильна. Горком ВЛКСМ и
городской комитет по делам физкультуры
и спорта составили график сдачи норм по
предприятиям, учреждениям, учебным заве-
дениям, ремесленным училищам и школам.

В ближайшее время ход подготовки
	А. МИНИХАНОВ.

садоводства
колхозной 1

ha
:

ewe

Ж До Октябрьской революции в Mo-
CKOBCKOH области насчитывалось лишь
	гектара, в том числе 150 гектаров на
колхозных землях.

%* B ‘течение ближайших трех пяти-
леток площадь, занятая плодовыми на-
саждениями, возрастет в области до
100 тысяч гектаров, в том числе в кол-
хозах — до 40 тысяч гектаров.

%* Нынешней осенью предстоит зало-
	около 9 тысяч гектаров садов, которые   сх Б течение ближаиших трех NATH
принадлежали, главным образом, поме-   леток площаль, занятая плодовыми на-
	году пло-
	щикам и кулакам. К 1939
шадь плодовых насаждени
	26 тысяч гектаров.
	ж Совет Министров СССР принял в
	апреле решение о развитии  вино-  жить в Подмосковье новые сады на
градарства в Московской области. К  721 гектаре, а ягодники — на 328 гек-
1955 году виноградом будет занято 232: тарах.

вузов, рекомендуя Им УСИЛИТЬ ПОМОЩЬ   значкистов ГТО будет обсуждаться Ha
предприятиям в борьбе за повышение про-   совешании секретарей комсомольских орга-
изводительности труда и снижение себе-  низаций совместно с работниками физ-
стоимости IPOAV RIAA. культуры. пения ееииличииехчиненииеиимитииччииилиичичимичикочииичиеимииччиииилччиеиминяимичикичичечичиеихезжеччнижжжнния

PRPPPP PPP PP PAP PPP PPP PPL LLLP PPI PLP LPL AION IAP AI AANA AIA A AI AINA NP AI NAIA APN NAIA AAA AAA NINA AD APA ANN AP AA A AAA A NA AL IAAI A

изчиничииичичии
они:
	*
Жизнь в Москве бурлила ключом. В
	стране шла титаническая борьба с врагами
	ду? Очень хорошо. Тебе сколько лет? Ше-
стнадцать? Это уж совсем великолепно.
Есть у тебя немного свободного времени?
Есть. Тогда дай мне руку и совершим
краткую прогулку по нашей столице. Нет,
лучше наймем таксомотор, чтобы двигаться
быстрее. Ничего, что такси будет задержи-
ваться у светофоров, ибо в Москве десятки
тысяч автомашин! Пусть остановки дадут
тебе время для раздумий о великом сча-
стье, завоеванном для тебя.

Обрати внимание. По обеим сторонам
улицы висят вывески, То, что на них напи-
сано, — не пустяк. Неправда ли, чаще все-
го ты видишь среди букв, составляющих
надпись ‚ на вывеске, частицы «ГОС» и
«КООП»? Но ты и сам знаешь, что даже в
том случае, если этих частиц нет, магази-
ны являются государственными или коопе-
ративными. А в те дни, когда создавался
комсомол, в Москве еще можно было ви-
деть уцелевшие старые вывески, на кото-
рых значились фамилии Колупаевых и
Разуваевых, Чичкиных и Бландовых, Ря-
бушинских и Цинделей, Абрикосовых и Кан-
дыриных, Оловянишниковых и Сиу.

Кстати сказать, те миллионщики, фабри-

канты, заводчики, купцы и банковские во-
ротилы, фамилии которых я тебе? назвал,
	числились «знатными людьми» царской
России. Назови-ка мне теперь фамилии
знатных людей социалистической Москвы,
	знатных людей Советской Родины. Постой,
постой, — не так быстро! Вижу, что ты
никого не забыл, ни рабочих, ни крестьян —
Героев Советского Союза и Социалистиче-
ского Труда, ни инженеров, ни стаханов-
цев, ни научных работников, ни писателей
и артистов. Ты восхищаешься их всена-
родной слёвой? Это прекрасно. Приобщись
к ней, для этого тебе даны все возможно-
сти.

..Здесь был завод «АМО», считавшийся
крупным предприятием. А сейчас он выгля-
дел бы, как кустарная мастерская. Больше-
вики взяли да и «пришили пальто к пуго-
вице». Видишь, какой теперь тут заводище!
Вот этих зданий не было, вот этих фона-
рей тоже, вот эти институты, лаборатории,
больницы, санатории, парки, сады отсутст-
вовали. Видишь «Шарикоподшипник»?
Здесь была Сукино болото. Это все зва-
лось окраиной, мой друг! В царевой Моск-
ве были когда-то трущобы, как в любой
капиталистической столице. А ну-ка, найди
их теперь! Для тебя Усачевка, Доро-
	гомилово, бывшая Рогожская, Пфесненская
	чай, Лениным учены. Захотим — горы сво-
ротим. А мы хотим!
Она остановилась. чтобы дождаться кон-
	«Серп и молот» выпускать агитплакат
«Третий - сезд — буржуев с’ест», а я от-
правился на «Трехгорку».

Это был мир становления новых взаимо-
отношений рабочего с предприятием, мир
становления новых чувств. В цехах было
холодно, далеко не все станки работали,
забот было много. Но рабочих не покидало
спокойное и, я бы сказал, торжественное,
ощущение ‘своего хозяйского положения
в стране и на любимой фабрике. У власти —
рабочие! Директор — рабочий! Мастер —
рабочий! Начальник цеха — рабочий!
Все кругом свое, за все отвечаешь по-осо-
бому, ко всему подходишь по-особому.

Нельзя было не растрогаться до глуби-
ны сердца, когда товарищ, показывавший
нам станок, незаметно погладил его сталь-
ное тело, говоря о нем, как о живом суще-
стве, как о любимом друге. А этот това-
рищ в 1915 году сказал одному из больше-
виков фабрики: . ‘

— Хозяина убью и станок разобью. Хо-
зяин — зверь и станок — зверь. Оба они
мою душу загрызли...

На стенах цехов висели плакаты, призы-
вавшие к поднятию производительности
труда, об’явления о лекциях и концертах,
отчет фабричной библиотеки.

На десять минут не стало тока — и по-
жилая работница забегала вокруг остано-
вившегося станка, принимая случившееся,
как личное несчастие: «Ой, батюшки! Да
что же это такое! Скорее, Даша! Зови на
подмогу! Толкани их там...».
	Ток появился, станок загудел, и работни-
	ца, широко улыбаясь, принялась за дело.
	Директор фабрики шел рядом с нами и
	все встоечали его уважительно, смотря на
	него с немалой гордостью: наш! Кровный!.
Директор коротко беседовал с профсо-.

Директор коротко беседовал с профео-.
юзниками, с рабочими, с партийными и ком-
сомольскими работниками. Это был деловой.
разговор руководителей предприятия и Me-
реустроителей мира...

В клубе <«<Трехгорки» (именовавшемся_
«кухней») состоялся митинг в честь Треть-
его с’езда комсомола. Говорили -комсомоль-
цы фабрики, говорили взрослые рабочие,
говорили делегаты с’езда.

Навсегда запомнилась мне речь ткачихи
Павловой:

— Бери, молодежь, мир в руки! Нету
Бромлеев, нету Михельсонов, нету Гужо-
нов. Что и говорить, трудно нам! Хозяй-
ство большое, надо управиться, как следу-
ет быть. Ну, что же? Всему научимся, —,

ца бурных аплодисментов, и закончила   молодого созетского государства. Огромное
речь одним великолепным словом: внимание партия и правительство уделяли
— Сдюжим! делу восстановления производства, ликвида-
		ции неграмотности, привлечения миллиовпых
масс к участию в управлении государством,
приобщения их к миру науки и искусства.

Огромные тумбы на перекрестках улиц
были сплошь заклеены извещениями о лек-
циях, митингах, диспутах, спектаклях, кон-
цертах. Работали театры: МХАТ, Корша,
Камерный, Большой, Малый. Часто вместо
цветов бросали артистам на сцену пучки
моркови, мешочки с какими-либо пролукта-
ми. И это было в порядке вещей.

Активно действовала «Синяя блуза» (ар-
тистические коллективы профсоюзов). Те-
атр Фореггера ставил «Танцы машин». Театр
Пролеткульта гремел постановкой «Слы-
шишь, Москва?». В этом театре начали
свою деятельность Эйзенштейн, Штраух,
Пырьев, Г. Александров. Работали клуб-
ные коллективы заводов, частей Красной
Армии, учреждений.

Яркими, красочными пятнами бросались в
глаза плакаты Моора, Дени, Черемных 4
огромные «Окна Роста» <о стихотворными
подписями Маяковского. На углу Черны-
шевского переулка помещался клуб груп-
пы пролетарских писателей «Кузница»...

Шла жестокая борьба и в мире искусст-

Можно о ней писать длинную диссер-
тацию, но мне кажется, что очень .выра-
зительно и красочно может ее документи-
ровать «охранная грамота», выданная одной
из актрис старого профессионального теат-
ра районным Советом рабочих и красноар-
мейских депутатов.

«Дана сия нашей актрисе в том,
что никто не имеет права быть вселен-
ным в ее комнату, ибо она первая и в
немногочисленном числе включилась в
революционный репертуар».

+*
	В те дни заседал 3-й с’езд комсомола.

В этом — 1948 — году комсомол празд-
нует свое тридцатилетие.

Возьмем в руки карту Москвы сегодняш-
него дня. Впрочем, зачем нужна карта?
Выйдем на улицу и пройдемся по Москве,
красивой, шумной, величественной,

Подойди ко мне товарищ, носящий на
груди тот же значок, что и я. Ты когда
получил эту эмалевую эмблему с’пятью

ЕЕ Е BR OB meee IEE NAB! -_——— ON EE

oe
первой категории»... ‚золотыми буквами «ВЛКСМ»? В этом го-
	Трамваи в Москве в то время не ходили.
Изредка появлялся на линии грузовой ва-
гон или «вагон специального назначения»,
везший электриков куда-нибудь на аварию
или артистов после спектакля.

Особенно тяжело было зимой. Высочен-
ные сугробы лежали на улицах столицы.
И москвичи ввели в обиход особый вид
транспорта: санки. Служащие ходили с сан-
ками в учреждения, профессора на лекцин,
учащиеся в школы.

Зимою не могли двигаться даже грузо-
вые трамваи. Зато можно было видеть в
Москве аэросани, с ревом носившиеся по
улицам, вздымая тучи снега...

: ad
Посмотрите на свою ладонь. На ней сво-
бодно уместится тот кусок хлеба, который
выдавали на два дня, в 1920 году. Вось-
мушка!

Мизерными были пайки, скудными выда-
чи... Разруха и голод властно шествовали
тогда по стране. Тем величавее подвиг со-
ветского народа, строившего социализм В
неимоверно тяжелых условиях. Тем гран-
диознее наша победа. ‘

Чтобы до конца, всем сердцем почувет-
`‘вовать и понять трудности и величие того
времени, возьмите в руки 36-й том Большой
советской энциклопедии. В нем, рядом ©
376-й страницей, увидите вы фотоснимок с
‚удостоверения, выданного 29 января 1919
‘года и подписанного управляющим делами
‘Совета Народных Комиссаров В. Д. Бонч-
`Бруевичем, правителем канцелярии Лебеде-
‘вым и делопроизводителем Новиковым. Ка-
кие слова нужно найти, чтобы передать
  потомкам все, что связано с этим листом
‹ бумаги! .
`  Вот оно, это удостоверение:

«Управление Делами Совета Народ-
ных Комиссаров удостоверяет, что
председатель Совета Народных Комис-
саров ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ УЛЬЯНОВ
(ЛЕНИН) занимается умственным тру-
дом неограниченное число часов, в виду
чего он имеет право пользоваться про-
довольственной и хлебной карточкой