ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Ме
	MOCKORGK
	ОМ СОМ
		Слава лауреатам
	Сталинских премий!
	Орган МК и МСК ВЛКСМ
		Цена 20 коп.
	Суббота, 4 марта 1950 года.
	Выдающиеся достизкения
	ки и техники.

усовершенетвования методов  производст-
	венной работы. :

С раюстью и гордостью узнают совет-
ские люди, что лаургаты  Сталин-
ских премий оботатили нашу промышлен-
ность великолепными конетоукциями ма-
игин. приборов. ° высокопроизводительных
механизмов. Вееобшим признанием народа
будут отмечены и смелые изобретатели и
новаторы производства, открывшие новые
страницы в области внедрения самых пе-
редовых технологических процессов.

Отмечены Сталинскими премиями с93-
латели новых конструкций станков, сель-
скохозяйственных ° машин, ‘электротехни-
ческих сооружений, приборов связи.

‚ Высокую оценку получили. также мно-
гие научно-практические труды передови-
ков и новаторов сельского хозяйства.

Большую работу. проделали . лауреа-
ты Сталинских премий по дальнейшему
усовершенствованию механизации произ-
водственных процессов и коренному улуч-
шению технологии. Большая забота прояв-
лена ими © том. чтобы всемерно облегчить
и сделать более производительным труд
советских рабочих.

Отрадно видеть среди лауреатов Сталин-
	советской науки и
	Каждый год замечательным событием в
жизни всего советского народа Является
опубликование Постановления Совета Ми-
нистров СССР о присуждении Сталинских
премий за выдающиеся работы в области
науки и изобретательства, литературы и
искусства. к

Наш путь вперед — к коммунизму оза-
рен яркой заботой партии, правительства
и лично товарища Сталина 0б успехах со-
ретской научно-технической мысли. Всем
памаятны исторические слова Иосифа Вис-
сарноновича Сталина, произнесенные им в
речи на собрании избирателей Сталинсво-
го избирательного округа 9 февраля 1946
гола:

«Я не сомневаюсь, что если окажем
должную помошь нашим ученым; они
сумеют не только догнать, но и превзой-
ти в ближайшее время хостижечия науки
за пределами нашей етраны».
	Ученые, изобретатели отвечают a
сталинскую заботу о них проявлением не-
обычайного творческого под’ема, стремле-
нием прославить Родину новыми и новы-
ии успехами. 06 этом ярко свидетель-
ствует публикуемое сегодня — Постановле-
ние Совета Министров СССР о присужде-
нии Сталинских премий.
	Отромен размах творческой мысли с0-
ветских ученых и изобретателей. Вдохно-
вляемые великими идеями KOMMYHHSMA,
они самоотверженно идут по пути HOBa-
торства, по пути смелых, оригинальных
исследований и усовершенствований во
всех областях науки и техники.
	Повседневное  заботливое руководство
большевистской партии и товарища
Сталина ростом ‘нашей социалистической
культуры, науки, изобретательства стало
чудесной движущей силой, не знающей
преград. не знающей творческих пределов.
	Тде, в какой капиталистической стране
возможны такие блестящие научные и
технические победы! Нет и не может быть
этого там. где наука является слуой и
рабой монополистического капитала. Нет
и не может быть там настоящего творче-
ского движения вперед, истинного стрем-
ления служить народу. Капитализм при-
нуждает науку итти против народных ин-
‚‘Фересов, заставляет 6е готовить новую
BOnHY.

Только в нашем социалистическом об-
ществе все научные и технические дости-
жения поставлены на благо широких на-
родных масе. Они способствуют великому
делу мирного строительства, делу досроч-
ного выполнения и перевыполнения пос-
левоенного пятилетнего плана.
	Сталинские премии, присужденные луч-
шим ученым и изобретателям, характери-
зуют новый небывалый еще под’ем на-
шей науки и техники, огромный прогрее-
сивный рост всей нашей культуры. Вы-
дающиеся работы, связанные с изучением
самых различных научных и технических
проблем, говорят о том, что советские
ученые, инженеры, техники, стахановцы-
поваторы успешно решают самые насущ-
ные вопросы народного хозяйства.

Сталинские премии присуждены за pa-
боты, решающие основные и сложные фи-
ЗИЕо-математические проблемы, за труды
в области строительной механики, биоло-
тии, химии. Высокой. наградой отмечены
также достижения медицины,  геохогии,
сельскохозяйственных и историко-филоло-
гических наткБ..
	Шировю отмечены также  хостижения
лучших людей самой передовой в мире с0-
ветской промышленности. Ученые, тесно
связавшие теорию с практикой, инжене-
ры-техпологи, конструкторы, передовые
`’советские рабочие, на деле показавшие
пример стирания граней между физиче-
ским и умственным трудом, награждены
за выдоютщиеея изобретения и коренные
	О присуждении Сталинских премий _
а выдающиеся работы в области науки
и изобретательства за 1949 год
	Совет Министров Союза CCP постановил присудить   изобретения и коренные усовершенствования методов произвол-
Сталинские премии за выдающиеся научные работы, выдающиеся   ственной работы за 1949 год:
	5 мк He
a anion He о i. 3a ыдающився Научные В В sinners
	а.- Физино-матем ат ичесних наун Премии ВТОРОЙ степени в размере 100.000 рублей

1. Дубинину Михаилу Михайловичу, , СССР. профессору Московского’: го

, я академику, — за научные исследования   венного университета имени: М; В
Премии ПЕРВОЙ степени в размере 200.000 рублей } срлениЯя anepaniuun м изучение структур   лосова  Гролзорбскомм Мотелю Banya
	asym BAbvi BONS SE ee 8 Wr SR eS Зы о Зее ‚ИИ ЗЫ 30 ooo а

явлений  алеорбции и изучение структур   носова. Гродзовсному Мотелю Балмановичу,
1. Амбарцумяну Виктору  Амазаспови-   Армянской ССР» и. «Астрономический   сорбентов, опубликованные в журналах: профессору, заведующему лабораторией
чу члену-корреспонденту Академии нахв  журнал» в 1949 году. «Доклады Академии наук CCCP» и «ЖВур-   Всесоюзного научно-исслеловательского
	СССР. поезихенту Акздемии наук ‚ Армян-   2. Шайну Григорию Абрамовичу, акале-   нал физической химии» в 1947—1949 го-   института подземной газификации углей,
	OL УФЕ ие РОО, С EO ele se LT ee

ских премий имена молодых ученых, ин- ской ССР, директору Бюроканекой астро-   миву, директору рымской  астрофизиче-   дах. Колодцеву Христофору Иосифовичу. стар-
женерно-технических работников, знат-  физической обсерватории, Маркаряну Бе-   ской обсерватории. — 3a спектральные 7 Ио  Koucranrany Heanonmay,  WeMY wavsnomy corpyanuny Всесоюзного
чых  стахановцев, ставших известными   нямину Егишевичу, старшему научному   исследования звездных атмосфер. завер- . у y +   rengorexHuyeckone — научно-исследователь-
всей стране. сотруднику той же обсерватории, — за   шившиеся открытием в них аномального профессору, заведующему  пабораторией ского института имени Ф. 3 Пзержинско-

А  2 я ЕЕ >. баса а сы
	Токарь завола «балибр» Владимир Yrt-
	кин и формовшщица литейно-механического
завола имени 1. М. Кагановича Валентина
Фомина получили звание — лауреата
Сталинской премии как инициаторы co
циалистического соревнования за береж-
ливость, введение личных счетов эконо-
мии инструмента и материалов.
	Высокое и почетное звание присвоено
молодым стахановкам Купавинской тонко-
суконной фабрики Марии Рожневой и Ли-
дии Кононенко. Они явились инициатора-
ми наиболее рациональных методов трула,
давших возможность намного’ улучшить
качество продукции и всемерно  эконо-
мить сырье. Примеру молодых мастериц
последовали в нашей стране десятки, сот-
ни тысяч рабочих.

Стала лауреатом Сталинской премии
знатная зуборезчица Уральского автомо-
	‘бильного завода имени И. В. Сталина Ни-
	го.’Хитрину Льву Николаевичу. старшему
научному сотруднику Московского .. госу-
даретвенного университета имени М. В.
Ломоносова, ‘Цухановой Ольге Алексанл-
ровне. старшему  чаучному ‘сотруднику
Энергетического института имени Г. М.
Кржижановского Академии наук СССР; —за
теоретические и экспериментальные ^ис-
следования. процесса горения углерода,
изложенные в монографии «Горение угле-
рода». опубликованной в 1949 голу.
	5. Чибисову ВБонстантину Бладимирови-
чу. члену-корреспонденту Акалемии наук
СССР. научному консультанту Научно- ис-
следовательского кино-фотоинститута. Ми-
хайловой Александре Алексеевне, Титову
Алексею Алексеевичу. старшим. научным
сотрудникам TOTO же института. — 34 He-
слелования природы  светочувствительно-
сти и механизма пропессов. протекающих
при синтезе фотографических эмульсий,
изложенные в журнале «Труды НИКФИ»
	Всесоюзного теплотехнического ваучно-ис-
слеловательского института имени Ф 9.
Дзержинского, — за исследования в обла-
сти реакций автоокисления углеводородов
и разработку метода получения и вылеле-
ния органических перекисей, изложенные
в монографии «Промежуточные продукты и
промежуточные реакции  автоокисления
углеводородов», опубликованной в 1949
году.
	3. Иаргину Валентину Алексеевичу,
члену-корреспонденту Академии наук
СССР. заведующему лабораторией Научну-
исследовательекого физико-химического
института имени Л. Я. Карпова, — за ис-
следования в области физической химии
высокополимерных веществ, опубликован-
ные в журналах: «Доклады Академии на-
	ry

ay
ao

_
+
	‘к СССР» и «Журнал физической химии»
	в 1948—1949 тодах.
4. Предводителеву Александру Саввичу,
	члену-корреспонденту Акздемии наук]! в 1948 году.
	открытие и изучение нового типа звезл-   содержания тяжелого изотопа углерода,
	ных систем («звездных ассоциаций»). из-
ложенные в серии статей; опубликованных
в журналах: «Сообщения Бюроканской 9б-
серватории», «Доклады Академии наук
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Векуа Илье Несторовичу, = члену-
корреспонденту Академии наук СССР, дей:
ствительному члену Академии паук Грузин-
ской ССР, нрофессору Тбилческого госу-
дарственного университета имеви И. В.
Сталина. — за монографию «Новые мето-
ды решения эллиптических уравнений»,
опубликованную в 1948 году.

2. Волькенштейну Михаилу Владимиро-
вичу, профессору Ленинградского государ-
ственного университета имени А. А. Жда-
нова, Ельяшевичу Михаилу  Александро-
‘вичу, профессору Ленинградского. институ-
	изложенные в серии статей, опубликован-
ных в журналах: «Известия Крымской
астрофизической обсерватории» и «Докла-
ды Академии наук СССР» в 1948—1949
полах.
	в размере 100.000 рублей
	университета имени №. В. Ломоносова, Ив-
меранчуку Юзику Яковлевичу,  локтору
физико-математических наук, заведующе-
му сектором теплотехнической лаборатории
Академии. наук СССР, — за работы по
теории «светящегося» электрона и пе со-
временным проблемам электродинамики,
изложенные в монографии «Классическая
теория поля», опубликованной в 1949
голу.

4. Погорелову Алексею Васильевичу,
доктору физико-математических наук, 32-
велующему отделом геометрии Научно-ис-
	на Назарова. которая сумела коренным 0б-  т& точной механики и оптики, Степанову   слеловательского института математики и
разом улучшить систему эксплоатации   Борису Ивановичу. старшему научному   механики при Харьковском государствен-
станков.   сотрулнику Госуларственного оптического   юм’ университете имени А. М. Горького.

института, — за монографию «Колебания
молекул» в двух томах, опубликованную
в 1949 году.

3. Иваненко Дмитрию  Лмитриевичу,
Соколову Арсению Александровичу, про-
фессорам Московского государственного
	Вазываться токварем-скоростником. 060-
бенно почетно в нашей стране. Лучшие
молодые  скоростники, рабочие  заводз
«Ерасный пролетарий» Виктор Шумилин
и Татьяна Ячменева удостоены высокого
звания лауреата Сталинекой премии.
	Среди награжденных почетное место за-
нимают и молодые московские сталевары
	‘Анатолий Субботин, Виталий Михайлов и
	Николай Чесноков.
	— за работы по теории выпуклых Ho-
рерхностей, изложенные в статье «Одно-
значная определенность выпуклых поверх-
ностей» и в серии статей, опублико-
Ранных ‘в журнале «Доклады Академии
	г. Геолого-географических наун
	Премии ПЕРВОЙ степени в размере 200.000 рублей
	1. Обручеву Владимиру Афанасьевичу,
зкалемику. — з& многотомный научный
труд «История геологического  исследова-
ния Сибири», опубликованный в 1931—
1949 годах.

2. Паффенгольцу Константину Николае-
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Громову Валерьяну . Иннокентьевичу,
доктору геолого-минералогических наук,
заведующему отделом Института  геологи-
ческих наук Академии наук СССР, — за
геолого-палеонтологические исследования и
разработку новой методики расчленения
четвертичных отложений, обобщенные в
научном труде «Палеонтологическое и ap-
хеологическое обоснование стратиграфии
	го периода на территории СССР», опубли-
кованном в 1948 году.

2. Пзоценидзе Георгию  Самсоновичу,
профессору, заведующему лабораторией
Института геологии и минералогии Акаде-
	мии наук Грузинской СОР, — за петро-
графические исследования вулканогенных
	Премии ПЕРВОИ степени
	1. Павловскому Евгению Никанорови-
чу, академику. директору Зоологического
института Академии Hays СССР, — за
научный труд «Руководство по паразито-
логии человека с учением. ю переносчиках
трансмиссивных болезней», опубликован-
ный в 1948 году.
	вичу, действительному члену Академии
наук Армянской ССР, профессору  Вее-
союзного  научно-исследовательского гео-
логического института — за научный
труд «Геология Армении», опубликован-
ный р 1948 голу.
	в размере 100.000 рублей
	горных пород Грузии, обобщенные в науч-
	ном труде «Домиоценовый  эффузивный
вулканизм Грузии», опубликованном в
1948 году.
	3. Соболеву Владимиру  Степановичу,
профессору Львовского государственного
университета имени Ивана Франко, — 33
научный труд «Введение в минералогию
силикатов», опубликованный в 1949
голу.
	4. Тронову Михаилу ‘Бладимировичу,
доценту Томского государственного › уни-
верситета имени В. В. Куйбышева, — 3a
научные труды: «Современное оледенение
Алтая» и «Очерки оледенения Алтая»,
опубликованные в 1948—1949 годах.
	в размере 200.000 рублеи

2. Скрябину Константину Ивановичу,
академику. — за научный труд «Трема-
тоды животных и человека» в трех томах,
опубликованных в 1947—1949 годах,
	(Продолжение см. на 2-й стр.)
	К. И. Скрябин,
	академик.
	ам Московского государственного наук СССР» в 1948—1949 годах.

б. Технических наук
Премии ВТОРОЙ степени в размере 100.000 рублей
	3. Hopnoyxosy Николаю  Бакильевичу,
члену-корреспенленту Академии — нахук
Украинской ССР, заведующему отделом
Института строительной механики Акаде-
мии наук УССР, — 3a научный труд
«Прочность и устойчивость стержневых
систем», опубликованный в 1949 году.

4. Тимроту Дмитрию ОЛьвовичу,  про-
iheccopy, заведующему сектором Всесоюз-
ного теплотехнического научно-исслелова-
тельского института имени Ф. 9. Дзер-
эжинского, Варгафтику Натану Борисови-
“ay, старшему научному сотруднику того
“Ke ‘инетитута, — за научные исследова-
ния тепловых свойств водяного пара при
высоких давлениях и температурах, ре-
зультаты которых изложены в серии ста-
тей, опубликованных в журнале «Изве-
сетия Всесоюзного теплотехнического ин-
ститута имени Феликса Дзержинского» в
1948—1949 годах.
	1. Власову Василию захаровичу, . про-
фессору, заведующему отделом. строитель-
ной механики Института механики Ака-
демии наук СССР, — за научные труды:
«Общая теория оболочек» и «Строительная
механика тонкостенных пространственных
систем», опубликованные в 1949 году.

2. Данилову Виталию Ивановичу, чле-
ну-корреспонденту Академии наук Украз
инской ССР, научному руководителю ла-
боратории кристаллизации Центрального
научно-исследовательского института чер-
ной металлургии. Министерства металлур-.
гической промышленности СССР, — за.
работы в области кристаллизации жидко-^
стей, обобщенные в статьях: «Некоторые:
	ронросы кинетики кристаллизации жидко-
стей» и «0 зарождении центров кристал-
лизации в переохлажденной жидкости»,
опубликованных в 1949 году.
	Вместе с кадровыми, ззелуженными ма-
стерами производства В. Ворошиным,
И. Беловым, С. Митиным и другими, так-
же получившими звзние лауреата Сталин-
ской премии, молодежь составляет слав-
ную плеяду, которую сегодня приветствует
весь советский народ.

Знаменательное событие — присужде-
ние Сталинских премий еще более усилит
огромный трудовой и политический
под’ем, которым живет нашиа страна нака-
нуне выборов в Верховный Совет СССР.
	Горячий привет и наилучшие поздрав-
ления выдающимся сынам и дочерям CO-
ветской Отчизны —= лауреатам Сталин-
ских премий! С именем Стзлина, на бла-
jo любимой Родины творили они и доби-
лись больших достижений, выдающихся
успехов.
	Пусть же труд и творчество лауреатов
Сталинских премий станут ярким приме-
ром для всех работников советской науки
и техники.
	д. Биологических наун
	в. Аимичесних наук
Премии ПЕРВОЙ степени` в: размере 200.000 рублей
	1. Комкову Ивану Петровичу, старшему защиты имени В. Е. Ворошилова, — за
научному сотруднику Научно-исследова»   научные ‘исследования по нитрованию уг-
тельского института, ——~ 34 теоретичесеие  ‘ леводородов и их производных, опублико-
исследования в области органической хи- ванные в журналах: «Доклады Академии

зат»
	МИИ. { Гр  а es у’
.2. Титову Александру Ивановичу; про   14 ССЕР».и «Журнал общей химии» в
фессору Военной Академии химической   1946—1949: годах.
			Сталинский избирательный окруз

у мололых ИНСТРУМЕНТАЛЬЦИКОВ
	Нарядлны в эти дни цехи Московского
инструментального — завода. Врасочные
предвыборные плакаты и лозунги YyEpa~-
шают светлые, просторные корпуса.

Во всех цехах зам расскажут о мо-
лодых инструментальщиках —— передовых
участниках трудовой вахты в Честь вы“
боров в Верховный Совет СССР. Они те-
перь трудятся за двоих и троих, храня в
сердце светлый образ первого всенародного
кандидата великого Сталина. Молодые ра-
бочие готовят к 12 марта свои производ-
ственные подарки.

В этом году инструментальщики реши-
ли сделать свой завод предприятием
сплошной технической грамотности. Сей-
час учатся сотни людей.

Технолог комсомолец Анатолий Морозов
взялся обучить ‘трех новичков. Он решил
научить их трамотно читать чертежи,
самостоятельно налаживать станки, при-
менять скоростные режимы резания ме-
таллов.

Сам Морозов прошел большой путь, от
рядового токаря до технолога цеха. Но
вечерам после трудового AHA ©н запи-
MAICH B станконнструментальном техни“
куме. Защитив диплом на звание техни“
ка-технолога, ‘он не остановился на до-
стигнутом. Сейчае Апатолий ‘учитея B
(Станкоинструментальном институте имени
Сталина.

Лидия Кузнецова — хорошая ‘шлифов-
щица. С каждым днем она  совершенет-
вует свое мастерство и повышает техни-
ческий уровень. Девушка слушает лекции
на втором курсе инструментального тех
		никума, Несмотря на это, она выкраивает
время и для общественной работы. Она
ведет активную работу на избирательном
участке. Приближение всенародного празд-
ника Кузнецова встречлет досрочным вы-
полнением пятимесячной программы.

Мария Дрожжина по вечерам посещает
школу рабочей молодежи. На производст-
BC она опытная фоезеровщица. Ее вы-
работка — 250 процентов за смену. Ста-
хановка избрана комсоргом цеха.

Упорно училась У мастера Морозова

комсомолка Клавдия Золотова. Сейчас она
фрезеровщица, искусно владеющая ско-
ростной обработкой сложных деталей.
Увеличив скорости своего станка, она на
обработке кулачков для  трубонарезных
головок выполняет по четыре нормы.
Е 12 марта девушка решила справиться
с заданием, рассчитанным на три ввар-
тала. .
Растут ряды многостаночников. Вомео-
молка Пантелеева стала обслуживать В
эти дни четыре шлифовальных станка, 1
токарь Бурцев и фрезеровщик Загрецкий
— по три стачка.

Комсомолец Юрий Славин проявил с6бя
неутомимым новатором. Тотовяеь ко. дню
выборов, OH дал ценное рапионализатор-
ское предложение по увеличению стойко-
сти сложного режущего инструмента.
Предложение °‘ молодого рационализатора
ласт большой производственный эффект.

Всюду, во всех ‘цехах молодые пиетру-
ментальщики, идя к выборам, показывают

образты творческого труда.
  С ПАНИН.
	ПАУРЕЖТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ
	Н.А. Б
		С. В; Ильюшин,
главный конструктор.