стоялась встреча представителей
	приятие. Знатные люди
бочие, ныне высококвали
инженер Григорий Васи!
		Коротков, рассказали
		Ур

` районе Москвы, на шоссе
кинулись корпуса Прожектор-
В заводском агитпункте со-
ставителей двух поколений
‹ кадровых производственни-
‚недавно пришедшей на пред-
(и завода, потомственные ра-
лифицированные специалисты
с`ильевич Кудряшов и стар-
тер Даниил Александрович
юношам и девушкам, впервые
ах, о прошлом и настоящем
временах, когда шоссе Энту-
`ъ Владимирской дорогой, по
армы гнали на каторгу и

‚аключенных.

см слушали молодые избира-
вые рассказы своих старших

хоре

товарищей, и перед их мысленным взором оживали
картины недоброго прошлого. На фоне этих картин
еще более яркими становились разительные пере-
мены, произошедшие в облике района и в жизни
трудящихся после Великой Октябрьской социали-
стической революции, за годы сталинских пятиле-
ток. На местах, где раньше были пустыри и свалки,
где ютились старые, покосившиеся домишки, вырос-
ли новые заводы--гиганты социалистической инду-
стрии, поднялись к небу красивые многоэтажные
здания.

Неузнаваемой стала жизнь людей на бывшей мо-
сковской окраине. О своем светлом, радостном на-
стоящем, о мечтах и планах на будущее рассказали
собравшимся прёдставители заводской молодежи
стахановцы Николай Шикунов и Юрий Красавин.

На этой странице мы публикуем выступления
участников встречи двух поколений избирателей.

ere ap

на анници чина ами ия чии нижние пищ анациоани чении нити ипи ни ции чении ним ненини

Иная жизнь, иные люди...
	ние, в котором с 1914 года помещалась
отинственная в районе школа. Ныне десят-
	ви школ. техникумы, вузы, научно-иселе- ®
	довательские институты выросли на MEC-
те пустырей. Многие тысячи юношей и
девушек получают среднее и высшее обра-
зование в своем же районе. У нас имеются
несколько школ фабрично-заводекого. обу-
чения и железнодорожное ремесленное учи-
лише, в которых подростки, решившие
стать квалифицированными рабочими, овла-
чевают мастерством строителей, инстру-
ментальщиков, железнодорожников. В рае-
поряжение молодежи предоставлены чесят-
ки библиотек, читален, клубов и JCMOB
культуры.

Трудящиеея нашего района пользуются
услутами нескольких прекрасно  0обогуло-
ванных больниц и поликлиник. На многих
предприятиях имеются свои Поликлиники
и амбулатории. Десятки миллионов  руб-
лей ежегодно расходуются на нужды на-
родного здравоохранения.

Многочисленные трамвайные и автобус-
ные линии связывают шоссе Энтузиастов
с центром города и с соседними районами.
Автобус ходит отсюда Е станции  уетро
«Измайловская». Тысячи легковых и гру-
зовых автомашин бесшумно курсируют по
улицам, где некогда ездили лишь одна из-
возчики.

За тридцать три года советской власти
неузнаваемо изменилась старая: Владимир-
ка, похорошела и помолодела наша древ-
HAS русская столица, иной стала жизнь
рабочего человека. У вас, молодых совет-
ских людей, светлая; счастливая Юность.

Великая преобразующая ‘сила нашей co-
ппалиетичеекой революции наглядно updo
	явилась в росте людей. В процеесе твер-
	ческого труда на наших предприятиях вы-
ковались новые, ’высококвалифицирован-
ные кадры. Особенно больших успехов л10-
бивается молодежь. Это легко проилаюстри:
ровать на примере нашего Прожекторчого
завода. Давно ли пришла на производство
воспитанница ремесленного училища, сле-
сарь-еборщик комсомолка Прасковья ГУ-
банкова, которую вы все знаете! За корот-
кий срок © помощью опытных кадровиков
она стала мастером сборки  генератотов,
награждена министром электропромышлен-
ности СССР значком отаичника и преми-
рована месячным окладом.
	Большим авторитетом нользуется в на-
шем коллективе слесарь-инструментальщик
комсомолец Сергей Молчанов, один из ©ио-
собнейших молодых изобретателей и рацио-
нализаторов. Недавно он сконструировал
оригинальный ° штамп, механизирующий
трудоемкий ручной проце — клеймение
бирок. Применение этого штампа позвозя-
ет увеличить произведительность труда В
десять раз. Отличной  стахановской рабо-
той завоевали всеобщее уважение молодые
токари Иван Тихонов, Зоя Минаева и мно-
гие другие ваши товариши.
	Мы, старшие, глядим на вас и радуем-
ся: Разве в дореволюционной России
могла молодежь так жить и так работать!
Сталинская Вонституция дала вам великие
права, открыла перед вами широкий путь
в будущее. По-отечески заботятся oO pat
советское правительство,  большевистская
партия, наш родной Сталин. Делами свои-
ми в труде и учебе оправдывайте эту за-
боту, бульте достойными сынами и лочерь-
ми своей социалистической Родины!
	НЕДАВНЕМ про-
щлом территория
нынешнего Валинин-
ского району была
покрыта лесом,  пу-
стырями ‘и. огоро-
дами. Их пересекала
‚ старая ‚Владимирская
дорога,  шедшая из
Москвы во Владимир.
Кроме деревни Ан-
оновки У Рогожекой заставы (ныне ва-
ава Ильича) на дороге не было почти
никаких поселений. Недалеко от города на-
чиналея густой лес, тянувшийся по ode
строны Владимноки на десятки верст.
Там, где сейчас раскинулся Измайловский
парк, еще в ХУШ веке был устроен за-
поведник, в котором разводили лосей и
оленей для царской охоты. С тех времен
сохранились названия: «Олений пруд»,
«Измайловский зверинец». Несколько вет-
KHX домишек ютилось поблизости.

Владимирский тракт представлял собой
узкую дорогу, мощенную булыжником, с
еревянными мостиками да полосатьми
зехтовыми столбами. По этому тракту
царские сатрапы гнали «по этапу» в Си-
бирь на каторгу и вечное поселение рево-
люционеров, закованных в кандалы.
	По дорожке большой, что на север идет,
‚ Что Владимирской древле зовется,
Цвет России илет, ’канлалами звенит,
	Й «Дубинушка» громко поется... —
оворилось в старой студенческой револю-
ционной песне. Кандальный звон, разда-
завшийся над Владимирской дорогой, гул-
KAM эхом разносилея по всей России, как
призыв к борьбе с самодержавным гнетом,
№ свободу и счастье народа. В память о
илюционерах, мужественных › борцах
прив царизма, Владимирский тракт
@ы1 перелменовалгь после Великого Октяб-
я в шоссе Энтузиастов.

Io революции наш район. был ‘sabpo-
Шенной, отсталой окраиной старой ку-
печеской Москвы. Лишь в конце ХХ века
иностранные акционеры и русские капи-
талиоты построили здесь несколько про-
умышленных предприятий. Были coopyae-
НЫ котельный завод Дангауэра и Кайзера,
литейный Николаева и другие предприя-
тия. Недалеко от них на территории вы-
нешнего Первомайского района появился
металлический завод Гужона (теперь «Серп
и молот»). Напротив возникли мастеревие,
товарная и пассажирская станции Ниже-
roporcnoli железной дороги (ныне Горьков-
ская).

Современного транспорта в ‘старой Моск-
Be He существовало. Единственным средст-
вои передвижения были извозчики. Но этот
транспорт был слишком дорогим для 0860-
чих. Поэтому каждый старался селиться
поближе к заводам. Постепенно вокруг вих
вырастали рабочие поселки. Маленькие де-
ревянные домишки с подслеповатыми OK-
нами образовывали пыльные и грязные
улицы. Ни мостовых, ни освещения на них
не было. Единственным видом «культур-
пых учреждений» являлись кабаки. По
субботам, когда кончалась тяжелая рабо-
чая неделя, труловой люд вином заливал
Здесь свое горе.

Жизнь проходила в беспросветной
нужде и невежестве. В дореволюционной
Росени рабочий человек не имел возможно-
ти ни учиться сам, ни учить своих
	Рассказ инженера Прожекторнозо завода Г ризгория Васильевича Кудряшова
	детей. Излишне говорить о том, что для
нас не существовало ни клубов, ни чита-
лен, ни библиотек. Вапиталистам невытед-
HO было обучать рабочих. Темных людей
было легче эксплоатировать, выжимать из
них соки. А платили им жалкие гроши.
	Великая Октябрьская социалистическая
революция навсегда освободила трудящих-
ся от невыносимого гнета капиталистов и
помещиков. За годы советекой властя не-
узнаваемо изменился облик нашего района.
Совсем иной— светлой, радостной и счает-
ливой стала наша жизнь. Другими стали
и сами люди, выращенные и воспитанные
великой партией Ленина — Сталина.
	В. КУДРЯШОВ
	За время первых сталинских пятилеток
на территории нашего района построены
десятки крупных социалистических пред-
приятий: заводы «Фрезер», «Компрессор»,
«Нефтегаз», Прожекторный, Электродный
и другие. Старые предприятия значитель-
но расиирены и снабжены новым 0бору-
дованием. Сооружены многоэтажные жилые
здания со всеми бытовыми  удобетва-
vu. В них проживают многие TbICA-
чи рабочих и служащих. Там, где преж-
де была старая Дантауэровка, ныне раеки-
нулся, поселок «Новые, дома»,  застроен-
ный красивыми, благоустроенными корпу-
‹ами. Широкие, асфальтированны?, пре-
красно освещенные проспекты пролёгаи на
месте узких и темных улиц. Быв-
шая -«унылая Владимирка», ныне 01069
Энтузиастов, превратилась в  первоклас-
сную магистраль; ставшую украшением
района. Вдоль нее строятся все новые до-
ма, разбиваются скверы и бульвары.

Шоссе еще не закончено реконетрукци-
ей. Оно пока, как здание в лесах, еще не
имеет вида. Когда закончатся дорожные
работы, перед нашими глазами откроется
один из лучших проспектов новой Москвы.

В Дангауэровском поселке сохранилось
еще старое деревянное двухэтажное  зда-
	Так выглядит сейчас бывшая Владимирка, ныне иоссе Энтузиастов.
	ОРОГИЕ дети мои!
Не обижайтесь, что
называю вас так, —
ведь многим из вас
только недавно ‘ис-
полнилось восемнал-
пать лет, а мне
уже восьмой десяток.
Смотрю я на вас. и
душа радуется. Жи-
вете вы в столице
могучего Советского Союз» — в славной
Москве, в молодом районе, который день
ото дня, год от года становится лучше и
краше. Солнцем Сталинской Конституции
озарена ваша юность, для вас открыты
все пути и дороги —— работай, учись, ра-
eral. ,

о Иными были мое детство и  юноеь,
‘иными были 50—60 лет назад и Москва и
‘тот район. гле мы © вами живем и. ра-

ботаем. Не было широкого асфальтирован-.
	ного п0есе Энтузиастов — была cTapad
Влалимирка — дорога в колдобинах и
ухабах. Не было многоэтажных, благоуст-
роенных жилых домов, заводов и фабрик,
магазинов и скверов, лишь отремные пу-
стыри тянулись По сторонам грязной до-
роги да изредка попадались маленькие
домики...

Я помню Москву с 1890 года. Пыль-
ная, грязная, < городовыми у прусутт-
венных мест, керосиновыми фонарями и
тумбами на’ улицах, водоразборными бае-
сейнами на площадях, изрозчиками и л0-
мовиками, многочисленными церквями,
Москва конца прошлого века совсем пе
похожа на ту, которую мы видим сегод-
ня. И теперь, когда я проезжаю по Mo-
окве, хожу по широким тротуарам, рабо-
таю в <светлых, просторных ‘помещениях
нашего завода, посешлю клуб, мне кажет-
ся. что перзые более чем 30 лет моей
жизни прошли вовсе не в этих местах, а
где-то совсем в пругом городе, в чужих
далеких краях.

Родился я в бедной крестьянской семье
в одной из Полмосковных деревень. Петей
в семье было много, хлеба нехватало, оле-
ты мы были кое-как. Учился я в сель-
ской приходской школе. Учили нас очень
немногому. Олнажды наш учитель стал
нам преподавать десятичные и простые
лроби. 06 этом стало известно помещику
князю Голицыну. Он страшно возмутил-
ся. заявил. что <«летям мужиков — дроби
	изучать не нужно», и приказал прекра-
			Рассказ старшезо контрольнозо мастера ОТК Прожекторнозо завода
	Даниила Александровича Короткова
	 всех нае отец не мог. Вак ни тяжело вы-
ло родителям, они все-таки были вынуж-
лены отправить меня в Москву, «в люди».

Вам, советской молодежи, известно
только по книгам, что такое «пойти в
люди». А нам, нашему поколению, при-
шлось пройти эту тяжелую школу, прежде
чем получить хотя бы какую-нибудь про-
фессию.

Tax c 11 лет и началась моя труловая
жизнь. Меня определили к хозяину учени-
ком на 4 гола. Никаких Tener мне не
		платили, предоставлялиеь ЛИШЬ Только
хозяйские харчи и жилье.

Как же проходило мое «ученье»? Наш
рабочий день начинался в 5 Часов утра
и заканчивался в 11 часов вечера. Ae-
журный мальчик’ холжен был вставать в
4 часа утра. Вдвоем © другим мальчиком
мы ходили на бассейн с Э-ведлерным
ушатом и несли его с водой в мастерекую
на плечах на палке. Целый день были на
ногах. То принеси, то подай, то сбегай
в лавку за табаком мастерам. Питались
мы кое-как тут же в мастерской, здесь
же и спали на нарах:

Под нарами стояли ведро с помоями и
железный ящик для угля. Уголь мы но-
	CHIN сами в КУулях и высыпали в ящик,
черная угольная пыль попадала на наши
	Трудным было мое «ученье», HO
легче и не радостней была и работа на
капиталистических фабриках и Заволах.
На ткацких фабриках Балашова, Romapo-
ва, Хлудова, Цинделя подростки работали
по 14 часов и больше, а взрослые рабо-
чие — п 16—18 часов.

На фабриках было пыльно и грязно, об
охране труда рабочих хозяева не заботи-
лись, и если рабочий получал на произ-
волстве увечье, ето безжалостно выбтакы-
	вали Ha улицу...
	Нални так называемые «общежития»
помещались там же, на фабриках. Гряз-
ное, заплеранное помещение, нары, ‘на &0-
торых вповалку спали рабочие, — вот что
представляло из себя наше жильье.

Чем мы мотли заняться, кула пойти в
свободное время? Церковь и кабаЕ — вот
единственные «развлечения», которые бы-
ли доступны рабочему человеку. А
кабаков в старой Москве было великое
множество. особенно возле мастерских Н
фабрик. Много появилось их и на старой
Влалимирке после того, как иностранцы
Tyson n Дантауэр построяли здесь свои
заводы и рядом с ними выросли рабочие
слободки.

В те времена в Лефортове была роща,
куда обычно вывозились и сливались 78
Москвы нечистоты. В этой зловонной ро-
ще по воскресеньям происходили гулянья,
игры в орлянку, карты и т. д:

Я тогда работал в вагоноремонтных ма-
стерских, — теперь эти мастерские выро-
сли в большой завод СВАРЗ. Мои това-
рищи, молодые рабочие, решив повысить
свое образование, создали труппу в 10
человек, сняли комнату у хозяйки и при-
гласили педагога. Мы не проучилиеь и
месяца, как о нашей затее узнали в по-
лиции. Пришел околоточный и разогиал
нашу школу. Вот как «заботилось»  пар-
ское правительство о нашем образовании...

Как небо от земли отличаются условия
труда рабочих в социалистическом произ-
водстве от тех, в которых работали 10
революции мы. Сейчас рабочий день под-
ростка — 6 часов. Вы работаете в свет-
лых, просторных цехах, живете в Чистых,
уютных общежитиях, свое своболное время
проводите либо в школах и других учеб-
ных заведениях, либо идете в клуб, в ки-
но, на лекции. Вам ежегодно предостаг-
ляются отпуска, выдаются путевки в са-
натории и дома отдыха. На одном только
нашем заводе в этом году выдано 410 пу-
тевок. из них 123 получила молодежь.
	Все эти великие права на” труд, 0бра3о-
вание, отдых предоставили вам советская
власть. Сталинская Конституция,
	Мне не было и одиннадцати лет, когла
закончились мои «университеты». Семья
	наша жила вое хуже и хуже, прокормить 1 постели...
	В ДРУЖНОЙ СЕМЬЕ
	Из выступления молодого стахановца
Николая Шикунова
	Николай ШИКУНОВ
	ОВСЕМ недавно я прочитал

расеказ А. И. Куприна «Мо-
лох», В этом произведении описы-
вается один из заводов в старой
царской России и сравниваетея
это предприятие со сказочным
страшным божеством, ‹ пожираю-
шим людей. Тяжелое чувство
остается после прочтения этой
книги... Рабочие шли на завод,
как в мрачный и смрадный, ды-
шащий огнем, ад, работали до из-
неможения и превращались в ка-
лек нли умизали от непосильного труда.

САМЫЙ РАПДОСТНЫЙМ ДЕНЬ
	Из выступления молодозо стахановиа
Юрия Красавина
	РИБЛИЖАЕТСЯ всенародный
праздник — день выборов ©

в местные Советы депутатов тру-
дящихся. Для меня этот день бу-
дет особенно радостным — я впер-
вые отдам свой голос за кандида-
тов сталинского блока коммуни-
стов и беспартийных.

Наши старшие товарищи рас-
сказали о том, каким был наш
район до революции. кАк жили в
то мрачное время молодые рабочие. Юрнй КРАСАВИН
И вот, когда послушаешь рассказы ~~
0 тяжелом лореволюционном прошлом, еще более начинаешь це-
нить ‘настоящее, ценить ‘все то, что дала нам советская власть,
еще сильнее чувствуешь отеческую заботу партии, правительства
и великого Сталина о нас, молодежи. Эту заботу мы ощущаем на
каждом шагу, и хочется работать еще лучше, еще производитель-
нее, чтобы быть полезным нашей Родине.

Мой трудовой‘ путь пока еще очень нал. Два года назад я
окончил ремесленное училище и пришел на завод. Моя работа на
производстве доставляет мне большую ‘радость. Жизнь у меня,
так же как пу сотен тысяч моих сверстников — юношей и

девушек нашей страны, — светлая и прекрасная!
В день выборов я пойду на избирательный участок с чув-
ством гордости за свою Родину, за любимую столицу, которая

день ото дня становится лучше и О
Я отдам свой толос 8а избранников народа — за О
соратника товариша Сталина — Никиту Сертезвича Хрущева, 3a
кандидата в депутаты городекого Совета — директора нашего
завода Давила Михайловича, Гогинава, за знатного токаря
завода товарища Панкова — кандидата в депутаты Бали-
нинского районного Совета. Я знаю, что, отдавая им свой голос,
я булу голосовать за нашу прекрасную жизнь, за творца нашего
счастья великого вождя народов и лучшего друга молодежи
Иосифа Виссарионовича Сталина!
УТУ ТУТ УТУ УТУ У ТУТ ТТУ ТУТ УТ 7
	«М ОСКОООКИЙ KOMGOMONEL
3 декабря 1950 г. ` 3 стр.
	Какая огромная разница между нашим  сопиалистическим
предприятием и тем, о котором я прочел в рассказе! Rak He
	похожа наша жизнь на судьбу тех, кто работал под жестоким
	гнетом капиталиета!
	На нашем заводе, как и на многих других, — просторные,
светлые цехи, первоклассное техническое оборудование. Я до
сих пор не могу забыть радостного впечатления, которое про-
	Извел на меня завод, когда я впервые переступил его порог в
	1948 году после окончания ремесленного училища. И сейчас,
	когда я по утрам прихожу на смену, у меня такое чувство,
будто я вхожу в прекрасно оборудованную лабораторию.
Я люблю свою работу, свою профессию электрика, повее-
	дневно ощущаю дружескую помощь всего коллектива. U само-
	Го начала мне стали помогать старые кадровые производствен-
ники, делились своим опытом, давали советы. День ото дня м
лучше и лучше осваивал свою специальность, стал  перевы-
полнять нормы. Теперь я`даю ежемесячно не менее 200 про-
центов.

В отделе главного механика, где я работаю, много комсо-
мольцев и молодежи. Комеомольцы оказали мне большое дове-
рие, избрав своим комсоргом. Радостно чувствовать себя члс-
ном больного дружного коллектива, вместе со всеми трудиться,
добиваться новых успехов на благо нашей ‘любимой Родины.
Все самое лучшее и прекрасное, что есть в нашей жизни, да-
ла нам. Сталинская Конституция. Солнцем ее озарены  налги
дни, наш путь в коммунизму.
	  старая Владимирская дорога. Под конвоем гнали по ней в Сибирь революционерев,
ия. Перед вами репродукция с картины художника Н. Скадовского «По Владимирке»
	Так выглядела в дореволюционное время старая Б
	отважных борцов против царского самодержав
	(1891 +rox).