Четверг, 11 мая 1950 г., we 55 @2250).
		Моско вс
		телеграмм
ТАСС
	Растет и ширится движение
 60DmoB за мир!
	С каждым днем крепнет могучий фронт сторонников мира. Миллионы простых людей во многих странах
подписываются под воззванием стокгольмской сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса
сторонников мира о запрещении атомного оружия и об об’явлении военным преступником
	оружие.
	правительства,
	ТРЕБОВАНИЕ В США
ЗАПРЕТИТЬ
АТОМНОЕ ОРУЖИЕ
	Детройтский — корреспондент тазеты
«Дейли уоркер» сообщает, что предетави-
тели отделения 90б’единенного  профеоюза
рабочих автомобильной промышленности
нз заводах Форла выступили о петицией,
призываюшщей правительство США немед-
ленно принять меры через OOH в целях
запрещения производства и накопления
атомных б0мб и «немедленного возврата
	K руЗзвельтовекой политике международ-
	ного сотрудничества и проведения перего-
воров с Советским Союзом для окончания
холодной войны и урегулирования нераз-
решенных разногласий».

Петиция подписана председателем отде-
ления профсоюз» рабочих  автопромыш-
ленности Томпеоном, заместителем  пред-
селалеля Райсом и многими другими. лиде-
рами профооюза и опубликована в 10с-
леднем номере местной профсоюзной г4-
зеты, которая ракпространяетея среди 65
тысяч рабочих  форловских предприятий

ШВЕДСКИЕ РАБОЧИЕ
НЕ БУДУТ УЧАСТВОВАТЬ
В ВОЙНЕ ПРОТИВ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА
	Советское посольство в Стоклольме по-
светила лелегация  стокгольмеких  строи-
тельных рабочих и вручила текст резолю-
ции, принятой на массовом митинге, но-
священном пятой годовшине победы над
фашистской Германией. В резолюции го-
воритея: «В лень пятилетия исторической
победы над фашизмом, мы. пведскиера-
бочие. приветствуем Советский Союз, пер-
вое в мире социалистическое” государство
рабочих, которое под гениальным руко-
водетвом Сталина нанесло решающий удар
фашизму и ценой неисчислимых жертв
водрузило знамя победы над рейхстагом
в Берлине.

Мы не забудем, что и наш народ дол-
жен быть блатодарен  Советокому (Союзу
за спасение от немецкой оккупации во
время войны.

Мы знаем, что Советский Союз являет-
ся передовым защитником мира и чтоон
последовательно и твердо ‘отстаивает по-
литику мира. :

Мы, шведские рабочие, следуя прин-
ципам пролетарекого  интернационализиа
И срятото дела мира, вносим также нат
чистосердечный вклад в мощный фронт
мира, который развернулея зв настоящее
время по всему земному шару и который
мобилизует народы на активную борьбу
против поджигателей атомной войны.
этот великий памятный день, который с0-
впадает с моментом, когда мировая peak-
ция во главе с американским  империа-
лизмом вновь подготавливает войну про-
тив Советского Союза и всех демократи-
ческих народов, мы обещаем, что швед-
ские рабочие не дадут втянуть себя в
войну © Советским Союзом.

Да здравствует Советекий Союз!

Да злравствует мир!».
	СБОР ПОДПИСЕН
В ФИНЛЯНДИИ
	В Финляндии продолжаетея успешный
сбор подписей под воззванием стоктольм-
ской сессии Постоянного комитета Bee-
мирного конгресса сторонников мира. Ор-
ганизация «Сторонники мира в Финлян-
дии» уже получила заполненные бланки,
на которых значится 31.305 подписей.
Охнакю в общем подписей собрано значи-
тельно больше. так как многие бланки
не смогли поступить в Хельсинки из-за
транспортных затруднений в связи с не-
давней забастовкой  железнолорожников.
	которое первым применит это
	Со всех концов Шольши продолжают
поступать сообщения о развертывании
движения сторонников мира =—— 06 обра-
зовании новых местных комитетов защи-
ты мира и подготовке к массовому сбору
подписей под воззванием  стокгольмекой
сессии Постоянного комитета.

В Варшаве в зале политехнического
института состоялея митинг, на котором
присутетвовали профессора и студенты
института. Профессор Китлинекая, ВыЫ-
ступая на митинге, сказала: «Вопрос за-
щиты мира становится сегодня главным
вопросом каждого поляка. Движение сто-
ронников мира обезоружит поджигателей
		(ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ)

стапо. в свою очередь, коротко познако-  тера фон Ортель отзывался в самых не-
		тючтительных выражениях, считая их всех
трусами и чуть ли не проходимцами, о са-
мом гаулейтере заметил как-то, что тот
труслив, как все торгаши; Геббельса и его
пропагандистов он откровенно считал дар-
моедами и безмозглыми идиотами, о кото-
рых даже не стоит говорить всерьез; на-
конец, о гитлеровской идее «блицкрига» он
отозвался однажды, как о бессмысленной
авантюре, придуманной людьми, которые
никогла не знали России. Все это насто-
раживало Кузнецова. Временами его одо-
левало подозрение — уж не провокация
ли это со стороны фон Ортеля. Слишком
уж непримиримыми казались эти две край-
ности в натуре майора гестапо.

Он был попрежнему сдержан с фон Ор-
телем, попрежнему ни о чем He спраши-
вал, старался казаться как можно проще,
давая своему собеседнику чувствовать его
превосходство над собой, и тот, действи-
тельно, наслаждался этим. «превосход-
ством», этим покровительственным тоном,
когда ему все время приходилось как бы
поучать неопытного лейтенанта, внушать
ему мысли, до которых он сам, своим умом
едва ли мог бы дойти. Так в лице лейте-
нанта Зиберта фон Ортель обрел и бла-
годарного слушателя, и  восприимчивого
ученика, и, главное, преданного друга, не
изменно готового выручить деньгами;
щедро угостить, оказать любую услугу, ви-
дящего в этом прежде всего честь для се-
бя самого.
	Постепенно Кузнецову открывалосБ В
фон Oprene то, что еше так недавно ка-
залось непонятным и загадочным, и чем
дальше, тем меньше таких загадок заклю-
чали в себе потемки этой души.
	Если одну черту майора гестапо — его
	раздутое тщеславие — Кузнецов уловил ос
самого начала и, уловив, начал искусно
играть на этой струнке, то теперь ему .от-
крылась другая черта, несравненно более
важная, об’ясняющая сразу всего фон Ор-
теля с его кажущимися противоречиями.
Этой чертой фон Ортеля был его цинизм.
	Это был цинизм страшный, не оставив»
ший ни единого чувства, ничего святого,
ничего, что бы отличало человека от жи-
вотного, одержимого одним лишь врожден-
ным инстинктом самосохранения. Фон Ор-
тель служил своим хозяевам, не веря ни-
кому из них, считая их такими же закон-
ченными мерзавцами, каков он сам. Идеи?
Он не признавал никаких идей, ничего;
кроме корысти, которая движет человеком
во всех его побуждениях, которая одна и
	оправдывает смысл всех поступков, всех
намерений — будь то в политике или в
частной жизни. Он служит в гестапо? Да,
потому что это ему выгодно, это позво-
ляет ему удовлетворять часть своих жела-
ний и надеяться на то, что со временем
он удовлетворит. и другую часть. Власть
над людьми у него есть уже теперь. Ему
	нужно богатство — что же, он его добу-
дет! Если для этого придется переменить
веру, он переменит веру, он станет слу-
жить кому-нибудь другому, лишь бы это
давало больше выгоды. А разве любой
	другой  челавек поступит на ето месте
‘иначе?

— Ну, ты подумай сам, — убеждал он
Знберта в откровенном разговоре, — кто
	в наше время пожертвует хоть чем-нибудь
из своих благ или из своих возможностей
получить блага ради каких-то отвлеченных
	понятий, вроде понятия долга или, скажем,
родины? Ты? Я? Конечно, на словах мы
все готовы в огонь и воду за фюрером,
но, скажи по совести, разве тебе не дороже
твое собственное имение, твой маленький
капитал? Если бы ты мог умножить его
с помощью, скажем, тех же’ англичан;
разве ты отказался бы от этого из каких-
нибудь «высоких соображений»?.. Значит ли
это, что мы с тобой готовы изменить фю-
реру? Упаси бог! А почему? А потому,
дорогой мой, что наш фюрер как раз и
заботится о приумножении моего и твоего
капитала, не забывая при этом, конечно,
и себя. — Огонек иронии блеснул в хо-
лодных глазах фон Ортеля. — Я считаю,
что с нашим фюрером мы заработаем как
ни с кем другим, и я предан фюреру, я
действительно пойду за ним в огонь и во-
ду. Это только подтверждает мою мысль.
Ты согласен?.. Ну, а как большевики? —
спросишь ты. — Вот ведь они не гонятся
за выгодой, они и капитал презирают, для
них, как ты знаешь, эти самые отвлечен-

ные понятия — вроде совести, или, ска-
жем, родины, или же коммунистической
доктрины — важнее всякой личной прак-

тической выгоды. Да. Но не это ли при-
знак расовой неполноценности? Ты по-
смотри, как легко они умирают, как пере-
носят пытки! Ты был когда-нибудь при
допросе?.. Я в свое время много думал:
откуда такое ‘презрительное равнодушие ` к
смерти? И я понял: все от той же непол-
	ноценности. Цивилизованный человек пе-
нит жизнь, он скорее расстанется с чем
угодно — с чувством долга, с религией,
	чем с собственной жизнью. И это тоже,
согласись, подтверждает мою мысль...

Из этого памятного разговора Кузнецов
вынес нечто необычайно важное ‘для себя
как для разведчика. Отныне он до конца
знал нутро своего противника, и это зна-
ние служило ему залогом его победы. От“
ныне он мог проше и решительнее обхо-
диться с фон Ортелем, смелее давать ему
деньги, поить его в казино, предпринимать
все возможное для получения разведыва-
тельных данных, постоянно чувствуя свое
превосходство перед матерым разведчиксм-
профессионалом и заранее предвкушая свою
победу в этом поединке.

Случилось так. что уже при следующей
встрече фон Ортель, разоткровенничавшись,
сообщил о своем возможном  от’езде в
Западную Германию и заодно -- о цели
этого от’езда: если ему суждено состоять-
ся, фон Ортель попадет на один из заво-
дов, производящих новое секретное оруз
жие.

В свой очередной приезд Николай Ива-
нович передал нам сведения, серьезного
военного и политического значения. Речь
шла о самолетах-снарядах, готовящихся на
секретных заводах Германии и предназна-
ченных для бомбардировки английских
промышленных городов.
	(Продолжение следует)
	Совет Министров CCCP освободил т. С0*
колова Константина Михайловича or ofa
занностей первого заместителя министра
городского строительства СССР.
УИ <<<
	Ответственный редактор
Н. С. КИСЕЛЕВ.
	мился с лейтенантом. В их частых беседах
не содержалось никаких служебных тайн,
равно как и нескромных вопросов, — ни:
чего такого, что могло бы касторожить
опытного, видавшего виды майора гестапо.
Это были невинные разговоры о жизни, о
женщинах, даже об искусстве, в котором
они оба, как оказалось, понимали толк.
Это были воспоминания © днях проньюго
и планы на будущее, мечты о том, как кто
из них проведет отпуск и где обоснуется
после войны. Но именно эти невинные раз-
товоры привлекали Кузнецова больше, чем
если бы речь шла о вопросах, интересо-
вавших его в разговорах с друпими члена-
ми комлании. С фон Ортелем он их избе-
гал. И не только потому, что чувствовал
в нем опытного разведчика, с которым
приходилось быть настороже, но и потому,
главным образом, что в фон Ортеле его
	интересовало другое и это другое — то,
ото не могло попасть ни В Какие донесе-
		ЕДИНАЯ ВОЛЯ ПОЛЬСКОГО НАРОДА
	ь 4
продолжают   войны. Мы жаждем мира и всеми силами
	будем бороться за мир».

Учаетники митинга приняли резолю-
цию, в которой говорится: «Мы жаждем
учиться и работать. Мы жаждем своими
знаниями служить делу мира, своим уси-
ленным трудом мы защитим мир».

Городской комитет сторонников мира в
Жешузе решил приступить к массовому
сбору подписей под воззванием Постоян-
ного комитета во второй половине мая. В
настоящее время уже создано пять рай-
онных комитетов, которые будут наблю-
дать за подготовкой кампании по ебору
подписей в отдельных районах города.
	(Продолжение. Начало см. в № 55}
	— Это какой же Мюльбах? — ярипо-
минает Зиберт.

Герхард называет номер дивизии.

— Впервые слышу!

— Дивизия стоит под Ковелем и гото-
вится к отправке на фронт, а Мюльбах
приехал сюда по каким-то личным делам
— и вот извольте...

— Да, — поддерживает Макс Ясковец. —
Партизаны обнаглели. Ночью опасно вый-
	АЛБАНСКИЕ ТРУДЯЩИЕСЯ БОРЮТСЯ ПРОТИВ
ПОДЖИГАТЕЛЕЙ ВОЙНЫ
	Как передает Албанское телеграфное
атентетво, в стране © успехом проходит
кампания по сбору подписей под воззва-
нием Постоянного комитета Всемирного
конгресса сторонников мира. Подпивывая
это воззвание, широкие массы албанского
народа выражают твердую решимость ва-
щищать мир, бороться против поджигате-
лей новой войны. Вюззвание Постоянного
	Rak сообщают монгольские газеты, He
всей стране © большим под’емом продол-
жается сбор полпиеей под воззванием П9-
стоянного комитета Всемирного конгресса
сторонников мира.

С начала мая на предприятиях ив
учебных заведениях столицы Монгольской
народной республики собтоялось 85 мас-
совых митингов, участники Которых вы-
разили свою решимость бороться за мир,
демократию и социализм в рядах  могу-
чего лагеря сторонников мира во главе о
великим Соретеким (Союзом.
	Rar сообщает газета «Форвертс», (0ю3
свободной немецкой молодежи Берлина в
ответ на предложение Союза республикан-
ской молодежи Франции развернуть ши-
рокую кампанию по сбору подписей под
призывом стокгольмекой сессии Поетоян-
ного комитета Всемирного конгресса сто-
ронников мира направил реслубликан-
ской молодежи Франции письмо, в кото-
ром говорится:
	Согласно опубликованным неполным
ланным, на 8 мая в Париже и его окре-
стностях собрано 146.342  полписи под
воззванием Постоянного комитета Всемир-
ного конгресса сторонников мира.

В департаменте Нор собрано свыше
125.000 подписей. На ряде предприятий
этого департамента, в частности в Лил-
	На днях в Торонто (Канада) состоялея
общегородской  десятитыеячный митинг
сторонников мира. С речью выступил
доктор Эндикотт.

Говоря о своей поездке в Советский
Союз и страны Восточной Европы, Энди-
KOTT отметил исключительно радушный
прием делегамии Постоянного комитета
представителями Советского Союза и 0б-
щественными организациями в Москве и
их готовность выелушаль и расемотреть
рекомендации, связанные © защитой ми-
ра. Он указал также на исключительный
размах мирного строительства в этих стра-
нах и дружественную помощь co сторо-
ны Советского Союза странам Восточной

Европы.
На митинге выступил также встречен-
	ный бурными овапиями настоятель Вен-.
	терберийского ©0бора д-р Хьюлетт Джон-
еон. который раюсказал участникам ми-
	комитета уже подписали 102 тысячи че-
ловек — рабочие промышленных  пред-
приятий, деятели культуры, духовенство,
молодежь, женщины и т. д.

Отновременно © проведением кампании
по сбору подписей под воззванием  По-
сторонников мира по всей стране создают-
ся комитеты зашиты мира.
	Лод обращением Постоянного комитета
поставили свои подписи все студенты и
преподаватели Монгольското государетвен-
ного университета, Высшей. школы пар-
тийных кадров при ПЕ монгольской на-
родно-революционной партии, рабочие, ин-
женерно-технические работники и  слу-
жащие утольных копей Налаиха, автоме-
ханического завода.  промкомбината, мя-
сокомбината имени Сталина, железной до-
роги и многие другие. 1

Всего в столице воззвание подписали
более 30 тысяч человек,
	«Готовясь к трандиозному общегерман-
скому слету молодежи, демократическая
мололежь Берлина  расематривает ващ
призыв к развертыванию широкой  кам-
пании в борьбе за мир как почетную за-
дачу. Мы < ралостью и воодушевлением
принимаем ваше предложение. Этим Ca-
мым мы докажем поджигателям войны,
что мы готовы отдать все наши силы
делу зашиты мира».
	ле, в Рубэ и других городах, воззвание
подписали все 100 процентов трудящихся.

Экипажи трех кораблей, стоящих в
Марсельском порту, единолунгно, включая
и капитанов. подписали воззвание По-
стоянното комитета. Ha корабле «Дже-
бель Амур» создан комитет защиты мира.
	THHTA 9 «золотом  занавесе», созданном
правительством Соединенных Штатов, ко-
торый заставил Джонсона облететь почти
весь земной шар, чтобы попасть в Йа-
наду.

Джонеон напомнил 0б ужаюах, связан-
ных © применением атомной бомбы в
прошлой войне. и предупредил об ответ-
ственности народов мира, если они
не помешают применению еще более раз-
рушительных б0мб6 в будущем. Джонсон
указал, что Советский Союз и Китай ни-
когда не применят первыми этого дья-
Вольского оружия. +:

«Простые люди во всем мире, — ска-
зал Джонсон, — не хотят войны. Не хо-
тят войны те, кто строит машины и ко-
му приходится управлять ими в войне, и
если они прикажут уничтожить эти ма-
шины войны, то никакой войны не бу-
дет».
	МОНГОЛЬСКИЙ НАРОД ПОДПИСЫВАЕТСЯ
ПОД ВОЗЗВАНИЕМ
	ГОЛОС НЕМЕЦКОЙ МОЛОДЕЖИ
	СОТНИ ТЫСЯЧ ПОЛПИСЕЙ ВО ФРАНЦИИ
		aa АА, ПУ 9823. д эр. ФФУ EO и
что не могло попасть ни в ваких дел

ти на улицу. Это здесь, в столице ‚а что
И HOCH, , ния, ни в какие радиосводки, передавае-

сказать о евнях! :
ъ о дер ма = С   мМые в Москву, — Кузнецов ловил жадно
	Ат. п ame eae

aT DVL EL, NY ee ee ee
елевшему фон Ортелю. — Вы ко
будь видели живого партизана?
— Я? — фон Ортель хохочет. — Я?... А
со тогда их видел? Только сегодня я
ел счастье беседовать с одним из этих
лодцов. Вот, полюбуйтесь. — до-
ает из кармана смятую листовку, пере-
ет жующему Герхарду. Tor берет её
умя пальцами, словно боясь уколоться.
ким же движением передает Кузнецову.
Кузнецов читает листовку. Это та самая,
торую он видел в ночь после парада.
Фон Ортель продолжает:

— Кто бы, вы думали, был этот моло-
п? Пожилой человек, отец четверых де-
— Он их сам печатал? — осторожно

ведомляется Валя.
—. Fry залепзжали ночрю на улипе Он

гда-   И упорно.

Как-то, разговорившись с лейтенантом о
России, фон Ортель бросил фразу о «зага-
дочной русской душе». Эту затрепанную
фразу Кузнецов слышал не впервые. Она
была своего рода модой у многих нем-
пев, особенно у тех, кто подобно фон Эр-
телю сменил университетский сюртук на
мундир военного. Все они одинаково глу-
по и тошнотворно разглагольствовали сб
этой «загадке». Фон Ортель, хотя и знал
русский язык не хуже, чем Кузнецов. не-
менкий, не составлял в данном случае ис*
ключения. И, вероятно, Кузнепов пропу-
стил бы эту фразу мимо ушей, если бы
его в такой степени не интересовала Ayla
самого фон Ортеля. Эта душа была для
Кузненова действительной загадкой, и сн
задался пелью ее постичь.
	И дрожащей рукой разливает вино по

стаканам.
	2. «Продолжайте
вести разведку...»
	Каждый раз, посылая очередное сообше-
ние о перегруппировках немецких войск, о
деятельности немецких учреждений в Ров-
но, о ближайших планах имперского ко-
‘миссара Коха, — каждый раз Николай
Иванович заканчивал письмо просьбой раз-
решить ему активные действия:

«Не могу, — писал он мне в одном из
таких писем, — не могу сидеть рядом,
улыбаться и поддакивать. Я должен их
убивать! Почему не дают их убивать
Разве не ‘к этому обязывает нас задача,
поставленная товаришем Сталиным? Разве
я не такой же солдат, как все?»

Следовал неизменный ответ:

«Продолжайте вести разведку. С актив-
ными действиями надо подождать».

То, чем так тяготился Кузнецов, было
делом первостепенной важности и необхо-
димости. Разведанные им сведения тотчас
же передавались в Москву и, надо пола-
гать, в той или иной степени учитывались
командованием. Знакомства, которые он за-
вел, обещали сослужить хорошую службу.
Именно они, эти связи Кузнецова, и были
залогом того, что рано или поздно, обосно-
вавшись в Ровно по-настоящему, мы смо-
жем приступить к желанным активным дей-
CTBHAM.

Из своих новых знакомых Николай Ива-
нович особенно дорожил фон Ортелем. Они
все чаще бывали вместе. Обстановка ка-
зино располагала к откровенности, и вско-
ре лейтенант Зиберт довольно близко узнал
майора гестапо фон Ортеля, а майор ге-
	Компания, между тем, расширялась.
Остроумный, общительный, ‘а, главное, щед-
рый лейтенант Зиберт был поистине ее ду-
пюй. Среди немецких офицеров нашлось
немало любителей погулять на чужой счет.
В немецких оккупационных? марках недо-
статка не было: мы целыми транспортами
		забирали их у немцев. И Николай Ивано-
вич действовал согласно русской послови-
це: «было бы корыто, а свиньи найдутся».
	Все это «общество» доставляло Кузне-
цову и Вале новые и новые муки. Не-
стерпимо было слышать’ циничные  призна-
ния фон Ортеля, рассказы Герхарда, . Пе-
тера, Ясковца о пытках, которым. подзер-
гаются мирные, ни в чем неповинные лю-
ди. Каждый раз после этих «дружеских»
вечеров хотелось стонать от ненависти и
бессилия. Кузнецов делался еще более
замкнутым, сумрачным, целыми днями мог
сидеть, не проронив ни слова.
	Baia wu Майя продолжали ненавидеть
одна другую. Майя не знала, что Валя
разведчица партизанского отряда, а Вале.
в свою очередь, не могло быть известно,
что Майя уже второй месяц работает по
заданию Коли Гнелюка.
	Гаулейтер Кох не появлялся. По одним
слухам, он безвыездно сидел в Берлине,

по другим — находился вместе с Гитле-
ром в его ставке под Винницей, no
третьим — проводил все свое время в Ке-

нигсберге, занимаясь Восточной Пруссией
и одновременно делами многочисленных
предприятий в Восточной Европе, собствен-
ником которых он стал. Эта третья вер-
сия казалась наиболее достоверной: все
знали, что коммерческий азарт является
самой сильной страстью гаулейтера. И
Кузнецов с ужасом думал, что промыш-
ленные и торговые дела, дела, связанные
с внушительными дивидендами, могут дол-
го еще продержать Эриха Коха вдали о1
города Ровно. А здесь его так ждали!

Фон Ортель, с которым Кузнецов все
чаше заговаривал на эту тему, тоже скло-
нялся к версии о коммерческих делах, но
добавлял к этому еше одно  обстоятель-
ство, задерживающее приезд гаулейтера в
Ровно: его неприязнь к этому городу. Фон
Ортель говорил об этом с нескрываемой
иронией. Можно было понять, что у него
есть основания не считать гаулейтера Коха
человеком достаточной храбрости.
	‘Эта ирония, проскальзывавшая у Фон
Ортеля не только по отношению к Коху,
но и тогда, когда речь шла о персонах
еше более важных, долгое время сби-
вала Кузнецова с толку. Он хотел, нако-
Hell, понять фон Ортеля и не мог понять.
С одной стороны, перед ним был типич-
ный фашист, правоверный гитлеровец, ис-
поведующий религию «жизненного  про-
странства», культ виселицы и работоргов-
ли, истый фанатик идеи «мирового. господ-
ства». С другой стороны, тот же фашист-
ский ортодокс и фанатик время от времени
бросал такие иронические,  убийственные

плики в адрес своих хозяев, которые сам

узненов вряд ли мог себе позволить без
риска быть тут же заподозренным и раз-
облаченным. Так, о заместителях  гаулей-
	Президиум Верховного Совета. СССР на-
значил т. Соколова Константина Михай-
ловича _Предселателем Государственного
Комитета Совета Министров CCCP по де-
лам строительства.
		нии тото же общества Попов демонстри-
ровал передачу и прием словесного тек-
ста без проводов. на расстоянии.

...1899 год. Броненосец «Генерал-адми-
рал Апракоин» потерпел аварию У остро-
ва Готланд. Радио оказывается единетвен-
ным видом связи, которую возможно нала-
дить с судном... С помощью радиоприбо-
ров Попова было сообщено ледоколу «Ер-
мак» о том, что в море на льдине уне-
сены 27 рыбаков. Люли были спасены.
	Так жизнь подтверждала огромное зна-
чение работ А. С. Попова.
	Обзятельный образ Попова становится
нам особенно ‚близким и дорогим потому,
что это подлинно русский ученый, рус-
ский человек. В фильме это превосходно
показано. «Я изобретаю для счастья че-
ловечества, я ищу новые связи между
людьми», — говорит Попов английскому
дельцу Лемке. приглашающему ето в Апг-
		лию, отрывая нам свое сердце — сердце
пламенното русекото патриота. Hak ни
трулно ему приходится в условиях пар-
ской России, где притесняют и даже по-
рой унижают талантливого ученого, он пе
пременяет скромную простоту своей лабо-
ратории ни на один из самых лучших
зарубежных институтов.
	Образу А. С. Попова верно противопо-
ставлен тип лжеученого Маркони, нагло
присвоившег чужую идею. Этот прохо-
димец ради наживы готов итти на все, у
него нет родины.
	Глубоко волнует заключительный эни-
зд фильма.
	‚..Огромная аудитория института апло-
дирует великому ученому, а он стоит яз
кафедре и говорит: «Я вею мою жизнь
искал новой связи между людьми, но я
понял, что она будет нужна и сильпа,
если будут честны, правдивы связи самих
людей в обществе». Глаза Попова на-
полнены слезами, они обращены прямо в
зрительный зал, слова его проникают в
самое сердце.

Сценарий А. Разумовского г большой
силой воспроизводит биографию Попова.
Ностановщики фильма Г. Раппапот и
В. Эйсымонт мастерски переводят ее на
язык кинематографии. Образ Попова бле-
стяще создан артистом Н. Черкасовым.
Тонко передает артист остроту и гибкость
ума, силу воли, кипучую энергию, 2
главное — безграничную любовь своего
героя в родной стране и отечественной
науке.

Хорошо сытрал роль верного друга и по-
мощника Попова — Петра Николаевича
Рыбкина — артист А. Борисов.

Фильм вызывает У нас, советской мо-
лолежи, чувство патриотической гордости
3а евою великую Родину, за напгих заме-
чательных соотечественников. И нам хо-
челея служить своей Родине и! приносить
ей пользу так же, как это делал А. С.
Попов.
	Лидия БАЛАШОВА,
ученица 10-го класса 628-й школы
Москвы.
	ученый-патриот

ученого — открывателя новых путей в
науке.

Смотришь фильм, будто листаеншь ay
десную, захватывающую книгу 06 удиви-
тельной жизни великого человека. Попов
первый установил возможность примене-
ния электромагнитных волн для передачи
сигналов на расстояние. Он построил пер-
вый в мире радиоприемник с антенной и
демонстрировал его на заседании Русско-
TO физико-химического общества 7 мая
1895 года. назвав его грозоотметчиком.
Его аппарат реагировал на грозовые раз-
ряды на раестоянии свыше тридцати ки-
	лометров. Но Попов не остановился на до-!
етигнутом. В марте 1896 гола на засела-
	Калр из фильма «Александр Попов».
	ЗРИТЕЛИ О ФИЛЬМЕ «АЛЕКСАНДР ПОПОВ»

ЗЯМеЧаТеЛЬНый
	Отромна, неоценима заслуга советской
кинематографии в создании образов вели-
ких русских людей, составляющих славу
и горлость нашего народа.

Мы видели фильмы о Мичурине и о
Павлове и можем смело сказать, что те-
перь не только имена этих великих лю-
дей, не только бессмертные их учения, но
H их образы — живые и полнокровные,
словно взятые из жизни, глубоко и
прочно вошли в сознание миллионов со-
ветских людей.
	Сейчас можно повторить это, проемот-
рев новый советский художественно-био-
трафический фильм «Александр Попов».
Мы как бы веотретились < живым Попо-
вым,  присутетвовали при рождении его
великих открытий, непосредственно ощу-
тили все обаяние его могучей натуры. Й
пусть давно погае киноэкран, но фигура
ученого-патриота попрежнему стоит перед
нашими глазами. как живая.
	...На гранитных ступенях набережной
сидит человек. Он держит в руках топ-
кую стеклянную трубку. Солнце освещает
высокую, плечистую, немного сутуловатую
фигуру. Трубка неожиданно падает в во-
ду. Шустрый мальчуган вызвался достать
ее. «А позвольте полюбопытствовать, на
что вам эта трубочка?» — спрашивает
старик-лодочник. «Эта трубка поможет
нам передавать сигналы на расстояние и
принимать их без проводов», — отвечает
с улыбкой Алексалдр Попов. И такая
сила убежденности в его словах, что. ве-
ришь — изобретатель добъется своего.

Простым и глубоко человечным пред-
стает перед нами, Александр Степанович
Попов. знаменитый русский физик, созда-
тель радиотелеграфа.

На протяжении всего фильма мы видим
огонек молодости в ето глазах, ни на
мгновенье не перестаем ощушалть страсть
	АПРЕС РЕДАКПИИ: Нотаповский пер., 3 (со стороны ул. Чернышевского, ул. Кирова и Чистых прудов). ТЕЛЕФОНЬ!: raton EK 4-05-65. Texevnutiy onnounennn ee
_SCCTLAMCKOT mononesti oS. no Kownvr. LOL Otnen moolaranan: K 3-13-45) TOR ee TE ApyAOR). TENTED OBI: коммутатор К K 4-05-65. Дежурный технический секретарь
	1-91. Отдел рабочей молодежи К 4-68-56
коммут. 91. Отдел об’явлений К 4-18-45 и доб.

7162481

ЗГТ Учи 904 Га, МТК: ES EES ES Oo

доб. по коммут. 1-91. OTgen пропаганды К 3-13-45 и доб, по коммут. 22, Отдел комсомольской жиз
молодежи К 4-68-56 и доб. по коммут, 19. Отдел писем — К 4-68-56 м доб. по коммут. 79. Отдел mot

slr et Allee Ow Ч бака
			о САИ чоский секретарь К 5-52-99 и доб, по коммут. 47. Отде:
-22 и доб, по коммут. 1-73. Отдел учащейся молодежи К 0-35-22 и доб. по коммут.
3-13-45 и доб. по коммут, 22. Телефонограммы — К 3-82-19 и лоб. по коммут 1-56.
	доб, по коммут. 41. Отдел информации К 3-13-45 и доб. по коммут. 22. Отдел
‚ 0-35-22 и доб. по коммут. 1-73. Военно-физкультурный отдел доб. по коммут.
и доб. по коммут. 1-56. Отдел художественной иллюстрации доб. па
	Типография издательства «Московская правда». Чистые пруды, 8.