РУ г re
		Вторник, 3. января 1950 г, №2 (1172).
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Путь новаторс
	Новое — это пгирокое социалистичестое

а ал В и
	соревнование за уе
	пешное ‘выполнение 00е-
	Пазел Алтухов, офицер запаса, в03вр9-
тился на родной завод. Здесь он работал
до войны. Отец Павла — Пикита Семено-
вич Алтухов, имевший счастье видеть и
слышать товарища Сталина на первом
Всесоюзном совещании стахановцев в Крем-
ле, передал сыну большую любовь в про-
изводству, к своей профессии.

a— Ты сумей присмотреться к станку
не рыбьим глазом, пошевели мозгами, по-
товори со станком по душам — И най-
дешь у него и вторую руку, и третью, Н
четвертую...» — учил сына старый т7-
карь. Втроем: Никита и Павел Алтуховы,
стахановец Михаил Андреевич Амосов,
давний приятель Никиты Семеновича, Ha
двух станках выполняли норму четырнад-
цати токарей.

Хорошую стахановскую шеолу прошел
Павел. А служба в Советской Армии, Ве-
ликая Отечественная война были для
него теми университетами, в которых Ал-
тухов получил высокую идейно-полити-
ческую закалку, приобрел неот’емлемые
	  черты советского воина-патриота — ДИе-
	циплинированность, собранность, целеуст-
ремленность, чувство долга. На завод при-
шел стойкий коммунист, зрелый командир
производства, человек большого жизненно-
то опыта. широкого творческого размаха.
	Таким предетавил. читателю своего
pon автор повести «Первая неделя»
А. Пантиелев*. Правливость этого образа
не вызывает сомнений. Он взят из самой
жизни. И не потому, что художник «пи-
сал в натуры», видя перед собой замеча-
тельный пример новатора Николая Poc-
сийского. А потому, что в облике  Пав-
ла Алтухова мы находим типические чер-
ты героя нашего времени, одинаково при-
сущие Василию  Матросову, Владимиру
Ворошину и многим, многим другим знат-
ным людям послевоенной сталинской пя-
тилетки, славным организаторам коллек
тивного стахановекого труда.
	Писатель знакомит нас с Павлом Алту-
ховым в тот момент, когда герой перэжи-
вает творческий кризис. Вот уже год
он работает сменным мастером в  3аго-
товительном цехе, на «спокойном» уча-
стке. Директор завода Петр Анисимович
Зотов и новый начальник механического
цеха Сергей Сергезвич Деев отлично по-
нимают, что Павел не удовлетворен своей
работой, что ему по плечу дело послож-
нее, что его место «на главном направ-
лении»
	«— Довольно маскироваться, Павел

Никитич, — заявляет ему Деев. — Говс-

ри прямо, что скучаешь. Заготовки тебе
оскомину набили, ясно. Потолок достиг-
нут, и нечем тебе заняться в заготови-
тельном цеху. Невысокий там потолок...».

Павлу предлагают возглавить отетаю-.
	щий участок механической обработки, хаю-
щий только ето процентов плана. иног-
	ций только сто процентов плана, иног-
ла чуть больше, а этого уже сейчас мало,
	участок тянет АВИЗУ Весь завод.
	Перед Алтуховым ставится боевая 3з8-
дача: дать к новому году четыре тысячи
микрометров (сейчас участок выпускает
тысячу), а в 1950 году — десять ты-
сяч.

Автор умело, убедительно вскрывает
причины отставания цеха и достигает это-
го средствами большой художественной
выразительности. ак живой, встает пе-
ред нами старший мастер Трофимыя. В
нему вполне можно отнести ту харавте-
ристику, которую Зотов дал бывшему на-
чальнику цеха «дяде Васе»:

«...Неплохо работал в войну. Пефредо-
вой был начальник цеха. А отгремели
фронты, приняли мы пятилетний план,
пошли к новым высотам — он и не за-
метил этого. Так и не понял, что каждый
новый день мы работаем по-новому».

А новое — это борьба за несравненно
более высокие темпы производства, за его
рентабельность, за сверхилановые нажоп-
ления, ускорение оборачиваемости оборот
ных средотв, лучшее использование обору-
дования.
	* А. Пантиелев. «Первая неделя». По-
весть. «Новый мир», № 10. 1949 г.
	we В ВТ >

щаний, данных MOCRBHGAME = TOBAPEINY

Сталину.

Трофимыч руководит по-етафинке. Не
умея правильно организовать производст-
во, он насаждает штурмовщину, пытается
ваверстать упущенное  авралом. Па его
участке работает преимущественно моло-
лежь, выпускники ремесленного училища.
Но старый мастер вилит в них не решаю-
шую силу своего участка, & главную п9-
меху, относится EB ним © нескрываемой
враждебностью:

«Ремесленнички!» —— презрительно на-
зывает он молодых рабочия.

«— Разве это рабочий? Наемешка! 0д-
во озорство», —  говорит ов.
`` Трофимыч не замечает, что комсорг це-
ха стахановка Лиза Смирнова проявляет
чудесную заботу о своем старом, разбол-
танном станке, на котором достигает вы-
сокой выработки. ЙДиза могла бы возгла-
вить на заводе движение за. сохранность
оборудования, а Трофимыч не только не
поддержал комсомолку, но даже не 1103860-
тился о том. чтобы ее станок был приве-
ден ‘в порядок.

Таких, как Лиза, в цехе много. Именно
они, молодые стахановцы, 8 не бракодел
Бобков и неряха Лапшина представляют
подлинное лицо цеховой молодежи, вопре-
ки ошибочному взгляду Трофимыча.

В повести ярко показано,. как новый
‘старший мастер Павел Алтухов с первых
шагов начинает вводить в «бой за трой-
ную программу» людские резервы. С пе-
мощью комсомольской организации 003-
даются первые  комсомбльско-молодежные
бригады. Полнее, рациональнее  исполь-
зуетея богатый опыт старых кадровиков—
Сорокина, Хлынова, тети Дуни и других.

Алтухов наводит новые порядки и в
организации производства. С помощью мо-
лодого технолога Вари Земцовой и началь-
ника цеха Деева он смело вносит измене-
ния в устаревшую технологию, совершен-
ствует ее, добивается того, чтобы 0бору-
дование было приведено в образцовое со-
стояние. Коммуниёт Алтухов знает, что
без поддержки коллектива и, прежде всего,
партийной организации он не сможет Ae
биться успеха. Совещание партгруппы —
одна из наиболее волнующих сцен в пове-
сти. ГИ

Повесть А. Пантиелева «Первая неде-
лая» заслуживает положительной оценки.
	ля» заслуживает Пололительнои OCT,
_- Автор показывает, как молодой комму-
	нист Алтухов учится у партии большеви-
ков, У товарища Сталина умению преодо-
левать ‘трудности, не бояться ответетвен-
ности. Алтухов приходит в парткабинет,
чтобы снова и снова прочитать вдохнов-
ляющие слова товарища Сталина. «Что-то
неиз`яснимое, торжественное поднялось в
душе Павла. Он взял в руки брошюру ©
речью Сталина, медленно перелистал ее
еще и еще раз с неослабевающим волне-
нием... Павел коснулся мысли великого
человека, и она наполнила его жизнь 10
краев». Из парткабинета Павел вышел
окрепший, обновленный, уверенный в сво-
их силах.
	Алтухов . глубоко воспринял  елова
товарища Сталина 0 том, «что из всех
ценных капиталов, имеющихся в мире,
самым ценным и самым решающим кани-
талом являются люди, кадры». И мастер-
коммунист сумел сделать из этого пра-
вильные выводы. Когда директор в упор
спросил Павла:
	— Значит, дашь тройную программу?
Павел коротко ответил:

— Дам.

— С этим народом, с этими кадрами?
— А то © кем же?

Большевик иначе и нё мог ответить.

Читатели вправе рассчитывать на то,
что жизнь советского производетва вдох-
	новит А. Пантиелева на новые, волнующие
ЕНИГИ.
			А ЕФИМОВ.
		НА СНИМКЕ: центральное панно станции «Таганская».
		_ Это был незабываемый день. 14 мая
1935 года к 6 часам вечера в Колонном
зале Дома союзов собрались две тысячи
строителей столичной подземной магистра-
ли. Сюда, на это торжественное заседание,
посвященное пуску первой линии метро,
онн принесли победный рапорт своему
любимому вождю, инициатору и вдохно-
вителю грандиозной стройки — великому
Сталину. .

...Собрание подходило к концу. Предсе-
дательствующий товарищ Булганин торже-
ственно произнес:.

— Слово для предложения имеет
товарищ Сталин.

Буря оваций всколыхнула зал. Товарищ

талин вышел на трибуну. Великий
вождь начал речь:

—- Я имею две поправки, продиктован-
ные теми товарищами, которые сидят вот
злась.

Шумной овацией и возгласами «ура»
приветствуют собравшиеся первую по-
правку вождя об об’явлении благодарности
всем работникам Метростроя.

— И вторая поправка, — продолжает
товартииг Сталин, — я прямо читаю: за
особые заслуги в деле мобилизации слав-
ных комсомольцев и Еомсомолок на ус-
поное ‘строительство московского метро-
политена, натрадить орденом Ленина мос-
ковскую организацию комсомола.

Взрыв аплодисментов, радостные  в03-
тлазы, элравицы в честь вождя — все
это слилось в одну мощную реку восторга.

зтляды всех устремлены на трибуну. ту-

да, где, улыбаясь, товарищ Сталин апло-
дирует вместе со всеми собравшимися в
Колонном зале.

Это было историческим событием в
жизни московского комсомола. С тех пор
на знамени комсомола столицы ярко
сияст орден Ленина — награда за самоот-
верженный, героический труд на стройке
первой линии метро.

Тысячи комсомольцев, работающих рука
06 руку со старшим поколением строите-
лей. стахановским трудом обеспечили тог-
ха претворение в жизнь задания партии,
правительства, товарища Сталина по с0-
оружению первой в Советском Союзе под-
земной дороги. у

Работая в шахтах Метростроя, молодежь
знала, что метрополитен — это далеко не
обычное сооружение. «Там в каждом кус-
хо мрамора, в каждом куске металла и бе-
тона, в каждой ступени эскалатора скво-
зит новая душа человека, нат социали-
стический труд, там наша кровь, наша
тюбовь. наша борьба за нового человека,
за социалистическое общество» (Л. М.
Каганович). Комсомольцы знали, что мет-
рополитен строится по личной инициати-
ве лучшего друга советской молодежи
великого Сталина.
	..С тех пор прошло пятнадцать лет.
Охна за другой вступили В строй три
очереди московского метро. Стальные пу-
	ти подземных магистралей протянулись
почти на 40 километров.  Воздвигнуты
двадцать девять подземных дворцов. Мет-
	рополитен прочно вошел в быт москви-
чей. За эти годы он перевез около шести
миллиардов пассажиров, что почти втрое
превышает население всего земного шара.
Метрополитен приобрел всемирную славу
как сооружение, в котором ‘отражены вели-
‘ane нашей социалистической эпохи,
сталинская забота о человеке.
‚ В грозные годы Великой Отечественной
войны было начато строительство четвер-
той очереди метро. Советский народ при-
пагал все силы лля быстрейшей победы

Великой Отечественной войны-—оформле-
ние станции «Таганская». 0 величествен-
ном сталинском плане преобразования при-
роды рассказывает художественное панно
на «Павелецкой». Дружбу народов страны
социализма отображает оформление «Серпу-
ховской». Триумф победителей выражают
скульптурные детали «Калужской». Отдых
трудящихся советской страны — такова
тема оформления станции «Парк культуры
и отдыха имени Горького».
	Более 20 сортов мрамора, гранита, 30-
	лото, хрусталь, керамика, бронза, ценные
породы дерева использованы для украше-
ния новых лворцов.
	тена участвует вся страна. заказы для
первого участка «Большого кольца» вы-
полняли коллективы более 200 заводов
нашей Родины. Среди них-—маптинострои-
тели Ленинграда и Урала, металлурги
Свердловска и Жданова, Сталино и Маг-
нитоторска и многих других. Из- оломны
и Лнепропетровска приходили составы ©
тюбингами. На высоте более чем двух
тысяч метров над уровнем моря в горах
Кавказа добывалея мрамор для облицовки
станции «Парк культуры и отдыха им.
Горького». Арки «Серпуховской» собраны
из узбекского мрамора, стены подземного
вестибюля «Таганской» облицованы ал-
тайским минералом. 60 заводов Москвы и
Московской области приняли участие в
изготовлении  эскалаторов для новых
станций. О сложности выполненного за-
дания говорит одна цифра: каждая дви-
жушаяся лестница состоит из 50 тысяч
	деталей!

Новая линия оснашена сложными и CO-
ршенными устройствами сигнализации,
автоблокировки. срязи. Автоматизировано
	ющих трассу электроэнергией. Bee это
еще более повышает  эксплоатационные
качества метрополитена.
	Шесть новых станций вступили В
строй. Там, где лишь недавно лежали ве-
ками нетронутые пласты грунтов, мчатся
толубые экспрессы метро. Заверитив рабо-
ты на первом участке, метростроевцы все
пгире развертывают строительство следую-
щих участков. Уже сооружены боковые
тоннели крупнейшей ° станции метро,
носящей славное имя комсомола, —
«Комсомольской». Готова металлическая
конструкция станции «Ботанический сад».
Стахановскими темпами возводится  стан-
ция «Новослободская». Все силы коллек-
тива направлены на то, чтобы оправдать
высокое доверие инициатора и вдохно-
вителя стройки метро товарища Сталина. В
приветствии метростроевцам в связи ©
окончанием строительства третьей очереди
великий вождь сказал:

«Выражаю твердую уверенность, что
метростроевцы и виредь своим  герои-
ческим трудом и напряжением сил обеспе-
чат выполнение задания Государственного
Комитета Обороны по строительству новой
‘четвертой очереди Московского Метропо-
литена».

Окруженные вниманием и заботой пар-
тии, правительства, товарища Сталина,
повседневно ощущая теплую,  отеческую
помощь вождя; метростроевцы и впредь
будут высоко держать знамя дважды орде-
ноносного Метростроя — одного их пе-

редовых отрядов строителей великой сто-
ШиЦы.
	А. БАРЬЫШНИКОВ,
главный инженер Метростроя.
				над врагом. Но и тогда, в дни жесточай-
ших боев, товарищ Сталин не переставал
заботиться 0б улучшении быта советских
людей. Ярчайшее свидетельство этому —
личное указание вождя начать стройку
новой линии метрополитена. Его рукой
была намечена и трасса четвертой очере-
ди метро — «Большое кольцо».

Это грандиознейшее сооружение свяжет
между собой 17 из 25 районов столицы.
Новая подземная магистраль пересекает
крупнейшие улицы и площади, соединяет
семь основных железнодорожных вокзалов
Москвы. Она создаст новые, большие удоб-
ства для москвичей. На кольцевой линии
сооружаются двенадцать станций, шесть
из которых, расположенных в месте пере-
сечения новой магистрали с действующи-
ми, будут пересадочными узлами.

Первый участок «Большого кольца» —
это более семи километров ‘пути, шесть
станций: «Курекая», «Таганская», «Паве-
лецкая», «Серпуховская», «Калужская»,
«Парк культуры и отдыха имени Горько-
го». Строительство этих станций явилось
новым, значительным шагом вперед в раз-
витии техники советского метростроения.
	Мощные щиты, механизмы для укладки
колец чугунного крепления, для отгрузки
породы, электровозы — все это облегчи-
ло труд строителей. Если раньше лопата
была основным инструментом для погруз-
ви породы, то сейчае она вытеснена по-
грузочными машинами. Механизация тру-
доемких процессов позволила более чем
втрое снизить затраты средств и времени
на строительство одного метра тоннеля.
Сейчас Метрострой близок к решению про-
блемы механизированной разработки по-
роды. На заводе изготовляетея спепналь-
ный проходческий щит. Применение его
сведет к минимуму затрату людского тру-
да и позволит в несколько раз повысить
скорость сооружения тоннелей.

Активными борцами за внедрение нозюй
техники в производство являются моло-
дые метростроевцы. Например, комсомоль-
ско-молодежная бригада чеканитиков Гри-
гория Романова первой на стройке освоила
новый метод гидроизоляции тоннелей. На
перегоне между станциями «Курская» —
«Таганская» она применила для чеканки
швов между кольцами чугунного крепле-
ния расширяющийся цемент. Этот метод
получил распространение по всему Метро-
строю и позволил полностью заменить де-
ментом дорогостоящий свинец.

Вместе со стройкой метро росли люди—
создатели подземных магистралей. Мно-
тие из тех, кто пришел на строительство
первой линии по комсомольскому призыву
и был ряловым проходчиком, стали инже-
	нерами, руководителями стройки. Бывший
проходчик Алексей Яремчук — ныне по-
мощник начальника Метростроя, первая
девушка-кессонщица Софья Виеня — ин-
женер управления Метростроя,. бывшие
проходчики Александр Кирсанов и Васи-
лий Полежаев стали: первый — директо-
ром завода, второй — начальником шах-
ты. Руководит шахтой начальник смены
на первой линии Дмитрий Штерн. На ру-
ководящую работу выдвинуты тт. ЁВраев-
ский, Алтунин, Халтурин и многие дру-
гие.

Славные традиции комсомола Метростроя
были умножены на стройке новой трассы.
Около 200 — комсомольско-молодежных
бригад и две тысячи молодых строителей
соревнуются сейчас за. почетные перехо-
дящие Красные знамена. Бригады Михаи-
ла Епифанова, Александра Теплова, Сер-
гея Елисеева, Юрия Грачева, Михаила
Носача, Ивана Востенко, Ивана Малехина,
Юрия Селиванова и многие другие идут в
первых рядах ` строителей.

Новая линия сооружалась в сложных
тидрогеологических условиях. Достаточно
сказать, что за время строительства из
недр Москвы выкачано 223 миллиона ку-
бических метров воды. Водоотливные уста-
новки ежечасно выдавали на-гора около
20 тысяч кубических метров воды. Этого
количества хватило бы для водоснабжения
торода с миллионным населением.
	Особенно тяжелые бои с подземной сти-
хией пришлось выдержать строителям пе-
регона «Татганская»—«ПНавелецкая», кото-
рый пролегает под Москвой-рекой и водо-
отволным каналом. Образцы мужества и
выдержки наряду со старыми проходчика-
ми показывала молодежь комсомольско-мо-
лолежных бригад Митрофана Городецкого,
	Якова Cusakopa и других. Большой
участок здесь ‘пришлось сооружать в
коссоне, под сжатым воздухом, который
	сдерживал напор плывунов ~~ грунтов,
сильно насышенных водой.

Когда завершалась проходка тоннелей,
под землю’ спустились мастера отделки.
Они начали украшать станции. Более ше-
стидесяти архитекторов столипы принима-
ли участие в создании новых подземных
дворцов. Из сорока представленных проек-
тов были отобраны шесть лучших. Гран-
диозные события, которые пережила на-
ша страна в эти годы — триумф победы,
успехи на фронте мирного строительства,
твердая поступь советского народа, уверен-
но идущего к коммунизму, — все это
нашло отражение в оформлении воздвиг-
нутых станций метро. Изобилию Кояхоз-
ной жизни посвящена архитектура стан-
tun «Курская». Славным воинам-героям
	КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ПОДМОСКОВЬЯ
	СЕЛЬСКИИ
ДРАМКОЛЛЕКТИВ
	НА сцене Михалевской избы-читальнн и
в красных уголках соседних селений—
Ивановская, Тимшино, Захарово — часто
выступает коллектив художественной са-
модеятельности колхоза имени 1 Мая.
Руководит коллективом заведующий избой-
чнтальней Михаил Зайцев. Среди участни-
ков художественной самодеятельности —
колхозники и сельская интеллигенния.

В этом году кружковцы показали не-
сколько пьес. Среди них — «Гроза» и
«Бесприданница» Островского, «Русалка»
Пушкина и другие. °
	в день семидесятилетия товарища
И. В. Сталина кружковцы дали концерт,
посвященный дорогой всему ‘народу дате.
В концерте исполнялись стихи и песни
	советских поэтов и комаозиторов о
товарище Сталине.

На концерте присутствовало ` около 200
колхозников.

К. СЕРГЕЕВ.
		Книгами снабжает передвижки фабриз-
ная библиотека, насчитывающая — около
15 тысяч томов политической,  художе-
ственной и технической литературы

Фонд библиотеки постоянно пополняется.
	Б этом году дирекция фабрики выделила
Ha приобретение новых книг 7 тысяч руб-
лей,
Н. АНТРОПОВ.
Воскресенский район. ,
	СЕМИНАР РАБОТНИКОВ
СЕЛЬСКИХ КЛУБОВ
	02“ культурно-просветительной рабо-
ты Шатурского городского Совета де-
путатов трудящихся провел семинар ра-
ботников сельских клубов, изб-читален и
библиотек. Участники семинара прослуша-
ли лекции о спортивной работе в зимнее
время, о , работе с журналом и газетой, а
также лекцию о международном  положе-
нии. Они ознакомились с опытом работы
лекторня деревни Петровская, где рёегуляр-
но проводятся лекции, сопровождаемые
научно-популярными кинофильмами, позна-
комились с опытом работы клуба деревни
Ботино, в котором хорошо организована XY-
дожественная самодеятельность.
	А. ОБОЗНОВ.
г. ЧТатура.
	НА НОВОЙ ЛИНИИ МЕТРО
	1 января вступила в строй новая линия
метрополитена Курский вокзал—Ёрымская
площадь. За два дня на этой магистрали
поезда перевезли около двух ‘миллионов
пассажиров.

С большим восхищением знакомятся
москвичи с новыми станциями — подзем-
ными дворцами. Многолюдно на станциях
«Курская», «Таганская», «Калужская»,
архитектура и оформление которых при-
влекают особое внимание.

В книгах отзывов, имеющихся на всех
станциях, многие пассажиры оставляют
свои записи. Москвичи выражают признз-
		тельность партии, правительству, товзрищу
И. В. Сталину за неустанную заботу 0
нуждах трудящихся.

«Только в советской стране, — пишет
труппа рабочих московских заводов, —
можно создать такое величественное со-
оружение. Спасибо нашему правительству
и товарищу И. В. Сталину за большую за-
боту о простых советских людях».

Воины Советской Армии записали в кни-
ге отзывов: «Новая линия метро — это
частица нашего прекрасного будущего —
коммунизма».

+
	БИБЛИОТЕКИ-ПЕРЕДВИЖКИ
НА ФАБРИКЕ
она на фабрике «Молот и серп»
организовали библиотеку-передвижку

комсомольцы прядильного цеха. Их ини-
пиативу поддержала молодежь ткацкого
	цеха и отдела главного механика.

Я
Успех лыжнинов Полмосновья
	MOCKOBHOTO колхозника М. Гоголева. 5-ки-
лометровую’ дистанцию быстрее всех про-
	шла мастер спорта А. Малофеева. Встречи
	-лаломистов также закончились — побелой
	<портсменов Московской области А. Луто-
винова и А. Бассаловой.
	Рпервые в Яхроме на вновь построеяноу
	трамплине были проведены соревнования
	vO прыжкам. Новое спортивное сооружение
блестяще выдержало экзамен. А. Баранов
(Московская область) совершил прыжок на

42 м. 50 ‘см., что на 2,5 м, превышает про-
ектную мощность трамплина.
	Команды лыжников трех областей —
Московской, Горьковской, Ивановской и
города Горького приняли участие в сорев-
нованиях, состоявшихся в Яхроме.

Спортсмены столичной области убеди-
тельно продемонстрировали свое превосход-
ство почти во всех видах соревнований.

Первых побед москвичи добились в
мужских и женских эстафетах. В ‘гонке на
18 километров у мужчин московские лыж.
ники также были вне конкуренции. Первое
место завоевал И. Рогожин (1 час 13 ‘ми.
нут 13 секунд), второй результат — у под-
	НА СНИМКАХ: ‘станция «Курская» (в центре), по бокам — + Gapenperpet, KoTophMu оформлена crauuun «Парк культуры и отдыха им. Г оо».
Фу
	Фото

А, СТОЛЯРЕНКО.