ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	От Центрального Комитета Всесоюзной Комму-
стической партии (большевиков) и Совета Ми-

mn ren
	Беречь материалы, повышать качество продук-
и. Ценный почин Лидии Корабельниковой
	(1 erp.).
	С. Смоляницкий. —- «Два
		мастера», рассказ
	Творец первого в мире самолета. Беседа с пред-
седателем Центрального совета Всесоюзного до-
бровольного общества содействия авиации Героем
Советского Союза генерал-лейтенантом Н. Кама-
	Французские реакционеры
	На отчетно-выборных комсомольских собраниях
	(2 crp.). NN Rafe
Л. Семенов. — Славная‘ профессия, шахтера А. Танин. . —
(2 crp.). враги прогресёви
Навстречу ’ весне. — Е. Дементьева. Вопреки Дм. Зуев. —.
	сводкам райкома (2 стр.).
	лять чаше — через 20, & может быть и   ской партии и международного рабочего
	через 15 дней».
	лвижения, депутата Верховного Совета
	Почин бригалы Лидии Ворабельниковой   ССОР тов. Михаила Григорьевича Цхакая.
	Вчера. 20 марта, еотни москвичей со-
	нашел поддержку всего коллектива фабря-
	ки. Включаясь в предмайское сопиалисти-   брались на плошали у Курского вокзала,
	цеха   откуда тело
	М. Г Цхакая внаправляетея
	ческое соревнование, все бриг ады
	«Паркою» и других цехов взяли обязалель-   для погребения в Грузию. Трудящиеся со-
ство не менее одного раза в месяц рабо-   ветской столицы пришли отдать цоелед-
	тать на <береженных материалах.
Молодой рабочий! Учись у ста
Лидии.  Кюрабельниковой и ее то
	ний лолг стареишему революционеру, одно-
	Учись у стахановки   му из зачинателей революционного социал-
i H ee товарищей   лемократического движения в Грузии и в
	Среди участников траурной  процес-
ени — лепутаты Верховного Совета СССР,
представители партийных, советских и 06-
щественных организаций Москвы.

У гроба М. Г. Цхакая — венки от
Центрального Комитета Всесоюзной Вом-
	враги прогресвивной молодежи (4 стр.).
Дм. Зуев. — Музыка ранней весны (4
	ОТ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков)
и СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
	Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии (боль-
шевиков) и Совет Министров СССР с глубоким прискорбием извешают
	партию и всех трудящихся,
	что 19 марта ‘в 1 час дня в Москве, после
	Орган МК и МГК ВЛКСМ
	Вторник, 21 марта 1950 года.
	№ 35 (1205)
	юбите книгум—
источник знания
	ОСТАТОЧНО заглянуть в
библиотечный абонемент лю-

бого юноши и девушки, чтобы пред-
ставить себе обширный круг интере-
сов молодого человека нашей совет-
	ской эпохи. Вот читательская кар-
точка Михаила Иванова, слесаря
одного из московских предприятий.
Рядом с лучшими романами русских
классиков в нее занесены произведе-
ния лауреатов Сталинских премий
Фадеева, Бабаевского, Полевого,
	Семушкина, Эренбурга. За. несколь-!
	ко лет Иванов прочел в Московской
городской юношеской библиотеке
книги по астрономии и естествозна-
нию, на исторические и международ-
ные темы, его внимание привлекают
Бопросы искусства и литературы.
Пытливый, жадный к знаниям юно-
ша непрестанно расширяет свой по-
литический и культурный кругозор.
Любовь к книге помогает Иванову
совершенствоваться в своей профес-
сии, расти духовно, не отставать от
ЖИЗНИ.
	Михаил Иванов — один из сотен
тысяч молодых читателей, KOTO-
рые много времени посвящают само-
образованию, любовно следят за по-
литической, художественной, научно-
популярной литературой. Книги
советских писателей — их спутники
и помощники в жизни. Книги учат
их горячей любви к Родине и наро-
ду, вдохновляют на труд и подвиги
во имя светлых идеалов коммунизма.
	Мудрые учители и воспитатели
юнога поколения В. И. Ленин и
И. В. Сталин всегда призывали мо-
лодежь к упорной учебе, к повыше-
нию уровня знаний. Замечательный
пролетарский писатель Горький гово-
рил: «Любите книгу — источник
знания, только она может сделать
нас духовно сильными, честными,
разумными людьми, которые способ-
ны искренне любить человека, ува-
жать его труд и сердечно любовать-
ся прекрасными плодами его непре-
рывного великого труда».
	Наши юноши и девушки с боль-
шим интересом знакомятся с книж-
ными новинками и с классическими
произведениями. Они знают, что
строителем коммунизма может быть
только всесторонне образованный и
развитый человек, овладевший куль-
турными ценностями, накопленными
человечеством. Комсомольцы всегда
были самыми инициативными про-
пагандистами книги. В содружестве
с библиотеками они помогают моло-
дежи в выборе литературы, приви-
вают юношам и девушкам вкус к
систематическому чтению. Читатель-
ские конференции, встречи с писате-
лями, организация библиотечек-пе-
редвижек, книгоношество — все это
пробуждает у молодых людей инте-
рес к книге, жажду знаний. Отдель-
ные комсомольские организации
Москвы (швейной фабрики № 5, за-
	вода «Каучук», 2-го государственно-
го часового завода) накопили неко-
торый опыт по руководству чтением
молодежи, стремятся сделать это
чтение последовательным, продуман-
ным, укрепляют связи с библиотека-
ми. К сожалению, многие комсомоль-
ские организации Москвы и области
в последние годы плохо занимаются
пропагандой книги. Можно назвать
ряд крупнейших московских пред-
приятий, комитеты ВЛКСМ которых
перестали проявлять интерес к чте-
нию молодежи.

Заводы «Динамо», «Красный про-
летарий», имени Владимира Ильича,
имени Орджоникидзе когда-то сла-
вились литературными конференция-
ми, активной работой книгонош и
т. д. Теперь этого нет.

На заводе имени Орджоникидзе в
последнее время состоялось несколь-
ко читательских конференций, встре-
чи с писателями Коптяевой и Шша-
новым. Но это заслуга только биб-
лиотечных работников. Комсомоль-
ская организация не приняла в
вечерах никакого участия.

Мало внимания чтению молодежи
уделяют райкомы ВЛКСМ. В Мо-
скворецком и Красногвардейском
районах за последнее время не со-
стоялось ни одной общерайонной
литературной конференции. Пропа-
ганда книги в организациях постав-
лена плохо. Все это не тревожит от-
делы пропаганды и агитации райко-
мов ВЛКСМ. На бюро райкомов
ни разу не ставился вопрос о чтении
молодежи.

В решениях Х! с’езда ВЛКСМ го-
ворится: «Важное значение имеет
воспитание у юношей и девушек
любви к чтению, ознакомление их с
лучшими произведениями классиче-
ской и современной советской лите-
ратуры».

Для того, чтобы выполнить это
указание с’езда, комсомольские ор-
ганизации должны покончить с без-
заботным отношением к пропаганде
книги, наладить крепкую, плодотвор-
ную дружбу с библиотеками. Только
в тесном. контакте с ними можно
успешно прививать вкус к чтению.
Интересоваться тем, что берет в
библиотеках молодежь, знакомить
ее с лучшими произведениями клас-
сиков И советских писателей, новин-
ками политической и научной лите-
ратуры — долг комсомольских орга-
низаций.

Целесообразно при каждой биб-
лиотеке создать широкий читатель-
ский актив, регулярно проводить
обсуждение прочитанных книг, ди-
спуты, встречи с писателями, нала-
дить работу книгонош.

Молодой строитель коммунизма—

человек широкого кругозора. В фор-
мировании и воспитании его большая
роль принадлежит книге. Читать и
пробуждать интерес к чтению у дру-
гих — кровное дело комсомольцев.
	осемирная неделя молодежи
	всеми силами против поджигателей вой-
ны, чтобы обеспечить молодому поколению
мир и лучшее будущее.
тот момент, когда  англо-американ-

ские империалисты активна готовят тре-
тью мировую войну, усиливая угнетепие
колониальных наролов и трудящихся их
собственных стран, усиливая кампанию
ненависти и лжи против Советского Сею-
за, стран народной демократии и демокра-
тических сил вое мира, миллионы мо-
лодых рабочих, крестьян, студентов, мил-
лионы юношей и девушек скажут «нет!»
поджигателям войны.

Мы, молодые сторонники мира во всем
мире заявляем:

—- Да здравствует всемирный фронт
молодежи, борющейся за мир!
	Мы призываем молодежь всего мира
	стать в ряды героических борцов за мир,
	способных 06 единиться и сохранять един-
ство в самых трудных условиях, чтобы
отстоять мир и добиться счастливого бу-
дущего для молодого поколения.

Юноши и девуниеч, об’единяйтесь! Вие-
ред за прочный мир, за демократию, за
национальную независимость народов, за
лучшее будущее!»
		Сегодня, 21 марта, демократическая
‘молодежь земного шара начинает праздно-
вание традиционной недели мололежи.

Несколько лет’ подряд молодое поколе-
ние всех стран отмечает весну неделей
дружбы и солидарности, укрепления меж-
дународных связей, демонстрирует единст-
во и решимость бороться за мир и незави-
симость народов, за лучшее будущее.

В нынешнем году Всемирная неделя мо-
лодежи отмечается в условиях, когда борь-
ба за мир находится в центре внимания
всего прогрессивного человечества. 60
миллионов юношей и девушек 70 стран
мира, об’единенных под знаменами Bee-
мирной федерации ‘демократической моло-
дежи, находятся в первых рядах великой
армии мира. Они хорошо понимают, что
выиграть битву за мир — это значит за-
воевать жизнь и счастливое будущее.

В связи с празднованием Всемирной не-
дели молодежи секретариат ВФДМ обра-
тилея к молодым сторонникам мира с по-
сланием, в котором говорится:

«С 21 по 23 марта миллионы юношей
и девушек заявят”о своей воле остаться
верными священному делу мира и нацио-
нальной независимости наролов, бороться
	en

ВЕСЕНЧИЕ КАНИКУЛЫ
	тяжелой болезни, скончался старейший деятель большевистской партии
и международного рабочего движения, депутат Верховного Совета СССР
	тов. Михаил Григорьевич Цхакая.
	bts
	36.
	it

Похороны М. Г. Цхакая, по просьбе партийных, советских и обще-
ственных организаций Грузинской ССР, состоятся. в городе Тбилиси.
	Йихаил Григорьевич Цхакая
	19 марта 1950 года после тяжелой болезни скончался старейший деятель боль-
шевистской партии и международного рабочего движения, один из зачинателей рево-
	Михаил
	NIOMKHOHHOTO социал-демократического движения в Грузии и в Закавказье
	Григорьевич Цхакая. Товарищ Цхакая родился в 1865 году. С 1880 года, 16-летним
юношей он вступает в революционное движение, ведет революционную пропаганду,
организует кружки среди городских рабочих, батраков и бедных крестьян. В 1898 голу
тозарищ Цхакая вступает в Российскую социал-демократическую рабочую партию.
В 1897 году он был выслан царским правительством из пределов Кавказа на пять
лет, вел партийную работу в Харькове, затем в Екатеринославе, где был в 1900 году
арестован, зв 1902 году выслан на родину под надзор полиции и перешел на неле-
		27 марта в школах столицы и области   и рукописных журналов. который будет
	вачнутея весенние каникулы. Юных мо-
сквичей ждет много интересного.

В первый день каникул в Областном
доме художественного воспитания детей
откроется выставка изобразительного твор-
чества школьников. Здесь будут представ-
лены лучшие рисунки, картины юных
художников. В течение трех дней будет
проходить областной емотр детских хоров
и оркестров, в котором примут участие б9-
лее 30 коллективов.

С увлечением готовятся участники
школьных физических кружков к район-
ным и городекум выставкам физических
приборов. Как интереснейшее мероприятие,
проводимое в области впервые, следует
отметить смотр школьных стенных газет
	В МЫ БЛАСМ состоялось совещание за-
ведующих отделами пионерсв и школьной
молодежи райкомов и горкомов комсомола
Московской области.

Заведующий Московским областным от-
лелом народного образования тов. Власов
сделал доклад © подготовке и проведении
экзаменов в школе, рассказал 0 новом
«Положении об экзаменах».

Проведение экзаменов — дело большой
государственной важности. Комсомельны в
это ответственное время должны оказать
большую помошь директорам и педагогн-
ческим коллективам школ. Им следует
угилнть воспитательную работу среди
школьников, а также принять участие в
создании учащимся хороших условий
лля занятий: в оборудовании  снециаль-
ных комнат для приготовления заданий,
устройстве уголков по подготовке к экза-
менам, обеспечении школьников учебной
литературой. Кроме того они должны про-
вести раз’яснительную рзботу среди ро-
дителей, чтобы общими угилиями школы
и семьи создать для ребят в дни экзаме-
нов серьезную, деловую, лишенную нер-
возности обстановку.

Заведующие отделами пионеров и
тикольной молодежи райкомов и горкомов
ВЛЕСМ поделились на совещании опытом
работы. Заведующая отделом пионеров и
школьной молодежи Ногинского горкома
	проведэн в ряде городов и районов.
Традиционными детскими праздниками
в дни весенних каникул стали «Неделя
детской книги», «День птиц», «День пес-
ни», спортивные соревнования, олимпиады
ит. д. Ежедневно в Колонном зале Дома
союзов будут устраиваться утренники, в
зале имени Чайковското состоится встреча
Школьников © писателями и поэтами.
Школьники посетят музеи, побывают на
различных выставках. &  успутам
любознательной, пытливой детворы Bee
театры, цирк, кинотеатры, планетарий,
rie будут прохолить утренние спектакли
и сеансы. В городеком и районных лдо-
мах пионеров будут устроены весенние
балы лля учалцихся старигих классов.
	ВЛЬСМ тов. Чогина рассказала о том, кав
ова составляет перспективный план Ha
весь Год, & также календарные планы на
месяц и текущий день. Тов. Чогина поде-
	‘лилась также опытом подготовки в лет-
	нему отдыху детей.

Заведующая отделом пионеров и школь-
пой молодежи Мытищинского горкома
ВЛЕСМ тов. Макеева остановилась на при-
влечении актива к работе отдела.

Во многих сельских районах нет домов
пионеров, технических станций и стан-
ций юных натуралистов, что значительно
затрудняет развертывание внешкольной
работы. 0б этом заявила в своем выступ-
лении заведующая отделом пионеров и
тикольной молодежи Калининского PR
ВЛЕСМ тов. Маслова. Говоря о трудностях,
возникающих в деятельности райкома,
она подчеркнула, что большую  10-
мощь им могли бы оказать комсомольйы
пефствующего Куйбышевского района сто-
липы. но они в районе совсем не бывают.
	На совещании выступили также секре-
тарь МК ВЛАСМ тов. Богданов, директор
областной станции юных техников Тов.
Оксесенко, директор областной станции
юных натуралистов тов. Пальцева, дирек-
	—

В ИЕ РЛЕСИ.
	глелом пионеров и   тор Областного дома художественного BOC-
Ногинского горкома ! питания детей тов. Кастерина и другие.
	Товарищ Цхакая участвовал в подготовке П съезда РОДРИ. ВБогда после И съезла
РСДРП начинается непримиримая борьба Ленина, большевиков против оппортунизма
меньшевиков. против их раскольнических и дезорганизаторских действий, товарищ
Цхакая, вместе е другими закавказскими большевиками, становится верной опорой
Ленина в борьбе против меньшевизма. Товарищ Цхакая вместе с товарищем Сталиным
DYFOBOAUT работой Вавказского Союзного Комитета РСДРП, принимает активное уча-
	является лелегатом
	Ш съезда РОДРИ (1905),
	стие в подготовке большевистекото
		Беречь материалы, повьштать качество продукции!
	Молодежь московской обувной фабрики
«Парижская Коммуна» активно помогает
коллективу предприятия экономить сырье
и вспомогательные материалы. Патриоти-
ческое движение, начатое купавинскими
мастерицами Лидией Рожневой и Марией
Кононенко, нашло здевь живейший отклик
и многочисленных последователей. Только
за последний год из ‹береженных мате-
риалов было сшито более 160 тысяч пар
обуви.

Немалый вклад сделали молодые за-
кройщики, заляжчики и рзбочие других
специальностей, проявляющие подлинно
хозяйскую заботу о наилучшем использо-
вании каждого квадратного дециметра ко-
жи, каждого гвоздика. ,

Бригад» затяжчиков комсомолки Лидии
Корабельниковой — одн» из лучших не
только в цехе «Парко», но и по всей
фабрике. Этот молодежный коллектив, ра-
ботая по методу Александра Чутких, по
праву заслужил звание бригады отличного
вамества. Из месяца в месяц молодые 33-
тяжчики повышают выработку и улучша-
ют сортность продукции.

В социалистическом соревновании в
честь выборов в Верховный Совет СССР
бритада Лидии Корабельниковой достигла
выдающихся успехов. Молодые стаханов-
цы, преисполненные чувства любви к ©0-
циалистической Родине, большевистской
партии и великому вождю народов, тру-
дились с мыслью о товарище Сталине.

— Творческий стахановский труд, но-
вые производетвенные достижения, — го-
ворила Лидия своим товарищам по брига-
де вот лучший подарок Родине в честь
всенародного торжества. Каждый из нас,
трузья, должен подумать над тем, как
лучше выполнить личное обязательство, &
значит, и обязательство коллектива.

В лни предвыборной стахановской вах-
ты затяжчиви жили олним стремлением—
	стало ясно, что хорошего качества ве до-
бъешься, если плохо ортанизовано твое
рабочее: место, если на участке  недоста-
точно крепка трудовая дисциплина». «Воо-
душевленные горячим желанием  дазать
стране как можно больше хорошей, доб-
ротной и красивой обуви, при наимень-
ших затратах материалов,— говорится да-
лее в обращении, — мы об’являем нашу
бритаду отличного качества одновременно
и бригалой комплексной экономии.

За счет сбереженных материалов’ обя-
зуемся ежемесячно один день работать без
снабжения, то-есть не требуя и не полу-
чая в этот день материалов из кладовой.

Принимая на себя это’ обязательство,
мы призываем все бригады на фабрике
последовать нзпему примеру и включить-
ся в соревнование за комплеконую эконо-
мию материалов.

Мы уверены, что, соревнуясь и помогая
друг другу, добъемся того, что «День без
снабжения», который мы сегодня юбяза-
лись проводить один раз в месяц, нам
в недалеком будущем удастся  осуществ-
	Ценный почин Лидии Корабельниковой
	ложение бритадира — один день в месяц
не получать фурнитуры co склада, & ра-
ботать в этот день на сбереженных мате-
риалах. Было решено также поднять вы-
пуськ первосортной продукции до 95 про-
центов вместо 88 nO плану.

По поручению бригады Лидия Корабель-
никова юбратилась © призывом ко всем
рабочим, ко всем стахановеким бригадам
фабрики. В обращении говорится:

«Длительный опыт настойчивой борь-
бы за отличное качество продукции на-
учил нас очень многому. Мы поняли, что
достигнуть высокого качества работы
можно, только в совершенстве овладев CBO-
6й профессией, до тонкости изучив свою
машину, инструменты, материалы. Нам
	выпустить как можно больше продукции,
добиться дальнейшего улучшения ©ортно-
сти, еще бережнее, рациональнее расходо-
вать материалы.

Усилия стахановцев принесли замеча-
тельные результаты, Бригада Лидии Еюра-
бельниковой дала ко дню выборов 2313
пар обуви сверх плана. 94 процента всей
пролукции выпущено первым сортом —
на 6 процентов больше, чем положено по
плану.

— В дни стахановской вахты нам уда-
лось сэкономить такое количество вепомо-
гательных материалов, — еообщила Лилия
на собрании бригады, — что их доста-
точно по крайней мере на три дня работы.

Затяжчики обсудили и одобрили пред-
	съезда от Кавказской организации. В 1906 roxy on был арестован и сидел в Метех-
ском замке (в Тбилиси). В 1907—1917 г.г. М. Г. Пхакая находился в эмиграции, в
	теневе.
		После февральской буржуззно-демократической революции в
	Цхакая вместе с В. И. Лениным вернулся в Россию.
В 1919 тоду М. Г. Цхакая был арестован меньшевиками и заключен в Кутаис-
		Товарищ Цхакая вел большую государственную работу в Грузии и в Закавказье,
был председателем Центрального Исполнительного Комитета Закавказской Советской
Фелеративной Социалистической Республики, председателем Центрального Исполни-
тельного Комитета Грузинской ССР. Товарищ Цхакая был избран депутатом Верхов-
ного Совета СССР трех созывов по Совету Национальностей от Грузинской ССР.

Товариш Цхакая — видный деятель международного рабочего движения, был
участником всех конгрессов Коммунистического Интернационала (кроме первого), чле-
яом Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала и Интернацио-
	нальной Контрольной Комиссии,
	За. выдающиеся заслуги перед Советским Государством и большевиетской пар-
тией в 1944 году товарищ М. Г. Цхакая был награжден орденом Ленина.
Славный жизненный путь товарища Михаила Григорьевича Цхакая, в течение
		многих лесятилетий неустанно боровшегося за дело Ленина—Сталина,
	коммунизма, является влохновляющим примером для строителей коммунистического
общества. Память’ о нем всегла будет жить в сердцах трудящихся.
	ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б).
	мунистической партии (большевиков), 0%.
Совета Министров СССР, от Президиума
Верховного Совета СССР, Московского 0б-
ластного и городского комитетов ВЕП(б)у
исполкома Московского Совета депутатов

трудящихся.
..Раздаются звуки траурных мелодий.
На перроне — ближайшие лрузья покой-

ного, представители столичных заводов и
фабрик, партийные работники.

Гроб е телом М. Г. Цхакая устанавли=
вается на постаменте в специальном Bax
тоне поезда Москва—Тбилиси.

С тем же поездом в Тбилиси выехали
для участия в похоронах М. Г. Цхакая —
секретарь Президиума Верховного Совета
СССР А. Ф Горкин, секретарь. Московско-
го городского комитета ВЕП(б) Н. Н. Да-
нилов, секретарь исполкома Моссовета

П. И. Леонов.
(ТАСС).
	Светлой памяти М. Г. Цхакая
	() тлубоким прискорбием встретили тру-
	ili, Нам   лящиеся советской страны известие ©
осуществ-   кончине стафейшего. деятеля большевист-
	оережному отношению к материалам, под-   Закавказье.
	ТИННОЙ заботе о качестве продукпии.
	НА СНИМКЕ: Лидия Корабельни-
кова (слева) и член ее бригады Евге-
ния Дударева проверяют качество
	продукции,
Фото В КОЗЛОВА.