Четверг, 21 июля 1949 r., № 89 (1102).
			Выступление главнономандующего
Народио-освободительной apnivel
Hutaa Yn Js
	БЭЙПИН, 17 июля. (ТАСС). Бак переда-

ет атентетво Синьхуа, тлавнокомандующий
Китая

a собрании
Общества китайско-

Народно-освободительной армией

Чжу Дэ выступил с речью H
по случаю создания
советской дружбы.
«Сегодня, — сказал Чжу Дэ,
ставители всех демократических
и групп, народных организапий и патрио-
ты-демократы, представляющие все елой
общества, встретились здес
жить начало подготовительной фа
созданию Общества

— прёд-

родами Китая и Советокого С0юзд.
событие огромного значения. Опыт 32

лет ясно показал, что великая . социали-
страна — Советский   Союз

стическая
является самым близким и самым надеж-

ным другом китайского народа. Немедлен-
но после победы Октябрьской революции
Советский Союз уничтожил все неравно-
правные договоры между царской Россией
и Витаем. Благодаря почину русских мы,
китайский народ, познали марксизм.
тех пор характер китайской революции
изменился, и освободительная борьба ки-
тайского народа He была более изолирован-
ной.

Советский Союз и народы других стран
помогают китайскому народу. Рабочий
класс и трудящиеся Китая учились на
революционном опыте Росени и создали
свою собственную политическую партию
— коммунистическую партию Битая.
помощью Советского Союза и компартии
Китая старые три народные — принципа
доктора Сунь Ят-сена воплотились в но-
вые три народные принципа трех  вели-
ких тактик, результатом которых  явил-
ся победоносный северный поход. В пред-
видении. этого доктор Сунь Ят-сен перед
смертью горячо просил народ «об’ели-
ниться в общей борьбе © теми народами
мира, которые обращаются © нами на 0с-
нове равенства», и в ‹воем письме Co-
ветскому Союзу он охарактеризовал ero
как «лидера великого союза свободных
республик, на который народы, угнетен-
ные империализмом, будут опираться в
защите своей свободы и в достижении

партий

ъ, чтобы поло-
боте по
китайско-советской
дружбы с тем, чтобы еще более развить

и укрепить глубокую дружбу между на-
Это—

нечной решающей стадии войны — ©010-
тивления. Советская Армия вступила В
Маньчжурию, полностью разгромила #
уничтожила Евантунскую армию — ous
лот японских милитаристов, заставив
таким образом японский империализм
капитулировать.

В течение последних трех лет вомпар
тия Китая, Народно-освободительная армия
и народ всей страны на основе победы
в войне сопротивления решительно вы-
ступали против реакционного господства
американского империализма и его еторо-
жевого пеа в Витае — реакционной кли
ки Чан Кай-ши, и одержали не имеющую
себе равной великую победу. Таким обра
зом яено, что победа, демократической ре-
волюции китайского народа неотделима OT
дружеской помощи Советокого Союза. Без
Советского Союза, без победы антифашист-
ских сил BO второй мировой войне во гла-
вв < Советским Союзом и без беспример-
ного роста в течение последних четырех
лет международного демократического a=
теря мира, возглавляемого Советским Сою-
зом, китайская революция не одержала бы
теперь быстрой и великой победы, и 34-
крепление победы, если бы даже таковая
была одержана, было бы невозможным.

Разве это не очевидно?

Перед нами стоит задача ликвидировать
остатки реакционных сил и отдать макси»
MYM энергии развитию народной экономи-
ки, культуры и просвещения. Мы должны
превратить нашту отсталую аграрную <тра-
ну в прогрессивную индустриальную ©тра-
ну и затем итти шаг за шагом 0т новой
демократии в социализму и коммунизму.
В этом у нае есть лучший учитель —
Советевий (0ю3.

Советский народ под  руководетвом
Ленина и Оталина уже создал Доблестную
социалистическую ‘страну, которая досроч-
ню выполняет первый послевоенный пяти-
летний план и постепенно идет к вомму-
низму. Наши рабочие, крестьяне, ученые,
инженеры, учителя, писатели, художники
и специалисты во всех областях должны
скромно учиться у Советского Союза, изу-
чать его опыт во всех областях строитель-
ства, достижения в области науки и вуль-
туры JIA применения их в строительстве
	освобождения».     нашей великой родины. /
Но реакционная клика Чан  Кай-ши  Hama цель в создании Общества китай-
предала учение доктора Сунь Ят-сена.   ско-советекой дружбы заключается в TOM,
	Она не 90’единилась с Советским. Союзом
и компартией, а, наоборот, ° выступила
против них, способствуя вторжению В
широком маспитабе японского  империа-
лизма в Китай. В ответ на призыв ком-
партии и всех патриотических и демо-
кратических партий и трупп китайский
народ поднялея на войну сопротивления.
Первой страной, которая действительно

оказала моральную и материальную по-
мощь китайскому народу в его войне
сопротивления против японского  имне-

риализма, был Советекий Союз. На ко-

чтобы развивать и укреплять глубокую
дружбу ‘между двумя великими странами—
Китаем и Советским (Союзом, внедрять
опыт Советского Союза во все облаети

‘строительства и ‘распространять его до-

стижения в области наукм и культуры
среди народа по всей стране, итти вперед
рука об руку © Советеким Союзом и неуБ-
лонно бороться за прочный мир во всем
мире и народную демократию под руко-
водотвом Советского Союза. Я думаю, что
нашему великому справедливому делу
успех обеспечен».
	В Великом народном собрании Болгарии
	Василь Коларов — премьер-министр Народной республики Болгарии
	СОФИЯ, 20 июля. (ТАСС).
няшнем заседании внеочередной
Великого народного собрания состоялись
выборы председателя Совета министров
Болгарии вместо умершего Г. М. Димит-
рва.

От имени парламентских групп Болгар-
свой коммунистической партии и Болгат-
ского земледельческого народного союза
депутат Минчо Минчев внес предложение
избрать председателем Совета министров
Василя Коларова. Все депутаты ветрети-
ли это предложение  прололжительными
аплодисментами и единодушно  голосова-
ли за Василя Коларова.

На сегол-
сессил

ee

фического общества, состоявшемся 10 фев-
раля 1949 года в Ленинграде, президент
общества академик Л. С. Берг в своем до-
кладе «Русские открытия в Антарктике и
современный интерес к ней» и выступав-
шие в прениях резко осудили стремление
игнорировать Советский Союз при установ-
лении некоей «формы  интернационализа-
ции» Антарктики. Как сообщала наша пе-
чать, заявления советских ученых и моря-
ков были поддержаны общими собраниями
членов. Географических обществ Грузинской
ССР, Воми АССР, филиалов и отделов Гео-
графического общества в Воронеже, Ар-
хангельске, Красноярске, Омске, Свердлов-
ске, Казани и в других городах. Ha pac-
ширенном заседании ученого совета Инети-
тута географии Академии nayr CCCP, co-
стоявшемея в Москве 4 марта, ученые-гео-
графы заявили, что все решения, прини-
маемые без участия СССР, являютея неза-

TR rete Pace

Председатель бюро Великого народного
собрания Райко Дамянов внес на расемот-
рение сессии предложение председателя
Совета министров Василя Коларова 0б 06-
вобожденни Георгия Попова от должности
заместителя председателя Совета миниел-
ров и 06 избрании заместителями пред-
седателя Совета министров Вылко Чер-
венкова, Антона Югова и Добри Терпеше-
ва, а также о подтверждении избрания на
этот пост Вимона Георгиева и Георгия
Трайкова. Это предложение было едино-
гласно одобрено детутатами.

Депутат Иван Пашов доложил сессии о
результатах работы комиссии по расемот-
рению ходатайства Национального совета
Отечественного фронта .0б отозвании депу-
тата Великого народного собрания Трайчо
Еостова. Комиссия единодушно пришла в
заключению, говорит Пашов, что нацио-
налистический уклон Трайчо Костова яв-
ляется изменой основным принципам
Отечественного фронта. Неискренняя п
недружелюбная политика Трайчо Rocrosa
по отношению к Советскому Союзу, грубое
и систематическое нарушение принципа
коллективного руководства в управления
государством несовместимы © высоким
званием депутата Великого народного ©о-
брания. Комиссия вносит предложение ли-
шить Трайчо Костова депутатского mane
дата.

Сессия ёлинолушно
предложение.

Затем сессия утвердила указы презл-
диума Великого народного собрания 38
период с 25 февраля по 19 июляс ги
приступила к обсуждению законопроекта
© дополнении закона, запрешающего 33-

голосует 3% 910
	ВОННЫМИ . RIN THES JOTOBOpOB- Ha аренду. земли ис-

Материк Антарктиды, имеющий пло-   полу.
	т чт Я В

Math свыше 14 млн. кв. км (площадь Ев-
ропы равна 11,6 млн. кв. км), весьма 60-

гат полезными ископаемыми, в частности

тгтонх wT ATAOAW ianmeatto8ir о О

Ответственный редактор
	ТУ у УУУУУУУУУУТУУУУТУУ УТУ тУТУТУТТууутуууту
		ПОДПИСКА
		углем, железом, свинцом, золотом и т. п.

В. Антарктическом бассейне весьма широко

ведутся килобойные промысла. Всему ми-

ру известно, что в Антарктике после Ве-

ликой Отечественной войны успешно дей-

ствует китобойная экепедиция, Советского
юза,

Попытки англо-американских империали-
стов игнорировать интересы Советекого Сою-
за при решении проблемы Антарктики яв-
ляются составной частью их политики за-
воевания мировом господства.

Уверенный голос советской обществен-
ности, защищающей законные историче-
ские права нашей великой Родины и при-
оритет ее науки, прозвучал на весь мир.
	кл г аа:
с®юз Советских Социалистических Респуб-
лик, Последовалельно отстаивающий дело
мира и безопасноеть народов, веегла счи-
тал и считает, что международные вопро-
сы можно разрешать миролюбивым ‘путем,
при общем согласии заинтересованных в
них государетв.

Ю, ФЕДОРОВ,

НИЯМИ
КОНТОРАМИ

ХАЛААААА аа ыыы

УУУТУУУУУУУУУУТУУ

ОБЩЕСТВЕННЫМИ РАСПРО-
СТРАНИТЕЛЯМИ ПЕЧАТИ НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ И В УЧРЕЖДЕ:
НИЯХ, ПОЧТОВЫМИ ОТДЕЛЕ:

И МЕЖРАЙОННЫМИ

«СОЮЗПЕЧАТИ».

pk kb kk ТО ПО РА
	ПГ ЗА р РЕ ED

` ААААААААААЛААААААААААААААААААААААААААААААЬ

K 5-52-99 co О Е ы —э—ы=———ые———
	EEE LLL
доб. по коммут. 47. Отдел инфор мации К 3-13-45. Ornen крестьянской
Отдел рабочей молодежи К 4-68 6 ot _® о 2
	` КОЛХОЗУ--
	то заготовке и подвозу лесоматериалов. Для
строительства клуба была создана молодеж-
ная бригада. .

В Михневеком районе в Этом ДУ 38
счет средств колхозов намечено построить
14 новых клубов, 2 избы-читальни, 1‘ кра-
CHEM уголок. Строительство новых и пере-
стройка старых зданий под культпросвет-
учреждения уже начаты. В колхозах созда-
ны строительные бригады, выделены мате-
риалы; транепорт. Хатунский клуб на 250
мест, Глотаевская и Мышинская избы-чи-
тальни ‘уже построены, оборудованы и 0т-
врыты в апреле’ этого года. Заканчивается
строительство Кузеевекого колхозного влу-
ба на 120 мест. Все основные работы иро-
изволятся колхозниками и главным 06рз-
зом силами молодежи. Прекрасный клуб
на 250 мест выстроен в этом году в кол-
х0зе имени ХУ партийного ©’езда. Здесь
сейчас работают драматический и’ агротех-
нический кружки, в которых активное уча-
стие принимает молодежь, создан колхоз-
ный лекторий. С лекциями и докладами
выступают учителя, врачи, агрономы.

В Щелковском районе при активном уча-
стии мололежи выстроен клуб со зритель-
ным залом на 200 мест в селении Ново-
Гребнево. В клубе имеются фойе, читаль-
ный зал, комнаты для кружков вамодея-
тельности, будка для двух киноаппаратов.
	Большая работа по расширению сети
сельских культироеветучреждений развер-
нута в Константиновском районе, где стро-
ится и переоборудуется 5 больших межкол-
хозных клубов, из которых два уже по-
строены и открыты (Дмитровский и Ско-
вородинский, каждый на 250 мест).

Характерной особенностью является то,
что во всех вновь открытых клубах, как
правило, устанавливаются = стационарные
киноаппараты, выделяются специальные
комнаты для кружковой работы, приобрета-
ются книги для библиотек.

Наряду с этим имеютея факты ототава-
ния ©0 строительством колхозных ‘клубов,
изб-читален, библиотек, красных уголков в
ряде районов. Е числу их относятся do-
пасненский, Серпуховской, Куровской; Jo-
тошинский, Виноградовский и другие. Стро-
ительные работы в этих районах еще не
развернуты. Райкомы ВЛЁСМ, комсомоль-
ские организации стоят в стороне от этого
важного дела.

В Jouacnencrom районе намечено по-
строить.5 клубов. Однако к работам здесь
еще не приступали, Комсомольские органи-
зации не привлекают колхозную молодежь
для участия в строительстве.

Задама комсомольских организаций—0о-
лее активно включиться в работу по стро-
ительству сельских и колхозных клубов,
п3б-читален, библиотек. 90 — их кров-
	ное дело.
М. КОЛЕСНИКОВ.
	ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
	НА СНИМКЕ: сборная команда СССР, установившая новые всесок
в эстафетном беге 4100 и 4Ж200. Слева направо — П. Головкин,
		В. Кароев и Н. Каракулов.
*

ВБолхозы Можайского, Коломенского, П9-
дольского, Кунцевского районов проявили в
прошлом году ценную инициативу. Они
приступили к строительству своими: сила-
Уи клубов, изб-читален, красных ‘уголков.
Это начинание было поддержано МА ВКП(б)
и полхвачено партийными и комсомольски-
ми организациями других районов области.
В результате в минувшем году было откры-
то более 1000 сельских клубов, ба
лен, грасных уголков:

Московская [Х областная и УШ город-
ская об’единенная партийная конференция
_ поставила перед партийными и совейскими
организапиями задачу—в течение ближай-
ших лет в каждом колхозе ‘иметь клуб,
изоу-читальню или красный уголок.
	Во многих районах в этом году. развер-
нулась большая работа по, расширених ce-
ти культурко-нроеветительных учреждений
на  селе. В колхозах еще зимой были про-
ведены собрания членов  сельхозартелей,
вынесены единодушные решения 0. выделе-
кии для строительства средств, рабочей си-
лы, транепорта, стройматериалов. Для стро-
ительных работ создаются специальные
бригады плотников, каменщиков,  Прово-
дятея массовые воскресники по строитель-
ству клубов, читален. Самое активное уча-
стие принимает в этих мероприятиях моло-
дежь.

В этом. году`в районах области уже по-
строено и открыто 47 новых сельских и
колхозных клубов, 37 изб-читален, 6 биб-
лиотек, 261‘ красный утолов. Строятся
еще 183 клуба и избы-читальни.

Наиболее успешно‘ расширяется сеть
культурно-Нросветительных учреждений в
Кунцевском, Можайском, Подольском, Мих-
невском, Константиновском, Озерском, (ол-
реа и других районах.

В Можайском районе. решено построить
14 клубов. На место строительства еще
зимой . был. подвезен ‚ материал. Три
клуба Сивковский, Шеварлинекий и Гу-
бинекий — Уже открыты. Остальные бу-
дут отетроены в ближайшее время.
Вак и в прошлом году, горячее участие
в строительстве’  вультиросветучреждений
принимают комсомольцы и колхозная моло-
хежь Можайского района. В селении. Бор-
теньево прежде существовал только крас-
	ный уголов в помещении сельского совета.

Он был неблагоустроен, плохо оборудован
и, разумеется, не удовлетворял. потребно-
стям колхозников. В этом тоду по инициа-
тиве. ГК ВЛЕСМ и местной комсомольской
организации (секретарь тов. Целиков) был
поставлен вопрос 0 строительстве своими
силами нового клуба на 150. мест, Инициа-
тиву молодежи горячо поддержало правле-
ние колхоза (Председатель тов. Овчинни-
ков). Были выделены средства, транспорт
и материалы. Комсомольская организация
провела несколько массовых воскресников
	Гри новых рекорда страны
	Легкоатлетические соревнования на стадионе «Динамо»
	егкоатлеты страны штурмуют все новые
и новые рекорды. Позавчера на стадионе
«Динамо» бегуны порадовали еще тремя до-
стижениями. Тбилисская легкоатлетка
Е. Гокиели с рекордным временем закончи-
ла бег на 80 метров с ‘барьерами — 11,3
секунды. Это на 0,2 секунды лучше всесо-
юзного рекорда, принадлежащего В. Фоки-
ной.

На-днях сборная команда «Динамо» уста-
новила новые всесоюзные рекорды в эста-
фетах 4100 и 4Х200 метров (42 секунды
	Позавчера. сильнейшие советские бету-
ны на дальние дистанции в двенадцатый
раз оспаривали первенство страны по ма-
рафонскому бегу.

Проитлогодний победитель «марафона»
москвич Ф. Ванин не мог, к сожалению,
участвовать в этом соревновании. На старт
вышел 131 бегун. Первые 10 кило-
метров лидировал столичный спортемен Мо-
скаченков. Затем вперед вышел Паиков
	и 1 минута 28 секунд). Однако они продер-
жались недолго. Позавчера сборная коман-
да страны в составе П. Головкина, В. Ка-
роева, Л. Санадзе и Н. Каракулова снова
улучшила эти рекорды, показав соответст-
венно время — 41,7 секунды и 1 минута
27,2 секунды.

Из других участников соревнований не-
обходимо отметить москвичку А. Чудину,
показавшую лучший результат сёзона в
прыжках в длину — 5 метров 76 сантимет-
ров. .
	В ДВЕНАДЦАТЫЙ РАЗ
	Первенство страны по марафонскому бегу разыграно
	(РОФСР). После 20-го километра во главе
бегунов шел уже победитель «марафона»
1947 года В. Гордиенко, удержавший за
собой первенство ло финиша. Время нового
чемпиона страны по марафонскому бегу —
2 часа 34 минуты 49,4 секунды:

Командное первенство выиграли ©порт-
смены Российской Федерации. На втором
месте — ленинградцы, на третьем—моск-
BUT.
	Соревнование гребцов столицы
	Особый интерес вызвали гонки на 0е3-
	рульных четверках. Аюманда «Арыльев Co-
	ветов» во главе с загребным Сиротинеким
прошла дистанцию в 2 тысячи метров за
6 минут 24,8. секунды, установив новое
лостижение на «московской воде».

Достижение на «московской Boye» по
рульным четверкам установила команда
ПДКА с загребным Лопатто, проптедитая ди-
станцию в 2 километра за 6 минут 56,2
секунды,

В острой спортивной борьбе проходили
гонки юношеских команд,  оспаривавтих
право защищать честь столицы Ha пред-
стоящем матче юношеских команд шести
тородов: Москвы, Ленинграда, Киева, Риги,
Днепропетровска, Горького.

Кюмандное первенство по академической
и народной гребле завоевал коллектив
спортивного общества «Линамо».
	ком — ленинградец’ Князев. А. Грейнер
удержал звание чемпиона в легком весе. В
остальных весовых категориях победителя-
ми оказались москвич С. Щербаков,
В. Коган (Белоруссия) и москвич Г. Степа-
HOB.

В тяжелом весе звание чемпиона страны
пока не присуждено.
	«Динамо» 3:2. В Ленинграде «Зенит» вы-
	команда   играл у Футболистов общества «Нефтяник»
		(Баку) 3:0.
	Закончились соревнования на первенство
Москвы по академической и народной греб-
ле, прололжавшиеся © 10 по 19 июля.

В этом году более 250 молодых епорт-
сменов впервые вышли на старт соревно-
ваний. В заезде одиночек первого разряда
чемпиону Советского Союза, заслуженному
мастеру спорта  Демьянову (общество
«Крылья Советов») пришлось приложить
	  все свое. мастерство, чтобы вырвать побе-
	ду У 19-летнего динамовца , Солдатова,
впервые выступающего по первому разря-
ду. Время Демьянова на 2 тысячи метров
— 7 минут 25,8 секунды. Чемпиону ;00-
ветекого Союза; заслуженному мастеру
спорта Саниной («Динамо»), прошедшей
1500 метров за 5 минут 50 секунд, моло-
дая спортеменка общества «Крылья Сове-
тов» Озерова, впервые выступающая по
первому разряду, проиграла 5,5 хекхилы.
	В Каунасе был проведен разыгрыш пер-
венства страны по боксу.

В наилегчайшем весе победил москвич
А. Булаков. Надо отметить, что молодому
боксеру удалось нокаутировать такого опыт-
ного противника, как Л. Сегалович. В лег-
чайшем весе звание чемпиона СССР’ завое-
вал Ханукашвили (Грузия), в полулег-
			HA ПЕРВЕНСТВО СССР ПО ФУТБОЛУ
	ВСТРЕЧА ПИСАТЕЛЯ С ЗАВОДСКИМИ. ЧИТАТЕЛЯМИ
	На 1-м Государственном подшипниковом   ней приняли участие свыше 200 человек
	заводе имени Кагановича в Москве состоя-
лась читательская конференция по 0беуж-
	— рабочие, инженеры, руководители пар-
тийных организаций завода. На вонферен-
ции выступил автор романа Елизар Маль-
	дению вниги лауреата Сталинской премий   цев, рассказавикий о своей работе над кни-
Елизара Мальцева «От веего сердца». В   гой.
					зы 06 Отечественной войне. Тираж 100.000
эЕз., 96 стр., цена 2 руб. 5 кои.

В. КУРОЧНИН. Бригада смышленых. По-
Ресть ‹ жизни юных  сталеваров-—восни-
	ного А. Виноградова). мы 30.000 экз.,
64 стр., цена   руб. ко.

В. ОХОТНИКОВ. В ane исканий. На-
учно-фантастические повести и рассказы 0
	детской   фическом положении и экономике. Тираж
	30.000 экз., 74 стр., цена 2 руб. 90 коп.
Б. МОГИЛЕВСКИЙ. Приключения сол-
нечного луча. Рассказы о фотосинтезе. (0
	Тосуларетвенное издательство детской
литературы Министерства просвещения
РСФСР выпустило в свет следующие ‘про-
извеления:
	танников школы `ФЗ0, об их труде и быте.   работе советских ученых и инженеров нал
я й В Е) ge
	обла-
	Тираж 50.000 экз., 224 стр., цена 4 руб.   новыми изобретениями в различных
TOP и В. ЛЕШНЕВИЧ. Сахалин.   стях техники. Тираж 30.000 экз.,
	Очерк о Сахалине, 06 его климале, геогра-   стр., цена 10 руб. 50 коп.
		ПИПОНАО

=. HE ДР [79
7 PUGH
<4

UDG to ho WL
	(К 130-летию экспедиции
`Беллинсгаузена и Лазарева)
*
	труднейпих препятствий, подтвердило на-
учную гипотезу русских ученых о сущест-
вовании здесь земли. Непроходимые льды и
ненастная погода не позволили кораблям
пройти дальше на юг.
	Затем экспедиция отправилась на во<тоъ,
	в Сидней, чтобы привести в порядок суда.
	И Дать возможность экипажам отдохнуть.
Из Сиднея русские моряки выходили в пла-
вание с научными целями в Тихий океан,
где ими было открыто много островов, на-
званных в честь русских людей. Далее экс-
пелипия снова направилась в Антарктиче-
ский бассейн. На 0. Маккуори было обна-
ружено много тюленей и пингвинов. Веко-
ре экспедиция подошла в острову, находя-
щемуся недалеко от антарктического кон-
тинента. Этот остров был назван именем
Петра 1.

«Мы почитали себя весьма счастливы-
ми, что яеная погода и небо совершенно
безоблачное позволили нам увидеть и 900-
зреть сей берег, — пишет Беллинсгаузен.

...Я называю обретение сие берегом по-
тому, что отдаленность другого конца в Югу
исчезала за предел зрения нашего. Сей бе-
рег покрыт снегом, но овыпи на горах и
крутые скалы не имели снега. Впезапная
перемена цвета на поверхноети моря полает
мыель, что берег обширен, или по край-
ней мере состоит не из той только части,
которая находилась пред глазами нашими.

...люцы наши были окружены множеет-
вом птиц полярных, пеструшек, дымчатых
альбатросов, егмонтеких куриц и других».
	Состоялись два матча на первенство
страны по футболу. В Москве команда
ВВС одержала победу над  тбилисским
	Таким образом, наши соотечественники
первыми в мире достигли берега, Антаркти-
ДЫ.

Открытый материк был назван Берегом
Александра [. Характерно, что‘эти места
англичане и американцы смогли посетить
лишь спустя несколько десятилетий. В на-
стоящее время рядом исследований установ-
лено, что Берег Александра I есть большой
материковый остров. находящийся в непо-
средетвенной близости от Антарктилы.
	Учаслвовавший в экспедиции академик
живописи П. Н. Михайлов зарисовал в сво-
ем альбоме остров Петра Г, Берег Александ-
ра [Ги другие «обретенные земли». Недавно
в фондах отдела бытовой иллюстрации Го-
сударственного Исторического музея в Мо-
скве найден новый альбом акварельных ри-
сунков Михайлова. эти рисунки лишний раз
подтверждают поиоритет русских иселедо-
вателей. ‹ ^`
	От вновь открытого материка экспедиция
направилась Е Южным Шетландеким oct
	ровам, подробное описание которых дано в
материалах экспедиции. Продвигаяеь далее
на северо-восток, русские моряки открыли
ряд островов. Англо-американские колони-
заторы, привыклиие присваивать чужое,
не постеснялись русские названия этих
островов заменить своими.
	5 февраля 1821 года был взят куре на
Рио-де-Жанейро, куда экспедиция прибыла
в конце месяца, & 24 июля 1821 года оба
шлюпа вернулись в Кронштадт. Вее плава-
ние продолжалось 751 день, причем якор-
ной стоянки было только 224 дня. За это
время пройдено 49.812 миль пути, т. е.
расстояние, более чем в два раза превосхо-
дящее величину земной окружности. Рус-
ская экспедиция открыла 28 групи остро-
вов, одну коралловую мель и часть берега
Антарктиды,

_ Кроме географических открытий, русская
экспедиция дала мировой науке много пен-
	нейнгих сведений о ‘ледовой обстановке в
	Антарктике, обогатила новыми данными
климатологию, океанологию, океанографию,
астрономию и т. п. Важную роль сыграла
экепедиция и в развитии гилрографии. Бы-
	ло собрано также много сведений о живот-
ном мире неиселедованных южно-полярных
областей, обнаружены большие стада китов.

Профессор астрономии Казанекото уни-
верситета И. М. Симонов, участвовавший в
экспедиции, так оценивает ее результаты:
«Таким образом, в пределах Юга мы окон-
чили наши поиски, кои начали от Новой
Георгии, и шедши все к осту, опять пришли
Е оной, совершив целый круг около. полю-
са, беспрестанно углубляясь в Югу и
иногда не выходя из-за полярного круга до
двух недель, что до нас никто сделать. не
осмеливалея».

Лазарев и Беллинегаузен, эти пионе-
ры Антарктики, показали себя как вы-
дающиеся моряки и ученые своего времени.
Они являются первооткрывателями  Ант-
арктиды, блестяще доказавшими  онгибоч-
ность существовавших ранее гипотез 0
том, что никакого материка в секторе Юж-
ного полюса нет.

Многочисленные исторические  докумен-
ты — судовые журналы, рапорты и отче-
ты командиров судов, их научные труды
и доклады, личные дневники и альбомы
матросов, офицеров и ученых, многие ‘из
которых переведены на иностранные язы-
ки, — неоспоримо доказывают приоритет
русской экспедиции Лазарева — Беллинс-
таузена в открытии Антарктиды.

И вот теперь, спустя 130 лет поеле этой
экспедиции, опровергнувтей. предположе-
ния многих западноевропейских ученых (и
в частности измышления Джемеа Кука) о
TOM, что в южно-полярной зоне якобы не
может быть никакого материка, некоторые
капиталистические страны пытаются  ре-
шить вопрос о режиме Антарктики без уча-
стия СССР. Эта неуклюжая попытка игно-
рировать законные интерееы — Советского
Союза сопровождается грубой фальсифика-
цией исторической действительности. На-
шлиеь буржуазные так называемые «на-
учные» органы печати, которые без всяких
оснований честь открытия Антарктиды
вдруг начали приписывать иностранцам.
Это вызвало справедливый протест широкой
советской общественности. Так, на много-
людном общем собрании Всесотюзнохо Геогра-
	130 лет назад началась одна из самых
замечательных в мире географических экс-
педиций, увенчавшаяся открытием русски-
ми морякажи шестой части света — Ант-
арктиды.

Экспедиция в составе двух парусных су-
лов- шлюнов «Восток» и «Мирный», в03-
тлавляемая капитаном Фаддеем Беллинегау-
зеном и лейтенантом Михаилом Лазаревым,
отправилась 4 июля (по старому стилю)
1319 г. из Проншталта и уже 2 ноября
прибыла в Рио-де-Жанейро. Отсюдз нача-
лось продолжительное плавание русских ис-
следователей в субполярной и полярной 30-
нах Атлантического, Тихого, Индийского и
Южного Ледовитого океанов. Сначала экс-
педиция была занята изысканиями на гро-
малном пространстве между меридианами
Рио-де-Жанейро и Сиднея, где ею был от-
крыт ряд островов и мысов, названных рус-
CRIM именами в честь участников экспе-
диции. Затем корабли направились к югу,
достигнув 16 января 1820 года 69-го гра-
дуса южной широты и 1-го градуса запад-
ной долготы. Следовательно, уже в этот
момент русские впервые в истории находи-
лись в непосредственной близости от ант-
арктического материка (в районе Земли
принцессы Марты, замеченной — только в
1930 году норвежекими судами). Участни-
ки экспедиции наблюдали множество бере-
товых птиц, а также видели бугристые ле-
дяные горы, простиравиииеся с востока на
запад. Это смелое плавание в неизведанных
краях,  сопровождавшееся преодолением
	MOCKOBCKHH большевик“
	 MOCKOBCKHH KOMCOMONEL
ПРИНИМАЕТСЯ
	АПРЕС РЕПАКЦПИИ: Потаповский яер.. $ (co стороны ул. Черньтпевского, ул. Кирова и Чистых прудов). ТЕЛЕФО НЬ!: коммутатор К 4-05-65. Дежурный технический секретарь
ee eg mm бок (10 бт Ornen с: О если, о ола они и а бала ло vusnretina wannneowu WALA FO а een eee

ся моледежи < 4-10-59. Военно-физкул ьтурный отдел доб. по коммут. 1-91.
по коммут, 1-56. Отдел художественной иллюстрации доб. по коммут. 97
	коммут. 1-91. Отдел пропагавды К 3-13-45, Отдел комсомо льской жизни К 3-13-45. Отдел учащейся молслежи K 4-
К 4-10-58 Отдел писем = К 4-68-56 и доб оо коммут. 79. Телефовограммы -- К 3-82-19 и доб. по коммут. 1-56.

ea ae NO KOMMYT. ЭТ. Отдел об’азвлений. к 4

Типография издательства «Московский Сольшевик», Чистые пруды, 8,
783594.

и TOR. an oe СО Коммут, 19, Отдел культуры
и поб; по 5оммут, 1-62.