Четверг, 29 декабря 1949 г..,
	№ 157 (1170).
				Декада молдавской
	музыки
	и танца
	Слова горячей сыновней любви
	Обзор стихов, поступивших
в редакиию к 70-летию
	со дня рождения товариша
	И: В. СГАЛИНА
5k
	от сознания, что они живут и трудятся в
великую сталинскую эпоху, в годы, когда
товарищ Сталин ведет советский народ к
сияющим вершинам коммунизма.
ВКурсант военно-медицинского училища

Е. Горшков пишет:

‚Как прекрасно жить на свете,

На родной своей земле!

Вождь в рабочем кабинете

Думает о нас в Кремле.
	«Tam, rae Сталин;—там победа», —
говорят советские люди. Образ любимого
вождя всегда и всюду вдохновляет совет-
ских людей на трудовые подвиги. 06 этом
пишут в своих стихах, присланных в ре-
дакцию, многие молодые авторы.

Где бы ты ни был
В нашей стране, р
	Увидишь знакомый портрет
На стене.
	В цехе завода,

В избе тракториста,
В кабине пилота,
В рубке радиста.
	В странах народной демократии в честь
семидесятилетия товарища Сталина рабо-
чие несли трудовую вахту. Этой теме
посвящено стихотворение Глеба Горчина,
	заванчивающееся строками
	Беспредельная любовь к великому вож-
дю народов нашей страны и трудящихся
всех стран Иосифу Виссарионовичу
Сталину живет в сердце каждого советеко-
го человека. Ko дню рождения товарища
Сталина в нашу редакцию поступило от
читателей множество стихов, в которых
выражены самые сокровенные мысли и
задушевные чувства советских патрио-
тов. Гордость за свою социалистическую
Родину, преданность делу мира, уверен-
ность в светлом завтрашнем дне авторы
этих стихов, как и весь советский народ,
неразрывно связывают с именем великого
Сталина.
	Ему— учителю и другу—посвящаютея
самые теплые, проникновенные, волнНУЮ-
щие строки. С любовью рисуют читатели
знакомые и дорогие всем черты родного

Сталина, выражают ему свою сыновнюю
благодарность.
	Благодарим за Ваш великий труд,
За Ваши неустанные заботы;

За то, что дружно, радостно живут
В стране советской братские народы.
	Вот солнце поднимается в зенит.
Дела народов славою повиты.

И наша юность Вас благодарит

За все пути, что перед ней открыты...
	В этих стихах москвича А. Сидорова
выражена искренняя, глубокая признатель-
ность нашей молодежи, перед которой
большевистская партия и великий Сталин
открыли широкие горизонты для творче-
ского, вдохновенного труда на благо 0т-
ЧИЗНЫ.
	В каждом народе живут и переходят из
уст в уста героические легенды 6 великом
полководце Генералиссимусе Сталине. На-
родные певцы создали о нем душевные пес-
ни, полные пафоса и теплоты. Имя вождя
вдохновляло на подвиги наших комеомоль-
OB B годы гражданской и Отечествен-
ной войны, с этим именем в годы мирното
строительства комсомольцы трудом своим
опережают время. Сталину обязано наше
молодое поколение своим счастьем, своей
солнечной юностью.

Я с детства услышал имя это
В сказаньях народных и песнях
поэтов.
Мы с детства о счастье, о юности
} пели,
О человеке в походной шинели.
	Эти строки взяты из стихотворения
«Сталину», написанного грузчиком С. Са-
мойленко, который горячими словами го-
ворит о своей сыновней любви к велико-
му вождю.

Советские люди преисполнены гордости
		В день 70-летия товарища И. В. Сталина
в Государственной Третьяковской галлерее
открылась выставка «Иосиф Виссарионович
Сталин в изобразительном искусстве». На
ней представлено около 200 произведений
живописи, графики и скульптуры — луч-
шие работы, в которых запечатлен образ
великого гения человечества, вождя и
учителя коммунистической партии и с9-
ветекого народа товарища Сталина.
	Среди экспонированных работ — 14
произведений, удостоенных Сталинских
премий: большое полотно А. Герасимова
«Гимн Октябрю», его же — «И. В. Сталин
и К. Е Ворошилов в ЁВремле», «Для сча-
стья народа» Д. Налбандяна, «Утро на-
шей Родины» Ф. Шурпина, «За великий
русский народ (Сталин провозглашает
здравицу в честь великого русского на-
рода на приеме в Кремле 24 мая 1945
года в честь командующих войсками Co-
	Президиум Союза советских писателей
СССР созывает 25 января 1950 года в
	Москве очередной ХИ! пленум Правления
Союза советских писателей.
	благословила Владимира Ильича на даль-
нейшую революционную борьбу. Cecrpa
Ленина А. Ульянова-Елизарова пишет в
своих воспоминаниях о матери, что после
смерти Александра «она выказала так
много силы воли, что, скрывая по воз-
можности свои слезы и тоску, заботилась,
как прежде, еше больше, чем прежде, о
детях... Й она понимала их революцион-
ные стремления».

Мария Александровна нежно и предан-
но любит своих детей, их горести и стра-
дания нестерпимой болью отзываются в ее
сердце. Но в то. же время она преиспол-
неча Гортостью 33 сромх сынов И лоче-
	Вчера, 28 декабря, в концертном зале
имени П. И. Чайковского открылась дека-
да молдавской музыки и танца.
	Познакомиться с искусетвом молодой
советской республики пришли представи-
тели партийных и общественных органи-
заций Москвы,  стахановцы и инженеры
столичных предприятий, офицеры и ге-
нералы Советской Армии, писатели, уче-
ные, работники искусств, студенты вузов.

Декада молдавской музыки и танца —
большой праздник советской социалисти-
ческой культуры.

Молдавское искусство молодо, как мо-
лода и сама республика. Советская власть
фаскрыла перед молдавским народом неви-
данные перспективы экономического нп
вультурного развития. Под руководством
большевистской партии, с помощью наро-
дов братских республик и, в первую оче-
редь, великого русского народа, молдав-
ский народ впервые в своей истории
успешно создает свою культуру, нацио-
нальную по форме, социалистическую. по
содержанию. В республике работают че-
тыре театра, государетвенная филзрмо-
ния, симфонический оркестр, открыты
консерватория и несколько музыкальных
школ. В 1300 клубах, построенных и
восстановленных в селах Молдавии за
послевоенные годы, насчитываются сотби
кружков художественной  самодеятельно-
сти. Многие талантливые народные ис-
	полнители приняты в хоровой и танцо-
вальный ансамбли государственной фи-
лармонии.
	да годы советской власти молдавские
композиторы написали десятки произве-
дений самых разнообразных форм.
	Сквозь века борьбы и страданий про-
нес молдавский народ прекрасную музы-
ку, живописные танцы, звучные стихи.
Свои сокровенные мечты о свободе и сча-
стье он выражал в грустных мелодиях—
«дойнах» — песнях обездоленных кре-
стьян. «Дойну» и поныне поют чабаны,
стерегущие отары овец, она раздается над
бескрайными колхозными полями, звучит
в тенистых садах и зеленых виноградни-
ках Молдавии. Но сегодня «дойна» поетея
по-новому. Это — песня радости, свобо-
ды, созидательного труда, песня счастли-
вото колхозного крестьянства.

Открывшаяся вчера декада молдавской
музыки. и танца — творческий экзамен
молодого молдавского ‚ искусства. Ей прел-
шествовала длительная подготовка, в ко-
торой приняли участие лучшие художе-
ственные коллективы и артисты респуб-
лики. В концертах выступят  государ-
ственная хоровая капелла «Дойна», ап-
самбль народного танца Молдавской ССР,
оркестр народных инструментов, солисты
Молдавской государственной филармонии.
радиокомитета и театров Кишинева. Всего
в декаде примут участие 228 исполните-
лей.

В концертной программе декады —
старинные народные песни и пляски, но-
	Б колхозе селения Ермолино, Талдом-
ского района, живет и трудится многолет-
ная мать Аграфена Михайловна Шавыри-
на. Указом Президиума Верховного Сове-
та СССР от 3 апреля 1945 года ей было
присвоено почетное звание «Мать-герон-
ня». Спустя несколько дней в Кремле ей
был вручен орден.
	— Я часто думаю, — говорит Агра-
фена Михайловна, — разве можно срав-
нить жизнь матери и фебенка в нашей
стране с положением женщин и детей в
	_ капиталиетических странах! Нам не НУЖ-
	Но 60 страхом думать о завтрашнем дне,
дети наши не рабы, не будущие безработ-
ные, не обуза для родителей, а полноправ-
ЕЫв граждане, будущие строители комму-
низма. Им предоставлено право получить
образование, выбрать себе любую профес-
сию и спепиальность.
	СПЕКТАКЛЬ
	Это было 2 октября 1920 года... . На
трибуну Ш Всероссийского с’езда РИСМ
поднялся, встреченный громом  аплоди-
сментов, Владимир Ильич Ленин. Он гоБо-
рил о задачах Союзов молодежи, о необхо-
димости учиться и учиться: «Коммунистом
стать можно лишь тогда, когда обогатниить
свою память знанием всех тех doraTcTB,
которые выработало человечество».

Для делегатов ©’езда, в большинстве
©воем только что вернувшихся с фронтов
Гражханской войны, эти ленинские слова
звучали боевым призывом, провозвестни-
ком ввой, социалистической эпохи, мир-
ного, счастливого будущего.

Прошло двадцать девять лет... Здание
на улице Ч»хова, тот самый зал, где про-
ходил Ш с’езх комсомола, где выступал
великий Ленин, хаждый вечер наполняет-
ся сотнями WHOM и девушек. Здесь
сейчас находится техтр имени Ленинско-
го комсомола — любимый театр молодых
москвичей.

В исторический день, когда весь еовет-
ский народ, все прогрессивное человечест-
во отмечало 70-летие И. В. Сталина,
этот театр показал свой новый спектакль
	— «Семья» И. Ф. Попова — о семье
Ульяновых, о юных годах Владимира
Ильича.
	...Открылея занавее. И с первых же
минут трудно оторвать глаза от лица юно-
ши, молчаливо склонившегося над книгой.
Он сидит на скамье под развесистым де-
ревом, а позади-—обрыв над Волгой, бес-
крайние, манящие волжские просторы. Это
Владимир Ульянов — шестнадцатилетний
юноша с внимательными,  задумчивыми,
лучистыми тлазами. Bor oH порывисто
встает навстречу подошедшему брату и,
продолжая начатый спор, убежденно про-
износит: «Нет, Саша, у тебя ошибка ог-
помная...», вот с гневом и возмущением
рассказывает матери о гимназии, о чу-
ваше Огородникове, которого педагоги уни-
зили И оскорбили, отказавшись занимать-
сея с ним. Владимир решается сам подго-
	вые симфонические и вокальные произ-
ведения композиторов Молдавии. Москви-
чи услышат сочинения различных жан-
ров — от массовых песен до крупных
симфонических произведений. В их чис-
лне—«Песня о ‘`Сталине» С. Няга, сим-
фонии A. Гурова и С. Лобеля, молдавские
сюиты Е. Кока и Н. Пономаренко, пону-
лярные песни С. Златова, Д. Гершфельла,
Ш, Арзнова и других композиторов.

Ансамбль танца в сопровождении сим-
фонического оркестра и оркестра народ-
ных инструментов исполнит националь-
ные танцы и. пляски-—«Молдовеняску»,
«dion», «Roaca», «Сысыяк»,  «Сфреде-
луш», «Чебаняску», отличающиеся xa-
рактерной пластичностью движений, не-
повторимым колоритом.
	Первый концерт декады открылся
«Песней о Сталине», написанной компо-
зитором С. Няга на слова поэта Ем. Бу-
кова. Тепло встретили слушатели храни-
тельницу молдавского песенного фолькло-
ра — хоровую капеллу «Дойна». Капел-
ла исполнила сюиту ‘«Дойна» композитора
Е. Вока и пять молдавских народных пе-
вен.

Выступление ансамбля народного танца
Молдавской ССР явилось ярким показом
чостижений хореографического искусства
республики.  Ритмичный . неторопливый
танец «Коасэ», изображающий процесс
уборки хлеба, сменяет радостная живая
картинка современной молдавской деревни
— пляска «Молдовеняска». Продолжитель-
ными аплодисментами приветствуют зри-
тели красочные старинные народные тан-
	цы «Мок»,  «Букурия»,  «Чебаняска»,
«Катануца», «Табакаряска».

В концерте были исполнены также
	сюиты на молдавские темы для симфони-
ческого оркестра и оркестра народных ин-
струментов, народные песни, новые пес-
ни молдавских композиторов.
	В первом вечере декады молдавской
музыки и танца приняли Участие заслу-
женные артисты Молдавской ССР Тамара
Чебан и Евгений Уреке, Янина Левицкая,
студентка Кишиневской государственной
вонсерватории Валентина Цейтлин, артист
Александр Харабаджи, солист молдавского
радиокомитета Харлампий Урсаки и дру-
гие.
	Декада молдавского искусства будет
проходить в крупнейших концертных за-
лах столицы — в Большом зале Москов-
ской консерватории, в концертном зале
имени П. И. Чайковского, в зале Дома
ученых, во дворцах культуры и клубах
крупнейнтих предприятий Москвы. 3a-
ключительный концерт декады состоится
7 января 1950 года.

жж
	Государственное музыкальное издатель-
ство выпустило к открытию декады мол-
давской музыки и танца книгу Л. Синя-
вера «Музыка Советской Молдавии» и де-
вять новых песен молдавских  компози-

торов.
	Старшие дочери Атграфены Михайлов-
ны — Лидия и Нино — работают мото-
ристками на строительстве в Москве, сын
Николай — воин Советской Армии, дочь
Вера после окончания семилетней школы
из’явила желание работать в родном кол-
х0зе. В колхозе также работают сыновья
Егор и Василий, а остальные 5 детей
учатся. Тамара — отличница б-го класса
Станковокой семнлетней школы, Юрий,
Апатолий, Галина и Валентина учатся в
начальной школе.
	Cama Аграфена Михайловна, несмотря на
свой преклонный возраст, не отстает в
рзботе от молодых колхозников. В этом
году она выработала более 300 трудодней.

С каждым годом семья живет все зажи-
точнее. За последние годы куплена хоро-
шая мебель, приобретены патефон и ра-
диоприемник.
		..На славную вахту рабочие встали.
И слышится всюду: «Да здравствует
Сталин!».

В день семидесятилетия И. В. Сталина
каждый советский человек всем сердцем
стремился к великому вождю. В своих
стихах начинающие поэты, . как сыновья
родному отцу, желают товарищу Сталину
доброго здоровья и многих, многих лет
жизни во имя дела коммунизма, во имя
счастья трудящихся веего мира.

Мы любим Вас большой любовью,
Для нас Вы словно солнца свет.
Желаем сил Вам и здоровья,
Живите много, много лет,
— говорит М. Рожков. Разными словами
в стихах всех авторов выражаются одни
чувства — любви и благодарности Е
великому Сталину.
В день этот славный не могу не
петь я.
От миллионов пламенных сердец
В день Вашего семидесятилетья
Примите наш привет, учитель и отец;
— пишет’ студент института театрального
искусства В. Демидовский и заканчивает
звое стихотворение следующими строками:
Родной отец, любимый вождь наш,
Сталин,
Живите долгие и долгие года!

Москвич лов. Иванов говорит в cBoew
стихотворении:

Здравствуйте многие лета,
Сталин, отец наш родной!

Аспирант Московского городского педахо-
гического института тов. Трофимов заканчи-
вает свое произведение такими прочувст-
вованными словами:

Дыханьем Вашим наша жизнь
согрета,
Примите же от нас слова большой
любви
И все тепло сыновнего привета.
	Эти взволнованные слова идут из сердца
патриотов, для которых нет на земле че-
ловека более близкого и родного, чем
И. В. Оталин. Его имя-—воплощение веех
побед советского \ народа, символ м0-
гущества нашей Родины. Имя Сталина
зовет нашу молодежь к новым подвигам во
славу социалистической Отчизны. Имя
Сталина —— залог быстрейнего  осущест-
вления величайшей мечты человечества —
коммунизма, залог торжества свободы и
	справедливости в0 всем мире.
Я. КОЗЛОВСКИЙ,
		Книготорговая база’ Могиза еже-
дневно в большом количестве отправ-
	ляет политическую, научно-техниче-
скую и художественную литературу
в книжные магазины Московской 0б-
ласти. Кроме централизованной посыл-
ки, база отправляет литературу по ин-
дивидуальным требованиям читателей
в адрес магазинов, С начала года в
Орехово-Зуево, Шатуру, Ногинск, Сер-
пухов и другие районные центры от-
правлено 10 миллионов экземпляров
KHHT.

НА СНИМКЕ: работницы И. Мелд-
ведева (слева) и Л. Богачева за пол-
тотовкой посылок с книгами.

Фото Н. КИРЕЕВА и
В. СТЕПАНЕНКО.
(Фотохроника ТАСС).
	НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ
1949 ГОЛА
	Находки советских
	agpxcoJIOToOR
	В разных концах нашей страны рабо-
тали в этом году археологические экепе-
диции Академии наук СССР. Изучая па-
мятники минувших веков, — советские
археологи обнаружили немало интересных
находок, свидетельствующих 0 высокой
культуре народов, населявигих территорию
Советекого Союза.

Уникальные памятники найдены при
вскрытии большого оледеневитего кургана
в одной из долин Восточного Алтая в
урочище Пазарык. Экспедиции, руководи-
мой доктором технических наук С. И. Ру-
денко, удалось в юдном из погребений 0б-
наружить оригинальную колесницу из де-
рева прекрасной художественной работы,
седла с ченраками, которые покрыты узор-
ной аппликацией и вышитыми пелковыми
тканями. Исоключительную ценность пред-
ставляют два найденных ковра. В резуль-
тате работы экспедиции е исключительной
полнотой впервые удается осветить куль-
туру населения Восточного Алтая, живше-
го в — Ш веках до нашей эры.

В этом году экспедиция, возглавляемая
лауреатом Сталинской премии профессо-
ром. локтором исторических налк С. И.
	Толетовым. прололжала иселелования двор-
	Ца хорезмеких Шахов В городе
Топрак-Кала (Ш век нашей эры). В юто-
восточной части здания найдена новая се-
рия древнехорезмеких документов на дереве.
Большой научный интерес для изуче-
ния  кпевежото зодчества ХГ века пред-
ставяяют материалы раскопок, которые ве-
лись в Киевской области под руковолетвом
проф. М. К. Баргера. Археологи иселедо-
вали в урочище Церковщина  развали-
ны Зарубского монастыря, & в 1.
Переяславле-Хмельницком им удалось
векрыть часть постройки упоминаемого в
летописях древнейшего Переяславекого 0-
борного храма, отличавшегося необызай-
ным совершенством кладки фундамента и
стен и богатым внутренним убранством.
Интересные. находки обнаружены также
при pacpounax 70 Днепру, Бугу и Днест-
ry. арелии, х районах
к pa 4 КОНДРАТЬЕВ,
	рыбака Егора (артист Е. Гуров) о том, что
«фабричные вместе работают... сила в них
оттого берется»... В эти минуты Ha лице
Владимира Ульянова легко проследить на-
пряженную работу мысли: удовлетворение,
когда он с чем-то согласен, и резкий, ак-
тивный протест, если он слышит неепра-
ведливые слова.

Другим, вдруг посуровевшим, enre 60-
лее сосредоточенным выглядит Владимир в
скорбный час встречи с матерью, когда
она сообщает о казни брата Алексаилра
как народовольца-революционера.

Образ матери Ленина — Марии Алек-
санлровны Ульяновой в глубоко прочувет-
	Так пишет о товарище Сталине студент-
ка педагогического института Г. Розенкова.
С ее стихотворением перекликается стихо-
творение тов. Терешкина:

Везде и всюду вождь великий с
нами,
Дорогой славы мы идем за ним.
Нас осеняет ленинское знамя,
Развернутое Сталиным родным....

Новыми трудовыми успехами встретил
наш народ славную дату — 21 декабря,
день рождения товарища Сталина.

П. Фролов в стихотворении «Шахтеры»
рассказывает 0б энтузиазме наших лю-
цей, о горняке, отметившем знаменатель-
ную дату новыми достижениями.

И переполнив бункера

За смену угольком отборным,
Он нынче выдал на-гора

Без малого четыре нормы.

И так сказал с улыбкой мне:

— Рапортовать вождю мы рады,
Что, как и все в родной стране,
Трудились в честь великой даты.

В любом уголке планеты имя Сталина
с благоговением произносится всеми чест-
ными тружениками, всеми, кому дорог
мир, кому дорога свобода.
	в изобразитель
	®
ВЫСТАВКА
В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ
ГАЛЛЕРЕЕ
		HOM

UCKVCCINGEe»
	кавказье. лрко отражено великое содру-
	жество вождей большевистской партии
В. И. Ленина и И. В. Сталина.

Ряд картин посвящен деятельности
	И. В. Сталина во время гражданской вой-
ны и Великой Отечественной войны. Сре-
ди НИХ —- работа П. Соколова-Скаля
«И. В. Оталин на фронте под Москвой в
декабре 1941 roma» и &Ё. Финогенова
«И. В. Сталин на оборонительных рубе-
жах зимой 1941 гола».
	В эти дни на выставке побывали мно-
гочисленные экскурсии рабочих, служа-

щих, студентов, воинов Советской Армии,
школьников. С волнением проходят посе-
тители по залам, подолгу останавливаясь
перед портретами и картинами, отражаю-
щими дорогой образ любимого вождя и
учителя.
	нейчук); 3) о состоянии узбекской лите-
ратуры (докладчик Ш. Р. Рашидов, co-
	цокладчик Н. С. Тихонов); 4) организа-
пионные вопросы.
	ветской Армии\» М. Хмелько,  «Бысту-
пление И. В. Сталина на торжественном
собрании, посвященном 24-й годовщине
Октября» И. Тоидзе, — «Незабываемое»
В. Ефанова и другие.

Одно из центральных мест занимает на
выставке большой многофигурный rope-
	льеф «Клянемся тебе, товарищ 4енин»,
выполненный Е. Вучетичем и группой
ckyabrropos — П. Фридманом, П. Яцыно
	и Г. Постниковым.

Много скульшгур, картин и рисунков
отображают образ И. В. Сталина —орга-
низатора революционного движения в 3a-
	В Союзе советских писателей
	В порядке дня пленума: 1) 0 задачах
литературной критики (докладчик А. А.
Фадеев); 2) о детской литературе (доклад-
чик В. М. Симонов); 0б украинской дет-
ской литературе (содокладчик А. Е. Вор-
	вом отвечает: «Я одобряю поведение Во-
лоди».

Узнав 0б аресте Александра и Апны в
Петербурге, Мария Александровна без ко-
лебаний принимает самоотверженное ре-
шение ехать туда, чтобы увидеться е ни-
ми. Она добивается встречи с директором
департамента полиции Дурново (артист
А. Шатов), се откровенным презрением
отвергает его гнусные предложения толк-
нуть сына на путь предательства.
	В Симбирев Мария Александровна воз-
вращается с прядью поседевших волое.
Незабываема сцена ее встречи с Владими-
ром, ее проникновенный, взволнованный
‘рассказ о последнем свидании © погиб-
шим сыном.

Владимир не утешает мать, каждое его
слово похоже на клятву: «Ты воестано-
вишь силы... будем работать, будем бо-
роться...». Мать понимает, что скрывает-
ся за этим последним словом: «Бороться?
Значит и ты... пойдешь? ».

Владимир уверенно отвечает: «Но дру-
гим... путем, мама». И Владимир Ильич
пошел к революции своим путем, путем
марксизма.

Через восемь лет в кабинете директора
департамента полиции снова произносит-
ся фамилия Ульянова, на этот раз Влади-
мира. Врагам ясно, что он-—центральная
фигура марксистекого движения. Количе-
ство марксистских кружков насчитывает-
ся десятками, и с каждым днем их стано-
вится все больше. Злобствующий  поли-
цейский чиновник (артист А. Пелевин),
перечисляя города, где у членов кружков
были отобраны рукописи книги «Что та-
кое «друзья народа» и как они воюют
против социал-демократов?», в бессильной
ярости потрясает кулаками.

Проходит еще два года. Владимир Ильич
ссылается полицией в Сибирь.

Очутившись на некоторое время на сво-
боде, Владимир Ильич спешит на окраи-
ну города, где идет заседание «Союза
борьбы за освобождение рабочего класса».
Здесь говорят о бурном развитии револю-
ционного движения, о выдвижении новых
замечательных людей. Называют имя
Сталина. Владимир Ильич в первые же
	минуты встречи восторженно обрашается
	В СЕМЬЕ МАТЕРИ-ГЕРОИНИ
					к присутствующим: «Да все ли вы знае-
те о Закавказье?.. Передайте товарищу
Сталину мое крепкое дружеское руконожа-
тие. Я призываю вас, друзья мои: энер-
гичней распгиряйте и укрепляйте связи со
всеми рабочими центрами России. Наш
«Союз борьбы» должен стать основой для
создания партий».
	Один из рабочих говорит: «Мы все ето-
им сейчас у колыбели партии».
	Владимир Ильич радостно и звонко
восклицает: «И мы создадим партию, ве-
ликую, могучую, непобедимую».
	Эти слова звучат пророчески и волную-
ще. Ёто-то из рабочих запевает песню,
ве быстро подхватывает несколько голо-
гов. Песня растет, ширится. Все отчетли-
вее, яснее ощущается ее чеканный, мар-
шеобразный ритм. Кажется, что это дви-
жутся могучие колонны восставшего на-
рода. И впереди всех стоит Владчмир
Ильич — в стремительном порыве к борь-
бе, в радостном приветствии будущих сча-
стливых поколений.
	Так завершается этот  взволнованный,
правдивый рассказ о юности вождя. Встрс-
тившись вначале с Владимиром  Ульяно-
вым-—мальчиком, гимназистом, мы рас-
стаемся с ним — бесстрашным борцом,
революционером, направляющим революци-
онное лвижение в Росеии.
	`Режисееру С. Б. Гиацинтовой, худож-
нику В. А. Щестакову, всему актерскому
коллективу с большой жизненной правдой
и убедительностью, романтической  уст-
ремленностью в будущее удалось передать
несколько эпизодов из жизни семьи Улья-
новых, детства и юности будущего вождя,
	Важдая сцена спектакля — это поучи-
тельная картина революционного прошло-
го нашего народа, картина, правдиво и
страстно воссоздающая эпоху зарождения
нашей героической большевистской пар-
ТИИ.
	Вот почему с таким неослабевающим
интересом, вниманием, волнением смот-
рит молодежь новый спектакль театра
имени Ленинского комсомола, спектакль,
который учит жить, бороться и побе-

ждать.
Н. ПУТИНЦЕВ.
		товить Огородникова в университет и в
энтузиазмом принимается за осуществле-
ние своего замысла.

Молодой артист В. Егоров с большим
проникновением передает ошущение
внутренней силы юного Владимира Улья-
нова, непоколебимую логику его мысли,
задушевность и простоту в общении с
людьми. В юношеской  восторженности
Владимира Ульянова, в его выразитель-
ных волевых жестах, горячей убежденно-
сти в правоте своих слов уже намечаются
штрихи того облика Ленина, 0 котором
Горький писал: «Его движения были лег-
ки, ловки, и скупой, но сильный жест
вполне гармонировал с его речью, тоже
скупой словами, обильной мыслями»...
На его лице «горели, играли эти острые
глаза неутомимого борца против лжи и
горя жизни, горели, пришуриваяеь, под-
мигивая, иронически улыбаясь, сверкая
гневом. Блеск этих глаз делал речь его
еще более жгучей и ясной».

В спектакле мы видим Владимира
Ульянова в различные моменты юности.
	Б спорах. с друзьями и педагогами on
убежденно и страстно отстаивает свои
ВЗГЛЯДЫ, настойчиво хочет понять, По
	какому пути надо итти в борьбе с неспра-
ведливостью и насильем. Путь старшего
брата Александра — путь личной жерт-
венности, индивидуального героизма —
он признает неправильным. «Вне народа
заведомо бессильны любые герои. 9то
элементарный Урок  истории»,— убеж-
денно произносит Владимир.

Мы видим Владимира Ульянова в дол-
гие ночные часы, проводимые на волж-
	ских островах в беседах © рабочими и
рыбаками. Он мало говорит, но внима-
тельно. жално ловит каждое елово. On
	слушает старого рыбака Никитича (артист
Б. Ульянов), который неторопливо  рас-
зказывает о суровой жизни рабочего лю-
ца, о том, что «новый человек рождается
в России, Человек будущего — рабочий
человек». Он прислушивается к словам
				НА СНИМКЕ; сцена из спектакля «Семья». Слева направо — Ольга Ульянова
(артистка С. Фадеева), Владимир Ульянов (артист В. Егоров), Мария Алек-
сандровна Ульянова (народная артистка РСФСР С. Гиацинтова).

Фото К. ВДОВИНОЙ.

нном воплошении (С. Гиапинтовой — ‚ рей, за пламенность их  свобололюбивых
	стремлений, она верит в победу того ве-
ликого дела, которому они отдают свою
ЖИЗНЬ.  .

Вогда Владимиру грозит исключение из
гимназии и учителя просят Марию Алек-
санлровну заставить сына отказаться OT
	овоих убеждении, она смело, с достоинет-
	вованном воплощении С. Гиацинтовой —
один из самых впечатляющих и значи-
тельных в спектакле. Это она восиитала
своих шестерых детей пламенными, убеж-
денными революционерами, несмотря на
преследования, тюрьмы и ссылки упорно
продолжавшими бороться с царизмом. Это
она после гибели своего старшего сына