Вторник, 11`октября 1949 г., № 124 (1137).
		 > ie ee

Yaenemnasosdn mnenewattenenasensens,

sree МОЛОДЫЕ АКТЕРЫ (МАЛОГО ТЕА

“oe a oe

В 1943 году на сцене Малого Театра
была поставлена пьеса Л. Леонова «На-
шествие». Роль простой деревенской де-
вушки Аниски была поручена Ольге
Хорьковой, студентке театрального учи-
лища имени Щепкина. Многим зрителям
уже тогда стало ясно, что на славных

подмостках старейшего театра страны
появился новый, обаятельный талант.

В 1944 году Хорькова с отличием
окончила училище и была принята в
труппу театра. Первая роль, сыгранная
уже актрисой Хорьковой, была Поля из
пьесы Горького «Мещане». Эта работа

тоже получила горячее одобрение зрите-
лей.

В 1947 году на сцене театра была по-
ставлена пьеса Б. Ромашова «Великая
сила». В этом спектакле Хорькова ис-
полнила роль Любаши, дочери пере-
дового советского ученого Лаврова.
Своей игрой Хорькова показывает, что
именно МЛюба, а не Липочка, дочь
низкопоклонника перед Западом Миля-
гина. будет настоящим советским чело-
веком, продолжателем лучших тради-
ций русского и советского искусства.
Лучшим примером для Любы, примером,
которому она подражает, является жизнь
наших замечательных людей труда, ис-
кусства и науки.

Хорькова еще в училище играла в
пьесах Островского. Но первая серьез-
ная встреча с героями великого  рус-
ского драматурга произошла у нее в
прошлом году, когда она исполнила роль
Полины в пьесе «Доходное место».
	ИОАНН РИЧИ РОУ

Играя роль Полины, девушки из дав-
но ушедшей в предание чиновничьей
среды, о которой сама Хорькова знала
только по книгам ла рассказам старых
актеров, молодая актриса внесла в об-
раз много нового по сравнению с преж-
ними исполнительницами. Она не толь-
ко показала в развитии характер ге-
роини, но и подчеркнула обличительную
направленность образа.

В спектакле «Ревизор», недавно во-
зобновленном на сцене Малого театра,
	Ольга Хорькова
	Хорькова сыграла роль Марии Антонов-
НЫ.

Большую помошь в’ создании сцени-
ческих образов оказали Хорьковой ста-
	рейшие мастера Малого театра, передаю-
щие молодежи великие традиции Мо-
чалова, Щепкина, Садовских. Много ра-
ботали с актрисой над образом Полины
народная артистка СССР Е. Турчанино-
ва. и заслуженная артистка РСФСР
  Е. Шатрова. Народная артистка РСФСР
Е. Гоголева помогала ей при создании
образа Любаши.
	Хорькова не забывает о том, что со-
	В спектакле «Ревизор», недавно во-   ясно, как много работает Хорькова над
	повышением своего мастерства, над рас-
	ГРА (еее

ширением своего кругозора, В тетрадях
можно найти и замечания режиссеров
		товарищей по сцене, и выдержки из
	литературы, прочитанной Хорьковой во

время работы над образами Полины,
Поли, Любаши. .
	В театре Хорькову знают не только
	как способную актрису, но и как актив-
ную общественницу. Она — член ко-
митета комсомола, отвечает за работу
творческого сектора. Часто в комнате
комитета можно застать ее `беседующей
со своими товарищами по сцене. Раз-
говор ицщет и о новых творческих рабо-
тах молодежи, и об учебе в университе-
те марксизма-ленинизма, и о плане ме-
роприятий на следующий месяц. Хорь-
кова внимательно следит за жизнью и
работой своих товарищей, и не было
случая, чтобы просьбы, с которыми ча-
сто обращаются к ней, остались без от-
вета. Недавно на сцене театра был по-
казан спектакль «Молодость», созданный
силами молодежи. Одним из инициато-
ров создания этого спектакля была
Ольга Хорькова.
	На вопрос, что ей хотелось бы сыг-
	рать, молодая актриса отвечает: «Меня
увлекают сильные, целеустремленные
характеры. Такими характерами облада-
ют советские люди. Мне хочется соз-
дать образ молодой советской героини».
	Хорькова не боится встреч со своими
	будущими героями. Для этих встреч

у
нее есть все: знания, мастерство, а
главное — чувство ответственности пе-

ред советским зрителем, который хочет
видеть на сцене наших театров волну-
	ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ В КОМСОМОЛЬСКИХ
— ОРГАНИЗАЦИЯХ ВУЗОВ

_ овседневно влиять
	на качество учебы студентов
	Московский ордена Трудового Враеного
Знамени нефтяной институт имени акаде-
мика И. М. Губкина — один из крупней-
них индустриальных вузов столицы. Здесь
готовятся высококвалифицированные” ин-
женеры для различных отраслей нефтяной
промыпиленности нашей страны. Romco-
мольская организация института, об’ели-
	  няющая в своих рядах более 1300 юноттей
	девушек, активно помогает дирекции и
партийной организации улучшать качест-
во учебно-воспитательной работы. готовить
всесторонне образованных, политически
развитых специалистов-патриотов.

Успешное овладение знаниями, неустан-
ное повышение своего  идейно-политиче-
ского и культурного уровня — первейший
долг каждого советского студента. Помня
0б ‚этом, комитет. ВЛКСМ и фавультетекие
бюро уделяли главное внимание улучие-
нию качества учебы и идейно-политиче-
ского воспитания будущих инженеров.
Центр тяжести всей этой работы был пе-
ренесен в комсомольские группы = туда,
где решается успех дела. Вопросы учебы
были основными в повестке дня групно-
вых собраний. Успехи лучших комсомоль-
цев. отличников учебы, широко освеща-
лись в групповых газетах и бюллетенях.
Там же резко критиковались нераливые и
недисциплинированные студенты, сурово
осуждалиеь факты списывания, подсказы-
вания и ‘прочие проявления нечестного
отношения к учебе.

Для усиления борьбы за качество уче-
бы. на. всех факультетах были созданы
Учебные комиссии, которые широко при-
влекали к своей. работе комсомольских ак-
тивистов. Одной из действенных форм кон-
троля за успеваемостью явились общеет-
венные смотры и производственные сове-
шания, на которых обсуждались учебные
показатели каждого студента.

В результате всех этих мероприятий
акалемическая успеваемость комсомольцев
значительно повыюилавь, во время весен-
них экзаменов ‘она составила 98,2 про-
пента.
	В стенах советского вуза студент при-
зван не’ толькю получить знания, но и на-
учиться творчески применять их на прак-
тике. Влюч к этому — в самостоятельной
работе над книгой, в лабораториях, науч-
 но-технических кружках. Комсомольская
организация института уделяет большое
внимание деятельности студенческого на-
учно-технического общества. 340 юношей
и девушек с большим интересом занимают-
ея в 16 научно-технических секциях.

Душой научно-технического  общеетва
являются комсомольцы. Они показывают
образцы глубокого, творческого подхода к
научной работе. Доклады комсомольцев тт.
 Трачевского, Грязнова, Петрова, Ясова и
‘тругих получили высокую‘ оценку Ha 06-
щеинститутской научно-технической кон-
ференции. Доклал тов. Грачевского на, 3-й
Московской научно-технической конферен-
ции был отмечен в приказе министра, выс-
его образования СССР.

Комсомольская организация института
улеляла ocohee внимание политической
	учебе юношей и девушек. Вомсомольский
	эжтив стремился донести до сознания вкаж-
лого студента, что марксизм-ленинизи яв-
ляется той наукой, без которой не может
обойтись ни один специалист, в какой бы
области знаний он ни работал.
	3а последний год в институте были про-
ведены три теоретические конференции.
‘Onn способствовали значительному повы-
шению интереса студентов к изучению
ссциально-экономических дисциплин.

Но наряду © успехами в работе комео-
‘мольской организации Московокого. нефтя-
ного института были и серьезные нело-
статки. 0 них подробно говорили и ло-
кладчик — секретарь комитета BARCM
тов. Егоров — и комсомольцы, выступав-
шие в прениях на проходившей на днях
‘в институте отчетно-выборной  конферен-
ции. Комитету ВЛЕСМ не всегда удавалось
	в ДОЛЖНОЙ степени влиять на качество
учебы студентов. В еще большей степени
это относится к бюро ВЛЕСМ горно-нефтя-
ного и технологического факультетов. На
этих факультетах имеютея такие  комсо-
мольцы, как тт. Горячев, Петроченко, Куп-
риенко, Медведева, Кальницкий и др., ко-
торые не выполняют основного требования,
пред’являемоло члену ВЛЕСМ — быть пе-
редовиком в учебе. На горно-нефтяном фа-
культеле из 46 студентов, имеющих ака-
демическую задолженность, 28 — чле-
ны ВЛЕСМ. На технологическом” факуль-
тете из 33 неуспевающих больше полови-
ны также составляют комсомольцы.

Тов. Егоров в своем докладе признал,
что комитет ВЛЕСМ уделял мало внимания
комсомольцам 1-го курса. В результате
именно среди первокуреников оказалось
большинство неуспевающих.

Комитет и бюро ВЛКСМ горно-нефтяного
и геологического факультетов недостаточно
оперативно руководили деятельностью ком-
сомольских групп. Решения комитета; и бю-
ро доводились до них с большим опозда-
нием. Учет успеваемости комсомольцев за-
частую проводилея формально, график хода
сдачи экзаменов заполнялея несвоевремен-
но, что ослаблялою ето действенность.

Выступивший в прениях секретарь бюро
ВЛЕСМ нефте-механического факультета
тов. Порошин подверг критике деятельность
Уучебно-производственного сектора комитета
ВЛЕСМ. Член комитета тов. Минаева, 9т-
вечавшая за этот сектор, работала, без ак-
тива, сама составляла планы. Ясно, что
планы эти не отражали мпогогранных иН-
тересов студентов.
	Общим недостатком деятельности фахулъ-
тетских бюро и комитета ВЛЕСМ явился
недостаточный контроль за выполнением
принятых решений. Слабой проверкой ис-
	полнения 0б’ясняется невыполнение неко-
торых хороших решений комсомольских
	торых хороших решении ROMCOMOJBCRIHA
собраний. Так, например, было принято ре-
шение, обязывавшее всех членов ВЛЕСМ
ликвидировать  неудовлетворительные и
посредственные оценки по политическим
дисцинлинам. Это решение до сих пор He
выполнено. Двенадцать комсомольцев (Мед-
ведева. Смирнов, Богословский и до.) ис-
лучили неудовлетворительные отметки по
основам  марксизма-ленинизма. — Комитет
ВЛЕСМ мирится с таким недопустимым но-
тожением. За весь гол на комитете не был
	разобран ни один случай отказа комсомоль-
пев отвечать на семиназах.
	На отчетно-выборной конференции, про-
	холившей в обстановке деловой критики,
	отмечались и другие крупные недостатки в
деятельности комитета и Ффакультетеких
бюро ВЛЕСМ. Студент 3-го курса инженер-
но-экономического факультета тов. Ларионов
в своем выступлении отметил крайне недо-
статочный рост комсомольской организачии
факультета. За год здесь было принято в
комсомол всего 11 юношей и девушек. Это
свидетельствует о слабой работе факультет-
	ского бюро с несоюзной молодежью.
	Член бюро ВЛАСМ нефте-механического
	факультета тов. Шенский критиковал коми-
тет за то. что он не организовал обмена
	опытом между факультетскими бюро. 06
этом же говорил за конференции  комсорг
	группы тов. Врымов.

Прения проходили при высокой активно-
сти делегатов конференции. Их выступле-
ния, проникнутые подлинной заботой 06
улучшении комсомольской работы в инетя-
туте, помогли глубоко вскрыть причины
имеющихся недостатков и наметить пути
для их устранения.

В развернутом решении конференция

ВЛЕСМ дала конкретный наказ новому ко-
митету. Основной задачей комсомольской
организации, как это отмечено в решений
конференции, является усиление помощи
дирекции и партийной организации в даль-
нейшем улучшении качества учебно-восли-
тательной работы.

Р ЮРЬЕВ.
	мольской организацией. Разве не ясно, что
без этой связи невозможно воспитание мо-
ральных качеств советского школьника.
Те несколько общих фраз, которые на этот
счет имеются в брошюре, ничего не дадут
ни родителям, ни вожатым, ни педагогам.
На наш же взгляд этому вопросу следова-
ло бы уделить больше внимания, так как
в конечном счете школа, пионерская и
комсомольская организации являются важ-
нейшим фактором в деле воспитания у де-
тей честности и правдивости.

Автору не удалось наметить практиче-
	Senex футболистов
Орехово-Зуева
	В субботу, 8 октября, в Орехово-Вуевё
состоялся матч на кубок страны no футбо=
лу. Местные футболисты общества «Крас-
ное Знамя» встретились с командой масте-
ров Военно-Воздушных Сил.
	В первой половине ‘встречи полузащитник
ВВС Стриганов забил гол в ворота’ хозяев
поля. После перерыва нападающий тек-
стильщиков Козырев сквитал счет. Доба-
вочные 30 минут результата не изменили.
На следующий день матч переигрывался. В
первые 45 минут ни одной команде не
удалось добиться успеха. На сельмой ми-
нуте второй половины матча за игру рукой
защитника Архипова судья’ Латышев на-
значает одиннадцатиметровый удар в ворота
гостей. Мяч точно забивает нападающий
«Красного Знамени» Мурашов. На 24-й_ми-
нуте центр нападения ореховозуевцев `Бар-
лабанов проводит еще один гол-в ворота
летчиков. С результатом ‘2:0 в пользу
команды «Красное Знамя» и кончилась иг-
ра; продолжавшаяся в общей сложности 210
минут. ~

+
x
	Сыграны еще два матча на «Кубок
СССР» по футболу. «Крылья Советов»
(Куйбышев) выиграли со счетом 2:1 y “rau:
кентского Дома офицера. С таким же. сче-
TOM харьковский «Локомотив» победил -че-
лябинское «Динамо». :
	НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:
АВТОМОБИЛИСТОВ
и мотоциклистов
	9 октября под Москвой, на Минском
поссе, состоялись заезды на установление
рекордов пс автомобильному и Мотоцик-
летному спорту на дистанцию 100 кило-
метров, организованные спортивным об-
ществом «Труд» и Центральным клубом
шоферов. В соревнованиях приняли уча-
стие члены спортивного общества «Труд»
— работники московских автомобильных
хозяйств и мотогонщики добровольного
спортивного общества «Трудовые резер-
вы».
	- Резкий встречный ветер значительно
осложнил задачу участников заездов. Не-
смотря на это, спортсмены вновь проде-
монстрировали высокие качества отечест-
венных автомобилей и мотоциклов, а так-
же свое личное мастерство. ФБысокое до-
стижение показали члены добровольного
спортивного общества «Труд» — шофер
автобазы Министерства пищевой промын-
ленности СССР А. Глебов и механик ба-
зы Н. Затулин. На серийном автомобиле
«Москвич» Московского завода малолит-
ражных автомобилей они проехали стокило-
метровую дистанцию за   час 1 минуту
16,13 секунды, что составляет среднюю
скорость 97 километров 928 метров в час.
Этот результат значительно превышает
старое всесоюзное достижение для этого
класса машин (92.74 километра в час). =
	Новый всесоюзный рекорд по MOTOCHOp-
ту также установил представитель ACO
«Трудовые резервы» тов. М. Есарев. На
мотоцикле «М-35» с коляской с колясоч-
ным о А... Гаврилиным он прошел: дистав-
цию гонки со скоростью 110,49 „километ-
ра в час.
	Первенство страны
по легкоатлетическому
многоборью
	ТБИЛИСИ, 10 октября. (ТАСС). Два
дня на стадионе «Динамо» имени Берия в
напряженной борьбе проходили всесоюзные
соревнования по легкоатлетическому MHO-
гоборью. В них приняли участие сильней-
шие легкоатлеты Москвы, Ленинграда.
Российской Федерации, Украины, Белорус-
сии, Грузии, Узбекистана, Латвии, Литвы,
Эстонии и Азербайджана.

Выдающихся успехов ‘достигла москвич-
ка заслуженный мастер спорта А. Чудина.
Набрав 4934 очка, она завоевала первое ме-
сто и установила новый всесоюзный ре-
корл. В мужском многоборье победил мо-
сквич В. Волков, набравший 7173 очка.

Общее командное первенство завоевали
легкоатлеты Ленинграда. На втором месте
— команда Москвы. :

По окончании соревнований победителям

были вручены золотые и серебряные меда-
	ли и ДИПЛОМЫ.
a 5—2 ыыы —-———
и тя
	Только при таких условиях карманные
деньги принесут свою пользу. «Вот тебе
рубль, трать куда хочешь», — и тут же
рядом воспитывать такое чувство, что хо-
тя можно купить мороженое, ребенок ку-
пит что-нибудь другое, — более полезное»
(А. С. Макаренко. Педагогические сочине-
ния. Изд. Академии педагогических наук,
1948 г.. стр. 242).

Серьезное возражение вызывает доволь-
но странное утверждение автора 0 Том, ‘что
социальная срела и воспитание якобы ока-
зывают влияние только на маленького pe-
	Е О АЯ о ee

вершенствование в своей профессии не-   ЮИе произведения о нашей  замеча-
возможно без упорной учебы. Актриса   Тельной действительности.

уживается в ней с трудолюбивой, на-

стойчивой ученицей. acto, возвратив- В. ГОРОХОВ.
	НА СНИМКЕ: Ольга Хорькова в чи-
льном зале Центральной Государст-
	тальном зале центральной 10:
венной театральной библиотеки.
		шись после репетиции и спектакля до-
мой, Ольга вынимает свои старые сту-
денческие тетради, и в них появляются
новые записи. Если прочесть их, станет

ИТАТЕЛЕИ
		В школе будущих
горняков
	Б конце сентября около ста учащихся
школы‘ $30 № 124 (г. Донской) сдали то-
сударственные экзамены. Отличные оцен-
ки получили навалоотбойщики комсомоль-
цы тт. Голофаев, Агапов, Рябов. Давыдов,
	За отличное обслуживание покупателей
	июне этого года в бака-
лейно-кондитерском  отхеле
	организова-
	е этото г
лейно-кондитер
магазина была
НА — КОМСОМОлЬ
	ва  вомсомольско-молодеж-
ная бригада, которой руко-
водит тов. Иванова. В ию-
		Ле ЭТОТ

ЧИЛ

Всюду, где  самоотвер-
женно трудитея молодежь,
— на фабриках, заводах, в
учреждениях и на транс-
порте, сейчас поднимается
новая волна сопиалистиче-
ского соревнования. Моло-
дые патриоты стремятся к
32-й головщине Великой
Октябрьской социалистиче-
ской революции притти ©
выполнением и перевыпол-
нением голового плана. В
этом ‘большом и почетном
деле не отстают и работ-
	„Ники. торговли.
	цы. Бее они занимаются в
кружках по изучению ие-
тории ВВП(б) и биографии
товарища Сталина. _
Члены бригады помога-
ют друг другу в работе и
обмениваются опытом.
Заведующий секцией тов,
Савельев не реже, одного ра-
за в месяц проволит ©ове-
щания членов бригады с
целью устранения замечен-
ных недостатков. Большую
помошь комсомольско-моло-
дежной бригаде оказывают
партийная организапия и.
дирекция магазина. :
Остается пожелать, что-
бы райкомы ВЛАСМ столи-
цы широко распространили
опыт комсомольско-моло-
дожных бригад отличного
обслуживания покупателя.
К. ЛИСЕНКОВА,
	на № 31 «Гастроном». рота. секретарь комсомольской
По инициативе комсо-  В бригаде 5 человек. организации магазина
мольской организации в!Из них трое — комсомоль- № 31.
	Слово подкреплено делом
	Комсомольцы колхоза Гранки Кимовского района активно участвовали в уборке
урожая и сдаче зерна государству. Сев озимых окончен в намеченный срок.
Недавно комсомольцы на собрании приняли решение своими силами закончить
	няли решение своими силами закончить
и. Комсомолец А. Ермолаев выполнил все
		ремонт сельского клуба. Слово они сдержал
	плотничьи работы, а девушки — шпаклезку стен.
	Уважаемый товарищ редактор!
	Несколько месяцев назад наше село бы-
ло радиофицировано. Радио сразу же вошло
в быт, стало необходимостью. Нам трудно
теперь представить себе, как можно обхо-
диться без радио, не слышать ежедневно
знакомый и родной голое Москвы.

Но наша радость была несколько омрз-
чена тем, что первое время была плохая
слышимость. Только что купленные в ма-
тазинах репродукторы отказывали в рабо-
те. Наши сигналы 06 этом и попытки 38-
менить репродукторы в магазинах или по-
чинить в районном радиоузле оканчива-
тись неудачей.

Только поеле опубликования в вашей га-

)Th
и
		NN ERR AMER A el

10 у
рочкин, Володин и другие. Хорошие зна нотехнических кружках.

а < ее, i« а: п а
	ния показали и проходчики тт. Мазаев,
Ларков, Носов, Митрофанов, Тарабарин.
Плотникам тт. Радову, Степанову и Дмит-
риеву присвоен пятый разряд.
	Успешному выпуску учащихся предше-
ствовала четко организованная практиче-
ская учеба. Среди них было широко раз-
вернуто социалистическое соревнование за
быетрейшее и лучшее освоение производ-
ственных навыков. Учащиеся группы
№ 4, руководимой комсомольцем тов. Воло-
иным, соревновались t группой мастер»
тов. Бурых. За 15 дней сентября группа
мастера тов. Бурых вылала на-гора около
полутора эшелонов угля, перевыполнив
плановое задание на 24 процента. Группа
тов. Володина. работая по методу ученика-
отличника школы 30 № 124 комсомоль-
па тов. Голофаева. добилась еще лучших
результалов. Групиа комсомольца тов. Тка-
чева проходила практику <. применением
новейших горных машин С-153, ежелнев-
но выполняя задания на 200—225 про-
центов.

По окончании учебы школа предоста-
вила отличникам путёвки в дома отдыха
и санатории. Выпускники размещены в
хорошем двухэтажном общежитии.

С первых дней октября молодые горня-
ки приступили Е самостоятельной работе
на шахтах.
	15 октября в горнопромышленной шко-
ле № 9 (бывшая школа Ф30 № 124)
начнется прием новых Учащихся. Сейчас
ШЕола ГОТОВИТСЯ к их встрече: оборудуют-
ся классные кабинеты. завозится обмунди-
	рование, новые учебники и наглядные по-
собия. Н. АБРАМОВ.
	чил звание бригалы «0т-
личного обслуживания по-
	упателя».
	Бригада приходит на ра-
боту за часе до открытия
магазина. Бригадир тов.
Иванова, получает необходи-
MBIT товар из подсобных
помещений, продавцы под-
готавливают о рабочие мее-
та, просматривают, красиво
	Ha прилавке
ли указате-
	-Почин старшего  продав-   Готавливают
ца И. Д. Коровкина, кото-   Та, просмат
рый явился в торговой се-  Ли разложе!
ти инициатором социали-   Товар, имею
стичэского соревнования за! ЛИ Цен, го’
отличное обслуживание по- И Весовое х
купателей, нашел горячий Бригада
ОТЕЛИК У молодежи магази-   выполняет
	ли цен, готовят инвентарь
ий весовое хозяйство.
	Бригада систематически
выполняет план roBapoobo-
	член сельхозартели Гранки Кимовского района.
	зете заметки «Люжва легтя» к нам приеха-
	ла специальная бригада московского завода
имени Красина. Бригада на месте. устрани-
ла неисправности репродукторов, отрегули-
ровала слышимость, увеличила напряже-
ние в сети.

Теперь радио работает хорошо, и мы
снова слушаем Москву. Мы искренне бла-
годарим редаклию газеты «Московский
комсомолец» и бригаду московского завода
имени Красина за оказанную нам помощь.
	-Колхозники сельхозартели имени Во-
рошилова Ново-Лесинского сельсове-
та Лотошинского района: А. В. БУР-
МИСТРОВ, Е. А. АЛЕКСЕЕВА,

И Ф. БУРМИСТРОВ.
	„Мы снова слушаем Москву“
	—_————_ ft —_—_—__—-
ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
	«Приказных
	дел мастера»
	КРИТИКА И pYIp/HOLP AON
Неполноценное пособие
для родителей
	Честность и ‘правдивость — отличитель-
ные черты советекого человека. Они фор-
мируются у него © самых ранних лет не
только системой воспитания в <емье и
школе, но и всем духом нашей советской
жизни. Людям сопиалистического общест-
ва чужды обман и лицемерие, эгоизм’ и
стяжательство. Bee это свойственно бур-
жуазному обществу и ‹составляет мораль-
ную основу господствующих классов.

Иное дело в нашей стране. Социалистя-
ческая мораль основана на подлинном гу-
манизме, уважении к правилам социали-
стического общежития, на честном отно-
шении к труду. Чуткость & лЮюлям,
преданность Родине, — эти прекрасные
	качества -—— неот`емлемые свойства совет-’
	ского человека.
Воспитание в семье, а равно и в школе
зодействует формированию морального об-
лика молодых людей нашего времени.
этой точки зрения выход в свет брошюры
А. К Петрова «Воспитание в детях чест-
	ности и правдивости» (серия «Родителям
	‹ Роспитании». Учпедгиз, Москва, 1949 г.
51 стр.) представляется весьма своевре-
менным лелём. ь

Брошюра состоит из трех глав. В первой
— автор освещает задачи советской семьи
в воспитании детей; во второй — харак-
теризуется принципиальное отличие ком-
мунистической морали от буржуазной и,
наконец, в третьей — говорится © воспи-
тании у детей честности и правдивости.

В популярной форме автор показывает,
что детская ложь является либо резуль-
татом неумения малышей отделить свою
фантазию от реальных впечатлений,  по-
черинутых из жизни, либо это — лазей-
ка, при помощи которой ребенок старается
обойти те преграды и запреты, которые
ему поставили взрослые. Автор обращает
	внимание взрослых на То, что они должны
особенко чутко относиться в ошибкам и
заблуждениям ребенка, чтобы не принять
их за ложь, за сознательное стремление
обмануть, ввести в заблуждение. Нужно
постепенно расширять кругозор детей, 0б0-
тащая их жизненным опытом. Это позво-
лит им лучше и быстрей понять, где вы-
мысел и где действительноеть.

Друтое дело, пишет автор, когда ребе-
нок умышленно говорит неправду. В та-
ких случаях всегда следует раз`яснить ему,
конечно, тактично, без оскорблений, HO
так, чтобы в конце концов он понял, что
его поступок дурен и что оправдания
быть не может.

Нельзя не согласиться с А. В. Петро-
вым, когда он отмечает, что быть честным
— значит не только говорить правду и не
обманывать. Надо добросовестно относиться
Е <воим обязанностям, к общественному
долгу. Автор приводит яркие приме-
ры. Он пишет: «Глубоко честен был Иван
Сусанин, который завел врагов в ле и
этим обрек их на гибель; глубоко честны
были советские люди, которые, попав в
плен к врагу. сознательно давали непра-
вильные сведения и свято хранили воен-
ную тайну» (слр. 47).

Однако следует заметить, что эти поло-
жения А. К. Петров развил слабо. Он —
за то, чтобы понятие честности у детей
склалывалось полнее и гораздо глубже, но
сам этого в своей книге не сделал.

Правильно осветив вопросы о хетской
фантазии, о пооявлениях лжи и о воспи-
тании у детей чуветва лолга, брошюра
вместе © тем имеет ряд серьезных недо-
статков, снижающих ее значение.

Прежде всего автор почти не касается
такото важного вопроса, как связь семьи
©0 школой, пионерским ‘отрядом и комсо-
	ские средства, используя которые родители   бенка, что в дальнейшем развитии Weld
могли бы лобивалься успеха в воспитании   века они бессильны. «Черты характера, —
честности и гравдивости у детей. Немало   заявляет А. В. Петров, —. приобретенные
в брошюре и педагогических ошибок. человеком в раннем возрасте, укрепляют-
	ся < голами и остаются Ha BCH shop”
(стр. 4).

Если бы это действительно было так.
TOTIa непонятно; зачем школе, пионерской
и. комсомольской организащиям. ролителям
и всем нашим внешкольным учреждениям
прилагать усилия к воспитанию  подра-
стающего поколения? Раз ничего в харак-
тере молодого человека все равно изменить
нельзя, тогда и стараться нечего. Ясно,
что. такое утверждение ничего общего He
имеет с марксистско-ленинской теорией. о
роспитании, < нашим опытом.
	Следует отметить также, что в бропюре
много общих мест и повторений, которые
загромождают внимание читателя, портят
впечатление, не давая никаких полезных,
насущно необходимых указаний. Некоторые
положения (о важности примера, старших,
о роли авторитета родителей) автор повто-
ряет множество раз, полагая, видимо, что
так будот убедительнее. А на пятидесяти

одной странице азтор для пущей важности
‘умудрился поместить 46 цитат (!). Вообще
`брошюра отредактирована наспех, невни-
_мательно.
	Отмеченные серьезные ошибки снихоют
ценность брошюры А. № Петрова, делают
пособие оторванным от жизни. В брошюре
не даются конкретные, практические ука-
защия родителям и учителям, поэтому
		И. БЛИНКОВ,
кандидат педагогических наук.
	«На ребенка, — пишет автор, — роди-
тели и пелагоги могут воздействовать дву-
мя путями: 1) путем приказаний (требо-
ваний). ноошрений или наказаний и
2) путем примера...» (стр. 5). А кула
исчезли обучение и раз’яснение, то-есть
ге главные методы юбразования и воспита-
	AOIMAS TO1b-
	зоваться ‘и родители и педагоги?
Неправильно также утверждение авто-
ра ® том, что учить честности нужно так,
	чтобы у робенка не было соблазнов.
«Давать деньги «на всякий случай»
или сразу на несколько дней, —
пишет А. В. Петров, — не рекоменлует-
	ся» (стр. 39). С этим нельзя согласиться.
Ведь если У ребенка нет денег. значит
нет и соблазнов, не воспитываются, как
говорил А. С. Макаренко. тормоза, то-есть
умение подавлять, ограничивать некоторые
свои порывы во имя более значительных
целей.

«Вот говорили, — заявил на одном ©9-
брании А. С. Макаренко. — что не нужно
давать деньги детям, потому что они будут
развращаться и тратить как угодно и ку-
да уголно. Да, конечно, в том случае, ес-
ли вы дадите детям деньги и позволите
тратить как угодно, сколько угодно, вы
воспитаете ‚только активность. а тормозов
не воспитаете. А вот нало так давать де-
TAM леньги, чтобы они могли тратить Kyla
хочу — юридически, а на самом деле. что-
бы на каждом шагу тормозили свое жела-
HHe.
	Исполняющий обязанности начальника
контрольно-инспекторской группы исполко-
ма Моссовета тов. А. Скворцов сообщил
редакции, что факты, изложенные в фелье-
	тоне, при проверке подтвердились. Ha BH-
новных наложены взыскания. Тресту «Мос-
ремонт» дано указание о выплате тов. Ми-
хайловой причитающейся ей зарплаты.
	тельности комсомольской организации кол-
хоза «Ударник» направлен член райкома
ЬЛКСМ тов. Горячев. Решено также ре-
комендовать секретарям колхозных комсо-
мольских организаций обсудить статью
«Держать равнение на передовиков».
	пы на предприятиях»
	нию работы комсомольских групп. На заво-
де созданы две новые комсомольские
группы. Комсомольскому активу завода по-
ручено подробно изучить работу комсо-
мольских групп. Решения комитета ВЛКСМ
обсуждены на собраниях групп.

Горком ВЛКСМ провел семинар группор-

ГОВ.
	В фельетоне под таким заголовком («Мо-
сковский комсомолец» № 119) описывались
мытарства молодого специалиста сантехнн-
ка тов. Михайловой в тресте «Мосремонт».
Из-за бюрократического отношения работ-
ников треста и контор К использованию
молодых специалистов ТОВ. Михайлова
длительное время не могла получить рабо-
ту по специальности.
	В передовой статье под таким затол- о.
ком («Московский комсомолец» № 118)
указывалось, что ‹ комсомольцы артели
«Ударник» Куровского района плохо помо-
гают колхозникам в уборке картофеля.

Куровской райком ВЛКСМ признал кри-
тику правильной. Для налаживания дея-
	«Номсомольские груп
	В передовой статье под таким загого?
ком («Московский комсомолен» № 108)
указывалось, что на Клинском станкострои-
тельном заводе комсомольские группы не
занимают подобающего им места в общест-
венной и производственной жизни цехов.

Комитет ВЛКСМ завода признал крити-
ку правильной и наметил меры к оживле-
	«Держать равнение на передовиков»