Вторник, 8 марта 1949 г:;, № 29 (1042).
	ПРИЗЫВ В ЦИОЛЫ
	В Москве и в районах области начался
очередной призыв молодежи в школы фаб-
ргчно-заводекого обучения. До 10 апреля
в школы ФЗО должно быть призвано около
6 тысяч юношей и девушек.

Московские школы Ф30 хорошо подгото-
	вились к встрече будущих строителей сто-
лицы. В первый же день в школу 30
№ 12 пришли 20 юношей. В своих заяв-
лениях они выразили горячее желание
овладеть профессиями штукатуров, плотни-
ков, столяров.

Школа ралушно встретила своих буду-
щих воспитанников. Преподаватели рас-
‘сказали им подробно о школе, о том, каков
значение имеют избранные ими профес-
сии в народном хозяйстве,

Ё приему новичков школа ПОДГОТОВИЛ
общежитие на 150 мест, обмундирование,
инвентарь. Представители школы — пре-
подаватели, воспитанники. MacTepa—mpo-
водят  атитационно-массовую работу, не
только в школе, но и среди молодежи пяти
районов столицы. На многих улицах Mo-
СЕВЫ можно видеть об’явления о приеме в
	‘Школу 030 Ne 21.
		ПОМОШЬ

ПРОПАГАНДИСТУ И АГИТАТОРУ
	О культуре. речи
	Б нелочетам речи многих  пропатанди“
сто следует отнести ни засоренность язы-
ка трафаретными и малосодержательными
выражениями. Молодые и неопытные про-
пагандиеты часто некритически повторяют
такие примелькавниеся  ходульные выра-
жения, в которых слова вступают в 18
совсем обычные и по емыелу иногда про-
тиворечивые сочетания. Например, слова
«вопрос» и «дело» иногда употребляются
в выражениях: «утряети или увязать этот
вопрое © кем-нибудь», «он долгое время
сидел на вопросах самообразования», «про-
валил целый ряд порученных ему вопро-
сов». «на э1% дело прилетея посадить
опытного человека», «завалил дело © под-
готовкой семинаров» и др., не говоря уже
© «старых знакомых» типа «заострить
вопрос», «поставить вопросе ребром» и т. п.

Не’ только целые выражения, но и 97т-
дельные слова в силу частого повторения
и неуместного употребления становятся
малосолержательными, значение их как бы
выветривается. Ведь бывает Tak, что
докладчик, как говорится, «сядет на вонь-
ка» и почти в каждой фразе повторяет
елова: «записать», «указать», «увязать»,
«согласовать», «по линии массовой ра00-
ты», «по линии самообразования» и т.п.
	Точность и выразительность речи о6н®о-
вываются на большом запасе слов у го-
ворящет. Чем болыше слов находитея В
его распоряжении, тем лучше, ‘точнее и
выразительнее формулируется мыель. 0рз-
тор, образно выфажаясь, не должен во вре-
ия речи лезть в карман за словом, а до-
ставать их целыми пригоршнями и выби-
рать из них лучшее, наиболее удачное.
Известное некоторым людям состояние:
«понимать-—понимаю, а выразить не мо-
гу», — это типичный показатель бедности
ЯЗЫКА.

Если словарный запас мал и беден, то
говорящему невольно приходится чем-то
заполнять образующиеся пустоты и паузы.
В таких случаях его «выручают» обще-
распространенные  слова-сорняки: «вот»,
«значит», «тах сказать», «того», «пони-
маете ли», «собетвенно говоря», «можно
сказать», «как бы сказать» и пр., ©опро-
вожлаемые  растягиванием междометия.
Эти «мусорные слова» и разного рода ра-
стягивания звука появляются обычно В
тех случаях, когда выступающий ищет
слово.

Tak Rak культура речи находится В
тесной связи ‹ общей культурой человека,
то и к методам обогащения словарного
запаса относятся: чтение разнообразной
литературы, заучивание напамять стихов,
крылатых. слов и т. п., выписывание не-
понятных слов < пояснениями в записную
книжку, изучение толковых и других
словарей русского языка п ду.

Повышение речевой культуры немысли-
м0 без очистки языка от всякого рода гру-
бых жаргонных выражений, от слов, яв-
ляющихся профессиональными терминами
или употребляющихся лишь в местных
говорах. Особенно требовательным следует
‚быть при употреблении иностранных слов.

Каждый пропагандист, учил В. И.
Ленин, должен уметь говорить просто и
ясно, доступным массе языком, отбросив
решительно прочь тяжелую артиллерию
мухреных терминов, иностранных слов,
заученных, готовых, но непонятных еще
массе, незнакомых ей лозунгов, определе-
ний, заключений. Вполне понятен поэто-
му энергичный протест’ Ленина против
употребления иностранных слов без налоб-
ности.

Имея в BURY ораторов, постоянно пере-
сыпающих свою речь еловами вроде «де-
фект» и др., он писал: «Русский язык мы
портим. Иностранные слова’ употребляем
без надобности. Употребляем их неправиль-
но. К чему говорить «дефекты», Korda
можно сказать недочеты или недостатки
или пробелы?

„..Не пора ли об`явить войну коверканью
русского языка? ».

Качество публичного выступления сни-
жается также из-за плохого или явно 0ез-
грамотного произношения. ^ Когда ^хоклал-
чик. не ечитаясь с нормами литературного

произношения, делает неправильные  ула-
рения или употребляет непринятые в ли-
тературном языке формы, то в аудитории
раздается смех. Й это плохой для него
смех: * это — ‘упрек в безграмотности. По-
этому так очевидна необходимость ° поето-
янного контроля за своим и чужим пропз-
HOUCHHEM,  необхолимость внимательного
изучения и практического освоения норм
	литературной речи.
ратур р А. ЕФИМОВ,
	кандидат филологических наук.
	(Продолжение следует)
	Премьера в Московском
драматическом театре
имени К. С. Станиславского
	5 марта в Московском  траматиче-
ском театре имени К С. Станислав-
ского состоялась премьера пьесы в трех
действиях Н. Я. Зелеранскою и Р. И.
Хигеровича «Две судьбы».

В этой пьесе рассказывается © судьбах
лвух советских ученых — одного, умею-
шего ‘сочетать науку с жизнью, тесно
связанного со своим народом, и другого—
	«кабинетного» ученого,  оторванного от
больших залач, стоящих перед нашей
страной. Лействие ‘пьесы  развертывает-
	ся в Москве и Казахстане в 1925—1945
		3. О чем нельзя забывать
	М. БОЧКАРЕВА.  г. Нарофоминск.
	Олним из наиболее существенных недо-
	четов устной речи пропагандистов и агита-
торов является увлечение книжным язы-
ROM, злоупотребление тяжеловесными
книжными формулировками,  штампован-
ными выражениями.

Общеизвестно, что пропагандист должен
проводить занятия живо, интересно, идей-
но насыщенно. Речь его, простая и есте-
ственная, далекая от всякой  искуствен-
ности, ложного пафоса или погони за кра-
сотой и оригинальностью, ‘должна ©1069б-
ствовать яркому и увлекательному изло-
жению идей и 0б’яснению фактов. Вету-
пительное слово пропагандиста — это
введение к оживленной и плодотворной бе-
седе: оно должно бадить мыели, вызывать
обмен мнениями, споры, вопроеы и т. и.

На практике же это выглядит  инотда
совеем по-друтому. Стремясь выражаться
заумно-книжным языком, иной пропаган-
диет упютребляет сложные и. многослов-
Able, & подчас и тяжеловесные формули-
ровки. Это увлечение книжным слотом
кончается обычно полным отказом от из-
ложения своими словами и заменой живой
речи громким чтением или пересказом по-
	a

COOKE.
	Суровая отповедь
безродныи космополитам
	С КОМСОМОЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ
	Еще залолго до собрания завязались   искусства западных славян. Прожженный
	формалист, он рассматривает историю сла-
вянского искусства как эволюцию фор-
мальных приемов сменяющих друг друга
художников. Кожин считает, что живопис-
ность, черта византийской культуры, п-
CTOAHHO борется с графичностью, чертой
славянской культуры. Именно в этом, как
утверждает Кожин, якобы отражается
клаесовая сущность искусства.

Студентам преподносятся насквозь фор-
малистические, вредные определения, про-
низывающие весь куре лекций. Так, ро-
мантизм, по определению Кожина, — «это
эмониональность плюс индивидуальность,
плюс суб’ективизм, плюсе элементы pea-
лизма, плюс использование барокко, плюс
национальные традиции»...

Комсомольцы резко осудили формалисти-
ческую деятельность професбора Кожина и
обратились в деканат факультета с прось-
бой отстранить его от чтения курса лекций.
	Комсомолец, студент второго курса С.
Бочаров в своем выступлении критиковал
бюре ВАЕСМ факультета за то, что оно
слабо связывает комсомольскую работу ©
учебой студентов. Комсомольское бюро
не сумело раз’яенить студентам емысл дис-
куссий о космополите Веселовском, о е0-
циалиетическом реализме, a также  дру-
гих дискуссий, проведенных Ha  страни-
цах нашей печати и подымавших насущ-
ные вопросы советекого литературоведения.
	Выступавшие на собрании студенты
комсомольцы A. Бочаров, В. Росляков
и другие товорили о слабой пропаганде
студентами филологического факультета
произведений советской литературы среди
населения и особенно среди молодых рабо-
чих, колхозников, служащих. Будущие
литературоведы чрезвычайно редко высту-
пают с лекциями и беседами и так же ред-
ко обсуждают произведения советской худо-
жественной литературы у себя на факуль-
	оаместитель секретаря комитета комео-
мола. МГУ тов. Мулкиджанян в своем вы-
	‚ ступлении отметил необходимость дальней-
	нтего усиления идеологической работы сре-
ди студентов филологического факультета.
Он подчеркнул необходимость глубокого,
творческого изучения студентами произве-
дений Маркса — Энгельса — Ленина —
Сталина. Тлетворное влияние критиков-
космополитов на некоторую часть студен-
тов об’ясняется прежде всего тем, что
эти студенты слабо знают марксистеко-
ленинскую эстетику, не могут самостоя-
тельно глубоко разобраться в том или ином
произведении художественной литературы
и подпадают под враждебное влияние.
Выступавшие указывали также Ha He-
	вживленные и острые споры среди моло-
дых филологов. С 906б9й страстью раз-
горелись они перед началом комсомольско-
го собрания 5 марта с. г. И по тому, с ка-
ROH остротой обсуждали молодые филологи
проблемы советского литературоведения, с
каким презрением говорили о вредоносной
деятельности безродных космополитов, чув-
ствовалось, что вопрос, вынесенный на
обсуждение собрания, глубоко всех волно-
вал.

( враждебной деятельности антипатрио-
тической группы космополитов ‘рассказала
B CBOCM докладе доцент кафедры советской
литературы филологического факультета
МГУ Н. П. Белкина.

Выступивший на собрании секретарь
комсомольского бюро факультета студент
третьего курса Б. Стахеев подверг резкой
критике антипатриотическую деятельность
доцента филологического факультета Н;
Фридмана. Этот безродный космополит В
своей. клевете на русскую литературу до-
ходил до того, что отрицал национальный
хараклер творчества великого русского пи-
сателя А. С. Пушкина. Всячески изош-
ряясь и маскируя свои истинные взгляды,
псевдоученый Н. Фридман пытался припи-
сать великому русскому поэту своего рода
«эстетический космополитизм». В трактов-
ке Н. Фридмана вся творческая деятель-
ность А. С. Пушкина сводится к унизи-
	тельной роли бессознательного подражате-!
	ля Чужеродному искусству. Ирибегая к
разным ухищрениям, пользуясь казуисти-
ческими приемами, фальсифицируя творче-
скую самобытность А. С. Пушкина,
Н. Фридман стремится доказать, что произ-
ведения великого поэта всего-навсего лишь
плод подражания зарубежным писателям.
Фридман утверждает, что в одном случае
Пушкин является «интерпретатором Кора-
на», в другом — «за фигурой. Магомета
вырисовывается изгнанник Пушкин», в
третьем случае Пушкин просто подражает
Андре Шенье...

Тов. Стахеев подверг также критике
эстетские настроения студентки Домтлак,
увлекающейся творчеством декадентов.

Студентка пятого’ курса искусствоведче-
ского отлеления тов. Никонова в своем вы-
	Московский торфяной институт го-
	товит инженеров высокой квалифика-
ции в области изучения торфяных мес-
торождений, лобычи торфа, механиче-
ской и химической обработки его, соз-
дания машин и механизмов для торфя-
ной промышленности и строителей тор-
фопредприятий, заводов, гидротехниче-
ских и транспортных сооружений.

НА СНИМКЕ: в лаборатории гид-
равлики и гидротехники студенты Ш
курса на’ демонстрации закона обтека-
ния — Леонид Кудимов (слева) и
Алевтина Степанова. `

Фото Х. АМАСПЮР.
	Советская арфа
	Ленинградская фабрика музыкальных
	инструментов имени Луначарского Мини-
стерства местной промышленноети РСФСР
	выпустила Первую  партйЮ советских
app.
На-длнях несколько KOHTeDTHO-opRectT-
	ровых и учебных арф было доставлено в
Москву.
	Арфа получила высокую оценку специа-
‘тов. Заслуженная артистка РСФСР
	THCTOB.  оаслужент
В. Лулова заявила:
	Сейчае сюда поступают заявления He
Только от москвичей, но и от жителей
области. Многие юноши из Рузского, Ce-
ребрянопрудекого и других районов выра-
зили желание учиться в школах 030.

Однако не все школы развернули рабо-
ТУ по призыву молодежи. Из года в гл
срываются сроки призыва во Фрунзенском
ий Ленингралеком районах. Они отстают и
		В своих советах агитаторам Ем. Лрослав-
ский писал: «Нет ничего `утомительнее
для слушателей, если оратор, He глядя
на слушателей, читает, как пономарь, по
написанному».

Вредные последствия такого злоупотреб-
ления книжным изложением сказываются
сразу же. Бесела налаживается плохо, по-
тому что руководитель и слушатель гово-
рят как бы на разных языках. Первый
выражаетея пю-писаному, ero фразы ©
трудом воспринимаются на слух, слуша-
тели же таким «ученым слогом» говорить
не могут H B TO же время стесняются
употреблять в беседе обычные выражения
живого разговорного языка.

Известно, что чтение заранее  наши-
санных речей оказенивает язык, делает
ето шаблонным и невыразительным. Преи-
мущества живого слова по сравнению ©
книжным огромны. Письменная речь ли-
шена ряда сильнейших средств воздейет-
вия на люлей. Если пропагандист читает
	по заранее написанному, то — желает он
этого или нет — у рядовых слушателей
созлаелея впечатление что он «чужие
слова говорит». Он, следовательно, не соз-
дает у них впечатления личной убежден-
ности, заинтересованности и теряет силу
личного влияния.. Слушатели не любят
затисок в руках оратора (как и нот в
руках певца).

М. И. Калинин настаивал на творче-
ском полхоле к публичному выступлению.
Это заставляет оратора переживать, вол-
новаться, ближе подходить к слушателям,
создавать и улучшать свою речь в COOT-
ReTCTBHH © ‘их настроением и обстановкой
выступления. По мнению Ем. Ярославеко-
го, «хороший агитатор творит свое слово
во время речи». Следует подчеркнуть, что
такое творчество под силу лишь опытному
пропагавдиету.

Произносимая речь имеет много преиму-
ществ по сравнению с читаемой. Разумеет-
сея, это не значит, что нужно совсем от-
казаться от предварительного  написа-
ния выступлений. Наоборот, записи эти В
ряде случаев крайне необходимы. Есть
выступления, для которых чтение почти
обязательно: научные доклады, речи на
’ездах, конференциях и т. п.

Отвлеченно-книжные формулировки И
выражения не только делают речь «казен-
ной» и шаблонной, они отдаляют пропа-
танлиста от слушателей. Главный же вред
их в том, что они затрудняют восприятие
содержания, обедняют и ослабляют силу
ий действенность выражаемых ими идей.

Ленин советовал партийным пропаганди-
стам, ученым, литераторам никогда не за-
бывать о том, что «члены боевой... пар-
тии должны и в ученых своих трудах не
упускать из виду  читателя-рабочего,
должны стараться писать просто, без тех
ненужных ухищрений слога, без внешних
признаков «учености», которые так пле-
няют декадентов и титулованных предета-
вителей официальной науки».
	Продолжение. Начало ем. «Московский
комсомолец» от 3 и 5 марта с. г.
	Более успешно в этом голу проходит
прием мололежи в школы ©30 по районам
области. Областное управление трудовых
резервов направило в районные центры
своих ‘уполномоченных — инспекторов
управления и агитбригады художественной
самотеятельности из воспитанников Школ
		Уже в первый день призыва было по-
лано 160 заявлений. Хорошо подготови-
лись к приему школы Узловекого, Донско-
го и Ухтомекого районов.

Прязыв молодежи в школы ° Ф30 —
кровное дело комсомола. Первичные комео-
мольские организации, горкомы и райкомы
комсомола должны сейчае еше шире раз-
вернуть агитационно-массовую работу сре-
ли мололежи, не затягивать сроки призы-
ва, оказывать действенную помощь при-
зывным комиссиям.
	— Это замечательные инструменты, с
сивым большим звуком. Они превос-
INT по звучанию и художественному
ормлению американские арфы.

До певолюции в нашей стране этот
	сложный инструмент не выпускался. Цер-
вая советская арфа была изготовлена в
1944 году. Ее создателями были  воспи-
танники музыкального училища имени
Ипполитова-Иванова С. Майков и A. Ka-
OO.
	——— ty
Комиссия по работе
с молодыми художниками
	Оргкомитет Союза советских художников
СССР созлал специальную комиссию 0
	работе < молодыми художниками. №е целью
является всесторонняя помощь творческой
молодежи, улучиение идейно-политической
и шюизводетвенно-творческой работы © мо-
лодыми художниками, повышение их ква-
лификации. Кроме того, комиссия будет
содействовать популяризации лучших про-
	извелений молодых живописцев, екульим-
ров, графиков.

Председатель новой комиссии оргкомите-
та — лауреат сталинской премии В. П.
Ефанов.

А Е
	Новые книги
	Т. Д. Лысенко — «Яровизация яровой

пшеницы, ячменя, овса и проса»

Применение яровизации семян—— метода,
открытого создателем стройной теории
сталийного развития растений вылающим-
ся советским ученым академиком Т.
Лысенко, дало стране миллионы центне-
ров добавочного хлеба.

Сельхозгиз сейчас выпустил брошюру
«Яровизация яровой пшеницы, ячменя,
овса и проса». Автор  эффективнейтшего
агротехнического приема широко дает в
ней основные указания по  яровизации
яровой пшеницы, ячменя и овса.

Раздел брошюр ` «Яровизация проса»
написан академикоР И. Д. Колесник.

Брошюра издана 150-тысячным тифа-
	оказывать конкретную помощь  библиоте-
кам-передвижкам.

Конкретностью руководства райкома,
тлубокой его  заинтересованностью, что-
бы книга стала настоящим спутником
молодежи, об’ясняется то, что в Октябрь-
ском районе при библиотеках существует
крепкий комоомольский актив, питроко ве-
дется массовая работа по прюпаганле лите-
ратуры.

(Сейчас райком комсомола совместно ©
библиотеками начал подготовку к 150-ле-
raw co дня рождения А. С. Пушкина. В
плане полтотовки к юбилею намечено мно-
TO интересных мероприятий: экскурсии в
музеи, литературные вечера, читательские
конференции, обзоры литературы, лекдий,
книжные выставки, читки  художествен-
ных произведений и т. д. Вее это поможет
молодежи еше лучше изучить жизнь и
творчество великого русского писателя.

Для того, чтобы еще успешней руково-
дить чтением молодежи, райком комсомола
предполагает провести совещание библио-
течных работников, комсомольского актива
и родителей по вопросу © том, как направ-
лять чтение детей, как помочь ребенку,
юноше и девушке выбрать нужную. книгу.

Комсомольцы Москвы добились успехов
в пропатанле книги, в укреплении связи
с библиотеками. Олнако отдельные райко-
мы комсомола до сих пор считают это де-
ло второстепенным или берутся за него
эпизодически, кампанейски.

Есть и библиотеки, которые недооцени-
вают значение совместной работы © ком-
COMOTOM.
	‚ Надо сказать, что и формы пропаганды
книги нередко страдают однообразием. За
проветениеи читательских конференций,
вечеров, громких читок библиотеки иногда
забыватот 9 лругих формах работы.
	Большую роль, например, могут сыграть
	——_—g-—-—
Образ молодого
человека

ступлении говорила о плохой работе ка-
федры искусствоведения.

— Кафедуа искусствоведения Москов-
ского университета, — заявила она, —
стоит на позициях невмешательства в
борьбу. которую ведет наша обществен-
	ДИСПУТ О СИЕКТАКЛЯХ
ПЕНТРАЛЬНОГО ДЕТСКОГО ТЕАТРА
	На-лнях в Большом зале Дома актера
собрались учащиеся старших классов бо-
лее чем тридцати школ Москвы. Они приш-
ли сюла, чтобы обсудить спектакли Цент-
рального детского театра «Как закалялась
сталь», «Два капитана», «Где-то в Сиби-
ри».

Тема лиснута — «Образ мололото чело-
века нашей эпохи на ©цене детского те-
атра». Диспуту предшествовали обсужде-
ния, промедшие в ряде \икол. Специальные
номера стенных газет. выпушенных уУЧча-
	ность за партийность советского искусства.
Летом проходила дискуссия о путях разви-
тия советской живописи. Критиковался
формализм и натурализм, проникавитие в
творчество ряда советских художников.
	Олнако кафедра не приняла активного уча-   Обходимость серъезного улучшения деятель-
	ного студенческого общества.
Собрание единодушно осудило антипат-
	роне от развития советского искусства.
Тов. Никонова критиковала также дея-
	тельность профессоров-искусствоведов Н. А.
Кожина и А. А. Сидорова. Профессор Си-
торов, читая курсе лекций и руководя семи-
наром пе истории искусства эпохи Возро-
дения, главное внимание уделяет
второстененным художникам. Среди тем,
которые он предлатает студентам
в качестве семинарских pastor, боль-

риотическую деятельность критиков-коемо-
политов и наметило ряд практических ме-
роприятий, призванных помочь руковод-
ству и партяйной организации факультета
в улучшений работы по воспитанию моло-
дых литературоведов. Решено системати-
чески организовывать обсуждения произве-
дений советской литературы на курсах, в
	группах и теоретические конференции по
наиболее важным проблемам советского
	ASBE ICH HAM второстепенных мастеров.   наиболее важным проблемам ‹
Дело Тото ло Того, что студентам настой-   литературовеления на факультете.
	Комсомольское собрание показало поли-
	чиво рекомендуется разбор книги «Власеи-
	ческое искусство» немецкого формалиста   тичеекую зрелость молодых филологов, их
ХХ века Вельфлина. Ё явлениям искуе-  решимость бороться и впредь со всякими
ства профессор Сидоров подходит с сугубо   проявлениями буржуазной идеологии в ©9-

и
По следам наших выступлений
FIO OO В НЕ
	«ОГРАДИТЬ МОЛОДЕЖЬ ОТ ВРАЖДЕБНОГО ВЛИЯНИЯ
КОСМОПОЛИТОВ И ЭСТЕТОВ»
	литературные консультанты Ф®. Левин, П.
Антокольский и заведующий кафедрой co-
ветской литературы и творчества Г. Брев-
	ман в настоящее время уже освобождены
от работы. Вопрос о пребывании в инсти-
туте их подголосков етудентов Г. По-
женяна. Л. Гольлитейна и В. Левина по-
	ставлен партийным бюро перед лирекцией.   жом.
	Партийное бюро Литературного институ-
та имени А. М. Горького, обвудив статью
пол таким заголовком («Московский ком-
сомолец» № 21), подтверждает изложен-
ные в ней -факты и признает критику пра-
ВИЛЬНОЙ.

Пробравшиеся в институт и насаждав-
шие там космополитизм, формализм, эстет-
ство и другие виды буржуазной идеологии
	ветеком литературоведении.
Ю ПЕТРОВ.
	суб’ективных эстетских позиции.
Другой профессор кафедры искусствове-
дения Н. А. Кожин читает курс истории
	gnaw eh ae el nee ele ei

munca 169-H, 172-h, 255-H, 504-H mkoa, И ем cewmmapeRnx   В 6oab-
а также детским активом театра, ЗНаКОМЯТ   пинство — посв р vara ere po
с высказываниями ребят о спектаклях. yaar з

Е, ee AES А.   извелениям второстепенных = мастеров.
	Диспут открыла ученицпа 10-го класса
172-й школы Лена Киреева.

— Герои пьес «Где-то в Сибири», «Как
закалялась сталь», «Два капитана» —
настоящие советекие люди, у которых мы
должны учиться мужеству, целеустремлен-
ности, патриотизму, — сказала Лена Ки-
реева. — Мы хотим жить так, как Павел
Корчагин, осуществлять свои мечты, как
Саня Григорьев, быть такими же умелы-
ми организаторами, как Наташа Петрова.

Ярким и содержательным было выступ-
ление А. Мосина (504-я школа). Он счита-
ет «Как закалялась сталь» наиболее
улачной постановкой театра, так Kak B
ней раскрыто формирование характера
Павла Корчагина, показана  руководящая
роль партии и комсомола в воспитании мо-
лолого поколения.

(06 удачном исполнении роли Сани Гри-
торьева говорила Т. Крол (172-я школа),
которая одновременно отметила некоторый
схематизм, неубедительноесть образа Марии
Васильевны, Рял критических замечаний о
спектаклях высказал и С. Шатров (182-я
школа), Всего в диспуте приняло участие
около двадцати человек. Большинство вы-
ступавших дало высокую оценку спектак-
лям театра, в которых убедительно рас-
Крыт образ молодого человека нашей эпо-
XH.
	В конце диспута выступили драматург
И. Ирошникова, педагог 602-й школы Н.
Довальчук, артист А. Михайдов,

В заключение актеры Центрального
детского театра показали отрывки из снек-

таклей.

Свыше 25 лет существует Москов-
ское областное художественное пе-
дагогическое училище памяти 1905
года. Училище готовит живописцев
и художников-декораторов для теат-
ров и клубов области. В настоящее
время в училище занимается около
250 студентов.

НА СНИМКЕ: в одной из ауди“
торий училиша на занятиях по жи-
вописи. На переднем планё—студент
5-го курса комсомолец Юлий Ва-
сильев.

Фото В. ГРАЧЕВА.

ниц ии имам ниче н нии очки чим чи ити нони ен наи акиияииничан
пои пабы анценнснави
			caf!
ra
И
				(СЕР
			библиотеки в организации политической
учебы, Но, как правило, политкружки ра-
ботают‘ оторванно от библиотек, которые B
состоянии оказать помошь кружковнам, 97-
танизуя для них выставки, консультации,
лекции, подбирая литературу по той или
иной теме.

Незаслуженно мало улеляют внимания
райкомы ВЛЁСМ и библиотеки литератур-
ным кружкам. Во многих библиотеках их
нет совсем. А межлу тем это очень важ-
ная форма пропатанды книги.
	Шяре следует применять в практике
работы © литературой библиографию, ко-
торая до еих пор используется недостаточ-
но. Планы, программы чтения, рекомен-
тательные указатели, иллюстрированные
плакаты, памятки  подекажут молодежи,
что и в каком порядке читать.  Комсо-
мольские активисты должны научиться
пользоваться библиографической литерату-
рой и научить этому молодежь.
	Мало еще внимания уделяется вопросам
культуры чтения, самостоятельной работе
с книгой, методам изучения произведений
классиков маркеизма-ленинизма.
	Ёнига — ЭТо социалистическая cober-
венность. Борьба за ее вохранность также
является кровным делом комсомола. Одна-
ко в Этом комсомольцы еще слабо помо-
гают библиотокарям. Встречаются ло сих
пор юноши и девушки, которые небрежно
относятся к книге. Комсомольцы должны
повести большую работу с этими зжстны-
ми вредителями книг.
	Нало с каждым днем крепить дружбу
библиотек < комсомолом, памятуя, что их
совместная деятельность является залогом.
успешной пропаганды книги, важнейшим
средетвом воспитания молодежи в духе
илей коммунизма. ‘
	РАИКОМ КОМСОМОЛА
И БИБЛИОТЕКА
	щенные творчеству писателей и отдель-
ным. новинкам литературы, читательские
конференции, консультации, ведут повсе-
хневную работу по привлечению новых
читателей, по укреплению читательского
актива при библиотеках.

Во многом показательной является друж-
ба, установившаяся © библиотечными Ра-
ботниками у Октябрьского райкома ком-
сомола, у

(Секретарь райкома тов. Кухарчук и 34-
ведующий отделом пропаганды райкома
тов. Середин —— постоянные посетители
библиотеки № 48 им, Горького. Они вни-
кают во все детали ее работы, активно
участвуют в ве жизни, рекомендуют Te-
матику лекций и бесед с учетом запросов
молодежи, вносят свои предложения, До-
полнения и изменения в план работы. Ko-
Tia библиотека наметила провести конфе-
ренцию своих читателей на тему «Образ
комсомольца в советской художественной
титературе», райком комсомола предложил
‘организовать эту конференцию в районном
масштабе, с привлечением к участию в
ней других библиотек и широкого комсо-
мольского актива. РК ВЛЕСМ не только
отобрил это мероприятие, но и оказал по-
	MOU, библиотекам в подготовке к конф@з-
	  Dex Tu. В итоге ветреча молодых читате-
лей, на которой присутствовало свыше
800 человек. прошла в болышим под’емом,

На бюро райкома часто приглашаются
‘библиотечные работники. По докладу ди-
`реклора библиотеки им, Горького тов. Ру-
  сановой «0 работе библиотек-передвижек»
бюро вынесло решение, обязывающее Hee
комсомольские организации предприятий
	Пропаганда книги — один из важней-
ших участков  политико-воспитательной
работы комсомола.

В своей речи «0 Комсомольском активе
в деревне» товарищ Сталин поставил во-
прое о дружбе комсомола < книгой, 0 том,
чтобы активист-комеомолен мог быть На-
	стоящим проводником большевистской

КУЛЬТУТЫ.
Нет сомнения. что успех пропаганды
	книги среди молодежи, овладение знания-
чи зависят во многом от тесной по-
воедневной связи комсомольских  органи-
запий © библиотеками.

В решении бюро ЦК ВЛКСМ от 29 анре-
aa 1946 тода говорится: «Считать работу
С ЕНИГОЙ среди молодежи и оказание помо-
щи библиотекам одной из важнейших и
повседневных задач комсомольских %Фрга-
низаций».

Огромную толь в помощи библиотекам,
непосрелетвенной связи с ними играет т,
какое внимание уделяет пропаганде книги
райком комсомола, призванный играть ор-
ганизующую роль в этой  шюопаганде, в
укреплении дружбы с библиотечными ра-
ботниками, в воспитании у молодежи вку-
са к чтению,

За последнее время райкомы комсомола
столицы обратили значительно больше
внимания на связь с библиотеками. Рабо-
та © книгой стала интереснее и MHOTO-
	«КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ»
	Библиотека клуба Нарофоминской пря-
дильно-ткацкой фабрики организовала для
своих читателей интересное мероприятие—
«Календарь знаменательных дат», На стен-
де, под определенной датой, помешаются
материалы, рассказывающие о событиях
общественной, политической, хозяйствен-
ной и культурной жизни стравы и о раз-
личных исторических фактах.

Стенд «Календарь ‘знаменательных дат»
	пользуется болыним вниманием читателей,
Ю. КАПОТОВ,
	траннее.
Многие райкомы комсомола совместно с
библиотеками систематически организуют

вописи. На переднем плане—студент
5-го. курса комсомолен Юлий Ва-
	сильев. от политической, естеетвенно-науч-
Фо В ГРАЧЕВА“!  ной. холожественной и технической лите-
	ратуры, проводят лекции и вечера, посвя-