20 октября 1949 г., № 128 (1141).
		зосповск
		‚ Толбухина
	‘светекого Союза 00,
	ный памяти верного сына большевиет-
ской партии, одного из выдающихея пол-
ководцев и строителей Вооруженных Сил
Союза ССР, прославленного героя Великой
Отечественной войны Маршала Советеко-
то Союза ©. И. Толбухина.

0т имени Советского правительства,
Центрального Комитета Всесоюзной  Ком-
мунистической Партии (большевиков), Bo-
оруженных Сил Союза ССР © речью вы-
ступает министр Вооруженных Сил Союза
ССР Маршал Советского Союза Василев-
ский.

Залем от имени трудящихея столицы
выступил секретарь Московекого  город-
ского комитета ВКЛ(б) тов. Парфенов.

Траурный митинг окончен. Спустив-
пгись с трибуны мавзолея, члены прави-
тельства, маршалы и тенералы бережно
поднимают урну < прахом Ф. И. Толбухина
и натравляютея к Кремлевекой стене.

Под звуки похоронного марша урна ¢
прахом Маршала Толбухина замуровывает-
ся в Кремлевокой стене. Один за другим
разлаютея 24 артиллерийских зална —
воинская почесть выдающемуся полковол-
цу, прославленному герою Великой Отече-
ственной войны Ф.. И. Толбухину. Зву-
ки траурных мелодий сменяются торже-
ственно-величавыми звуками  Говударет-
венного гимна Советского Союза.

Члены правительства снова поднима-
ются на трибуну мавзолея. Начинается
прохождение войск. Под железный ритм
марша, четка отбивая шаг, ровными ше-
‘ренгами пою Врасней площади  прохотят
‘прославленные советские генералы и офи-
церы, участники победных боев в оды
Великой Отечественной войны, слушале-
ли военных академий, курсанты, афтил-
леристы, танкисты, летчики, моряки, пе-
хотинцы, кавалериеты — представители
различных родов доблестного советского
оружия. Они отдают последнюю воинскую
почесть одному из крупнейших военных
деятелей сталинской школы, яркая жизнь
которого целиком была посвящена слу-
	жению Родине.

(ТАСС).
	ли товарища Толбухина не только как
одного из крупнейших руководителей на-
ших Вооруженных Сил, но и как госу-
чаретвенного. деятеля. Они оказали ему
великое доверие, избрав ето депутатом
Верховного Совета Союза ССР.

Воспитанный партией большевиков В
духе глубочайшей преданности делу ком-
мунизма, товарищ Толбухин всегда и вез-
де, на любом посту, который доверяли
ему Советекое Правительство и партия
большевиков, показывал пример беззавет-
ного служения нашему народу, пример
безупречного выполнения своего долга
перед Родиной.

За выдающиеся боевые заслуги перед
HAMM социалистическим государетвом
(Советское Правительство натрадило това-
	puma Толбухина орденом Победы, двумя
орденами Ленина, тремя орденами  Ёрас-
ного Знамени, двумя орденами Суворова
	1-й степени, орденом Вхтузова 1-Й етепе-
ни, орденом Rpacnohk Звезды и многими
медалями.

Светлую память о товарище Толбухи-
не — верном сыне большевистокой  пар-
тии, выдающемся полководце и организа-
торе Советекой Армии, пламенном патрио-
те нашей советской Родины будут свято
хранить весь советский народ и ere
	Вооруженные Силы.
Вечная память тебе, нал боевой това-

риш и друг!
	Имя товарища Толбухина широко из-
вестно за пределами Советекото Союза. Он
пользовалея глубоким уважением в стра-
нах, освобожденных Советекой Армией от
фашистеких варваров.
	На примере славной жизни Федора
Ивановича Толбухина мы видим беспре-
дельную преданность советских людей co-
циалистической Родине и великому делу
партии Ленина-— Сталина, видим, что наш
великий советский народ таит в 06бе
неисчерпаемые резервы талантливых oOp-
ганизаторов.
	Мужественный 0браз товарища Tenby-
хина, пламенного COBETCROTO патриота,
отдавшего всю свою созналельную жизнь
служению народу, навсегда сохранится в
наших сердцах.
	охороны
	19 октября столица нашей Родины’ М0-
сква провожала в последний путь  выдаю-
щегося полководца, верного сына партии
Ленина Сталина, Маршала Советского
Союза Федора Ивановича Толбухина.

В ночь е 18 на 19-е состоялаюь крема-
ция тела покойного. Урна с его прахом
была затем установлена в Колонном зале
Дюма союзов. Как и накануне, сюда уетре-
мились < утра десятки тысяч москвичей,
чтобы оказать последние почести герою
Великой Отечественной войны, отдавшему
всю свою жизнь беззаветному служению
Родине.

10 часов утра. Торжественно-траурно
выглядит Колонный зал. Со сцены льетея
печальная мелодия Чайковского, испелняе-
мая симфоническим оркестром. На поста-
	менте — урна © прахом Ф. И. Толбухина,
впереди — портрет Маршала; из атлас-
ных подушках — боевые ‘ордена и Me-
	дали, которыми Родина наградила своего
верного сына.

Обнажив толовы, в скорбном молчании
люди идут по Колонному залу. Бесиумно
меняется почетный караул. В почетном
карахле стоят офицеры и генералы, чьи
имена не раз назывались в поздравитель-
ных сталинских приказах в адрее
Маршала Толбухина. Это — герои оборо-
ны Сталинграда, герои знаменитой Яеско-
Кишиневской операции, участники битв
за Севастополь и Таганрог, за. Донбасе и
славных походов за освобождение Венг-
рии, Румынии и Болгарии... У каждого из
них — боевые ордена, полученные в Дни
военной страды из рук командующего —
Маршала Толбухина. Ветеранов Отечест-
венной войны в почетном карауле сменяют
стахановцы московских предприятий, ком-
сомольцы, старые большевики, ученые, пи-
салели. работники искусств, Всем им одхи-
наково дорог Маршал Толбухин, как пат-
риот Родины, отдавший Bee силы своей
AVE, BCH свою кипучую энергию, твер-
дую большевистскую волю для Родины, для
торжества дела Ленина— Сталина.

Вместе с советеким народом © емерти
Ф. И. Толбухина скорбят трудящиеся дру-
	Товарищи:

Сегодня советский народ, воины нашей
Армии, Авиации и Флота провожают в по-
следний путь верного сына большевиет-
ской партии, одного из вылающихея пол-
ководнев и строителей наших Вооружен-
ных Сил, прославленного героя Великой
Отечественной войны — Маршала Совет-
exoro Союза Федора Ивановича Толбухина,

Советский народ и его Вооруженные
Силы потеряли в лише товарища Толбухи-
на неустрашимого бора за дело Ленина—
Сталина, за победу коммунизма в ‘нашей
стране, крупнейшего военного деятеля
сталинской школы. Все свои силы и зна-
ния, яокий талант, весь свой богатый
боевой опыт, вею свою прекрасную жизнь
Маршал Телбухин отдал без остатка нашей
Социалистической Родине. Своей доблестью
и героизмом в борьбе с врагами Родины юн
заелужил веенаролную любовь и уважение.

Фелор Иванович Толбухин родился в
1894 году. Во время первой мировой вой-
ны он был призван в старую царскую ар-
мию. Как кровное дело трудящихся Mace
воспринял он Великую Октябрьокую соци-
алистичеекую революцию и без колебаний
встал в рялы защитников советской власти.
С 1918 года он непрерывно находился в
(Советской Армии и © честью до конца
выполнил свой почетный воинский долг
перед нашим социалистическим государ-
СТРомМ.
	Товарищи!

Сегодня мы провожаем в последний
путь верного сына большевиетекой партии
и советского народа, отного из выдающихея
полководцев и строителей Вооруженных
Сил нашей страны-_Мартала Советекото
Союза Федора Ивановича Толбухина,

Трудящиеея Москвы, вместе Co веем
советским народом и воинами нашей доб-
лестной Армии, с болью в сердце пережи-
вают эту тяжелую утрату.

Товарищ Толбухин вышел из простого
народа, из трудовой крестьянской семьи.
В условиях старого строя не смогли бы
развернуться его крупный талант и BHI-
дающиеся организаторские способности.

Только после победы Великой Октябрь-
ской социалистической революции для
тов. Толбухина, как и для миллионов со-
зелеких люлей, открылась широкая дорога
	Всенародный траур в Болгарии в связи со смертью
Маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина
	Болгарской коммунистической палумии: Ге-
ортий Чанков, Титко Черноколев и Димитр
Димов, министры: иностранных дел —
Владимир Поптомов, народной обороны —
Георгий ДЛамянов, посол СССР в Болгарии
М. Ф. Бюлров и лоугие.
	Траурный митинг от имени народного
правительства Болгарии, Центрального ко-
митета БЕП и Национального совета Ore-
чественного фронта открыл председатель
Софийского городского народного совета
Толор Живков. Сотни тысяч жителей Co-
фии с напряженным вниманием слушали
	выступление на митинге министра народ>
ной обороны Дамянова о сталинском пол-
ководце, под руководством которого войска
3-го Украинского фронта освободили Бол-
гарию от немецко-фашиетеких захватчи-
ков.

Присутствовавитие на митинге  едино-
душно приняли телеграмму соболезнования
Генералиссимусу И. В. Сталину по случаю
кончины Маршала Толбухина.

СОФИЯ, 19 октября. (ТАСС). Совет ми-
ниетров Народной республики Болгарии для
	увековечения памяти прославленного Map
	тала Советского Союза Ф. И. Толбухина
постановил переименовать город Добрич в
город Толбухин; воздвигнуть в Централь-
ной части города Варна памятник Ф. И.
Толбухину; переименовать одну из глав-
ных улиц в окружных городах народной
республики Болгарии в улицу имени Мар-
шала Толбухина; установить бюет Map
тала Ф. И. Толбухина на бульваре имени
Толбухина в Софии.
		СОФИЯ, 19 октября. Вчера по всей
Болгарии был 0б’явлен трехдневный траур
в связи со смертью Маршала Советского
Союза Ф. И. Толбухина.

Трудящиеся Народной республики Бол-
гарии скорбят по поводу смерти видното
советекого ‘полководца, Ф. И. Толбухина.

На предприятиях и в учреждениях
страны вчера состоялись траурные митин-
ги, посвященные памяти” Маршала Toa-
бухина. Вечером в центральном доме на-
родной армии состоялоеь траурное заседа-

=

ние личного состава частей  софийского
гарнизона.

Вчера советского посла в Болгарии
М. Ф. Бодрова посетил министр иностран-
ных дел Народной республики Болтарии
Влалимир Понтомов, секретарь президиу-
ма Великого народного собрания Дамян
Попхристов и начальник канцелярии Ве-
ликого народного собрания Лычезар Стан-
чев, которые выразили соболезнование
болгарекого народа по поводу тяжелой
утраты, постигшей народы Советского Co-
юза в связи со смертью Маршала Ф. И.
Толбухина.

СОФИЯ, 19 октября. (ТАСС). Сегодня в
Софии состоялся траурный митинг трудя-
щихся столицы, посвященный памяти
Маршала Советского Союза Ф. И. Толбу-
хина.

На трибуне — заместители председателя
Совет» министров Народной республики
Болгарии: Вылко Червенков, Добри Терпе-
шев, Антон Югов, председатель президиу-
мз Великого народного собрания Mundo
Нейчев. члены и кандидаты политбюро ЦЕ
	соллат, сержантов, офицеров и генералов
Закавказского Военного. округа, командую-
щим войсками которого в последнее время
был Маршал Толбухин.

‚В: почетном кафауле стоят руководители
партии и правительства, маршалы и 1е-
нералы Советской Армии, друзья и родет-
венники покойного, депутаты . Верховного
Совета СССР; представители общественно-
сти, деятели науки, культуры, искуеетва,
боевые соратники Маршала Ф. И. Толбу-
хина.

Наступают последние минуты проша-
ния... Члены правительства бережно под-
нимают е постамента урну и направляют-
ся к выходу. Генералы и офицеры несут
впереди на атласных подушках маршаль-
скую звезду покойного, его боевые ордена
и медали. Из зала выносят многочиелен-
ные венки.

Траурная процессия прохолит перед по-
четным воинским караулом и направляет-
ся через Охотный ряд и Манежную пло-
шаль к Историческому музею и на Ёрае-
ную площадь, где застыли ряды выетроив-
шихея войск; собрались тысячи пред-
ставителей трудящихея столицы.

В 4 часа 10 минут траурная процес-
сия поравнялась ©  мавзолеем В. И.
Ленина. На трибуну мавзолея поднимают-
ся члены правительства. Ha Красной
площади находятся главы посольств и
миесий стран народной демократии, ‘ак-
кредитованные в Москве: посол Чехосло-
вацкой республики г-н Лаштовичка, Вре-
менный поверенный в делах Польской
республики г-н Замбрович, Временный
Поверенный в делах Албанекой Народной
республики г-н Малиле, посол Корейской
Народной республики г-н Дю Ен-ха, по-
сланник Монтольской Народной республи-
ки г-н Идамжаб и военные атталше этих
республик. На похоронах присутствуют
также иностранные корреспонденты.

В 4 часа 20 минут дня председатель
Правительственной комиссии по организа-
ции похорон генерал-полковник Голиков
открывает траурный митинг,  посвящен-
	жественных стран народной демократии.

В зал вхолит правительственная делега-
ция Народной Республики Болгарии во гла-
ве с Д. Гавевым. В составе делегации
С. Блатоева, генерал Б. Копчев, Ю. Михай-
тов, П. Царвуланюв, полковник Бачваров,
П. Шабанский, генерал П. Илиев, полков-
ник Демерджиев, полковник Крыстанов,
полковник ПШчелинекий, полковник А. По-
чинков. Делегация приносит’ с собой боль-
шой венок из живых цветов. Болгарекмй
народ глубоко чтит память Маршала Тол-
бухина, — под ето командованием добле-
стные советекие войска освободили Бол-
тарию от фапгистского ига.

В Колонный зал прибывает Вентерская
правительственная делегация во Главе ©
И. Ковач. В составе делегации А. Собек,
М. Хорват, Л. Гай, Б. Велен, М. Надь и
Вильмош Лист. Делегация становитея в по-
четный караул, воздавая последнюю дань
терою великой освободительной войны.

Отлаль последний долг покойному’ Мау-
шалу Ф. И. Толбухину прибыла прави-
тельственная делегация Румынской Ha-
родной республики во главе с С. Бугич.

В составе лелегации Сорин Тома, Гогу
Ралулескх. подполковник ИН. Нану, под-
	полковники №. Люпескл, А. Bacuany,
И. Тутовяну и №. Иоанеску.
Ренок возлагается посольством  Поль-
	ской республики.

К постаменту с урной покойного Маз-
шала Ф. И. Толбухина возлагается венок
посольства Чехословацкой республики.

Большой венок из ярких цветов вно-
сит в Колонный зал находящаяся в Совет-
ском Союзе делегация албанеких крестьян.

Кажется, нет ни конца, ни края пото-
ку людей, стремящихея попасть в Колон-
ный зал. Вноеят все новые и новые вен-
ки. Среди них — венки Президиума Вер-
ховного Совета и Совета Министров Po¢-
сийской Федерации, ВЦСПС, ЦК &П(б) и
Совета Министров Белорусеии, ЦЕ ВПС)
и Совета Министров Азербайджана, ЦА
КП(б) и Совета Министров Грузии, ЦЕ
КП(б) и Совета Министров Армении, от
	Трудящиеся Чехословакии скорбят по поводу смерти
	Маршала Ф.
	И. Толбухина
	Речь тов. А. М. ВАСИЛЕВСКОГО
	В дни гражданской воины и иностран-
ной военной ` . интервенции товариш
Толбухин, находясь на ответственных
командных должностях, сражалея против
врагов советского государства, доблестно
защищая молодое „советское государство
от внутренней и внешней контрреволю-
ЦИИ.

По окончании гражданской войны тов.
Толбухин с исключительной энергией
трудился над укреплением боевой моши
нашей армии. Он умело сочетал опромную
руководящую работу < напряженной и
непрерывной учебой.

Маршал Толбухин принадлежит к чиз-
лу тех новых, руководящих военных кад-
ров, которые были воспитаны и выдви-
нуты на ответственные посты товарищем
Сталиным. Имя Федора Ивановича Толбу-
хина, как одного из выдающихся полко-
водцев и строителей советских Вооружен-
ных Сил, навсегда войдет в героическую
историю нашего великото народа.

В годы Великой (Отечественной войны
co всей силой проявился большой полко-
водческий талант товарища Толбухина. С
первых дней этой войны он находился на
передовом боевом посту: был начальником
штаба Фронта, командовал армией, а 3a-
тем — фронтом. Образцово с исключи-
тельным умением и дарованием Маршал
Тоябухин выполнял приказы и задания
Верховного Главнокомандования, юосущеет-
		K знаниям, & активному участию в строи-
	тельстве государства

В голы гражданской войны Федор Ива-
нович, находясь на ответственных постах
в Врасной Армии, самоотверженно эзаци-
Wan wally Советекую Родину.

В период мирного строительства товарищ
Толбухин все свои силы, знания и опыт
отдавал делу укрепления Вооруженных
Сил и повышения боевой подготовки г0-
ветских воинов.

Товарищ Толбухин настойчиво оваладе-
вал передовой сталинской наукой побеж-
дать и являлся одним из замечательных
представителей новых руководящих воен-
ных кадров, которые выращены и воепя-
таны великим вождем и гениальным пол-
ководцем товарищем Сталиным.

Полководческий талант, неиесякаемая
энергия и высокие волевые качества
		влял гениальные сталинские планы раз-
трома врага.  Руководимые  Маршалом
Толбухиным войска с честью прошли
почетный и трудный боевой путь от Вол-
ги до Австрийских Альп, они сражались
под Сталинградом, участвовали в 9680б9ж-
дении от фашистских захватчиков Дон-
басса. Крыма, Украины, Молдавии, op-
сировали Днепр, Днестр, Дунай. Вместе
со всей Советской Армией они принеели
наролам Юго-Восточной Европы orBobox-
дение от фашистского гнета. Много блестя-
щих етраниц в победную летопиеь наших
Вооруженных Сил вписали руководимые
Маршалом Телбухиным войска своими 09°-
выми подвигами. Много раз столица ча-
	шей Родины — Москва салютовала им за
победы Hat врагом. Имя Маршала
	Толбухина много раз упоминалось в бла-
годарственных приказах Верховного Глав-
нокомандующего товарища Сталина.

Имя Маршала Толбухина дорото не
только советскому народу. Память ю нем
долго будет жить в сердцах всех народов,
которым принесли освобождение от фаши-
стекого гнета войска нашей доблествой
Советской Армии.

Поеле победоноеного окончания  Вели-
кой Отечественной войны товарищ ТЭя-
бухин был назначен Советеким  Прави-
тельством на пост командующего войека-
ми Закавказского военного округа.

Сонетекие люли хорошо знали и люби-
		товарища _Толбу хина ярко проявились в
исторических битвах под. Сталинградом,
в изпнании немцев из Лонбасса и Коыма,
	в освобождении братекого болгарекото на-  !
	рода, в сражениях за Будапешт и Вену.
Трудящиеея Москвы © чувством большюй
гердюсти следили за героическими подви-
	гами  воиек,  руководимых товарищем
Толбухиным.
Мы хоющю помним, как в историче-
	ский день парада Победы, 24 июня 1945
гола по Красной площади проходили доб-
лестные воины 3-го Украинского фронта
во главе с прославленным героем Великой
Отечественной войны — Маршалом Совет-
ского Союза товарищем Толбухиным.

Товарищ Толбухин беззаветно боролся
за лело мира во всем мире, за победу де-
мократии и социализма, против  поджи-
тателей новой войны.
	ные Силы Советского Союза лишились
верного сына большевистской партии, ol-
	ного из  тероев Великой Отечественной
войны. чье имя связано с освобождением
ог фашистского ига ряда стран Европы.

Тазеты поместили в траурных рамках
портреты Ф. Й. Толбухина.
	ПРАГА, 19 октября. (ТАСС). Чехословаж-
кий народ разделяет скорбь Вооруженных
Сил Советского Союза и советокого народа
по поводу смерти одного из выдающихся
полководцев Великой Отечественной войны
Советского Союза Маршала Ф. И. Толбу-
хина. В лице Маршала Ф. И. Толбухина,
	пишет газета «Обрана лиду», Вооружен-
	Румынский народ скорбит по поводу смерти
	Ним Из организаторов армии социалисти-
ческого государства.
	Газета «Универеул» пишет: «Румын-
ский народ никогла, не забудет советского
тероя Маршала Толбухина, который внес
большой вклад в дело освобождения на-
шей страны от фалтиетекого ига».
	БУХАРЕСТ, 19 октября. (ТАСС). Ру-
мынский народ глубоко скорбит по пово-
У смерти Маршала Ф. И. Толбухина.
	-Газета «Скынтейя» подчеркивает, что
Ф. И. Толбухин был одним из выдающих-
ся полководцев сталинской школы и OI-
	БУДАПЕШТ, 19 октября. (ТАСС). Вен-
герский народ с глубокой скорбью встое-
тил весть о смерти Марнала Советекого
Союза Ф. И. Толбухина. Имя Маршала
Ф. И. Толбухина хоропю известно трудя-
щимеся страны, так Kak OH командовал
войсками Советской Армии, принимавиеи-
ми участие в освобождении венгерского
народа от ить немепко-фашистеких  за-
хватчиков. .

Сетодня по всей стране вывешены
траурные флали. Местная печать помеша-
ет некрологи. посвященные цамяти одно-
№ из виднейших полководцев Советской
Армии Маршала Ф. И. Толбухина,

Маршал  Толбухин, отмечает газета
«Непеава», стоял в ряду тех выдающихея
представителей советского народа, кото-
эые вышли из его среды и полнялиеь ло
	ВЫСОТ HOBOTO человека сталинского типа.
+

Венгерский народ чтит память
советского ` полководца Ф. И. Толбухина
	Сталинскому военному мастерству Марша-
ла Толбухина и ero героическим совет
ским воинам обязан наш народ тем, что
емог сбросить се себя ярмо фашизма и ве-
ROBOTO угнетения. Венгерский народ ©
глубоким прискорбием склоняет свои зна-
мена перед прахом Маршала Толбухина.

Освобожденный трудящийся народ Вен-
грии, питтет газета «Мальяр немзет», ко-
торый обязан своей свободой и независи-
мостью могучему Советскому Союзу и его
великому вождю, великому учителю тру-
дящихся всего мира — Генералиссимусу
Сталину — навеки втиеал на страницы
своей истории имя Маршала Толбухина,
который играл фешаюнщую роль в побело-
	‘ноеных боях Советекой Армии в Венгрия.
	Венгерский народ с благодарностью, ува-
жением и любовью навсегда сохранит па-
мять © Нем.
	(Фотохроника ТАСС).
	Похороны Маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина. Траурный кортеж на Красной площади.