can, уничтожил 26 танков, 12 самоле-
тов, разгромил 8 железнодорожных эше-
тонов.
	Чак служил Бладимир Безбоков Родине
в годы войны, служил честно, самоотвер-
женно, не щадя своей жизни. Верой и
правдой служит он своей социзлистиче-
ской Отчизне и сейчас, в мирное время,
неустанно умножая новыми успехами В
учебе героические традиции военных лет.

День за днем он обогащает свои зна-
ния, отшлифовывает профессиональные
навыки. В летной книжке Безбокова ря-
дом с записями о боевых полетах появи-
лись новые пометки—0 сдаче зачетов, 00
учебных полетах. Вот одна`-из записей,
сделанная старшим командиром, поверяв-
шим у него технику пилотирования:

взлет — 5, вираж — 5, планирова-
пие — 5, расчет на посадку — 5, п9-
садка — 5.

Так учится сам Безбоков. такого отно-
шения к учебе он добился и от своих
подчнненных. Много? труда вложил он,
чтобы вывести съой экипаж в чиело пе-
редовых, чтобы все члены этого экипажа
стали отличниками учебы.
	Беря пример co своего команхира,
штурман корабля гвардии лейтенант Яков
Маклашевский стал в части одним из
лучигих бомбарлиров и навигаторов. Мак-
лашевский часами просиживал за изуче-
нием описания и инструкции по пользо-
ванию прицелом, разбирался в схемах и
чертежах.
	№ совету Маклашевекого прислуптива-
	ются штурманы других экипажей. Они
знают, что он — мастер своего лела: из
23 бомбометаний 22 он выполнил на
		Самолет, оставляя за собой облако пы-
ли, резко затормозил, затихли и остано-
вились моторы. В носовой части огромной
машины приоткрылея люк, и из него по
железной Лесенке-стремянке начали епу-
скаться люли в меховых комбннезонах.
Нагибаясь, чтобы не задеть за лопасти
винтов, они выхолили в верстаку, рас-
положенному на. самолетной стоянке, не
снеша, но как-то особенно деловито по-
правляли на себе летную амуницию.
	— Вы слышали, товарищ командир,
что передавал полигон, —— снимая шле-
мофон, обратилея один из летчиков к
человеку, олетому в коричневую кожаную
куртку. — Все наши бомбы — в пере-
EDPHTHA. Е

На утомленном от прололжительного по-
лета лице командира промелькнула улыб-
ка. Действительно, что может быть выше
такой оценки! Ведь все усилия экипажа
бомбардировщика сводятся в одному —
меткому поражению цели. Можно отлич-
но пилотировать самолет, точно провести
его по маршруту, безукоризненно держате
связь с землей, но стоит сбросить бомбы
мимо указанного командиром об’екта, как
весь. труд коллектива, огромный и
упорный, пойдет наемарку.

Но с экипажем молодого офицера, Ге-
роя Советского Союза Владимира Безбока-
ва, К Которому сейчас обращался его под-
чиненный  стрелок-радист, никогда  по-
юбных случаев не происходило.

И сейчас после удачного учебного по-
лета Безбокову невольно вспомнился тя-
желый 1941 год, когда он, девятнадцати-
летний комсомолец, впервые поднимался
@ HOXMOCROBHOTO аэродрома на разгром
врага. Вот так же и тогда, проведя в в0з-
духе шесть-семь часов, побывав в пекле
зенитного огня и благополучно возвратив-
шись на базу, он, усталый, но довольный
эффективной бомбардировкой, на самолет-
ной стоянке делился с членами своего
экипажа впечатлениями пережитого и
виленного. Но тогла он был не майор, не
командир эскадрильи и даже не командир
корабля, а рядовой летчик в звании лей-
тенанта.
	Большой и славный путь прошел Вла-
димир Безбоков. 0 многом свидетельству-
ют боевые награлы, украшающие грудь
летчика: Золотая Звезда Героя, четыре
орлена и медали «За оборону Москвы»,
«За оборону Ленинграда», «За оборону
Сталинграла», «За поделу нал Германией».
Tye только не появлялся в дни войны бом-
барлировшщик, ведомый офицером Beatono-
вым!

Боевые документы, хранящиеся и по-
ныне в штабе части, скупыми словами
повествуют о полвигах отважного летчи-
ка-гвардейца.
	«...Райсн Ржева. С четырех заходов
Безбоков подарил зенитную батарею про-
тивника».

«...Сталинграл. На маршруте к цели
отказал олин мотор. Несмотря на это, эки-
паж Безбокова вышел на заданный 0б’ект
и метко отбомбился».

«...Барвенково. Выполнив задание и
возврашаясь на свою базу, Безбоков за-
метил, как олин наш самолет был полож-
жен немцами в воздухе. Безбоков посадил
свою машину на небольшюй плопгадке в
тылу врага, где приземлились на пара-
шютах раненые советские летчики, и до-
ставил их на свой аэродром».

Вот далеко не полные итоги боевой
работы Безбокова, зафиксированные шта-
бом: он взорвал 6 склаюв с боеприна-
	во а в © > teen Ges Gs ыы нор ыыы ини ыыы SSS Eee FES SEE ES bE EE BP Pe Reh Fe ee PR OSE ESE ESP

— КОМАНДИР
— ОТВАЖНЫХ
	В бездонной глубине неба возни-
кает пятерка легкокрылых серебри-
‚стых птиц.  Стремительные, словно
заостренные скоростные — трениро-
вочные самолеты в сомкнутом строю
приближаются к аэродрому. Голов-
ная машина делает разворот через
левое крыло и начинает пикировать.
Остальные с поразительной  точно-
стью повторяют этот маневр. Вся
пятерка делает групповой переворот,
две «петли Нестерова», иммель-
ман, две бочки, два виража. Каждая
фигура выполняется с предельной
четкостью, чистотой и строгостью.

На воздушной арене образуется
своеобразная карусель из пяти са-
молетов. Они свечей — взмывают
ввысь, камнем падают к земле,  за-
прокидываются вверх колесами,
устремляются в головокружительный
вираж. Послушные воле летчиков
‚машины выполняют блестящий
каскад фигур высшего пи-
лотажа. Кажется, будто вся пятерка
представляет собой ‘нечто единое,
управляемое одним. человеком. Вот
серебристые птицы снова круто пи-
кируют с заоблачной высоты, над
самой землей выравниваются, COM-
кнутым строем проходят над аэро-
дромом и, описав круг, идут на по-
садку.

Самолет, замедляя свой бег, плав-
но скользит по зеленому ковру лет-
ного поля. Затихает гул мотора, и из
кабины легко выпрыгивает  строй-
ная загорелая девушка в голубом
комбинезоне. Это Марина Чечнева,
командир пятерки летчиц-спортсме-
нок. Золотая Звегда ‘Героя Совет-
ского Союза, одиннадцать орденов и
медалей свидетельствуют о заме-
чательных подвигах этой выдающей-
ся летчицы. В‘дни Великой Отече-
ственной войны она провела сотни
боевых вылетов. В прошлом году де-
вушка совершила рекордный скоро-
стной перелет на спортивной маши-
не. А сегодня двадцатисемилетняя
воздушная спортсменка, славная вос-
питанница комсомола Марина Чеч-
нева во главе своей пятерки будет
демонстрировать красивейшие фигуры
высшего пилотажа перед сотнями
тысяч зрителей, которые соберутся
на Тушинском аэродроме.

Другие самолеты пилотируют MO-
лодые москвички Анна Шмелькова,
Вера Дубровина, Мария Дриго и
Антонина Блинова. Все они окончи-
ли аэроклуб без отрыва от произ-
водства и в совершенстве овладели
летным искусством. Сейчас летчицы
обучают авиационному делу юношей
и девушек столицы.

«Пятерка отважчых» — так назы-
вают бесстрашных воздушных сперт-
сменок в Центральном аэроклубе
имени Чкалова.
	НА СНИМКЕ: Герой Советского
Союза, прославленная рекордсменка
Марина Чечнева.
	ные способности. Потом его призвали в ар-
мию. Перед самой войной Павлов на «от-
лично» оконтил авиационную школу. Ето
оставили здесь в ‘качестве летчика-инст-
руктора.

В грозные дни сражений юноша всем
сердцем рвался на фронт. Он мечтал встре-
титься с врагом в возлушном бою. Олин
за пругим подавал он рапорты о посылке
в лействующую армию, но его мечте не
суждено было осуществиться. Вюмандова-
ние сочло более целесообразным использо-
вать его в школе. Свыше сорока летчиков=
истребителей подготовил Константин Пав-
лов. Его ученики с честью прошли сквозь
все испытания войны, вышли победителя-
ми в сотнях возлушных сражений.

Когда отгремели бон, Константин возвра-
тился в родную Москву. Он занялся мир-
ным трудом—освоил сложную . профессию
гравера. Любовь к воздушной стихии не
остыла в сердце юноши. Все свое ©вобод-
ное время он посвящает авиационному
спорту.

По воскресным дням ‘в олном строю ©
Владимиром Марковым a Константином
Павловым летают на быстрокрылых спор-
тивных машинах стулент Николай Bysne-
Цов, Кладовщик  ОлНогО из Московских
предприятий Виктор Донецкий, молодой
педагог Владимир Ввейснер. Друзья вме-
сте выполняют замысловатые фигуры выс-
шего пилотажа. Они кувыркаются в небе,
взмывают к облакам, круто пикируют Е
земле.

В день авиационного праздника на Ту-
шинском аэродроме мололые москвичи про-
демонстрируют замечательные качества,
воспитанные ь них партней и комсомолом:
велю и характер, смелость и высокое ма-
стерство. Эти качества присущи славным
представителям сталинского  соколиного
племени, верным сынам Отчизны.

Р. ЮРЬЕВ.

УТУ УТ?
	«МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»
16 июля 1950 г. 3 стр.

анна ae as eA ee a rr eee ep WE ae es See ir er a to Gs t-te Pe Pde ngs fe em re a oe be fs Be edge pe

В традиционном празднике в День Боздушного Флота СССР на Тушинском аэродроме примут участие лучшйе летчики
Военно-Воздушных Сил, которые продемонстрируют свое возросшее летное мастерство. НА СНИМКЕ: группа участников
воздушного парада на реактивных самолетах. Слева направо — офицеры гвардейцы С. Сальников, М. Герасимов, И. Майоров,
А. Громов, Н. Шульженко, А. Васильев, Л. Кузнецов, В. Медведев, Ф. Онопрненко.
	-*
		Фото Е. УДОВИЧЕНКО.
	советским натодом. И Родина воздала им
по заслугам, наградив летчиков — героев
наших дней-—оорденами за успешное освое-
ние новой авиационной техники.

Сеголня Александр Бабаев поведет на
воздушный парал уже не три, а пять бое-
	  вых машин. Вроме старших лейтенантов
	Байгузина и Мантурова, в этой славной
пятерке пойдут искусные летчики майор
Гришин и лейтенант Уницкий. Они про-
демонстрируют возросшее за этот год лет-
ное искусство, продемонстрируют сложные
фигуры высшего пилотажа.

Их сменит девятка реактивных самоле-
тов, ведомая героем обороны Оталинграла и
штурма Берлина гвардии полковником
Шульженко. Гвардии полковник с особой
теплотой вспоминает тот незабываемый
день, когла с путевкой комсомола он при-
шел в авиацию.

А затем, велед за левяткой, пойдет бес-
конечная армада многомоторных тяжелых
кораблей, реактивных бомбардировщиков ий
истребителей.

Bee наши воины-авиаторы единодушно
подписали Стокгольмекое Вюззвание ПШосто-
яанного Комитета Всемирного конгресса сто-
	рочников мира. И свои подписи екрепили
славными патриотическими делами, новы-
	ОГ

атыои воздуха
	учебы. Терон войны ныне стали героями
учебных будней, “тероями освоения новой
авнационной техники. Боевые друзья ®д-
ними из первых освоили реактивный само-
лет и высший пилотаж на нем. Но это бы-
ло линть первым этапом. Летчики не успо-
каивались на достигнутом. Они стремились
вперед и только вперед. Постигнув инли-
видуальный пилотаж на реактивных само-
летах, советские летчики задались новой
целью — оевоить групповой высший пи-
лотаж.

. Решение` этой большой задачи потребо-
вало немало упорного, кропотливого труда,
определенного новаторства и творческого
депзания. Они шли к высотам мастерства
трудным путем, преодолевая все и всякие
преграды. (Особенно сложно было на-
учиться делать труппой иммельман и пе-
реворот, который выполнялея  ведомыми
вокруг оси ведущего. Чтобы сделать пере-
ворот вокруг одной оси, веломым приходи-
лось совершать сложнейшие эволюции, це-
лый ряд разнообразных и точных движе-
ний рулями. А счет всем этим движениям
исчислялея долями секунд.

Сколько дней летчики провели за слож-
ными математическими расчетами, рисова-
	ли схемы, разыгрывали весь комплекс по-.
	лета, на моделях самолетов изучая каж-
дый элемент комплекса. А потом подни-
мались в воздух... Г

В компактном строю, почти касаясь
пруг друга крыльями, звено стремительно,
се нарастающей скоростью идет на выо-
ту. И кажется, что для таких самолетов
нет предельного «потолка», а для таких
героев-летчиков нет неодолимых преград.
Bee Tak ae, крыло к крылу, скоростные
машины расчерчивают небо каскадом фи-
гур высшего пилотажа.

Алэксандр Бабаев — уроженец города
Калуги, — города, знаменитого тем, что там
жил и творил великий ученый, основопо-
ложник теории реактивного движения В. 9.
Циолковский.

— 3a эрой аэропланов винтовых дол-
жна следовать эра аэропланов реактивных,
—* предсказывал ученый, завещавший свои
труды большевистской партии и советской
власти. ;

Это время настало! Волею и гением
великого Сталина наша страна первой в
мярё создала реактивный самолет. И выс-
ший пилотаж как индивилуальный, таки
групповой первыми в мире совершили CO-
ветекие военные летчики.

Три сокола, три боевых друга—Бадбаев,
Байгузин и Мантуров в’ прошлом году про-
демонстрировали групповой пилотаж  зве-
ном, показали свое высокое летное мастер-
ство перел великим Оталиным, перед всем
	Поразительны точность и слаженность их
воздушной акробатики.
	Тренировка закончена. Машины идут на
посадку. Летчики собираются на тенистой
лужайке. Командир отряда Якоз Форостек-
KO, опытный воспитатель молодежи, в прэ-
шлом железнодорожный машинист, произ-
водит разбор полетов. Внимательно елу-
шают его юноши. Ведь у каждого из них
ответственный экзамен — они будут де-
монстрировать свое авиационное  мастер-
ство над Тушинским аэродромом перед
руководителями партии и правительства,
перед сотнями тысяч москвичей.
	Вомандир отряда доволен своими питом-
цами. Многие из них уже имеют за пле-
чами славный боевой путь. Владимир Map-
ков, один из лучших летчиков отряда,
одинаково искусно летает и на легкой
спортивной машине и на грозном скоро-
стном истребителе. Вот он прислушивается
сейчас к словам командира, говорящего о
предстоящем воздушном параде 16 июля, и
в памяти невольно встают события, про-
нсходившие в этот же день несколько
лет назал.
	..Воротка летняя ночь. Скоро рассвет.
Наступает новый боевой день — 16
июля 1944 года. Лейтенант Владимир Мар-
ков встречает егов кабине своего «ястреб-
ка» на Тарнопольском аэродроме.

Звучит сигнал боевой тревоги. В зату-
маненном небе алеют огни сигнальных ра-
кет. Восьмерка краснозвездных истребите-
лей похнимается в воздух. Марков летит в
пале с командиром эскадрильи старшим
лейтенантом Барковым.

Воздушный б0й завязался нз большой
высоте над самой линией фронта. Немцев
быле в несколько раз больше, и поэтому
они действовали смелее обычного. Один из
	Залитое солнцем небо, тишина. И вхруг,
словно вихри, с характерным и своеобраз-
ным свистом проносятся над зэмлей сереб-
ристые < алыми звездами на крыльях CKO-
ростные самолеты. Ведут их военные лет-
чики — люди отваги и долга, горячие,
беспокойные сердца.

И советские люди, провожая восхищен-
пым взглядом исчезающие в сизой дымке
самолеты, с любовью и проникновенно тен-
ло говорят:

— Соколы Сталина!

Подвиги гордых соколов нашей страны
поистине легендарны. Чкалов и Серов, По-
крышкин и Вожедуб, Гастелло и Талали-
уин, Сивков и Маресьев! 06 их подвигах
знают все. Благородные, самоотверженные
поступки героев стали традицией нашей
авиации.
	Соколы Сталина не знали страха в са-
мых трудных боях. Участник сегодняшне-
го воздушного парада, воспитанник KOMCO-
мола Александр Бабаев —— человек боль-
more боевого опыта. Он защищал город
Ленина и Лаложекую трассу — сталин-
скую «дорогу жизни», он прикрывал вой-
ска, шедшие в победное наступление.

..Шли ожесточенные бои на Карельском
перешейке. Едва пехота поднялась в ата-
ку. как показались две группы немецких
бомбардировщиков. Нагруженные бомбами,
они плыли медленно, тяжело. А вокруг
шиелиным роем вились вражеские истре-
бители. С ними завязали бой четыре на-
ших самолета. И Бабаев принял дерзкое ре-
шение — своей парой атаковать большую
группу бомбардировщиков. Из-за облака, с
высоты он внезапно и стремительно бро-
сает вниз машину и, хлестнув очередью
пд головному бомбардировщику, проскаки-
вает сквозь плотный строй вражеских са-
молетов. На бреющем полете он уходит в
сторону, снова набирает выеоту и опять
атакует...

Частые и дерзкие атаки отважного иет-
ребителя привели в панику врага. Против-
ник, очевидно, решил, что его атакуют все
новые и нозые истребители. Немцы стали
в панике сынать бомбы ка головы своих
же войск. Строй рассышалея, а два бомбар-
дировлтика, сбитые Бабаевым, оставляя за
собой черный шлейф дыма, падали к зем-
те _
	Так сражался Александр Бабаев. Tar
сражались ето воспитанники, тогда еще
	комсомольцы Паисий Мантуров и Алимжан
Байгузин. И сколько раз в годы войны
эти три летчика вместе шли на врага в
яростную атаку, проявляя неукротимую
	волю к победе.
Наступательным духом и волей к твор-
ческой побеле наполнены и дни боевой
	Раннее утро. На покрытой росою траве
	аэродрома ровной шеренгой вытянулись
крылатые машины. В четком строю засты-
ли перед ними молодые летчики. Строй-
ные, крепкие фигуры, смелые, открытые
лица, уверенный, твердый взгляд.

В этой групие воздушных спортсменов
рядом стоят люди различных профессий,
которых привела слод» и сроднила любовь
к авиации. Все они с летства мечтали о
больших полетах в безбрежной небесной
лазури. Владимир Марков — мастер заво-
да «Красный пролетарий», Николай Куз-
нецов — студент Института международ-
ных отношений, Константин Павлов-—гра-
вер завода «Полиграфмаш», Владимир
Евейснер —— преподаватель физического
воспитания 574-й школы, ‘и многие их
товарищи настойчиво шли по избранному
пути и достигли желанной цели.
	Тишину июльского утра нарушают ело-
ва команды:
— По самолетам!
	Воздушные спортемены бегут к маши-
нам. Начинается большой летный день.
Небо прозрачно, на горизонте — ни об-
лачка. Стартеры белыми флагами откры-
вают самолетам путь в поднебесье.

Двадцать пять быстрокрылых «ЯВ-18»
стремительно взмывают ввысь. Они при-
страиваются друг в другу, идут сомкну-
тым строем, затем вытягиваются цепоч-
кой. У кромки аэродрома головная маши-
	На устремляется вверх, описывает петлю.
	Остальные следуют за ней. Бот они закру-
жились в небе, как бы догоняя друг дру-
га. Самолеты образуют огромный обруч.
Семерка машин делает в воздухе «пет-
лю Нестерова», две девятки. устремляются
в этот своеобразный воздушный  тон-
Heth. Самолеты быстро меняют построе-
ние и выполняют по спиральной траекто-
рии всё новые фигуры высшего пилотажа.
	Поястать командиру и штурману вто-
рой летчик-—Белицкий, в прошлом техник
самолета. Можно много рассказать и 0
стрелке-радисте Смирнове,  совершившем
свыше 150 боевых вылетов. Еше в па-
мятные дни войны стрелок-радист на лич-
ном опыте убедился, насколько важно
глубоко, ло тонкости изучить свое дело.
	И теперь,.в учебных полетах, он свя-
то соблюдает боевые традиции. Не было
случая, чтобы  стрелок-радист Смирнов
когла-либо потерял связь c землей. Си-
стематические, регулярные тренировки
позроляют ему постоянно нахолиться В
хорошей летной «форме».

Молодежный экипаж воспитанника ком-
сомола Безбокова считается лучшим в
Н-ском соедрнении.
	Дружно, как единая семья, живет не-
большой коллектив экипажа. Все его чле-
	Hbi ~~ KOMMYHHCTbI BH комсомольцы,
тивНные общественники.
	В часы досуга их можно встретить и
на стадионе и на спортивных площадках.
Баженко — популярный в части футбо-
лист, Смирнов защищает спортивную
честь коллектива, играя в волейбольной
команле, Белицкий — непревзойденный в
части шахматист.
	Издалека, из разных мест сотились эти.
люли — кто из Москвы. кто из Сибири,
кто с Украины, кто из Белоруссии. Нэ
военная судьба крепко сроднила их. Ин-
тересы Ролины для каждого из них пре-
выше всего. Вот почему они зорко стоят
на страже мира, бдительно охраняют
твезческий труд советского народа, на-
стойчиво борются за отличные похазате-

орон роб ре оо ененииваннивынын

ли в УЧебе.
	Гвардии старший лейтенант
Бор. ШУКАНОВ.
		‚.Бывают «немые», бесстрастные из-
делия человеческих рук. Они мало рас-
сказывают нам о волнующих событиях,
свилетелями которых были их творцы.
	Но встречаются и другие, «живые»
pemu. Уже при первом знакомстве с
ними мы ошущаем дыхание истофии.
Перед нами возникают яркие картины
больших человеческих дел, связанных
не с отдельными годами, а с целыми
эпохами жизни страны.

Именно такое чувство возникает, ког-
да мы видим замечательные экспонаты
Центрального ‘дома авиации и ПВО.
Это близкие сердцу каждого советского
человека драгоценные реликвии боевой
славы отечественного Воздушного Фло-
та. .

Ценность экспонатов Центрального
дома авиации и ПВО — в их подлин-
ности. В Центральном зале Дома посе-
титель видит первый в мире мошный
бензиновый двигатель, построенный в
1880 году русским изобретателем Кос-
товичем.

К числу замечательных экспонатов
Дома авиации, показывающих зарожде-
ние отечественного Воздушного Флота,
относятся также мотор, построенный
талантливым русским механиком Уфим-
цевым в 1908 году для конструируемо-
го им «сфероплана», и авиационный мо-
тор периода первой мировой войны,
которым пользозался известный рус-
ский летчик Нестеров, проделавший
впервые в мире «мертвую петлю».

Многочисленные экспонаты Дома
авианпии связаны с периодом невидан-
		ного расцвета нашего Воздушного Фло-
та в годы сталинских пятилеток, с Ве-
ликой Отечественной войной. Подолгу
останавливаются посетители. Дома у
боевого самолета трижды Героя Совет-
ского Союза И. Н. Кожедуба.  Про-
славленный летчик провел 120 воздуш-
ных боев и сбил 62 самолета  против-
ника. Об этом напоминают 62 звезды,
начертанные на его фюзеляже.
	Невдалеке от самолета Кожедуба мы
видим другую боевую машину. Это са-
молет известного летчика поднолковни-
ка Еремина. На борту его сделана над-
nach: «Or Ферапонта Петровича Голо-
ватого второй самолет на окончатель-
	ный разгром врага». © обеих сто-
рон фюзеляжа нарисованы 13 звезд.
Это означает, что на самолетах, пода-
	ренных саратовским колхозником-па-

триотом, Еремин сбил 13 гитлеровских
машин...

Интересные экспонаты, связанные с
развитием отечественного Воздушного
Флота, посетитель Дома авиации видит
в специальных залах, посвященных па-
рашютизму и планеризму. Посетитель
уходит из Дома авиации с чувством ог-
ромной гордости за наш славный Воз-
душный Флот, созданный под руковод-
ством товарища Сталина.
	НА СНИМКЕ: старший инструктор
А. И. Романенко с группой экскурсан-
тов в олном из залов Центрального до-
	ма авиации.
Фото. В. ГРАЧЕВА.