Madd CLK a [RB
	Орган МК и МГК ВЛКСМ
		Самый демократический
	в мире избирательный занон
	Через хва месяца народы великого Со-
ветского Союза изберут своих лучших
сыновей и дочерей в высший орган го-
сударственной власти нашей страны —
Верховный Совет Союза Советских Социа-
тистических Республик. В опубликован-
ном «Положении о выборах в Верховный
Совет СССР» — избирательном законе,
основанном на принцинах Сталинской
Конституции, находит свое яркое отраже-
ние наша самая демократическая в мире
избирательная система.
	В соответствии с избирательным зако-
ном выборы депутатов в Верховный С0-
вет СССР будут производиться избирате-
зями на основе всеобщего, равного и
прямого избирательного права при тай-
вом голосовании. Bee граждане нашей
страны, достигшие восемнадцатилетнего
возраста, независимо от расовой и нацио-
нальной принадлежности, пола, вероие-
поведания, образовательного ценза, оеед-
лости, соцнального происхождения,
имущественного положения и прошлой
деятельности имеют право участвовать в
выборах. Избирательный закон устанав-
	зивает исключение лиить для умадишен-
	ных и диц, осужденных сухом с дише-
нием избирательных прав.
	Все восемь глав советского избиратель-
ного закона говорят о том, что выборы в
пашей стране организуются как всена-
родное дело. Исключительное значение
придается привлечению к участию в вы-
борах каждого избирателя. Положение о
выборах обеспечивает свободное волеиз’-
явление советского народа, гарантирует
каждому  избирателю все условия AIA
осуществления права выборов в верхов-
ный орган государственной власти.
	ТольЕо в стране победившего социализ-
из возможна такая подлинно демократи-
ческая избирательная система.

«Никогха в мире еще не бывало таких
действительно свободных и действитель-
но демократических выборов, никогда!
История не знает хругого такого приме-
pa», — так говорил великий Сталин
накануне выборов в Верховный Совет
CGEP первого созыва.

- Мудрый вождь народов в своей истори-
ческой речи перед избирателями Сталин-
ского избирательного округа столицы в
декабре 1937 года убедительно ноказал
тлубочайшее различие между выборами в
Советском Союзе и капиталистических
странах. Еапиталистические запр\вилы,
прикрываясь лживой буржуазной  демо-
вратией, стремятся устранить от участия
в выборах как можно больше трухящих-
ся, создать им всяческие рогатки, закры-
вающие лоступ к избирательным урнам.

Разоблачая всею лживость буржуазной
демократии, товарищ Сталин указывает:
«Говорят о равенстве граждан, но забы-
вают, что не может быть действительно-
го равенства между хозяином и рабочим,
между помещиком и крестьянином, если
У первых имеется богатство и политиче-
ский вес в обществе, а вторые лишены
я того и другого, если первые являются
эксплоататораии, а вторые эвсплоатируе-
MEME».

Избирательные законы большинства Ба-
питалистических стран лишают права
участия в выборах отромные массы тру-
	дящихся. Броме того, существуют хесят-
ки различных оговорок, лишающих  про-
стых людей права избирать и тем более
быть избранными. По этим «лемократиче-
ским» избирательным законам с различ-
ными «имущественными», «образователь-
ными» и другими цензами лишаются из-
бирательного права молодежь, женщины.
солдаты и офицеры, люди «низитих рас»,
как, например, миллионы негров в США,
индейцы в Банаде, ит. 2.
	Только в нашей стране, руковолимой
большевистской партией и советским
правительством, в стране, где ливвихиро-
вана эксплоатация человека человеком,
где нет капиталистов и помещиков, вы-
боры могут проходить действительно сво-
бодно, действительно демократически. На
страже интересов советских граждан стоит
великая Сталинская Бонституция, стоит
избирательный закон. «Всякий. кто путем
	насилия, обмана, угроз или подкупа by-
	дет препятствовать гражданину СССР в
свободном осуществлении его права из-
бирать и быть избранным в Верховный
Совет СССР, — карается лишением: сво-
боды на срок до двух лет», — так гла-
сит статья 109 «Положения о выборах в
Верховный Совет СССР».
	Подготовка к выборам в Верховный Со-
вет СССР началась. Избирательная кампа-
ния является крупнейшим политическим
событием в жизни всего советского нара-
да. Она выдвигает перед комсомольскими
организациями ответственные ‘задачи.
	Оказать номощь партии при проведения.
	массовой предвыборной работы среди на-
селения, раз’яснять шировим массам тру-
дящихся каждую статью избирательного
закона —= такова почетная обязанность
каждого молодого агитатора и пропаган-
хиста. На примерах кашей многотранной
жизни они должны ярке и образно пока-
зать величие советского госухаретвенногмо
п общественного строя, показать его пре-
имущество перед капиталистической си-
стемой.

В нынешнюю избирательную  кампа-
нию, миллионы молодых советских граж-
дан будут впервые участвовать в выбо-
рах в Верховный Совет СССР. Первейшая
обязанность комсомольских ° организаций
—щ развернуть широкую раз’яснительную
работу среди молодежи столицы и Под-
московья. Необходимо ясно и доходчиво
раз’яснить молодежи, какие великие пра-
ва предоставлены ей Сталинской Ёонсти-
туцией и советским избирательным зако-
ном.
	С большим политическим и произвох-
ственным под’емом вступают советские
люди в избирательную кампанию. На фаб-
риках и заводах, в шахтах и колхозах ¢
новой силой разгорается социалистическое
соревнование. Все это свидетельствует 0
том, что в нашей стране интересы госу-
дарства и народа едины.

Пусть же в дни подготовки к выборам
с 060бой силой звучат голоса комсомоль-
цев-агитаторов, вдохновенно несущих
слово большевистской правды в массы
народа. Нусть еше сильнее разгорается
чувство гордости советских людей за свою
любимую Родину, идушую пох мудрым ру-
ководетвом великого Сталина к EBOMMY-
НИЗМУ.
	12 марта 1900 года
выборы в Верховный
Совем СССР
	зыборах
	Указ Президиума Верховного Совета СССР
		Об утверждении «Поло

эерховмый Corer GCCCP»
	Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
Утвердить „Положение о выборах в Верховный Совет СССР“.
	Москва, Кремль. 9 января 1950 года.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
	ПОЛОЖЕНИЕ
о выборах в Верховный Совет СССР
	вет Напиональностей производится Прези-
диумом Верховного Совета СССР.

Список избирательных округов по вы-
борам в Совет Союза я Совет Напиовалъ-
ностей  опубликовывается  Презилиумом
Верховного Совета СССР ge позлнее, чем
за лва месяпа лю дня выбооов.
	образованы отдельные избирательные уча-
СТИ.

Статья 31. В отлаленных северных я
восточных районах, гяе преоблалают иел-
кие поселения. лопускаетея образование
избирательных участков с числом населе-
ния не менее 100 чезовек.

В напиональных округах Севера. з так-
же в горных в кочевых районах могу“
быть образованы избирательные  участев
с населением менее 100 человек. однаЕа
He ниже 50 человер.
	Статья 32. Воинские части и войсковые
соединения составляют отлельные избира-
тельные участки е числом не менее 50 @
не более 3000 избирателей. которые вхо-
дят в избирательный округ по месту на-
хождения части или войскового соедине-
НИЯ.

Статья 33. На сулах, с числом избита-
телей не менее 25. нахолянтихся:в плава-
нии в лень выборов. могу? быть образо-
ваны  отлельные избирательные участви,
вхолящие в избирательные округа по ме-
сту приписки сулна.

Статья 34. При больнипах. родильных
домах. санзториях, домах  инвалилов, ©
числом избирателей не менее 50. образу-
ются отлельные избирательные участка,

В больницах ¢ яесколькимв корпусами
могут быть образованы избирательные
участки при отлельных корпусах при на-
личии в каждом из них не менее 50 язби-
рателей.

Статья 35. В пассажирских  поезлах
дальнего слелования. находящихся в лель
выборов в пути. образуются избирательные
участки лля приема бюллетеней от wahn-
рателей. имеющих «Улостоверения на пра-
во голосования».
	выборам в Совет Напиональностей состав-
ляются из прелставителей от профессио-
нальных организапий рабочих и служа-
щих. кооперативных организапий. комму-
нистических партийных организаций. ор-
ганизапий мололежи. ог культурных. тех-
нических и научных обшеетв в других
общественных организаций и обществ
трулящихся, зарегистрированных в уста-
новленном законом порядке. а также от
	собраний рабочих и служаштих 00 прел-
приятиям и учреждениям.  военнослу-
жаших по BONHCKHM  застям, собраний
	рестьян По колхозам., селам и волостним,
	рабочих и служащих совхозов — M0 COB-
хозам.
Статья 41. Избирательные комиссии
	союзной и автономной республики, авто-
номной области и национального округа
пе выборам в. Совет Наниональностей об-
разуются в составе прелселателя, замести-
теля предселателя. секретаря и 10—16
членов и  утвержлаются Презилиумами
 Верховных Советов союзных в автоном-
ных республик и исполнительными ROMB-
тетамн Советов депутатов труляшихся ав=
	тономных облаетей и вациональных окру--
	гов не позднее, чем за 50 дней лэ» выбо-
ров.

Статья 42. Избирательная комиссия
союзной, автономной республики. автоном-
ной области и напионального округа по
выборам в Совет Напиональностей:

а) наблюлает на территории республя-
ки. автономной области.  вапиональпого
округа за неуклонным исполнением в $0-
ле выборов в Совет Напиональностей «Пэ-
ложения о выборах в Верховный Совет
СССР»:

6) рассматривает жалобы на веправиль-
ные действия избирательных комиссий п9
выборам в Совет Национальностей:

Статья 43. В кажлом округе по выбо-
рам в Совет Союза образуется Окружная
по выборам в Совет Союза избирательная
комиссия.

Статья 44. Окружные по выборам в Co-
вет Союза избирательные комиссии 60-
ставляются из представителей от профес-
сиональных организаций рабочих и елу-
жаших, кооперативных организапий, ком-
мунистических партийных  организапий,
	(Окончание на 2-й стр.)
	Статья 1. На основании статьи 134
Бонституции СССР выборы депутатов в
Верховный Совет СССР производятся изби-
рателями на основе всеобщего, равного и
прямого избирательного права при тайном
голосовании.

Статья 2. Ha основании статьи 135
Конституции СССР выборы депутатов яз-
ляются всеобщими: все граждане СССР,
достигшие 18 лет, независимо от расовой
и национальной принадлежности, пола,
вероисповедания, образовательного eas,
оседлости, социального  происхожления,
имущественного положения и прошлой де-
ятельности, имеют право Участвовать в
выборах депутатов в Верховный Совет
СССР, за исключением умалишенных й
лиц, осужденных судом с лишением из-
бирательных прав.

Статья 3. Депутатом Верховного Совета
СССР можёт быть избран каждый гражда-
нин СССР, достигший 23 лет, независимо
от расовой и национальной принадлежно-
сти, пола, вероисповедания, образователь-
ного пенза, оселлости, социального проие-
хождения, имущественного положения и
протилой деятельноети.
	Статья 4. На основании статьи 136
Конститупии СССР выборы ‘хепутатов яв-
ляются равными: каждый  тражланин
имеет один голос; все граждане учаетву-
ют в выборах в Верховный Совет СССР
на равных основаниях.
	Статья 5. На оснований статьи 137
	Статья 12. В списки избирателей
включаются все граждане, имеющие из-
бирательное право и проживающие (по-
стоянно или временно) к моменту соетав-
ления снисков на территории данного (о-
вета, достигшие ко дню выборов 18 лет.
	Статья 13. Никто из избирателей ae
может быть внесен более, чем в один спи-
сок избирателей.
	Статья 14. Не вносятся в списки из-
бирателей лица, лишенные избирательных
прав по суду в течение всего установлев-
ного в судебном приговоре срока лишения
избирательных прав, а также лица, при-
знанные в установленном законом поряд-
ке умалишенными.
	Статья 15. Списки избирателей состав-
ляются в городах исполнительными коми-
тетами городских Советов депутатов тру-
хящихся, в городах в районным  хеле-
нием — исполнительными комитетами
районных Советов, в поселках — иенол-
нительными комитетами поселковых Co-
ветов, в сельских местностях — иепол:
нительными комитетами сельских (станя-
цы, деревни, хутора, кишлака, аула) ичи
волостных Советов депутатов трудящихся.

Статья 16. Списки избирателей, co-
стоящих в воинских частях и войсковых
соединениях, составляются за подписью
командира. Все прочие военнослужащие
вносятся в списки избирателей пю месту
жительства соответствующими  исполни-
тельными комитетами Советов хепутатов
трудящихся.

Статья 17. Списки избирателей  со-
ставляются TO каждому избирательному
участку по форме, утвержденной Поези-
диумом Верховного Совета СССР, в алфа-
витном порядке с указанием фамилии,
имени, отчества, возраста и местожитель-
ства избирателя и полнисываются предее-
хателем и секретарем исполнительного ка:
митета Совета депутатов трудящихся.
	Статья 18. 3а 30 дней ло выборов
исполнительный комитет Совета хлепута-
тов трудящихся вывешивает списки изби-
рателей для всеобщего обозрения или
обеспечивает избирателям возможность
ознакомления с этими списками в поме-
щении Совета или избирательного уча-
сетка.
	ной области й один избирательный округ
в каждом национальном округе. От каж-
лого избирательного округа по выборам
в Совет Нациопальностей избирается Олин
депутат.

Статья 26. Образование избирательных
округов по выборам в Совет Союза и Со-
	Статья 27. Для приема избирательных
бюллетеней и подсчета голосов территория
городов и районов, входяших в избиратель-
ные округа, делится на избирательные
участки, общие для выборов в Совет Со-
юза и Совет Напиональностея.
	Статья 28. Образование избирательных.
	участков производится в городах — ис-
полнительными комитетами горолских Co-
ветов ленутатов трудящихся: в городах е
районным делением — исполнительными
комитетами районных Советов  лепутатов
труляшихся: в еельеких местностях—ис-
полнительпыми комитетами районных И
уезлных Советов депутатов трудяптихея.
	Образование избирательных участков
произвохлится не позднее, чем за 45 дней
до выборов.

Статья 29. В городах, поселках, а`так-
же в селах и на территории сельсоветов.
насчитывающих более 2000 человек на-
селения, избирательные участки  образу-
ются из расчета — олин избирательный
участок на 1500—3000 человек населе-
НИЯ.
	Статья 30. Территория сельсовета. на-
считывающего не более 2000 человек на-
селения, составляет. как правило, один
избирательный участок; в каждой  ста-
нипе, деревне, кишлаке, ауле. насчитыва-
ющих от 500. но не болбе 2000 человек
населения. образуется отдельный избира-
тельный участок. В селениях или в груп-
пе селений. насчитывающих менее 500.
но не ниже 300. человек населения. в
тех случаях. когла расстояние от таких
селений до пентра избирательного участка
превышает 10 километров, могут быть
	Статья 36. Центральная избирательная
комиссия по выборам в Верховный Совет
CCCP составляется из представителей от
профессиональных организаций рабочих и
служащих. кпоперативных — организаций,
коммунистических партийных организа-
ций, организаций молодежи, от культур-
ных, технических и научных обществ и
хругих общественных организаций и 06-
ществ трудящихся, зарегистрированных в
установленном законом порядке. а также
от собраний рабочих и служащих по пред-
приятиям и учреждениям,  военнослужа-
ших по воинским частям. еобраний кре-
		бечих и служаших совхозов — по

совхо-
		Вонституции СССР женщины участвуют в
выборах и могут быть избранными в Вер-
ховный Совет СССР на равных правах ©
	Статья 6. На основании статьи 138
Конституции СССР граждане, состоящие в
	рядах Вооруженных Сил СССР. пользуют-
ся правом избирать и быть избранными в
Верховный Совет СССР наравне ео всеми
гражданами.

Статья 7. На основании статьи 139
Конституции СССР выборы депутатов яв-
ляются прямыми: избрание депутатов в
Верховный Савет СССР производитея гра-
жланами непосредственно путем прямых
выборов.

Статья 8. На основании статьи 140
Конституции СССР голосование при вы-
борах депутатов в Верховный Совет CCCP
является тайным.

Статья 9. Лица, проживающие на тер-
риторин CCCP не являющиеся гражда-
нами СССР, а состоящие в гражданстве
или подданстве иностранных государств,
не имеют права принимать участие в вы-
борах_ и быть избранными в Верховный
Совет СССР.

Статья 10. На основании статьи 141
Конститупии СССР кандидаты при выбо-
рах в Верховный Совет СССР выставля-
ются по избирательным округам.

Статья 11. Расходы, связанные е прэ-
ведением выборов в Верховный Совет
ОСОР. произволятся за счет тосуларетва.
	Статья 19. Подлиннив списков избира-
телей хранится соответственно в испол-
нительном комитете Совета  хенутатов
трудящихся и в воинской части или в
войсковом соединении.

Статья 20. При перемене избирателем

места своего пребывания в срок между
опубликованием списка избирателей и
днем выборов соответствующий исполни-
тельный комитет Совета депутатов трухя-
щихся выдает ему по форме, установлеп-
ной Президиумом Верховного Совета СССР,
«Улостоверение на’право голосования» и
отмечает в списке избирателей — «вы-
был»; в пункте нового местожительства
(постоянного или временного) избиратель
вносится в список избирателей по пред’-
явлении «Удостоверения на право 1-
лосования», а также удостоверения лич-
ности.
Статья 21. Заявления © неправильности
в списке избирателей (невключение в
список, исключение из списка, искаже-
ние фамилии, имени. отчества, неправиль-
ное включение в список лип, лишенных
избирательных прав) подаются в испол-
нительный комитет Совета депутатов тру-
дящихся, опубликовавший списки, кото-
рый обязав не позднее, чем в З-хневный
срок, рассмотреть кажлое заявление в нз-
правильности в списке избирателей.

Статья 22. По рассмотрении заявления
0 неправильности в списке избирателей
исполнительный комитет Совета пепута-
тов трудящихся обязан либо внести необ-
холимые исправления в список избирате-
лей. либо вылать заявителю письменную
справку о мотивах отклонения его заяв-
ления.

Статья 23. В случае несогласия с ре-
мением исполнительного комитета Совета
тепутатов  трулящихся по вопросу в Ae-
правильности в списке избирателей заяви-
тель может подать жалобу в Народный
сул, который не позлнее, чем в З-лнев
ный срок, обязав в открытом судебном
заседании. © вызовом заявителя в. прел-
ставителя исполнительного комитета Co-
вета, рассмотреть эту жалобу и свое ре-
шение немелленно сообщить как заяви-
телю. так и исполнительному вомитету
Совета. Решение Нарохного сула оконча-
тельно.
	ГЛАВА IL.
Избирательная система
		ГЛАВА М.
Избирательные участки
	PJIABA V.
Избирательные комиссии
			ГЛАВА
(Списки избирателей
	Прием Н. М. Шверником Председателя
Центрального Народного Правительства Нитайсной
Народной Республики г. Мао Цзе-дуна
	11 января Председатель Ноезидиума
	На приеме присутствовали пюбол Битай-
				ar
pple
ope
gas
	mf
aye
		Верховного Совета СССР Н. М. Шверник   ской Народной Республики в СССР г. Ван
	принял Председателя Центрального Народ-
ного Правятельства Китайской Народной
Республики г. Мао Изе-хуна.
	Цзя-сян, профессор Чен Рэ-ха и Секре-
тарь Президиума Верховного Совета СССР
А. Ф. Горкин.

(ТАСС).
	Статья 37. Центральная избирательная
комиссия образуется в составе председате-
ля, заместителя председателя, секретаря и
24 членов и утверждается  Презилиумом
Верховного Совета СССР не позлнее, чем
за 50 лней ло выборов.

Статья 38. Пентральная избирательная
комиссия:

а) наблюдает на всей территории СССР
за неуклонным исполнением в ходе выбо-
ров «Положения о выборах в Верховный
Совет СССР»:

6) рассматривает жалобы на неправиль-
ные действия избирательных комиссий и
выносит по жалобам окончательные ре-
шения;

в) устанавливает образпы избиратель-
ных ящиков, форму и пвет избирательных
бюллетеней. форму протокола Окружной
избирательной комиссии о регистрации
кандилатов, форму протоколов по подечету
голосов, форму удостоверений об избрании,
образцы печатей избирательных комис-
сий;

г) регистрирует избранных депутатов в
Верховный Совет СССР;

д) сдает мандатным комиссиям Совета
Союза и Совета Напиональностей — дело-
производство по выборам.

Статья 39. В кажлой союзной и авто-
номной республике. автономной области a
национальном округе образуются Избирз-
тельные комиссии союзной и автономной
республики. автономной области и напио-
нального округа по выборам в Coser Ha-
пиональностей.
	Статья 40. Избирательные комиссии по!
	Посещение Председателем Центрального Народного
Правительства Китайской Народной Республики
г. Мао Цзе-дуном мавзолея В. И. Ленина
	11 января Председатель Центрального
Народного Правительства Китайской На-
porno Республики г. Мао Цзе-дун посе-
тил мавзолей В. И. Ленина и возложил
венок со еледующей надписью на китай-
ском и русском языках: «Великому
		учителю революции Ленину. Мао Цзе-дун.
11 января 1950 года».

Г-на Маю Цзе-дуна сопровождали посол
Китайской Народной Республики в СССР
г. Ван Цзя-сян и профессор Чен Бо-да.

(TACC).
	B BUCHC

Лучшие культурные учреждения профсоюзов
	Подведены итоги веесоюзното смотра
ЕлУбов, домов и дворцов культуры, 6иб-
лиотек и красных уголков профсоюзов.
Смотр проводился с 15 апреля по 15 но-
ября 1949 года. В нем участвовали ты-
сячи культурных учреждений страны.

достигнутые успехи в EYALTYPHO-
массовой работь среди рабочих и служа-
ших премиями и Ночетными грамотами
ВЦСПС награждено около 700 клубов, до-
мов и дворцов культуры, библиотек и
красных уголков.

Среди лучших культурных учрежлений
профсоюзов в Москве: Лом культуры
имени Ленина комбината «Трехгорная ма-
нуфактура», клуб завода «Каучук», Цен-
тральный дем работников искусств, Цент-
	ральный клуб имени Горького, клуб заво-
ха «Серп и молот» и другие. Премиями и
трамотами награждены Дворец культуры
металлургов в Магнитогорске, ряд клубов
шахтеров Донбасса, совхоза  «Еубань»,
Краснодарского края: красные уголки ра-
бочих сталефасонного цеха  Сталинград-
ского тракторного завода, рабочих типо-
графии «Тарту коммунист» в Эстонии, а
также ряд профсоюзных библиотек Мо-
сквы, Ленинтрала, Калуги, Киева и дру-
тих городов.

За время смотра в различных районах
страны открыты сотни новых Елубов, ты-
	сячи красных уголков и библиотек.
` (ТАСС).
	ЛАВА ЩЕ
Избирательные округа по выборам
в Совет Союза и Совет Напиональностей
	стей избираетея гражданами CCCP по co-
юзным и автономным республикам. авто-
номным областям и национальным окру-
там.

Избирательные округа но выборам в
Совет Национальностей образуются по ноо-
ме: 25 окрутов в каждой союзной респуб-
лике, 11 округов в каждой автономной
республике, 5 округов в каждой автоном-
	° Статья 24. На основании етатьи 34
Бонституции СССР Совет Союза избирает-
ся гражданами CCCP по избирательным
округам, образуемым по норме: 300 тысяя
населения — на округ. От каждого изби-
рательного округа по выборам в Совет
(Сююза избирается охин лепутат.

Статья 25. На основании статьи 35
Конституции СССР Совет  Национально-
	102”
ent!
prat
	4.
	кой
чей