посповсцасо
		Четверг, 4 августа 1949 г., № 95 (1108):
	РЕМОНТ
ЗАНОНЧИТ
	Идет последний ме-
сяц школьных кани-
кул. Через несколько (Обзор nuce
недель тысячи юных И Наших KO,
траждан столицы и
области сядут за пар-
ты. Сотни малышей впервые в своей жиз-
ни придут в школу. Как ветретит их шЕо-
ла? Все ли готово в ней к новому учебно-
му году, к бесперебойной и плодотворной
работе’ Эти вопросы встают сейчае во
весь рост перед местными Советами депу-
татов трудящихся, отделами народного об-
разования, комеомольскими организациями
районов и предприятий, шефствующих нах
школами.

Из многих городов и районов области
приходят вести о том, что школы приняли
нарядный вид и готовы Е встрече евоих
	питомцев. В Подольске, например, давно

готова & началу занятий 9-я школа, над

которой шефетвует коллектив  матшино-

строительного завода имени Орджони-
кидзе.

«Когда учащиеся ушли на канику-

лы, — сообщает тов. Н. Большаков, —

в школу пришли молодые рабочие.
	Штукатурными работами занялась ком-
сомольско-молодежная бригада Е. Труб-
никовой. Молодые столяры под руко-
водством И. Пикина отремонтировали
парты, столы, классные доски, вешал-
ки, привели в порядок полы, вставили
и промазали стекла.  Водопроводчики
проверили отопительную систему, кро-
вельщики исправили крышу».
Коллектив машиностроителей заботится
® школе повседневно. В шюшлом году
школа была подключена к заводекому па-
ровому отоплению. Сейчас комсомольцы и
молодежь цеха ширнотреба в свободное от
работы время изготовляют для школы
красивую ‘металлическую ограду.
Полностью подготовлены кв новому учеб-
ному году две школы Бобынинского сельсо-
вета Талломекого района.
	«Большую заботу о школе, — пишет
наш Талдомский корреспондент Tos.
А. Рыжиченков, — проявляют депута-
	ты сельсовета. [10 инициативе председа-
теля сельсовета тов. Прусакова при
семилетней школе в Растовцах закан-
чивается строительство интерната для
школьников из дальних колхозов. Шко-
лы имеют 50 процентов годовой потреб-
ности топлива. Учителя с помощью ком-
сомольцев взяли на учет всех детей
школьного возраста, проживающих на
территории сельсовета».

Теплой заботой окружили свою школу и
колхозники сельскохозяйственных артелей
«Красная пойма» и «Победа» Луховицко-
го района. Окская МТС завезла нз уезльбу
	подшефной школы 200 кубометров xpos.
«Еще издали, — рассказывает в сво-
	ем письме тов. НИ, Алексеев, — здание

начальной Белоомутской школы выде-

ляется свежей нежноголубой краской.

Внутри все классы отделаны масляной

краской, отремонтированы парты, столы,

шкафы и окна».

Подобные сообщения приходят в редак-
цию и из других районов области. Но
встречаются и такие районы, rie местные
организации смотрят на своевременную
полготовЕУ ШКОЛ Е НОВОМУ УЧебному году,
	«Молодым москвичам
	о Москве»
	МАССОВОЕ ГУЛЯНЬЕ
МОЛОДЕЖИ СТОЛИЦЫ
	В воскресенье, 7 августа. в 16 часов на
центральной площади Измайловского паз-
ва культуры и отдыха имени Сталина под
звуки «Гимна демократической молодежи»
взовьется красный флаг. Здесь откроется
массовое гулянье молодежи столицы. В 0е-
селе с нашим корреспондентом директор
парка Герой Советского Союза М. Б. Анаш-
кин рассказал:
	— Гулянье откроелся торжественным
собранием у трибуны центральной плюща-
ди. С Ш венным еловом к <обрав-
шимея обратится секретарь МГЕ ВЛЕСМ
тов. Гаврилов. Затем с воспоминаниями вы-
CTYNAT старые большевики, участники ре-
вохюционных боев в Москве, защитники
столицы в годы Великой Отечественной
войны, . комсомольские поэты,

В центральном лектории парка органи-
зуется встреча двух поколений московского
орленоносного комсомола. Герои Великой
Отечественной войны, ученые, артисты,
инженеры расскажут на этом вечере о том,
как живут, учатся, работают люди сталин-
Ckol эпохи, воспитанные комеомолом. =

0 благоустройстве Москвы расскажут мо-
лодежи инженеры и рабочие  строитель-
ства московекого метрополитена, работники
городского хозяйства, жилищного  строи-
тельства.

В лектории «Новости дня» гости парка
встретятся © москвичами лауреатами
Сталинской премии в науке, технике, ли-
тературе и искусстве, делегатами Всемир-
ного конгресса сторонников мира. Злесь же
будет показана  литературно-музыкальная
композиция «Москва —— город вечной сла-
вы», составленная из произведений о ве-
ликом городе,

Большое внимание молодых москвичей
привлечет также выпуск устного журна-
ла «Наше время» (московское обозрение),
Устраиваемый в Зеленом театре.

Вечером на одной из празднично укра-
шенных полян Измайловского лесопарка
загорится большой костер. Здесь ветретят-
ся боевые друзья — солдаты, офицеры и
генералы Советской Армии, защищавитие
Москву. После их выступлений у костра
начнутся массовые игры и танцы. Моло-
лые москвичи продемонстрируют CBee Ca-
модеятельное искусство.

На Массовом поле, большой эстраде,
цирковой площадке устраиваются концер-
ты молодых мастеров искусств, участников
самодеятельности, конкурсы на лучшее ис-
полнение комсомольских песен. танцев.

На массовое гулянье молодежи столицы

в Измайловском парке культуры и отды-
ха имени Сталина приглашается около 50
	высяч человек.
	ШКОЛ
kK B CPOH!
	К Bak н& а

HOG дело. TOM же
‚ читателей Луховицком районе
респондентов) более чем в 40 шко-

лах не закончен ре-
< монт, & вс. Вончаково
даже н не начат. Исполком райсовета от-
пустил на ремонт этой школы 10 тысяч
рублей, но дело застопорилось из-за от-
вутствия... сметы. Председатель сельсовета
тов. Соболев и заведующая школой
тов. Данилова проявляют крайнюю беспо-
мощность, & председатели колхозов тт. Да-
нилов и Бармотин остаются равнодушными
наблюдателями. Для. ремонта школы в
©. Тюнино есть и деньги и строительный
материал, но председатель колхоза тов. Си-
маков заявляет:

— Вот кончим уборку, тогда примемея
3a школу...

«Плохо выполняют свои обязательст-
ва, — добавляет тов. Н. Алексеев, —
также руководители предприятий и учре-
ждений района, шефствующих над шко-
лами. На одном из районкых совеща-
ний директор карьера «Союзформлитье»
тов. Стрельников торжественно обещал
помочь Луховицкой десятилетней шко-
ле в ремонте, HO до сих пор ничего не
сделал. Ничем не помог подшефной
школе и райпотребсоюз (председатель
тов. Ерастов)».

На отсутствие помощи подшефным шко-
лам CO стороны руководителей и комсо-
мольских организаций Павлово-Покровской,
Картовской, Воталиновекой и других фаб-
риЕ указывает в своем письме тов. И. Мат-
gees из Павлово-Посада. Весьма своеобразно
понимают заботу о школе и некоторые ру-
ководители исполкома Коробовекого  рай-
совета. Строительство новой школы в
с. Якушевичи взамен сторевшей в 1943
году началось еще с весны 1944 мда и
ведется до сих пор. В этом году школа
должна, быть окончательно достроена. 0ета-
лось закончить несколько метров настила и
сложить 5 печей. Трудности возникли из-
за недостатка кирпича. Выход был най-
ден: кирпич извлекли из фундамента раз-
валившегося здания по соседству, Так бы-
ло заготовлено 13 тысяч штук кирпича.

«Но увезти к стройке, — сообщает
тов. В. Долотов, — удалось только
2 тыс. штук. Остальной кирпич райис-
полком без ведома районо увез для
коммунальных нужд. Пострадали инте-
ресы школьников, пострадал и техник
строительства тов. Новиков. Рабочие,
разбиравшие фундамент, пред’явили ему
`иск за неоплаченный труд».

До начала нового учебного года остает-
ся меньше месяца. Важлый сельсовет,
каждый колхоз может найти необходимые
силы и средства для того, чтобы в началу
занятий привести школу в исправный
вид, обеспечить © топливом и создать
учителям и школьникам все условия для
нормальной и успешной учебы. Большую
помощь школам обязаны оказать пред-
приятия и учреждения — шефы. А ком-
сомольским: организациям районов, колхо-
зов и предприятий — шефов пора вилот-
ную заинтересоваться вопросом, готовы ли
Шволы к новому учебному голу.

ит школ должен быть закончен в
елок
	История Московского
университета за 200 лет
	Старейший вуз страны — Московский
Государственный университет имени М. В.
Ломоносова начал подготовку к 200-летию
со дня своего основання. Ученый совет ре-
шил создать капитальный труд — первую
научную историю Московского универеите-
та, открытого в 1755 году. В ознаменова-
ние юбилея выдающиеся ученые присту-
пили к составлению ряда работ, подводя-
щих итоги деятельности ‘университета в
различных областях отечественной науки,
литературы, техники. искусства.
	Специальная комиссия, которой поруче-
но подготовить историю университета за
200 лет, широко использует его ботатей-
шие архивные материалы. В хранилищах
МТУ имеется около четверти миллиона до-
	кументов.

В первом ряду любимейших имен ла-
тышекого народа стоит имя замечательно-
то поэта, публициста, драматурга, револю-
ционного деятеля Яниса Плектана, пиро-
ко известного под псевдонимом Яна Рай-
ниса.

Райнис — любимейший народный поэт
Латвии, основоположник латышской худо-
жественной литературы и латышекого ли-
тературного языка. Его значение как поэ-
та, драматурга и переводчика не ограни-
чено национальными рамками. А. М. Горь-
кий в 1934 году справедливо назвал Рай-
ниса «мощным поэтом», по силе своего да-
рования стоящими в олном ряду © круп-
нейниеми поэтами мировой литературы.

Райние был неутомимым борцом 3a
счастье и свободу латышского народа. Он
одним из первых вступил в РСДРП. Ero
пламенные етихи призывали трудящихся
Латвии к борьбе < реакдией, к единению с
рабочим классом России.

Поставленный Рижской киностудией и
выпущенный на экран фильм «Райнис»
показывает годы наибольшей творческой и
политической активности этого замеча-
тельного сына латышекого народа.

Картина начинается знаменательным
эпизотом. Советские бойцы, только чо
освободившие Ригу от ненавистных немец-
ких оккупантов, стоят в ночетком карзуле
подле монумента. Два бойца возлагают на
его постамент венок © надписью:

«Народному поэту Латвии Яну Райнису
от бойщов и офицеров Советской Армии»:

Полные величавого спокойствия вступи-
тельные кадры фильма сменяются эпизо-
дом, поясняющим происхождение звучного,
любимого латышеким народом имени «Рай-
HIEC».

‚Человек со светлым,  одухотворенным
лицом, с котомкой за плечами идет по ло-
роге. Его губы шепчут неясные ‹строфы
будущих стихов. Внезапно он останавли-
вается. Поэт вилит, как изможленный ве-
		* >
(Обзор писем читателей
п наших корреспондентов)
*
	Кубок по баскетболу—
у команды завода
„Серп и молот“
	Более двух недель продолжалея  розы=
грыш кубка по баскетболу между команда-
ми 35 крупнейших заводов и фабрик сто-
ЛИЦы.

В финале, который состоялся 2 августа,
встретились мужские команды заводов
«Серп и молот» и ГИЗ-1. Победу одержали
спортемены-металлурги со счетом 50: 33.

Баскетболистки  ГШЗ-Т выиграли У
команды фабрики «Красный Октябрь».
	_На старте 250 велогонщиков
	РОЗЫГРЬИИ ПЕРВЕНСТВА СССР
TIO BEJIOCNOPTY
	2 августа на Минском шоссе начались
соревнования на лично-командное первен-
ство страны по велосипеду. На старт вы-
шли 250 сильнейших гонщиков страны —
представители союзных республик, М
сквы и Ленинграда.

Отличные результаты показала мосЕвич-
ка М. Максимова (ВВС). 30-километровую
дистанцию по шоссе она закончила с но-
вым всесоюзным достижением — 51 ми-
нута 40,9 секунды.

Звание чемпиона CCCP в шоссейной
гонке завоевал А. Рыжаков (Украина). Ero
время — 2 часа 48 минут 51,2 секунды.
	Первые 90 километров лидировал с пре-_
	кракным временем москвич иогунов, <9-
шедший затем из-за прокола, .
	НОВЫЙ СТАДИОН
В РУЗЕ
	Весной текущего года комсомольцы В
молодежь города Рузы решили своими
силами построить стадион по типовому
проекту. Городской совет выделил удоб-
ное место, молодежь заготовила и вывез-
ла строительный лес.

Было проведено несколько  воскресни-
ков, в которых приняли участие сотни
комсомольцев и молодежи города.

Сейчас стадион готов. Возведена огра-
да, оборудованы сидения. В день открытия
стадиона состоялся футбольный матч меж-
ду городокими командами.

С КОЧЕНОВ.
	г. Руза.
	Физорг—вожак
низового коллектива
	бизкультуры
	Выполняя решения Х]! с’езда ВЛЕСМ,
комсомольская организация г. Коломны
стремится достигнуть новых успехов в раз-
вертывании массовой  физкультурной и
спортивной работы.

Основное внимание военно-физкультур-
ный отдел горкома ВЛЕСМ уделяет созда-
нию и укреплению коллективов физкуль-
туры, подбору физкультурных органйзато-
в из числа лучших комсомольцев.

Опыт работы ‘передовых организаций
убедительно говорит © том, что физорг
играет болыную роль в цеховом коллек-
тиве. Он привлекает широкие массы мо-
лодежи в регулярным занятиям физиче-
ской культурой и спортом.

Круг обязанностей физорга весьма 06-
ширен. Он руководит физкультурной груп-
пой в своем цехе, смене или бригаде, ве-
лет работу по пропаганде физкультуры ий
спорта. На заводе «Текстильмаш», кроме
этого, физоргу вменили в обязанность го-
товить к сдаче норм ГТО молодых рабочих,
которые по тем или иным причинам не
занимаются в спортивных секциях. Прак-
тика работы подтвердила правильность и
пользу этого мероприятия.

Физорги всюду работают в тесном кон-
такле © членами цеховых бюро ВЛЬСМ,
ответственными з& военно-физкультурную
работу. Это обеспечивает большую чет-
кость работы.

Сейчае физорги избраны во всех орга-
низациях. В городе их насчитывается
213 человек, 80 процентов из них —
комсомольцы. В этом летнем сезоне они
оказали большую помощь ‘в сооружении
спортивных баз, привлекли более 7000
комсомольцев и молодежи в физкультур-
ные коллективы, содействуют своевремен-
ному выполнению плана подготовки знач-
кистов ГТО. Особенно хоропю работают
фезкультурные организаторы на заводах
«Текстильмаш», имени Куйбышева, Стан-
костроительном. Наша комсомольская 9р-
ганизация гордится такими  физоргами-
комсомольнами, как тт. Прутков,
молин, Фебзин, Вагина и другие. i

В. БУРЦЕВ,
зав. военно-физкультурным отделом
Коломенского ГК ВЛКСМ.
	СПАРТАКИАДА СЕЛЬСКОЙ .
МОЛОДЕЖИ ПОДМОСКОВЬЯ
ЗАКОНЧИЛАСЬ
	Закончилась спартакиада сельской моло-
дежи Московской области. В ней приняли
участие 185 спортсменов. В соревнованиях
на первенство нязовых коллективов уча-
ствовало свыше 50.000 человек.

‘Спартакиада показала значительный рост
уровня спортивно-технических результатов
легкоатлетов, велосипедистов, пловцов,
стрелков. Из 16 видов легкой атлетики в
12 были улучшены областные достижения.
Молодая бегунья К. Кривова (агроном сов-
хоза «Поля орошения» Ухтомского района)
пробежала 100 метров за 13,8 секунды,
прыгнула в длину на 4 метра 65 сантимет-
ров. Представитель этого же района счето-
вол Томилинской птицефабрики В. Чунин
	показал в беге на 100 метров время 12,2
	секунды и отличный результат в прыжках
в длину — 6 метров 10 сантиметров. Кол-
хозница артели имени Ленина Талдомского
района П. Морозова пробежала 500 мет-
ров за 1 минуту 25,4 секунды и 800 мет-
ров за 2 минуты 30,4 секунды.

Командное первенство по легкой атлети-
ке выиграли колхозники Ухтомского райо-
Ha, по плаванию — спортсмены колхоза
имени Сталина Мытищинского района, по
стрелковому спорту — команда Дмитров-
ского района,
	В соревнованиях по велосипеду победи-
колхозники 3. Басова (Ухтомский
	ли колхозники 3. Басова (Ухтомский
район) и Н. Мишин (Павлово-Посадский
район).

Финальный матч по футболу выиграла
команда совхоза «Воронцово» Ленинского
района.
		НА СНИМКАХ: командор автомотопро-
	бега Ю. Плотников рапортует заведующему
	Московским отделом народного образова-
ния тов. А. Орлову об окончании автомо-
топробега.

Справа — колонна мотоциклистов на
финише. ,
				МЕСЯЦ. ЗА РУЛЕМ
	АВТОМОТОПРОБЕГ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Вчера на нлощади Коммуны состоялся! аварии, и тут же ребята сами исправляли
	финиш пробега юных автомобилистов Mo-
ФЕВЫ.

Участники ео — юноши и девушки,
Учащиеся старших . классов московских
пгкол, члены клуба юных автомобилистов.
Зимой в свободное от учебы время они
изучали устройство автомобиля и MOTO-
цикла и знакомились © техникой их вож-
дения.

Месяц назад они отправились в поход
по марпуту — Москва-Смоленск—Вя-
тебск-—Ленинграл-—Мюсква. Их путь лежал
	‘через многие города и села нашей страны,
	по местам новостроек сталинских пятиле-
ток и исторических боев Великой Отечест-
венной войны. Ребята увидели, как, восста-
навливаютея древние русские города, раз-
	‘рушенные врагом, как строятся новыю 34-
волы, дома, дороги, мосты, как зреет
	воды, дома, дороги, мосты, как зреет
обильный урожай на колхозных полях. По
	  пути они побывали в музее Бородино,
	Псковском кремле, ленинградеком Эрмитаже
	и Русском музее.
	неполадки. Они жили настоящей лагерной
жизнью — ночевали в палатках и Ha
кострах варили ©вой незамысловатый пю-
холный обед. Две < половиной тысячи ви-
лометров прошли машины, и есть Что
порассказать их юным водителям!..
Ветреча была торжественной =—— ветре-
чать ребят пришли представители Mocco-
вета, МГК ВЛЕСМ, Мостороно. Тут же —
родные и друзья. Со знаменами, © плака-
тами, < букетами цветов выстроились пио-
неры Дзержинского района. Ровно в 5
часов на площади показываютея машины.
На головном мотоцикле укреплен большой
толубой флаг клуб» юных автомобилистов.
Участники пробега загорелые, бодрые, в
синих шоферских комбинизонах и шлемах
выстраиваются шеренгой. Вюмандир про-
бега, лиректор клуба Ю. Плотников отдает
рапорт заведующему Мосгороно тов. Орло-
ву: цифры пройденного количества кило-
метров, названия городов и дорог. А ожив-
ленные молодые лица красноречиво гово-
рят о том, чего нет в скупых словах ра-
порта, — 0 том, как трудно было и как
интересно... 7
	Погода не блатоприятетвовала участни-
кам пробега — на ветру, под дождем труд-
но было вести машины. Не раз случались
		Вчера на площадках ЦДЬА соревнования
продолжались. Очередную победу одержал
Николай Озеров, который выиграл у Фрид-
лянда, Аорчагин победил Лукирекого, Ан-
дреев — Майданского, Корбут — Мищенко.

Наибольший интерес среди женских
встреч вызвала игра чемпионки Советско-
то Союза Велоненко < ленинградкой Нали-
мовой. Встреча прошла в исключительно
напряженной борьбе и закончилась победой
представительницы Ленинграда. Это —
первое поражение Белоненко в турнире.
Коровина победила Нифонтову, Ветошнико-
ва выиграла у Кюндратьевой, Jeo — y
Борисовой.

Таким образом, в мужской группе 6ез
поражений идет Николай Озеров, набрав-
ший шесть очков из шести возможных. В
женской групие лидером является ленин-
	градка, ` Вюровина,.
	В Ленинграде на-днях начались сорев-
нования. десяти сильнейших теннисистов
страны. После первых четырех туров наи-
более успешно выступали московские
спортемены Н. Озеров и Н. Белоненко.

Позавчера в Москве состоялся пятый
тур. Н. Озеров вновь олержал победу —
над С. Белиц-Гейманом. Удачно сыграли п
другие москвичи: М. Корчагин выиграл у
киевлянина (С. Фриллянда, Е. Ворбут —
у ленинградна П. Майданекого.

У женшин Н. Белоненко нанеела пора-
	жение Г.  Вондратьевойи,  ленинградка
Г. Коровина победила москвичку К. Бори-
COBY.
	В парных мужских вотречах  етолич-
ные теннисисты Н. Озеров и 3. Зигмунд
выиграли у А. Лукирского и П. Майдан-
ского (Ленинград); в женских — ленин-
градки Г. Коровина и Т. Налимова побе-
rman H. Ле и Н. Грингаут (Москва).
	Состоявшиеся вчера матчи на первенство
страны по футболу принесли ряд неожи-
данностей. Команда ЦДКА проиграла ста-
линградскому «Торпедо» со счетом 3:1.
Таким образом, армейцы вновь отстают от
	московского «Динамо» на 3 очка. «Крылья
	Советов» (Куйбышев) после победы над ар-
мейскими футболистами добились нового
успеха: они свели. вничью матч с сильной
	Янис, если ты
	— Но тебя арестуют,

На-днях проведены соревнования на пер-.
	венство Москвы по велоспорту. В заездах
на 500 и 1000 метров победил Ростовцев.
Спринтерскую гонку выиграли И. Ипполи-
	тов и Дьяконова (все — ВВС).
НА СНИМКЕ победители гонок: 8
разряде юношей С. Церевитинов, в раз-
	ряде. девушек Н. Утехина (воспитан-
ники спортивной школы стадиона «Юных
пионеров»), установившие новые московские
и всесоюзные рекорды.
	Фото Л. ДОРЕНСКОГО.

(Фотохроника ТАСС).
	НА_ ПЕРВЕНСТВО СТРАНЫ ПО ФУТБОЛУ
НЕОЖИДАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
	полпишешь эту статью своим именем, _—  выходить на широкую дороту OTRDEIPOK по-
	говорит его сестра Дора.
Муж сестры, революционер Петерис,
предлагает подписать статью псевдонимом.
	литической борьбы.

Й вот перед зрителем возникают эпизо-
лы забастовки на верфях в Риге. Райнис —
среди забастовщиков, он поддерживает в
них бодрость духа, читает свои боевые,
призывающие к борьбе стихи. В сценах
забастовки и демонетраций трудящихся
Риги ярко показана тесная связь поэта-
революционера с народом.

Царское правительство арестовывает
Райниса. Его отправляют в пятилетнюю
ссылку на север. Однако годы ссылки
лишь укрепили революционные убеждения
Райниса. В это время он еще теснее сбли-
жается © бралоким русским народом, луч-
шие традиции которого он воспринял еще
во время учебы в Петербургском универ-
ситете.

Райние пишет`много стихов, проникну-
THX духом борьбы, духом  партийности.
Ето пламенные строки продолжают зву-
чать призывной песней к борьбе за осво-
бождение народа. Вершиной творчества,
Райниса является ‹борник стихов «Посе-
вы бури», созданный в годы ссылки. В
этой книге пафос борьбы соединяетея с
ясностью революционной мысли.

Наступает 1905 тод, и евылке Рай-
ниса, приходит конец. Он снова на родине
в Риге, где народ восторженно встречает
свое любимого поэта. Райние много вы-
ступает с боевыми революционными сти-
хами. Он говорит о необходимости pafo-
чему классу об’единиться, © дружбе натола
Латвии < великим русским народом. On
много работает в газете «Циня» («Борь-
ба»). Поэт сльшшит, как по улицам Риги
идут демонстранты и пот ето песни.

— 3 такие минуты можно жизнь 9т-
дать, — произносит он, стоя у открытого
окна редакции.

Царское правительство жестоко подави-
ло революцию 1905 гола. Товарищи пря-
чут любимого поэта от ищеек губернатора.
фон Мейендорфа. Райнису передают реше-
ние партии © том, что он обязан уехать
за границу. Поэт не должен погибнуть. он
Clie нужен своей родине и палтии...
	— Псевдоним? — говорит Нлекшан. —   среди забастовщиков,
Хотошо... -— Он вспоминает крестьянина ©   них бодрость духа,
	телегой. Его звали Райние. — Я подпишу
статью фамилией Райние. Ян Райнис...

Газета выходит, статья Плекшана имеет
большой успех. Фамилию Райние повто-
ряет вся Латвия.

Так родилось бессмертное имя народного
поэта.

Ян Райние не только блестящий публи-
цист, литератор. Он — активный член
подпольной революцнонной группы, пропа-
тандист и агитатор.

К Янису Плекшану и его шурину Пе-
терису приезжает гость из России, рево-
люционер Сергей Балашов, которому Ленин
поручил наладить вязь с передовыми
людьми Прибалтики. Сертей Балашов пе-

командой киевского «Динамо» (1:1). Мо-
сковские спартаковцы впервые за послево-
енные годы добились побелы над тбилис-
скими линамовнами на их поле. Москвичи
	вели игру со счетом 3:0. Хозяевам поля
удалось сквитать два гола. Спартаковцы
стойко защищались и закончили встречу со
счетом 3:2 в свою пользу.
	редает указание Ленина © том, что пора
	Прощание Яна Райниса © родиной пол-
но веры в возвращение и продолжение
борьбы.

— Привет тебе, Россия! Привет тебе,
Латвия, мой дом, мое сердце!.. — гово-
рит Райние. — Привет вам, мои боевые
друзья!.. Как бы ни легли мои пути, я
клянуеь бороться за дело рабочего класса,
3& счастье человечества, пока я жив...

Так заканчивается этот поэтический,
насыщенный пафосом борьбы фильм о на-
родном поэте Латвии Яне Райниее, © поз
те, песни которого поет его родина, © бор-
це 3 дело рабочего р
	Фильм «Райнис» поставлен лауреатом
Сталинской премии Ю. Райзманом по ©це-
нарию Ф. Рокпелниса и В. Воепеа.
	В этой картине талантливо, правдиво, &
большой силой показаны годы зарождения
революционного движения в Прибалтике.

Своим  услехом фильм  «Райние»
обязан влохновенному труду всего творче-
ского коллектива. Главная роль Яна Рай-
ниса блестяще исполнена артистом Либав-
ского театра Янисом Грантинь, впервые
снимающимея в кино. Он создал рельеф-
ный, исторически правдивый образ. Имен-
но такой светлый облик Райниса навеки
запечатлен в памяти латышекого народа,
Талантливая актриса Государственного
латвийского художественного театра Миль-
да Клетниеце, исполняющая роль жены
поэта поэтессы Аспазии, прекрасно ‹пра-
вилась © очень трудной задачей, постав-
ленной перед ней в фильме. Ярко испол-
нил роль революционера Петериса Артур
Филипсон.

Народ Латвии свято чтит память
своего любимого поэта, борца за свободу.
В 1940 году правительство Советской Лат-
вии присвоило ему посмертно звание на-
родного пюэта.

Фильм — памятник народному поэту
является новым добтижением отечествен-
ной кинематографии и свидетельством
огромного роста культуры Совелекой Лат-
	ВИИ

Г. ГРЕБНЕВ.
	ФИЛЬМ О НАРОДНОМ ПОЭТЕ ЛАТВИИ
	стьянин и его жена, впрягиись в оглоб-
Ди, тянут поломанную телегу.

— Почему ты тянешь телегу? Где твоя
лошадь? —— спрашивает путник.

Врестьянин отирает пот © лица:

— Мою лошадь за долги взял губер-
натор барон фон Мейендорф.

Путник смущен и хочет помочь крестья-
нину. Он предлагает ему деньги для по-
купки лошали. Но крестьянин отетраняет
руку с деньгами:

— Таких, как я, много, & всем лоп-
дей не купишь...

Далее зритель видит молодого Плек-
шана в редакции газеты. Янис читает
свою статью. В ней говорится 0б обнища-
нии народа и о необходимости револю-
пионной борьбы.
		Кадр из фильма «Райнис»._