Суббота, 3 декабря 1949 г., № 147 (1160).
					Обвинительный акт Главной Прокуратуры Народной Республики Болгарии
по делу Грайче Костова и его сообщников
	эмиссаров югославской разведки — Перо
	Коробара и Перо Олиоловсного.
	Весь этот аппарат шпионской службы
Ранковича в составе 100 «учителей». не-
скольких десятков «продавцов книг» в ©0-
вокупности с «артистами» и «режиссера-
ми» из Релграла и Скопле вел разведыва-
тельную и иную преступную деятельноеть
в пользу Тито.

Однако. как только предательство Тита
было разоблачено Информапионным Бюро
в известном решении о положении в Юм-
славской компартии. проваливииеея юто-
славские шпионы Коробар, Олиоловский и
Милчинов, опасаясь возмездия за  совер-
шенные преступления. поспешили ретиро-
ваться и в сопровождении всей банды так
называемых учителей, артистов и других
«культурных деятелей» бежали в Ютосла-
BHO.

В преступных пелях, для борьбы против
болгарского правительства в существовав-
ший в Софии македонский национальный
комитет проник югославский атент, обви-
няемый по настоящему делу Вахил Ива“
новский.

Ивановский, подтвердив на следствии,
что правительством Нолишевского, с вело-
ма и санкции югославских руковолителей,
в ноябре 1945 гола он был заслан со спе-
циальными заданиями для подрывной и
разведывательной работы в Болгарии. по-
казал:

«...Передо мной была поставлена задача
— опираясь на группу македонцев — при-
верженцев Скопле. начать Ффракционную
работу в македонском национальном коми-
тете и усилить борьбу против ПВ БЕП и
его линии, распространив свое влияние на
население Пиринского края.

Чтобы замаскировать действительные пе-
ли моего от’езда в Болгарию. было решено
инсценировать некие разногласия у меня
© Колишевсним и руководителями МЕП. что
я позже и сделал...»
	По приезде в Софию Ивановский всту-
пил в преступный контакт е секретарем
ютославското посольства Зафировским, 4
затем и с созданными последним лвумя
шпионскими резилентурами во главе © Ни-
коловым и Диневым.

Спрошенный 0б этом Ивановский пока-

зал”
	‹...Овязавитиеь © Зафировским, я полу-
чил от него следующие инструкции: ди-
скредитировать макелонский национальный
комитет и его верхушку с тем. чтобы за-
менить ее сторонниками из Скопле и овла-
деть руководством макелонеких эмигрант-
ских организапий. оторвав последние от
влияния БЁП и поставив их на службу
буржуазно-националистической политике
скопленских и белгралеких руковолителей.
	Вонечная пель группы. которую He
предстояло возглавить, по словам Зафи-
ровсного, определялась необхотимостью OT-
рыва Пиринского края от Болгарии и 3за-
хвата эго Югославией.
	Б основу илеологической обработки на-
селения Пиринского края был положен 1о-
клал на тему: «Актуальные вопросы  Ма-
кедонии», оделанный мною в 1946 гоу
перед собранием макелонеких эмигравтов в
Софии и размноженный на ротаторе. Мой
доклад по существу являлея пропаганлой
установок Тито на отторжение Пиринской
Македонии и присоединение ее к Югосла-
вии...»
	Ивановский, не ограничиваясь полрыв-
ной деятельностью в македонских общест-
вах. которые ему удалось возглавить, ре-
гулярно снабжал также Зафировсного, a
затем и его преемника, первого секретаря
югославского посольства Павла Момчило-
вича секретными материалами о важней-
ших решениях Политбюро и ЦЕ БА. о
положении в промышленности и сельском
хозяйстве Болгарии.
	Югославское посольство в Софии. по
признанию бывшего советника Хаджи-
Панзова, вело развелывательную деятель-
ность по ряду линий, но важнейшую так
называемую макелонекую ‘линию возглав-
лял он — Халжи-Панзов.
	Одновременно, по требованию из Бел-
града, Хаджи-Панзов занялся и военным
шиионажем, собирая через Динева, Хри-
стова и других агентов секретные <веде-
ния 0 состоянии охраны болгаро-югослав-
ской границы, передвижении воинских ча-
стей. а также о положении болгарской про-
мышленности. экепорте и импорте.
	В свою очередь, евязанный непосрелет-
венно с Костовым обвиняемый Борис Хри-
CTOB, воспользовавитись своим служебным
положением торгового представителя Бол-
гарии в СССР. регулярно снабжал секрет-
ными материалами о болгаро-советеких от-
ношениях находившетося вместе с ним в
Москве советника по торговым вотрюсам
югославского посольства Виктора Жибер-
на.
	Признав на следствии преступную связь
с Жиберна, Хоистов показал:
	«...Миберна запросил у меня подробные
сведения 0 товарах, вывозимых из СССР.
а также о товарах, предназначенных для
СССР: их ассортимент. количество. каче-
ство, пены и прочее. 0собый интересе про-
явил Жиберна к ценам на следующие то-
вары: авиационный и автомобильный бен-
зин, горючее для тракторов, машинное ма-
сло, чугун, сортовое железо, мель. хлопок,
кальцинированная сода. каучук. табак,
спирт, руда и свинцово-цинковые концен-
траты». ,

Обвиняемый Костов, по договоренности
© Тито, поддерживал тайные сношения ©
Белградом через югославеких посланников
Николу Кевачевича, известного ему по <ов-
местному пребыванию в эмиграции с 1934
гола, и Обрада Цицмила,

Цицмила назвал Костову Тито, а Стефа-
нову — Кардель.
	Стефанов, находясь ¢ болгарской пра-
вительственной делегацией на конференции
в Бледе (Югославия). в июне 1947 года
имел встречу наедине с Карделем.
	(Окончание на 4-Й стр.)
	стов оказал содействие югославским атен-
там Лазо Колишевскому и Димитру Влахо-
ву в их националистической работе среди
македонцев Болгарии.
	Начиная от официальных  представите-
лей македонского правительства Колишев-
ского, которого Костов знал по совместно-
му нахождению в 1943—1944 г.г. в за-
ключении в Плевенской тюрьме. и Влахо-
ва, известного ему еще с 1933 года по
эмиграции, и кончая советниками югослав-
ского посольства Перо Манговским и Бла-
гоем Хаджи-Панзовым, всем этим тайным
и явным агентам и эмисеарам Тито, при
поддержке Костова, была обеспечена воз-
можность действовать в открытую в поль-
зу отторжения Пиринского края и присое-
динения ето к Югославии.
	Обвиняемый Блалой Хаджи-Панзов, при-
бывший в декабре 1947 года на  долж-
ность советника югославского посольства
в Софии со специальными разведыватель-
ными заданиями из Белграла. показал:
	«...Векоре поеле освобождения Макело-
нии и Югославии руководители из Скопле
и Белграда развернули широкую развелы-
вательную и пропагандиетекую леятель-
ноеть в Болгарии. Ее центром являлось по-
сольство ФНРЮ в Софии.
	Б начале 1945 гола в Софию приехал
подполковник ОЗНА Кирилл Мильовский.
Его сопровождала Цвета Чальовская —
сестра жены премьер-министра  Македон.
ской республики Колишевского. известная
сотрудница ОЗНА.
	Первым делом, которым занялись Миль-
овский и Чальовская, был подбор людей.
Первыми, кого они привлекли к сотрулни-
Честву с югославской разведкой, являлись:
Ангел Динев и Атанае Митрев.
	В 1946 году в югославское посольство
в Софии прибыли: Пе  Манговский —
советник посольства. Митко Зафировский
—первый секретарь посольства и Антон
Колендич — советник посольства по куль-
турным вопросам. С их приездом леятель-
ность по македонской линии распгирилаюь.
Они привлекли к сотрудничеству новых
людей: Димитра Христова, братьев Боял-
цалиевых Илью и Георгия — в Софич и
Кирилла Николова — в Неврокопе...»
	Обвиняемый Илья Боялцалиев, подтвер-
див преступную связь © Хаджи-Панзовым,
показал:

«...Советы Хаджи-Панзова заключались
в том. что мне следовало компрометировать
BEI и попрежнему выетунать в пользу
присоединения Пиринской Макелоний.
	Необходимо также, говорил мне Хаджи-
Панзов, проводить работу и © македонца-
ми — членами БЫ, убеждая их в пра-
вильноети политики Тито»
	Допрошенные по делу Георгий Боялца-.
	лиев — бывший тортовец, Димитр Христов
—бывший чиновник дирекции «Экепорт-
продукт» и Кирилл Николов — бывший
прокурор города Неврокоп. показали на
следствии, что по заданию югославского
посольства в Софии они вели подрывную и
шпионекую деятельность в Пиринеком
крае, а последние два состояли на плат-
ной службе у югославской разведки.
	Югославский питион Христов по этому
вопросу повазал:
	«...да выполнение пшпионских заданий
югославского посольства в Софии советник
посольства Перо Манговсний выплатил мне
	развовременно денежное вознаграждение в
размере 30 тысяч левов. а советник по-
сольетва Хаджи-Панзов — 10 тысяч ле-
вов и 2 тысячи линар, что в переводе на
болгарские деньги составляет 11 тысяч ле.
вов. Ёроме того. первый секретарь юго-
славского посольства в Болгарии офицер
ОЗНА Марко Вуячич выплатил мне 20 ты-
сяч левов..»
	Николов, также состоявший на  содер-
жании у югославской шлионской службы.
показал:
	«...Веего за проведенную мною работу в
пользу югославской разведки я получил де-
нежное вознахраждение в размере 160 ты-
сяч левов...»

Обвиняемый Хаджи-Панзов и два других
высших служащих югославокого — посоль-
ства в Софии Зафировский и’ Манговский,
пользуясь дипломатической неприкосновен-
ностью, нахально развернули подрывную
работу против болгарского правительства в
Пиринеком крае.
	Разложенчеекая деятельность, проводи-
мая по инструкциям правительства Тито
через ето дипломатических представителей
в Болгарии, особенно усилилась поеле пре-
доставления македонскому населению Пи-
ринекого края культурной автономии, в
связи с чем учителя из Ютославекой Ма-
кедонии были приглашены для преподава-
ния в школах края литературного македон-
ского языка.
	Дружественные отношения со стороны
Болгарии и мероприятия ее правительства,
направленные к под’ему и расцвету нацио-
нальной культуры македонского населения,
аппарат Раниовича коварно и подло ис-
пользовал для внедрения противоболгар-
ской, титовской алентуры в Пиринскую Ма-
келонию.
	Засланные в Пиринский край под видом
«учителей» шпионы Ранновича настолько
раюпоясались, что даже стали снимать в
училищах портреты Димитрова ‘и заменять
их портретами Тито, & также требовать,
чтоб сентябрята давали ему клятву верно-
сти.

«Учителя», прибывигие из Скопле, не
считаясь © законами Народной Республики
Болгарии, самозвално присваивали себе
функции местных органов власти в селах
Пиринакого края.
	В 1947 году в городе Горный Джумай
македонский театр возглавил атент Tuto
и Колишевского — Илья Милчинов, при-
крывшийся ролью директора, и главного ре-
жиссера, аво вновь юткоытых македонеких
книжных магазинах появились многочие-
ленные продавцы из Скопле, в большин-
стве своем — агенты УДБ. действовавшие
под руководством специально заслазных
	МВД, чтобы создать реальную силу зато-
вора, на которую и опереться в случае не-
обходимости.

Затем Ранкович подчеркнул, что надо
ориентироваться Ha более решительные
способы действия, не останавливаясь пе-
ред тем. чтобы в случае необходимости
обезвредить и уничтожить силой своих
противников...»
	На этом закончились евкеиноградекие
встречи и переговоры Костова < Тито и
Ранковичем.
	Тито выполнил просьбу, высказанную
Костовым при их переговорах в Белграде.
В конце 1947 год» состоялась встреча
между Костовым и вновь назначёйным в
Болгарию американским послом Дональдом
Рийд Хийтом.

Костов относительно этой встречи пока-
зывает:

«..Рийд Хийт вначале официально
представился мне как исполнявшему 0бя-
занности премьер-министра.
	При первом визите Рийд Хийт выразил
пожелание снова встретиться со мной в
недалеком будущем, ввиду необходимости
обсудить некоторые интересующие нае
обоих вопросы. Я дал свое согласие.

Спустя несколько дней Рийд Хийт по-
просил принять его. Прием состоялея в
моем служебном кабинете в Совете Мини-
стров.

После короткого разговора отновитель-
но впечатлений о Софии (разговор велся
н& французском языке) Рийд Хийт сказал
мне, что знает о моих личных дружест-
венных отношениях с югославами, устано-
вившихся за последние два-три года, и
это его весьма радует. Он высказал на-
дежду, что я буду лоброжелателен и каме-
риканцам.

Йз сказанного я понял, что Рийд Хийт
явился ко мне в результате моей догово-
ренности с Тито, обещавшим оказать co-
	действие в установлении мною связи ®
американцами.

Американцу я ответил, что согласен
	выполнить его пожелание. Тогда Рийд
Хийт заявил, что он не будет обременять
меня излишними затруднениями и не тре-
бует отдельной связи со мной. То, о чем
американцы захотят вам сообщить, сказал
Рийд Хийт, будет предварительно согласо-
вано < ютославами и передано вам через
них. Рийд Хийт подчеркнул, что советы,
которые я буду получать от Тито и его
ближайших сотрудников, я должен вос-
принимать как и советы американцев и
что в этом отношении между ними и Тито
существует полная логовофенность...»
	Б январе 1948 года Ностов поставил в
известность обвиняемых Павлова и Сте-
фановао его договоренности. с Тито и Ран-
ковичем в Евксинограде, & также о наме-
рении Тито и остальных югославских _ру-
ководителей порвать в ближайшем  буду-

нем.е СССР.
	Ьроме того, Ностов сообщил Павлову и
Стефанову, что югославы настаивают на
том, чтобы его группа провела необходи-
мую подготовку и у себя в стране е тем,
чтобы Болгария как можно скорее пошла
по тому же пути, по какому ведет Юю-
славию Тито.

«...Я раз’яснил им смысл и значение
того, что предпринимает Тито в Югосла-
вии, а также необходимость организован-
ной работы ¢ нашей стороны, если мы
хотим рассчитывать на лучшие  резуль-
таты.
	Павлов и Стефанов, выслушав мои 0об”-
яснения, каждый в отдельности, дали свое
согласие На совместную со мной работу
по выполнению плана, о котором было до-
говорено ¢ Tuto. Takum образом, я и ми
ближайшие сотрудники — Павлов и Сте-
фанов — составили своего рода, центр,
возглавивший вражескую работу...»

Обвиняемый Павлов, подтвердив это 9б-
стоятельство, показал:
	«...Вак сЪобщил мне Костов, после его
встречи с Тито в Евксиноградском дворце,
Тито его уведомил о предстоящем оконча-
тельном разрыве с СССР, рекомендовал
этот путь проделать и в Болгарии и чем
скорее, тем лучше.

Как заявил мне Костов в разговоре,
имевшем место в его кабинете в ЦВ, Ти-
TO прямо поставил перед ним вопрос, что
необходимо всеми способами добиваться
овладения руководством партии и управ-
лением государством, назначая своих на-
дежных людей на ответственные посты.
Нужно быть решительными, советовал
Костову Тито, только в этом случае успех
будет обеспечен, а, если понадобится,
Югославия готова оказать всяческую по-
мощь, в том числе и военную.
	Наряду © этим, по заявлению Ностова,
Тито поставил вопрое o TOM, что надо
убрать < пути Георгия Димитрова с его
политикой дружбы и сотрудничества ©
	СССР, ‘и, если понадобится, ликвидиро-
вать этого старика...»

Павлов также подтвердил, что в
	1948 голу Ностовым, согласно  договорен-
ности с Тито и Ранковичем, был создан в
Болгарии руководящий центр заговора е
его — Павлова -—— участием. Он показал:
	«...Пю мнению Ностова, нам необходимо
оформить самостоятельные, друг от. друга
независящие линии деятельности, кото-
рые бы возглавил центр е тем, чтобы по-
ставить конечной целью подготовку захва-
та государственного аппарата и овладения
руководством партии, имея в виду после-
дующий отрыв Болгарии от СССР и пере-
вод ев на рельсы  англо-американского
блока, единственно смособного обеспечить
хозяйственный под’ем в Болгарии и уста-
новление внутри страны режима, подоб-
ного западным демократиям.

Костов, Стефанов и я должны были co
ставить тот центр, в фуках которого ео-
срелоточилиеь бы все нити заговорщиче-
ской работы. Ностов далее подчеркнул ре-
шающюе значение нашего контакта с юго-
славами, которые, по ето словам, уже име-
ли «развязанные руки» для оказания нам
эффективного содействия и обещали такое
солействие.
	Я согласился как`© тем, что необходи-
мо более активно вести нелегальную ра-
	боту, так и с предложением Костова вой-
ти в состав центральной тройки загово-
ра...»

Обвиняемый Стефанов, как и Павлов,
на следствии полностью подтвердил, чт
он был уведомлен Костовым о результа-
тах, достигнутых в переговорах с Тито в
Евксинограде. ы

Стефанов по этому поводу показал:

«...В той же беседе Костов поставил
меня в известность 0 TOM, 4TO он имел
личный разговор © Тито, во время которо-
го они рассмотрели весь круг вопросов
нашей совместной работы в Болгарии.

Костов проинформировал меня. что Ти-
то вновь подтвердил их согласие с нашей
общей линией работы и обещал помочь
во всем, в чем только мы будем нуж-
даться.

Тито, как заявил мне Ностов, прямо
поставил вопрос, что важное значение
имеет вопрос 0б устранении Георгия Ди-
митрова. Всякая медлительность, нереши-
тельность, непринятие мер в отношения
непримиримых руководителей, сказал Ko-
стову Тито, могут оказаться роковыми для
всего дела. Вместе с тем Тито обешал
Костову помошь с югославской стороны, не
исключая и военной, на елучай прихода
Е власти © тем, чтобы была немедленно
об’явлена федерация, и рекомендовал по-
скорее переходить к действиям. Ностов,
по его словам, принял к сведению и у-
KORONCTBY советы и наставления Тито...»

Стефанов также признал. что и он, ©0-
вместно < Павловым, принял участие в
деятельности пентральной тройки антиго-
сударственного заговора во главе с Носто-
BEIM.

«...В октябре 1948 roma имела место
встреча нас троих: Костова, меня и Пав-
лова в кабинете у Костова. Это и была,
собственно. центральная тройка  загово-
ра...»

И
	Шичными признаниями обвиняемых, по-
казаниями свидетелей и друтими материа-
лами дела установлено, что . преступные
группы Тито и Ностова, действуя заодно,
по заранее намеченным планам и в посто-
янно поддерживаемом контакте, использо-
вали дружеские чувства. питаемые бол-
гарским ‘народом к его славянским братьям
— югославским трудящимся, и популяу-
ную идею федерации южных славян 09-
ратили в средство JIA достижения своих
подлых целей, чтобы лишить болгарское
демократическое государство его нацио-
нального суверенитета, превратить впри-
даток титовской Югославии и в новую ко-
лонию американского и английского им-
периализма.

е его белградлекими елиномышленниками,
злоупотребляя своим служебным положе-
нием, принял зависящие от него меры,
чтобы обеспечить своболное проникновение
ютгославежих атентов в болгарские госулар-
ственные учреждения.

Югославскому военному атташе полнол-
ковнику Воеславу Ристичу, а — впослел-
ствии его преемнику — полковнику Дра-
гогину Филипповичу был обеспечен  ло-
ступ к материалам военного Министерства
и возможность устанавливать и подлержи-
вать каждодневную связь © руководящими
работниками в армии.

Югославские шпионы получили доступ
К охраняемым законом сведениям, состав-
ляющим государственную тайну, под прел-
логом необходимости изучить состояние
болгарской армии для создания елиноой-
разной структуры и системы обучения по
образцу югославской армии, с учетом-де
прелетоящего образования федерации.

Широкий доступ был обеспечен чинов-
никам югославекого посольства в Софии и
в остальные болгарские учреждения, вклю-
чая Государственную плановую комиссию и
Главную дирекцию статистики, где они
также получили возможность  устанавли-
вать пигионские связи и добывать секрет-
ные материалы.

В течение двух с лишним лет, по май
1948 гола, в Министерстве внутренних
дел подвизался спепиальный  представи-
тель полицейско-птпионской службы Ран-
ковича — Иован Божевич. Официальный
шпион получил доступ к наиболее секрет-
HEIM овелениям и насаждал свою агентуру.

Подтверхив на следствии это  обстоя-
тельство, Ноестов далее показал:

<...Началось чуть ли не своего DOTA
илолопоклонничество перед Югославией и
Тито. Ото всех болгарских учреждепий и
организатий посылались, одна за лрутой,
телегации для изучения государственного и
общественного устройства Югославии, что-
бы потом копировать их у нас, а также
завязывать связи в соответствующими юго-
олавскими организациями.
	Этот ярко опрелелившийся уклон в сто-
pony Югославии насазждалея и поопрялся
с целью затушевать в глазах нашей обще-
ственности историческую роль СССР и о-
ветской Армии в освобождении Болгарии от
немецких оккупантов и в строительстве
новой Болгарии.
	Югославия Тито выдвигалась как новый
образец для подражания, более близкий к
болгароким условиям и более доступный
для Болгарии...»

Павлов об этом показал:

«...Дело дошлю до того. что мы почти
официально сумели протащить ‘мнение, что
болгары отстали от югославов, что послед-
ние более смело и радикально решат во-
просы хозяйственного и политического пе-
реустройства страны, что мы должны
учиться у них и перенимать их формы и
методы работы. При этом на все лады пре-
возносился Тито как наиболее выдающийся
политический деятель на Балканах...»

После провала плана образования Ффеде-
рации, как ее замышляли Тито и Костев
в ущерб коренным национальным интере-
сам болгарского народа, на передний план
была выдвинута задача отторжения Пи-
ринекото края и присоединения ето к Юм-
славекой Македонии.

Во исполнение договоренности © Джила-
сом, достигнутой в марте 1945 года, Ho-
	(Продолжение. Начало см. «Московский комсомолец» от 1 декабря)
	Тите одобрил намеченные совместно с
его ближайшими сотрудниками Карделем
и Джиласом мероприятия, направленные к
созданию «сильного государства, которое
будет диктовать свою волю на Балканах и
явится серьезным фактором в международ-
ной политике». \
	Костов о дальнейших переговорах © Ти-
то показывает:
	«...Тито рекомендовал усилить привле-
чение наших сторонников в Болгарии из
числа руководящих лиц в партии и госу-
дарственном аппарате, которые бы прово-
лили нужную политику.
	Вюгда я спросил Тито © внешнеполити-
ческой ориентировке Югославии, он выра-
зил свое пренебрежение к англичанам, ко-
торые, по его словам, уже спели свою пе-
сенку, сыграли свою роль и сейчае долж-
ны будут освободить дорогу преуспеваю-
щему американскому капитализму. Тито
дал мне понять, что .ориентация югослав-
ской внешней политики принимает все бо-
лее проамериканское нальравление, в отли-
чие от прежнего проанглийского. Он сове-
тоРал и нам, болгарам, установить полез-
ные связи с американцами. Я просил Ти-
TO, если возможно, оказать мне содействие
в этом направлении, что он обещал сде-
Лать...»

Костов спросил Тито, почему он не нз-
правит своим посланником в Болгарию бо-
лее деятельного человека на место боль-
ного и ничего не делающего Ковачевича.

Тито ответил:

«...Югославское правительство решило
и, при первой возможности, направит в
Болгарию одного из наиболее активных
ero люлей в Министерстве иностранных
	дел — Цицмила, который работает в Вен-
	грии и успешно проявил себя, но теперь
ему уже пора выбираться оттуда.

Тито рекомендовал мне Цицмила как
человека, с которым я сумею без труда
найти общий язык.
	В дальнейшем разговоре я заверил Ти-
то, что, когда он приедет в Болгарию по
случаю предстоящего подписания союзно-
го договора или по другому какому-либо
поводу, мы устроим ему такую встречу,
какой он нигде до этого не видел. Эта
встреча, сказал я Тито, чтобы польстить
ему, ибо знал, как он палок на пышные
церемонии и шумные излияния чувств,
убедит вас в том, какой популярностью
пользуетесь вы среди болгар. Я подчерк-
нул, что в этом скажется и результат
проделанной нами работы...»
	Костов, как было обещано им в Белгра-
де. лично принял меры, чтобы возможно
более торжественно и помпезно встретить
Тито, поибывшего во второй половине но-
ября 1947 года для заключения договора
межлу (Огославиюой и’ Болгаюйей. :
	Костов о приезле Тито показывает:
	«...На протяжении всего пути от Софии
до Варны, через Северную Болгарию, и от
Варны до Софии. через Южную Болгарию,
се липз Тито не сходила  самодовольная
улыбка.
	Он считал, что теплые чувства cobpas-
шегося встретить его болгарского населе-
ния относятся лично в нему, & не к юго-
славскому народу. и чувствовал себя уже
хозяином положения и в Болгарии...»

Во дворпе в Евксинограле, в отведенном
Тито помещении, имел место второй разго-
вор между ним и Ностовым.
	«...Моя беседа с Тито на этот раз носи-
ла еше более откровенный характер.
	Тито сказал, что он уже решил в бли-
жайшем будущем повернуть курс своей
политики в отношении СССР, & равно и
внести ясность в отношения Югославии
© странами народной демократии.

По уверению Тито, внутри Югославии
он располагал уже достаточными силами
и хорошей организацией, чтобы выпол-
нить свой план < успехом. А Болгария
отстает, что является серьезной помехой в
деле осуществления последующего одно-
временного отрыва Балкан от СССР.

Тито в резких выражениях высказал
©в08 несогласие с политикой СССР в отно-
шении плана Маршалла. Он подчеркнул,
что такие экономически, отсталые в своем
развитии государства, как Югославия и
Болгария, не смогут обойтись без амери-
канской помоши. Но, прежде чем оказать
Такую помощь, сказал Тито, американцы
ставя  условием наш отрыв от СССР...»

Тито далее изложил американский план,
согласно которому он и действует:

«...Тито подчеркнул, что американский
план предусматривает увеличение антисо-
велеких сил не только в Югославии и в
Болгарии, но и во всех других странах
народной демократии и осуществление
всестороннего нажима на них — экономи-
ческого, политического и военного, чтобы
оторвать их от СССР и добиться присоеди-
нения их к западному блоку. По словам
Тито, эта работа велась не только в Бол-
гарии и Югославии, но и в других стра:
нах Восточной и Юго-Восточной Европы.
	Тито с апломбом заявил, что в странах
народной демократии он лично пользуется
достаточно высоким авторитетом, и, толь-
ко опираясь на его авторитет и авторитет
новой Югославии, можно будет осущест-
вить в странах Восточной Европы полити-
ву отрыва от СССР и сближение с С
и Англией. Сами американцы, как узерял
меня Тито, признают, что ляшь через него
они смогут привлечь на свою сторону го-
сударства народной демократии...»

Тито в холе дальнейших  переговоррв
потребовал от Нестова более решительных
действий, чтобы‘ добиться лучших фезуль-
татов.

«...Вам и вашим людям пора готовиться
Е самостоятельным действиям, указал Ти-
то, организовать внутренние силы B Hap
тии и в стране для проведения такой по-
литики и постараться занять командные
месть в государственном и партийном ап-
паратах, чтобы суметь нанести первый
Удар, составить новое правительство и
провозгласить немедленное присоединение
Болгарии к Югмжлавии, расечитывая н9с-
16 этого и на нашу активную помощь.
	Мы готовы, заявил Тито, помочь вам в
таком случае и вооруженными силами, но
это уже будет, сказал он, помощь в рам-
ках федерации, внутреннее дело самой фе-
дерации, и никто не сможет ее расценить
как акт агрессии...»
	Таким образом, в результате перегово-
ров < Тито в Евкеинограле в ноябре
1947 года была достигнута тайная дого-
воренность о том, что преступный антиго-
суларственный заговор в Болгарии, создан-
ный и возглавленный Костовым, получит
поддержку вооруженными силами извне, со
стороны Югославии.
	Костов предупредил Тито о неизбежно-
сти противодействия осуществлению поли-
тики отрыва от СССР со стороны главы
правительства Димитрова. Упоминание
имени Димитрова вызвало взрыв ненави-
сти у Тито.
	Костов по этому поводу показывает:

«...Тито не смог сдержать своей нена-
висти к Димитрову. «До каких пор этот
старик будет стоять на моем пути», —
со 3т70бой воскликнул Тито. Было очевид-
ным, что Димитров мешал Тито, как кость,
застрявшая в горле, как заноза в глазу.
	Я сказал Тито, что нали план заклю-
чается в том, чтобы дождаться естествен-
ного хода событий, имея в виду плохое
здоровье Димитрова и его вероятную близ-
кую смерть, которая сделает меня его за-
местителем в роли главного секретаря пар-
тии и прелселателя Совета Министров.
	Тогла передо мной и моими единомыш-
ленниками, продолжал я, откроются боль-
шие возможности для изменения состава
правительства и партийного руководства,
что обеспечит безболезненное присоедине-
ние Болгарии в Югославии...»

В ответ Тито развил свой гнусный план
ареста И физического уничтожения
товарища Димитрова.

«...Тито сказал, что этот план будет
хорош, если Димитров умрет скоро, но так
как такой гарантии нет, заявил он, вы
должны быть готовыми действовать реши-
тельно, арестовать и, если понадобится,
ликвидировать Димитрова,  расечитывая
при этом и на нашу помощь.

Я возразил, что такое развитие собы-
тий будет иметь плохое отражение в пар-
тии и в народе и оттолкнет людей от нах,
потому что Димитров пользуется авторите-
том народного вождя, и поэтому мы стоим
за наш ботгарекий вариант.
	Вопреки этому Тито настаивал, что мы
должны воспринять политику  решитель-
ных действий, иметь своих людей на всех
командных высотах и располагать доста-
точно организованной силой, которая бы
сумела парализовать в момент первого же
‘удара противников нашей политики.
	Когда наступит момент, сказал Тито, и
вы станете преемником Димитрова, нужно
суметь быстро овладеть партией и прави-
тельством и провозгласить присоединение
Болгарии к Югославии. После этого будет
уже легко, заверил меня Тито, и югослав-
ская помошь долелает все остальное.
	Тито 0с0б0 подчеркнул, что план подоб-
ного решительного способа действия яв-
ляется не только его планом, но что этот
план согласован и одобрен американцами,
которые со своей стороны обещали под-
держкх.

В заключение разговора Тито еще раз
рекомендовал поскорее переходить в реши-
тельным действиям, ибо дело зашло дале-
ко, и возврата назал уже нет...»

Тито в последующем разговоре предло-
жил Ностову воспринять ш повторить в
Болгарии его опыт, усыпляя бдительность
масе и своих противников методом двули-
чия, испытанным уже им — Тито — и
дававшим до сих пор хорошие результаты.
	«...Дело у нас поведено так, заявил Ти-
то, что отход от CCCP и его союзников
будет поставлен как вопрос национальной
чести и достоинства, ссылаясь на, то, что,
мол, не считаются в нащчональным досто-
WHCTBOM ютославов, отрицают их участие
в освободительной войне против немцев,
вмешиваются во внутренние‘ дела страны,
третируют Югославию, как неравноправ-
ного союзника ит д.
	Тито поленил, что, играя на национа-
листических чувствах и не снимая пока
лозунга о социализме, продолжая еще пер-
вс время славословить СССР и, вместе с
тем, отворачиваясь на деле от СССР и по-
ошряя капиталистические элементы в
стране, он — Тито — использует неизбеж-
ную реакцию, которую вызовет в этой
связи его повеление у СССР и стран на-
родной демократии и в результате сумеет
постепенно перевести Югославию на рель-
сы англо-американского блока.

Но вину за это перед массами, сказал
он < усмешкой, мы возложим на страны
народной демократии во главе с СССР,
которые якобы отказывают нам в помощи
и сотрудничестве и принуждают нас
искать эту помощь и сотрудничество там,
где нам в них не отказывают. Что же
касается тех людей внутри Ютоелавии и
ютославской компартии, которые попыта-
ются восстать против такой Hamel ориен-
тации, добавил Тито, мы’ достаточно под-
готовлены, чтобы расправиться © ними
самым решительным образом, но это уже
булет делом рук’ Ранковича,

Прощаясь со мной, Тито рекомендовал
побеселовать и © Ранковичем...»
	Встреча Костова < Ранковичем с©остоя-
лась в тот же вечер, во время их совме-
етной прогулки по парку Евксиноградеко-
ге дворца.

«..Ранкович мне заявил, что, говоря
отеровенно, он считает одной из наших
слабостей то обстоятельство, что, по его
данным, мы не имеем единого ‹руковод-
ства, и фабота протекает несколько пар-
тизанеки и неорганизованию. А следовало
бы, подчеркнул он, подобрать небольшую
группу наиболее доверенных людей и ©
их помошью направлять и руководить всей
работой.
	Раннович указал также, we следует
усилить свое влияние в армии и органах
			я
		де