Я СЕМЬЯ
	юннаты werk vy hve,
Роза . Котова и другие
	AC LR
Нина Есавкина, Роза -horopa =H друие
проводят интересные опыты.

Дети окружены повседневной заботой.
У них много друзей и товаритцей. Оеобен-
но радует ребят крепкая дружба. е моря-
ками Северного Флота. Дети часто полу-
чаю от них письма, перечитывают по
нескольку раз. Недавно шефы приезжали
в ребятам в TOCTH. Вот было радости!

ие ЗА, А ат OT} OTA
	rH тали своим друзьям торжественное

и ААС ТА
	обещание хоропю УЧИТЬСЯ,
ж*
ama

Хорошо учиться, стать настоящим че-
довеком... Многое здесь зависит от воспи-
талелей. Воспитатель должен быть He
только хорыцим педагогом, но и близким,
родным для ребят человеком.

— Очень трудно найти путь к cepimy
ребенка, —` говорит. воспитательниць Га-
лина Герасимовна Жукова. — Ребята,
есть ребята, & ним нужен материнский
подход. Зато как радостно становится,
когда дети полрастают и Уходят B боль-
шую жизнь. Радостно и Грустно. Так,
должно быть, грустит мать, провожая род-
ных детей. Вот недавно ‘уехал учиться
Леня Кузнецов, брат Толи. А сколько ©
ним было хлопот...
	Jena Rysnenop пришел в детский дом
с незавилной репутацией неиеправимого
ребенка. Учился он плохо. Учителя выби-
лись из сил. Но Галина Герасимовна тер
пеливо занималась с ‘мальчиком. Узнав,
что заветная мечта Лени — стать моря-
ком, она воспользовалаюь этим, чтобы за-
ставить мальчика хорошо учиться. Леня
закончил семилетку с хорошими оценками
и уехал на учебу. Часто пишет он теперь
своей воспитательнище,` благодарит ее и
очень просит. извинить за все доставлен-
ные огорчения.

Сколько нового, интерееного приносит
ребятам каждый наступающий ‘день.
кой хороший и светлый мир открывается
перед ними. В детдоме работают кружки:
литературный, математический, шахмат-
но-шашечный и другие. Зимой часто про-
водятся литературные викторины, вечера.
С локладами и беседами выступают сами
ребята. Летом в детдоме прошли интерес-
ные спортивные соревнования, вечер ска-
208. :

Родина по-матерински заботится © де-
тях. Придет время, и они ответят Ha эту
заботу не только горячей любовью, но и
делами. Ребята уже сейчас планируют
свое будущее, мечтают о том, как отбла-
голарят Отчизну. Петя Жучков хочет
стать инженером. Толя Николаев заканчи-
вает десятилетку и мечтает о профессии
геолого-разведчика. Роз» Котова и Июба
Кузнецова отлично слали экзамены в пед-
техникум. Зинаида Котова и Антонина
Ильичева учатся в лесотехническом тех-
никуме.

Сегодня все они за партами. Начался
учебный год. Главное сейчас — отлично
учиться.

, j А. ИГОШЕВ.
	[[о-боевому
	выполнять решения У пленума ЦК ВАКСМ

эольше инициативы в работе
	О чем говорилось
на комсомольском собрании
завода «Компрессор»
	ные ‘уголки, — отдых молодежи стал бы
куда содержательнее, культурнее. Тогда
бы Борису Сергееву не пришлось на сегод-
няшнем собрании © досалой говорить © том,
40 в комлрессорном цехе нет красного
уголка, 42 помещение, выделенное для этей
цели, занято под раздевалку. Где же мож-
HO проводить лекции, доклады,  устраи-
вать демонстрацию кинофильмов и многое
другое?—праведливо задает вопросе тов.
Сергеев.

— Вспомните, сколько мы слышали
в цехе лекций, докладов?” Мало. Обычно
они проводятся в масштабе всего
предириятия. Комитет незаслуженно
забывает о культурно-массовой работе в
цеховых организациях. А ведь в нашем
цехе более 100 юношей и девушек! Го-
раздо меньше было бы у нас недостатков,
если бы члены комитета почалце спуека-
лись в цехи, теенее общались ©  моло-
дежью. Да и не только члены комитета,
но и работники Калининского райкома
комсомола. .

— Надо, чтобы из районного комите-
та, — поддерживает Сергеева Андрей Фе-
дюнин, — приходили в нам не только на
комсомольские собрания. ажв другие дни.
	В нашем инструментальном цехе иног-
да проводятся лекции и доклады. Но по-
сещаемость их слаба. Вомеомоль-
ское бюро плохо организует эти мероприя-
	  тия, не советуетея предварительно Cc MO
	Зеболевший вопросе
		лодежью. Об’явления © проведении лек-
ции или доклада вывешиваютея обычно
за несколько минут да их начала.

Торячо, взволнованно говорят комсо-
мольцы, справедливо критикуют своих
руководителей. И в каждом выступлении
— беспокойство за судьбу организации,
стремление быстрее устранить имеющиеся
недостатки; деловые, конкретные предло-
жения. На трибуне комоорг 5-го цеха, Гри-
торий Зикрач. Он. говорит © том, что
секлор культурно-массовой работы бюро
бездействует, фелко проводит громкме чит-
ки книг, свежих газет и журналов.

— Много раз мы пытались наладить
свою таботу, — продолжает оратор, — но
сдвигов пока нет: недостает опыта, зна-
ний. Комитету комсомола надо серьезно
подумать 06 организации учебы членов
цеховых бюро, почаще собирать их В ко-
митете, инструктировать. Тотда и резуль-
таты будут иные.

Надо усилить соревнование между юно-
шами и девушками за образцовое 0б-
щежитие. Почему на заводе редко
‘проводятся читательские конференции,
обсуждение лучших советских кинофиль-
мов? Давно пора офтанизовать и различ-
ные спортивные «екции. Желающих yua-
ствовать в них найтетея много. Партий-
	ная и профеоюзная организации охотно
поддержат каждое начинание комитета
ВЛЕСМ. Были бы только инициатива,
изобретательноеть, настойчивость B до-
	стижении поставленной цели.
Вомсомольцы завола «Компрессор» горя-
че одобрили постановление ГУ пленума, ЦЕ
BIRCM. В принятом решении намечены
конкретные мероприятия, ‘направленные
на дальнейший под’ем культурно-массовой
работы срели заволекой молодежи.
	и девушки фегулярню читают худо-
жественную литературу.

— Книга — важнейшее средство в0с-
питания, — сказала она. — Инига вос-
питывает нас патриотами Родины. У каж-
лого из нас есть свои любимые герои.
Так давайте же устроим читательские
конференции, где поделимся впечатления-
ми © книгах.

0т имени комсомольцев 11-го цеха М. Ва-
питонова попросила комитет ВЛЕОМ поча-
ше устраивать ветречи рабочих co знат-
ными людьми столицы: стахановцами, пи-
сателями, артистами, мастерами спорта.

Почти все выступавшие критиковали
работу совета физкультуры.  Инет-
руктор тоз. Уткина не организовала сдачу
пом на значок ГТО. Чаюто  срывалиеь
спартакиады и соревнования 113-4 OTCYTCT-
вия тренеров и судей. Плохо  работалт
спортивные секдии. В этом большая вина
и Физоргов цехов, которые не привлекли
всю мололежь к занятиям спортом.
	Комсомольское собрание потребовало от
комитета ВЛЕСМ быстрее ликвидировать
имеющиеся нелостатки, улучитить органи-
запию лекций, деятельность  круж-
ков. Директор завода тов. Цветков заверил
собрание, что будут отпущены  необходи-
мые средства на физкультурную работу.

Принципиальные, деловые выступления
комсомольцев электроламнового завода по-
казали. насколько наболевшим стал  во-
прое о культурно-массовой работе среди
молодежи. TV пленум ЦА ВЛЕСМ своевое-
менно поставил этот вопрос.
	Оживленно прошло обсуждение ‘итогов
ТУ пленума ЦЕ ВЛКСМ на комсомольском
собрании заводь «Компрессор». В проетор-
ном помещении лекционного зала клуба
собралось около 200 юношей и девушек.

большим вниманием был  прослушан
доклад секретаря МЕ ВЛЕСМ ‘тов. Богда-
нова. .

Большевиетекая паругия, товарищ
Сталин проявляют неустанную заботу о
повышении культурного уровня советской
молодежи. Это нетрудно проследить и на
примере завода «Компрессор». Прелириятие
имеет свой благоустроенный и хорошо
оборудованный клуб, библиотеку, читаль-
ный зал. Молодые рабочие учатся в ве-
черних школах и техникумах без отрыва
от производства. Докладчик привел приме-
ры положительной работы Бомеомольской
организации. За последние 8 месяцев для
молодежи прочитано около 100 докладов
и лекций, организовано 18 встреч ео знал-
ными людьми, лауреатами  Оталинских
‘премий. Юноши в девушки охотно посе-
щают молодежные вечера.

Но. полностью ли использует кофсомоль-
ская организация имеющиеся  возможно-
сти? Вее ли сделала она для того, чтобы
отдых молодежи был по-настоящему инте-
ресным, содержательным? * Нет, есть еще
много недостатков. Не случайно на заво-

‚ дв имеютея отдельные факты проявления
нелиециплинированноети, аморального по-
	HHA CO Стороны некоторых MO-
лодых рабочих. Hegocraet еще комсо-
мольекой организации инициативы, — на-
	стойчивости в работе. Если бы комитет
комсомола посерьезнее  заботилея © раз-
вертывании живой, многообразной RyIb-
турно-максовой работы в каждом цехе,
взял под свой контроль библиотеку, крас-
	«Вультурно-массовой  таботе © моло-
дежью — большевистский размах», —
под таким лозунгом проходило комсомоль-
ское собрание на, Государственном ордена
Ленина электроламиовом заводе. Юноши
и девушки горячо обсудили постановление
ГУ пленума ЦЕ ВЛКСМ «0 состоянии и
мерах ‘улучшения культурно-маесовой ра-
боты комеомольских организаций».

С большим вниманием прослушали ‘©0-
бравитиеся доклад заместителя заведующе-
то отделом студенческой молодежи ЦВ
ВЛКСМ тов. Евкиной. Комсомольская орга-
низация завода, — отметила тов. Евки-
Ha, —- недооценивает роли  культурно-
массовой работы среди молодежи. Комитет
BIRCM мало уделял внимания биб-
лиотеке, кружкам художественной само-
деятельности, слабо  боролея за Ho-
вышение грамотности и  общеобразова-
тельной подготовки комсомольцев и
молодежи. Слабо поставлена на заводе
лекционная работа. Комсомольская орга-
пизация совершенно не занималась повы-
шением  культурно-технического уровня
молодых рабочих, недостаточно пропаган-
дировались достижения передовиков произ-
водетва. На заволе не проводятся  чита-
тельские копференции, ‚обсуждение лучших
килофильмов. Плохо организована и физ-
культурная работа. Среди табочих завода
мало значкистов и членов ДСО «Электрик».

06 этих недостатках горячо говорили и
выступавшие в прениях комсомольцы.

Коусорг 8-го цеха Н. Новикова’ расека-
зала о культурно-массовой работе в своем
цехе. Вомеомольцы цеха часто посетщалот
	Когда пришло время отпуска, Анатолий
Кузнецов заявил товарищам: «Поеду д0-
ной!» Все удивились, зная, Что дома у
него нет. Мать давно умерла, & отеи по-
гиб, защищая Родину от фашистских за-
хватчиков. Мальчик рос и воспитывался
вместе со своим младшим братом в MO-
жайском детском доме. С этим ломом CBA-
ззны его лучшие. воспоминания. Or-
сюда светлыми  сентябрьскими утрами
уходил он в Школу. Здесь всегда ‘окру-
кала его большая дружная семья, здесь
прошлю детство и вачалась беспокойная
ЮНОСТЬ. _

Навсегда запомнил Анатолий свою стро-
тую и заботливую маму —^ директора,
детдома Праековью Федоровну Семенову,
воспитателей: Марию Ивановну  Рожков-
скую, Галину Герасимовну Жукову 4
Юлию Прокопьевну Головлеву. Заботливо,
по-матерински воспитывали они его, H0-
могли вырасти настоящим человеком.

Часто вспоминает Анатолий последние
дни, проведенные в детдоме. С какой лю-
бовью девочки готовили ему белоснежные
плалочки и воротнички. А мальчики зави-
довали —— ведь он елег учиться, стано-
BUTCH самостоятельным.

Потом началась переписка. Большая и
дружная семья заботливо следила за
жизнью и учебой своего товарища. Ребята
писали о своей жизни, интересовались то-
линой учебой, приглальзли его Ha Новый
год. Й Анатолий отвечал длинными, взвол-
нованными письмами.

Случилось так, что приехал он ночью.
Прасковья Федоровна еще бодретвовала,
не спала и тетя Маша — повар детдома.
Встреча была трогательной и радостной.
Втроем просидели они до самого рассвета.
А утром Анатолия шумно окружили ребя-
та. Как он вырос, подтянулся, возмужал!
Начались бесконечные расспросы. Толя
не успевал отвечать. Окруженный ребята-
мн, которые не сводили с него любящих
глаз, Анатолий чувствовал себя счастли-
вым. Какая у него большая и замеча-
тельная семья, сколько сестер и братьев!

*
1%.
	Семья эта образовалась несколько лет
тому назад. Сотни ребят Можайского рай-
она в дни войны лишились крова и роди-
телей. Но в нашей стране дети погибших
окружены отеческой заботой.

После освобождения района, когда на-
ладилась нормальная жизнь, возникла
мыель создать детский дом. Инициаторами
были колхозники. Возглавила дело старый
педагог — чуткий человек Наталья Ти-
хоновна Будаева.

Колхозники снабдили своих маленьких
питомцев всем необходимым, а в 1946 го-
ду государство взяло детский дом на свое
обеспечение.

Сейчас детдом не узнать. Для него от-
ведено новое. здание в живописном месте
города, на берегу реки. Отпущены боль-
шие средства на оборудование. Светло и
уютно в чистеньких спальнях. В комнате
отдыха множество игр, своя библиотека.
Рядом с домом юные мичуринцы посадили
яблони. малину. крыжовник. На приуса:

В 133-й средней женской школе
Коминтерновского района возобновил
свою работу физический кружок, кото-
рым руководит преподаватель физики
старших классов Ф. В. Лукьянова.

В кружке занимаются свыше 20
комсомольцев и пионеров. На занятиях
кружка готовятся доклады о разнооб-
разных физических явлениях, а также
знакомятся с жизнью и деятельностью
великих русских физиков.

Ремонт и изготовление несложных
приборов для пополнения физического
кабинета школы производится самими
кружковцами.

НА СНИМКЕ: В физическом круж-
ке. 183-й женской школы учащиеся
8-го класса готовятся к докладу об
электрических явлениях. Ha первом
плане—Лора Пугачевская и Алина
Ренина за проведением опытов.
		Фото В. КОЗЛОВА.
	‹С комсомольского собрания
на Государственном
ордена Ленина
электроламповом заводе
	еатры, ортанизуют коллективные 1п0%0-
лы в кино, но. к сожалению, обсуждения
фильмов и спектаклей никогда не устраи-
валось. Эту ошибку комсомольской opra-
низации нато исправить. Новикова расска-
зала о том, что в начале года комеомольцы
цеха побывали на экекуреии в Петрище-
ве. Поездка оставила у них <ильное впе-
чатление. Эта экокурсия была заранее
продумана и пруила очень организованию.
Но вот экокуреия 3 июля на Волоколам-
ское mocce была сорвана, так как
комитет не позаботился 06 opra-
низации этой экскурсии и ограничился
одним об’явтением.
	— Наша молодежь трудится е большим
энтузиазмом, — сказал комсомолец-етаха-
новец В. Дементьев. — Но чем можно
занятьея в свободное время, если на за-
воле нет ни красного уголка, ни клуба
для проведения того или ‘иного мероприя-
тия? В библиотеке есть немало хороших
книг, но получить их подчас трудно, так
как они в одном экземпляре. Комсомоль-
ская оргализация завода He заботится
всерьез о том, чтобы все молодые рабочие
училиеь в школах.

Комсомолка Г. Воронина в своем вы-
ступлении отметила, что не все еще юно-

В Бронницком доме культуры си-
	стематически организуются  выстав-
ки произведений советских художни-
ков.‘ Большим успехом пользова-
лись выставленные здесь картины,
изображающие деятельность великих
вождей советского. народа В. И.
Ленина и И. В. Сталина. Эту вы-
ставку посетило более четырех ты-
Cay человек.
	Несколько дней назад в Доме
культуры открылась новая выставка.
Тематика ee посвящена социали-
стическому сельскому хозяйству.
Внимание зрителей привлекают кар-
тины: художника Агибабяна «Уборка
урожая», художника Дербизовой
«Сбор колосьев пионерами в колхо-
зе» и другие.
	Ф. ЛЮРОВ.

заслуживает похвалы ’ инициатива
комсомольцев колхоза «Завет Ильи-
ча» Луховицкого района, которые
совместно с партийной организаци-
ей провели недавно интересное от-
крытое комсомольское собрание. На
него были приглашены бывшие
учащиеся школ ФЗО и ремесленных
училищ А. Матвеев, Б. Никитин,
И. Панфилов.

Молодой слесарь Анатолий Матве-
ев рассказал собравшимся о том, ка-
кие замечательные условия для уче-
бы созданы в ремесленных учили-
щах, выпускающих квалифицирован-
ных специалистов-производственни-
ков.

Борис Никитин призвал молодежь
	овладевать профессиями рабочих,
поступать в школы. ФЗО угольной
промышленности.
	Тут же, на собрании, более двад-
цати юношей—М. Козлов, А. Гор-
деев, А. Ивлев и другие — заяви-
ли © своем желании учиться в шко-
лах ФЗО. Юноши уже подали заяв-
ления в эти учебные заведения.
		К 30-летию со дня выступления В. И. Ленина с речью «Задачи союзов молодежи»
	B ROMCOMCOABCK HM
	Х ОРГАНИЗАЦИЯХ
	Деятельно готовится к зна-
менательной дате —  трид-
патилетию выступления В. И.
Ленина ua III c’esne PKCM

OF ee om

**
Комитет комсомола Цент-
рального универмага провел
инструктивное совещание

агитаторов, ведущих работу

исторического выступления
Владимира Ильича.

ae
a

Во многих цеховых  комсо-

Комсомольцы Московского
пошкольного ‘педагогического
училища № 7 готовят к зна-
менательному дню большую
eitreranyy Фотографы и ny.
	— лектофская группа Красно-

Зе Ра

Oe

пресненского райкома
ла. Подготовлено

Ут
комсо-

несколько
будут про-
читаны в первичных органи-

лекций, которые

запиях.

по раз’яснению освовных по-
ложений речи В. И. Ленина
«Задачи союзов молодежи». В
ближайшие дни во всех ком-
сомольских группах будут
проведены беседы и читки

мольских организациях ав-
тозавода имени Сталина  го-
товятся открытые комсомоль-
ские собрания на тему: «Исто-
рическая речь вождя — бое-
вая программа комсомола».

сунки расскажут о том, как
претворяются в жизнь вели-
кие предначертания вождя и
учителя молодежи. К этому
же дню редколлегия выпу-
стит специальный номер cTeH-
ной газеты.
		ИИ ВЕЛЯЛ
	Рузская районная библиотека обслуживает несколько сел и колхозов. При
библиотеке имеется своя передвижная библиотека. Часто в колхозы вместе с пе-
редвижкой выезжают агитаторы и специалисты сельского хозяйства. Они читают
лекции о международном положении и на другие темы, дают советы по зоотех-
	нике и агрономии, НА СНИМКЕ:
Рузского района.
	главным образом «омены языковых си-
стем». Языковые изменения ставились в
непосредственную связь и в параллель c
изменениями в базисе. История юбщелите-
ратурного языка органически связывалась
с историей художественной литературы и
eo стилей и распределялаесь по тем же
классовым граням и ступеням фазвития,
что и художественная литература и пуб-
лициетика. СОмешизалиеь понятия языка,
диалекта и художественного стиля как
системы выражения мировоззрения. В язы-.
ке, рассматриваемом как идеологическая
надстройка, повсюду отмечались  классо-
вые элементы, отражение общественно-эк0-
номической формации. Работы по истории
литературного языка пестрели терминами:
«язык феодальной знати», «язык кресть-
янотва», «язык дворянства», «язык бур-
жуазный» и т. п. В то же время общена-
родные основы языка не были прелметом
глубокога внимания исследователей.

Товарищ Сталин, показав, что язык. не
есть надстройка нал базисом, векрыл ос-
новную методологическую ошибку преж-
него советского языкознания и указал -но-
вые задачи и пути для дальнейшего раз-
вития марксиетекой науки о языке. Поло-
жение И. В. Статина об отношении языка,
к базису и надстройке является ценней-
THM вкладом в теорию марксизма-лени-
низма. Оно, раскрывая истинную природу
языка как общественного явления, закла-
дывает прочные и надежные деновы мар-
кеистекого языкознания. Сталинские вы-
сказывания © языке вносят яркий свет и
в другие сложнейшие вопросы — языкозна-
ния. я

Товарищ Сталин с поразительной яено-
стью определяет основные отличия языка
от надстройки. Таких отличий четыре:
	1. Всякий базис имеет свою, ему соот-
вететвующую надетройку, то есть полити-
ческие, правовые, художественные вагляды
и соответствующие им политические, пра-
вювые и другие учреждения. (С изменением
и ликвилацией базиса, изменяется и ликри_
дируется надстройка. Рождение нового ба_
зиса ведет к рождению новой надстройки.
В отличие от надстройки язык, порожден
не тем или иным базисом, старым или HO.
	библиотека-передвижка в деревне Ланьково
	Фото Б. ГОРБАЧЕВА
(Фотохроника ТАСС).

Mapp делал порочный вывод © том, что
насильственная ломка языка составляет
основную закономерность его развития.
Так, Н. Я. Марр призывал в «речевой.
революции» в области современного рус-
ского языка, русского языка советской
эпохи. «На такой ступени нового ста-
диального развития, в момент революцион-
ного творчества. писал он, — смешно
даже говорить о реформе русского письма.
или грамматики... Тут не о реформе пиеь-
ма или грамматики приходится говорить, а
о смене норм языка, переводе его на но-
вые рельсы действительно массовой речи.
То, что нужно, это не форма, не реформа
или новая декорация старого содержания,
а свежий сруб © новой всесоюзной, миро-
вой функцией из нового речевого материя.
та...» и работы, т. 2, стр. 315
—376).

Отношение в языку Kak & идеологиче-
ской надстройке, по Марру, влекло за; со
бой признание классового характера язы-
ка. Язык, по Матру, всегда был классо-
вым. Даже грамматика, и та считалась
классовой. Из того же основного порока
марровекой концепции языка, из понима-
ния языка как надстройки вытекало и его
учение о развитии языка путем резких
стадиальных переходов или скачков, ста-
диальных омен мышления. Стремление
представить развитие всего многообразия
языков мира в виде единого языкотворче-
ского процесса, естественно, привело к
мысли 0б определяющей роли языкового
скрещения как основы сложения и раз-
`вития новых языков, как активного сред-
ства качественных преобразований язы-
ковых систем.

До статьи И. В. Сталина  «Относттель-
но маркемзма в языкознании» все совет-
ские языковеды, несавиеимо от направле-
ний и взглядов, исходили в своих по-
строениях из ‘понимания языка ках общест-
велного явления надстроечного характера.

“Отношение к языку как к налетройке
отражалось в большей или меньшей степе-
ни на методологии и содержании почти
веех советских работ по истории любого
языка. Устойчивое и общенародное в язы-
‘ке привлекало мало внимания: изучались
	вым базисом внутри данного общества, &
всем ходом истории общества,

2. Надстройка, не может безразлично от-
носиться к судьбе своего ‘базиса, которым
она порождена и от которого завиеит. Она
служит ему, активно помотая ему 0фор-
миться и укрепиться. В Классовом обще-
стве она носит классовый характер. Язык
же как средство общения людей одинаково
обслуживает все классы общества, прояв-
ляя в этом отношении своего’ рода, безраз-
личие к классам. Один и тот же язык
одинаково обслуживает как старый, уми-
ратщий строй, так и новый, подымающий-
ся строй. Язык 6бщенароден.

3. Надотройка — продукт одной эпохи,
эпохи существования и действия породив-
щего ee экономического базиса; «Языю же,
наоборот, является продуклюм целого ряла
‚энюх, на протяжении которых юн 0форж-
ляется, обогащается,  раовивается, пели-
фуетея» (стр. 9).
	4. Надстройка, связана, с производством
тишь косвенно. Она отражает изменения в
уровне развития производительных сил He
сразу и не прямо, а после изменений в б3-
BHce. «Язык же, наоборот, связан с произ-
водственной деятельностью человека непо-
средетвенню, и не толькю © производствен-
ной деятельностью, но и со веякой той
	доятельнюстью человека, вю всех сферах его
работы от произволетва ло базиса, от ба-
awa дю надстройки» (стр. 11).

так: сфера действия языка гораздо
пвире и разнослорониее, чем сфера дей-
CTBHA Ham

ютройки. Сфера действия языка
rernt Gesrpamecana,.

Язык имеет свой специфические особен-
ности, характеризующие природу его как
общественного явления. В то время как
базие обслуживает общество экономически,
надетройка обелуживает общество полити-
YeOCKHIMH , юридическими, эстетическими И
другими ‘идеями и созлает для общества
сооветелвуютцих политические, WD HTH
ские и другие учреждения, —«,..язык of
служивает общество, ках, средетво общения
людей, ках средетво обмена мыслями в 96-
ществе, каж средство, далощее людям в03-
MORHOCTH понять друг друга им наладить
‘совместную работу во всех оферах челове-
	B MADPRCHCTCRYW науку O языво
	знании еще в 20-х годах глубоко yrope-
нилюсь мнение, что язык — надстройка и
что изменения в языке непосредственно
связаны с изменениями базиса.

Язык является формой выражения и
средством закрепления и хранения литера-
турно-художественных, общественно-поли-
тичееких, правовых, религиозных и т. п.
воззрений общества. Отелода у многих лин-
твистов возникло убеждение, что язык—
это более широкая категория надстройки,
охватывающая самые разнообразные обла-
сти «надетроочной культуры», как выра-
жалея Н. Я. Марр. Он даже думал, что из
языка как идеологии в связи с развитием и
усложнением общественного мышления вы-
растают разные сферы  «надстроечного
мира».

Язык об`являлея марровцами такой же
«надсетроечной ценностью», как и различ-
ные общественные взгляды и воззрения
различных классов, а семантика, то есть
смысловое содержание языка, система, зна-
чений, выражаемых языком, называлась
«надстроечным явлением». Марр ввел да-
же новый термин для обозначения с0-
циальной сущноети языка: «речевая wal-
стройка», и речевая надстройка у Mappa
сталювится синонимом языка. Таким odpa-
зом, все в языке, даже морфология и зву-
ковой строй, расематривается как порож-
дение базиеа, которое изменяется и лик-
видируетея вместе с базисом, История язы-
Ka сводилась к смене «речевых  над-
строек».

Понятие «речевая надстройка» у Mappa
сближаетея © понятием духовной культу-
ры вообще. Самое возникновение звуковой
речи он связывал о развитием «надетроеч-
ной культуры». Вместе с тем Марр утвер-
ждал, что язык изменяется быстрее всех
IPYTHX категорий налетройки.
	Из понимания языка. как. надстройки.
	Вопросы языкознания в настоящее время   учный историзм необходимы, как воздух,
оказались в центре внимания широких кру-   каждёму советскому линтвиоту.
	Последователи Tak называемого «нового
	гов советской общественности. Свободная
	пискуссия на страницах «Правды» не толь-   учения о языке» исходили в своих линг-
ко потняла важнейшие проблемы совет-   вистических работах из немаркеистеких,
	ского языкознания, но и привлекла вви-
мание всего советекого народа к вопросам
теории и истории языка. В диекуесии при-
нял участие И. В. Сталин. Его гениаль-
ные работы «Относительно марксизма в
языкознании», «№ некоторым вопросам
языкознания» и «Ответ товарищам» по-
вернули советское языкознание на истин-
ный  маркоистекий путь исследования.
Они дали ясные, точные и глубокие от-
веты на самые важные и сложные во-
просы общего языкознания. Они положили
предел невероятной путанице в разреше-
нии основных вопросов теории языка, пу-
тажице, которая царила среди руководя-
ших языковедчееких кругов нашей страны
ий особенно среди учеников академика
Н. Я. Марра.

Работы И. В. Сталина не только разоб-
лачили антимаркеистекую сущность линт-
вистических взглядов Н. Я. Марра и его
последователей, но и произвели глубокий
переворот в советском языкознании. Они
вооружают советеких языковедов новыми
знаниями. нозыми открытиями в области
марксистского понимания исторических за-
кономерностей развития языка. В работах
И. В Сталина дана гениальная программа
развития маркеистокой. науки о языке.
	>
Работы И. В. Сталина учат, что глубо-
кое понимание существа марксизма, его
творческое использование, подлинный на-
я ААААЛАААААААААААААААААААААААААААААААААДАЯ
	«Московский KOMCOMONEL»
2 cTp. 16 сентября 1950 г.
	неправильных формул, выдавая их за мар-
ксистекие. В своей работе «Относительно
марксизма в языкознании» товарищ Сталин
дал такую оценку методологии Марра:

«Н. Я. Марр внес в языкознание непра-
Бильную, немаркеистекую формулу наючет
языка, как надотройки, и запутал себя, 32.
путал языкознание. Невозможно на базе
неправильной формулы развивать совет-
ское языкознание.

Н. Я. Марр внес в языкознание другую,
тоже неправильную и немарксистокую  фор-
мулу насчет «класеовоети» языка м запу-
	TA себя. запутал языкознание. Невозмюж-
	HO Ha базе неправильной формулы, проти-
воречащей всему ходу истории народов и
языков, развивать советекое языкознание»
(И. Сталин. Маркемем и вопросы языко-
знания. Госполитизлат, 1950, стр. 33. В
цальнейшем ссылки в статье даютея на
это издание).

Оеновным пороком’ советского языкозна--
ния было неправильное,  немарксистское
понимание общественной природы языка,
смешение языка © надетройкой, отсутствие
ACHOTO представления © специфических
особенностях языка в ряду других общеет-
ванных явлений. Искажению правильного,
маркеистекого взгляда на, язык сильно ©о-
действовало раснространивнееся в совет-
ском языкознании под влиянием теории
Марра отнопение к языку как к идеоло-
гии. Язык как материальная оболочка
мышления отождествлялея с самим мыш-
лением.

Хотя У классиков маркеизма-ленинизма
язык нигле не упоминаеля в ряду  над-
строечных категорий, в советском языко-