‚Втхорпик, 18 мая 1950 г., № 58 (1228).
			пужны ли детям эти книги?о
	В системе коммунистического воспита-
ния советских детей книга играет огром-
ную роль. Наши дети любят, знают и
помнят героев произведений, учатся у них
тероизму, мужеству, патриотизму, любви
в народу, партии и товарищу Сталину —
лучшему другу советской детворы.

Дети хотят быть такими, как, Зоя Roc-
модемьянская и Олег Кошевой, Александр
Матросов. Ст-ханов и Российский. Книги
во многом помогают им достичь этой це-
ли. Книги учат и воспитывают детей в
духе  беззаветной преданности делу
Тенина— Сталина. :

Каждую вновь вышедшую хорошую кни-
гу дети жадно читают и горячо обсужда-
ют в щколе и дома.

Задача выпуска все большего и боль-
шего количества нужных, полезных нп
интересных детских книг — это очень
почетная задача. Естественно, что в
этом больном деле нужны и большие уси-
лия, нужна настоящая любовь в детям.

Вкаючившиеся в это дело местная про-
мышленность и промкооперация могли бы
оказать (имея в наличии большую поли-
графическую базу) неоценимую помощь в
увеличении выпуска книг, особенно для
дошкольников и Школьников младшего
возраста,

Но вот перед нами стопка именно та-
ких книг. Они изданы в Москве райпром-
‘трестами ‘и артелями.

Первая из них называется  «Петуш-
ки—красные гребешки». Издана она по-
	лиграфической фабрикой Фрунзенского
райпромтреста (Москва, 1949. Автор
Миронова, художник В. Трофимов,
	ств. редактор Г. Лагун). В книжке 12
‚рисунков-страниц и столько же подпи-
сей к ним.

ЕнижЕз рассказывает о курице, вывед-
шей цыплят, из которых выросли  здоро-
венные петухи-драчуны (а не  «петуш-
ки», как утверждает автор). В этом убеж-
дают рисунки: на обложке (где изобра-
женный черный петух похож на гуся) и
на последней странице, где эти петухи,
вз’ерошившись и вытаращив глаза, гото-
вятся в смертному бою.

Такие рисунки могут заинтересовать
разве только любителей так называемого
«нетушиного боя». № чему советским де-
тям эта «тема» драки? Безусловно, никз-
кого благотворного влияния на детский ум
текие рисунки не имеют и нс могут иметь.

Дальше следует, что эти «петушки»
подняли такой шум, что «зорьку разбуди-
ли». И вот «вышла зорька, ночь прогна-
ла, побелила (7) яблони в садах. Над из-
бами дымок забился» (7) На этой картин-
Ее изображена деревня, где электропровод-
ка идет от дымовой трубы одной избы к
одинокому столбу и обратно. Правда, не-
вдалеке виден еще один ©т0лб, но он
без проводов. Улица гуето заросла травой,
словно по ней никто не ходит и не ездит.
Село вымерло —ни одного человека не
Видно. Зато на первом плане красуется
нарочито небрежно намалеванный пастух
	вышиной с избу. В руках у пастуха не-
	что вроде огромното тромбона. и динная
	плеть на плече. Судя по картине

ср зал
	  Как некая дань ‘времени, Be одной
странице нарисованы: девочка КуБОлЬНоЙ
«красоты» и мальчик, ofa с пионе-
	скими галстуками. Нод рисунком полпись:
	«Все проснулось. Застучал трактор. Кол-
	хозные бригады в поле вышли. Ребятинш-
ки в огород побежали капусту и морковь
поливать». Но и это не спасает положе-
ния: никаких бригад и тракторов на ри-
СУнЕе нет, огород зарое бурьяном, грядок
нет и пять разлопушившихся капустных
корней сиротливо охраняются чучелом из
«доброго старого времени».

Авторы, очевидно, слабо знают колхоз-
ную деревню, тем не менее они смело
взялись описывать ее. Разумеется, ни Ш-
знавательности, ни художественности опи-
сания в этой книге нет и ничего полез-
-ного ребенку она дать не может. ‘

Мы неслучайно так подробно останови-
лись на этой книжке — она «лучшая»,
другие еще хуже.

Вот, например, серия книжек-капти-
	— Ты, Олег, слишком быстро  напи-
сал. Ну-ка, покажи, ошибок не наделал?

Молодая учительница Маргарита Ана-
тольевна Федорова подошла в Олегу и
взяла его тетрадь.

— Молодец, все правильно, — сказала
она. — А теперь мы разберем предложе-
ние по частям речи. Ето хочет выйти К
доске?

Почти все ребята подняли руки.

Би во всех классах, школьный
день в четвертом «Г» начался сегодня ©
повторения пройденного.

В просторных коридорах Школы ТИ-
шина. Майское солнце разрисовало пол
широкими светлыми полосами. `За’окнами
— яркая зелень только что распустив-
шихся деревьев. Вместе с первыми весен-
ними днями наступила в школе горячая
пора подготовки в экзаменам.
	О приближающихся экзаменах напоми-
	‚ нает сейчае зе. на что ни взглянешь в
	школе. Б вестибюле на большом листе
картона  нафисована фигура мальчика,
склонившегося вад тетралью У двери
	седьмого класса «А» укреплена большая
доска. На белых листках бумаги аккурат-
но написаны условия типовых задач, по-
добные которым могут встретиться на эк-
заменах. В библиотеке первый же стенд
новой выставки рассказывает о том, как
занимался в детские тоды Владимир
Ильич Ленин. Над книжными полками
надпись «Прочти это к экзаменам». Здесь
выставлена дополнительная литература ло
основам дарвинизма — книги о великих
русских ученых Тимирязеве,  Докучаеве,
Павлове, книги академика Лысенко:

Звенит звонок. Шумно становится в
шкояьных коридорах. Но ребята из пято-
го класса «Ж» в коридор не выходят.
Они собрались возле окна, rye устроен
«уголок повторения». Ребята отмечают
на специзльной таблице, кто какие темы
повторил вчера по арифметике и русскому
языку.

— Игорь уже пятый день «Мороз
Ерасный Нос» изучает!

— А ты но знаешь и не говори!

— Смотри, Игорь,. подведешь Beck
Brace.
	нок, выпущенных ЁЕраснопресненским рай-
промтрестом. Первая из них — «Четыре
времени года» (автор 0. Высотская,
художник 0. Дмитриев, отв. ред. А. Ф.
Гарнич). 10  страниц-рисунков — этой
ЕНИЖБИ  оПЯТЬ-Таки изображают не нз-
ших ребят, & барчат царского времени.
На одной из картинок нарисован их дом—
не то терем, не то барская усальба—и две
дамы в фартучках, никак не похожие на
колхозниц. На других страницах ‘видны:
одинокая (посреди поля) вишенка, с ко-
торой те же дети собирают вишни; пееча-
но-травянистая лужайка в березовой po-
ще, где эти дети (в фартучках и © банти-
ками) собирают тыквы («которые ды-
ни») и арбузы, валяющиеся просто на
голой земле. Как дань времени, на двух
	рисунках намалевано нечто, напоминаю-
щее пионерский галстук. Не лучше  ри-
сунков и сами стихи:

Летом целыми часами
	Мы рыбачим, а потом
Прыгнем в озеро и сами
Словно окуни (?) плывем.

Кстати, на рисунке видна река, а не
озеро.
Все (?) грибы, что есть в лесу,

Я домой к себе - снесу.

Нечто подобное, но с более формалисти-
ческими рисунками представляет собою и
следующая книжка — «Мои игрушки»
(автор 0. Высотская, художник В. Якоб-
сон, отв. ред. А. Г. Торчинекий).

В третьей книжке этой серии — «Зве-
ри наших лесов» (автор Н. Найдено-
ва, художник Д. Горлов, редактор тот же)
изображены хищные звери, созерцание
коих вряд ли может доставить удловоль-
ствие ребенку, не говоря уже о пользе та-
кой книжки. Кроме устрашающего вида
зверей, в ней еще есть и «страшные»
CTHXH:

А это волк — опасный враг,
Он любит прятаться в овраг.

или:

Косуля, спасайся! Олень, берегись
За вами следит эта хищная рысь!

В книжке «Звери жарких стран» (ав-
тов Г. С. Можарова, художник Г. Н. Кар-
лов, отв. ред. А. Ф. Гарнич) опять та же
тенденция устрашения ребенка: страшные
звери, «страшные» стихи: } г

Прямо по лесу шагает

Злой, огромный носорог!

В тростниках густых и темных (?),
Где звериные следы,

Крокодил лежит огромный

В желтой глине у воды.
	Не лучше и книжка «Домашние живот-
ные» (автор 0. Высотская, художник
В. Трофимов, редаклор тот же). ^Ри-
CYHEH аляповаты, они не всегда, соответ-
ствуют тексту (стихи © лошади).

Необходимо отметить, что вгё эти книж-
ки-картинки сделаны небрежно, наспех:
достаточно ребенку 10 них дотронуться,
Как плохо клееные (бумажные) корешки
обрываются и отлетают.

Артель «Декзлькомания» ‘ Мосгорпечать-
промеоюзя УП т Моввы ИЗяала ЕНИЖ-
	промсоюза УПЁЬ’“г. Москвы издала ЕНИЖ-
Ку” «Учиев” читать  и’’ечитатвУ  (ни автор,
ни редактор не указаны). В книжке-—се-
урия рисунков: со-словаминназваниями пред-
`метов- Раскраска самых + поичхлливнх
	MeTOR. Pacrpacka ‘самых тпричудливых
и невероятных: тонов; Мало того, под
словом «Щипцы» нарисованы синие и бе-
лые... клещи; пол словом «Экран» — не-
ведомое белое пятно и т. д. Только на
одном рисунке изображен красный флаг,
но и тот без серпа и молота.
Полиграфическая фабрика Дзержинеко-
го треста местной промышленности выпу-
стила книжку-альбом. — игротеку е mpe-
тенциозным названием «Всем интерес-
но!» (авторы В. Белин и А. Гейман, ре-
дакторы А. Г. Решетников и А. П. Либер-
ман). На рисунках «Смотри  вниматель-
но!», сделанных коряво и нечетко,  изо-
бражена дореволюционная деревня, за-
холустная и грязная. Все загадки ни в
малейшей степени не помогают детям вос-
принимать и усваивать нашу советекую
жизнь, они из лалекого прошлото. Только
	Московскому метрополитену—15 лет
	Сталин аплодирует вместе со вееми ¢0-
бравшимися в Колонном зале.
	oo» т Бот © того дня, — продолжает
Полежаев, — на знамени комсомола ©то-
зицы сияет орден Ленина. А на хледую-
щее утро метрополитен был открыт. Вся
Москва отмечала открытие метро, как
большой, радостный праздник. Ведь это
было подлинным триумфом нашей отече-
ственной ‘техники! Ни одно государство
мира никогда He строило метро так бы-
стро, как возвели’ его в Москве. А если
уж товорить о ‘качестве работ, 0б архи-
тектуре станций; тов этом отношении
напиши дворцы не могут стать ни в какое
сравнение ¢ ‘зарубежными  подземками.
Можно прямо’ сказать: два мира —— два
метрополитена...
	И много еще ‘интересного рассказывает
в своих беседах один из пионеров метро-
строения в Москве.

‚Он вспоминает о первой крупной побе-
де метростроевских комсомольцев. В марте
1933 года на плющади Свердлова нача-
лась проходка ствола шахты. Основная
Macca рабочих — 80 процентов — были
комсомольцы. Здесь были организованы
первые комсомольские бриталы во главе с
Враевским и Барабановым. Все согласи-
лись с их пожеланием назвать шахту
комсомольской. Завоевать это почетное
звание решили отличным трудом.

...Й закипела работа. Ствол шахты был
сооружен на два месяца раньше срока.
Всего 21 лень затралили комсомольцы на
	проходку. Их трудовой подвиг удивил
даже бывалых  проходчиков. Но mo-
полежь залорню отвечала: «Это только
	начало!». И они не хваета-
ли. 20 сентября 1933 го-
да произошла первая ©бой-
ка — воединились между
собой два подземных кори-
дора. В последние сутки пе-
ред ‹<бойкой комсомольские
бригады Марусина И
Пронина. установили неви-
„данный „рекорд -— прошли
57,5 “метра ‘тоннелей! ==

; :.И не только на первой
очереди метро, но и в по-
‘следующие годы комсомол
Метростроя показывал и по-
казывает свою боевую за-
калку, твердую волю к побе-
де

В годы великой битвы ©
фашизмом, когла наша страна напрягала
все силы для разгрома врага, строительет-
во новых линий метро столицы не пре-
кращалось. Таково было указание великого
Сталина.

В первые же дни войны немало метро-
строевцев комоомольцев, молодежи  по-
кинуло забои шахт и ушло на фронт,
чтобы с оружием в руках защищать лю-
бимую Родину. Но и будучи на передо-
вой линии, они не теряли связи с род-

Ной стройкой, с0 своим коллективом. В
свою очередь оставшиеся на строительстве

создавали фронтовые бригады, чтобы cBo-
им стахановским трудом помочь фронту,
Родине.

Комсомольцы-проходчики Михаил Фо-
мичев и Михаил Иволин трудились на
одной шахте, в одной бригаде. Фомичев в
октябре 1941 года ушел добровольцем на
фронт. Иволина натравили на укрепление
рубежей столицы. Лрузья расстались.
	Вогда враг от столицы был  отогнан,
	Михаил Иволин вернулся на шахту. Or
	друга с Фронта в эти дни пришло пихь-
мо: «Бъем и будем нещадно бить врагов.
 А вы, друзья мои, трудитесь по-фронтово-
му, стройте налие родное метро».

Михаил Иволин возглавил комсомоль-
ско-молодежную бригаду. Рабочих на
шахте нехватало. 06 этом знали молодые
строители. И они прилалали вое силы,
чтобы от этою не страдала стройка.
Станция «Сталинская», где работала в
период пуска Покровского радиуса бригада
„Михаила Иволина, была закончена на но-
вой линии одной из первых. Лучший
бригадир за свой стахановский труд был
награжден орденом Ленина.

Сейчас коллеклив коммуниста тов. Иво-
ина прокладывает новую трассу — на
тором ‘участке Большого мольца, на
стройке тоннелей между будущими стан-
циями Ботанический сад — Новослобод-
ская. 200 процентов нормы — таков
средний показалель его труда.
		строка из «Песни о Родине» В. И. -debe-   ;
дева-Кумача. - 7 и
Та же «Декалькомания» выпустила из
отходов бумаги некое подобие альбома ри-
сунков «Ко лучше переведет?» Рисунки
тут аляповаты, & порой и просто нелепы.

Полиграфическая диплома 2-й стенени
фабрика Москворецкого райпромтреста
издала’ книгу К. Д. Ушинского «Pacera-
зы»  (федактор Il. Н. Левштейн), не
снабдив ее даже предисловием о том, кто
был В. Д. Ушинекий, чем он дорог нам,
и не сказав ни слова 0 том, что это
рассказы дореволюционной поры. Рисун-
ки в книге изображают мальчиков и дево-
чек в лапоточках,`в посконных портах п
сарафанах, на фоне леса. полей и даже
в жалкой избенке-школе. Книг»  адре-
сована ‘детям младшего школьного  возра-
ста. Взяв такую книжку в руки, школь-
ник безусловно будет недоумевать: «Не-
ужели это теперь в колхозах ходят в лап-
tax? Где же такой плохой колхоз? Поче-
му эти дети такие бедные и школы хо-
рошей у них нет?».

и в малейшей степени не умаляя ни
достоинств, ни значения произведений
К. Д. Ушинского, мы вое же не можем
разделить «творческий размах»  издате-
лей, выпустивших эту явно недоброкаче-
ственно изданную книжку тиражом... в
300.000 экземпляров!

bcd

Мы привели в пример только нескольно
различных видов книжной «продукции»
артелей и райпромтрестов. В действитель-
ности кчижек этих имеется значительно
больше, чем нужно. Руководители указан-
ных организаций буквально  наводняют
детский книжный рынок миллионами
экземпляров ненужной, вздорной, а  под-
час и просто вредной печатной стряпни,
не имеющей ничего общего е советской
детской литературой.

Ни в одной книжке нет ни слова (или
даже намека) о колхозе или заводе, о на-
роде и его вождях — Ленине и Сталине,
о советекой Родине и ее богатствах, о му-
жестве и патриотизме, о любви к труду
и школе.

Но дело не только в этом: немало на-
ших русских классиков и советских
писателей могло бы позавидовать таким
баснословным тиражам: 100.000, 200.000,
300.000 экземпляров! Редко какая-нибуль
из промтрестовеких книжек выхолит тира-
жом в 50 тысяч экземпляров. При всем
том цена их малодоступна детям: книж-
ка-картинка стоит 4 руб., а остальные от
3 40 5 руб. И это при таких тиражах и
малом 0б’еме этих книжек! Не ясно ли,
что миллионные прибыли являются осно-
з0й всего этого дела?

Уместно также задать вопрое Главполи-
графу: из каких фондов выделяетея та-
вая масса бумаги на эту макулатуру?
	Тысячи экземпляров этих книжек ва-
	ляются в киосках Союзпечати не только
в Москве, но и на периферии. как «нехо-
	IOBOH товар», вызывая справелливое в03-!
	мущение советских людей.
	...Над синей гладью Москвы-реки ярко
светило заходящее солнце. Плавно pacce-
кая воду, под Крымеким мостом прошел
речной трамвай, и, словно пытаясь  до-
гнать его, как стрела пронеелась быст-
рая «шестерка»;

Отоял один из тех дней, когда люди
наслаждаются всеми благами московского
лета, когла на небе’ — ни облачка, и ты-
сячи жителей столицы устремляются в
парк, раскинувшийся вдоль Москвы-реки,
чтобы отдохнуть после трудового дня,

...А Глубоко под руслом реки в это
время шла упорная борьба © подземной
стихией. Огромный щит, отталкиваясь
мощными домкратами от уложенного чу-
тунного крепления, медленно и грузно
двигался вперед. Под защитой его сталь-
ных ячеек стояли проходчики. Втрызаявь
отбойными молотками в тысячелетиями
нетронутые грунты, метростроевцы” нгад’ за
шатом ‘отвоевывали у непокорной природы
послелние метры подземного пути.

Вомсомольские бригады Михаила Иво-
лина, Михаила Князева вместе с кадровы-
ми проходчиками заканчивали строитель-
ство перегона между станциями  Калуж-
ская— Парк культуры и отдыха им. Горь-
кого первого участка Большого кольца
метро. Но даже после того, как на-го-
ра были выданы последние ватонетки по-
роды, подземная стихия не желала сда-
ваться. Потоки воды устремлялись в тон-
нели через швы между кольцами крепле-
ния. Потребовалось немало усилий, чтобы
остановить воду, проложить стальные пу-
ти, по которым мчатся сейчас пол Мо-
	ти, пю юторым мчатся сеичас! нод
сквой-рекой голубые экспрессы метро.
	Строительство перегона Валужекая —
Парк культуры и отдыха им. Горького
вел коллектив шахты № 11 Метростроя.
Закончив эти работы, строители перешли
на новый Участок Большого кольца, где
прокладывают сейчас путь поездам между
зтанциями Ботанический  сал——Новосло-
	бодекая. Руководит этой шахтой инженер
	Василий Полежаев.
mah Дементьевич Полежаюв при-
шел на стройку столичного метро вместе
© десятью тысячами юношей и девушек
по путевке московского комсомола. С от-
бойным молотком. в руках на первой ли-
Frat Полежаев строил станцию ‘Охотный
. За эти годы он стал инженером, на-

ая шахты.
Часто вокруг Василия Демантьевича + 0-
бираются молодые строители, и он pac-
сказывает им о героических булнях ком-
	сомольцев первой очерели метро, 0 TOM
незабываемом событии в жизни MOCKOB-
кого комсомола, которое произошло пят-
надцать лет назад, вечером 14 мая 1935
года, в канун открытия первой линии
столичной подземной дороги.

В этот вечер в Колонном зале Дома
союзов собрались две тысячи метростроев-
цев. Они принесли победный ‘рапорт евое-
му любимому вождю, инициатору и влох-
новителю строительства метро великому
Сталину. И когда подходило к концу со-
брание, председательствующий тов. Булга-
нин торжественно произнес:

— Слово aA предложения — имеет
	товариш Сталин.
	Две тысячи комсомольцев и молодых
строителей, более 180 молодежных бригад
работают на сооружении кольцевой мати-
страли метрополитена. Нет ни одного уча-
ства стройки, где бы не’ трудилаеь моло-
Temp. Имена бригадиров, ‘вожаков моло-
дежи, зачинателей славных дел Михаила
Епифанова, Митрофана Городецкого, Ma-
хаила Носача, Александра Теплова, Арка-
дия Аршавского и многих других известны
всей стройке.

Почти весь перегон от Павелецкой до
Серпуховской построили проходчики Ми-
хаила Епифанова.

На Метрострой Михаил пришел в хни
войны. Но на стройке первого участка
Большого кольца никто не превысил ©ко-
ростей проходки, достигнутых его брига-
дой. Пришлось Михаилу «побивать» свои
собственные рекорды. Построил он 28 мет-
ров тоннеля за месяц, потом 30. «Больше
невозможно» — Tak говорили все. А епи-
фановцы сказали: «Можно!». Й построили

3 метра.

Казалось бы, радоваться надо. А Ми-
хамл загрустил.  _

— Вот не везет! — хмурился он. —
Мы бы в следующем месяце 35 метров по-
строили. Так надо же — тоннель кончил-
ся.
	— Ничего, Миша, — успокаивали его
друзья. — На Большом кольце для нас
места хватит. Скоро на второй участок
переберемся.

И епифановцы стахановскими темпами
работали на строительстве перегона Бо-
танический сад — Новослободская. Сей-
чаю молодежная бригада Михаила Епифа-
нова столь же успешно прокладывает путь
поездам между станциями Комсомольская
— Ботанический сад.

Вышки шахт метростроя раскинуты по
всей Москве. Их можно видеть и на пло-
щади трех вокзалов, носящей славное
имя ‘кбмебмола.

‚ B недрах Комсомольской площади BO3B0-
длится крупнейший подземный вокзал сто-
	личного метро — станция  «Вомеомоль-
ская-кольцевая». Ее недаром называют
«жемчужиной Большого кольца». Ona
	сможет пропускать в течение часа до 100
тыкяч пассажиров. Пять наклонных тон-
нелей, оборудованных 21 движущейся ле-
стницей, соединят новую станцию © дей-
ствующей линией метро, Ленинградским,
Ярославским и Казанским вокзалами, а
также с высотным зданием гостиницы.
Центральный зал этой станции 20-метро-
вой ширины протянется на 157 метров.
Его окружат 72 металлические колонны,
украшенные светлым мрамором.

В тоннелях станции уже установлено
более 40 колонн. Эту работу выполнил
Участок мололых монтажников. Комсомоль-
ско-молодежная бригада Юрия Грачева
вместе с бригадами Владимира Минайчен-
кова, Ивана Ильина и другими успешно
освоила новое дело, с поразительной .лег-
костью устанавливает она 24-тонные
конструкции. План предусматривает co-
бирать одну конструкщию за два дня, a
монтажники почти каждый день монтиру-
ют по две колонны.

В дни пятнадцатилетия co дня пуска
первой очереди столичной подземной ма-
гистрали . молодежь Метростроя пытливо и
	  смело смотрит в будущее. Сколько новых
	дел впереди! Весть гле применить молодые
силы, горячую юношескую энергию, ки-
пучий комсомольский задор. Нужно проло-
жить еще много новых дорог под землей.
Москвичи хотят иметь метро и в. Останки-
не и на Большой Полянке, у Савеловского
вокзаль и у Ленинсоких гор. И метро там
будет. Уже намечены трассы  ШЩербаков-
ско-Серпуховской и Тимирязево-Калужекой
линий метрополитена. Первая соединит
площадь Всесоюзной сельскохозяйственной
выставки © фечным вокзалом за Серпу-
ховской заставой, вторая —— Савеловский
вокзал с Ленинскими горами.
	Предстоят новые бои < подземной сти-
хией, новые трудовые испытания. Моло-
дые метростроевцы к ним готовы. Hx
не страшалт TPYAHOCTH. Они уверены в
победе.
		Но и это не все. Надо прямо сказать,
	думают 0 коммунистическом воспитании
наших детей, но и вообще не знают из
запросов.
	Нам кажется не лишним добавить так-
	же, что порядки в артелях и промтрестах
	оставляют желать лучшего. Не нужно 00-1
	ладать талантом писателя, не нужно ли-
тературного образования, достаточно быть
знакомым с А. Ф. Гарничем или А. П. Ли-
берманом и двери в райпромтрестовскую
литературу открыты.

Необходимо, наконец, чтобы дело изда-
ния детской литератры было централизо-
вано и введено в надлежащее русло как
дело большой тосударственной важности.

Мы надеемся, что Министерство просве-
шения РСФСР. Союз советских писателей
	и Детгиз скажут свое решающее слово по
	этому серьезному политическому вопросу.
Я. НЕМЧИНСКИЙ.
	серия внижек-карти-‹в одном буквенном алфавите дана первая
			— Я? Никогда!

Из коридора слышится дружный смех.
Пятиклаесники бегут узнать, в чем дело.
Оказывается, сегодня вывешен очередной
номер школьной юмористической — газеты
«Баня». Он тоже посвящен экзаменам. В
газете много метких карикатур.

Друтая газета — «Дружба», орган пио-
нерской дружины и учкома, ‚ поместила
рассказы отличников, как они готовятся
К экзаменам, советы учительницы © режи-
ме дня для учеников разных классов.
	В четвертом классе «В» сегодня сбор
звена. Мальчики повторяют произведения
Пушкина, разбирают их, рассказывают
биографию поэта. Сборы повторения, как
их называют в школе, проходят сейчас
во всех пионерских звеньях дружины. Эт&-
жом ниже собирается первое звено пио-
нерского отряда пятого класса «А».
Звеньевой Женя Севрюгин принес в
власе два больших альбома. В них —
собранные ребятами пословицы,  пого-
горки, загадки. В течение всего года
в пионерских отрядах школы проходили
сборы «Великий русский язык». Ребята
изучали народное творчество, стиль и
язык произведений русских классиков и
советских писателей, делали доклады,
альбомы, учили наизусть  стихотворе-
ния. Богатый и разнообразный материал,
собранный пионерами наз этих и других
тематических сборах по истории,  геогра-
фии, литературе, химии, помогает им те-
перь готовиться к экзаменам.

После сбора пионеры договариваются о
TOM, ETO Пойдет завтра заниматься к Во-
лоде Белоусову. Володя уже несколько ме-
comes лежит в постели. Пионеры-ол-
нокласеники поочередно приходят к нему,
помогают готовить уроки, повторять прой-
ценное. И на вопрос, сдаст ли Володя эк-
замены, председатель совета отряда Ва-
дим Швец отвечает с непоколебимой уве-
ренностью:

— Конечно, сдаст. и еще хорошю сдает,
вот увидите! _

Товарищеская помощь в занятиях дав-
но уже стала хорошей традицией в рабо-
те пионерских организаций. Если отстает
	один ученик, если ему грозит опасность
получить плохую отметку на экзаменах;
волнуется весь класс. Товарищи помогают
такому ученику заниматься, 4 когда
он ленится, сурово осуждают его. Вот и
сейчас в`пионерской комнате расположи-
	лись пятиклассники Женя Янышев и Во-
	лодя Поляков. Уже несколько месяцев ре-
бята вместе занимаются и теперь отве-
чают на вопросы билетов m0 русскому
языку и литературе.

В седьмом классе «Б» идет комсомоль-
кое собрание. Внимательно еолушают ком-
сомольцы рассказ отличника Лени Сива-
кова 0 TOM, как он готовится к эк-
заменам, как распределяет свое время,
использует учебники, билеты,  дополни-
тельную литературу. Рассказывают, Kak
занимаются они, и другие комсомольцы. В
заключение олово просит директор школы
Надежда Михайловна, Герасимова.

— Мне кажется, мальчики, что зани-
маетесь вы правильно, & вот отдыхаете не-
достаточно хорошо...

И Надежда Михайловна рассказывает
комсомольцам © правильном режиме дняи
недели в период экзаменов и во время
подготовки К НИМ.
	Школьный день подходит к концу.
Обычный день, когда никаких особых со-
бытий не случилось и все шло своим че-
релдом. Во дворе школы, на опытном учз-
стке слышатся веселые голоса, смех. Ше-
стикласеники только что вскопали и удоб-
рили землю и теперь принялись за по-
садку черенков смородины и тополя. Это
тоже практический урок повторения, свя-
занный с темой «Учение Вильямса». Не-
изменные спутники школьников В `эти
дни — учебник и билеты — лежат здесь
же, на скамейке. Но вот в воротах появ-
ляется группа мальчиков. Шестикласени-
ки бросают лопаты и бегут встречать. го-
стей. Это — сборная волейбольная команла
182-й школы в сопровождении своих 60-
лельщиков. Хозяева натягивают сетку, и
начинается товарищеский матч.

Р. СОКОЛОВСКАЯ.

г. Москва.

186-я мужская средняя школа.
	Радостные аплодисменты залили ho-
лонный зал. Товарищ Сталин взошел на
трибуну, поднял руку и шутливо ска-
зал:

— Товарищи! Подождите авансом ру-
коплескалъ. Вы же не знаете, что я ©ка-
BY. -

Переждав новые раскаты аплодисмен-
тов, великий вождь начал речь:

— Я имею две поправки, продикто-
ванные теми товарищами, которые сидят
вот здесь...

Шумной овацией приветствовали все
первую поправку вождя — 0б об’явлении
благодарности всем работникам  Метро-
строя.

— И вторая поправка, -— продолжал
товарищ Сталин, — я прямо читаю: за
особые заслуги в деле мобилизации слав-
ных комсомольцев и комсомолок на успеш-
ное строительство Московского метрополи-
тена — наградить орденом Ленина Мо-
сковскую организацию комсомола.

Взрыв аплодисментов, ликующие 303-
тласы, громкие здравицы в честь вождя—
все это слилось в одну мощную волну во-
cTopra. Радостные взгляды всех устрем-
лены на трибуну. гле, улыбаясь, товаоищ
	НА СНИМКАХ: сверху — станция «Та-
ганская» — одно из красивейших сооруже-
ний Московского метрополитена; в среди-
не — установка стальных колонн на стан-
ции «Комсомольская» Большого кольца
метро; внизу слева — сменный маркшейдер
комсомолец В. Коновалов и маркшейдер
Н. Кашпирева проверяют установку на-
правляющих ферм эскалаторов на строи-
тельстве станции «Ботанический сад»; вни-
зу справа — машинистка электровоза ком-
сомолка М: Юмаева. Девушка по-стаханов-
ски трудится на откатке породы в перегон-
ном тоннеле между станциями «Ботаниче-
ский  сад»—«Комсомольская» Большого
кольца метро.
	Фото

А. СТОЛЯРЕНКО.