_ У нас выборы проходят в обстановке сотрудничества
рабочих, крестьян, интеллигенции, в обстановке взаимного
их доверия, в обстановке, я бы сказал, взаимной дружбы,
потому что у нас нет капиталистов, нет помещиков, нет
эксплуатации и некому, собственно, давить на народ для
		10го, итобы исказить его волю.
				NKOMICOMONEL
		Цена 20 коп.
	Орган МК и МГК ВЛК
	Вторник, 12 декабря 1950 г.
	№ 192 (1362)

Зыборы в Верховный Совет
	Федерации
	[Российской
			Президиума Верховного Совета РСФСР

00 утверзидении „положения о выборах в
			орховный CopeT PL@UP
	VY KASOM Президиума Верховно-   всему миру великое преимущество

а Па а а a
		го Совета РСФСР на 18 фев-   советского избирательного

а р а
	раля 1951 года назначены выборы в   Об этом преимуществе свидетель-
Верховный Совет Российской Феде-  ствует и публикуемое сегодня По-
рации. На этот же день назначены   ложение о выборах в Верховный
выборы в Верховные Советы Гру-   Совет Российской Федерации. Все
	SHHCKOH И
республик.
	Киргизской
	союзных   граждане РСФСР, достигшие 18 лет,
		имеют право избирать, а достигшие
21 года — имеют право быть из-
бранными в Верховный Совет. Пра-
во избирать и быть избранным яв-
ляется всеобщим — им пользуются
все граждане, достигшие ‘установ-
ленного возраста, ‘независимо от их
расовой и национальной’  принад-
лежности, пола, вероисповедания,
социального происхождения, иму-
щественного положения и прошлой
деятельности.
	Ни в одной капиталиетической
стране нет такой свободы волеиз’яв-
ления народа, как в нашей стране.
Там, где у власти стоит класс иму-
щих, класс эксплуататоров, простой
трудовой человек под всякими пред-
логами отстраняется от участия в
выборах.
	«Демократия в капиталистических
странах, — говорил товариш
Сталин, — где имеются антагони-
стические классы, есть в последнем
счете демократия для сильных, де-
мократия для имущего меньшин-
ства. Демократия в CCCP, наобо-
рот, есть демократия для трудящих-
ся, т. е. демократия для всех».

«Положение о выборах в Верхов-
ный Совет РСФСР» еще раз под-
тверждает всю правоту сталинских
слов. Советская демократия обеспе-
чивает нашему народу наиболее
полное раскрытие всех его способ-
ностей, всех талантов, привлечение
народа к активному и решающему
участию в управлении государством.
	Исключительно широкие возмож-
ности предоставляет советский изби-
рательный закон для молодых стро-
ителей коммунизма. Сталинская
Конституция, обеспечив молодежи,
как и всем трудящимся страны
победившего социализма, великие
права на труд, отдых и образование,
предоставила ей иравные политиче-
ские права. Всем этим советская
молодежь обязана большевистской
партии, советской власти, отцу и
учителю товарищу Сталину.
	Задача комсомольских организа-
ций состоит в том, чтобы вовлечь
всех комсомольцев и молодежь в
избирательную кампанию по выбо-
рам в Верховный Совет РСФСР.
Необходимо использовать для этого
богатый опыт, накопленный в ходе
проходящей в настоящее время из-
бирательной кампании по выборам
в местные Советы депутатов тру-
дящихся.

Подготовка к выборам в высший
орган Российской Федерации раз-
вертывается в обстановке огромного
политического под’ема трудящихся
нашей страны, героического труда
нашего народа на благо Родины, на
дальнейшее ee процветание, в об-
становке нового под’ема движения
сторонников мира в борьбе за мир
и счастье на всей земле. Великий
русский` народ идет в авангарде на-
родов СССР в борьбе за построение
коммунизма в нашей стране.

Избирательная кампания по .выбо-
рам в Верховный Совет Российской
Федерации и других союзных рес-
публик послужит дальнейшему
укреплению дружбы народов нашей
Родины, явится торжеством социа-
листической демократии, . обогатит
советских людей новыми творче-
скими силами и новой энергией для
	Президиум Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики постановляет: Утвердить „Положение о выборах в Верховный Совет РСФСР“.
	Москва, 11 декабря 1950 года.
	Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР М. ТАРАСОВ.
	_ Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР П. БАХМУРОВ.
	От Калининграда до Курильских]
	островов раскинулись необ’ятные
просторы Российской Федерации. И
всюду — на ее западных окраинах
и суровом севере, на солнечном юге,
на Камчатке и Сахалине — кипит
творческий‘ труд миллионов совет-
ских людей. Великая Русь сплотила
вокруг себя семью братских союз-
ных социалистических республик.
Великий русский народ с его стой-
ким характером, ясным умом завое-
вал общее признание, как руководя-
щей силы Советского Союза среди
всех народов нашей страны. Новыми
достижениями встречают трудящие-
ся Российской Федерации выборы в
местные Советы депутатов трудя-
щихся, они с новой энергией, при-
умножением своих успехов во всех
областях коммунистического строи-
тельства ознаменуют и предстоящие
	выборы в свой высший орган —
Верховный Совет РСФСР. a

Мирный труд ‘народов, населяю-
	щих Российскую Федерацию, как и
всех трудящихся Советского Союза,
каждый день приносит замечатель-
ные плоды. Сотни заводов и фабрик
досрочно завершили. послевоенную
пятилетку, в этом году в колхозах и
совхозах собран богатый урожай,
все ярче расцветают великая рус-
ская культура, наука, литература и
искусство; Все эти успехи приумно-
жают славу нашего Отечества,. под-
нимают дух советских людей, их
уверенность в своем светлом буду-
щем. Эти успехи с новой силой зна-
менуют_ торжество и жизненность
советского социалистического строя.

Мы, советские люди, горды созна-
нием того, что`нам выпало счастье
жить и трудиться под знаменем Ста-
линской Конституции, законодатель-
но закрепившей всемирно-историче-
ские победы социализма, предоста-
вившей всем гражданам страны Со-
ветов великие права. В нашей
стране народ сам управляет своей
жизнью. Через Советы, которые со-
ставляют политическую основу со-
циалистического общества, наш на-
род активно участвует `в политиче-
ском, хозяйственном и культурном
строительстве.

Выборы в Советы проходят у нас
на основе самого демократического
в мире избирательного закона.

Сегодня мы публикуем «Поло-
жение о выборах в Верховный Со-
вет РСФСР» — избирательный за-
кон о выборах в высший орган го-
сударственной власти Российской
Федерации, который полностью со-
ответствует принципам великой
Сталинской Конституции и покоится.
на тех же началах советской демо-
кратии, что и избирательный закон
Союза ССР.

В соответствии с избирательным
законом выборы в Верховный
Совет РСФСР производятся на
основе всеобщего, равного и
прямого избирательного — права
при тайном голосовании. Kax-
дая статья «Положения о выбо-
рах» направлена к осуществлению
избирателями этих важнейших прин-
ципов советской социалистической
демократии. Наши выборы являются
самыми демократическими, самыми
свободными, о чем убедительнее
всего говорят все предыдущие выбо-
ры, которые продемонстрировали

Положение о выборах в Верховный Совет РСФСР
	ГЛАВА 1
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
	TUHABA I
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
		ГЛАВА IV.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
	ГЛАВА У
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
	Статья ‘1. На основании статьи 138
Конституции РОФСР выборы депутатов в
Верховный Совет РСФСР производятся из-
бирателями на основе всеобщего. равного
и прямого избирательного права при тай-
ном голосовании.

Статья 2. Нз основании статьи 139 Кон-
ституции РСФСР выборы депутатов явля-
ются всеобщими: все граждане РСФСР, ло-
	cTurmue 18 лет. независимо от расовой
	И национальной причаллежноети, пола, ве-
	роисповедания, образовательного  ценза,
оседлости, социального происхождения,
имущественного положения и прошлой
	деятельности, имеют право участвовать в
выборах депутатов в Верховный Совет
РСФСР, за исключением умалишенных и
лиц. осужденных еудом с лишением изби-
рательных. прав.

Статья 3. Депутатом Верховного Совета
РСФСР может быть избран каждый граж-
данин РСФСР, достигший-21 года, незавя-
симо от расовой и национальной принад-
лежности, пола, вероисповедания. образо-
вательного ценза, оселлости, социального
происхождения, имущественного  положе-
ния и прошлой леятельности.
		Конституции РОФСР выборы депутатов
являются равными: кажлый гражданин
	имеет один голос, вое граждане участву-
ют в выборах в Верховный Совет РСФСР
на равных основаниях.
	Статья 5. На основании статьи 141
Бонституции РСФСР женщины участвуют
в выборах и могут быть избранными в
Верховный Совет РСФСР на равных пра-
вах с мужчинами.
	Статья 13. В списки избирателей вклто-
чаются все граждане, имеющие избира-
тельное право и проживающие (постоянно
или временно) к моменту составления спи-
сков на территорий данного Совета, достиг-
щие ко дню выборов 18 лет.

Статья 14. Никто из избирателей не
может быть внесен более, чем в один спи-
сок избирателей.

Статья 15. Не вносятся в списки изби-
рателей лица. лишенные избирательных
прав по суду в течение всего установлеч-
ного в судебном приговоре срока лишения
избирательных прав. а также лица, при-
знанные в установленном законом порядке
умалишенными.

Статья 16. Списки избирателей состав-
ляются в городах исполнительными коми-
тетами городских Советов депутатов тру-
дящихся, в городах с районным делением—
исполнительными комитетами районных
Советов, в поселках — исполнительными
комитетами поселковых Советов, в сель-
ских местностях — исполнительными ко-
митетамн сельских (станицы, деревни, ху-
тора, аула) Советов депутатов трудящих-
ся.

Статья 17. Списки избирателей, состоя-
щих в воинских частях и войсковых <ое-
динениях, составляются за  поднисью
командира. Все прочие военнослужащие
вносятея в списки избирателей по месту
жительства соответствующими  ислолни-
тельными комитетами Советов депуталов
трудящихся.

Статья 18. Списки избирателей  состазв-
ляются по каждому избирательному уча-
стку по форме, утвержденной Президиумом
Верховного Совета РОФСР, в алфавитном
порялке с указанием фамилии, имени, от-
чества, возраста и местожительства изби-
рателя и подниеываются председателем и
секретарем исполнительного комитета Со-
вета депутатов трудящихся.

Статья 19. За 30 дней ло выборов ис-
полнительный комитет Совета депутатов
трудящихся вывешивает списки избирате-
лей для всеобщего обозрения или обеспе-
чивает избирателям возможность ознаком-
ления с этимн списками в помещении Со-
вета, или избирательного участка.
	Статья 25. На основании статьи 20
Бонституции РСФСР Верховный Coser
РСФСР избирается гражданами РОФОР по
избирательным округам, образуемым по
норме: 150 тысяч населения — Ha OK-
руг. От каждого избирательного округа по
выборам в Верховный Совет РСФСР изби-
рается один депутат.
	Статья 31. В отдаленных северных и
восточных районах, где преобладают мел-
кие поселения. допускается образование
избирательных участков с числом населе-
ния не менее 100 человек.

В национальных округах Севера. а так-
же в горных и кочевых районах могут
быть образованы избирательные Участки с
населением менее 100 человек, однако не
ниже 50 человек.

Статья 32. Воинские части и войсковые
соединения составляют отдельные избира-
тельньые Участки с числом не менее 50 и
не более 3.000 избирателей, которые вхо-
дят в избирательный округ По месту на-
хождения части или войскового соедине-
НИЯ.

Статья 33. При больницах. родильных
домах. санаториях, домах инвалидов, ©
числом избирателей не менее 50, одразу-
ются отдельные избирательные участки.

В больницах с несколькими корпусами
могут быть образованы избирательные уча-
стки при отдельных корпусах при нали-
чии в каждом из них не менее 50 издира-
телей.

Статья 34. На судах, с числом избирз-
телей не менее 25, находящихся в плаза-
нии в день выборов, могут быть образо-
ваны отдельные избирательные участки,
входящие в избирательный округ по меету
приписки сулна.

Статья 35. В пассажирских поездах
дальнего следования, находящихся в день
выборов в пути, образуются избирательные
Участки для приема бюллетеней от изби-
рателей, имеющих «Удостоверения на пра-
во голосования».
	Статья 41. Окружные избирательные ко-
миссии образуются в составе председателя,
ваместителя председателя, секретаря и
членов и утверждаются соответственно
Президиумами Верховных Советов АССР,
исполнительными комитетами Советов ле-
путатов трудящихея краев, областей и г-
родов республиканского  полчинения He
позднее, чем за 50 дней ло выборов.

Статья 42. Окружная избирательная ко-
миссия:

a) наблюдает на территории своего из-
бирательного округа за неукленным испол-
нением в ходе выборов «Положения о вы-
борах в Верховный Совет РСФСР»;

5) рассматривает жалобы на неправиль-
ные действия Участковых избирательных
комиссий и выносит по жалобам решения;

в) раблюдает за своевременным 0бразо-
ванием избирательных участков соответст-
вующими исполнительными комитетами Со-
ветов депутатов трудящихся; :

г) устанавливает порядковые номера из-
бирательных участков;

д) наблюдает за своевременным состав-
лением и лдоведением ло всеобщего свеле-
	‘ния списков избирателей:
	е) регистрирует выставленных < соблю-
дением требований Конституции РСФСР и
«Положения о’ выборах в Верховный Co-
вет РСФСР» канлидатов в депутаты;

Ж) снабжает Участковые избирательные
комиесии избирательными бюллетенями по
установленной форме;

3) производит подочет голосов и уста-
навливает результаты выборов по округу;

и) представляет в Центральную избира-
тельную комиссию материалы о результа-
тах выборов по округу;

к) выдает избранному депутату удосто-
верение 96 избрании;

я) сдает делопроизволетво на хранение
исполнительному комитету соответетвую-
щего краевого, областного, торолского (в
городах республиканского подчинения) Со-
вета депутатов трудящихся или Президиу-
му Верховного Совета АССР.
	избирательном
вая избира-
	Статья 43. В каждом изб
участке образуется Участковая
тельная комнесия.
	Статья 44. Участковые избирательные
комиссии составляются из прелетавителей
от профессиональных организаций работих
и служащих, кооперативных организаций,
коммунистических партийных  оргачиза-
ций, организаций молодежи, от культур-
ных, технических и научных обществ и
других общественных организаций и 09-
ществ трудяшихея, зарегистрированных в
установленном законом порядке, а также
от собраний рабочих и служащих по пред-
приятиям и учреждениям, военнослужащих
по воинеким частям, собраний крестьян по
колхозам и селам, рабочих и служащих
COBKOG0R ——- ПО ©0Вх0Зам.
	(Окончание см. на 2-й стр.)
	Статья 6. Ha основании статьи 142
Конституции РСФСР граждане, состоящие
в ряхах Вооруженных Сил СССР. пользу-
ются правом избирать и быть избранными
в Верховный Совет РСФСР наравне со все-
ми гражданами.
	Статья 7. На оснований статьи 143
Конституции РОФСР выборы депутатов яв-
ляются прямыми: избрание депутатов в
Верховный Совет РСФСР производится
гражданами непосредственно путем прямых
выборов.
	Статья 8. На основании статьи 144
Конституции РСФСР голосование при вы-
борах депутатов в Верховный Совет РОФСР
являетея тайным,
	Статья 9. На основании статьи 18 Вюн-
ституции РСФСР граждане всех других
союзных республик пользуются на терри-
тории РСФСР правом избирать и быть из-
бранными в Верховный Совет РОФСР нз-
равне с гражданами РСФСР.
	Статья 10. Лица, проживающие на тер-
риториий РСФСР и не являющиеся граж-
данами СССР, д состоящие в гражданстве
или подданстве иностранных государств,
не имеют права принимать участие в вы-
борах и быть избранными в Верховный
Совет РСФСР.
	Статья 11. На основании статьи 146
Конституции  РОФСР кандидаты при выбо-
рах в Верховный Совет РСФСР выетавля-
ются по избирательным округам. —

Статья 129. Расхолы. евязанные c rpo-
	велением выборов в Верховный Совет
РСФСР. производятся за счет государства.
	Статья 20. Подлинник списков избира-
телей хранится соответственно в исполни-
тельном комитете Совета депутатов трудя-
щихся. в воинокой части или в войсковом
соединении. ,

Статья 21. При перемене избирателем
места своего пребывания в срок между
опубликованием списка избирателей и днем
выборов соответствующий исполнительный
комитет Совета депутатов трудящихся вы-
дает ему по форме, установленной Прези-
диумом Верховного Совета РСФСР, «Удо-
стоверение на право голосования» и отме-
чает в списке избирателей — «выбыл»;
в пункте нового местожительства (посто-
янного или временного) избиратель вноеит-
ся в список избирателей по пред’явлении
«Удостоверения ка право голосования», а
также удостоверения личности.

Статья 22. Заявления о неправильности
в списке избирателей (невключение в спи-
сок, исключение из списка, искажение
фамилии, имени, отчества, неправильное
включение в список лиц, линенных изби-
ралельных прав) подаются в исполнитель-
ный комитет Совета, хепутатов трудящихся,
опубликовавший списЕи, который обязан
не позднее, чем в З-дневный срок, рас-
смотреть каждое заявление о неправильно-
сти в списке избирателей.
	Статья 23. По рассмотрении заявления
о неправильности в списке избирателей
исполнительный комитет Совета ‘депутатов
трудящихся обязан либо внести необходи-
мые исправления в список ‘избирателей,
либо выдать заявителю письменную спраз-
KY 0 мотивах отклонения его заявления.
	Статья 24. В случае несогласия с pe-
шением исполнительного комитета Совета
депутатов трудящихея по вопросу о непра-
внльности в списке избирателей, заявитель
может подать жалобу в Народный суд. ко-
торый не позднее, чем в З-дневный <рок,
обязан в открытом судебном заседании, <
вызовом заявителя и представителя иепол-
нительного комитета Совета, рассмотреть
эту жалобу и свое решение немедленно
ссобщить как заявителю, так и исполни-
тельному комитету Совета. Решение Народ-
ного сула окончательно.
	Статья 27. Для приема избирательных
бюллетеней и подсчета голосов территория
городов и районов. входящих в избира-
тельные округа по выборам в Верховный
Совет РСФСР, делитея на избирательные
участки.

Статья 28. Образование избирательных
участков производится в городах исполни-
тельными комитетами городских Советов
депутатов трудящихся, в городах © рай-
онным делением — исполнительными ко-
митетами районных Советов лепуталов тру-
дящихся, в сельских местностях — испол-
нительными комитетами районных Советов
депутатов трухящихся.
	Образование избирательных участков
производится не позднее, чем за 45 лней
до выборов.
	Статья 29. В городах, поселках. а так-
же в селах и на территории сельсоветов,
насчитывающих более 2.000 человек на-
селения, избирательные Участки образу-
TCH из расчета один избирательный уча-
сток на 1.500—3.000 человек нахеления.

Статья 30. Территория сельсовета. на-
считывающего не более 2.000 человек, на-
селения, составляет, как правило, один
избирательный участок; в каждой стави-
це, леревне, ауле, насчитывающих от 500,
но не более 2.000 человек населения, 9б-
разуется отдельный избирательный уча-
сток. В селениях или в группе селений,
насчитывающих менее 500. но не ниже
300 человек населения, в тех случаях,
когда расстояние от таких селений 10
центра избирательного участка превышает
10 километров, могут быть образованы от-
дельные избирательные участки.
	Статья 36. Пентральиая избирательная
компесия по выборам в Верховный Совет
РСФСР составляется из представителей от
профессиональных организаций рабочих и
служащих. кооперативных организаций,
коммунистических партийных организа-
других общественных организаций a ob-
ществ трудящихся. зарегистрированных в
по воинским частям, собраний крестьян по
колхозам ин селам. рабочих и служащих
совхозов — по совхозам.

Статья 37. Центральная избирательная
комиссия образуется в составе председа-
теля. заместителя председателя, секретаря
и 20 членов и утверждается Президиумом
Верховного Совета РСФСР не позднее, чем
а:

Статья 38. Центральная избирательная
комиссия:

a) наблюдает на всей территории РСФСР
за неуклонным исполнением в ходе выбо-
ров «Положения о выборах в Верховный
Совет РСФСР»;

6) рассматривает Жалобы на  непра-
вильные действия избирательных комис-
сий и выносит по жалобам окончательные
решения;

в) устанавливает образцы  избиратель-
ных ящиков, форму и цвет избиратель-
ных бюллетеней, форму протокола Окруж-
ной избирательной комиссии о регистра-
ции кандидатов в депутаты. форму прото-
колов голосования Участковых и Окруж-
ных избирательных комиссий, форму удс-
стоверения об избрании депутатом Верхов-
ного Совета РСФСР, образцы печатей из-
бирательных комиссий;

г) регистрирует избранных депутатов в
Верховный Совет РОФСР;

д) сдает мандатной комиссии Верховного
Copera РОФСР делопроизводетво по выбо-

а 39. В каждом избирательном ок-
руге по выборам в Верховный Совет РСФСР
образуется Окружная избирательная комис-
сия.

Статья 40. Окружные избирательные ко-
миссии по выборам в Верховный Совет
РОФСР составляются из представителей от
служащих, кооперативных организаций,
коммунистических партийных организаций,
организаций молодежи, от культурных,
технических и научных обществ и других
общественных организаций и обществ
трудящихся, зарегиетрированных в уста-
новленном законом порядке, а также от
собраний рабочих и служащих по прел-
	продемонстрировали   построения коммунизма.
		Семинар секретарей комитетов ВЛНСМ вузов
	лхисциплины, 05 участия ее в научной ра-
боте студентов, 06 идейно-политическом
воспитании студенческой молодежи,
организационной, культурно-массовой п
физкультурной работе в вузовской ком-
сомольской организации. .

Семинар закончилея беседой участников
© секретарями МЕ и МГК ВЛЕСМ.

Секретарей комсомольских организаций
вузсо столицы и облаети принял министр
выешего образования тов. Кафтанов.

В беселе секретари поставили ‘перел
Министерством высшего образования це-
Abi ряд важных вопросов, волнующих
студенчество. Они говорили © необходимо-
сти новышения роли профессоров и пре-
потавателей как восцитатёлей, о пере
грузке учебных планов в некоторых ву-
зах, о недостатках в распределении вы-
пускников, о производственной практике,
о выпуске учебников по ряду предметов.
Много внимания было уделено хозяйствен-
ным вопросам.

Министр высшего  обрагования тов,
Кафтанов ин его заместитель тез. Самарин
OTECTHAH Ha многочисленные вопросы
	участников семинарз.
	На днях закончил работу  шести-
тневный ‹семинар секретарей комитетов
ВЛЕСМ вузов Москвы и Москозской обла-
сти.

В задачу семинара входило повышение
теоретической и практической подготовки
руководителей комеомольских организаций
институтов, обобщение опыта их работы.
	Участники семинара прослушали лев-
ции: «ВКПН(б) — организатор и руково-
дитель комсомола», «Работы И. В. Сталина
по вопросам языкознания», «Павловское
учение — пенный вклад в естественно-
научную основу диалектического материа-
лизха». «Великие стройки коммунизма»,
«(0 международном положении», «Совет-
ская литература в послевоенный период»
и другне.

С лекциями выступили: секретарь ЦЕ
РАКОМ тов. Михайлов, зам. директора Ин-
ститута языкознания тов. Никифоров, лок-
тор географических наук тов. Лавров, лек-
тор ЦЕ ВЕ) тов. Сверллов-

Участники семинара  заелушали ряд
докладов секретарей комитетов ВЯЕСМ ву-
в0в: в роли комсомольской ортанизации в
погышении успеваемости и укреплении
	ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА ПО ВЫБОРАМ
В РЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР
	Статья 26. Обрагование избирательных
округов по выборам в Верховный  Созет
РСФСР производится Президиумом Верхор-
ного Совета РСФСР.

Спнеок избирательных округов опубли-
ковываелся Президиумом Верховного Co-
	pera РОФОР не пэзднее, чем за лва месяца   колхозам и селам. рабочих и служаших
	10 дня выборов.