В ГОРОДЕ наступает вечер. За-
	Oe  гораются огни. Все больше
гуляющих. Повсюду ожив-
ленные лица, веселый смех. Инте-
	ресно и увлекательно пройдет сегодняш-
ний вечер. Перед вами богатый выбор.
Можно пойти на спектакль драматиче-
ского театра (кстати, не дают ли там
сегодня премьеру). «Заговор обреченных»
и «Жуковский»—это афиши кинотеат-
ров. Во Дворце культуры вы попадете
на концерт самодеятельности, на кото-
	ром в исполнении молодых шахтеров
посмотрите пьесу или послушаете лю-
бимые песни. Большой популярностью
пользуются, например, певцы и танцоры
шахты № 15-бис треста «Сталиногорск-
уголь». Вот они возвращаются с кон-
церта — заведующий клубом Николай
Белицкий, библиотекарь Владилена Си-
нявина, ‘слесарь Николай Чекин и кре-
пильщик Евгений Ситник.

Впрочем, можно просто пойти в чу-
десный городской парк культуры и от-
дыха, где к вашим услугам концертные
эстрады, игры и спортплощадки.
			Студенты Петр Спочий, Бладислав
Рябов и врач Мария Ржевская — ста-
рые знакомые. Сегодня они встрети-
лись в парке после трудового дня. Хоро-
	шо в эти часы поговорить с другом,
помечтать.
Так заканчивается рядовой, буднич-
	ный день Сталиногорска. Когда прихо-
дит воскресенье, молодой шахтер . мо-
жет выбирать по вкусу: однодневный
дом отдыха или туристскую  про-
гулку. А свой отпуск сталиногорец мо-
	жет провести в чудесных здравницах
кочегарки, получить путевку на юг, на
живописные берега Черного моря.
Напряженная ‘жизнь кипит в уголь-
ном бассейне. Мирный, созидательный
труд горняков, тысячи тонн угля, вы-
данные на-гора, — это шахтерский от-
вет поджигателям войны. Непрерывным
потоком в топки паровозов, кораблей,
заводов идет славный подмосковный
уголек. Горняки Подмосковья стоят на
вахте мира.
Текст Л. ЧЕРНЕЦКОГО.
Фото В СОРОКИНА.
	СССР ПО ФУТБОЛУ
	забота о детях—кровное
дело комсомола
	даже теннисный корт. Правда, в тот
момент, когда мы его увидели, он исполь-
зовался не по назначению. Три мальчи-
ка лет 8—11 играли здесь в карты. 33-
нятие это явно не увлекало их. Лица ре-
бят были скучны и рассеяны.
	— Шоиграть бы сейчас в футбол! —
сказал ученик второго класса Глеб Бонда-
Ренко.

— Как же! Так тебе и позволили, —
ответил Женя Байбаков. — Домоуправ
celiac же мяч отберет. Ведь ему до нас

и дела нет. Хотя бы игры дали какие-
нибудь. Скучиша — отупеть можно.
	А управляющий домами тов. Бирюков в
то же самое время, любуясь окружающей
обстановкой, восторженно восклицал:

— Rpacora-ro У нас какая! Рай зем-
ной! Отдыхай себе, наслаждайся. Если бы
TOIBKG ребята уехали. Всю картину они
портят, того и гляди, газон помнут или
мячом в окно угодят. И когда только я от
них избавлюсь!

Нз ребята, к великой досаде тов. Би-

рюкова, не уезжают, большая часть их
провелет лето в Москве.
	Будем надеяться, что дрогнет, наконец,
сердие тов. Бирюкова и он сделает что-
1ибо для отдыха ребят. Не может быть,
чтобы советский человек был так безду-
щен и черств.
	470 скрывается
А АВЕ ОСИ

за оградой парка
	«Детский парк Кировского района» —
читаем мы у входа. Но как мало похоже
на парк то, что у чае перед глазами. У
главного входа— редкая, чахлая раститель-
ность, вся вытоптанная. Между клумбами
две-три дорожки. Здание игротеки имеет
жалкий вид: широкие щели в полу, `ка-
чающиеся половицы, протекающая крыша,
покрытый пятнами потолок, общарпанная,
грязная мебель.
	Почти так же выглядел парк в пень
своего открытия. На торжественном откры-
тии присутствовали секретарь райкома
комсомола тов. Румянцев, представители
райисполкома, отдела народного образова-
ния. Однако никто из присутствовавших
нв заметил, как мало приспособлен парк
для детского отдыха. Четыре качалки,
пять Полуразломанных трехколесных ве-
лосипедов и одна карусель — вот все, с
помощью чего предполагалось организовать
интересный, содержательный отдых детей.

Детский парк Кировского района oxpy-
жен различными предприятиями. Директор
парка тов. Голиков попросил их помочь в
	„Б лагере скучно...“

.

— Как организован в вашем районе
оттых детей, оставшихся на лето в горо-
де’ — с таким вопросом обратились мы
	в секретарю  Врасногвардейского райкома
BIECM тов. Сычеву.
	— Городские лагери, — с уловлетворе-
нием ответил OH, — созданы у нас при
всех 10 школах. Работают они, по-моему,
неплохо. Правда, лучше по этому вопро-
су, — добавляет тов. Сычев, — nodece-
ковать с лагерным организатором тов.
Дроздовой.

Тов. Дрозлову мы отыскали в исполко-
ме районного Совета. Но лагерный органа-
затор ничего не добавил к тому, что уже
сказал секретарь райкома комсомола.
	— Я не могла подробно познакомиться
с работой лагерей, — оправдывается тов.
Дроздова, — потому что у нае их много,
8a всеми не уследишь. Поговорите лучше
с председателем районной лагерной комис-
сии тов. Вуковкиным, он вее знает.

Отправляемея к тов. Буковкину. Он ве-
тет с нами длинную беседу 06 отдыхе де-
тей района, но говорит больше не о co-
держании лагерной работы, а о количестве
совещаний и инструктажей, проведенных в
райисполкоме. Какова польза этих совеща-
ний, мы узнали несколько позже, когда
побывали в школах. района.
	Тороховский переулок. В 325-й школе
находится пионерский лагерь. Школа ка-
питально ремонтируется. Везде грязь,
известка, краска. В такой обстановке не
отлохнешь.

— 910 еще ничего, — говорит началь-
них лагеря тов. Куликов, — вот скоро
ваберут у нас игротеку, что тогда будем
делать, просто не знаю. Ведь, кроме во-
лейбольной камеры и шахмат без доски, в
лагере ничего нет. Но это не беспокоит
ни райжилуправление, ни заводоуправле-
ние завода «Стеол», ‘шефа школы. Помощи
ни от кого не вилим.
	Так выглядит лагерь, который находит-
вя совсем рядом с райкомом комсомола.

В 661-й школе ребят не оказалось.
— Они куда-то ушли, — заявил ди-
ректор тов. Баранов.

Во дворе оживленно гоняли мяч не-
СКОЛЬКО мальчиков. В их числе Ученики
	661-й школы Саша Новиков и Толя Шин-
татар.
	— Вы из лагеря? — спросили мы.
— Что вы, — засмеялись ребята. —
Мы сами по себе... В лагере скучно.
	Ребята правы. Жизнь лагеря олнообраз-
ная. скучная.
	детей нет в латере, я ему помогать не
буду».

_ У 636-й школы солидный шеф —
Метрострой. Но только самые старые пе-
дагоги помнят те времена, когда шефы
интересовались детьми.

Мы побывали и в других пионерских
лагерях района. Почти везде наталкива-
лись на факты равнодушного отношения к
отдыху детей. .
	Где же отдытать
	ребятеми?
	рипа нло нони няни ннаннньрех =

новини
	Пионерские лагери, если в них скучно,
ребята посещают неохотно и развлекаются,
как кому удается. Благоустроенный двор
	является в таком случае первым 4
необходимым местом. Но далеко не все
дворы при жилых ломах благоустроены.
	Это нередко приводит к TOMY, что дети
выходят на мостовую и играют вблизи
трамвайной линии.

В Советском районе, например, во мно-
гих дворах грязно, неудобно, некрасиво.
На огромной территории, прилегающей Е
домам №№ 5, Ти 9 ю 1-й Брестской
улице, навалены груды кирпичных облом-
ROB и глины — остатки каких-то строе-
НИЙ.
	Bo дворе трудно найти даже одну 3e-
леную травинку, хотя рядом, в соседнем
доме, находится отдел эксплоатации город-
ских зеленых насаждений управления
благоустройства исполкома Моссовета. Од-
нако от приятного соседства, мало пользы.

Негде поиграть детям, живущим на ули-
це Красина. Рекомендуем заглянуть туда
работникам райсовета, везающим вопросом
благоустройства района. Может быть. оня
отыщут там хоть один благоустроенный
Двор; нам этого сделать не удалось.

Дом № 6 и ряд других прилегаюних к
нему домов по Васильевекой улице имеют
большие дворы. Но и здесь ничего не
сделано для летнего отдыха детей.

Не найти благоустроенного угла в ла-
биринте Тверских-Ямских улиц и переул-
ков и на Алексанлро-Невской улице.
	Tie же отдыхать детям Советского
района?
	Черствыийи дожмоуправ
	Мы на ЁВрасной Пресне. Большой,
красивый дом пол № 9 окружен зеленым
газоном, между корпусами разбит сквер.
Молодые липы аккуратно огорожены, цве-
ты на клумбах политы, дорожки заботливо
расчищены. В просторном дворе есть
		ничо иное нии ww
	время проходит в беспрерывных атаках
	Плохо в лагерях с организацией физ-
RYIBTYPHOH работы. Между тем, председа-
тель районного комитета физкультуры тов.
Ворнев не торопится. Спортивные сорев-
нования в пионерских лагерях он думает
провести лишь в августе.

В районе находится крупнейший в
стране Центральный институт физической
вУлЬьтУры имени Сталина. но и он не To

«НАДУВАЛЫ МОРСКИЕ»
Май

О А ПВ А EAN RR

благоустройстве. Руководители предприя-
тий обещали. Директор картонажно-ящич-
ной Фабрики тов. Розанов взялся привести
в порядок игротеку. Как’ выполнено обя-
зательство, можно судить по состоянию
игротеки, в которой по существу и игр-то
нет. Шефы с завода имени Кагановича
должны были покрасить ограду. Работа
выполнена наполовину.

aie poe ЗВ: С Е BND BEN EEL EE NEE
столичная команда ВВС и футболисты об-
щества «Крылья Советов». Матч прешел в
напряженной борьбе. В начале первой по-
ловины игры полузащитник летчиков   H.
Морозов сильным ударом в верхний угол
открывает счет. Куйбышевцы в свою оче-
редь наступают, но их комбинации не реа-
лизуются нападением. До перерыва ШУу-
валов проводит еще один мяч. 2:0.

Счет оставался без изменения почти до

ae ee ae a ERA ER — алавал
волжан. На последних секундах они по-
дают угловой удар. Удар—и мяч в сетке.
Однако судья (Саар одновременно дает
свисток на окончание игры, не засчитывая
гола. Матч окончился с результатом 2:1
в пользу ВВС.

Позавчера состоялись еше две встречи.
Железнодорожники столицы потерпели по-
ражение от харьковских одноклубников —
0:1. Динамовцы Ленинграда одержали

РА ae ee

Так называлась напечатанная
нашей газеты

ВЫСТУПЛЕНИЙ

«Справедливые
требования»
в № 66

о том,

корреспонденция

ow mm were men RA am ee ee eee
		уогает лагерям.
	«и... поставить соломенную велу,
чтобы было похоже на планировку...».
(Н. Гоголь, «Ревизор»).
	Июль...
Рис А. ЗУБОВА.
	< << SCS OSS:
	0:1. Динамовцы МЛенинграда одержали
победу над своими киевскими одноклубни-
ками -— 5:0.
	школьников. В острой борьбе с командами
Ленинграда и Ростова-на-Дону юные лег-
коатлеты столицы завоевали переходящий
приз Министерства просвещения РСФСР.
	Отличных результатов добились В. Бет-
ров (100 м. — 11,2 сек., 200 м. — 23,7 сек.
и 400 м. — 53,7 сек.) и В. Черткова, пробе-
жавшая 80 м. с барьерами за 12,3 сек.
Успешно выступала Е. Горчакова, толкнув-
шая ядро на 11 м. 80 см. и метнувшая
копье на 39 м. 68 см. (московский рекорд).
Ю. Можаев в тройном прыжке с разбега
показал результат — 13 м. 48 см. Л. Ва-
тутина прошла 400 м. за 61,6 сек. (москов-
ский рекорд).
	ЖЖ Около тысячи команд принимали уча-
стие в розыгрыше кубка СССР по баскет-
болу. У мужчин в финал вышли команды
московского и тбилисского «Динамо». У
женщин — баскетболистки Московского
авиационного института и ‘Киевского «Ди-
намо». Победу одержали киевлянки (33 : 32)
и тбилисцы (49: 36).
	лось до 40 тысяч китов. Сейчас антаркти-
ческие воды дают 93 процента мировой
выработки ценного китового жира.

Во время четвертого похода в Антарк-
тику был сделан новый шаг в изучении
этого важнейшего района Южного полу-
шария. Вместе с нами в уейсе участвова-
ла группа научных работников Института
океанографии и рыбного хозяйства. Они
собрали большой материал, связанный с
жизнью растительного и животного мира
антарктических вод. Многие киты, несмот-
ря на свои огромные размеры, питаются...
рачками. В океане обычно бывают целые
скопления таких рачков. Это позволяет
определить местонахождение китов. Науч-
ные работники внимательно изучали по-
ведение мельчайших животных,  служа-
щях пишей морским гигантам.

Специальный китобоец был превращен
в пловучую исследовательскую  лаборато-
рию. Нередко он уходил далеко от базы
«Слава» в поисках интересного материа-
ла для научных работников.
	В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО
BOMAA
	Конец декабря... Флотилия все более
приближается к промысловым районам
Антарктики. Немалые испытания выпали
	на долю китобоев. В океане бушевал же-
стокий шторм. ‘Огромные волны зализали
китобойцев. Несмотря на суровую непого-
ду, жизнь на судах шла обычным поряд-
ком. Были завершены последние приго-
товления к началу промысла. Все обшир-
	ное хозяйство флотилии приведено в
боевую готовность.
В этих трудных условиях ‘моряки не
	прекращали учебы. В течение нескольких
дней на китобазе состоялись лекции о
Дне Сталинской Конституции,  капитали-
стической Англии, межлународном — поло-
жении и даже о «Проблеме витаминов и
ее народнохозяйственном значении».

На судах экипаж изучал биографию
товариша Сталина, работали политкружки.

Вся страна, все прогрессивное челове-
	чество готовились Zl декабря отметить
70-летие со дня рождения Иосифа
Виссарионовича Сталина. Вдали oT poa-
	ной земли китобои также широко отмеча-
ни эту историческую дату. 8 декабря в
многотиражке флотилии появилось приня-
тое по радио из Москвы сообщение об
образовании Всесоюзного комитета по
проведению 70-летия со дня рождения
товариша Сталина. В этом же номере
были напечатаны корреспонденции с кито-
бойцев. Передовые коллективы флотилии
	Не в лучшем положении детский парк
Бауманского и Советского районов..
	*
конца встречи. Лишь за две минуты до
ганра гости открывают счет —Оставшееся
	зэк В ходе соревнований на первенство
столицы по городкам установлено три но-
вых всесоюзных рекорда. Знатный вальцов-
щик завода «Серп и молот» П. Строков
затратил на 20 фигур 15 бит. Чемпион
СССР 1947 года М. Федотов внес две по-
правки в таблицу рекордов страны: он вы-
бил 60 фигур 98 битами и 90 фигур —
148 битами.
	хх На днях в МЛенинграде москвичи
проиграли 25-й матч сборных теннисных
команд Москвы и Ленинграда со счетом
10:11. Столичные спортсмезы — выступали
	без Озерова, Белиц-Геймана, Лео и других
сильнейших теннисистов.

17-летний гонщик «Спартака» ученик
9-го класса В. Ильин установил новый все-
союзный рекорд по велоспорту. Он прошел
дистанцию 50 км по шоссе за 1 час 18 мин.
48,5 сек. Прежний рекорд был установлен
Логуновым в 1949 году и равен 1 часу
20 мин. 10 сек.

3 Закончились соревнования на первен-
СТРО РСФСР по легкой атлетике среди
	Все дальше углубляемся мы в антаркти-
ческие воды. В 1820—21 гг. здесь пла-
вали наши смелые предки на шлюпах
«Восток» и «Мирный». Они покрыли се-
бя неувядаемой славой, прочно утвердили
приоритет нашей Родины в открытии ше-
стой части света.

Антарктида, не одну сотню лет призле-
кавшая умы человечества, находится Te-
перь недалеко от нас.

Несколько раз бывали мы в этих ме-
стах, но всегда этот замечательный мате-
рик вызывает неизменный интерес.

Антарктида по размерам почти в пол-
тора раза превышает территорию Евро-
пы. В центре ее находится Южный по-
люс. Как убедились мы во время похо-
да в Антарктику, береговая линия здесь
мало изрезана. В материк вдаются лишь
моря Уэделла и Росса.

Антарктида представляет собой плато,
окаймленное цепью гор. Тремя океанами—
Атлантическим, Тихим и Индийским—отде-
ляется она от других частей света.

Лед бывает здесь толщиной 200—300 и
даже 1000 метров.

Громадные ледники, опускающиеся под
большим углом в океан... Площадь неко-
торых из них равна 400 тысячам квадрат-
ных километров.

Растительный и животный мир Антарк-
тиды. как мы в этом убедились, весьма
беден. Мхи, лишайники, водоросли... Здесь
встречается всего лишь два вида насеко-
мых. Однако в южных районах Антарк-
тики нам попадалось много птиц. Тыся-
чами кружились они над кораблями флоти-
лии во время добычи и разделки китов.
Это были бакланы, буревестники с разма-
хом крыльев до двух метров. Встречались
единственные наземные птицы Антаркти-
ки — болышие футляроносы. Птицы в
Антарктике имеют различную окраску. Мо-
сковскому зоопарку после возврашения из
плавания мы передали в подарок золэти-
стых пингвинов.

На материке находят остатки древесных
пород. Раньше, несколько миллионов лет
назад, здесь стояли зеленые леса, климат
был иной, чем в настоящее время. Ан-
тарктида представляла собой цветущий
материк...

О замечательном прошлом Антарктиды
говорят ее недра. Здесь имеются уголь,
цветные металлы и другие полезные ис-
копаемые. Недаром в последнее время
иностранные государства предпринимают
бесплодные попытки ‘осуществить «раздел»
Антарктики.

Это важнейшая база китобойного  про-
мысла. До войны здесь ежегодно добыва-
	что политотдел Московско-Окского паро-
ходства и Пролетарский райком ВЛКСМ
плохо руководят политическим просвеще--
нием молодых речников, мало помогают
им в коммунистическом воспитании.
	Начальник политотдела MocKxoscKo-Ox-
ского пароходства капитан речного флота
1-го класса тов. Новиков сообщил, что
политотдел признал критику в свой ад-
рес правильной и принял меры для устра-
нения недостатков, вскрытых  корреспон-
денцией. Работники пслитотдела побывали
на пароходах, проверили состояние поли-
тической учебы комсомольцев и® оказали
практическую помощь в работе политкру-
жков. Упорядочено дело снабжения кол-
лективов судов литературой через культ-
базы и библиотечный сектор.
	В дни пребывания судов в столице ор-
ганигуются коллективные посещения музе-
ев и кинотеатров, лекции и доклады на
комсомольско-мололежные темы.
	стали на почетную сталинскую вахту. На
кораблях были созданы первые бригады
отличного качества.
	21 декабря корабли были празднично
украшены. Моряки слушали передачу из
столицы нашей страны, посвященную
70-летию товарища Сталина. У китобоев был
большой праздник. Декабрьский план до-
бычи китов и выработки жира было реше-
но выполнить на 170 процентов.
	22 декабря начался промысел на так
называемых усатых китов. Этот день был
определен международной конвенцией, как
день начала добычи китов всеми флоти-
лиями, промышляющими в антарктических
водах.
	В погоню за первыми усатыми китами
отправились быстроходные китобойцы
«Слава-8», «Слава-5» и «Слава-9». Метко
стреляли из гарпунных пушек опытные
мастера китобойного промысла А. Пур-
гин, В. Тупиков, Г. Панов. В первые же
три дня добычи китов они начали пере-
выполнять суточные задания в 2—3 раза.
		ПРОМЫСЕЛ НАЧАЛСЯ
	Начало поомысла совпало с
ем климата.
	Еще / декабря раздался возглас вах-
тенного на флагмане флотилии:

— По правому борту айсберг!

Это была первая ледяная гора, встре-
ченная китобоями. К концу декабря айс-
берги попадались нам часто. Они образо-
вывались, отрываясь от ледников Антарк-
тилы. Интересно, что основная часть этих
ледяных гор находится под водой. Не-
релко айсберги достигали внушительной
высоты в тысячу метров. Это настояшие
«плавающие острова». «Путешествующие»
айсберги, уносимые течением далеко of
Антарктиды, особенно опасны для моря-
ков. С 51° южной широты айсбергов ста-
исвилось все больше. Искусно  маневри-
руя, китобоицы обходили ледяные горы...
	8 декабря флотилия вошла в ледяные
поля, состоящие из мелкого морского
льда, с разводьями и полыньями, запол-
	ненными снегом. Из-за низкой температу-
ры воды снег не тает, а образует «каши*
цу», так называемую снежуру.
	Продолжение следует)

ЧУУУУУТУТУУУУУУУТУТУУУТУУУУУТТТУ ТУР
		«МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»
15 июля 1950 г. 3 стр.
	Спортивная хронина
		„Моя тата ec Kpar*
	Большой двор 636-й школы  Свердлов-
ского района пуст. На спортивной пло-
щалко валяются сломанные брусья, баскет-
больные щиты без сеток.

Месяц назал был организован при шко-
ле городской пионерский лагерь. Но ребята
неохотно посещали его, потому что в ла-
гере не было ничего интересного.

Мы спросили старшую пионервожатую
Галю Канину, в чем причина, почему дети
не посещают лагерь. Галя беспомощно раз-
вела руками:
	— У нас нет средств, чтобы купить
тетям какие-либо игры. Нечем заинтересо-
вать их, Даже мачту на линейке мы по-
ставили на деньги педагогов.

Галя поведала нам, что управление до-
ма № 8 по улице Чехова, прикренленное
к школе, не помогает лагерю, дало лишь
несколько досок лля трибуны. А управ-
ляющий домом № 13-а по Страстному
бульвару тов. Городков заявил: «Раз моих
		Но за отсутствие чаек нас «вознагра-
или»... акулы. Они с жадностью набра-
сывались на все, что оказывалось за бор-
том. Моряки от нечего делать занялись
акульим промыслом. На крючок насажи-
валась треска. Это излюбленная приманка
акул. Когда прожорливая рыба проглаты-
вала треску вместе с крючком, два-три
человека не без усилий втягивали ее на
палубу.

Охотников до акульего мяса было не-
много, хотя оно нежное и довольно вкус-
ное. На спине и брюхе акулы часто нахо-
дили мы маленьких рыбок—«присосок».
Оторвать их можно было лишь с нема-
лым трудом. Эти рыбки так досаждают
акулам. что они часто совершают Ha-
стоящие пируэты в воздухе, выпрыгивая
от боли 43 воды... Обнаруживали мы 1
других спутников акул. так называемых
тоуменов. Эта рыбка помогает акуле ло-
зить добычу, служит ее живыми глазами.
Дело в том, ‘что собственные глаза распо-
ложены у акулы по бокам головы, поэто-
му видит она плохо.

Флотилия быстро приближалась к цели
своего похода. Недалеко была-уже Антарк-
тика — те места, где 130 лет  назал
впервые плавали русские моряки. Всякий
раз при приближении к загадочной Ант-
арктиде нас охватывало глубокое волне“
Hue...

Чем ближе китобои подходили к Цели
нашего рейса, тем чаще попадались нам
альбатросы. Это были гигантские краси-
вые птицы с размахом крыльев. достигав-
шим 4 метров. Альбатросы — Постоян`
ные обитатели Южного полушария между
16 и 60 градусами южной широты. Моря-
ки раньше считали. что альбатросы при-
носят кораблям несчастье. На этот раз
вышло наоборот, Нашей флотилии они,
видимо, принесли счастье...
	Мы побывали лишь в некоторых трай-
снах столицы.

Факты показывают, что вопросом отды-
ха детей занимаются далеко не везде.
Большинство домоуправлений попрежнему
смотрит на это дело, как на второстепен-
ное, их не касающееся. Многие шефы,
весной обещавшие помочь в организации
спортплощадок, пионерских лагерей, забы-
ли о своих обязательствах. Странную по-
зицию занимают некоторые отделы народ-
ного образования, райкомы ВЛЕСМ, райис-
полкомы, которые ограничиваются лишь
решениями, не принимая действенных мер
для того, чтобы дети могли хорошо и 6
пользой провести летнее время.
	Бригада «Московского комсомольца»;
Е. ВЛАДИМИРОВ, С. ИВАНОВ,
В. ЧИКИН, Н. ОРЛИНСКАЯ,
			А. Н. СОЛЯНИК, Герой Социалистического Труда

(продолжение,
	Начало см. №№ 82, 84)
	сколько минут Гниляк, вновь выследивший
тона пато ваты припетирается. На его
	кашалота, метко прицеливается. fia iN
счету появляется еще один морской ги-
гант. ‘Впрочем, гигантами можно было
	назвать этих кашалотов только условно.
Первые киты оказались сравнительно не-
большими. Длина кашалотов была «всего»
10—15 метров. Вместо роговых пластинок-
усов, как у большинства других китов,
добытых нами. у кашалота пасть за-
полнена огромными зубами. Не случайно
обычное меню этих хищников составляют
осьминоги и скаты. Кашалоты не очень
выгодные в промысловом отношении жи-
вотные. Они дают меньше жира, чем уса-
тые ‘киты.

..В океане появилась крупная зыбь, но
это не помешало молодым  гарпунерам,
достойным ученикам «снайперов китобой-
ного промысла», добиться первых успе-
XOB.

К часу дня было убито девять Ka-
шалотов. Меткие выстрелы сделали из
своих пушек гарпунеры Зарва, болстов,
Тупиков и другие.

Советская китобойная флотилия «Слава»
в четвертый раз пришла в Антарктику.
Немногим меньше, чем через два месяца
после выхода из Одессы, пройдя несколь-
ко морей, мы успешно достигли цели на
шего похола.
		Новый год флотилия встретила’ в ант
арктических льдах. Чувствуется, что Me-
ста здесь необжитые, кораблей бывает
мало, Вилели мы это по поведению Жи-
вотных и птиц. Насмешливо  гоготали
вслед китобойцам пингвины, опираясь на
короткие лапы. День пингвины проводили
в океане, а ночью забирались на острова
и большие льдины. Тюлени также не пу-
гаются людей, почти все время проводят
они Ha «пляже», отдыхая на отдельных
льлинах.
	С каждым часом крепчает ветер. На
китобазе это не сказывается, она спокой-
но рассекает океанскую гладь, а KHTO-
бойцев нередко накрывает волна. Мгнсве-
ние — и суда снова быстро идут по по-
верхности океана...
	С каждым днем мы
все ближе прибли-
жались к промысло-
вым районам Антарк-
тики. Антарктическая
весна давала себя
чувствовать. Сорока-
градусная жара усту-
пила место весьма
Термометр показывал
	прохладной погоде... 1ермометр показывая
О градусов. Моряки, предпочитавшие преж-
де спать на палубе, под открытым небом,
перекочевали в кубрики. Того и гляди, при-
дется надевать шубы...

К 10 часам вечера темнело. А в 2 часа
ночи было уже светло.
	Нал горизонтом поднялось созвездие
	Южного Креста.
Это наш своеобразный маяк. Чем выше
это созвездие. над головой, тем ближе

флотилия к Антарктиде...
	ПЕРВЫЕ

ВКАШАЛОТЫ
	Наступил декабрь — первый «летний»
месяц Южного полушария. 2 декабря бы-
ло для китобоев особенным днем.

На рассвете все 14 китобойных судов,
развернувшись широким фронтом впереди
флагмана флотилии, начали разведку Ки-
тов. Вскоре пришла радостная весть: ки-
тобоец «Слава-!!», вышедший под коман-
дованием капитана Неверова, обнаружил
кашалота.

Немедленно в боевую готовность были
приведены пушки, проверены гарпуны. Но
судно,. обнаружившее кашалота,  уклони-
лось в сторону. Честь добыть первых ки-
тов выпала на долю китобойна «Слава-4»
(которым командовал капитан Белестов) и
	т. ЕТ

x
находившегося вблизи него китобойца
‹Слава-3» (им руководил капитан Фона-
рев).

Вот впереди показался фонтан кита.
Гремит выстрел... Это один из наших луч-
max гарпунеров Николай Гниляк (позже
	КАТ: м.

получивший высокое звание Героя Социз-
листического Труда) убил первого каша-
пота. Промысел начался! Вскоре раздался
второй выстрел. Нового кита добыл мо-
лодой гарпунер Овсянников. Черег не-