Вторник, 25 октября 1949 г., № 130 (1143).
			В яомощь пропагандистам-— руководителям начальных политк

Beanxasn Октябрьская социалистическая революция.
Победа сопивлизма в CCCP

ab Re RARPERE DS PRONE RARREDRREES ADE DOhTOREROHEAR DH DheLD RASS REEOER

В И Ленин и И. В. Сталин в Смельном накануне Октябрьского воеруженноро восстания. Рисунок худ. Е. А. КИБРИКА, ,
		=_= ,
	«Мировое значение Октябрьской революции с0-
стоит не только в том, что она является великим по- =
чином одной страны в деле прорыва системы импе-
риализма и первым очагом социализма в
империалистических стран, но также ив Том, что
она составляет первый этап мировой революции #
могичую базу ее дальнейиего развертывания». ]
		И. В. СТАЛИП. —
	Как провести занятие по теме: -
„Великая Октябрьская. социалистическая революция.
Победа социализма в СССР“ _
	Занятия по теме «Великая Октябрьская социалистическая VGRATHA PCAOMEHAYUILE SIpURED IN Any Я
aianua Побела сонпиализма в СССР» имеют своей целью 1. Царская Россия — государство помещиков и капитали-
	И. Победа Великой Октябрьской социалистичеетой рево-
люции и ее всемирно-историческое зназение.

ПТ. Советское государство в борьбе за создание, упрочение
и защиту социалистического строя.

ТУ. Героический подвиг советского нареда в годы Великой
Отечественной войны. .

У. Восстановление и новый мощный под’ем народного = x0-
зяйства СССР в послевоенной пятилетке. СССР на пути к ком-
	MYHHSMY.
	На тему «Великая Октябрьская социалистическая револю-
ция. Победа социализма в СССР» программой и учебным пла-
ном отводится три завятия по два часа каждое. Более целе-
сообразно первое занятие посвятить прохождению первых двух
разделов темы, второе занятие — прохожденню третьего разде-
ла и, наконец, третье — четвергого и пятого разделов. Здесь же
проводнтся и заключительная беседа ве теме,
	Партия большевиков воспитала в со-
BeTCKOM народе непоколебимую уверен-
	ность в Том, че Советский Союз в корот-
	кие исторические сроки может сбросить в
себя путы всякой отеталости, ускоренны-
ми темпами догнать в технико-экономиче-
ском отношении передовые капиталистиче-
ские страны и своими собственными си-
лами построить социалиэм в СССР.

«..воциалистическое хозяйство, — У5з-
зывал И. В. Сталин, — можно и нужно
построить в наллей стране, ибо у нас есть
все необходимое для того, чтобы шостроить
социалистическое хозяйство, построить
полное социалистическое общество. ...Ha-
sar `выполнение этей грандиозной зада-

чи нужно с индустриализании страны»
(«История ВКП(б). Краткий курс», стр.
260—261).

В декабре 1925 вода состоялся ХГУ е*е9д
партии, который вошел в истерию Bak
с’езд инлустриализаяии.

Пропагандиет рассказывают, что сезда-
ние передовой социалистической промыш-
ленности подготовило материальную 8а3у
для проведения коллективизации сельского
хозяйства.

Пропатандист  раз’яеняет  слузалелям
значение и своеобразие происшедитето ре-
волюционного переворота в деревне (ем.
«История ВКП(б). — Краткий курс»,
стр. 291—292).
	В результате успепавюго осунествления
	инлустризлизащии страны и воллективиза-
ции сельского хозяйства СССР превратил-
ся из аграрной в индустриальную, передо-
вую страну, в которой были ликвидирова-
ны экеплоататорские класеы и в основном
построен социализм.

Строительство социализма в нашей стране
происходило в ходе ожесточенной борь-
бы большевистской партии и всех трудя-
щихся с врагами народа — троцкистами,
зиновьевцами, бухаринпами и прочими 5З-
питулянтами и маловерами, прилатавитимги
все силы и средства для срыва дела по-
строения социализма в СССР. Партия
большевиков, фазгромив врагов народа,
обеспечила успех дела социалистического
строительства в нашей стране.

Построение сопиалистического общества
в СССР — величайнюее достижение совет-
ского надюда; блестящий триумф идей
марюсизма-ленинизма, бессмертная заслу-
га, партии Ленина-—Оталина.

Итоги этих величественных побед co-
циализма законодательно закреплены В
Сталинской Конституции. Пропатандиет
	полчеркивает всемирно-иесторическое зна-
	чение Сталинской Конетитуции и раеска»
	зывает 0б основных особенностях Вонети-
туции, отличающих ee oT буржуазных
конституций (см. П раздел доклада И. В.
Сталина «0 проекте Конституции Cowsa
ССР» на Чрезвычайном УШ Всесоюзном
с’езле Советов 25.Х1.1936 гт.).

Успехи социалистического строительет-
ства обеспечили  морально-политическое
единство советского народа, укрепление
бралекого сотрудничества народов CCCP
и расцвет советского патриотизма, в KO-
тором, по выражению товарища Сталина,
«гармонически сочетаются национальные
традиции народов и общие жизненные
интересы всех трудящихся Советского
Союза». В этом — непоколебимая сила
иногонационального советского  государ-
ства.

Пропагандист рассказывает о росте иро-
дукции социалистической промышленности
ий сельского хозяйства, росте товарооборо-
та, под’еме материального благосостояния
и культурного уровня советских людей за
годы сталинских пятидлеток, о возросшей
роли совотекого государства во веей хо-
зяйственной и культурной жизни страны.
Здесь же рассказывается 06 активном уча-
стии комсомольцев и молодежи в социали-
стическом строительстве вместе со стар-
шим поколением под руководством партии
большевиков.
	Важно отметить, что на основе всемир-
но-исторических побед советского строя в
СООР наша страна вступила в полосу по-
степенного перехода от социализма к ком-
мунизму, для построения которо были
созданы все необхолимые предпосылки ги-
гантекой организаторской и воспитатель-
ной работой ВЕП(б).
	Величественные итоги пути, пройден-
ного нашей социалистической Родиной пол
знаменем маркеизма-ленинизма, выступают
еще более ярко при сравнении их © поло-
жением капиталистических стран. (См. до-
клад В. М. Молотова «Тридцатилетие Ве-
ликой Октябрьской социалистической pe-
волюции»).
	ГП] РИСТУПАЯ к третьему занятию, нро-

патандист показывает, что советское
правительство всегда проводило политику
мира, вело борьбу против поджигателей
войны. Вместе с тем, партия и советское
государство неустанно заботились 06 укреп-
лении оборокы страны. Для укрепления
экономической независимости и обороно-

революция. Победа социализма в СССР» имеют своей целью
показать, как под руководством партии большевиков рабочие и
крестьяне нашей страны вели борьбу против капиталистов и
помещиков, взяли власть в свои руки, построили социалистиче-
ское общество и отстояли его в суровой борьбе с многочислен-
ьными врагами. На занятиях следует осветить гигантские преоб-
разования, осуществленные за три десятилетия во всех областях
жизни народов СССР, раскрыть всемирно-историческое значе-
ние Великой Октябрьской социалистической революции.

Проводя’ занятия, пропагандист должен не ограничиваться
лишь изложением исторических фактов, относящихся к теме, а
ознакомить слушателей с важнейшими положениями марксист-
ско-ленинской теории: ленинско-сталинским учением о классовой
борьбе, о возможности побелы социализма в одной, отдельно
	взятой стране, о Советах как государственной форме диктату-
пы тполетариата. о возможности построения коммунизма в
			Г] ЕРВОЕ занятие пропагандист начинает   Ленина, этого тенеральнего нлана борьбы

о ОХ а ВО к а о се Ona   awe элтнатлиотичеететои) теволюнию (CM.
	за социалистическую  феволюцию (м.
«История ВКП(б). Краткий курс», стр. 176
	Дальше пропатанлиет говорит о роли H
	значении У  ©’езда партии, нацелившего
	партию на подготовку и проведение в0-
оруженного восстания.

Освещая ход вооруженного воестания в
Петрограде, в Москве и других районах
страны, необходимо особо подчеркнуть, что
	победу в вооруженной борьбе трудящихся

масс за влаеть обеспечили CBOUM личным
руководством великие вожди Фенин и
Сталин. Они смело и уверенно вели Dap-
тию и рабочий клаюс на сопиалиетиче-
скую революцию, на вооруженное восста-
ние. Ленин и Сталин — вдохновители и
организаторы победы Великой Октябрьской
социалистической ревелюции.

Второй Всеероссийский с’езд Советов ра-
бочих и солдалеких депутатов (25 октяб-
ря (Т ноября) 1917 года) взял власть в
стране в свои руки. С’езд принял важное
‘решение об образовании первого в мире ра-
боче-крестьянеко правительства-— Совета
Народных Комиссаров. Председателем CoB-
наркома был избран В. И. Ленин, народ-
ным комиссаром по делам национально-
стей—И. В. Сталин. С’езд принял первые
декреты советской власти — © мире, 0
земле. Государственной  соботвенностью
стали банки, железные дороги и т. д. Бы-
ла национализирована крупная промыш-
ленность. Под руководством партии боль-
шевиков создавался новый, советский го-
сударственный аппарат.

В 1918 году была принята первая Co-
ветская Конституция, давшая народу та-
кие права, каких не знала еще ни одна
страна в мире. Творцами первой Советской
Конституции были Ленин и Сталин.

Эти первые мероприятия советского
правительства отвечали самым насущным
потребностям широких масс народа.

Октябрьская революция спасла нашу
страну от иноземной кабалы, колониальной
зависимости, отстояла её свободу и неза-
висимость. Октябрьская революция яви-
лась поворотным пунктом в жизни нашей
страны, создала необходимые условия для
построения социализма.

Великая Октябрьская социалистическая
революция положила начало крушению
мирового капитализма, открыла новую
зпоху в истории человечества — эпоху
социализма.

Октябрьская сопиалистическая револю-
ция является законной гордостью совет-
ского народа.

И ЗЛАГАЯ послеоктябрьский период co-

ветского государства, следует в
основу изучения положить указание
В. М. Молотова о том, что посалеоктябрь-
скую историю советского — государ-
ства следует расчленить на три периода:
«Первый период—со времени победы Co-
Ретской власти до начала второй мировой
	войны. Второй период — годы Великой
Отечественной войны. Третий период, еще
только начавшийся, — годы поелевоен-
ного строительства». (В. М. Молотов
	«Тридцатилетие Великой Октябрьской с0-.
циалистической революции»):

Пропагандист знакомит слушателей с
характером советского  социалистичеекого
государства, как государства нового типа.

Созданному в огне Октябрьской револю-
ции советскому государству пришлось ©
первых же шагов его деятельности орга-
низовать вооруженную борьбу нашего
народа за свою свободу и независимость,
защищать завоевания революции в жесто-
ких боях с внутренней контрреволюцией и
иностранной интервенцией. Здевь следует
рассказать об участии комсомольцев и мо-
лодежи в гражданской войне.

Героическая победа советского народа в
гражданской войне под руководством боль-
шевистской партии, Ленина и Сталина
создала возможность перехода к мирному
социалистическому строительству. Партия
разрабатывает новую установку по всем
вопросам хозяйственной жизни страны.

Задачи строительства социализма и
обороны страны требовали дальнейшего
укрепления союза народов советекой стра-
ны. По инициативе Ленина и Сталина в
декабре 1922 года происходит об’единение
самостоятельных советских республик В
единое государство — Союз ССР.

Образование Союза ССР означало круп-
нейшую победу  лениноко-сталинской на-
циональной политики.

Под руководством большевистской пар-
тии к 1926 году было закончено восста-
новление народного хозяйства страны. Но
это был уровень экономически отсталой
страны, ‘который не мог удовлетворить тру-
дящихся. Надо было двираться дальние,
строить социалистическую систему хозяй-
ства.

Ленин и Сталин научно доказали, что У
нас есть все условия для построения <о-
циалистического общества, и указали пу-
ти построения социализма.
	*^ с указания на то, что в Робсии, как

и в других странах, долгое время сущест-
вовал крепостной строй. Только в 1861 го-
ду царское правительство вынуждено было
провести так называемую крестьянскую
реформу.

После реформы, несмотря на остатки
крепостничества, в России стали довольно
быстро развиваться  калиталистические
отношения, основанные на хишничесвкой
эксплоатации рабочих и крестьян кучкой
капиталистов и помещиков,  владевигих
орудиями и средствами производства: за-
водами, фабриками, землей и её недрами,
лесами ит.д.

Рассказывая о положении рабочих В
царской Росеии, следует подчеркнуть, что
значительную долю их труда присваивали
себе капиталисты. Рабочие же получали
треши. Особенно жестокой экеплоатации
подвергалась рабочая молодежь, так назы-
ваемые «ученики» и «подмастерья». Ши-
роко применялся женский труд. Отсут-
ствовало страхование. Рабочие жили в
невыносимых жилищных условиях.

Описывая положение крестьянства до
революции. следует привести следующее
высказывание В. И. Ленина: «Крестьянин
был ловеден до нищенекого уровня жиз-
ни: он помещался вместе со скотиной,
одэвалея в рубише, кормился лебедой...
Ктостьяне голодали хронически, и десят-
ками тысяч умирали от голода и эпидемий
BO время неурожаев, которые возвраща-
лись вое чаще и чаще» (т. 4, стр. 396,
изд: 4-е).

В то время как на каждого помещика в
среднем приходилось по 2.300 десятин
земли, 5 миллионов маломощных крестьян-
скях лворов имели не более 1—2 десятин
каждый.

Рабочие и крестьяне ве имели при па-
ризме никаких политических прав. Цар-
ская полиция и охранка жестоко расправ-
лялись со всеми, кто осмеливалея проте-
стовать против гнета капиталистов и по-
мощиков. Вплоть до 1903 года существо-
вали телесные наказания. Царизм устано-
вил режим невиданного террора для Та-
	бочих и крестьян.

Царская Россия была тюрьмой народов.
Многочислееные  нерусские народности
были еще более бесправны, испытывая
	двойной гнет со стороны царизма и мет
ных экеплоататоров.

Эксплоатируемые и ‘угнетенные массы
вели упорную борьбу против эксплоатато-
ров и угнетателей. Борьба рабочих и вре-
стьян против капиталистов и помещиков
вначале носила стихийный и неорганизо-
занный характер. Первоочередной задачей
поэтому было сплотить разрозненные 0-
танизации рабочих в крепкую монолит-
ную пролетарскую партию, руководетвую-
шуюся передовой революционной теорией,
которая смогла бы стать во главе борьбы
рабочего класса и всего трудящегося на-
селения России. Создателями, организато-
рами и руководителями такой партии бы-
ли Денин и Сталин.

Следует в самых кратких чертах позна-
хомить кружковнев с основными этапа-
ми борьбы рабочего класса, началом рево-
люционной деятельности Владимира Ильй-
ча Ленина и Иосифа Виссарионовича
Сталина.

В начале двадцатого века центр миро-
вого революционного движения все боль-
ше перемещался в Россию. Русский pa-
бочий класе стажювился передовым отря-
дом международного пролетариата.

Большевики руководили борьбой трудя-
щихся масс против царизма в первой pyc-
ской революции 1905—1907 годов. Рабо-
чий класс показал себя руководящей си-
лой в борьбе за освобождение трудящихся,

После поражения первой русской рево-
люции Ленин и Сталин готовили партию и
рабочий класс к новым революционным
битвам.

Пропаландист знакомит слушателей с
Ленинской теорией неравномерности раз-
вития капитализма в эпоху империализма
и возможности победы социализма в от-
дельных странах (см. «История ВКП(б).
Краткий курс», стр. 161—164).

Рассказывая о февральской революции
1917 тода, следует показать, что целью ее
было убрать с дороги царизм, уничтожить
остатки крепостничества в стране, Фев-
ральская революция носила буржуазно-де-
мократический характер,

Необходимо 0060 подчеркнуть, Kak
большевики под руководством Ленина И
Сталина боролись за втияние на массы.

Товарилг Сталин сразу же по возвраще-
нии: из ссылки в Шетроград 12 марта
1917 года начал оплачивать партию боль-
шевиков на борьбу за перерастание бур-
жуазно-демократической революции в CO-
циалистичеекую.

Сообщив слушателя © приезде Ленина
ночью 3 апреля 1917 года из-з» границы
в Петроград, пропатандист раскрывает ис-
торическое значение Апрельских тезисов

<... мы вправе гордиться и мы гордимся тем, что
на наши долю выпало счастье начать постройку со-
	новую эпохи все-
	ветского государства, начать этим
	мирной истории, эпоху господства нового класса,
угнетенного во всех капиталистических странах и
идущего повсюду к новой жизни, к победе над бур-
жуазией, к диктатуре пролетариата, к избавлению
человечества от ига капитала, от империалистиче-
	В И ЛЕНИН.
	человечества от ига капитала,
ских войн».
	ними жи куку мии

отособности СССР неизмеримо великое
значение имели сталинские пятилетки.

Нападение фацистской Германии на
СССР прервало мирный труд советского
народа по строительству коммунистическо-
го общества.
	Пропатандиет раз’яеняет слушателям

цели и характер Отечественной ‘войны со-
ветского народа.
‚ В годы войны советское государство
проделало гигантекую работу по сплоче-
нию фронта и тыла в единый несокруши-
мый лагерь; по перебазированию на Во-
сток промышленности из временно окку-
пированных районов; по созданию нового
крупнейшего военного производства на
Востоке; по снабжению фронта и тыла
продовольствием и необходимым  снаря-
жением: по мобилизации всех сил страны
для победы над врагом.

Пропагандист рассказывает © небыва-
Лом. трудовом героизме советского народа.

Следует кратко осветить основные эта-
пы хода войны, рассказать о мощном
партизанском движении Ha территории,
временно оккупированной’ фашистекими
захватчиками, рассказать © великой ocBO-
бодительной миссии Советской Армии.

Цропагандиет рассказывает 06 участии
комсомольцев и молодежи в освободитель-
ной войне советского народа.

В советском строе, в социализме —
источник наших  всемирно-исторических
побед. Великие результаты Октябрьской
социалистической революции и построения
социализма—морально-политические,  эко-
номические и военные — дали возмож-
	1. В. И. Ленин — О государстве. Соч.,
tT. XXIV.

2. В. И. Ленин — К четырехлетней г
довщине Пктябрьской революции. Соч.,
XXVIT.

3. И. В. Сталин — Беседа с первой
американской рабочей делегацией 9 сен-
Tapa 1927 r, Cou, 7. 10.

И, В. Сталин — К вопросам лениниз-
ма cot, v. 8.

5. И. В. Сталин — Международный ха-
paxrep Октябрьской революции. Cox.,

6. И. В. Сталин — Отчетный доклад на
ХУШ с’езде партии о работе ЦК ВКП(б).
	ть советскому натоду в честью и вое-
уирной славой выйти из тяжелых испы-
таний.

Руководящей и направляющей силой в
Великой Отечественной войне являлась
партия большевиков и гениальный вождь,
учитель и полководец товарищ Сталин.

Пропатандист останавливается на меж-
дународном значении победы  Советекого
Союза над гитлеровекой Германией и им-
периалистической Японией. . Нереходя Е
характериетиье современного международ-
ного положения, следует указать, что в
настоящий момент Советский Союз являет-
ся ведущей силой мощного демократиче-
ского и антиимпериалистического латеря,
отстаивающего дело мира и защищающего
демократические пуава и национальную
независимость народов от. посягательств
со стороны англо-американских претенден-
тов на мировое господство.

В послевоенный период советекое
государетво приступило в перестройке на-
родного хозяйства на мирный лад, высту-
пило организатором нового мещного под’-
ема народного хозяйства,

Основные задачи дальнейшего развития
Hamel страны, программа нашего движе-
ния вперед, к коммунизму, начертаны
товарищем Сталиным в ето речи 9 февра-
ля 1946 года на предвыборном собрании
избирателей.

По инициативе товарища Сталина был
разработан и принят новый пятилетний
план.
	Пропагандиет кратко рассказывает 09! строем.
	основных задачах. послевоенной пятилетки.
	РЕБКОМЕНЛУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
	7. И. В. Сталин — О проекте Кон-
ституции Союза ССР. Доклад на Чрез-
вычайном УП Всесоюзном” с`’езде Сове-
тов 25 ноября 1936 г,

8. И. В. Сталин — Об об’единении Со-
ветских республик. Доклад на Х Всерос-
сийском с’езде Советов 26 декабря 1922 г.
Cow, т, 5.

3. И. В. Сталин — О Великой Отече-
ственной войне Советского Союза.

10. И. В. Сталин — Речь на  предвы-
борном собрании избирателей Сталинского
избирательного округа гор. Москвы 9 фев-
раля 1946 года.

Ц. «История Всесоюзной Коммунистиче-
	„Мирный творческий труд советских лю.
дей, направленный партией на, построение
коммунизма в СССР. умножает мощь ве-
	ЛИкой социалиетичеекой державы и BCO
	ляет новые силы и бодрость в сердца
миллионов борцов за освобождение ют ига
капитзла.

use

*

Заканчивая свой рассказ, пропатанди-
сту следует сосредоточить внимание слу-
шателей на том, что опыт борьбы нашего
народа по выполнению послевоенной етз-
линской пятилетки еще раз ярко свиде-
тельствует о неисчерпаемых источниках
силы советекого социалистического обще-
ства, 0б огромных ето преимуществах тю
сравнению с разлагающимся и обреченных
на неизбежную гибель капиталистическим
		ской партии (большевиков). Краткий
курс», стр. 5—6, 11, 119—122, 125—127,
195—200, 202—205,  210—214, 249, 304—
309, 320—331,

12. В. М. Молотов — Тридцатилетие Ве-
ликой Октябрьской социалистической ре-
волюции, 1947 г.

13. В. М. Молотов — 31-я годовщина
Великой Октябрьской социалистической ре-
волюции, 1948 г.

14. А. А. Жданов — О международном”
положёнии, 1947 г.

15. Н. А. Михайлов — Отчетный до-
клад на. ХГ сезде ВЛКСМ о patore ЦК
BJIKCM.