Вторник, 18 октября 1919 г. № 127 (1140.
	Зоспитание комсомольского
актива
	швейные фабрики №№ 3 и 5) были mpo-
ведены семинары для членов комитетов
ВЛЕСМ, секреталей и членов пеховых бюро.
	Для низового актива малочисленных
комсомольских организаций семинар был
проведен непосредственно при РА ВЛКСМ.
	06060е внимание райком комсомола уде-
лил учебе группоргов. На занятиях, кото-
рые проходили отдельно для грунпоргов
промышленных предприятий, госучрежде-
ний и министерств, разбирались основные
вопросы работы групи.
	RK проведению занятий е группоргами
мы приваекли членов райкома, работников
аппарата РК ВЛЕСМ, сёкретарей  комсо-
мольеких организаций. Результаты не за-
медлили сказаться. Многие группы, ранее
числившиеся на бумаге, стали теперь’ ак-
тивными помощниками цеховых органи-
заций, комитетов комсомола. Примером мо-
жет служить комеомольская групиа Нины
Артемовой (типография «Красное знамя» ),
которая ‘за последнее время  перестроила
свою работу, завоевала авторитет У моло-
дежи. В группе все комсомольцы — х9-
рошие производетвенники. Многие в этом
году приступили к учебе в школе ра-
бочей молодежи и вечернем техникуме.
Здесь часто проходят комеомольские собря-
ния. Вся работа строится © учетом инте-
ресов и запросов молодежи.
	Помимо семинаров, райком, комсомола
использует как одну из действенных
форм учебы актива совещания  секре-
тарей комсомольских организаций по
различным вопросам внутрисоюзной жиз-
НИ.
	Большое воспитательное значение для
актива имеют подготовка и обсуждение на
бюро РЁ ВЛЁСМ отчетов © работе первич-
ных организаций. Учитывая это, мы ча-
сто поручаем членам и кандидатам райко-
ма,  секретарям и членам комитетов
ВЛЕСМ, рядовым комсомольцам готовить
вопросы на бюро. Так, за последнее время
мы заслушали отчеты © работе комитетов
ВЛКСМ Московской городской конторы
Госбанка, завода «Тизприбор», Министер-
ства выснтего образования СССР. Вопросы
эти готовили активисты — Евстигнеев,
Чуракова, Махова, Сорокина и qpyrue.
	Bopo PR BARCM практиковало также
обсуждение на своих заседаниях планов
работы первичных организаций. Были of-
суждены планы работы комсомольских OD-
ганизаций Министерства лесного  хозяй-
ства СССР, Правления Госбанка, Мини-
стерства, автомобильной и тракторной про-
мышленноети. СССР и других.
	Учеба» актива -— не кратковременная
кампания, ею надо заниматься системати-
чески. Хорошо номня об этом, вайком ком-
сомола в ближайшее время наметил пво-
вести З-дневный семинар для вновь из-
бранных секретарей комсомольских орга-
низаций. Кроме этого, с -начала октября
при райкоме комсомола начала работать
2-годичная школа комсомольского актива.
В ней будут обучаться 100 комсомоль-
ских работников.
	Хоропю поставленная работа по воспи-
танию актива поможет нам с честью вы-
полнить решения ХЁ с’езда ВЛЕСМ.

В. ТАЙЛАКОВ,
секретарь Коминтерновского
РК ВЛКСМ.
	После отчетно-выборных собраний, про-
шедших в конце 1948 года, к руковод-
ству первичными организациями района
пришли молодые комсомольские кадры.
Естественно, что райком уделил вопросу
налаживания систематической учебы ак-
тива 060606 внимание. Тем более, что и
на районной конференции райком комсо-
мола подвергся резкой и справедливой
критике со стороны делегатов за слабое
воспитание комсомольских. кадров.
	Мы учли критику и разработали под-
робный план мероприятий по проведению

учебы актива. Были предусмотрены ‹еми-
нары для секретарей и членов комитетов
ВЛЕСМ, цеховых бюро, группоргов, ‘пио-
нерских вожатых, редакторов стенных га-
зет, пропагандистов, а также работников
аппарата райкома комеомола.
	Первый семинар секретарей комсомоль-
ских организаций мы провели без отрыва
от производства в вечерние часы. В те-
чение 4 дней для участников семинала
были прочитаны лекции по важнейшим
вопросам внутрисоюзной жизни.
	занятия проходили < учетом особенно-
стей первичных - организаций. Все вопро-
сы работы разбирались на занятиях отдель-
но для Фекретарей промышленных орга-
низаций, госучреждений и министерств.
	Такой дифференцированный подход ‘оз-
волил нам обобщить и распространить’ на-
копленный положительный опыт.
	Помимо этого, были проведены специ-
альные занятия, на которых секретари
комсомольских организаций завода «Тиз-
прибор», Центральном универмага, Ми-
нистерства морского флота СССР и многие
другие поделились опытом своей рабогы.
	Семинар значительно обогатил знания
секретарей комсомольских организаций,
помог им в практической работе. Оки ста-
ли глубже вникать в деятельность KOM-
сомольских групп, цеховых бюро, стали
чаще ставить перед партийными органи-
зациями вопросы, связанные с улучше-
нием деятельности предприятий и учреж-
дений.
	Например, заметно улучшилась работа
комсомольской организации ливейной фаб-
рики № 3 (секретарь тов. Чуракова). He
так давно это была одна из отстающих
организаций в районе. После семинара
здесь произошли большие изменения. Ком-
сомольские собрания стали проходить ча-
ще и на более высоком уровне. Оживи-
лась работа цеховых  организажий. Вее
комсомольцы повышают свой идейно-поли-
тический и общеобразовательный уровень.
Под’ем в работе организации выразился
и в том, что в последнее время фабрика
регулярно отчитывается по  членским
взносам, не имея ни единото задолжника.
	оначительно улучшилаюь  деятельноеть
комсомольской организации Министерства
морского флота СССР.
‚ Райком комсомола не ограничился про-
ведением семинара. Мы несколько раз
устраивали «День секретаря комсомоль-
ской организации», где обсужлалиеь раз-
личные вопросы комсомольской работы.

Олновременно РК ВЛЕСМ не забывал и
06 учебе низового актива. При непосред-
ственной помощи работников райкома на
ряде предприятий района (типография
«Красный пролетарий», Министерство лес-
ной и бумажной промышленности СССР,
	БЕСЕДЫ НА: ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНЫЕ ТЕМЫ
		мости ют внешнего вида и количества за-
ключенных в них звезд.

Кроме того, в состав Галактики входят
светлые и темные туманности, a также
межзвездные газ и пыль. Светлая туман-
ность — это облако, состоящее из газа и
пыли, которое освещается ближайшей к
нему звездой. Темная туманность не имеет
такой освещающей ее звезды, и заметить
ее на небе можно только как слишком тем-
ное, лишенное звезд пятно в данной обла-
сти неба. Мельчайшие частицы межзвезл-
ных пыли и газа наряду с темными TY-
манноестями не дают свету свободно. прохо-
дить в пространстве, Т. е. создают Tan
называемое межзвездное поглощение света.
Открытие межзвездного поглощения света
было одним из крупнейших достижений
современной астрономии. Считалось, что
межзвездное пространство совершенно про-
зрачное, и на основании этого делалея
ряд неправильных выводов о строения и
размерах нашей звездной системы. Недо-
оценка поглощения света особенно сильно
сказывается в определении расстояния до
звезд, а, следовательно, и в определении
размеров Галактики. Без учета поглощения
света все расстояния получаются сильно
преувеличенными.

Основные работы по исследованию и
разработке методов учета межзвездного по-
тглощения света были произведены совет-
скими астрономами В. А. Амбарцумианом,
tl. 0. Паренато и др.
	Таков, в основном, состав звездного
«населения» Галактики.
Rak показывают наблюдения. наша
	звездная система-—ТГалактика не одинока в
мировом пространстве. Имеется множество
других гигантеких звездных систем, назы-
ваемых галактиками (с маленькой буквы),
CO звездным «населением», в основном,
аналогичным нашему. Некоторые звездные
системы имеют спиральную структуру, как
Галактика, и очень на нее похожи. Тако-
ва, например, туманность в созвездии Ан-
дромеды. Наблюдая ее, мы
составляем себе ясное пред-
ставление о том, каков BI
нашей Галактики, если на
нее посмотреть «извне».
Имеется также множество
звездных систем, или галак-
тик, других форм.

В настоянее время извест-
но около 100.000.000 галак-
тик. Наиболее далекие из
них отстоят от нас на рас-
стоянии, равном почти
500.000.000 световых лет.
Пока ученым не удалось 3а-
метить какого-либо система-
‚ тичеекого изменения плотно-
сти их распределения с рас-
стоянием (однако наряду ¢
этим имеются весьма большие
местные колебания  плотно-
ети).

ТГромадное значение имеет
вопрос о происхождении не-
бесных тел. Это область, В
которой до сих пор пубхоя-

р - жают процветать различные
ти боль- идеалистические теории `бур-
7 жуазных ученых. Не может
быть и речи о том, что, как утверждала
религия и до сих пор утверждают лжеуче-
ные-идеалисты, весь мир произошел в
один момент. Сейчас астрономы совершен-
но уверенно классифицируют наблюдае-
мые об’екты на старые и молодые. Совет-
ский астроном В. А. Амбарцумиан доказал,
основываясь. на наблюдениях, что звезвы
образуются И`в настоящее. время.

С усовершенетвованием и дальчейним
развитием мощных телескопов  .eHBIe
открывают все более удаленные звезд-
ные системы. Возможно, что недале-
ко то время, когда встанет вопрос
уже © строении так называемой метага-
лактики, т. е. мира галактик или систе-
мы, составными частями‘ которой являют-
ся галактики. Можню предполагать, что
34 Halle метагалактикой возможно нали-
чие других  метаталаклик,  об’единен-
ных в какие-то сверхметагалактики. Диа-
лектический материализм учит, что мате-
рия неисчерпаема, как в сторону бееколеч-
но большого, так и в сторону бесконечно
малого мира. Вселенная  бесконечна,
ибо малерия и ее пространственно-времен-
ные формы бесконечны. И ‘какие бы силь-
ные и сверхмощные астрономические Te-
лескопы мы ни строили, какие бы все но-
вые H новые миры ни открывали, мы
никогла не можем натолкнуться Ha «KO-
нец» Вселенной.

Сейчас за рубежом поевдоученые, пред-
ставители разлагающейся, зашедшей в ту-
пик буржуазной науки,  проповедуют
веевозможные  идеалистические реакци-
онные бредни по вопросу 06 устройстве
Вселенной, пытаются использовать их для
одурманирания и затемнения  созвания
трудящихся. Им не под силу уже не толь-
ко разрешить, но.и внести сколько- нибудь
ценный вклад в уяснение вопроса о стро-
нии Вселенной. Только советским ученым
оказалась под силу такая грандиознейшая
задача, как изучение Вселенной.

Отромные возможности, созданные ©
ветским правительством и народом для
дальнейшего невиланното распвета - совет-

ской науки и в том числе астрономии,
дальнейшее  совершенствование  метотов
исследования небесных TAI  являютея
	прочным залогом вое большего и большего
познания строения Вселенной.
		Вселенная — это в широком смысле
слова весь окружающий нас мир, то-есть
вся природа от мельчайних частиц мате-
рии до огромных звездных систем. В обыч-
Ном же смыеле слова Вселенная `— это
планеты, звездные системы и, наконец,
системы звездных ‹истем.
` Многие сотни лет старались люди про-
никнуть в тайны строения Вселенной.

глубокой древности читали, что
Вселенная конечна и ограничивается толь-
	KO частью окружающего нае мира. Цент-
	ром Бееленной считали нашу Землю,
вокруг которой вращаются Солнце и звез-
ды. Эта точка зрения легла в основу «еи-
стемы мира» греческого ученого Птоломея,
или так называемой геоцентрической <и-
стемы.

Лишь по мере развития производитель-
ных сил общества, а в связи с этими
научных представлений о природе изменя-
лись и развивались данные о строении
Вселенной.

Знаменитый польский астроном Николай
Коперник бодее 400 лет тому назад пока-
зал ошибочность геоцентрической сисЯемы
мира. Он доказал, что не Солнце движется
вокруг Земли, а, наоборот, cama Земля
движется в пространстве: во-первых, 0б-
ращаясь вокруг Солнца, а во-вторых, вра-
щаясь вокруг своей оси. Коперник показал,
что Земля не является центром мирозда-
ния, а представляет собой обычную плане-
ту. Считая Солнце центром планетной <и-
стемы, он просто и убедительно 0б`яснил
наблюдаемые движения планет.

“Потребовалось более двухеот лет для то-
го, чтобы правильная «сиетема мира» Ro-
перника получила признание. Эксплоата-
торские классы и состоявшее на страже их
‘интересов духовенство вели упорную борь-
бу против сторонников «есиетемы мира»
Коперника, или так называемой гелиоцен-
трической системы.

Большое научное значение в отетамва-
нии, развитии и обогащении гелиоцентри-
ческой системы имели работы великого
русского ученого М. В. Ломоносова. Елко
	высмеивая защитников геоцентрической
системы, приверженцев религиозной идео-
логии, он писал:
	Случилиеь вместе два астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Олин твердил: Земля, вертясь, крут
Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты

водит:

Олин Коперник был, друтой слыл

Плоломей.

Тут повар спор решил усмешкою своей,

Хозяин спралтивал: ты звезд’ теченье

знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье

рассуждаешь?

Он дал такой ответ: что в том

Коперник прав;

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Вто видел простака из поваров такого,

Который бы вертел очаг кругом

жаркого.

Материалистические традиции Ломоно-
сова в науке o строении Вселенной  прэ-
должили такие выдающиеся русские уче-
ные, как И. Делиль С. Я. Румовекий,
Ф. И. Шуберт, В. К. Вишневекий, В. Я.
Струве,  Ф. А. Бредихин, С. В. Ковалев-
ская и другие.

Однако только советская наука, воору-
женная великим  маркеистеко-ленинеким
учением, развивающаяся в замечательных
условиях социалистического строя, смогла
поставить на подлинно научную основу во-
прос 0б изучении строения Вселенной. Но-
вые выдающиеся открытия в выяснении
строения Вселенной, полученные нашими
учеными в результате упорного и напря-
женного труда, по праву составляют заслу-
женную гордость всей советской страны.

Вселенная бесконечна в пространстве.
Вообще нельзя себе представить, что где-
то есть конец Вселенной, что есть такое
место, за котооым нет ‘ничего. Вселенная
бесконечна и во времени. Ибо нельзя &в-
бе представить, что когда-то Вселенной не
было, что наступит такое время, когда ее
не станет. Вселенная. или мировое про-
странство © находящимися в нем разно-
образными взаимосвязанными небесными
телами, находится в состоянии непрерыв-
ного изменения, развития, так как являет-
ся вечно самодвижущейся материей. Еди-
ная Вселенная представляет собой неис-
черпаемое многообразие форм существова-
ъзия материи. Каждая ее часть имеет свое
‘начало и конец как во времени, так и в
пространстве. Вся же Вселенная всегда
существовала и веегда, будет существоваль.
В ней неизменно происходит грандиозный
кругооборот вещества, беспрестанное раз-
витие.

`Такова основа материалистичеекого по-
нимания окружающего нас мира.

Как же наука решает вопрое о строении
Вселенной?

Для того, чтобы ответить на этот во-
прос, необходимо хотя бы вкратце оста-
новиться на устройстве нашей. солнечной
системы.

Солнечная система представляет собой
систему планет, в центре которой нахо-
дится Солнце. Известны следующие 9
больших планет: Меркурий, Венера, Зем-
ля, Мар, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,
Плутон. Все эти планеты движутея вокруг
Солнца на различном расстоянии. Планеты
не являются самосветящимися телами; они
светятся отраженным солнечным светом.
Вот почему они кажутся нам такими же
блестящими, как звезды.

Вокруг большинства планет обращаются
так называемые спутники. Это — тела,
подобные самим планетам по физическим
свойствам, но меньшие по об’ему.

Вроме больших планет, вокруг Солнца
еще обращается более 1400 маленьких
планет, так называемых астероидов. Почти
все они обращаются в промежутке дальше
планеты Маре, но ближе планеты Юпи-
тер.

В солнечную систему входят также ко-
меты и метеоры.

Кометы — это образования из частиц
тверлото вещества и газа, состоящие ‘из
головы в виде туманного пятна, обыкно-
венно © ярким ядром в пентре, и хвоста
(одного или нескольких) в виде серебри-
стой полосы света. Хвост появляется лишь
при достаточном приближении кометы к
Солнцу и обычно повернут в противопо-
ложную ему сторону, велелетвие отталки-
вающей силы, исходящей от Солнца. Воме-
ты благодаря своим ярким светящимея
XBOCTAM представляют собой олно из ин-
	тереснейших небесных явлений. Pannine
появление комет вызывало суеверный
ужас у народов, давало повод для различ-
ных пеевдонаучных предсказаний, шарла-
танетва, ‹ нередко используемых в угоду
экеплоататореким классам.

Метеоры, обычно называемые «падаю-
DIMMU звездами», — это камни и пылин-
ки различной величины, носящиеся в
межпланетном пространстве. Когда метеор
влетает в земную атмосферу, он нагре-
вается в ней, так как при соприкоенове-
нии с частицами атмосферы возникает
сильное трение, и начинает светиться. При
этом он обычно испаряется в верхних ело-
ях атмосферы, не достигая поверхности
Земли. Межзвездные камни большей вели-
чины залетают в атмосферу глубже. Они
называются болидами. Еще большие из них
долетают даже до поверхности Земли., Это
— метеориты. Иногда Земля в своем дви-
жении в пространстве встречается с це-
лым «роем», состоящим из миллионов та-
ких межзвезлных камней и частичек. Тог-
да мы наблюдаем так называемый «звезд-
ный дождь» — очень красивое и совер-
шенно безопасное явление.

Все описанные небесные тела: планеты,
и в их числе наша Земля, астероиды, ко-
меты и метеориты  обращаютея вокруг
Солнца по определенным путям и принад-
лежат, таким образом, к солнечной си-
етеме.

Само же Солние относится совеем к дру-
той категории небесных тел. Солнце —
это типичная звезда, раскаленный газо-
вый шар, посылающий в окружающее ето
пространство свет и тепло. По своим раз-
мерам, массе, плотности, температуре оно
является звездой средней величины.

Хотя солнечная система кажется ° нам
отромной, однако, она составляет  «ни-
чтожную» долю даже видимой части звезл-
ного неба.

Само Солнце, в ©вою очередь, вместе
< лоугими звездами звхолит в ©остав ги-
	Сравнительная величина Солнца
ших планет.
	тантекой звездной системы. Ближайшая к
Солнцу звезда находитея на расстоянии,
равном около 40 триллионов километров
(триллион —= миллион миллионов), или,
другими словами, оно болбе чем в 200
тысяч раз превосходит расстояние от
Земли до Солнца. В это расстояние вме-
стилось бы около 3500 солнечных систем,
уложенных в один непрерывный ряд. Эта
звездная система называется Галактикой
или Млечным путем. Это название проие-
ходит оттого, что серебристая полоса
Млечного пути, видимая нами в безлун-
ные ночи, состоит из огромного количест-
ва слабых, далеких звезд, сливающихся
для глаза в сплошное сияние.

Размеры Галактики огромны. Наиболь-
ший из ее поперечников равен приблизи-
тельно 100.000 световых лет. (Световой
год равен расстоянию, которое пробегает в
течение года луч света двигаяеь © ско-
ростью 300.000 километров в секунду, или
91/> биллионам километров). Толщина, всей
звездной системы составляет почти 50.000
световых лет. Общее число звезд, состав-
ляющих ‘эту звездную систему, не меньше
100 миллиардов (миллиард равен тысяче
миллионов). Вокруг них, очевидно, обра-
щаются планеты, пока еще недоступные
современным телескопам. Bee эти звезды,
а в числе их и Hamre Солнце, вместе со
всей солнечной системой вралцалотсея  во-
круг центра Галактики © огромными ско-
ростями в различных направлениях, по
определенным ообитам. Так, Солнце делает
полный оборот за 250 миллионов лет.

Наукой точно установлено, что центр
Галактики находится в налтравлении со-
звездия Стрельца. Этим был нанесен окон-
чательный удар по тем ненаучным взгля-
дам, согласно которым считалось, что
центром этой огромной звездной системы
являетея наше Солнце, или солнечная си-
crema.

Новейпгие wecrexonaHua acTpOHOMEH, ro-
ворят о том, что звездное «население» Га-
зактики очень разнообразно. Мы наблюдаем
на небе как слабые, так и яркие звезды.
Эта разница в блеске об’яеняется, во-пер-
вых, разницей расстояния до звезд, а, во-
вторых, разницей их диаметров и темпера-
тур, в-третьих, разницей их «возраста». В
звездное «население» Галактики входят
как звезды-карлики, во много раз меньшие
нашего Солнца, так и  звезды-гиганты,
много большие его. Таким образом, Солн-
це отнюдь не является исключительным
светилом, наоборот, оно занимает среднее
положение в ряду всего ^ многообразия
звезд.

Различные звезды отличаютея Apyr от
друга своим химическим cocTanom. Наряду
CO звездами с постоянным блеском есть
множество переменных звезд, блеск кото-
рых колеблется со временем. В Галактике
наблюдается также множество двойных
звезл. Двойные звезды -— это такие звез-
ды, которые находятся на близком прут
от друга раестоянии, причем не случайно,
& в силу общности происхождения. Кроме
двойных звезд наблюдаются также трой-
ные, четверные и вообще кратные.

В состав Галактики входят также звезд-
ные скопления. Звездные скопления —
это группы звезд, сконцентрированных. в
небольшом, по сравнению © 0б’емом всей
Галактики, участке пространства. Сконле-
ния бывают различных типов, в зависи-
	K Всесоюзной художественной вы-
ставке 1949 года московский скузьп-_
тор В. Н. Монахов заканчиваег работу!
над большой скульптурной группой
«Футболисты». НА СНИМКЕ: в ма-
стерской скульптора В. Н. Мовахова.
	Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА.
(Фотохроника ТАСС).
	УСТНЫЙМ ЖУРНАЛ В КЛУБЕ
	Ежемесячно в установленный день в
клубе «Красный луч» происходит вынуек
устного журнала «Новости дня». Журнал
пользуется большой популярностью cpe-
ди молодежи, работающей в системе Мос-
энерго.
	Последний, пятый выпуск журнала
состоял из краткого доклада о междуна-
родном положении, сделанного действи-
тельным членом Всесоюзного общества
по распространению политических и На-
учных знаний тов. Богдановым, и с00б-
щения инженера Тетерина «0б основах
ралиолокалии». С информацией o прет
стоящем 125-летнем юбилее Малото теат-
ра выступил режиссер Никольекий.
	В заключение был дан концерт, в во-
тором выступила бывиая работница cu-
стемы Мосэнерго, ныне артистка Надио-
	На.

Я. ЕМЕЛЬЯНОВ.
	—_——
МЕРЫ ПРИНЯТЫ
	(Ло следам
неопубликованных писем)
	Учащийся школы ФЗО’ Ne 38 Tos.
И. Нурмухамедов обратился в редакцию с
жалобой на мастера  производственного
обучения Мартынова, который за опозда-
ние Нурмухамелова на линейку оставил
его без питания. :
	Начальник Московского областного уп-
равления Министерства трудовых резервов
тов. Карцев ссобщил редакин, что такой
факт действительно имел место. Мастер
Мартынов снят с работы.
	Тов. Денисов написал в ‚редакцию пись-
мо о неудовлетворительной работе комбо-
мольской организации Яхромской хлопча-
тобумажной фабрики. :
	Вопрос о работе комитета комсомола
фабрики обсуждался на бюро  гор-
кома ВЛКСМ, которое наметило ряд ме-
роприятий по улучшению работы комсо-
мольской организации фабрики. В октяб-
ре в комсомольской организации фабрики

будет проведено отчетно-выборное собра-
ние.
	aa
м
НУ

oy
int
	(трелки,_ редисты, мотоциклисты...

ee nnn Ce@KDHA Управлять MOTOIMEIIOM Hay
	На заводе имени Орджоникидзе
ширятся ряды досармовцев
.
	рекцией и завкомом, было закуплено мно-
го различного оборудования. Для обучения
членов мотосекции мы приобрели 10 мото-
пиклов и необходимое количество горюче-
смазочных материалов. Члены секции сами
построили гараж и ремонтно-учебную Ma-
стерекую для машин. Необходимое обоеруло-
вание и аттаратуру получил для своих 38-
нятий и кружок радистов.

Нали почин в <оздании своими силами
материально-технической базы для военных
занятий заслужил высокую опенку ЦЬ

Всесоюзното совета ДОСАРМ — заводская
организация была награждена почетной
грамотой.

Среди рабочих и служащих завода наш-
лось немало бывалых фронтовиков, умелых
специалистов различных отраслей военного
дела. Они возглавили военно-учебную ра-
боту на заводе, передавая молодым рабо-
чим свой боевой опыт-и знания, накоплен-
ные на полях сражений Великой Отечест-
венной войны. Немало метких стрелков и
ручных пулеметчиков подготовили руково-
дители стрелковой секции — офицеры за-
паса П. Бурлаченко и В. Иванов; успешно
проводит занятия пою радиоделу демобили-
зованный офицер А. Гаврилов.

(еобенно болыших успехов достигли на-
ти мотопиклисты. За влемя работы MOTO-
	НА СНИМКЕ: занятия стрелковой секции
	строительного завода имени Орджоникидзе.
	севции управлять мотоциклом паучилось
более 60 человек. Многие настолько Ув-
леклись мотоспортом, что приобрели собет-
венные машины. В этом году члены на-
шей мотосекцпии дважды участвовали в го-
родских командных соревнованиях — в
Epoccax имени 30-летия ВЛЕСМ и имени
К. Е. Ворошилова, гле завоевали призовые
места. Комеорг одного из цехов Е. Беля-
ков на всесоюзных соревнованиях на лич-
ное первенство ДОСАРМ занял второе ме-
сто.

Нехавняя проверка работы’ стрелковой
секции показала, что досармовцы хоротпто
изучили материальную часть винтовки и
ручного пулемета, умеют ухаживать 34
оружием и метко стрелять. На всесоюзных
заочных стрелковых соревнованиях коман-
да нашего завода вышла на второе место
среди команд предприятий Ленинского
района.

За истекшее время сделано немало. Од-
нако все это лишь начало большой ра-
боты. Мы будем привлекать в ряды
ДОСАРМ все новых и новых членов, созда-
вать новые военные кружки, всемерно ук-
реплять материально-техническую базу,
полбирать кадры инструкторов-обществен-
ников и повышать их квалификацию. 3a-
лог наших дальнейших успехов — пат-
риотическое стремление советекмх людей
	укреплять оборонную мощь своей любимой

Родины.
П. КОТЛЯР,
председатель комитета первичной
	организации ДОСАРМ станкозавода
им. Серго Орджоникидзе.
	членов организация ДОСАРМ станко-
	Фоте В ГРАЧЕВА.
	Молодежь  станкостроительного  завод%
им. Орджоникидзе проявляет огромный ин-
терес к изучению военных специальностей.
За время существования заводской  орга-
низации ДОСАРМ десятки молодых рабо-
чих и служащих завода овладели искус-
ством меткой стрельбы, освоили основы
ралиотехники, научились водить мотоцикл.
	Стремление молодежи нашего завода
изучению военного дела — результат хо-
рошо налаженной политико-воспитательной
и агитационной работы, проводимой  пар-
тийной и комсомольской организациями за-
вола. Свыше полутора лет назад, когда Со-
вет Министров CCCP принял ренение ©
создании Добровольных обществ содейст-
вия армии, авиации и флоту, партбюро и
комсомольская организация ‘обратились Е
рабочим. и служащим с призывом вступить
в ряды общества и принять участие в дея-
тельности различных военно-учебных
кружков. Агитаторы широко раз’яеняли пе-
ли и задачи военно-массовой работы в на-
шей стране. Первичная организация
ДОСАРМ была создана в короткий срок.
Сразу же наметились кадры инструкторов-
щественников, начали работать стрелкю-
вая и мотоциклетная секции. Застрельши-
вами в этом патриотическом движении,
активистами военно-массовой работы стали

коямуниеты и комсомольцы,  демобилизо-
ванные воины Советской Армии и передо-
вики производства. В состав заводского ко-
митета ДОСАРМ были избраны инициатив-
ные и энергичные люди: инженер А. Виль-
чицкий, комсорги цехов Е Беляков и
В. Изосимов, демобилизованные офицеры
П. Бурлаченко и А. Полянинов.
	С первых же дней перед заводеким в0-
митетом ДОСАРМ встала задача создалия
материально-технической базы для орта-
низации кружковой работы. Отсутствие
Роенного кабинета, Тира, наглядных Moco-
бий, учебных малтин не давало возможно-
сти плодотворно проволить занятия. Парт-
бюро и дирекция завода пошли нам на-
встречу: мы получили просторное помеше-
ние и необходимые материалы для его ре-
монта. В свободное от работы время члены
заводской организации ДОСАРМ отремонти-
ровали комнаты — заново оштукатурили
их, окрасили, провели электричество, o60-
руловали специальное помещение для хра-
нения оружия. В оной из комнат был
уствоен военный кабинет, в другой —
класс для занятий. Сами Кружковцы иЗ-
готовили учебные пособия,  Фотовитрины,
плакаты. На средства, выделенные нам’ ди-
	По теме рекомендуется следующая на-
учно-популярная литература:

Проф. 6. A. Воронцов-Вельямиков.
Строение Вселенной. М.-Л. — Детгиз.
1948 г. 47 стр. с илл.

Проф. Б. А. Воронцов-Вельяминов. Вео-
ленная. Гостехиздат. 1947 г. 488 стр.

Проф. И. Ф. Полак, Общедоступная ас-
трономия. М.— Л. Гостехиздат. 1946 г..
279 стр.

Проф. И. Ф. Полан. Как устроена Все-
ленная? М.— Л. ОГИз. Гостехиздат. 1945 г.
40 стр.

Проф. П. П. Паренаго, Новейшие данные
о строении Вселенной. М. Изд. «Правда»,
1948 г. 19 стр. ,

Проф. М. С. Эйгенсон. Строение звезд-
и М. Изд. «Правда», 1948 г.

стр.

К. Л. Бавв и В. А. Шишаков. Начатки
мироведения. М. 1947 г. Воениздат. 116
стр, :