Суббота, 7 января 1950 г., №4 (1174).

НОЧЬ. В ЛЕСУ
	в ЗВУКИ приближающейся  подводы.
— Дяденька, помоги мне лошадь  38-
чь, — сказал Морозов незнакомому че-
RY, под’ехавшему в нему.

Из баней вылез коренастый мужчина,
	олтетый в полушубок, подошел в лошади
		Николая, стал расематриваль
	вать упряжьь.
	Rar-ro поздно вечером возвращался из   ные
	Вереи. в свое родное вело Шустиково сек-
ретарь комсомольской организации Нико-.
лай Морозов. Лошадь весело помахивала
хвостом, сани легко скользили по › снегу.
Морозову казалось, что двадцать виломет-.
ров он пролетит мигом.

В’ехал Николай в лес, находящийся па.
полнути от дома. Вдруг узел супони рас-
пустился, клещи хомута разошлись, Ty-
жи ослабли, ‘отлобаи упали на землю,
дуга легла на гриву коня. Словом, ло-
шаль совсем распряглась. Беда, конечно,
небольшая! Но Морозов растерялся. Во-
семнаднатилетний здоровый HONS, рэ-,
дившийся и выросший в деревне, не умет
обращаться с упряжью... га

Еще ‘в’ дниг школьной ‘учебы “Николаю,
приходилось выполнять простые ` сельско-
хозяйственные работы, не требующие по-
чти никаких трудовых навыков и сноров-
ви, вроде прополки овощей, полива посе-
вов п перевозки снопов. Мпогие сверетии-
	ки Николая не удовлетворялись этими it-
	сложными делами. Они по своей  доброи
воле приходили на конный двор, во всем
помогали старшим, учились запрягать л0-
шадей, ухаживать за ними.

Ни в чему этому Николай не стремил-
ся. Не требовали от него знания колхоЗ-
ного производства учителя в школе и ро-
дители дома. А когда Морозов окончил ее-
милетку, его вскоре избрали секретарем
комсомольской организации, утвердили ос-
вобожденным культработником при Шу-
	стиковском сельском Совете. От этих пер-
вых вылвижений у Морозова  векружи-
лась голова. Он стал пренебрежительно от-
носиться к физическому труду, & овладе-
нию сельскохозяйственным производетвом.

Был такой елучай. Осенью прошлого
тода комсомольцы и молодежь села реши-
лн прозести воскресник по уборке карто-
феля. К ним на помощь приехали шефы
из Железнодорожного района столицы.
Позже всех на воскресник явнлея Нико-
лай, разодетый по-праздничному.

— Смотри-ка, Николай, — говорила
ему звеньевая Мария Зайцева, — москви-
чи-то как чисто выбирают картофель!

— Выло время и я рылся в земле, а
теперь уж хватит, — заносчиво ответил
Морозов, осматривая свои остроносые бо-
тинки, начищенные до блеска, и наглажен-
ные брюки «в стрелочку».

— Вот странный какой-то клубень но-
пался, — продолжала Зайцева, — То ли
это сорт «лорх», то ли «эпикур». Никак
не пойму. Определи-ка, Николай.

Из рук звеньевой Морозов взял грязно-
ватую картофелину, брезгливо посмотрел,
гозоря:

— Не знаю, какого она сорта.

— Что ты, Николай, так нос воротишь
от земли? — сдерживая евое негодование,
допытывалась звеньевая.

Зайцева вместе е другими колхозница-
ми, работавшими е ней рядом, взялась
пробирать Морозова. Осуждение и добрый
совет, высказанные прямо и резко, не
понравились Николаю. Он воспринял их,
как горькую обиду и незаслуженное ос-
корбленне, и не сделал для себя никаких
выводов...

Мы оставили Николая Морозова в ле-
су с распряженной лошадью.  Поспенгим
	же возвратиться туда, где постигла его
неудача.
Несколько минут Морозов задумчиво
	стоял возле саней, пытаясь припомнить,
как нужно запрягать лошадь. Сколько раз
он видел, как делают это другие, но ему
и невдомек было попробовать самому.
Юноша взялся прилаживать сбрую на-
угад, кое-как. Больше часа мучился он,
мучил и лошадь, пытаясь ее занрячь.
Иногда ему казалось, что он. все сделал
так, как нужно. Но стоило лошади тро-
нуть е места порожние сани, как оглобли
выскакивали из гужей, а дуга оказыва-
лась то на спине, то на голове лошади.
Выбившиеь из сил, он решил ждать
счастливого случая. Прошло немало вре-
мени, прежде чем послышалиеь явствен-
	0б‘единенный плену
	БОЛЬШАЯ
СЕМЬЯ
	Ефросинья Федоровна Волкова, прожи-
вающая в деревне Корниловской, Егорьев-
ского района, вырастила и воснитала 11
детей. Указом Мрезидиума Верховного. ©0-
рета СССР ей` присвоено почетное звание
«Мать-героння».

— Если бы мои дети росли в то вре-
мя, в какое pocda я, — товорит Ефро-
синья Федоровна, — были бы они негра-
мотными или, ‘в лучшем случае, окон-
чили бы ‘вельскую школу. “А сейчас co-
ветская власть дала им хорошее образо-
вание, вывела их на широкую дорогу.

Старшая ‘дочь Е. Ф. Волковой.  Матре-
	  нз Михайловна — учительница, сыновь»
  Алевсей и Борис. —   бухгалтеры, Георгий
‘заведует торговым отделом одного ИЗ
	районов ’Киева, Иван — инженер-элев-
трик. В качестве инженера работает на
	Государственном шарикоподшипниковом
заводе в Москве сын Николай, Дочь Ан-
на — бортрадист, Евдокия — инженер,
	заместитель главного технолога на одном
		плановик, сын Александр —— Студент
третьего курса Института электрифика-
ции и механизации сельского хозяйства,
	дочь Надежда окончила десятилеть).

У Ефроеиньи Федоровны 12 внуБов H
внучек. Одни из них уже окончнли сред-
ние и высшие учебные заведения, другие
продолжают учебу. Бнучка Належла
окончила институт и аспирантуру и 3а>
щитила диссертацию на степень канди-
дата химических наук. Внучки Валя и
ous учатся в станкостроительном  тех-
	HURYMe.
К. СЕРГЕЕВ.
		Комсомольская эизнь
	Рештеныя
		Комитет ВЛКСМ завода «Фрезер» со-
ставил тематический план проведения двух-
недельного семинара для комсомольского
актива предприятия. Намечено провести
следующие лекции: организация политиче-
ской и общеобразовательной учебы ком-
сомольцев, контроль и проверка исполне-
ния решений, комсомольское собрание груп-
пы, как составить план работы, комсомоль-
ское поручение и на другие темы.
	Участники семинара прослушают также
доклад о международном и внутреннем
положении Советского Союза, побывают в
театрах и музеях столицы.

*ж*
*
	Сталинский райком ВЛКСМ провел ©0-  .
	вещание секретарей комсомольских офтани-
заций по ознакомлению с решениями
П пленума ЦК ВЛКСМ.
	В комсомольских группах электроламно-
вого завода, возглавляемых Масловой и
Чуверевой юноши и девушки подробно
изучили материалы пленума. Беседы про-
ходят во всех цехах и отделах предприя-
тия.

**
*

По инициативе  Москворецкого PK
ВЛКСМ в районном Доме пионеров со-
стоялся вечер отдыха комсомольского ак-
тива района. С большим успехом прошло
выступление коллектива художественной са-
модеятельности текстильной фабрики им.
Фрунзе.
	Бечер для комсомольцев малочисленных
организаций района провел Железнодорож-
ный РК ВЛКСМ. С докладом на тему
«Моральный облик молодого советского че-
ловека» выступил начальник Железнодо-
рожного техникума тов. Рубан А. С.
	* *
*
	— А ты. молодой человек, — шутил
	незнакомец, — привязал бы сани B XBO-
сту лошади и катил. домой.
	— 0 таком епособе езды, — произне
	уже ‘повеселевитий Николай, — я читал
в сказке «Шемякин суд». Там рассказы-
вается, каз ‚судили мужика за то, что он
взял у свосго брата ‘лошадь, привязал в
ее хвосту воз дров и хотел его привезти
из лесу домой. Й дрова ‘он. не привез, и
	лошади хвост оторвал:
— Вижу я, боек-ты на язык, а BOT
	лошгаль не умеешь запрягаль, —— упревнул
	его незнакомец, усаживаясь. в свои сани.

Николай благополучно ‚добрался домой и
никому не рассказал о своем приключе-
saan Чо шила в мешке. как говорят, нев
	утаишь. Выяснилоеь, что незнакомец,
оказавший помошь Николаю, был кол-
хозник Лареевской артели, которая на-
	`холится недалеко от села Шустиково. От
	9.
	нето-то и пошла молва о неудачах Моро-
зова.

Векоре на собрании обсуждалея вопрос
о подготовке к весеннему севу. Николёй
поучал колхозников и критиковал их 3а
	РУ РА

различные упущения. Взяла слово Ирина
	Ццирезнова.

— Николай Морозов, — заявила она,
— говорит красиво. Но мне, например,
неприятно слушать от него наставления
и советы. Ведь ты, Николай, совсем не
знаешь свое родное колхозное дело. Не
умеешь ни пахать, ни бороновать, ни л0-
шаль запрягать, ни топор в. руках  дер-
жать. За тебя твоя мать-старушка дрова
колет. Лучше рассказал бы ты нам, как
у тебя в лесу ночью лошадь распряглась,
Kak TH там замерзал.

— Ты говоришь не по-существу, —
перебил ее Николай. — Мы сейчас обеу-
ждаем вопрос о весеннем севе...

— Нет, Ирина говорила  по-сущест-
ву, — воразила доярка Елена Синицына.

Спор разгоралея.

— Нам, молодым людям, — занальчи-
во заявил Морозов, — незачем обучать-
ся допотопным методам работы, которые
отживают свой век. Растет механизация
сельского хозяйства. Зачем же мне учить-
ся пахать землю плугом, если это делают
теперь машины, тракторы? Зачем учиться
косить траву косой, если есть у нае се-
нокосилки и сеноуборочные машины?..

Колхозники засыпали юношу вопросз-
ми, некоторые — весьма ехидными.

— А знаешь ли ты технику? А есть
ли машина, запрягающая лошадей? Скоро
ли будет такая малтина, которая бы каж-
дого человека бесплатно всем’ кормила,
поила, как сказочная скатерть-самобранка?

Через несколько дней о споре Морозо-
ва на колхозном собрании узнали в Ве-
рейском райкоме ВЛЁСМ. Стали работни-
ки райкома толковать межлу собой о тру-
	IOBOM воспитании сельской молодежи. Вы-
	яенилось, что Николай Морозов не оди-
нок. В селах Верейского района ветречают-
ся подобные люди, пренебрегающие
сельскохозяйственным  производетвом. И
особенно неохотно они илут на выучку
плотницкому, столярному и печному делу.
Строительством в колхозах, как правило,
занимаются пожилые колхозники или на-
емные лица. Артели расходуют огромные
средства на оплату наемных строителей.

Вонрое, поднятый на собрении колхоз-
никами Шустиковской артели, имеет
большое значение. Есть еще такие бело-
ручки на селе. Впрочем, об этом и о том,
как помочь молодежи овладеть необходн-
мыми трудовыми навыками, могли бы рас-
сказать нам сами читатели.

И. СТОЛЯРОВ.
Село Шустиково,
Верейского района.

Комсомольцы 1-го Государственного .подшипникового завода им. Л. .
Кагановича изучают решения И пленума ЦК ВЛКСМ. НА СНИМКЕ: группорг
инструментального цеха А. Селезнев проводит с комсомольцами группы беселу по
	Фото В. КОЗЛОВ
	материалам пленума.
	(, чего м
	В постановлениях П пленума If
ВЛЕСМ «0 росте рядов ВЯЁВСМ Свердлов-
ской областной комсомольской организа-
ции» и «0 работе комсомольской органи-
зации Сталинградского тракторного завода
имени Ф. Дзержинского» глубоко векрыты
причины недостатков, которые характерны
в той или иной степени и для нашей
районной организации.

Во многих колхозах и на предприятиях
района первичные ортанизации не ведут
систематической воспитательной работы ©
молодежью, не состоящей в  комеомоле,
редко проводят открытые комсомольские
собрания. К занятиям в политкружках Hee
комсомольцы, как правило, не привле-
каются, и о них комсомольская организа-
ция подчас вообще забывает. На Дедов-
ской кордной фабрике, например, более
половины юношей и девушек не привле-
чены к общественной работе, не учатся в
политических кружках. В сельхозартели
«Дружба» 20 молодых колхозников не
состоят в комеомоле. Первичная организа-
ция работает обособленно от них, не инте-
ресуется жизнью и учебой молодежи.
	Сейчае эти недостатки устраняются.
Исхоля из решений Il пленума ЦЕ
ВЛЕСМ, райком комсомола составил план
мероприятий по улучшению  руководетва
первичными организациями. В этом нам
оказал большую помощь районный коми-
тет партии, 0с0бое внимание при состав-
лении плана MBI обратили на работу ¢
молодежью, не состоящей в комсомоле, и
вновь принятыми в ряды ВЛЁСМ. Наме-
чено провести семинары секретарей ком-
	Жидшя Ваешльева шраза:
			Молодые ткачихи Екатерина Полякова,
Татьяна Пучкова, Мария Михайлова, Ли-
jun Дмитрошкина и другие убедительно
отстаивали право молодежи, не состоящей
в комсомоле, писать в газету и не только
в стенгазету, но и в районную, облает-
ную, центральную о лучших комсомоль-
цах, их учебе и поведении в быту. 0т-
стаивали и право критики.

— Bor y нас нет лыжи никто из BOM-
сомольцев. даже комитет ВЛЕСМ не позабо-
	От редакции. Вонечно, Лида Басильева
и поддержавшие ее девушки правы. Моло-
дежь может и должна писать о комсомоль-
цах в газету. Юноши и девушки, хотя
они и не являются членами ВЛЕСМ, име-
ют полное право выдвигать перед комео-
мольской организацией вопросы, связан-
ные с улучшением условий их труда, бы-
		сомольских организаций и группоргов. В
колхозах и на предприятиях, rae не
вся молодежь учится в сети политическо-
го просвещения, создаются новые 0-
литкружки. Во второй половине января
состоитея районный актив по итогам II
пленума ЦЕ ВЛЕСМ.

В первичных организациях проходит
обсуждение постановлений пленума ЦА
BIKCM. B помошь секретарям комсомоль-
ских организаций райком прикрепил 60-
лее 30 опытных активистов.

По-деловому прошло обсуждение итогов
пленума в колхозе селения Покровское.
ВКомеомольцы остро критиковали комитет за
невнимание в нуждам и запросам моло-
дежи. Занятия политкружков в колхозе
проходили нерегулярно. Большая часть
молодых колхозников не посещала их. 0т-
крытые комсомольские собрания с уча-
стием всей мололежи не проводились.
	Комитет ВЛЕСМ учел критику  комсо-
мольпев, на помощь пришел и райком
комсомола. В результате за последнее вре-
мя работа организаций заметно оживи-
	лась. Юноши и девушки, не состоящие в
комсомоле, сейчас регулярно посещают
политзанятия. Многие из них имеют 05-
щественные поручения.

Таких примеров можно привести нема-
ло. Претворение в жизнь решений П пае-
нума ЦЕ ВАЕСМ поможет нам. добиться
нового пол’ема в жизни комсомольской
	ортанизации района.
А. ГОНЧАРОВ,
	секретарь Истринского РК ВЛКСМ.
	тился о том, чтобы мы хорошо встретили
спортивную зиму, — справедливо замети-
ли девушки. — А ведь чье это дело,
как не комсомольцев?
	Долго еще продолжался спор. А как же
поступила редколлегия? Члены  редколле-
гии оказались в затруднении. Они не
могли ответить на вопрос: кто же прав?

Ю. КАПОТОВ.
	недостатки, встречающиеся в работе ком-
сомольцев, подсказывать, как их испра-
ВИТЬ.

В крепкой связи е молодежью — залог
успеха всей деятельности комсомольской
организации. Там же, где комсомольцы не
дорожат этой связью, не прислушиваются
к нуждам и запросам молодежи, там не-
	ЗАВОЛСВАЯ
ГСАТИРИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
	Сатирическая газета «Зацепа» на ho.10-
MCHCKOM паровозостроительном заводе им.
Куйбышева пользуется большой популяр-
ностью среди рабочих. И это не случайно.
Карикатуры, подписи к ним, сатирические
стихотворзния, направленные против бра-
воделов, болтунов, разгильдяев, всегда 0с-
троумны и злободневны.

Газету оформляет молодой заводской ху-
докник Н. Самойлов. В числе ‘активистов
— комсорги цехов Н. Базульников и
И. Свистун, рабочий А. Девятов и другие.

Газета помотает коллективу завода по-
вышать культуру труда, улучшать  ва-
чество продукции.

Ю. КНЯЗЕВ.
		Хоронзо проводят время зимних ка-
никул дети рабочих и служащих ком-
	бината «Трехгорная мануфактура»
в эти морозные дни. Много ребят мож-
но встретить в Доме пионеров имени
Павлика Морозова, Здесь проводятся
разнообразные игры, работает читаль-
ный зал, в котором ребята читают ин-
тересные книги, приобретенные для
них к зимним каникулам.

НА СНИМКЕ: в читальном зале До-
ма пионеров имени Павлика Морозо-
ва. На первом плане — Джульетта
Богоурская и Валентин Фадеев за чте-
нием книг.
	Кировский райком ВЛКСМ провел сове-
щание секретарей комсомольских организа-
ций вузов и техникумов о ходе экзамена-
ционной сессии в высших и средних учеб-
ных заведениях района.
	Присутствующие обменялись мнениями по
итогам первых дней сессии, наметили пути
к устранению имеющихся недостатков.
	ak
При большой активности слушателей
прохолят политзанятия в комсомольской
	организации колхоза имени ХУП годовщн-
ны Октябрьской революции  ЧЛуховицкого
района.

Каждый вторник комсомольцы и моло-
дежь собираются в избе-читальне. Руково-
дитель кружка тов. Иванова рассказывает
им 0б огромных изменениях, происшедших
в нашей стране.

Партийная организация оказала помощь
в приобретении необходимой литературы,
учебных пособий и систематически контро-
лирует работу кружка.
	Недавно в одной из комнат общежития
Нарофоминской прядильно-ткацкой  фаб-
рики, где собралась редколлегия стенгазе-
ты «Молодой рабочий», разгорелея спор.
Причиной его послужила заметка, кото-
рую прислала в газету молодая ткачиха
Лидия Васильева. В простых словах де-
вушка рассказала о работе комсомольцев
фабрики, 06 их учебе.

—- Какое ты имеешь право писать 0
комсомольцах? — возмущенно спросили У
Лидии комсомолки Соловьева и Иванова. —
Ведь ты же не комсомолка. Сегодня ты
нас похвалишь, а завтра, заметив недо-
статки, будешь критиковать? Это непра-
вильно. Молодежь, не состоящая в комсо-
моле, не может выступать в печати на
комсомольские темы!
	Соловьеву и Иванову поддержали неко-
торые комсомольцы. Остальные же были
			ЧН.  . от обязанностей секретаря МВ я
МТЕ ВЛЕСМ.
	Секретарем МЕ и МГЕ ВЛЕСМ избран
	На днях состоялея 0б’единенный пле- Н. ЦП. от обязанностей
	нум Московского областного и городского
комитетов ВЛЕСМ.
	AM PDD EUV ЗЕРЕН с ИРЕН об   ТСС: ДА Ae Eee Eee a eA See ee eee en БЕЙ   ne

на стороне Васильевой. та, отдыха, имеют право указывать на! избежны недостатки и срывы в работе. Фото В. СОРОКИНА.
—==ыпьЫымыньы——

т побывать на производстве, чтобы самим   раторами и одним дежурным инженером.   называемые твердые и  сверхтвердые ” Помимо экскурсий на завод «Твердые
5 ; видеть практическое применение всякого   Работы производятся автоматически и сплавы. Твердость их настолько велика,   сплавы», мы посетили заводы «Борец»,
рода законов, которые мы с вами изуча- почти беспгумно. что она почти приближаетея в твердости   “СТанколит», а также  теплоэлектропев-

ЩЕ ока Ас паев отл Я rer woreaprono чротаетола ! траль № 12 Фрунзенского района. Связь

Пленум освободил тов.  Врасавченко  тов. Сизов Н. Т.

aaseennanreenes ye

молодежь должна быть знакома с
2, представлять себе применение
	Оканчивая среднюю школу, наша
основами современного производст!
	Учащиеся внимательно слушали 00’яс-
нения экскурсовода, с интересом осматри-
вали различные машины и приборы. 0би-
лие веего виденного и слышанното поро-
ждало у них массу вопросов, на которые
им были лэны иесчеопывающие ответы.
	В то время, как одни экскуреанты изу-
чали качественную сторону физических
процессов, другие интересовались вбпроса-
ми количественного их содержания. Руко-
водствуясь запиеями своих конспектов,
ребята с увлечением производили раечеты
основных электротехнических режимов ра-
боты электропечей. Деятельное ‘учаетие
принял в этом и Игорь Г., о котором упо-
миналось раньше. Здесь, в цехе, он
совершенно преобразился. Вместо ama-
тичного, смотревшего на всех вялым вз0-
ром школьника я видел теперь перед е0-
бой бодрого, энергичного и весьма любо-
знательного юношу. Он первый ouperze-
лил мошноеть’ тока, проведя для этого в
уме все арифметические расчеты. Това-
pana Игоря, письменно проверявшие его
числовые выкладки, были очень обрадо-
ваны успехами своего друга.
	Экскурсия нонравилась всем. (Особенно
	заинтересовал учащихся оптический пиро-
метр, прибор. служаший для определе-
	ния высоких температур, работающий на
прянципе «иечезающей нити». Они е УВ-
	лечением изучали его устройство и прак-
тическое применение.
	Осмотрев ряд последующих производет-
венных цехов завода, мы попали в элек-
трометаллургический цех, где порошковые
смеси в специальных электропечах при
температуре 3000° С превращаются в так
	ем, — заявили ребята.

Я был очень доволен, что ребята сами
нашли прекрасный выход из создавшегося
положения.

Посоветовавшиеь, мы решили в бли-
жайшее время посетить и изучить про-
мышленные предприятия нашего Дзержин-
ского района. В этом нам большую  по-
мощь оказали райкомы партии и комсо-
мола. Через несколько дней мы начали
знакомство с работой заводов «Бо-
рец», «Станколит», «Твердые сплавы».
Вместе с заводскими инженерами мы со-
ставили план школьных  производствен-
ных экскурсий, тесно ‘увязав их в про-
граммным материалом.
	В качестве первоочередного 00’екта
производственных экекуреий мы выбрали
завод «Твердые сплавы». 0б’яенялось это
тем, что технологический процессе изготов-
ления твердых сплавов основан на при-
менении законов электрического тока.
Здесь широко используется различное элек-
трическое оборудование и аппаратура, ко-
торую учащимся 10-х влассов особенно
хорошо надо было знать по курсу физики.
Кроме того, экскурсия на завод порошковой
электрометаллургии давала возможность
подкрепить теоротические знания ученя-
КОБ П0 ХЕМИИ.
	В олин из дней мы пришли на завод.
Проеторное, чистое и светлое помещение,
стены которого покрыты  кафельными
плитами, занимали большие электрометал-
лургические печи сопротивления, ‹ огром-
ные понижающие трансформаторы и мно-
гочисленная контрольно-измерительная ап-
паратура: Bee это сложное оборудование
обслуживается несколькими рабочими-опе-
	алмаза, который, как известно, является
самым крепким веществом на земле.

Производственная экскурсия принесла
учащимея огромную пользу. Рассказывая
на последующих уроках 0б основных за-
конах электрического тока, я видел те-
перь осмысленные, понимающие лица
своих слушателей, у которых в памяти
были еще свежи красочные впечатления о
заводе. Резко повысилея их интерее в
предмету. В значительной мере это об’яс-
нялось тем, что учащиеся хорошо поня-
ли, что изучаемые ими физические _явле-
ния и зэконы имеют болыное практиче-
ское значение в жизни, быту и в прак-
тике промышленного производства. Теперь
школьники забросали меня различными во-
просами, на которые не было возможности
ответить из-за отсутствия времени.

Ваки в тот раз, выход вайти по-
могли мне комсомольцы. Они _ предложили
создать специальные физические кружки.
В числе активных участников кружка
оказался и Игорь Г., который тенерь по-
лучает по физике только хорошие отмет-
ки. Не ограничиваясь занятиями в
кружке, Игорь организовал у себя дома
целую «мастерскую» по ремонту и изго-
товлению самодельных физических прибо-
ров и руководит бригадой учащихся, ве-
дущих электромонтажные работы в  физи-
ческом кабинете школы.
	Своим творческим отношением в учебе
и практической деятельностью десятикласс-
ники подали хороший пример учащимся
младших классов. По примеру комеомоль-
цев они также активно включились в
очень полезную и нужную для школы ра-

боту — мастерят приборы для физическо-
го кабинета.
	траль № 12 Фрунзенского района. Связь
школы © производством благотворно ска-
залась на успеваемости учащихся и глу-
бине их знаний. Вот что пишет, напри-
мер, комсомолец Фелике Нешумов в своем
отчете об экскуреиах:
	«...В конце моего сочинения скажу,
это мне лично экскурсия на завод при-
несла много пользы. Я увидел практиче-
ское. применение физики и химии, что
значительно углубило мои знания, Я
встретил людей, о которых часто читал в
газетах и елышал по радио. Своими гла-
зами я увидел творческий труд советско-
го человека. На заводе с огромной глуби-
ной осознаешь слова нашего великого
вожля товарища Слалина о том, что в
нашей стране труд есть дело чести, я
блести, славы и геройства».

Польза от производственных экскурсий
огромна. Поэтому мне очень хотелось бы,
чтобы наши школьные учителя по физи-
ке, химии и биологии шире использова-
ли этот целиком оправдавший себя учеб-
но-наглядный метод обучения, и не толь-
ко обучения. В руках учителя экскурсии
на предприятия могут и должны явиться
одним из важнейших средетв идейно-по-
литического воспитания  учашихея. Мне
кажется, что также давно назрел вопрос
0б установлении более тесного, товарише-
ского контакта между комеомольскими ор-
ганизациями школы и производства. Это
поможет нам успешнее выполнить одну из
важнейших задач советской школы —
воспитать активных строителей коммуни-
стического общества.
	, В. СКОСЫРЕВ,
учитель фазики 234-й мужской
средней школы г. Москвы.
	основами современного производства, представлять сеое применение
на практике физических и химических законов. Но, к сожалению, поста-
новка преподавания таких предметов, как физика, химия, биология, He
во всех школах стоит на должной высоте. Основной недостаток состоит в
	учителя, излагая теорию, ‘не связы-
ту тем лля этого есть все возмож-
	рассказывает в своей статье препо-
	отрыве теории от практики. Нередко
	вают ее < окружающей жизнью. Между тем для этого
	ности.
О связи школы < производством
	даватель физики 254-й мужской средней школы г. Москвы тов. Скосырев.
Печатая статью тов. Скосырева, редакция приглашает преподавателей
школ, а также комсомольских работников выступить на странинах нашей
	- seen
	газеты по поводу поднятого вопроса,
		Однажды на олном из уроков я рас-
сказывал учащимся 0б огромном значении
электрической энергии, о том, каким 0б-
разом она получается и используется. В
этой беседе трудно было обойтись без тех-
нических терминов и названий различ-
ных процессов, машин и приборов. Есте-
ственно, мне приходилось то и дело упо-
минать такие слова, как теплоэлектро-
централь, турбина, индукционный генера-
тор, трансформатор, динамо,  магнето,
электромотор, электрометаллургия, ‘литье,
электросварка ит. л. ит. д. И я заме-
тил, что эти, казалось бы, обыденные тех-
нические слова мзло известны большин-
CTBY десятиклассников,

Имея давнюю педагогическую привыч-
ку проверять, насколько учащиеся уевои-
ли содержание об’ясненного урока, я за-
дал Игорю Г. вопрос: «Каким образом
электрическая энергия превращается в
механическую и тепловую?». Он долго мял-
ся и, наконец, ответил, что этого но кни-
те не учил, а потому и сказать ничего не
	может.
С таким же вопросом я обратилея к ете
	воседу Павлу В. В отличие от Игоря Г.
		тем, что нужно сделать, чтооы усилить
их технические знания.

Ответ на этот вопрос мне помогли най-
ти комсомольцы, пришедшие на следую-
щий день ко мне перед началом занятий.
Оказывается, после вчерашнего урока они
обсудили на комсомольской группе вопрос
© состоянии своей практической подготов-
ки по физике и другим учебным предме-
там и в связи с этим у них возникли
предложения. Ребята признались, что они
никогда не были на фабриках и заводах
и что поэтому плохо знают технику.

— А нам очень хотелось бы посмот-
реть на работающие станки и машины,