ern 1 гости cTONUNu Se

(-анжееви
	ского Языка, который лег в основу рус-
ского национального языка. То же самое
нужно сказать о полтавеко- киевском диа-
ленте украинекого языка, который лег в
основу украинского национального языка.
Что касаетея остальных диалектов таких
	языков, то они теряют свою  самобыт-
ность, вливаются в эти языки и исчезают
В НИХ.

Бывают. и обратные процессы, котла еди-
ный язык народности, не ставшей еще на-
	пией в силу отсутствия необходимых эко-`
7 $
	[оваришу
	Ввиду этого они никак не могут развить-
ся в самостоятельные языки.

Диалекты местные («территориаль-
ные»), наоборот, обслуживают народные
массы и имеют свой трамматический
строй и основной словарный фонд. Ввиду
этого некоторые местные диалекты в про-
цессе образования наций могут лечь в 0с-
нову национальных языков и развиться В
самостоятельные национальные языки. Так
было, например, с курско-орловским диа-
лектом (курско-орловская  «речь») рус-
	номических условий развития, терпит крах
вследствие госуларственного распада этой
народности, а местные диалекты, не успев-
шие еще перемолотьея в едином языке, —
оживают и дают начало образованию от-
дельных самостоятельных языков. Возмож-
но, Что так именно обстояло дело, напри-
мер, с р монгольским языком.

И СТАЛИН
	1950 г. 11 июля.
	Уважаемый товарищ Санжеев!

Отвечаю на Ваше письмо с большим
отозланием, так как только вчера пере-
дали мне Ваше письмо из аппарата ЦВ.

Вы безусловно правильно толкуете мою
позицию в вопросе о диалектах.

«Кластовые» диалекты, которые  пра-
вильнее было бы назвать жаргонами, о6-
служивают не народные массы, а узкую
сопиальную верхушку. К тому же они на
имеют своего собственного грамматическо-
го строя и основного словарного Фонда.
	ваши письма получил.
	Товаришам Д. Белкину и C. Mypepy
	влалеющими языком, а не аномальными,
глухонемыми, не имеющими языка.
	Вы подменили о0суждаемую тему дру-
гой темой, которая не обсуждалась.

2. Из письма т. Белкина вилно, что он
ставит на одну доску «язык слов» (зву-
ковой язык) и «язык жестов» (по Н. Я.
Марру «ручной» язык). Он думает, пови-
димому, что язык жестов и язык слов
равнозначны, что одно время человеческое
общество не имело языка слов, что «руч-
ной» язык заменял тогда ноявившийся
потом язык слов.

Но если действительно так думает
т. Белкин, то он допускает серьезную
оптибку. Звуковой Язык или язык слов
был всегда единственным языком челове-
ческого общества, способным служить
полноценным средством общения людей.
История не знает ни одного человеческого
облнества. будь оно самое отеталое, кото-
рое не имело бы своего звукового языка.
Этнография не знает ни одного отстало-
го наролца, будь он таким же или еще
более первобытным, чем, скажем, австра-
ляйпы или огнеземельцы прошлого века,
	воторый не имел бы своего 3BYKOBOTO A3HI-
ка. Звуковой язык в истории человечества.
является одной из тех! сил, которые по-
могли людям выделиться из животного
мира, 0б’единиться в общества, развить
свое мышление, организовать общественное
производство, вести. успешную борьбу с
силами природы и дойти до того прогрес-.
са. который мы имеем в настоящее время.
	В этом отношении значение так назы-
ваемого языка жестов ввиду его крайней
бедности и ограниченности — ничтожно.
Это, собственно, не язык. и даже не сур-
рогат языка, могущий так или иначе 3a-
менить звуковой язык, а вспомогательное
средство с крайне ограниченными  сред-
ствами, которым пользуется иногда чело-
век тля ‘подчеркивания тех или иных м0-
ментов в его речи. Язык жестов так’ же
нельзя приравнивать к 3BYROBOMY языку,
как нельзя приравнивать первобытную  де-
ревянную мотыгу к современному гусенич-
ному трактору с пятикорпусным плугом и
рядовой тракторной сеялкой.

3. Как видно, вы интересуетесь прежде
всего глухонемыми, а потом уж — проб-
	лемами языкознания. Видимо, это именно
обстоятельство и заставило вас обратить-
ся.ко мне с рядом вопросов. Что же, если
вы настаиваете, я не прочь удовлетворить
вашу просьбу: Итак, как обетоит дело ©
глухонемыми? Работает ли у них мышле-
ние. возникают ли мысли? Да, работает
у них мышление, возникают мысли. Яе-
но, что коль скоро глухонемые лишены
языка, их мыели не могут возникать Ha
базе языкового матернала. Не значит ли
это, что мысли глухонемых являются ого-
ленными, не связанными с «нормами при-
роды» (выражение Н. Я. Марра)? Нет, не
значит. Мысли глухонемых возникают и
могут существовать лишь на базе Tex o6-
разов, восприятий, представлений, которые
складываются у них в быту о предметах
внепнего мира и их отношениях между
собой благодаря чувствам зрения, осяза-
ния, вкуса, обоняния. Вне этих образов,
восприятий, представлений мысль пуста,
лишена какого бы то ни было содержа-
ния. т. е. она не существует.
			92° июля 1950 г.
	Ваша ошибка состоит в том, что вы
смешали две разные вещи и подменили
предмет, рассматриваемый в моем ответе
т. Крашенинниковой, другим предметом.

1. A критикую в этом ответе Н. Я.
Марра, который, говоря 0б языке (звуко-
том) и мышлении, отрывает язык от
мышления и впадает таким образом в
илеализм. Стало быть, речь идет в моем
ответе о нормальных людях, владеющих
языком. Я утверждаю при этом, что мыс-
ли могут возникнуть У Таких людей
лишь на базе языкового материала, что
отоленных мыслей, не связанных с языко-
вым материалом, не существует у людей,
влалеющих языком.

Вместо того, чтобы принять или отверг-
нуть это положение, вы подставляете ано-
мальных, безъязычных людей, глухонемых,
у которых нет языка и мысли которых,
конечно. не могут возчикнуть на 6a3¢
языкового материала. Вак видите, это 6о-
вершенно другая тема, которой я не ка-
салея и не мог коснуться, так как языко-
знание занимается нормальными  людьии,
	Ваше письмо получил.

Опозлал немного с ответом ввилу пере-
груженноети фаботой. 1

Ваше письмо молчаливо исходит из
IBYX пролположений: из предположения о
том. что допустимое питироваль произвеле-
ния того или иного автора в отрыве от
того исторического  периола, © котором
трактует питата, и во-вторых, из того
предположения, что те илв иные выводы
и формулы марнсизма. полученные в р8-
зультате изучения слного из периодов ис-
торического развития. являются правиль-
ными тля всех периодов развития и ио-
TOMY JOUER остаться неизменны-
ми.

Должен сказать, что оба эти предлоло-
жения глубоко опитбочны. 1

Несколько примеров.

1 В сороковых голах прошлого века,
когла не было еще  монополистического
капитализма. когла капитализм развивал-
ся более или менее плавно по восхоля-
шей линии.  распространяяеь На новые
еше не занятые им территории, а закон
неровномерности развития не мог еще
лействовать e полной силой, — Марке и
Зятелье прчшли в выводу, что сопиали-
стическая революция не может побелить
в оной какой-либо стране, что она мо-
от побелить лишь в результате общего
улара во всех или в большинстве цивя-
лизозакных стран. Этот вывод стал потом
руковозящим положением лля всех марк-
CUTOE.

Олнако в начале XX века. особенно в
пернол первой мировой войны, когда для
всех стало ясно. чта капитализм домоно-
полистический явным образом перерое в
капитализм мопополистический. когда ка-
питализм восходящий превратилея в ка*
питализи умирающий, когла война векры-
qa неизлечимые слабости мирового импе-
риалистического фронта. & закон неравно-
	мерности развития прелопределил И
временность созревания пролетарской ре-
ROJIONHH в пазных странах. — Ленин,
	исхотя из марксистской теории, пришел в
выволу. что в новых условиях развития
сопналистическая революция вполне мо-
жет побелить в одной. отдельно взятой
стране. что одновременная победа сопиа-
листической революции во всех странах
или в большинстве пивилизованных страв
невозможна ввиду неравномерности вы-
зревания революции в этих странах, ITO
старая формула Маркса и Энгельса уже
не соответствует новым историческим YC-
JOBIAM.

Как вилно. мы имеем здесь два paa-
личных вывода по вопросу о побеле со-
пиализма, которые ве только противоре-
чат друг другу, но и исключают друг
друга. :

Вакие-нибуль начетчики и талмудиеты,
которые, не вникая в существо дела, пи-
теруют формально. в отрыве от историче-
ских условий. — могут сказать, что один
из этих выводов. как безусловно непра-
вильный, должен быть отброшен, а APY-
той вывол, как безусловно правильный,
должен быть распространен на все пе
риолы развития. Но марксисты не’ могут
не знать, что начетчики и талмудиеты
ошибаются. ени не могут He знать, что
оба эти вывода правильны, но не безус-
ловно. а кажлый для своего времени: вы-
вод Маркса и Энгельса — для периода
домонополистического капитализма, & вы-
	Многие сельские клубы и избы-чаталь-
ни области умело организуют разумный
отдых детей. К работе со школьниками
привлечены преподаватели и комеомоль-
	Особенно большим вниманием окружены
лети в Еринеком. Мололинском и Никит-
ском сельских клубах Подольского района.
Для ребят демонстрируются злесь детские
кинофильмы, на спортивной площалке ор-
ганизуются массовые игры, слача норм на
значок ВГТО. Кружки художественной са-
молеятельности готовятся к районному
смотру: в библиотеке ‘проводятся беседы
	HW METH.
ТУТ УТУ deh bbb DSS A
	«МОСКОВСКИЙ KOMCOMDREM>
2 cTp. 2 августа 1950 г.
	Ежедневно на улицах, площадях, в музеях, театрах, в парках культуры
отдыха столицы можно встретить многочисленные экскурсии. Во время летнего
отдыха сотни юношей и девушек из разных концов Советского Союза приез-
жают в Москву, чтобы ознакомиться с достопримечательностями великого горо-
ла НА СНИМКЕ: группа учащихся средних школ города Ашхабада (Таджи-
	кистан) на площади Коммувы в Москве.
Фото В ГРАЧЕВА.

отчетно-выборного
соброния
	Из опыта работы комсомольской орзанизации
строительства Двориа Советов
	В январе этого года на общем комео-
мольском собрании строительства Дворца
Советов был избран новый комитет ВЛЁСМ.
В его состав вошли лучшие активисты,
пользующиеся заслуженным авторитетом
среди комсомольцев и молодежи. С первых
хе дней комитет настойчиво взялся за
дело. Предстояла задача: наладить работу
организации с учетом тех замечаний и
предложений, которые были высказаны
комсомольцами на  отчетно-выборном со-
брании. .

В этой статье мне хочется рассказать о
том. с чего мы начали и как работаем в
настоящее время: Хотелось бы, чтобы ce-
кретари ‘комсомольских организаций дру-
гих строительств поделились через газету
своим опытом работы.

На первом же заседании мы распреде-
лили обязанности между членами комите-
та. Заместителем секретаря избрали Дину
Власову. Она достаточно опытный к0мсо-
мольский работник, хорошая активистка.
Всего было сослано 5 секторов — поли-
тико-массовый, организационный, производ-
ственный, культурно-массовый и физкуль-
турный. Кроме того, одному из членов
комитета было поручено поддерживать по-
стоянную связь. © нашими шефами
комсомольской организацией  Московекого
государственного педагогического инетиту-
та имени Ленина. При распределении 90я-
занностей учитывалиеь прежде веего же-
лание п способности каждого члена  ко-
митета.

Тогда же мы составили примерный план
работы комитета на ближайшие месяцы.
В обсуждении плана приняли участие
комсорги и члены цеховых бюро ВЛЕСМ,
группорги и другие активисты, подеказав-
шие нам много ценных и интересных мые-
лей. Было решено регулярно устраивать
читательские конференции, обсуждение но-
вых советеких кинофильмов, спектаклей,
вечера молодежи, выезды за город, ake-
RY pCHA.

В организации была большая запущен-
ность по членеким комсомользвим взносам.
Этот вопрос вызвал оживленное обсужде-
‘ние членов комитета. Некоторые товарищи
предлагали начать работу ¢ ликвилации
задолженности по взносам и наведения
‘порядка в учете членов ВЛЕСМ. Но боль-
‘шинство активистов. и, на мой. взгляд,
правильно, считало. что работу нало на-
чать с решения основных вопросов комео-
мольской жизни — улучшения постановка
идейно-политического воспитания юношей
и левушек. повышения их культурного и
общеобразовательного уровня, организаций
быта и отдыха мололых рабочих.

Однако специфические условия деятель-
ности комсомольских организаций строек-—
большая разбросанность 0б’ектов-—налагает
на комитет ВЛЕСМ дополнительные труд-
ности. Нам, например. нелегко проводить

Прежде всего создали в каждом цехе вом-
сомольские групны. После цеховых отчет-
но-выборных собраний в руководству при-
шли молодые,  малоопытные активисты,
Многие из них не знали, как подготовить
и провести комсомольские собрания, засе-
пание бюро, составить план работы, прото-
колит д. Комитет ВЛЕСМ с первых же
дней начал проводить с ними учебу.
Вновь избранные секретари цеховых ор-
ганизапий прошли 3-дневный семинар, 0р-
ганизованный райкомом ВЛЕСМ в Москов-
ской школе комсомольского актива.

Немало недостатков было и в организа-
пии политической учебы комсомольцев и
молодежи. Старый комитет недостаточно
серьезно относился в этому вопросу. Заня-
тия во многих кружках проходили нере-
гулярно, а в управлении отлелочных ра-
бт и на заводе  металлоконетруклий
кружки вообще распались и программа не
была закончена. На расширенном заседа-
нии комитета совместно е руководителями
кружков и активом мы обстоятельно разо-
брались в недостатках  политико-вослита-
тельной работы среди молодежи. Член ко-
митета по политмасеовой работе Николай
Андреев побывал во всех цеховых органи-
зациях, побеседовал с комеомольцами и с
помощью партийной организации  строи-
тельства провел совещание пропагамлиств
комсомольской политеети. Действенная п
мошь руководителям политических вруж-
ков принесла желанные результаты: поч-
ти все слушатели кружков успешно 34-
кончили программный материал.  Сейчае
комитет комсомола развернул подготовку
к новому учебному году.

Старый состав комитета недостаточно
оказывал помошь цеховым организациям и
группам непосрелетвенно на местах. А
необходимость в этом была большая. Мно-
гие паши организации находятся на боль-
шом расстоянии друг от друга. действова-
ли обособленно. Теперь мы укрепили связь
с кажлой организапией. Члены комитета
систематически присутствуют на коме
мольских собраниях, беселуют с секрета-
рями и членами цеховых бюро, помогают
им в работе.

Ha заселании комитета ВЛЕСМ совмеет-
HO с представителями партийной, пр0фсо-
юзной  организации и активистами MBI pa3-
работали план мероприятий развития мас-
совой физкультуры, Физоргами утвержде-
ны лучшие комсомольцы. В каждой оргз-
низации созданы комиссии по приему нору
комплекса ГТО. Мы  мпобиваемся. чтобы
кажлый комсомолен сдал летние нормы на
значок ГТО.

Комсомольская организация  строитель-
ства Лворца Советов заметно оживила свою
деятельность, но у нас еще много серьез-
ных недостатков. В своем повседневном
руководстве мы не сумели пойти ло каж-
ой группы. ло кажлого юноши и хе
	ности. нам, например, нелегко проводить   TOW группы, до важдлого юноши A Ae
общеностроечные комсомольские собрания вушки. Нет сомнения в том, чм при
и вообше те или иные мероприятия ре-   значительно усилившемея за послел-
	шать сразу в масштабе всего строитель-
ства. Проводятся они. главным образом, в
цеховых комсомольских организациях.

Поэтому вопрос об укреплении цеховых
комсомольских организаций явился основ-
ным в нашей работе.

Что мы слелали в этом  вапоавлении?

нее время партийном руковопстве комоо-

мольская организация улучшит работу п

коммунистическому воспитанию молодых
строителей.

Н. ПЕТРАШКО,

комсорг ЦК ВЛКСМ на строительстве

Лроона Советов.

я.
Больше тематических вечеров для молодежи

В пропаганле политических, сельскохо- Готовясь к новому учебному оу в
зяйственных. естественно-научных, енор-   политсети. райком комсомола предл:
тивных знаний важное место занимают! гает организовать тематические вечера по
тематические вечера. Они позволяют в! изучению биографий В. И. Ленина 8
Живой. лохолчивой форме  пропагандиро-  И. В. Сталина.
вать теоретические знания и связывать В связи с этим у нае есть и серые
их © практикой, солействуют  приобще-  ные претензии к работникам BEHOLD
нию в научным знаниям широких масе   мыпиленности.
мололежи. НТ
	црайне нелостаточно еше обеспечивают-
	ся волхозные клубы Московской област
научно-популярными фильмамн.

Почему-то очень мало выпускается
	Фильмов на узкой пленке. Между тем в
нашем районе лействуют 28 узкопленоч-
ных и лишь 4 широкопленочных aiid
pata. — Большинство учебно-спортивных
фильмов  созаано 83—10 лет наз
3 с тех пор спортивная техника шагнул
талеко вперел. Нет также фильмов. B 80
торых были бы показаны пютижения 0+
веткой сельскохозяйственной науки 1
Области. ‚ Половолетва = и овошщеволетва.
Совсем нет пронпагантиетеких LOR; Me
	© происхожле-   Совсем нет пронагантиетеких LORS MEN
сопровождалагь   тальных фильмов на общественно-полити-
	ческие темы.

Киноработники лолжны помочь нам i
организации ‘питрокой  пропаганлы нау
ных знаний.
	В. СЕМЕНОВ,
‘секретарь ‘3Benuropoacxoro РК ВЛКСМ
	Первый такой тематический вечер мы
провели 22 мая. Около 200 мололых
спортеменов  горола с болыпим интересом
прослушали лекнию директора звениго-
подекой спортивной школы тов. Нестерен-
ко о легкой атлетике. После лекции
был  продемонстрирован  учебно-спортив-
ный фильм «Легкая атлетика».

Мололежь опобрительно отозвалась о
проведении таких вечеров, и мы решили
организовывать их систематически. Из
слетующий вечер пришло уже. более 400
юношей и левушек. Преподаватель бноло-
гии средней школы тов: Кузнецова прочла
лекцию «Наука и религия о происхожле-
нии человека». denna  сопровожлаласт
лемонстрацией научно-популярных  филь-
мов «0 происхождении человека». «Че.
ловек и обезъяна».

‘ии тинимиеии1
	Товариши A. Xoaonos
	который, конечно, не будет ни велико-
русским, ни немецким, а чем-то новым.
Сличив эти две формулы и видя, что опи
не только не совпалают друг с другом, а
исключают друга друга, т. Холопов при-
ходит в отчаяние. «Из статьи Вашей, пи-
шет он в письме. я понял. ITO OT CRP
нгивания языков никогда не может ю-
ТуЧчитЬея новый какой-то язык, а до статья
тверло был уверен, согласно Вашему вы-
ступлению на XVI c’esze ВВП(б), чт
при коммунизме языки сольются в
один общий».

Очевидно, что т. Холопов, открыв про-
тиворечие между этими двумя формулами
п глубоко веря, что противоречие долж-
но быть ликвидировано, считает нужным
	избавиться от олной из формул, kak
неправильной, и уцепиться за другую
формулу. как правильную для всех BDpe-
	мен и стран, но за какую именно форму-
лу уцепиться, — он не знает. Получает-
ся нечто вроде безвыходного положения,
Тов. Холопов и He догадывается, что 009
формулы могут быть правильными, —
кажлая для своего времени.

Так бывает всегла с начетчиками и
талмудистами, которые, не вникая в суще-
ство дела и цитируя Формально, безотно-
сительно к тем историческим условиям, 9
которых трактуют питаты, неизменно по-
палают в безвыходное положение.
	А между тем, если разобраться в В0-
просе по существу, нет никаких основа-
ний для безвыходного положения. Дело в
том, что брошюра Сталина «Относительно
марксизма в языкознании» и выступле-
ние Сталина на ХУ! с‘езле партии имеют
в вилу (Be совершенно различные эпохи,
вследствие чего и формулы получаются
различные.

Формула Сталина в ето брошюре, в ча-
юти, касающейся скрещивания языков,
имеет в виду эпоху по победы CO
циализма в мировом масштабе. когда
эксплуататорекие классы являются  Гос-
подетвующей силой в мире, когда нацио-
вальный и колониальный гнет остается в
спле, когла национальная обособленность и
взаимное недоверие наций закреплены  го-
сударственными различиями, когда нет еще
национального равноправия, когда скре-
ширание языков происходит в порядке
борьбы за гоополетво одного из языков,
corsa нет еше. условий пля мирного и
дружественного сотрудничества наций и
языков. когда на очереди стоит не. ©о-
трудничество и взаимное обогалцение язы-
ков. а ассимиляция одних и побела дру-
гих языков. Понятно, что в таких усло-
виях могут быть лишь победившие и по-
бежленные языки. Именно эти условия
имеет в вилу формула Сталина. когда онл
говорит, что скрещивание, скажем. двух
языков дает в результате не образование
нового языка, а побелу O1HOTO из языков
и поражение другого

Uro же касается другой формулы
Сталика. взятой из выступления на ХУ!
este партии. в части, касающейся слия-
ния языков в один общий язык, то здесь
имеется в вилу гругая эпоха. а именно—
эпоха после побелы сопиализ-
Ma BO всемирном маспттабе, когда миТо-
вого империализма не будет уже в нали-
чии. эксплуататорские классы будут низ-
вергнуты. напиональный и колониальный
гнет булет ликвидирован. национальная
обособленность и взаимное недоверие наций
	вод JeHwHa — для периода монополисти-
ческого капитализма.

2. Энгельс в своем «Анти-Дюринге» ro-
ворил, что после победы  социалиестиче-
ской революции государство должно отме-
реть. На этом основании после победы ©о-
циалистической революдии в нашей crpa-
не начетчики и талмулиеты из нашей
партии стали требовать, чтобы партия
приняла меры к скорейшему  отмиранию
нашего государства, к роспуеку государ-
ственных органов, к отказу от постоян-
ной армии.

Олнако советские марксиеты, на оено-
вании изучения мировой обстановки в
наше время, пришли к выводу, что при
каличии капиталистического окружения,
когла победа социалистической революций
имеет место только в одной стране, & BO
всех лругих странах  гобполствует капи-
тализм, страна победившей революции
должна не ослаблять, а всемерно усили-
вать свое государство, органы госуларет-
ва, ортаны разведки; армию,  еели эта
страна не хочет быть разгромленной ка-
питалиетическим окружением. — Русские
марксисты пришла к выволу, что форму-
ла Энгельса имеет в виду побелу социа-
лизма во всех странах. или’ в большин-
стве стран, что она неприменима к тому
случаю, когла  сопиализм побеждает в
одной. отдельно взятой стране, а во всех
других странах господствует капитализм.

Как вилно, мы имеем здесь две различ-
	ные фориулы по вопросу о сульбах co-
пиалистического государства, исключаю-
щие друг друга.

Начетчики и талмудиеты  мотут ека-
	зать. что это обстоятельетво создает невы-
ноеимое положение. что нужно олну Ife
формул отбросить. как безусловно оши-
бочную. а пругую, как безусловно пра-
вильную. — распространить на все пе-
риолы развития сопиалистического  госу-
дарства. Но марксисты не могут не знать,
что начетчиви и талмулисты оптибаются.
ибо 00° эти формулы правильны, HO не
	‘абсолютно. а каждая лля своего времени:
	формула советеких марксистов — для пе
риола победы сепиализма в олной или не-
скольких странах. а формула Энгельса —
для того периода. когла последовательная
побела еопиализма в отдельных странах
привелет к побеле социализма в большин-
стве стран и когда созладутся, таким 0б-
разом. необходимые условия для приме-
нения формулы Энгельса.

Число таких примеров можно было бы
увеличить. ‘

То же самое нужно сказать о двух
различных формулах по вопросу 00 язы-
ке, взятых из разных произведений
Сталина и привеленных т. Холотовым в
его письме

Тов. Холопов ссылается на произвеле-
ние Сталина «Относительно марксизма в
языкознании». THE телается вывод, что в
результате скрещивания. скажем, двух
языков. один из языков обычно выходит
побелителем a другой отмирает. что, сле-
довательно, скрещивание дает не какой-
то новый. третий язык. % сохраняет олян
из языков Далее он бсылаетея на дру-
гой вывол. взятый из доклада Сталина на
XVI с’езле ВВП(0). гле говорится, что в
периоз победы сопиализма в мировом мас-
inate, котла социализм окрепнет и вой-
дет в быт. национальные языки неминуе-
мо должны слиться в олин общий язык,
	будут заменены взаимным доверием и соли-
жением наций, национальное равноправие
булет претворено в жизнь, политика по-
давления и асбимиляции языков будет
ликвидирована, сотрудничество наций бу-
лет налажено. а национальные языки бу-
	дут иметь возможность свободно обога-,

шать друг. друга в порядке сотрудниче-_
ства. Понятно, что в этих условиях не.
может быть и речи о подавлении и по-
ражении одних и победе других языков.
Здесь мы будем иметь дело не с двумя.
языками, из воторых олин терпит пора-
жение, а другой выходит из борьбы побе-
тителем, а с сотнями национальных язы-
ков. из которых в результате длительного
экономического, политического и КУлЬ-
турного сотрудничества наций будут вы-
леляться сначала наиболее обогащенные
единые зональные языки, а потом зональ-
ные языки сольются в один общий меж-
лународный язык. который, конечно. не
будет ни немепким, ни русским, ни анг-
Тийским, а новым языком, вобравшим в
себя лучшие элементы национальных. и
зональных языков.

Следовательно, две различные формулы
соответетвуют двум различным эпохам
развития общества, и именно потому, что
они соответствуют им, 0бе формулы пра-
Вильны, — каждая лля своей эпохи.

Требовать, чтобы эти формулы не нахо-
дились в противоречии друг © другом,
чтобы они не исключали друг друга, —
так же нелепо, как было бы нелепо тре-
бовать, чтобы эпоха господства капитали-
зма не нахолилаеь в противоречни с эпэ-
хой госполетва социализма, чтобы социа-
лизм и капитализм не исключали друг
друга.

Начетчики и талмудиеты рассматривают
марксизм, отдельные выволы и формулы
марксизма, как собрание догматов, кото-
рые «никогда» не изменяются. несмотря
на изменение условий развития общества.
Они думают; что если они заучат  на-
изусть эти выволы и формулы и начнут их
цитировать вкривь и вкось, то они будут
в состоянии решать любые вопросы. В
расчете, что заученные выводы и форму-
лы ‘пригодятея им для всех времен i
стран. для всех случаев в жизни. Но так
Могут думать лишь такие люди, которые
вилят букву марксизма, но не видят его
существа, заучивают’ тексты выводов И
формул марксизма, но не понимают их
содержания.

° Марксизм есть наука © законах разви-
тия природы и общества, наука о рево-
1юцин угнетенных и эксплуатируемых
масс, наука о победе социализма во всех
странах, ваука о строительстве коммуни-
стического общества. Марксизм, как нау-
ка, не может стоять на одном месте, —
он развивается и совершенствуется. В
своем развитии марксизм не может необо-
ташаться новым опытом. новыми знания-
‘уп, — следовательно. отдельные его Ффор-
мулы и выволы не могут не изменяться <
‘течением времени, не могут не заменяться
новыми формулами и выводами,  соответ-
ствующими новым историческим задачам.
Марксизм не признает неизменных выво-
‘дов и формул, обязательных для веех эпох
‘и периодов. Марксизм является врагом
	BCHROTO догматизма.

И СТАЛИН
	28 июля 1950 года.
				Клубы помогают детям хорошо отдохнуть
	Заведующая Мололинской клубной 6био-
лиотекой А. П. Червякова два раза в ме-
сяц делает обзор новинок детской художе-
ственной и научно-популярной литерату-
ры. Недавно в клубе был проведен CO-
держательный утренник на тему «Моя
любимая книга».
	В работе Никитского и  Молодинекого
клубов активное участие принимают ребя-
та. Они разносят колхозникам Ениги На
ом и в поле, информируют их 0 новой
	литературе, паступившей в библиотеку.
выступают C концертами,

Когла в колхозе кипит напряженная
	работа, ребята стараются помогать  стар-
ШИМ,

Юные мичуринцы побывали на участке
укрупненного колхоза, где впервые посз-
жена кукуруза. Там они прослушали 0е-
	седу агронома по агротехнике выращива-
ния этой культуры и решили принять ак-
THBHOe участие в уходе за посевами;
	Под руководством преподавателя тов.
Михайловой дети с увлечением собирают
лекарственные растения и сдают их вап-
TERY.
	Тетеринский сельский клуб Можайского
района, решив помочь колхозникам  изу-
чить свой район, наметил ряд экскурсий
по историческим местам. 60 школьников
уже побывали в музее «Бородино». Экс-
курсия расширила их кругозор, они узна-
ли много интересного 06 Отечественной
войне 1812 гола.
	В Вязовском сельском клубе Ухтомекого
района в vadoTe с летьми привлечены по-
машние хозяйки. С помощью преподавате-
лей школы они заботятся о TOM, чтобы
	рефята хорошо отдохнули во время ванн-
КУЛ.
	Умело организованный отдых школьни-
ков — залог их успешной учебы. Долг
кажлото клубного работника организовать
ля них различные технические. общеоб-
разовательные, краеведческие кружки; про-
вести встречи школьников со знатными
людьми своего района, Героями  Социали-
стического Труда, переловиками животно-
BOICTBA и земледелия, детскими  писателя-
ми. художниками; чаще практиковать ве-
чера вопросов и ответов на  естественно-
научные и пругие темы.
	А. СТЕПАНЧЕНОК,
И. КЛИПИНИЦЕР.
		в колхозах. Тематика их разнообразна.
Здесь и спортивные, и естественно-науч-
ные; и сельскохозяйственные теме.
	методисты Московского областного
методического кабинета  культпро-
светработы.