КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Письма наших
‘читателей
	ЭНТУЗИАСТЫ СВОЕГО .
ДЕЛА
	В Сталинском районе, на Средне-Перто-
майской улице, в доме № 19, недавно от
крыта массовая библиотека № 106, hire
бгиотека хорошо ‘укомплектована MO.THTH-
ческой и художественной литературой:
Фонды ве систематически пополняются.
каждым днем увеличивается число чита-
телей: библиотеки. Сюда приходят рабочие,
домохозяйки, учащиеся, школьники, и все
они получают нужную книгу, точную
справку, чуткий совет от заведующей би-
блиотекой” Т. `Хвесюв’ ‘от’ библиотекаря
Т. Васиной.

Помимо основной работы, эти энтузиаст-
ки организовали книгоношение по домам,
в пределах своего участка. Регулярно, раз
в декаду, тов. Васина обходит квартиры
читателей-—инвалилов Отечественной вой-
ны, домохозяек, пенсионеров и других.

К числу обслуживаемых на дому при-
надлежу и я, инвалид Отечественной вой-
ны. Заведующая библиотекой тов. Хвееюк
по своей собственной инициативе нашла
мою квартиру, записала меня в чиело сво-
их читателей.

Я очень блатодарен работникам библио-
теки за внимательное и чуткое отношение
ко мне как к читателю. Но я не искл-
чение. Таких читателей ча дому—много.

Сейчас библиотека развернула болыную
агитационно-масеовую работу по подготов-
‘хе к выборам в местные Советы. Она 9б-
служивает литературой ближайший изби-
рательный участок, уетраивает книжные
выставки, делает подборки статей с аги-
тационно-пропатандистским материалом пля
агитаторов и избирателей, лекции, -массо-
вые читки И т. Д.

Благородное и нужное дело творят на-
иги библиотечные работники, скромные ©9-
ветские женщины-патриотки тт. Хвесюк
	и Васина.
И ШАМОВ.
	ПОЧЕМУ НЕ ИЗДАЮТСЯ
КАРМАННЫЕ АТЛАСЫ? .
	Ло Великой Отечественной войны Глав-
ное управление геодезии и картографии
при Совете Министров СССР издавало кар-
манные атласы мира и СССР. Эти атласы
получили высокую оценку советского чи-
тателя. Г

В сожалению, теперь выпуск этих ат-
ласов не производится, а советский чита-
тель испытывает большую нужду в изда-
нии. подобного типа. .

Не пора ли возобновить издание кар-
манных атласов, так необходимых массо-
вому сопетокому читателю?

А ЛИПМАН.
	——— -—---—
По следам выступлений
«Московскозо комсомольца»
	«Чем занят тов. Полещук?»
	Так называлось напечатанное B Ne 137
нашей газеты коллективное письмо комсо-
мольцев Дома звукозаписи о недобросо-
вёбтном стношении к своим обязанностям.
инструктора ДСО «Большевик» тов. По-
лецук.

Прелседатель Мссковского областного
совета ДСО «Большевик» тов. В. Бирю-
ков сообщил редакции, что тов. Полещук
уволен с работы.
	«Зима не за горами»
	Исполняющий обязанности — директора
Подольского механического завода имени
Калинина тов. Мурашов сообщает, что по
заметке под таким заголовком, напечатан-
ной в № 157 нашей газеты, заводоуправле-
нием приняты следующие меры:

В общежитиях №№ 12 и 13 заканчивает-
ся ремонт полов и кровли. Освобождено и
отремонтировано помещение красного угол:
ка при общежитии № 13. Красный уголок
снова работает.
	Для стирки белья выделено специально
оборудованное помещение.
	ИЕ ФАКТЫ
	оноеть”“”.
	Из-за тяжелого материального положе?
ния и` недостатка школьных   зданий мил
‘ионы детей не могут получить образова“

ee ху OTe OCU KOE
	738473320. 2 a
НИЯ. В^ 1948/49 ‘учебном году вне
ИЯ В 1 9’ плионов детей.
	осталось \ кол: 9. sO
В то время как правительство США

расхолует на’ подготовку новой ‘войны бо“
лее  701 пройентов ‘своего бюджета, на
нужды просвещения идет менее одного про“

Число недоучившихся и неграмотных
НЫ Ч   № Ай а
	ПАС A FO ae ee
стков в США огромно. В этой «ци-
коло 20 миллионов

О ованный» стране о
	неграмотных.
о получить образование

Особенно ТРУДНО,
Американские правящие

в США неграм.
В 9 о политику  диекриминации
	Kpyfi проводят ve ee annaHHA. P
негров и в области образования: Расходы
на обучение каждого белого школьника в’

ро ба аж. нога.
	а Е и
три раза выше затрат на ребзнка-негра,
негр-учитель получает менее половины 3а;
аботной ‘платы белого учителя.
`Ежедневно, ежечасно, ежеминутно созна-
ние американской молодежи отравляется
пошлой и развращающей литературой, де-

тективными кинофильмами,» радиопередача-
в Ф_ о а РК баа
	текти ee о 3 И
ми,   восхваляющими  «американский образ

жизни», «американский образ мыслей» и

T. A.
т 2 ли‘ ‘носяшей‘ название
	Нотови пигералур а: eg а.
«комикс», прививают американской молоде-
жи нравы тангстеризмя, толкают молодых
людей на путь преступлений. Пагубное
влияние этой литературы уже сказывается.
Преступность среди малолетних с каждым
годом растет. 1949 году было зареги»
стрировано более миллиона крупных през
ступлений, среди которых многие были со-
вершены малолетними,

13-летний мальчик Говард Ланг приго-
ворен к 22 годам каторжных работ за
зверское убийство своего 7-летнего товарн-
ша Лонни Феллина. Защитник Говарда
пред`явил суду 26 книжек, которые Говард
читал незадолго до убийства. Ребенок сде-
лался жертвой ‘американских нравов и
приговорен к длительному тюремному за-
ключёнию, а издатели «комикс» остались
безнаказанными. Такие случаи не единич-
ны.
Пагубное влияние на американскую мо-
лодежь оказывают кино и радио. Около
70 процентов выпускаемых на экран филь-

ep aewar raur.
	MOB рассказывают о приключениях ганг-
стеров, бандитов, сыщиков, проституток

“utr. fi. Е”
	Всей этой низкопробной стряпне проти-
востоят произведения прогрессивных писа-
телей, публицистов, драматургов, которые
разоблачают убожество «американского об-
раза жизни», правдиво отображают амери-
канскую действительность.

Американские империалисты раздувают
военную истерию, стремятся привить мо-
лодежи дух имперналистической агрессии,
Они внушают американцам мысль о неиз-
бежности войны © СССР, твердят о пре
восходстве американской нации над други-
ми нациями, о незыблемости империзлиз-
маи т д.

В основе идеологической обработки аме-
риканской армии лежит задача подгото-
вить солдат к войне с Советским ‘Союзом.
Дружественно настроенных K CCCP и
странаМ народной демократии солдат н
офицеров удлляют из армии.

Однако, несмотря на террор и. преслело-
вания, прогрессивные силы США изо дня
в день растут и крепнут. Активное уча.
стие в борьбе принимает и американская
молодежь. Сотни тысяч юношей и деву
шек поднимают свой голос в защиту мира
и демократии, против’ агрессивной поли-
тики американского правительства,  дей-
ствующего по указке магнатов Уолл-стри+
та. Создаются новые прогрессивные моло*
дежные организации, с каждым днем все
шире развертывают они свою работу. Та-
кие организации, как «Прогрессивная мо-
лодежь Америки», «Лига рабочей молоде-
жи», «Национальная студенческая ассоциа-
ция» активно борются против  политиче“
ского, гнета и экономического закабаления
молодых американцев,

Прогрессивная молодежь США решитель:
но осуждает планы поджигателей войны,
Свыше 400 учащихся нью-йоркского кол»
леджа Куинс провели демонстрацию про
теста против подписания Северо-Атлантичее
ского пакта.

Знаменем прогрессивного движения Mie
лодежи в США стали идеи борьбы 3a Ae
мократический и длительный мир, за уста-
новление сотрудничества и дружбы с Со.
ветским Союзом и странами народной де.
мократии.

Б. Вронский написал хорошую и нуж-
ную книгу. Она отвечает на многие вопро
сы, интересующие нашего молодого чита-
теля. Книга «Порабощенная’ юность» —
вклад в дело борьбы за мир во всем мире,
				„порабощенная
	Вышедшая недавно из печати книга
«Порабощенная юность» ‘рассказывает о
тяжелой и безотрадной жизни американ-
ской. молодежи, о её’ борьбе за-мир и дё*
мократию.

Уже с первых ее страниц глядит на нас
уродливое ‘лицо пресловутой американской
«демократии». Перед ‘нами не лубочные
картинки их журнала «Америка», &. Аме-
рика — ‘страна чудовищных” социальных
контрастов, политического бесправия наро-
да, страна продажного правосудия, ‚рас
тленной*и ‘загнивающей ‘культуры, с’ ее
пропагандой так называемого «американ-
ского образа жизни».

Жизнь молодежи США показана в книге
на фоне широкого полотна американской
действительности...   :

В тяжелых условиях живут здесь моло-
дые рабочие. Предприниматели подвергают
их чудовищной эксплуатации, На заводах
Форда быстро разрушается” здоровье моло-
дых рабочих, которых заставляют брать
непосильно стремительный темп в труде.
Рабочие. скотобойной компании «Армур» в
Чикаго, обслуживающие” конвейёр, ‘по’ два
часа не имеют возможности опустить” ружи.
Такой труд убивает своей напряженностью
и однообразием. г

— Я горняк, я молод, — заявил на с’ез-
де прогрессивной партии в 1948 году Арги
О’Нейл, — но на’ шахтах люди недолго
бывают молодыми... Молодой человек сьо-
ро ‘становится стариком.

В США широко используется детский
труд. Более 2 миллионов детей занято в

аа
	ff wo” к

промышленности и сельском хозяйстве.

Безрадостна жизнь фермерской  молоде-
жи США. Большинство молодых фермеров
живет в условиях нищеты и крайнего бес-
культурья. Средний доход боль:нинства
мелких фермеров составляет 270 долларов
в год, при прожиточном минимуме в 4 ты-
сячи долларов.

В настоящее время в США более 6 мил-
лионов полностью безработных и свыше 10
миллионов полубезработных. Примерно 50
процентов безработных составляет моло-
дежь в возрасте от 18 до 25 лет.

Безработица калечит жизнь юношей и
девушек, толкает их на путь престумлений.
Молодой безработный американец из Co-
мервилла говорит:

«Мы собираемся на углу улицы и вы^
сматриваем, как бы заработать пару дол-
ларов. Многие из тех способов, которыми
мы это делаем, далеко не честные. Но ре-
бятам приходится туго».

Трагична судьба негритянской молодежи
в США, живущей в обстановке погромов
и судов Линча. Фашистские банды сжига-
ют, взрывают дома негров, находящиеся не
в негритянских кварталах. Так, в Фила-
дельфии банда белых погромшиков взорва-
ла дом негра Дэвиса. Молодой негр Снайпс,
ветеран войны, был убит 3a TO, чтс
принял участие в выборах. Политика ра-
совой дискриминации распространяется и на
индейцев, мексиканцев, китайцев и дру-
гие национальности.

В тяжелом положении оказываются мо-
лодые люди, ‚ окончившие высшие учебные
заведения. Молодые врачи, инженеры, учи-
теля, юристы не ‘могут получить никакой
работы, не говоря уже о работе по специ-
альности.   .

Чтобы заработать несколько центов, без-
работные скульпторы лепят из глины Ффи-
гурки «знаменитостей» и продают их, Ху-
дожники рисуют на тротуарах «картины»
в ожиданий, когда кто-либо из прохожих
что-нибудь подаст.

Правящие круги США пытаются полити-
ческим контролем над мыслями и поступ-
ками молодых американцев помешать раз-
витию прогрессивных идей. Комиссия по
проверке лойяльности задает молодым лю-
	дям такие вопросы: «Смотрите ли вы рус-
	ские кинофильмы?», «Слушаете ли москов-
ское радио?», «Имеете ли пластинки, на-
петые Робсоном?» и т. д.

Молодых американцев, принимающих
участие в прогрессивном движении, амери:
канские империалисты жестоко преследуют,
исключают из школ и университетов, вы-
брасывают из предприятий, сажают в тюрь-
мы. Студент Сиракузского университета
Ирвинг Фейнер за выступление на улич-
ном митинге был арестован и обвинен в
попытке вызвать «беспорядки». Вскоре он
был исключен и из университета. В то же
время реакционеры, выступающие против
прогрессивного движения, пользуются пол-
ной безнаказанностью: группа  студентов-
реакционеров Дартмутского колледжа уби-
ла активного прогресеивного деятеля Рай-
монда Чиротта и... была оправдана ‹де-
мократическим» судом США.
	* Б. Вронский «Порабощенная юность».
Издательство «Молодая гвардия», 1950 г.,
стр. 184, тираж 50.000 экз. Цена 4 руб.
	В селении Федотово 90 дворов. эдешние
колхозники состоят в одной из крупных
сельхозартелей  Орехово-Зуевского  райо-
на — об’единенном колхозе имени
Сталина.

В темные царские времена в Федотове
было всего два-три грамотея, которые и
читать-то могли только по складам. Те-
перь на каждый двор этой деревни прихо-
дится по два человека, получивших сред-
нее и высшее образование после Октябрь-
ской революции.

Учителя, агрономы, инженеры, машини-
сеты, шоферы, врачи, электрики, железно-
хорожные и строительные техники, тракто-
	ристы, торфмейстеры,. мастера ткацкото и
	прядильного дела, бухгалтеры,  медицин-
ские сестры — вот далеко неполный пе-
речень профессий, которыми овладели в
голы советской власти дети федотовеких
крестьян. Это новые люди, воспитанные
коммунистической партией. Они работают
сейчас в разных городах и селениях Co-
ветского Союза, отдавая свои силы изна-
ния на укренление любимой Родины.
	Foe at

А. Костина работает учительницей,

Е. Данилова — агрономом, И. Волков —
инженером. Е. Сиротина -— врачом...
	—- И таких людей у нас немало, —
рассказывает молодым избирателям  ста-
рый колхознив Иван Иванович Шмелев.
Для вас, молодежи, открыты все дороги в
Жизни.

_— Федотовекому крестьянину Василию
Егоровичу Дурасову, — продолжает Иван
Иванович, — работавшему у орехово-зуев-
ского фабриканта Викулы Морозова,  уда-
лось в 1907 году окончить педагогические
курсы п получить звание учителя.

_— Велика была радость его, ~~ pac-
сказывает тов. Шмелев, но, как показали
дальнейшие события, — недолгая. Куда
ни обращался Дурасов © просьбой о рабо-
те, везде отказывали. Посмотрят на ат-

тестат, увидят — рабочий, да к тому же
выходец из крестьян, и с презрением г9-
BOpAT:

— Таких в учителя не берем.

Tak было прежде. Вакая неизмеримая
пропасть лежит между этим печальным
прошлым и нынешней кипучей советской
действительностью!

’ Tae на живых конкретных примерах
рассказывают агитаторы о преимуществах
сопизлистической системы перед капита-
	листической.
: А. АРХАРОВ.

Орехово-Зуевский район.
	С туденты-
atumamopol
	С первых дней подготовки к ‘выборам
в местные Советы депутатов трудящихся
студенты Московского . автомеханического
института горячо и активно взялись за
атитационно-массовую работу среди насе-
ления.

° Более 30 бесед провела с избирателями
только одна комсомольская агитбригада,
руководимая студентом тов. Элькиным.
Веседы были посвящены величию нашей
Родины, свободно строящей новую жизнь,
нашим замечательным победам, достигну-
тым под руководством коммунистической
партии.

< C глубоким волнением слушают изби-
ратели ‘рассказы агитаторов о. нерспекти-
вах строительства светлого будущего. 0е9-
бой популярностью пользуются беседы ©
великих стройках коммунизма.

В агитнункте 33-ro избирательного
участка всегла оживленно и многолюдно.
Чаще других можно встретить среди изби-
рателей студентов Фатеева. Круглова, Рос-
лавцева. Рыбина, Воронкову, Негримов-
скую и других. Это лучшие ‘агитаторы
автомеханического института.

Много разнообразных ‘мероприятий (бе-
седы. лекции. доклады, концерты художе-
ственной самодеятельности) проводится в
агитпункте с помощью и при участии сту-
пентов. По инициативе комсомольцев каж-
дую пятницу здесь организуются вечера
для молодых исбирателей.

‚ Один из таких вечеров был посвящен
теме «Мололежь в борьбе за мир». С 10-
	кладом выступил рН 3 Ny HH
	_ Большую работу среди избирателей ведет агитколлектив 1-го избирательного
участка Щербаковского избирательного округа столицы. 140 агитаторов — рабочие
и служащие. Центральной телефонной  станции — регулярно проводят с избирате-

Зее АЕ Ай, зама
	„организуют лекции и читки газет.
1-го избирательного участка К. Усачева
	Фото В. ГРАЧЕВА
	В Г т Ве

ЛЯМмиИ беселы о, кандидатах в депутаты, . организуют лекции
	НИМКЕ: заведующая агитпунктом
	проводит инструктивную беседу с группой молодых агитаторов,

САУ >.
	После первых занятий
в политкружках
	Наши юноши и девушки проявляют ©г-
ромный интересе к глубокому изучению
жизни и революционной деятельности ве-
ликих вождей трудового народа Владимира
Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича
Сталина.

Усилилась тяга молодежи к политичес-
кой учебе. Достаточно сказать, что в ны-
нешнем учебном году Y Hac B городе в03-
дано 94 комсомольских политкружка, —
на 19 больше, чем в прошлом. В них за-
нимаются более полутора тысяч  комсо-
мольцев и молодежи.

Многие первичные комсомольские орга-
нигапии, готовясь в новому учебному году
в политеети, проделали немалую работу.
{06 этом говорят факты. Ели на шахте
№ 5 в нрошлом году было охвачено уче-
бой только 52 человека, то теперь здесь
вовлечено в политкружки в два pasa
больше. Это — результат большой рабо-
ты, проделанной  комсомольским активом
во главе с секоетарем первичной ортани-
	зации тов. Бойцовой.
	Почти влвое выросло число слушателей
	в политкружках шахт №№ 10 п 11, а
также на Узловеком кирпичном заводе.
С уверенностью можно сказать, что
	этот учебный год началея более организо-
ванно, чем предыдущий.

Комитеты ‘комсомола серьезнее подош-
ти к подбору кадров — пропагандистов.
Большую помощь в этом оказали нам. пар-
тийные организации. Сейчас из общего
количества 94 пропатандиетов  полит-
школ и кружков 76 — члены и кан-
дидаты партии. Многие руководители име-
ют уже немалый практический опыт.

В хорошо оборудованном красном угол-
ке шахты № 10 точно в назначенное вре-
мя собираются все влушатели начального
политкружка. Занятия Здебь проводит ком-
мунист Фролов, который очень тщательно
готовится Е разбору каждой темы. Не бы-
ло случая, чтобы он пришел на занятия
плохо подготовленным. Слушатели кружка
обеспечены учебными пособиями, тетра-
дями лля записей. Пропагандист Фролов
широко использует разнообразный. допол-
нительный материал. Занятия проходят
живо и интересно, при большой активно-
сти слушателей.

На высоком идейно-теоретическом уров-
не проходят занятия начальных  полит-
кружков в вагонном депо. (пропагандист
Дорофеев), на шахте № 5 (пропагандист
Куликов) и некоторых других. Требова-
тельно относится к себе и своим слушате-
лям руководитель кружка по изучению
«Краткого курса истории ВВП(б)» ком-
ссмолец Полежаев,

Олнако было бы неправильным утверж-
	дать, что во всех ортанизациях учебный
TOL в сети политического просвещения
начался удовлетворительно. Некоторые во-
митеты комбомола упустили имевшееся в
их распоряжении время, плохо, формально
руководили подготовкой к занятиям,

Так, в комсомольской организации Ду-
бовского управления ‘новошахтного строи-
тельства в политкружках не только нет
ни одного слушателя из числа молодежи,
HO даже и не все члены ВЛЕСМ учатся.
Но секретаря комсомольской организации
тов. Жилина это не особенно беспокоит.
Он считает такое положение нормальным...

Секретарь комсомольской организации
Узловского стройуправления № 6 Дорофе-
ев отнесся к комплектованию политкруж-
ков формально: в свое время активисты
в личных беседах не определили формы
учебы комсомольцев, и комплектование
было проведено путем механического 38-
несения в списки кружков. Все это, есте-
ственно, привело к плачевным результатам
—- первые занятия сорвались из-за неяв-
ки слушателей, многие из которых He
пришли, так как не знали даже, когда и
гле будут проводиться занятия.
	На заводе шахтного оборудования про-
пагандист политшколы тов. Родин за не-
сколько дней до начала учебного года
ушел в отпуск. Комитет комсомола и ето
секретарь тов. Фураев не сумели во-время:
подобрать другого руководителя, и занятие
также было сорвано.

Не позаботилея 06 обеспечении слуша--
телей ПоЛиИТЕружков своей организации
учебными и наглядными пособиями секре-
тарь комитета комсомола шахты № 43
Глотов. А ведь это дело далеко He T0-
следней важности!

На ‘бюро Узловского ГК ВЛКСМ в овтяб-1
pe был обсужден вопрос © том, как прово-
лились Первые занятия в системе комео-
мольского политпросвещения. В принятом
постановлении намечены конкретные ме-
роприятия, с помощью которых, без- сом-
нения, удастся в ближайшее время устра-
нить имеющиеся серьезные. недочеты в ор-
ганизации политической учебы комеомюль-
цев и молодежи нашего города.

Повседневно и внимательно контролиро-
вать работу политкружков и. пелититкол,
вдумчиво растить и воспитывать кадры
пропагандистов, добиваться неуклонного
улучшения качества ихейно-политической
учебы молодежи — вот важнейшая зада-
ча, которая стоит сейчас перед  горкомом
ВЛЕСМ и первичными комеомольскими ©р-
	ганизациями.
И. БАЗАЕВ,
	секретарь Узловского ГК ВЛКСМ.
		рии, давал конкретные указания © ее 006-
вом применении.

После победоносного завершения  граж-
данской войны советские зртиллеристы
вместе с воинами других родов, войек бди-
тельно охраняли мирный созилательный
	трух нашего народа, усиленно совершенет-
	вовали свои политические знания и 00е-
вую выучку.

В тоды сталинских пятилеток в нашей
стране была создана мощная материальная
база, способная обеспечить советские
вооруженные силы всеми видами оружия,
боевой техники и снабжения. Превраще-
ние нашей страны в могучую индуетри-
альную державу обеспечило и быстрое
развитие советской артиллерии. Она была
оснащена первоклассными орудиями и ми-
нометами всевозможных калибров, a Tak-
же современными точными приборами.
	Все развитие советской артиллерии на-
правлял товарищ Сталин. Он рассматри-
вал проекты и образцы артиллерийского
вооружения, участвовал в обсуждении ре-
зультатов испытаний орудий. ставил ва-
дачи перед конструкторами артиллерий-
ских систем. Предвидя выдающуюся роль
артиллерии в современной войне, товарищ
Сталин отводил ей большое место в дости-
жении успеха на поле боя. «Я хотел бы,
— говорил он в 1937 году, — чтобы на-
ша артиллерия показала, что она является
первокласеной».

Это сталинское Указание было  полно-
стью выполнено. В началу Великой Отече-
ственной войны советская артиллерия по
своим качествам превосходила артиллерию
любой другой страны. Она имела на воору-
жении замечательные орудия, располатала
хорошо обученными кадрами, беспредельно
преданными социалистической Родине. дез
лу партии Ленина Сталина.

С первых дней Отечественной войны с0-
ветская артиллерия стала костяком 060ро-
ны наших войск, своим сокрушительзым
огнем наносила врагу огромные потери,
уничтожала: его танки. Только на одном
Шзуляйском направлении за три дня боев
в июне 1941 года советские артиллеристы
уничтожили до 300 вражеских танков.
Наша артиллерия. как отмечал товарищ
Сталин. была той силой. которая помогла
Ёрасной Армии остановить продвижение
	врага у подступов Ленинграда и Москвы.

В боях под Сталингралом гитлеровекие
войска потеряли более 1500 танков, из
которых большинетво уничтожили наши
артиллеристы. Более тысячи вражеских
танков и самоходных орудий уничтожила
советская ‘артиллерия в сражении Ha Кур-
ской дуге. Уже на втором году войны гит-
леровцы были вынуждены снять с воору-.
жения все типы танков, с которыми они.
победоносно прошли по всей Западной
Espotie,

Е концу третьего года войны гитлеров-
ская армия потеряла на наших фронтах
более 70.000 танков. Советской  артилле-
рии принадлежала решающая роль в до-
стижении этого успеха наших войск.

В борьбе с вражеской авиацией исклю-
чительную роль сыграла наша зенитная
артиллерия. Оснащенная великолепной бое-
вой техникой, она нанесла огромный урон
вражеской авиации. Только в 1941 году
зенитчики, защищавиие Москву, сбили
‘около 300 гитлеровских самолетов. В го-
ды Отечественной войны наша зенитная
артиллерия уничтожила тысячи вражеских
самолетов.

В ходе войны советская артиллерия бла-
годаря самоотверженному труду нашего
народа получала все новые и новые виды
вооружения. Известно, например, какой
грозой лля гитлеровцев были наши реак-
тивные минометы.

Борьба < танками и авиацией врага яв-
лялась лишь частью той большой задачи,
которую выполняла советская артиллерия:

Сыграв выдающуюся роль в обороне
Ленинграда, Москвы, Одессы. Севастополя,
Сталинграда и других городов, сталинская
артиллерия. приобрела еще большее значе-
ние в наступательных операциях Совет-
ской Армии.

Каждое наступление советских войск
неизменно начиналось под гром артилле-
рийской канонады. Массирование артилле-
рии на главных направлениях достигало
небывалых размеров. Искусство советских
артиллеристов все более и более совершен-
ствовалось. .

Могущество советской артиллерии 069-
бенно ярко впервые было продемонстриро-
вано под Сталинградом при переходе на-
гих войск в контрнаступление. Только 19
ноября 1942 года артиллерией лишь одно-
	солдат, сержантов, офицеров и генералов
артиллерии награждены орденами и меда-
лями Советского Союза. Более 1600 Ге-
роев Советского Союза имеет в своих ря-
дах советская артиллерия,

После окончания Великой Отечественной
войны советские артиллеристы добились
серьезных успехов в совершенствовании
своих военных и политических знаний, Но
товари Сталин учит, что военное дело
непрерывно и быстро развивается, что на-
ша армия обязана не только поспевать 38
развитием военного дела, но и двигать его
вперед. Поэтому каждый артиллерист o69-
зан ревностно нести службу, учиться ©
полным напряжением сил, учиться, как
указывает товарищ Сталин, тому, что He-
обходимо на войне. ‘

Празднование Дня артиллерии проходит
в обстановке огромного трудового и поли-
тического под’ема в нашей стране. Совет-
ский народ в послевоенные голы добился
великих побед во всех областях хозяйт-
венного и культурного строительства, уве-
ренно идет к ‘коммунизму. C воолушевле
нием советские люди приступили к возве-
дению великих сталинских строек на Вол
ге. Днепре и в Средней Азии, призванных
преобразовать природу на огромиых терри-
ториях. Е

Широко развернувшаяся по всей стране
подготовка к выборам в местные Советы
депутатов трудящихся демонстрирует
несокрушимое морально-политическое
единство советского народа, его’ сплочен-
ность вокруг большевистской партии, воз
круг вождя и учителя трудящихея, вдох
новителя и организатора всех побед ком-
мунизма товариша Сталина,

етекий народ не соуневается. что в
случаю попыток врагов СССР посягнуть н8
мирный труд нашего народа и границы на-
шей Родины Советская Армия даст с
врушительный отпор нарушителям. мира.

Гордые доверием нарола.  воодушевлен»
ные его замечательными успехами на всех
участках кофмунистического строительст-
ва, советекие артиллеристы, как A BLO
воины ‘других. родов войск, настойчиво
крепят боевую готовность, мощь Советской
Армии — надежного оплота мира и 663
опасности советского народа.

’ Генерал-полковник артиллерии
Н. ФОМИН.
	го нашего фронта было уничтожено и по-
давлено до 160 вражеских батарей.

Классическая сталинская операция 10
окружению и уничтожению под Cra-
линградом огромной группировки  гитле-
ровеких войск характеризовалась  исклю-
чительным мастерством всех родов войск,
Советской Армии и особенно — танко-
вых соединений и артиллерии. Первый
день этой славной исторической опера-
ции -—— день 19 ноября стал «Днем ар-
тиллерии», ее праздником и праздником
всего советского народа.

После Сталинграда, ставшего закатом
гитлеровской армии, инициатива ведения
войны окончательно перешла в руки co-
ветского командования; Советская Армия
прошла < боями от берегов Волги до бере-
гов Шпрее и водрузила знамя победы над
Берлином. За это время нашими войсками
были проведены десятки блестящих насту-
пательных операций. Все они неизменно
сопровождались могучими ударами по вра-
гу, которые наносила советская артилле-
рия. «Своим сокрушающим огнем, — ука-
зывал товарищ Сталин, — артиллерия
успешно расчищала путь пехоте и танкам
в величайших сражениях Отечественной
войны, в результате чего враг оказался
изгнанным из пределов нашей Родины».

С капитуляцией фашистской Термании
наша артиллерия вместе ©0 всеми  совет-
скими вооруженными силами закончила
свою боевую работу на Западе. А через
три месяца советские орудия громили вой-
ска империалистической Японии. Пройдя
более 1000 километров через хребты Боль-
шого Хингана и поля Маньчжурии, наши
артиллеристы достигли Порт-Артура. ‘

Мужество и отвага советских ‘артиллери-
CTOB, AX уменье  мастероки использовать
грозное ‘артиллерийское вооружение. высоко
оценены товарищем Сталиным. «Всем из-
вестно, — указывал товарищ Сталин, —
что советевая артиллерия добилась полного
господства на поле боя над артиллерией
врага, что в многочисленных боях с врагом
советские артиллеристы и минометчики
покрыли себя неувялаемой славой исклю-
чительного ° мужества и героизма, а
командиры и начальники показали высокое
искусство управления огнем».

(Советское правительство высоко оцени-
ло боевые заслуги артиллеристов, Тысячи
	\огучая советская
артиллерия
	` Советокая Армия, созданная и воспи-
танная партией Ленина Сталина, прошла
славный боевой путь и является перво-
классной армией нашего времени. Она 0б-
ладает современным, лучшим в мире воору-
жением, опытнейшим командным составом,
высокими морально-боевыми качествами.
	В составе советоких вооруженных сил
непрерывно развивались и развиваются все
ролы наземных войск. авиация и военно-
морской Флот. В этом содружестве родов
войск артиллерия по могуществу своего
огня занимает выдающееся место. Она яв-
ляется главной отневой ударной силой
Советской Армии.

Артиллерия как род войск имеет мно-
товековую историю. Страной передовой
артиллерийской культуры на протяжении
многих столетий является Россия. Еще в
XIV веке искусные русские мастера изго-
товляли орудия. превосходившие по своим
качествам орудия армий зарубежных
стран. В России в начале ХУП века была
созлана пищаль © нарезами и клиновым
затвором, по идее очень близкая к совре-
менным орудиям. Следовательно, изобрете-
ние нарезных ‘орудий.  сделавшее целый
переворот в артиллерии, принадлежит рус-
ским мастерам. & не иностранцам. Особен-
ное развитие русская артиллерия получила
при Петре Г. Артиллерия русской армии в
тот период была наиболее мощной в Евро-
пе.

Известна выдающаяся роль русской ар-
тиллерии в суворовских сражениях и по-
ходах. в битвах Отечественной войны
1812 года. при героической обороне Сева-
стополя в 1854—1855 гг. Русские артил-
леристы неизменно наносили противнику
УУУТУУУУУУТУУУУТТУУУУУУУУТУТ УТУ ТУТ УТ ТУ
	«МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»

ето 19 ноября 1950 г.
	жестокие поражения,  прославляли свои
знамена героизмом и доблестью.

Успешно развивалась русская артилле-
рия во второй половине прошлого века.
Изобретения и исследования русских уче-
ных-артиллеристов Н. В. Майевского, Н. А.
Забудского, А. В. Гадолина и многих дру-
гих явились ценнейшим вкладом в артил-
лерийскую науку. Русский изобретатель
В. (С. Барановекий создал первую в мире
скорострельную пушку.

В условиях царской России многие изо-
бретения талантливых русских ученых и
военачальников не всегда находили прак-
тическое применение. Отсталая промыш-
ленность царекой России, отданная на от-
куп иностранным капиталистам, косность
царских чиновников, прехлонявшихея пе-
ред иностранщиной, во многом тормозили
развитие артиллерии русской армии. Толь-
ко < победой Великой Октябрьской социа-
листической революции в нашей стране
были созданы все условия для развития
мощной артиллерии.

Ортанизаторы и руководители Советской
Армии В. И. Ленин и И. В. Сталин уделя-
ли исключительно болыное внимание ее
‘техническому оснащению и, в Частности,
созданию в составе. Советской Армин мощ-
ной артиллерии. Советская артиллерия,
созданная из отдельных батарей и дивизи-
онов, входивших в красногвардейские от-
ряды, к весне 1919 года; насчитывала уже
около 2000 орудий. Большевистская пар-
тия и советское правительство предприня-
ли решительные меры по подготовке
командных артиллерийских кадров, <по-
собных умело руководить войсками, воспи-
тывать подчиненных в Духе соблюдения
крепкой дисциплины, преданности социа-
листической Родине.

Товарищ Сталин, руководивший в Годы
гражданской войны всеми главнейшими
	боевыми операциями советских войск. по-
стоянно уделял много внимания артилле-