Россия— родина
ледокольного флота
	Тенерал-диревтор второго ранга Севмор-  .
пути т. Петров недавно закончил работу,
утнерждаютщую приоритет наией Родины в
создании ледокольнюго флота. В беседе с на-
шим корреспондентом т. Петров заявил:

— В архивах ймовтея много петориче-
ских документов, показывающих, что пер-
вые ледоколы были построены в Россий.
Еще в ХИ ХУ столетиях русские поморы
строили прочные морэходные суда, споеоб-
ные совершать ледовые плазания.

Активным плавание было во времена
Пегра Первого. В 1710 г. в воовной. опера-
ции по взятию Выборга принимало участие
свыше 250 деревянных судов различного
типа: Флот, вышедший из ПНотербурга,
встретил большое количество льда. Виервые
Петр Первый использовал  трехмачтовый
фрегат «Думкрат» для борьбы с0 льдами:

В начале второй половины прошлого’ сто-
летия было много попытов ломать лед при
помощи различных приспособлений. Самым
удачным оказалось приспособление крон-
штадтекого купца Бритнева — давить лед
при помощи ‘корпуса корабля. Такой способ
борьбы со льдом был применен нм в 1864 г.

Бритнев ерезал у ©воего корабля «Пай-
лот» носовую часть так, чтобы корабль мог
забираться на лед и давить его своей тя-
жестью. Этот небольшой пароход явился
первым в мире лелоколом, давшим возмож-
ность на носколько недель продлить нави-
гацию. Бритнев построил второй такой ко-
рабль-——«Бой». Несколько лез спустя лелоко-
лы появились в Германии; они были по-
строены по чертежам, купленным немпами
за бесценок у Бритнева.

В это же время ледоколы были постреены
в Америке, несколько позже — в Норвегии,
  Швеции, Финляндии, Дании.
°— 13 октября 1898 г. на воду был спущен
‘невиданный еще в мире ледокол-богатырь
«Ермак», построенный по проекту про-
‘славленного русского моряка, талантливого
‘изобретателя адмирала Макарова.

Советское социалистическое государство
по-новому поставило вопрос об изучений и
освоении Арктики. Началаеь новая эра в
строительстве лелокольного флота.

В 1932 г. советские моряки и ученые на
ледокольном пароходе «Сибиряков» прошли
в одну навигацию с запада на восток по
едовитому океану и этим _ осуществили
давние стремления мореходов. Через год пе-
ресек Ледовитый океан ледокольный паро-
ход «Челюскин», вписавший яркую страни-
цу в историю освоения Арктики советскими
людьми.

За годы сталинских пятилеток мошь ле
докольного флота значительно возросла. В
конце 1936 г. на советеких судостроитель-
ных заводах были заложены мощные ли-
нейные ледоколы. Первым сошел со стапе-
лей оборудованный по последнему слову
техники флагман аретического флота СССР
ледокол «Иосиф Сталин», работающий уже
более олинналиати лет в полерных морях,

Два года назад в одном из дворов Обтров-
ского переулка, неподалеку от нашей пгко-
лы, мы © комсомольцами решиаи юрганизо-
вать на лето пионерский лагерь.

В xarepe было 10—80 ребят, которые
составили три отряда. Отряды мы разбили
на звенья, выбрали советы отрядов и совет
лагеря. —

Лагерь работал по плану. Ребята за-
ранее знали, когда они отправятея в даль-
ние походы, когда устроят веселый карна-
вал или читательекую конференцию. И рас-
порядок хня в лагере был подчинен раепи-
санию, которое мы старались никогда не
нарушать, В 9 часов 30 минут ребята ста-
новилиеь на зарядку. В 10 была линейка,
в 10.30 — экскурсии, в 1.30 —06ед, в
3.30 — занятия кружков, в 7. 30 — вечер-
HAA линейка и спуск флага.

Две основные темы составляли водержа-
ние работы лагеря. Это —= сталинский план
‘преобразования природы л сталинский план
‚реконструкции Москвы. На сборах отрядов
‘ребята слушали интересные беселы ® поле-
защитных лесонасажденяях, нросматривади
кинофильмы на эту тему: «Лес и @тепь»,
«Зеленый друг». Во время похода в Горки
Ленинские они побывали на опытном
участке Т. Д. Лысенко, во время похода в
Истру осмотрели питомник, где выращивают
саженцы молодых деревьев для полезащит-
ной полосы. Был у нас болыной лагерный
праздник, посвященный «Дню леса», —кар-
павал, веселая самодеятельность, костер.

Сейчас я мысленно оглядываюсь Ha Bee,

что было сделано тотда, и думаю: надо нам
глубоко проанализировать опыт этих двух
лет, отобрать самое важное. то поможет
пам и в нынешнем году сделать увлека-
тельной и интересной жизнь лагеря во
дворе. =. *
‚ Подбор вожатых и преподавателей, кото-
рые будут работать в лагере, — одно из пер-
воочередных дел. В прошлом году еще в мае
комитет комсомола энал; ко из комеомолок
останется работать © ребятами.

Налги вожатые нровели большую и ин-
тереоную работу с. ребятами. До сих пор
пионеры тепло вспоминают Тамару Проку-
дину, Галю Панавенко, Лилю Тимофееву,
Милу Леонтардт.

Расскажу о.Гале Панасенко, комсомолке,
которая учится сейчас в 9-м классе. Галя
была вожатой второго отряда. Ее работа
Убедительно говорит о том, как важно, WTO+
бы все дела отряда были подчинены точ-
пому, четкому плану. Галя составляла план
работы своего отряда на два дня вперед. Ito
позволяло ей полнее учитывать запросы и
стремления ребят.

Отряд жил интересно. Знакомясь, напри-
мер, с реконструкцией Москвы, ребята
изучали свой район, Таля провела их от
Кропоткинекой улицы до. Ново-Девичьего
монастыря. Ей помогло сочинение, которое
опа писала в школе по истории Мосввы. Она
прочитала тогда много книг, и теперь ей
было что рассказать о старой и вовой
Моекве.

Галя придумывала для детей интерееные
вивторины, литературные и географические,
помогала им подготовиться к обсуждению
книги М. Прилежаевой «С тобой това-
риши», часто водила их. на экскурсии.

В лагере все лето работали учителя
А. А. Гречнев, С. И. Смирнова, А. С.
Манухина, М. М. Вутвина, А. А. Селицкая,
В. И. Tepevas. Пренодаватель биологии
Степан Васильевич Семенов вел кружок
юных натуралистов. Вместе с ребятами
учитель отправлялея на экскурсии и в по-
ходы. 38 лето он познайомил ребят с раети-
тельным миром Нодмоековья. Школьники
Фобрали и засушили множество растений и
трав. Осенью в Класеах появились новые
учебные  пособяя — гербарий, собранные
ребятами в подарок родной школе.

Большую помощь оказали нам Фрунзен-
ский райком комсомола и районный Дом
пионеров. Нетагоги Дома пионеров руково-
	ТАЛЛИН, 11 апреля. (Наш норр.). На-
ступает весна — пора экскурсий ий похо-
дов. Таллинская туристическая база органи-
зовала семинар экскурсоводов, на котором
занимается 20 человек. Большинство слу-
	On вернулся в Ванаду и обратился ¢ Me-
морандумом к парламенту, в котором четко
й ясно изложил правду о Витас, правду, ко-
торая далаев ему нелегко, правду, которая
стоила ему двалцатидвухлетнего оныта. Ва-
надский парламент не улоетоил его ответом.
Тогда он обратился в народу.

Акливность Эндикотта была не по сердцу
руководителям протестантской церкви. Ему
стали мешать. Тогла он вышел из перкви,
перестал быть священноелужителем. Здесь
кончается история миссионера Джеймса Эн-
AUKOTTA и начинаетея история Джеймса
Эндикотта — борна за мир.

Вскоре по инициативе Эндикотта и его
	товарищей был еозлан Каналекий комитет”
	сторонников мира. Канадекие власти вся-
чески пологревали военную истерию, разду-
вали антиеоветекую пропаганду. Важно было
панести ответный удар. Пригласили в Ва-
наду друга CCCP, настоятеля Rerrep-
берийского собора Хьюлетта Джонсона.

Митинг иожно было собрать на, стадионе,
который вмещает восемь тысяч человек, или
в зале. рассчитанном на три тысачи чело-
	BOR, HO число жолающих  понасть Ha
лекцию Джонсона перевалило даже за
вобемь тысяч. Te, вто осталея вне
	зала, пе расходилиеь. Нод окнами они жадно
ловили каждое слово оратора. Этот митинг
был первым успехом каналеких борцов за
мир. (00р от него дал возможность издавать
пебольшую газету и покупать (60 долларов
за минуту) право на выступление по радио.

Особенно раглялными становятся успехи
	канадцев в борьбе © военной истериеи, когда
Эндикотт переходит в рассказам о повееднев-
ных делах: простых, честных людей. Сегод-
ня в Иэнаде насчитывается 200 тысяч
участников прогрессивного движения.

Прогресбивная молодежь Каналы-—аквтив*
ные работники комитетов мира. Разнообраз-
ны формы их борьбы — левции, фильмы
(недавно рабочие клубы показали своим чле-
нам советский документальный фильм «Бер-
лин» н фильм «Сказание о земле сибир-
ской»), публичные митинги. ` Торонтекий
влуб прогрессивной молодежи пикетировал
французское консульство, требуя прекраше-
ния «грязной войны» во Вьетнаме. Еже-
дневно на улицах канадеких городов и де-
ревень можно вилеть юношей и девушек ©
двойными плакатами. На груди и на спине
надпись: «Долой атомную 60м0у!» Кроме тоз
Го, на груди прикреплена дощечка ¢ TekcTOM
петиций. Любой прохожий может здесь me
поставить подпись под всенародным требо-
ванием.
		дили кружьзми «умелые руки» или “Cite
лай сам», рукоделия, тезтральным, танпо-
вальным.

Деятельное участие в делах латеря при-_
пяли родители, жильцы воседних домов и.
шефы школы — Управление промкоопера-
ции. Под руководетвом тт. Петровой, Томи-
линой, Стрельной, жителей дома, ребята.
WHIT костюмы для спектаклей и вар-
навалов, вместе с пими отправлялись Ha
SRCRYDCHE.

..Сейчас в школе еще идут уроки — до
конца года целая учебная четверть. А в
комитете комсомола уже говорят © пред-.
стоящих летних каникулах, о ребятах, ко-
Чорые проведут лето в городе.

На днях комитет BURCM обеудил во-_
прое о том, кто из комсомолок булет pabo-
тать вожатым в лагере. Уже сейчае у нас.
есть примерный план.

Учителя нашей школы Анна Семеновна.
Манухина, Мария Матвеевна  Вутвина,
Софъя Ивановна Смирнова тоже дали согла-
сие опять работать в лагере.

Мы бережно храним рее материаль, рас-.
сказывающие о делах лагеря. За два Рода
павопилось немало дневников, альбомов,
планов работы, различных записей, кото-
бые вели учителя, ребята, вожатые. р.
давно уже вытанили из шкафа эти папки,
внимательно перечитали все; Ведь близится
лето. Опять наша школа откроет лагерь во.
дворе. Уже сейчас пора думать, что нового,
интересного мы внесем в его жизнь. Onur
двух лет работьь поможет нам.

Чоходы... Они были у нае н в прошлом.
году: В Горки Ленинские ребята отправи-.
лись на четыре лня, в Истру — на три. Но
очень уж это мало — два нохода ва все.
лето!

В этом году дальних походов с ночевка-
ми у нас булет гораздо больше. Пуеть ребя-_
ть получше узнают чудесное Нодмосковьв,
‚крепче полюбят родные края. Пусть боль-
ше дышат чистым, свежим воздухом,
крепнут,  здоровеют,

Спорт... Как можно больше ребят мы х0-
тим увлечь занятиями в спортивных круж-.
вах. Во дворе ребятам тесно. Мы уведем их.
‘ма стадион «Трудовых резервов», почаще’
будем устраивать различные спортивные <0-
ревнования с другими школами. Все лето в.
лагере будет работать учитель физкуль-
туры.

Первоклассники... Наверное, И В этом году.
У нас будет немало малышей-семилеток, ко-
торые впервые обеныю придут в школу. Мы.
оиить создадим для них отдельную группу,
будем строго учитывать возрастные особен-
ности малышей.

Думаю, что в этом году, по примеру про-.
лого гола, нам удается организовать в ла-.
терз питание для ребят — обед в соседней.
  столовой.
  Самая большая трудность, € которой MEI)
столкнулись в прошлом году, — это чрез-
‘вычайно различный состав ребят. В ла-
‘Tepe было всего несколько учениц из на-
шей школы. Ё нам пришли ребята из 46-й,
36-й, 43-й, 50-й, 59-й, 587-й п других.
школ района. Многие ИЗ ШКОЛЬНИКОВ ЖИВУТ.
не в нашем, Островеком нереулке, а гораздо.
Дальше — в Зачатьевском, Тагариноком,
‘на улицах ШЩуклна, Веснина, Нам не сразу.
‘Удалось сплотить ребят в дружный пионер-.
‘ский воллектив. Эта задача скоро ветанет.
	удатось сплотить ресят в дружный пионер-
ский коллектив. Эта задача скоро встанет.
перед нами снова. Чтобы ублешаю разре-
ПГИТЬ е8, мы Уже сейчае думаем, как бу дем
строить работу с Детьми.

а ока: кое Ь: ААА” мА:
	етроить работу се детьми.

Фрунзенский райком комсомола должен
уже теперь помочь нам. И вожатые и учи-
теля нашей школы ечитают. что очень
нужны семинары, которые подготовили бы
их к предстоящей летней работе, позволили.
обменяться опытом ©’ другими школами,
подсказали много интерееното и полезного.

Л. БАГДАСАРОВА,
директор 43-й средней женской школы,
заслуженная учительница РСФСР,

т Москва.

шателей семинара — отуленты Таллинеко-.
го института прикладного искусства.

Б середине мая елушатели семинара сда-_
дут экзамены и получат права эксвурсово-_
дов,

22 Sees 8 Se М ЕЕ Se

Реакционная. канадская сопиал-демокра-
тическая партия и тред-юнионы повсеместно.
мешают борьбе за запрещение атомного ору-_
мия. В городе Гамильтоне на сталелитейномо
заводе благодаря их усилиям комитету ©т0-
ронников мира пе удалось собрать митинг.
Тогда один молодой рабочий вызвалея опро-.
сить всех товарищей по смене. Виесте © дру-
зъями он обошел цеха. Результат был убе-
дительным: под петицией поставили свои.
подтиеи 1.900 человек из 2.400.

Наша беседа близитея к концу. Пе-.
ред расставанием  Эндикотт говорит:

— Мне хотелось бы показать Bam elite
кое-какие экспонаты мосй коллекции. Экс-
пена Ni 1 — господин Чан Вай-ши,

Перед нами на журнальной странице.
лысый черен битого генералиссимуса и его.
злые, аляные глаза.

— У меня до сих пор хранитея доку-
мент,—— продолжает Эндикотт,— удостоверя-.
ющий, что я советник этого господина. Ну,
что же, я могу ему дать еще одан, послед:
НИЙ совет —= пусть поскорее уносит CBOE
НОГИ © Формозы. А вот экепонат № 2—
ato канадский образ жизни в действии. ,

‘Ha cron xomutes eTpaititia topourenof ra-
зеты «Глоб энд мейл». В пол-листа фото-_
графия: безработные, сплщие вповалку в.
одной из перквей. А рядом ¢ фотографией
безработных ложится маленький желтый
листов — экспонат № 3 — цитата из рупо-
pa бизнесменов «Ньюс Уорлд рапорт». Uep-
HEIM 10 желтому там сказано: «Можно веегда
приналёечь на вооружение, когда падает.
частная активность. Всегда легко создать
военную истерию».

Эндикотт комментирует показанное:

=— Мив запрещен въезд в Америку, пото-
му чм я против подобных способов «ожив-
ления» деловой жизни. За я легко попало
в СССР, за пресловутый «железный aaua-
вос». Я возвращолось в Вападу полный вв-
ры в жизнеспособность и миролюбие совет-
ских людей и с еще большей неприязнью в
ем, по чьей милости существуют безработи-
ца и опасность новой бойни. Я пожамаю
руку евоим советским друзьям. Пусть это
рукопожатие будет символом пашей ©9в-
местной готовности отетоять дело мира, по-
разить Чуловише империализма.

Виктор ГОРОХОВ.
	CKOMGOMONSCKAA MPABM Ay
	[2 апреля 1950. г. 3 CTD.
	Скоро в Московском химико-текнологическом институте имени
Менделеева состоится очередной выпуск молодых специалистов.
Сейчас особенно многолюдно в лабораториях, библиотеке, Сту-
денты-выпускники проводят свой последние опыты и исследова-
ния, трудятся над дипломными работами. Большинство этих работ
связано с проблемами развития отечественной металлургии,
электротехники, промышленности стройматериалов,
	НАШИ ЧИТАТЕЛИ
PACCKAZLIRAIOT
	  Научные доклады
будущих педагогов
	Многие студенты Марийского госулар-
ственного педагогического = института
амени Н. К. Крупской состоят членами
научного студенческого общества. 27 юно-
шей и девушек активно работают в
лингвистическом научном кружке, кото-
рым руководит доцент кафедры русского
языка В. К. Фаворин.

Сталинский стипендиат студент
1Ш курса А. Золотов рассказал членам
кружка об особенностях стиха В. Мая-
ковского. Студентка В. Белянина сдела-
ла доклад «Язык книги Б. Полевого
«Повесть о настоящем человеке». Сту-
дент Ю. Козлов изучал местные говоры
в дёревне Пуялки-Орловой Оршанского
района. На заседании лингвистического
кружка он рассказал © результатах сво-
	их исследований.
С. ГАРЯЕВ,

секретарь научного м педаго-
гического института им. Н. К. Крул-

ской,
Иошкар-ола. Марийская ACCP.
	института механизации и электрифика-

ции сельского хозяйства организован в.

1948 году. С тех пор на сцене клуба
института было, поставлено. много спек-

таклей. С успехом прошли сцены из’

«Бориса Годунова», «Маскарада», «Же-
нитьбы».

Но кружковцам хотелось показать
пьзсу из жизни советской молодежи, в
особенности студенчества. После долгих
споров остановились ‘на пьесе Добро.
вольского и Смоляка «Плечом к плечу»
по мотивам повести <Трое в серых ши-
нелях» Добровольского. С ‘согласия ав-
тора в пьесу были введены новые дей-
ствующие лица.

С большим увлечением приступил кол-
лектив к новой работе. 15 марта состоя.
лась премьера. Зал был полон. Игра
артистов не раз вызывала горячие ап-
подисменты. } р

Сейчас кружковцы продолжают рабо.
тать над ньесой. Они собираются пока-
зать ее и в других институтах, а также
на ‚смотре художественной самодсятель-
ности студентов Москвы.
		Студентки 5-го курса отделения технологии керамнки и огне-
упоров силикатного факультета комсомолки Клавдия Новова,
Enena Решетова и Надежда Ким выбрали темой своих дипломных
	работ исследование
	механических и Физико-химических свойств
	огнеупорных Материалов и фарфоровых изделии.
На снимке (слева направо): Елена РЕШЕТОВА, Надежда КИМ
и Клавдия НОВОВА за работой в лаборатории,
Фоло С КОСЫРЕВА.
		указано 556. В Сталянеком районе в кол-
хозах физкультурой занимаются 88 юно-
шей и девушек, в отчете же стоит цифра
1.184.

Тав рождаются дутые отчеты. Страдает
этим пороком и республиканский комитет,
В его отчеле, отправленном в Москву, Bro-
рой год подряд ставится в пример физкуль-
турный коллектив колхоза имени Сталина,
которого фактически нет.

В республиканском комитете по делам
физкультуры и спорта (председатель тов.
Исмаилов) очень любят совешания и 3366-
дания. А вот в кинлаки представители
комитета почти He выезжают; В резуль
Tate этой бесконтрольности большинство
председателей районных комитетов физ-
культуры не занимается своим иепобред-
ственным делом. Шредеедатель Халдыван-
бекекого районного комитета тов. Ташла-
нов, например, пять месяцев быя уполно-
мочетным Но хозайственным камнаничм.
	Многие председатели районных комитетов
физкультуры очень слабо разбираются в
вопросах физической культуры. Сейчас в
Ташкенте открылись для них республикан-
ские курсы. Дело хорошее, своевременное.
Ho подготовилиеь К открытию кубов из
рук вон плохо. В результате на учебу
съехалось. только 29 человек, а в Узбеки-
стане более 170 районов: Кадрами физ
культурных руководителей никто в рес-
публике серьезно пе ‘занимается. Часто
сменяются председатели районных комите-
ton. B 1949 голу сменилось 59 чёловек.
Волхозная молодежь любит национальные
виды спорта —= борьбу «кураш» и скачки
«улав». Но тренеров и инструкторов по
папиональным видам спорта в республике
почти нет;

Странную позицию занимают  военно-
физкультурный отдел ЦЕ ЛЕСМ Узбени-
стана п 6вго заведующий 10в. Орлов. Этот
отдел по существу превратился в реги-
стратора фактов. Львиная доля времени
злееь тратится на подготовку вопросов к
бюро, Конкрезными же делами занимаются
от случая к случаю. Руководители комео-
мольских и физкультурных организаций
республики не замечают недостатков, про-
ходят мимо фактов очковтирательетва. А
физкультурных коллективов в кишлаках
становится все меньше и меньше.
	р. МЯСКОВ.
ТАПИСЕНТ. (Нав корр.).
	ий,
	oes foe 2 SS
	ОТ СЛУЧАЯ
	В центре кишлака расположены стадион,
баскетбольная и волейбольная площадки,
беговая дорожка, полоса препятствий. Уже
хазно растаял снег, подсохла земля, и на
стадионе тренируется футбольная команда,
завоевавшая в прошлом голу в розыгрыше
чемпионата Узбекистана второе место:

Физкультура и спорт вошли в быт кол-
хозников артели «Полярная звезда» Сред-
не-Чирчикского района Ташкентекой обла-
сти: Секциями руководят здесь лучшие
спортемены-комеомольцны. Постоянное Ban-
мание физическому воспитанию молодежи
уделяют партийная и комсомольская орга-
низации, правление колхоза.

Однако подобных колхозов, где так вни-
мательно занимаются физическим воспита-
нием молодежи, в республике немного. А
ведь в Узбекистане есть все возможности
для широкого развития массовой физкуль-
туры в деревне. В прошлом году правя-
тельство Узбекевой ССР отнустило большие
средетва для проведения районных, обла-
стных и республиканской колхозных спар-
такиад. В массовых боревнованиях приняло
участие около 80 тысяч юношей и дезу-
шек, Тогда было бвоздано 560 физкультур-
ных коллективов, построено 226 спортив-
ных плошадовк и стадионов. Но закрепить
эти ублехи реепубликайский комитет по
делам физкультуры и спорта не смог. Свое
руководство физической культурой он свел
к бумажной переписке. На места стали по-
втупать бесконечные запросы о. сводках,
рапортах. Такой curs Руководства привел
к тому, что только в Тапщентской обзаети
з& несколько месяцев в колхозах распалось
более 200 физкультурных коллективов. За
год, по данным комитета, в республике было
подготовлено всего 8000 значкистов. Нои
эта цифра не вызывает доверия. -

Если судить по сводкам, то в Андижан-
ской области наиболее успешно готовят
значкистов ГТО. Пря внимательном изуче-
нии положения дел на месте выясняетея,
	что Это «первенетво» «завдевано» не чест-.
	ным путем. В республиканский комитет
были посланы  очковтирательские  дан-
ные. Председатель Андижанского облест-
ного комитета по делам физкультуры и
спорта тов. Абдуллаев включил в отчет
цифры, взятые... с потолка. Так, например,
в Пахтаабалском районе в течение года
подготовлено 22% значкиста ГТО, а в отчете

В кишлаках Узбекистана мало физкультурбников
	Новые wmronsr
	тоудовых резеовов
	ВИЕВ, 11 апреял. (Пз телетону). На Укра-
ине. восстанавливаютея и’ етроятея новые
здания для ремееленных, железнодорожных
училинс и школ фабрично-заводекого обуче-
НИЯ.

В марте едана в эксплуатацию новая
торнопромышаяенная школа в Александрии

на Вировоградщине. В Ворохте при тресте
«Отаниелавлеепром» (Crauncaapcras 06-
ласть) закончено восстановление школы
ФЗО, которая будет готовить механизаторов
для лесных фазработок. Новая школа на-
чинает работать при шахте 1-Центральная
комбината «Артемутоль».

Трудовые резервы Сталинской и Воро-
пиловграхекой облаетей получат в этом
тоду 22 новых элания. Строительство иткол
развернулоеь при шахте имени Сталина
комбината «Ворошиловградутоль», шахте
№ 2—3 именя Дзержинского ‘треста
«Фрунзеутоль», ЛДисичанеком химкомбина-
т6, заводах «Запорожеталь», «Азовсталь»
и других прелприятиях Украйны. :
	f ses Boe
	СТУДЕНТЫ-=ЭКСКУРСОБОДЫ

8 = § Ss SS) eee В ЕЕ

Встреча с участником
	Крымского подполья
	Книга И. Козлова «В Крымском под-
полье», Удостоенная Сталинской премии,
повествует о мужественной борьбе со-
ветских патриотов против немецко-фа-
шистских захватчиков. ‘

Книгу Козлова горячо полюбили с0-
ветские юноши м девушки,

В нашей и коле ФЗО это произведе-

ние читали вслух. Вечерами, в часы,
своболные от занятий, в просторных и
светлых комаатах собирались учащиеся
школы и с волнением слушали чтеца.
_ Однажды, когда воспитанники обсуж-
дали прочитанные главы, комсомолец
Иван Савончак задал вопрос мастеру
Ивану Михайловичу Внукову:

— А можно ли встретиться с героями
КНИГИ?

Мастер загадочно улыбнулся,

— Хотелось преподнести вам, товари»
щи учащиеся, сюрприз, — сказал он. —
Но поскольку вопрос уже задан, отвечу:
в нашей области живет бывший участник
подпольной молодежной организации
Симферополя Евгений Демченко. О нем

мы как раз читали сегодня. Когда закон- )

чим книгу, пригласим Демченко в гости.

И вот в школу приехал долгожданный
гость. По просьбе учеников Демченко
долго рассказывал о подвигах молодых
крымских подпольщиков. Рассказал нам
Евгений Демченко и © Судьбе многих
своих товарищей.

Демченко привез с собой некоторые до-
кументы; фотоснимки. С волнением чи-
тали ученики листовку, призывавшую
симферопольцев бороться с врагом, смо-
трели фотографии бывших подпольщиков.

Л. ГИТЕЛЬЗОН.

г. Часов Яр Сталинской области,

школа ФЗО № 114.
	На снимке: Евгений ДЕМЧЕНКО среди
воспитанников школы ФЗО.
	Se See BSS § Se
В a 9 Sa: gs ©

Библиотека Джеймса Эндикотта
	В номере московской гостиницы веюду—
	На столах, на стульях, на диване —— разлю-
жены Газеты, журналы, брошюры, книги.
Мы в гостях у Джеймса Эвдикотта, пред-
седателя Капалекого комитета сторонников
мира»,

— Это моя жа библиотека. —
	  улыбаясь, говорит Haul собеседник.— На
	канадской границе чиновники решили, что
это антисоветокая пропаганда, и легко
пропустили мой груз. Еще одна оптибка ка-
налевих властей, —есмеется Эндикотт. Смез
емся и мы, вспоминая, что произошло нака-
нуне на пресс-конферениии, которую дава-
ли гости Москвы, члены делегации Постоян-
Horo комитета Всемирного конгресса 6торон-
ников мира, ‘советоким и иностранных жур-
налистам. }

Там, на преес-конференции, пользуясь
своей библиотекой, Лжеймс Эндивотт на»
глялно доказал отсутствие граждан»
ских свобод на всем североамериканском
континенте, от Аляеки до Панамского пере-
пуейка. Выревки из газет, которые он демон-
стрировал собравшимся, позволили ему обли-
чить вранье и подтасовки буржуазной прес-
вы, в том чиеле и такой газеты, как «Нью-
Йорк тайме», корреспондент которой сидел
Злось же, в зале Центрального дома журна-
дистов. ,

— Перестаньте врать о Китае! Пере-
станы врать об СССР! — воскликнул в
вони своей речи канадец, обращаясь вю
корреспондентам буржуазной прессы.

Лвадцать два года прожил Джеймс Энди-
кот в Китае. Там, в Китае, он родился, там
вырое. Туда, в Чунцин, он вернулся в
1925 году, окончив исторический факуль-
ет Торонтекого университета и прювоевав
простым солдатом на фронтах первой миро-
вой войны. Его отец был протестантевим
мибснонербм. Миссионером стал и ЛДжейчс
Эндиво г. Он любил Витай и китайцев, знал
язык и обычаи этою. великого нароха. По
	  3& етаринными обычаями он Не видел того
	нового, что пробивалось на китайской землб.
У нею были молодые глаза, но он был слеп.
Металла ryctan пелена   идеалистической
философии, преподанной ему в студенческие
годы. Так же как в грязных и холодных
окопах Ардённ он был бессилен понять, кто
виновник первой мировой бойни, таб и в
Китаю 20-х тоюв он пе мог понять движу-
	молчалив, Пришла минута расставанья. Hop-
ман протянул отцу маленькую книжку.

— 06 олном прошу тебя, —= прочти 9519.

— Ладно, — буркнул Дэжейме Эндикотт и,
не глядя на название, сунул книжку в ме-
пюк. Это был «Манифест коммунистической
партии». Сорок дней Эндикотг плыл на па-
рохоле, и сорок дней он раздумывал над тем,
что с предельной ясностью было сказано в
первой прочитанной им марксистской книге.

— Так начался поворот в Моем созна-
нии, — говорит Эндикотт.

Й Битай, который открылея теперь Энди-
вотту, был не тем Китаем, который он знал
сызмальства.

Продазкность и разложение гоминданов-
‹вих властей достигли апогея. В штабе Чан
Кай-ши вепыхивал «вандал за скандалом —
скандал с золотыми елитками, скандал ©
кровью для переливания, скандал е запасами
риса, скандал по поводу резни на Формозе...

Эндикотт встречался в молодыми местны-
ми коммунистами. Они рассказывали ему
правду о китайской революции. И он понял,
что возмущенный народ сметет клику Чан
Кай-ши. «Еели весь народ вадохнет —— будет
буря», — гласит китайская поговорка. Эн-
‘дикотт был уверен, что коммунисты победят,
` Потому что за ними стоит народ:
 Предвиденье коммунистов сбылось. Бла-
Тодаря сокрушительому удару Советской
‘Армии самураи Хирохито стали на колени п
‘He грозили больше стране. Освободительная
буря понеслась над полями Китая.

— Американцы знали, что народ ненави-
дит Чан Кай-ши— подчеркивает снова и
снова Эндиколт.—— Они поддерживали нена-
ристный народу режим, Они кричали о «рус-
ской агрессии». Но вот посмотрите это...

На етоле. документы и цитаты. Ренерал
Маршалл вынужден был после поездки в
Китай признать, 910 у Него нет никаких
доказательетв «русекого вмешательства».
Основные усилия американских разведчи-
ков из отдела стратегической службы (060)
со дня побелы над Янонией были направле=
ны на собирание малериалов о «красном им-
периализме». Но доказательств не было. Ни
одного. Наоборот, это Америка и Канада co-
здавали вее новые и новые авиабазы из тер-
ритории Китая; И тогла Лжейис Эндикотт,
возмущенный тем, что свершение мечты ки-
тайского нарола его враги называют «крас-
ным империализмом», решил бороться.
	ругом были нищета и голод, а он борол-
ся лишь © снинтомами болезни, по не © при-
чинами, 66 вызывавитими, Дни уходили па
организацию детской комнаты при первви,
на деятельность в различных олаготвори-
тельных обтивствах, ]

— Я знал, что нужно, но но знал, как
этого добиться. — говорит Эндикотт.

Теперь Джейме Эндикотт знает, чтф дет-
ская комната и школьная комиссия не могли
помочь стране, в которой командовали ину-
странцые банниры и местные банкирчики.
Тенерь он знает. А тогда...

В 1927 году в Шанхае он был евидете-
лем резни, которую устроила гоминданов-
ская военщина, исполнительница воли круп-
ной китайской буржуазии. Он видел на коль-
ях носреди шанхайекой улицы головы сотен
казненных коммунистов.

В 1938 году, в дни антияпонекой войны,
Чан Най-ши предложил Эндикотту стать ето
советником но культурно-просветительным
вотюеам. Эндикотту хотелось помочь Китаю
В войне против японцев. Он поверил в то,
ато перед лийом общего врага гоминдан бу-
лет честно сотрудничать © коммуниетами.
Он принял предложение Чан Кайши.

Torta ему иредотавилась возможность в00-
чию убедиться в том, что террор и продаж-
ность гоминдановских генералов и бюрокра-
тов не выдуманы «коммуниетичесной прона-
рандой», & существуют на самом деле.
Чан Вай-пти было две секретных полиции:
елна—в армии, другая — в партии. И эти
полиции не бездействовали. Всякого, кто был
полозреваем в сочувствии коммунистам,
немедленно раестреливали.

Эндикотт несколько раз откровенно гово-
рил Чан Кай-ши о фашистеком характере его
режима. Китайца за подобные слова немед-
лентю казнили бы. Эндикотта перестали.
принимать. Он отправил Чан Кай-ши не-
сколько окладов о подлинном состоянии дел
в стране. Ему вернули их нечитанными.
Тогда он уехал в Ванаду.

В Канаде ел подстерогали сюрпризы.
18-летлий Норман, старший сын Эндикотта,
служивший механиком B военной авиации,
стал членом канадской рабочей прогрессив-
ной партии. Коммунист в его семье! Эта
новость не упаадывалаеь в голове MACCHO-
пера. Когда в 1944 году Эндикотт снова
уезжал в Китай, Норман приехал провожать
его. Прошанье было холодным. Норман был
	мы ‘Гщих сил народной революции.
PP lr Pact att anal ta L LL ALLA A A ett Ne tN