ДЕСЯТИЛЕТИЕ ВОССОЕДИНЕНИЯ
БЕЛОРУССКОГО НАРОДА В ЕДИНОМ
БЕЛОРУССКОМ СОВЕТСКОМ
ГОСУДАРСТВЕ
	Доклад тов. А. Е. КЛЕЩЕВА на юбилейной сессии
Верховного Совета Белорусской ССР 29 октября 1949 г.
	построены заново 400 тысяч домов, в 50-
торые переселено свыше 2 миллионов че-
ловек. Серьезные успехи достигнуты В
восстановлении и благоустройстве городов,
дальнейшем улучшении материально-быто-
вых условий трудящихся.

Велики успехи в развитии нажиональ-
ной по форме, социалистической по содер-
жанию культуры белорусского народа. В
республике работают 28 высших учебных
заведений, 110 средних специальных
учебных заведений, 11.789 школ, в ROTO
рых обучается 1,5 миллиона детей. Твор-
чество 17 деятелей белорусской литерату-
ры и искусства отмечено Сталинскими
премиями.

Меняется облик западных областей Бе-
лоруесии. Если 00’ем промытиленного про-
изводства в целом по БССР превзойдет в
концу пятилетки довоенный уровень иро-
изводетва, на 16 процентов, то в запад-
ных областях Белоруссии он будет превы-
шен более чем в два раза. В этом году
в запалных областях БССР производится
промышленной продукции в тюлтора фаза
больше, чем в 1940 году.

Трудящееся .крестьянетво западных o6-
ластей, убедившись в преимуществах кол-
лективного хозяйства, прочно становится
на путь новой колхозной социалиетиче-
ской жизни. Организовано 4 тысячи кол
хозов, которые об’единяют 180 тысяч
белняцко-середняцких крестьянских  х6-
зяйств. ‹

Союзное правительство привяле репе-
ние, предусматривающее большие меры по-

мои сельскому хозяйству западных обла-
стей.  Организуется дополнительно 45
манЕинно-тражт станций.  Завозятся

тысячи трахторов, сотни автомалин и <а-
моходных комбайнов, десятки тысяч дру-
тих сельхозмалнин, много’ инвентаря, 069
рудования и материалов.

Широко развернулось культурное строи-
тельство в западных областях БССР. Там,
тде 10 лет назад не было ни одной бело-
русской школы, теперь работают 4.230
неполных средних и средних школ, 5 выс-
ших учебных заведений. Еще в 1938 ro-
ду половина ‘населения Западной Белорус-
спи была неграмотной. В текущем толу
неграмотность в основном ликвидирована.
В западных областях республики работают
103 кинотеатров, 344 кинопередвижки,
3 драматических театра, открыто 6 музе-
ев, 1.527 библиотек. 1.193 избы-читаль-
ни и сельских клуба. 274 больницы #4
8.400 коек обслуживают население запал-
ных областей БССР бесплатной медипин-
ской помошью.

Из среды рабочих и крестьян запалных

областей Белоруссии за 10 лет советской
власти выросли тысячи учителей, врачей,
инженеров, атрономов. Неизмеримо  в03-
роела политическая активность трудящих-
ся. В состав местных Советов избраны
28.874 лепутата. в том числе 7.798 жен-
ИН.
Белорусский натол, говорит в заключе-
ние тов. Влешев. как и все народы вели-
кото Саветского Союза, уверенно емотоит
в будущее. Он знает. что для победы
коммунизма в нашей стране партия
Тенина-— Сталина созлала все необходимые
условия. Советекий Союз стал самой силь-
ной в мире державой.

В годовщину своего воссоединения бе-
порусский народ шлет горячие слова, люб-
ви и преданности советскому - правитель-
ству, коммунистической партии, великому
вождю трудящихся. лучшему другу бело-
русского натола Иосифу Виссарионовичу
Сталину. (Бурные, продолжительные апло-
дисменты).

В начале евоего локлада тов. Влещев
говорит ю многовековой борьбе, которую
вел белорусский народ при невпенямой
помоши великого русского народа против
царизма, помещиков, капиталиетов, чуже-
земных захватчиков. Только партия боль-
шевиков, тении человечества Ленин И
Сталин указали трухащимся Белоруссии
единственно верный путь национального
й социального освобождения — путь е0-
циалистической революции и строитель-
ства коммунистического общества.

Великая Октябрьская вопиалистическая
революция освободила белорусский народ
от цепей капиталистического рабетва и
национального гнета. Десять лет тому
назад — 17 сентября 1939 года хоблеет-
ные советские войска принесли многостра-
хальному народу Западной Белоруссии
долгожданное освобождение OT польско-
помещичьето гнета. Белорусский народ
воссоелинилея в етином Белорусском Co-
ветеком государстве.

Новой своболной, счастливой жизнью
зажили трудящиеся западных областей.

Вероломное нанадение фашистских opt
на Советский Союз прервало мирный е9-
зидательный труд советекого народа. Сотни
тысяч сынов белорусского народа е ору-
жием в руках в рядах Красной Армии, в
партизанских отрядах, в тылу у врата
самоотверженно зазцишали Советекую Co-
циалистическую Родину.

Белорусекий народ, говорит лалее тов.
Клешщев, никогда не забудет, что  свойм
освобождением от фашистских захватчиков.
‘он обязан героической Советской Армии н
ее тениальному полководцу — Генералие-
симусу Иосифу Виссарионовичу Сталину.
(Бурные продолжительные аплодисменты,
переходящие в овацию, в честь великой
партии Ленина — Сталина, в честь
мудрого вождя и учителя И. В. Сталина).

Далее тов. Влещев говорит о значи-
тельных успехах в восстановлении и даль-
нейшем развитии промышленности, сель-
ского хозяйства, культуры и науки рее-
публики, которых достиг белорусский нз-
род под руковолетвом коммунистической
партии, при огромной помощи Союзного
правительства, ЦВ BRII(6) и лично
товарища Сталина.

Промышленность бей выполнила
план первых трех лет послевоенной ста-
линской пятилетки на 109 процентов.
Предприятия оснашаются новейшей перво-
классной отечественной техникой. Восета-
норленные электростанции республики
превысили довоенные мощности в полтора
раза. Успешно идет строительство гигантов
социалистической индустрии — автомо-
бильного и тракторного заводов. В теку-
пом голу многие предприятия и отраели
промыинтленности завершают выполнение
пятилетнего плана. Многие тысячи стаха-
новцев — новаторов. производства уже
справились CO своими пятилетними зада-
НИЯМИ. .

Значительные успехи OCTurHyTH В
послевоенном под’еме сельского хозяйства.
В течение всего послевоенного периода
государственные поставки Выполняются
досрочно.

_В колхозах и совхозах республики 9р-
танизовано 25 тысяч животноводческих
ферм. Увеличилось поголовье крупного ро-
татого скота, свиней, овец и птицы. 3&
выдающиеся успехи, достигнутые в сель-
ском хозяйстве, 23 лучших мастера кол-
хозных и совхозных полей удостоены
звания Героя Сопиалистического Труда.

За последние четыре гола в Белоруссии
росстановлено более 10 тысяч деревень,
	ДЕСЯТИЛЕТИЕ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНСКОГО НАРОДА
В ЕДИНОМ УКРАИНСКОМ СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
	Локлад тов. Н. С. ХРУЩЕВА на юбилейной сессии Верховного Совета Украинской ССР 29 октября 1949 г.
	селения. Геперь в каждом селе западных
областей Украины созданы школы, в во-
торых обучаются на редном языке все дети.
Только з& последние три года в западных’
областях построено 1.087 новых школ.

До воссоединения в западных областях
было 5 высших учебных заведений. В
них обучались преимущественно дети ка-
питалистов, помещиков, кулаков. Теперь
здесь 25 высших учебных заведений и
120 техникумов.

Выполняя указания товарища Сталина
о выращивании советских национальных
кадров, большевистекая партия воспитала,
н& Украине семисоттысячную армию‘ ©0-
ветской интеллитенции, партийных, совет-
ских работников, инженеров,  агрономов.
учителей, врачей и других специалистов,
которые самоотверженно трудятся на бла-
го советского народа. ‘

Олним из важнейших завоеваний co-
ветской власти, говорит тов. Н. С. Хру-
щев, является огромный культурный ‘и
духовный рост наших людей. Единой
дружной семьей . рабочие, крестьяне и
интеллигенция строят коммунистическое
общество. Они сознают ‘общественное и
государственное значение своего труда.
Каждый шаг в своей практической работе
на прелприятиях, в колхозеи учрежлениях
наши люди связывают с задачами даль-
нейшего укрепления и расцвета Советской
Родины:

Огромные завоевания украинского на-
рода во всех областях политической, ма-
териальной и культурной жизни, говорит
далее покладчик, стали возможными бла-
толаря тому, wn Советская Украина
находитея во составе великого Советского
Союза, как равноправная республика. Си-
ла Советской Украины — в дружбе удра-
инского народа в великим русским наро-
дом и всеми народами Советского Союза.
(Аплодисменты). ot

Дружба украинского народа < великим
русский народом имеет свою давнюю и
замечательную историю. 97a дружба
скреплена кровью в совместной борьбе
против царизма, против многочисленных
иноземных захватчиков.
	Всегда, особенно в трудные времена
своей жизни, украинский народ обращал-
ся к Москве, к великому русскому народу
и всегда получал братскую помощь и
поддержку. .

В лице русского народа и его перело-
вых революпнонных деятелей украинский
народ обрел великого союзника в борьбе
против иноземных захватчиков, против
царизма, крепостничества и капитализма,
обрел верного друга и защитника в борь-
$e 3a свои напиональные интересы.
	На Украине, как и в других частях
России, под влиянием русского рабочего
класса развивалось политическое <озна-
ние рабочих, воспитывались националь-
ные кадры революционеров. Дружба ре-
волюционных рабочих России и Украи-
ны, при руководящей роли, в этой дружбе
роуеекого рабочего класса, складывалаюь и
	закалялась еще ло Октябръьекой Соплали-
	стической революлии.

Лучшие сыны Русского и украинского
народов плечом к плечу, бесстрашно и му-
жественно, не щадя своей жизни, 00р9-
лись за осуществление великих идей
Ленина—_ Сталина.

Большэвики, Ленин и Сталин вели pe-
шительную борьбу с национализмом как
‹ великоруоским, так ‘и < местным, OTCTAH.
вали единетво  трулящихея всех напио-
нальностей, призывали к дальнейшему
укреплению братского союза русского и
украинского народов! и всех народов на-
шей страны в их борьбе против паризма,
против помещиков ин капиталистов. «При
едином действии пролетариев великорус-
ских и украинских, —писал В. И. Ленин, —
свободная Украина возмежна, без такого
единетва 0. ней не может быть и речи».

Украинский народ всегда был и будет
верен этому завету Владимира Ильича
Ленина. !

Тов. Н. С. Хрущев. указывает, какое
огромное значение в борьбе за установле-
ние советской власти‘и побелу социали-
стической революции на Украине имело
разоблачение Лениным и Сталиным ane
тинародной и  предалельской политики
украинских буржуазных националистов.
которые всетла шли на стовор с чужезем-
ными захватчиками и эксплоататорами,
всегла были в латере врагов свободной и
независимой Украины.

Провалились все попытки украинеких
буржуазных националистов нарушить
единство украинеких и русских пролета-
pies, подорвать лружбу украинского и
русского народов. Победила  ленинско-
сталинекая идеология единства и дружбы
габочих всех национальностей России,
идея братекото  еодружества русского и
украинского наролов. И эю было одним из
важнейших ‘условий победы Великой Ок-
тябрьской оспиалистической . революции, ко-
торая ликвидировала социальный и нацио-
нальный гнет в нашей стране. Советская
власть осуществила равноправие наций.

После Взликой Октябрьской ‹оциали-
стической революции, которая уничтожи“
ла социальный и национальный гнет, на-
чалось национальное возрождение укра-
инской и других ранее угнетенных на-
ций. Н» развалинах старого строя роди-
лась и развивается украинская социали-
стическая нация, Украинская Советская
Социалистяческая Республика.

Партия большевиков, Ленин и Сталин,
товорит тов. Н. С. Хрущев, помогли укра-
инекому Hapoly, как и всем лругим фа-
нее угнетенным `наролам России, встать
на ноги, обрести евою государственноеть,
быстрыми темпами поднять народное хо-
зяйство, развить свою национальную социа-
листическую культуру, вырастить свои
национальные кадры. Партия большеви-
ков. Ленин и Сталин помогли украинско-
му народу разгромить буржуазных нацио-
налистов и других врагов народа,  кото-
рые пытались помешать созданию и
укреплению свободной  социализтичеекой
Совелекой Украины. Выдающихея уепе-
хов в своем развитии Советская Украина
достигла только благодаря тому, что пар-
тия большевиков заботилазь о быетром
развитии производительных сил во BCEX
советских республиках. обеспечивала раз-
витие и расцвет ‘национальных культур
всех наролов нашей страны, в том числе
и Украины. Партия Ленина— Сталина
обеспечила расцвет новых социалистиче-
	ских наций, в том числе украинской,
отетояла их от иноземных имнериали-
	Большой размах приняло восстановление
и строительство новых жилищ и культур-
но-бытовых зданий. В городах и рабочих
поселках республики с начала восстанови-
тельного периода восстановлено и построе-
но более 21 миллиона квадратных метров
Жили.

Тов. Н. С. Хрущев отмечает огромные
успехи социалистического строительства в
западных, Измаильской и Закзрпатекой 0б-
ластях. Благодаря помощи ЦА ВВЛб). Co-
ветского правительства и лично товарища,
Сталина ускоренными темпами идет разви-
тие промышленности западных областей.

В послевоенные годы создана новая от-
раель народного хозяйства — газовая про-
мышленность. Построен газопровод Дашава
——иев. Осуществляется принятое по ини-
циативе товарища Сталина постановление
Союзного правительства 06 индустриали-
зации древнего украинского города Львова.

При советской власти выросли много-
численные кадры рабочих, повысились их
квалификация и культурный уровень. На
руководящие поеты на фабриках и заво-
дах вылвинуты рабочие, главным разом
из местного населения.

Самым большим достижением, указыва-
ет докладчик, является рост политической
сознательности рабочих и всех труляших-
ся, их коммунистическое  отнипение к
труду. Трудящиеся западных областей аж-
тивно участвуют в сопиалистическом ‹9-
ревновании за досрочное выполнение пос-
левоенной сталинской пятилетки.

Успехи в восстановлении и развитии
промышленности Советской Украины от-
ремны. Но резервы и возможности, имею-
щиеся на наших шахтах, заводах и фад-
риках, позволяют добиться еще более вы-
<ових темпов развития.

Докладчик подробно останавливается на
очередных задачах в области промышлен-
ности.

Переходя к вопросам восстановления и
дальнейшего под’ема сельского хозяйства,
тов. Н. С. Хрущев указывает. ‘что колхоз-
ное крестьянство, работники МТС и совхо-
зов Украины, как и всего Советекого Core.
за, под руководством партийных организа-
ций, выполняя постановление февральско-
то Пленума ЦК ВКЛ(6), лобились серьез-
ных успехов. В 1949 году посевная пло-
щаль на Украине лоетигла 95 процентов
уровня, предусмотренного пятилетним пла-
ном на 1950 год, а по зерновым культу-

3 процента. Значительно расширены по-
севы такой высокоурожайной — и засухо-
устойчивой культуры, как кукуруза. Пло-
щадь ее в нынешнем году в колхозах 00-
лее чем в два раза превысила довоенную.
Восстановлена посевная плошадь сахарной
свеклы — ведущей в республике техни-
ческой культуры. Урожайность зерновых
культур по Украине уже в прошлом поеду
превысила довоенный уровень.

В нынешнем году, несмотря на неблато-
приятные поголные условия, колхозы и
совхозы, в результате повыпьния культу-
ры земледелия, добились в большинстве
районов и областей хороших урожаее зер-
новых, сахарной свеклы и других техни-
ческих культур.

Большзя работа проведена по восстанов_
‚  лению общеслвенного продуктивного  жи-
. вотноволетва. Крупного рогатого скота в

колхозах _Увранны теперь больше, чем бы-

ло ло войны.

Из года в год колхозы и совхозы рес-
публики досрочно выполняют планы сда-
чи государству хлеба, мяса и других сель-
скохозяйственных продуктов. Й в нынеш-

нем году колхозы и совхозы Украины до-
срочно выпоянили план  хлебозатотовок
без кукурузы. В ближайшие лни будет
выполнен также лосрочно весь план хле-
боезаготовок вместе с кукурузой.

— Сегодня, в лень праздника воссоеди-
нения, — подчеркивает докладчик, — мы
с удовлетворением отмечаем большие успе-
хи социалистической перестройки сельска-
го хозяйства в западных, Измаильской и
Закарпатской областях Украины.

Великий исторический опыт колхозного
крестьянства нашей страны убедил труля-
щихся крестьян западных областей в том,
что только в колхозах можно избавиться
от нужды, отсталости и добиться зажиточ-
ной, культурной жизни. Массы крестьян
уверенно становятся на колхозный путь.
Теперь уже в западных. областях организо-
ваны 6 тысяч колхозов, в которых 00’ели-
  нилось 61 процент крестьянских хозяйств.
В колхозах западных областей Украи-
  ны выросло много мастеров высоких ур0-
  жаев и высокой продуктивности животно-
‘  водства. За’ успехи в развитии сельского
  хозяйства 22 передовых колхозника запад-
ных, Измаильской и Закарпатской обла-
стей улостоены звания Героя Социалисти-
Е
}

ческого Труда и 1.042 человека награжде-
И орденами и медалями Советского Союза.

Кто эти люди? Зто—бывшие бедняки и
батраки. Партия и советская власть под-
няли их к активной творческой жизни.
Колхозный строй и свободный колхозный
труд принесли им всенародную славу и
высокую награду.

Тов. Н. С. Хрущев говорит о том, е
каким огромным  подемом  колхозное
крестьянство приступило к осуществле-
нию сталинского плана преобразования
природы. Колхозники и работники coBxo-
зов Украины дали елово  товаришу
Сталину досрочно выполнить план преоб-
  разования природы. Есть полная уверен-
ность в Том, что это обязательство будет
выполнено с честью. Уже весной нынеш-
‚ него года колхозы и совхозы республики
  перевыполнили годовой план полезашит-
‘ных лесонасаждений.  Распеиряется пло-
шадь орошаемых и осушенных земель,
осваиваются плодородные земли в поймах
рек и плавнях.

Успехи послевоенного  восетановления
сельского хозяйства, подчеркивает тов.
  Н. С. Хрущев, ни в коем случае не дол-
жны нас успокаивать. Предстоит еще мно-
  гое сделать для того, чтобы обеспечить
‚  выполнение решений партии и указаний
  товарища Сталина о подеме культуры г9-
пиалистического земледелия,

Локладчик подробно рассказывает 06
успехах в области под’ема блатосостояния
трудящихея, развития науки, культуры,
  искусства, организации здравоохранения.
Большие перемены в культурной жизни
произошли за годы советской власти В
Западной Украине. Во многих селах здесь
раньше совсем не было школ, а имеющие-
ся школы охватывали только незначи-
тольную часть детей крестьян, главным
образом кулацкой и зажиточной части на-

рам превысила этот уровень более чем на
	— Десятилетие воссоединения украин-
ского народа в едином Украинском Советском
государстве, — говорит тов. Н. С. Хрущев, —
великий праздник трудяшихея Украины.
Вместе с украинским наролом: ралуются ее-
годня все трудящчеся Советского Союза.

Торжества происходят накануне 32-й
толовщины Великой Октябрьской социали-
стической революции. положившей начало
новой эры в истории человечества. С 0к-
тября началась новая. славная страница
в истории украинекого народа под звездой
советской власти. (Аплодисменты). В эти
знаменательные лни трудящиеся нашей рес-
публики © гордостью обозревают пройден-
ный путь борьбы. полволят итоги историче-
еких завоеваний, достигнутых под руковод-
ством большевистской партии и нашего
мудрого вождя и учителя великого Сталина.
(Бурные, продолжительные  апледисменты).

В результате победы Великой Октябуь-
ской сопиалистической революции украин-
ский народ уничтожил власть помешиков,
и капиталистов, создал свое национальное
Украинское Советское социалистическое
государство. Влохновителями и организа-
торами этого государства являютея вели-
кие вожди большевиелекой партии и co
ветекого народа — Ленин и Сталин.
Больыпевиетекая партия, Ленин и Сталин.
спаели украинский народ от угрозы пора-
бощения иностранными империалистами я
вывели эго на пирокую дорогу свободной,
сопиалистической жизни.

После Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции, продолжает тов. Н. С.
Хрущев, не все украинские земли были
0б’единены в Украинском Советском rocy-
дарстве. Пытаясь удушить советскую ре-
зелюцию, англо-американские и француз-
ские империалисты решили создать про-
тив нашей страны из враждебных нам
Бапиталистических государств так назы-
заемый «санитарный кордон». А чтобы
укрепить граничившие е нами капитали-
стические государства, помогли им захва-
тить часть украинских земель.

Предатели украинского народа — бур-
хуазные националисты-—пошли на сговор
с империалистами и помогли ‘им превра-
тить западно-украинские, закарпалекие и
буковинские земли в колонию капитали-
стических государств. Буржуазные нацио-
налисты лицемерно болтали о том, что они
стоят якобы за создание «ЕИльно!», «не-
залежно!», «соборно!» Украины. На самом
же деле они показали себя заклятыми
врагами и душителями свободы украинеко-
г народа. Украинский народ никогда не
забудет предательства и кровавых пре-
ступлений буржуазных националистов.

Народы Западной Украины, Северной
Буковины и Закарпатья, подчеркивает ло-
клалчик, никогда не признавали власти
оккупантов. ни на один день здесь не
прекралцалась борьба за воссоединение с
Советской Украиной. Но революционные
выступления рабочих и крестьян жестоке
подавлялись. Оккупанты в своей колони-
заторекой политике опирались на украин-
ских буржуазных националистов.

Советское правительство, партия. боль-
тевиков, наролы Советского Союза всегда
помнили о своих угнетенных братьях.
Еше на XVI cesze нашей партии в 1930
Tory товариш Сталин заявил: «Ecrs
	Украина в <оставе СССР. Но есть и xpy-
	гая Украина в составе других государетв».
Эти сталинские слова набоминали coBeT-
скому народу, а также угнетенным брать-
ям-украинцам, что прилет время и Совет-
«кое государство освободит западно-укра-
инские земли.

Это время наступило в сентябре 1939
года. Советский Союз предл’явил права ук-
раинокого народа на воссоединение украин-
ских земель. Народы Советского Союза
протянули руку братской помощи труля-
шимея Западной Украины, Советская Армия
принеела им освобождение. (Аплодисменты).

Дата 1 ноября 1939 года золотыми
буквами вписана в историю украинского
нарола. В этот лень 65-я внеочередная
сессия Верховного Совета СССР yxos-
летворила ’ просьбу Народного Собрания
‘Западной Украины и приняла Закон ©
включении Западной Украины в состав
Союза Советеких Социалистических Рес-
публик с воссоединением ее с Украинской
Советской Сопиалистической Республикой.
(Бурные аплодисменты).

В августе 1940 года с Советской Украи-
ной были также  воссоединены Северная
Буковина и Измаильская область. (Апло-
дисменты).

После победоноеного окончания Великой
Отечественной войны, в результате мудрой
сталинской внешней политики Советского
	_ правительства и в соответетвии © волей
	трудящихся. выраженной в Манифесте
(‘езда Народных комитетов Закарпатской
Украины, в июне 1945 года Закарпатская
Украина была воссоединена с Советской
Украиной. Тем самым было завершено
воссоединение всех украинских земель в
едином Украинском Советском социалисти-
ческом государстве. (Бурные аплодисменты).

Украинский нарол навечно сохранит в
своем сердце горячую блатодарность Совет-
скому правительству, большевистской пар-
тии, великому русскому народу и всем
народам Советского Союза; навечно сохра-
HHT горячую любовь и сердечную благо-
дарность за освобождение Украины и 0су-
шествление заветной мечты украинского
народа вождю наролов, собирателю и ор-
танизатору воссоединения украинских зе-
мель великому Сталину. (Бурные, продел-
жительные аплодисменты. Все встают).

— 32-ю годовщину Октября и 10-летие
воссоединения, —— говорит тов. Н. С.
Хрушев. — наш народ встречает новыми
выдающимися достижениями в деле даль-
нейшего укрепления экономического могу-
шества Советской Родины.

Опираясь на экономическую мощь С9-
ветского Союза. быстрыми темпами вос-
станавливается промынленность Советской
Украины. План первых трех лет послево-
енной сталинской пятилетки по валовой
продукции выполнен на 103 процента. а
план 9 месяцев нынегнего года — на
104 пропента. Завершается восстановле-
кие важнейших промышленных предприя-
тий республики. Уснешно воестанавливает-
ся угольная промвипленность Донбасса.
Из гола в год увеличивает производство
моталла металлургическая  промышален-
ность. 0егоили производство новых совер-
тенных машин  машиностроительные за-
волы Украины. Увеличивают выпуск про-
тукнии предприятия легкой, пищевой,
убстной промышленности и промысловой
коолерации.
	тов и всяких антилениноких элементов
внутри страны.

Ленинско-сталинская дружба народов
СОСР обеспечила Украине огромную по-
мощь  русекого и всех народов нашей
страны в ‘годы гражданской войны и ин-
тервенции, в ‘голы  социалиетического
строительства и в период Великой Отече-
ственной войны. Кюотла Украина была
временно овкупирована гитлеровцами, рус-
ский и все народы нашей Родины помогли
ей освободиться от ненавистных захват-
чиков. (Аплодисменты).
	Без помощи наролов ‘Советского Союза,
Советского правительства Hw лично
товарища Сталина украинский народ че
мог и мечтать о таких быстрых темпах,
	‘какими восстанавливаются и развиваются
	хозяйство и культура республики в 0-
слевоенный период.

Нерушимая дружба и единство советских
‘республик-—гарантия свободы и незавиеи-
MOCTH каждой отдельной республики. вхо-
дящей в Советский Союз. (Аплодисменты).

Народы Советекого Союза и в том числе
‘украинский народ, воспитанные в хухе
‚сталинской дружбы, в духе пламенного
советского патриотизма, всегда были и бу-

дут верны своей великой Родине — Co-
ветскому Союзу. (Аплодисменты).
Дружба народов — могучая и неололи-

‘мая сила, источник процветания и даль-
нейшего роста могущества и междунарол-
ного авторитета Советекого Союза, гаран-
тия завоевания нами новых и новых
побед в строительстве коммунизма. Укра-
инский народ будет неустанно крепить
эту дружбу, как нерушимую основу своэй
национальной независимости, своей Tocy-
дарственности, ках основу дальнейшего раз-
-вития и процветания СССР и каждой. рее-
публики, вхоляшей в ето состав, и в TON
числе Украинской Советской Социалисти-
ческой Республики. (Бурные аплодисменты).

“Большое место в докладе тов. Н. С. Хру-
щев уделяет росту международного автори-
тета. Советского Союза, укреплению сил де-
мокралического. “антиимпериалистическоту
лалеря. успехам еоциалистического строи-
тельства в странах народной демократии.

—С каждым днем крепнет и развивает-
ся политическое, хозяйственное и куль-
турное сотрудничество между странами на-
родной демократии и Советеким Союзом, —
товорит тов. Н. С. Хрущев. — Страны
народной демократии сплачиваются вокруг
Советекого Союза, ибо видят в нем евоего
самого рептительного и последовательного
защитника и испытанного друга. Трудя-
щиеся стран народной хемокралии на опы-
те своей истории убедились, что только
‘тесная дружба с Советским Союзом  яв-
ляется основой успешного движения по
пути в социализму. Дружба стран нарол-
ной демократии © Советским Союзом яв-
ляется прочной гарантией свободы и неза-
висимоети этих стран. Тот, кто попы-
таетея ослабить эту дружбу, попытается
  отойти от ленинско-сталинской политики
интернационализма, — тот изменяет ©вое-
My: народу, тот помогает `имаериалиетам.
Этому натлядный пример —— трагическая
судьба народов Югославии.

Пролавитиеся американским империали-
там Иуда Тито и его клика превратили
Югославию в концентрационный  лахерь.
Они ликвилировали демократические завое-
вания народов Югославии и установили
фантиетекий режим. Тито и его банда пре-
врашают Югославию в колонию англо-аме-
риканских империалистов.

“Все прогрессивное человечество клеймит
позором эту банду предателей. Народы
Ютославии поднимаются на борьбу против
фашиетекой клики Тито. дтим пепным co-
бакам империализма не уйти от грозного
сула народов Югославии за все их гнус-
ные злодеяния.

Пытаясь подорвать растущее влияние
могучего демократического латеря, импе-
риалиеты распространяют потоки лжи и
клеветы на Советский Союз и страны на-
родной лемократии. Но, как говорит народ-
ная пословица: «Пее бреше на сонце, а
©онце свЁтить».

Рост могущества Советского сопизлисти-
ческого государства, говорит докладчик,
дальнейшее укрепление стран наролной де-
моклатии, : великая победа народной рево-

люции в Витае, образование [Германской
демократической республики — все это
демонстрирует силу и непобедимость вели-
ких илей Маокса—Энгельса — Ленина —
	Оталина. Нет и не может быть теперь си-
лы, которая бы задержала победное пест-
вие <вобололюбивых народов Мира во гла-
Ве с Советским Союзом & коммунизму.
(Бурные апледисменты).

Сегодня, в. день всенародного праздника,
в завлючение говорит тов. Н. С. Хрущев,
взоры украинекого народа обрашены к
партии Ленина Сталина, к нашему мул-
рому вождю и учителю товарищу Сталину.
(Бурные аплодисменты, переходящие в
овацию, Все встают). С именем великого
продолжателя дела Ленина — налпето
любимого вождя товарища Сталина трудя-
щиеся Страны Советов построили cormma-
листическое общество, проявляли беспри-
мерный героизм-в труде и в битвах Вели-
кой Отечественной войны и теперь успеш-
но строят коммунистическое общество. (Ап-
лодисменты). С именем товариша Сталина
все прогрессивное Человечество, все св000-
долюбивые демократические народы’ евязы-
вают свои надежды на длительный, проч-
ный мир и безопасность. (Аплодисменты).

Украинский народ еще теснее сплотит
‘ряды вокруг большевистской нартпи, Цент-
рального Комитета ВЕП(б), вокруг евоего
великого вождя и учителя товарища
Сталина, уверенно пойдет вперед и вместе
со всеми народами Советского Союза до-
бъется новых успехов и новых побед в
борьбе за коммунизм. (Бурные аплодис-
менты).
‚ В заключение своего доклада тов.
Н. С. Хрущев под бурные аплодисменты
участников сессии провозглашает здрави-
пы в честь нашей могучей Советской Роли-
ны, в честь сталинской лружбы народов
СССР, великого русского народа; воссоели-
ненного украинского народа, в честь вдох-
вовителя и организатора побед коммуниз-
ма — Всесоюзной Коммунистической Пар-
тии (большевиков).

Здравица в честь организатора воссоеди-
нения украинекого народа, вождя и учите-
ля. любимого Сталина вызывает’ в зале
	бурную, продолжительную  овацию. bce
встают. = Возгласы: «Да здравствует
rosapam Сталин!» «Слава великому
	Сталину!».
	В КОМИТЕТЕ ПО СТАЛИНСКИМ ПРЕМИЯМ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
ПВИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
	0 ВЫДВИЖЕНИИ КАНДИДАТОВ
НА СТАЛИНСНИЕ ПРЕМИИ ЗА 1949 ГОД
	Комитет по Сталинским премиям В  туры, опубликованные или исполненные
области искусства и литературы прини- в конце 1948 гола и в 1949 году.

Все предложения о присуждении Ста-
роизведения ства и литерату-
maeT I Ke: HORYC a pary линских премий за 1949 год направлять

ры на соискание Сталинских премий 38  по адресу: т. Москва, проезд Хуложеет-
1949 год лю 20 ноября 1949 года. венного телтра, 3 — Комитет по Сталин-

Е рассмотрению принимаются зажон- ским премиям в области искусства и
ченные произведения искуоества и литера-! литературы при’ Совете Министров СССР.
	- _- - 3 *
В исполкоме Московского областного Совета

Выпуск изделий, облегчающих труд
	домашней хозяйки
	Исполком Московского областного Сове-   бах организовано производство стиральных
та депутатов трулятихся наметил ряд ме-   баков новой конструкции, вальцов для or-
	роприятий по расширению производства
изделий ломангнего обихода, облегчающих
труд домашней хозяйки. В этом году по
образцам, утвержденным Всесоюзной тор-
говой палатой, будут выпущены десятки
тысяч комбинированных и простых мясо-
рубок, овощетерок, фрукторезок, соковы-
жимателей, ручных  картофелечиестк и
IREROBOK для овощей. В болыних масшта-

жима оелья, гладильных Досок, — всевоз-
можной оцинкованной и эмалированной по-
суды, кухонной и столовой мебели.

Предприятиям упразления местной про-
мыпгленности и промысловой кооперации
предложено развернуть производетво этих
предметов в таком ю0б’еме, чтобы полно-
«тью обеспечить спрос потребителя
	Весь второй этаж распиан в шашку.
Реставраторы восстановили все украше-
ния лома: пришелитие в негодность израз-
цы заменили новыми, изготовленными по
старинным образпам, произвели раскраску
фасада, как это было раньше. Сейчае зла-
ние выглядит так же, как и 250 лет
назад.
‹ Работы пю восстановлению этого редчай-
шего памятника древнеруеского зодчества
выполнили опытные мастера реставрацион-
ных мастерских Управления по делам ар-
хилектуры при Совете Министров РСФСР.
	Закончена реставращия одного из вы-
дающихея памятников древнерусского зод-
чества — так называемых царских «чер-
тогов» в Затгореке. Отромное двухэтажное
злание было построеню в конце ХУП века
для приема и временного пребывания рус-
ских царей, посещающих Троице-Сергиев-
скую лавру:

Здалие было сооружено неизвестным
крепостным архитектором и отделао с
0с0бой роскошью. Его фасад украшен цвет-
ными изразцами и оригинальным лепным
орнаментом в виде виноградных 103.
	РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО
ПАМЯТНИКА Х\/П ВЕКА