Речь.

Ha и. ран в ны
в связи с пяпшлетием освобождения Венрии З апреля 1950 1.
	растает с каждым днем. В первых рядах
его‘ идет могущественный Советский 0003
во главе c великим Сталиным. (Аплодис-
менты, все встают, раздаются единодушные
возгласы: «fia здравствует великий
Сталин!»).

Поэтому’ обречены на провал потуги лм-
перизлистических хищников, пытающихся
пресловутым «планом Маршалла», arpet-
сивным Северо-атлантическим пактом и
прочими  военно-политическими  махина-
циями, а также угрозами атомными и ми-
фическими водородными бомбами и тоталъ-
ной дипломатией задержать поступательное
движение ‘народов демократического лагеря.

Трудящиеся и лучшие люди всех етран
с надеждой и уверенно обращают свои взо-
ры в Советскому Союзу и к ето великому
вождю Сталину (бурные аплодисменты),
видя в нем самого могущественного, после-
довательного, самого авторитетного и
подлинного защитника всеобщего мира,
испытанного и надежного друга и мудрого
учителя всего прогрессивного человечества.
	Трудящиеся Венгрии, Нольши, Чехосло-
вакии, Румынии, Болгарии, Албании в
авангарде с рабочим классом, под вуковод-
ством коммунистических и рабочих партий
уверенно идут по пути социалистического
строительства. Создание немецким народом
Германской демократической республики,
всемирно-историческая победа великого ки-
тайского народа во главе с коммунистиче-
ской партией под водительством вождя
китайского народа Мао Цзе-дуна (аплодис-
менты), успехи Монгольской народной рес-
публики и демократической Кореи, а также
рост национально-освободительной борьбы
народов Азии и Африки против империали-
стических поработителей — все это в огром-
ной степени расширило базу демократиче-

свого антиимпериалистического лагеря,
укрепило и расширило фронт сторонников
и борцов за мир.

Советско-вентерская дружба,  зародив-
шаяся в дни, когда советские воины про-
ливали свою кровь за освобождение Венгрии
и Европы, выдержала испытание временем.
С тех пор, как Венгрия получила свою сво-
боду и независимость, советоко-вентерская
дружба неуклонно крепла и развивалась.
(Аплодисменты).

Советский Союз всегда с большим вни-
манием и отзывчивостью относился к нуж-
дам и запросам венгерского народа. Еще в
дни кровавых боев за Будапешт советские
воины среди дымящихея развалин оказы-
вали братскую помощь населению зентер-
ской столицы и страны. Впоследствии Со-
ветский Союз всемерно старалея облегчить
положение вентерских трудящихся и прояв-
лял свою добрую волю в отношении вен-
герского народа.

Тенинско-сталинекая политика дружбы
и равноправия всех народов, больших и ма-
лых, была, есть и всегда будет руководя-
щей основой взаимоотношений Советского
Союза, со всеми народами.

«Многие не верят, — говорил товарищ
Сталин, — что могут быть равноправными
отношения между болыной и малой нация-
ми. Но мы, советские люди, считаем, что
такие отношения могут и должны быть.
Советские люди считают, что каждая на-
ция — все равно большая или малая —
имеет свои качественные особенности, свою
спепифику, которая принадлежит только ей
и которой нет у других наций, Эти особен-
ности являются тем вкладом, который вно-
сит каждая нация зв общую сокровищницу
мировой культуры и дополняет ве, обота-
щает ее. В этом смысле все нации — и ма-
лые и большие — находятся в одинаковом
положении, и каждая нация равнозначна
любой другой нации».

Именно на такой основе равноправных
отношений был заключен в феврале
1948 г. советеко-вентерекий договор о
дружбе, сотрудничестве и взаимной по-
мощи. На этой же основе построены вое по-
литические, экономические и культурные
связи между Советским Союзом и Вентер-
ской народной рестубликой.

Договор и соглашения между СССР и
Венгрией, как м договоры и согланения
межлу СССР и другими странами ‘народной
демократии, заключенные на прочной оено-
ве равноправия и взаимной выгоды, одно-
временно являютея мощным орудием мира,
серьезными проградами на пути поджига-
телей новой войны.

Каждый истинный сторонник мира дол-
жен всемерно волействовать укреплению
сил демократического ‘лагеря, укреплению
братской дружбы и сотрудничества между
странами народной демократии, с Советским
(Союзом.

Каждый подлинный патриот своей роди-
ны должен решительно боротьея против
любой попытки ослабить эту дружбу, ни-
когда не теряя из виду, что малейший от-
ход от ленинско-сталинеких принципов со-
циализма и пролетарского интернациона-
лизма означает измену своему народу и
неизбежно ведет страну к потере тосудал-
ственной самостоятельности и националь-
ной независимости, превращению ее в ко-
яониальный придаток империалистических
хищников.

Правящие круги империалистического
пагеря ввиду явных успехов народной де-
мократии и социализма всеми средствами
стремятся расстроить назшу дружбу.
	«Дорогие товарищи, друзья!

Советская делегация от имени правитель-
ства, народов Советского Союза и ето Во-
оруженных Сил и лично великого Сталина
бралеви приветствует и горячо поздравляет
вас и вось славный венгерский народ
с праздником пятилетия освобождения Вен-
грии от немецко-фапгистеких захватчиков.
	(Аплодисменты).
	Их не устраивает эта дружбз и превра-
щение Балкан из «пороховой бочки», чем
они по сути были в прошлом, в оплот мира
и процветания народов.

С помощью своих шиионов из фащист-
ской клики Тито — Ранковича им удалось
временно перетащить в свой дурно пахну-
щий лагерь Югославию. Титовская банда
шпионов и провокаторов превратила Юго-
славию в аграрно-сырьевой придаток капи-
талистических стран. Народы Югославии
ныне обречены на голод, нищету и лише-
ния, которых они не испытывали и в са-
мые мрачные ирошлые времена.

По приказу англо-американских импе-
риалистов белградские правители нанесли
предательский удар в спину греческому
освободительному движению и вместе с мо-
нархо-фапистекой кликой в Афинах замы-
шляют преступный заговор против стран
народной демократии. Они выступают в
роли застрельщикоюв новой войны. и охотно
организуют для своих англо-американевих
хозяев шпионаж, диверсий и убийства на
территории стран народной демократии,

Однако потерявшие толовы империали-
сты и их. мерзкие вассалы в Белграде же-
CTORO ошибаются, рассчитывая натравить
народы Югославии па миролюбивые страны
народной демократии и Советский Союз.
Никаким террором, прееледованиями и кле-
ветой им не удастея сделать югославов
послушным орудием имперпалистических
агрессивных планов. .

Народы Югославии знают, что`их место
в лагере мира и демократии, что единствен-
ная опорз свободы и независимости их
родины — это антиимпериалистический ла-
герь во главе с Советеким С0103ом.

Можно не сомневаться, что рабочий класе
Югославии, и все трудящиеся найдут в <ебе
оилы, чтобы <бросить клику предателей и
вновь занять почетное место среди братских
надюдню-демократических республик. (Апло-
дисменты).

Товарищи! Пропило лишь около пяти лет
< тех цор, как отпремели громы войны, но
империалистические клики капитализма,
оголтелые англо-американекие империали-
сты и их пособники почти столько же лет,
если не больше, пытаются енова развязать
третью мировуо войну, онюва пролить море
крови трудящихся во имя своих корыетных
целей, во имя спасения своего господства.

Задача всех свободолюбивых и миролю-
бивых народов заключается теперь в том,
чтобы не дать империалистам осуществить
свои преступные планы, чтобы ударить по
рукам поджигателей войны, не дать сея
околпачить, как это они проделывали ранее.

Нет никакого сомнения, что если вее на-
роды, входящие в лагерь демократии и со-
циализма, будут держаться дружно, спло-
ченно и активно бороться за мир, то они
будут поддержаны в этом великом и благо-
родном деле всем прогрессивным человече-
ством, и тогда удастся надеть намордники
на, агрессоров и разрушить их людоедекие
замыслы и планы.

Мы должны с еще большей энергией во-
	влекаль в борьбу за мир вее более плирожлие-
	массы трудящихся, воех честных мужчин,
жетшцин и молодежь, неустанню разоблачать
кровожадные намерения поджитателей вой-
ны, беспощадно  расправляться сд вееми
шпионами и диверсантами, `засылаемыми в
наш латерь империалистами и их сподруч-
ными — титовекими выродками,

Товарищи! В день пятой годовщины 06во-
бождения Вентрии, искренне радуясь успе-
хам, достигнутым славным и трудолюбивым
народом Венгрии, мы склоняем головы перед
памятью тех, кло отдал свою жизнь в борьбе
	3а счастье народов, за избавление их от
страной фашистской чумы. Наш долг пе-
ред ними — не допустить развязывания
новой войны.

Товарищи! Еще и еще раз горячо поздра-
вляем вас со славнюй пятилетней годовши-
ной освобождения вашей родины от фаптист-
ско-немецких захватчиков и желаем вам в
следующем пятилетии новых, еще больших
уепехов в строительстве сопиалистического
хозяйства и процветания свободной, де-
мократической Венгрии. - (Аплодисменты).

Да здравствует венгерский народ, строя-
щий под руководством Венгерской партии
трудящихся свободную, культурную, бога-
тую социалистическую Венгрию! (Аплоди-
сменты).

Да здравствует. организатор всех успехов
Венгрии-——Венгерская партия трудящихся
и ее вождь — тов. Ракоши! (Аплодисменты,
все встают, раздаются возгласы; «Да здрав-
ствует Ракоши!»). `

Да здравствует вечная, нерупимая совет-
ско-вентерская дружба! (Аплодисменты).

Да здравствуют все странье народной де-
мократии Запада и Востока! (Аплодисмен-
ты).

Да здраветвует великий Советекий Союз,
оплот мира, демократии и социализма!
(Аплодисменты, все поднимаются со своих
мест).

Да здравствует друг вентерского нафода и
всего прогреесивнотою человечества великий
Сталин — творец и строитель социалиети-
ческого общества!» (Аплодисменты, Bee
встают. Овации продолжаются в течение
неснольких минут. Присутствующие еди-
нодушными возгласами славят величайшего
челавена нашей эпохи, мудрого и любимого
вождя всего прогрессивного человечества —
И: В. Сталина).
	ветом министров Венгерской народной рес-
публики. Среди присутетвующих на приеме
были виднейшие государственные, партий-
ные и общественные деятели страны, вид-
нейптие деятели научной и культурной жиз-
ни страны, а также посол СССР в Венгрии
Е. Д. Киселев, главы и сотрудники дипло-
матических миссий стран народной демо-
кратии и ду.

На приеме присутствовала советская пра-
вительственная делегация во главе с заме-
стителем Председателя Совета Министров
СССР Маршалом Советского Союза В, Е, Во-
рошиловым, а также другие иностранные
делегации, прибывшие на празднества.

Прием прошел в теплой, дружественной
атмосфере.

мог только устами великого сына и поэта
Венгрии Шандора Петефи вопошаль:

«Что ела ты, земля,—ответь на мой

вопрое,—

Что столько крови пъешь и столько

пьешь THE 6.163? >

Ныне венгерский крестьянин, каю и его
собратья в странах народной. демократии,
обрел право и возможность строить свою
жизнь на социалистических основах, кото-
рые раскрывают для него чудесные и без-
граничные возможности и перспективы.

Вентерекая республика прочно вотала на
путь социалистического развития. Одновре-
менно © социалистической перестройкой
экономики страны происходят значитель-
ные изменения и в сознании народа. Вен-
терские трудящиеся уже не те, какими бы-
ли пять лет назад.

Изменяютея их психология, взгляды на
жизнь, расширился и расширяется их ум-
ственный. кругозор. Изменяется их отноше-
ние к труду, который из проклятой повин-
ности, каким он был в старой Венгрии,
становится делом чести, геройства и славы.
(Аплодисменты).

По всей Венгрии ширитея социалистиче-
ское ‹оревнование, ‘движение новаторов,
ударников, венгерских стахановцев.

Венгерский рабочий класс в день сталин-
ской вахты в честь 70-летия со дня рожде-
ния великого Сталина, подлинного друга и
отца всех трудящихея, производственными
достижениями продемонетрировал свою вы-
сокую классовую организованность и социа-
листическую зрелость.

Эти радостные факты свидетельствуют о
том, что рабочий класе, весь венгерский на-
род по-настоящему взялись за строительство
своего социалистического хозяйства.

Венгерский народ навсегда, порвал е про-
клятым калиталистическим пропитым, твер-
до встал на путь нового строительства ©во-
ей жизни и бесповоротно связал вее свои
чаяния и надежды © социалистическим бу-
дущим.

За истекшие пять лет прочно укрепилась
венгерекая демократия, создалась единая,
дружная, творческая семья трудящихся го-
рода и деревни.

Рабочие, крестьяне и интеллигенция под
руководством Венгерской партии трудящих-
ся вытеснили реакционные элементы из
государственного аппарата и навсегда ли-
шили их возможности влиять на политиче-
кую жизнь страны.

Под ударами народной демократии разва-
лились явные и тайные фашистские и нолу-
фашистские организации, з руководители
их бежали или «екрылись» в места, где им
п штату быть положено, — в тюрьмы.

В июне 1948 года в результате слияния
рабочих партий — коммунистической и со-
циал-демократической — было достигнуто
политическое единство рабочего класса, что
не могло не сказаться самым благоприятным
образом на политической обстановке в
стране.

Конституция Венгрии, принятая в авгу-
сте прошлого года,— самая демократиче-
ская конституция во всей истории страны.
Она явилась законодательным оформлением
демократических завоеваний вентерското
народа, его компасом в борьбе за новые
успехи социализма.

За достижениями венгерского народа, за
его успешным продвижением по пути лемо-
кратии и социализма внимательно и лю-
бовно следит весь советский народ, следит
великий Сталин, всегда тотовый оказать
помощь венгерскому народу в его созида-
тельном благородном труде.

Мы весе отлично знаем, что без друже-
ской поддержки СССР и стран народной
	демократии, без тесного и братского взаимо-.
	действия этих стран Бенгерская республи-
ка, как и другие, в одиночестве не смогла
бы достичь тех крупных успехов, какими
теперь справедливо гордится венгерский
народ.

На фоне успехов венгерского и других
народов стран народной демократии особен-
но резко бросается в глаза тяжелое поло-
жение трудящихся в маршаллизованных
странах. Кризис своей костлявой рукой все
сильнее и безжалостнее сжимает горло худо-
сочной экономики закабаленных этих стран,
и растет обнищание рабочих масе, увели-
чиваетея безработица с ее неизбежными
спутниками — нуждой, голодом, болезнями.

Успехи латеря мира и демократии во
главе с Советским Союзом в борьбе за мир,
демократию и прогресс мозолят глаза импе-
риалистам, вызывают у них приступы 0е-
шенства и злобы. Они неистоветвуют, теряя
рассулок, и потому наряду с преступления-
ми против. человечества делают массу глу-
постей.

В мирном соревнованми с демократиче-
скими странами империалистическая бур-
жуазия терпит поражение за поражением.
Идеологи и организаторы империалиетиче-
ского капитала налеются добитьея своих
целей на путях военной агрессии.

Олнако любители запугивать слабонерв-
ных обязаны знать, что лагерь мира и демо-
кратии обладает не только крепкими нер-
вами, но и высоким интеллектом, он не 60-
итея угроз и спокойно ‘делает свое великое
историческое дело-—— предотвращение новой
мировой войны. (Аплодисменты). Лагерь
мира обладает огромной силой, крепко епло-
чен и монолитен. его мощь множится и воз-
	на торжественном заседании,
посвященном пятилетию освобождения
	ное снабжение страны, крестьянство, луч-
шие представители которого с ‘самото  пер-
вого дня твердо встали на сторону демокра-
тии и сейчае смело ветунают на путь кол-
лективного кооперативного хозяйства, на
путь социалиетического строительства в
деревне.

Нашим успехам, достигнутым Co времени
освобождения, значительно содействовала и
интеллигенция, большая часть которой
после первоначальных колебаний нерелтла
на сторону трудового народа и помогает
подъему нашей родины;

Благодаря труду и самоотверженности
этих сил за короткие пять лет была воеста-
новлена наша многострадальная родина.
Слово «восстановление» недостаточно точно
выражает то, что произошло у нае. Здесь
речь идет не только о том, что мы привели
в порядок, восстановили то, что разруши-
ла война, Было елелано горазло больше. Мы
	ностроили новую страну, в которой форми-
руется новая нация—социалиетическая Вен-
грия. Из разрушенной страны господ она ста-
ла ролиной трулового народа. свободной на-
	родной республикой, государством рабочих

и трудящихея крестьян, в котором
власть принадлежит народу. В этой новой
стране промышленный рабочий уже не яв-
ляется пролетарием, эксплуатируемым Ka-
питалистами. Иго труд не являетея прину-
дительным, труд стал делом чести и славы.
Этот рабочий счастливо и гордо строит евою
социалистическую родину и свое будущее.
Сознание этого вдохновляет новых героев
социалистического труда, венгерских ста-
 хановцев, таких, как Имре Муска, Эде
Хорват, Ирен Векерле, Ференцние Пани, 3ол-
тан Иожони, Это сознание воодушевляет
‚ их, дает им силы для тото, чтобы ускорить
строительство социализма достижением та-
ких показателей, о которых при капитализ-
ме нельзя было и мечтать.

Друтим стал в этой новой стране и кре-
стьянин. Он 9свободилея от угнетения co
стороны крупного помещика, он не зависит
от банка-ростовщика. 3a прошедшие пять
лет вырое и расптирилея его политический
горизонт, он чуветвует, что изо’ дня в день
исчезают те преграды между городом и де-
ревней, которые были поставлены прежним
режимом. Он чувствует, что государство в
корне изменилось, что власть трудящихся
не является эксплуататорской, а помогает
ему на каждом шагу. Лучшая часть этого
нового крестьянства © первого дня 0свобож-
дения страны встала рядом с нами. Этот
слой трудящегося крестьянства был надеж-
ной опорой демократии в деревне, он первый
понял, что также не может отетавать от
Могучего социалистического развития. Из
этого елоя выходят те десятки тысяч кре-
стьян, которые не боятся взять на себя
роль пионеров и, следуя слову нашей пар-
тии, смело, с доверием, со все болыними
успехами и во все большем числе вступают
на пуль кооперирования, на путь социали-
стического сельского хозяйства.

Другой стала и наша интеллигенция. Это
такая интеллигенция, которая понимает,
что плодами ее знаний пользуетея  сейчае
не узкий круг капиталистов, & весь. труло-
вой народ, которая видит, что повышение
культурного уровня нации, строящей <социз-
лизм, все больше уничтожает ле границы,
которые раныше разделяли умственный и
‘физический труд. ,

Иными стали на новой родине и трудя-
щиеся женщины, которые освобождены на-
родной демократией и стали равноправными
с мужчинами во веех областях. Венгерские
женщины особенно благодарны: за, это двой-
ное освобождение — OHM освобождены и как
трудящиеся и как женщины — и счастли-
BO, © воолушевлением работают они на: та-
	ких постах, откуда их до того изгоняла Peak~
ция и которые теперь доступны для них,
Иной стала, и наша, молодежь. Демократия
широко открыла перед нею двери будущего,
уничтожила огромное количество. препят-
ствий, стоявших перед трудящейся моло-
дежью. Строящее социализм государство
заботится о том, чтобы эта молодежь полу-
чила необходимую поддержкх для того, что-
бы спокойно. основательно“ полготовитъея и

-уверенно смотреть в. будущее,

У назлего трудового народа во все боль-
шей ‘мере стираются из памяти понятия
неуверенности, страшные удары безработи-
цы капиталистических стран. За пять лет
жизненный уровень нашего народа повы-
сился на 40 процентов по сравнению с до-
военным. А так как только в щошлом году
число трудящихся возросло на 200 тыеяч,
повышение жизненного уровня оптутитедьно
сказалось на подъеме общей культуры боль-
шой массы трудящихся. Венгерские трудя-
щиеся полны оптимизма. Им не угрожает
неувереннобть в завтрашнем дне, они но
страшатея, как раньше, будущего. Они ви-
длт планы социалистического стройтельства,
знают, что наш пятилетний план, который
означает новое повышение благосостояния и
культуры, мы осуществим точно так же,
‘как и трехлетний план. Поэтому они, как
один человек, встают на сторону государ-
ства трудящихся, народной демократии, на-
шей партии — Венгерской партии трудя-
щихся.

Стала новой не только страна, иной яв-
ляется ее пезависимость и самостоятель-
ность, которые паполнены ‘новым, более
тлубоким содержанием. Независимость на-
шей страны, самостоятельность нашей на-
родной демократии покоятея на надежных
основах потому, что они не зависят ог ми-
лости империалистических хищников. На-
ша родина является. сейчае равноправным
членом великой семьи прогрессивных,
строящих социализм народов, членом того
могучего лагеря, которым руководит Совет-
ский Союз — освободитель.

Самые блестящие страницы в свою исто-
рию венгерская нация вписывала тогда,
когда ее цели и борьба совпадали с целями
прогрессивного человечества. Однако борь-
ба Ракоци, Вошута, Петефи за евободу не
достигла цели потому, что весь их тероизм
разбивалея о неблатоприятное международ-
ное соотношение сил. Впервые в aamei
истории открылась возможность не только
написать на знаменах, но и осуществить
и даже превзойти эти великие цели. Одним
из факторов, способствующих успехам вен-
герской народной демократии, является то,
	(Окончание см. на Ч-И стр.)
	«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

5 апреля 1950 г. 3 стр,
	Венгрии _
БУДАПЕШТ. 4 ‘апреля. (ТАСС). Вчера на! ное снабжен
	торжественном заседании, посвященном
пятилетию освобождения Венгрии. с докла-
дом выступил заместитель председателя Co-
вета министров Венгерской народной рес-
публики, тенвральный секретарь Венгер-
ской партии трудящихся Матиае Ракоши. В
своем выступлении он сказал:

«Дорогие гости! Дорогие ‘товарищи!

У венгерского народа сегодня большой
праздник. Пять лет тому назад елавная Со-
ветская Армия завершила освобождение на-
шей родины. Освобождение налие было двой-
ным, Сыны советского народа не только
сорвали с нас бкювы фашизма поражение
разгромленной нацистской армии означало в
то же время и конец владычества венгер-
ского правящего класса, владычества. крун-
ных помещиков и капиталистов. Не случай-
Но. что, когда в задунайских районах еще
гремели залпы орудий, в остальных частях
	страны трудовое крестьянство получало уже
землю, которой в течение столетий владели
графы и епископы.

Освобождение было первой решающей по-
мощью, которую оказал нам Советский
Союз. За этой помощью последовал непре-
рывный ряд других видов помощи. Только
великодушная поддержка и дальновидная
политика Советского Союза и его великого
вождя товарища Сталина сделали возмож-
ным, что ослабевшая нация смогла вотать
на ноги и начать закладывать основы но-
вой, свободной государетвенности. С первого
дня образования временного правительства
в любом тяжелом положении мы могли спо-
койно обращаться за помощью и советом к
Советскому Союзу. Нални просьбы всегда
выслушивалиеь. Олним из величайних
	факторов нашего подъема является то. что

мы можем в изобилии пользоваться неиечер-
паемым опытом Советского Союза, что мы
всегда можем рассчитывать на’ экономиче-
<кую. поддержку со стороны нашего 06вобо-
дителя и, наконец, — но не в последнюю
очерель, — что нас веегда, как могучий
щит, защищала и защищает от атак и инт-
риг западных империалистов сила могучего
Советского Союза.

Поэтому, когла мы говорим о движущих
силах налиего развития и успехах нашей
народной демохратии, мы как о важнейшей
и решающей силе должны говорить о по-
мощи со стороны нашего освободителя —
Советского Союза. Эта помощь, которую в
самых различных формах оказывают нам
советский народ и его великий. вождь,
истинный друг венгров, мудрый Сталин, яв-
ляется основой достигнутых нами успехов
и будет залогом наших будущих успехов.

Советская помощь быль ‘ой основой,
опираясь на которую венгерские коммуни-
сты смогли пять лет тому назад начать
поднимать нацию из бездны страшных
опустошений войны. 25-летнее кровавое
преследование компартии: закалило ее. Ви-
селицы, тюрьмы, штрафные батальоны и
латери для интернированных в течение
25 лет не могли сломить ее силы. Наобо-

рот, в эти тяжелые годы руководители на-
шей партии усвоили теорию  марксизма-
‘ленинизма и научились на основе указаний
великого Сталина применять эту передо-
вую теорию в венгерских условиях, В ус-
ловиях 25-летней кровавой подпольной
борьбы сформировалась эта, партия. Школа
долгой тяжелой борьбы научила ее не боять-
ся трудностей, не впадать в панику в кри-
тические моменты, не зазнаваться от ус-
пехов. На каждом своем шату наша партия,
венгерские коммунисты, руководетвовалась
любовью к трудовому народу, защитой ин-
‚тересов трудового народа. Наша партия
диециплинированню, примерно, самоотвер-
женно смотла’ разрешить те задачи, &0т0-
рые она ставила перед’ собой, правильно
предвидя события. Эта партия смогла yera-
новить очередность сложнейших задач и
осуществить их. Вотда враг хотел подо-
рвать нашу молодую демократию инфля-
цией, мы сумети созлать твердый форинт.
Вогда нужно было восстамювить кровообра-
щение страны, мы смотли привести в по-
рядок железные дороги, построить мосты.
Вотда дошла очередь до того, чтобы наша.
народная демократия ортанизовала свою
новую армию, чтобы лучше обеспечить свой
мир, защитить свои достижения, социали-
стическое строительство, мы сумели разре-
пить и эту задачу. Нанта партия не знала
отчаяния, маловерия и не шла ни на какой
компромисс с врагом. Наша паргия верила
в творческие силы освобожденного трудо-
вого народа и смотла через рабочий класс
внушить эту веру всей нации. Поэтому
трудовой народ любит, уважает и преданно
следует за кузнецом. налих побед — за
нашей партией. Мы можем ‘уверенно. ска-
зать: львиной долей своего развития, своих
успехов нала народная демократия обяза-
на нашей партии — Венгерской партии
трудянеихся.

Пана же партия обязана своими успеха-
ми прежде всего тому, что вентерский рабо-
чий класс всегда — в соответствии со сво-
им боевым проптльм, со своей. сознатель-
ностью, дисциплинироватностью. и ортани-
зованностью — мог выполнять задачу по
руководству народом, которую поставила
перед ним история. Этот рабочий класс
после освобождения страны часто голыми
руками выкапывал из-под развалин завод-
ские мантины и станки. Этот рабочий клаес
в голоде и холоде строил новые ‘мосты и,
веря в лучшее будущее, выносил стрази-
ные удары инфляции. .И этот рабочий класс
всегда был готов к тому, чтобы мобилизо-
вать все свои силы против реаклии, н%
залтиту завоеваний демократии.

Протнедитие ‘пять лет показали, что -вен-
герский рабочий класс своими жертвами и

достижениями заслужил право на ту руко-
водящую роль, которую OH играет у нае
на родине. Промышленный рабочий класс
был и в будущем будет еще в большей мере
твердой опорой налией народной демократии,
ве смелым, сознательным войском. Влато-
дарность И слава нашему. замечательному
рабочему классу!

Другой опорой наших ‘успехов является
освобожденное трудовое’ крестьянство, ‘вер-
ный союзник рабочего класса. Мы имеем
в виду не только новых хозяев земли, ко-
торые после стольких страданий получили,
наконец, землю, данную им лемократией.
	землю, которую они в течение толтих стТо-
	летий поливали своим потом и кровью.
Признания достойно вее трудовое крестьян-
ство, которое после освобождения страны.
в обстановке больших трудностей, присту-
пило к работе, обеснечило проловольетвен-
	Э лет тому назад доблестная Советская
Армия под верховным командованием гени-
альнопо полководца товарища Сталина в
жестоких боях разгромила гитлеровские
полчища, освободила вентерский народ и тем
самым открыла ему путь к новой жизни.
	Боина, навязанная венгерскому народу
	кровавым режимом Хорти, и дикий фашиет-
ский грабеж народного хозяйства Вентрий
привели экономику страны в полное рас-
стройство.

5 лет — небольшой срок в жизни rocy-
даротва и народа. Тем разительнее переме-
‘ны, которые произошли. за эти годы во всех
ластях вентерской экономики и обще-
ствонной жизни.

Эти перемены видны на каждом шагу.
И особенно они заметны здесь, в Будапеште.
Отчаяние сопротивление — гитлеровских
войск, в безумной надежде пытавшихся от-
срочить час своей гибели, превратило вашу
столицу в значительной ев части в груды
‘развалин.

Казалось тогда, что потребуются многие
десятилетия для того, чтобы город был сно-
ва восстановлен.

Ныне венгерская столица почти целикби
залечила свои раны, возродилась и снова
становится прекрасной.

Я пользуюсь случаем, чтобы от всей
души поздравить трудящихся Будапешта ©
этими замечательными успехами. (Аплоди-
сменты).

Не менее важные результаты достигнуты
в восстановлении народного хозяйства,
	Beero 4 года тому назад продукция вен-
терской промышленности составляла не бо-
лее 30 процентов от довоенного уровня, а
сейчас она почти в полтора раза превышает
довоенный уровень.

34 этот короткий период сельское хозяй-
ство также перепатнуло средний уровень
десяти довоенных лет. Канули в вечность
времена безработицы, инфляции, времена,
котла городское население получало по кар-
точкам 100—200 граммов хлеба. Вентер-
ский форинт стал полноценной, устойчивой
валютой, которой могут позавидовать раз-
ные лиры, фрапки и прочие фунты стер-
лиНтов.

Устойчивость валюты — признак  здо-
вой, развивающейся и преуспевающей
экономики страны и благополучия  трудя-
щихся людей.

Только за поелолний год в Вентрии нз-
сколько раз спижалиеь цены на продоволь-
ствие и промышленные товары. Культурное
строительство новой Вентрии намного вэз-
росло по сравнению с довоенным временем.
Так, например, число школ, высших и еред-
	‚них учебных „заведений. больниц, детекиах
	учреждении, театров и других культурных
учреждений  эначительно увеличилось и
продолжает расти.

Двери высших школ, консерваторий,
библиотек, санаториев ныне широко откры-
ты для рабочих, крестьян, служащих и их
детей. изнь в Венгрии расцветает. C
каждым днем она становится Bee более
культурной, зажиточной, радостной.

Венгерский народ на семь месяцев рань-
ще срока выполнил и перевышолнил свой
первый трехлетний хозяйственный план и
тем самым добилея экономического восста-
новтения своей страны и успешно трудится
над выполнением своей первой социалисти-
ческой пятилетки. (Аплодисменты). Как
известно, целью этого народнохозяйствен-
ного плана является превралцение Венгрии
из аграрно-индустриальной в индустриаль-
но-атрарную страну.

Пятилетний план открывает перед, наро-
дом Венгрии блестящие перспективы обиль-
ной и счастливой жизни.

Смелый план, заманчивая перспектива!
Но мы, советекие люди, имеем уже некото-
рый ONHIT в успешном осуществлении са-
	мых дерзких хозяйственных планов. Цоэто-
	Му советекий народ с большой симпатией
смотрит на дерзания венгерских трудящих-
ся и знает, что они выполнят © честью
поставленные перед собой задачи.
Венгерский народ не просто восстаназв-
ливает и развивает свое народное хозяй-
ство. OH одновременно успешно перестран-
вает его на сопиалиетических началах.
	В Венгрии нет теперь класса помещиков.
Бапиталистические элементы полностью
вытеснены из крупной промыптленности,
транспорта, банков, внешней и внутренней
оптовой торговли. В 1949 году на долю со-
циалистического сектора приходилось
66 процентов всего национального дохода.

Успешно начинает развертываться <9-
циалистическое строительетво в деревие.
Крестьяне на собственном опыте убеждают-
я в преимуществах коллективного ведения
хозяйства.
	Венгерская земля, наконец, доверчиво
повернулась лицом к своему истинному х0-
зяину — крестьянину, который  раныие
гнул спину, надрывался на работе на поме-
ЩИКА и кулака и в горестной судьбе своей
	БУДАПЕШТ, 4 апреля. (ТАСС). Столица
рии в праздничном наряде. Дома укра-
щены венгерскими и советскими флагами,
транспарантами, лозунгами, портретами ве-
личайших вождей трудящихся вого мира
В, И, Ленина и И. В. Сталина, вождя вен-
гарского народа Ракоши.

В 8 часов утра из площади Tepoes на-
чалея торжественный смотр войск венгер-
ской народной армия.

На трибуне — виднейшие государствен-
ные, партийные и общественные деятели
страны, среди которых — М. Ракоши,
И. Доби, А. Сакашич, генералитет. Beton
ской армий, а также многочиеленные иност-
ранные делегации. прибывшие на праздне-
ства, посол СССР в Венгрии Е. Д. Киселев,
главы и сотрудники дипломатических пред-
ставительств и др.

На трибуне — советская правительствен-
ная делегация во ‘главе с заместителем
Председателя Совета Министров СССР Мар-
шалом Советского Союза К. Е. Водошиловым.
	Празднование в Венгрии пятилетия освобождения страны Советской Армией
	ты беспрерывно  провозглалиают: «Слава
великому другу венгерского народа — на-
шему освободителю—Сталину!», «Да здрав-
ствует Советский Союз и его славная ар-
мия!», «Ла здравствует наш вождь Рако-
ши!», «Да здравствует наш испытанный
друг маршал Ворошилов!», «Пусть крепиет
и процветает вентеро-советекая `дружба!».

Никогда еще демонстрации будалештских
трудящихся не были столь красочными, ках
Cero AIHA,

Почти четыре часа ирололжалакь эта
‚праздничная, необычайно оживленная и вме-
сте с тем торжественная демонстрация вен-
терекото ‚народа, отмечающего пятилетие
своего освобождения. Сотни тысяч  буда-
пештцев прошли в этот день через площадь.
Героев.

sme mh
	БУДАПЕШТ, 4 апреля. (ТАСС). Сегодня
здесь, в здании Государственного собрания,
	Министр 0б0роны  генерал-полковник
М. Фаркаш от имени венгерского правитель-
ства и ЦК Венгерской партии трудящихся
поздравляет войска © праздником пятилетия
освобождения страны.

Гремят залпы праздничното салюта, на-
чинаются парад.

В одиннадцатом часу начинаются празд-
ничная демонстрация трудящихея Була-
пешеа. Колонны демонстрантов — © про-
спекта имени Сталина и © улицы  Дьердь
Дожа — мощным потоком ваивалотся на ило-
щаль Героев, украшенную флатами Вен-
терской народной республики, Советского
Союза, фяатами стран лагеря лемократии и
социализма, огромными лозунгами, провоз-
глапалощими борьбу за мир, нерушимую
вентеро-советскую дружбу и славящими (9-
ветский (ююз, его доблестную армию и вели-.
кого вождя всех трудящихся — товарища
Сталина.

В колоннах праздничное оживление.
Не смолкают радостные песни. Лемонетран-
	БУДАПЕШТ, 4 зпреля. (ТАСС); Газеты
публикуют указ президиума Венгерской.
народной республики об объявлении 4 апре-

состоялся большой прием, устроенный (9-1 ля национальным праздником,