СИЛЬНЫЕ, ЛОВКИЕ, СМЕЛЫЕ
	Ни один баскетбольный матч не обходил-   В октябре у млалитих школьников началась
	Ся 063 девятиклассника Володи Т. Он счи-
Таля лучшим игроком. И все-таки ero
	ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ команды.

3 что же?

В соревнованиях советский спортемен
проявляет стойкость, упорство и волю к
победе. Интересы коллектива для него вы-
ше личной славы. Случилось, однако, что
Володя Т., считая себя незаменимым игро-
ком, зазналея. Когда назначались трениров-
ки, он говорил: «Захочу— приду. не захо-
чу—не приду». Во время игры он старался
быть лишь в нападении и не шел в защи-
ту. Если видел, что может. получиться кра-
сивый, эффехтный бросок, то брал мяч, а
если нет — кричал соседу: «Бери!» —

Поведение Володи Т. возмутило ребят. На
классном комсомольском собрании они ска-
зали ему:

— Пока не научишься уважать товари-
щей, в команду не примем.

Как ни больно. было Володе, но он под-
чинился воле коллектива, Когда комсомоль-
ская организация утверлила его вожатым
	пионерского отряда четвертого класса, юно-
	ша горячо взялся за работу. Он глубоко
осознал свою опгибку. И на одном из первых
сборов новый вожатый заговорил © пионе-
рами о еоветских физкультурниках, 06 их
достижениях, их высоких моральных каче-
ствах...

Bea система обучения и воспитания в на-
шей советской школе способствует формиро-
ванию коммунистического мировоззрения у
детей, Спорт — это составная, неотъемле-
мая часть учебно-воспитательного процесса.
В этом отношении показателен опыт 321-й
средней ‘мужской школы Ленинграда. Здесь
спортивной работой занимается не только
преподаватель физического воспитания, но
‚и весь педагогический коллектив: в ней
принимают активное участие комсомольская
и пионерская организации. В школе несколь-
хо секций: гимнастическая, баскетбольная,
волейбольная, футбольная, велосипедная,
бокса, лыжная, шахматная и другие. В
каждом классе, начиная с пятого, имеют-
ся баскетбольные, волейбольные и футболь-
ные команды, свои легкоатлеты, лыжники,
шахматисты. Состязаются класс с классом.
График соревнований утверждает директор
школы. у

Первые уроки в 1949/50 учебном тоду и
первые спортивные соревнования начались
в школе почти одновременно. В сентябре
комсомольцы организовали восъмикиломет-
вый марш за город. Похол, в котором уча-
ствовали все старигеклассники, помог спло-
тить коллектив. В классах были избраны
Физорги, созданы спортивные секции, совет
школьного физкультурного коллектива.

Вслед за пешим переходом в сентябре и
октябре состоялись соревнования футболь-
ных команд. Они были проведены по двум
группам учащихся, В одну вошли футболи-
сты 5-го, 6-го и 7-го классов, а в другую—
команды старшеклассников. Состоялись
встречи старшеклассников по баскетболу.
	сдача норм комплекса ЫТО по плаванию
и бегу. В ноябре был организован шахмат-
ный турнир. Первая четверть учебного года
закончилась смотром спортивной работы B
классах. Первенство присулили 10-му «Б»,
где все ученики систематически занимают-
ся спортом и тде больше значкиетов ГТО.

Зимой занятия проводятся в хорошо 0бо-
рудованном спортивном зале. В теплое вре-
мя спортивная жизнь переносится на пло-
щадку. Спортсмены 321-й школы говорят о
ней с законной гордостью. Год назад злесь
был пустырь, на котором выеились горы
битого кирпича. Вомсомольны расчистили
его, создали свою спортивную базу. Много
	помог им ценными советами мастер спорта
	тов. Федоров.

Спортемены 321-й держат вое первые мс-
ста по легкой атлетике и другим видам
спорта во Фрунзенеком районе. Успепгио
выступают они и в городеких соревнованиях
школьников. Волейбольная команда во гла-
Be CO CBOHM капитаном Мишей Расторгуе-
вым, учеником 6-го класса, заняла второе
место в Ленинграде. Велосипедист Леша, Ку-
лаков на своей гоночной машине был BTO-
рым в розыгрыше первенства города по это-
му виду спорта. Борис Иоффе заслуженно
	‚считаетея одним из лучших бегунов Денин-
	града. В школе более 100 разрядников по
различным видам спорта,

Душой физкультурного коллектива яв-
ляется комсомольская организация. Комео-
мольцы — лучигие спортсмены школы. Ya-
сто на своих собраниях и заседаниях коми-
тета они обсуждают вопросы физического
воспитания. Член комитета Анатолий Жу-
вов готовит значкистов ТТО в старших
классах. Здесь почти вое ученики сдали
нормы. Член учкома комсомолец Родионов
ведет такую же работу в 5-хи 7-х классах.
В этом году значки ГТО и ЫТО получили
150 человек, всего же в школе 250 значки-
стов:

Большое внимание уделяет комсомоль-
ская организация пропаганде физкультуры
и спорта. Часто на, перемене в школе можно
	  услышать спортивное фалиообозрение. Ubo-
	зрения `тотовит комсомолец Евгений Лады-
жинский. Ребята узнают о соревнованиях в
районе или городе, о новых спортивных фе-
кордах. На специальном щите вывешивают-
ся грамоты и дипломы, завоеванные спорт-
сменами школы на районных и городских
горевнованиях. Для школьников читаются
лекции и доклады о достижениях советско-
го спорта.

Три раза в год в школе проводятся тра-
дхиционные спортивные ° праздники — в
честь Великой Октябрьской соцналистиче-
ской революции, Дня Советской Армии и
1 Мая. Самос активное участие в их под-
готовке принимают комсомольцы и пионе-
ры. Уже составлен общтнрный план спортив-
ной работы на лето. Общество «Пищевик»
обешает помочь школе. Оно выделит на лето
тренеров по всем основным видам спорта.

А. ДАВИДЬЯНЦ.

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.),
		ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
ВЕСЕННЕЙ ОХОТЫ
	ГРОМНАЯ холодная луна еще задум-

чиво плывет над Ярославским лесом,

а уже время выходить на охоту. В «темно-
зорь», до того, как порозовеет небо на
	востоке, раздаются в лесу негромкие

чарующие звуки весенней песни глухаря. _
«Дак-док! дак-док!», как будто ломая Cy-

хие палочки, щелкает глухарь. На фоне

опаловой зари уже ‘можно разобрать ши-

рокий веер хвоста, чуть вздрагивающие

крылья и весь четкий силуэт этого певца

весны, Резко гремит выстрел, и, с треском

ломая сучья, валится вниз могучая

птица. :

Весеннее половодье быстро спало в
этом году. Острые зеленые стрелы осоки
и явора поднимаются над водой. Желтым
огоньком зажегся. в. болоте золотой бу-
бенчик. Утка садится на гнездо, и селе-
зень горячо ‘идет на голос подсадной

‚ «крикуши», на манок, на чучела. ^.,

а снимках (сверху вниз); у бивуач-
ного костра; молодые охотники слесари
Владимир. МОСИН и Владимир ЗАВЬЯ-
ЛОВ после утниной охоты; молодой ра-
бочий Сергей СМИРНОВ с ‚убитым. глу-.
харем.
`^ тенст и фото“И. ТОлОкОНниковА.
	Виктор ГОНЧАРОВ
	o,0.J0¢ u llype

PD ORRIN en

блога

ee Во

прежде никогда не замечала... А потом —
вель это ей надо сказать спасибо за то; что
мы теперь по-настоящему знаем Москву.
Она на первом же уроке спросила нзс: «В
толстовокам музее были? В Останкине бы-
ли?» И так сердито: «Эх; вы, москвичи!» А
теперь — где мы только. с ней не: побыва-
ли! Всю Москву исколесили, все музеи пе-
ресмотрели! И каждый раз она заставляет
нах чем-нибудь раздумывать. ce

” — Her, правда, она  очёнь. ‘хорошая,
очень! =— поддерживая Шура.

Он все-таки стеснялся тавих чуветви-
тельных слов и почему-то, чтобы скрыть
смущение или чтобы тверже прозвучало,
всегда хвалил учительницу басом, что ему
еще плохо удавалось. Зато глаза его и вы-
ражение лица говорили ясно и без кодеба-
ний: «Хорошая, очень хорошая!». ^

Но по-настоящему я поняла, что такое
разбуженный интерес к литературе, к пи-

‚сателю, к истории, ROTA B Bacco о

читать Черзнышевевого.
	Высокая мера
	— Ваша дочь учится в инетитуте? —
спросила как-то библиотекарша, у которой
я брала книги по Зоиному списку.

Списки веёгда были длинные и разнооб-
разные. Чего только неё прочла Ben, гото-
вясь к докладу о Парижской Коммуне! Тут
были и серьезные исторические работы и
переводы: французских: рабочих поэтов —
Потье, Влемана. . -
	А сколько было прочитано: 06 Отечеет-
венной война 1812 года! Зоя бредила име-
нами Кутузова и Багратаона, описаниями
сражений, с упоением повторяла наизусть
целые страницы из «Войны ‘и мира». Го-
товясь к докладу об Илье Муремце, она со-
ставила длинный список редких книг, кото-
рые я с трудом р B   ен
библиотеках. РИ
	Да, для меня не было новостью, что 30я
умеет работать серьезно, добираться: до. са-
мых глубоких источников, до самой сути
дела, умеет уходить в свою тему с головой.
‘Ho так безраздельно она не отдавалась еще
ни одному делу. Ветреча с Чернышевским
стала одной из самых важных в жизни 301.

Придя с урока, на котором Вера Сер-
‘геевна познакомила ребят с биографией ‘ep.
нышевского, Зоя сказала решительно:
	— Я хочу знать о нем. все. Понимаешь,
мамочка? А в школе есть только «Что де-
лать!». Ты уж, пожалуйста, сироси, что
есть в вашей библиотеке. Мне хочется иметь
большую, полную биографию, пёреписку и
воспоминания современников. Хочу пред-
ставить себе. каким он был в жизни.
	‘ати слова были только началем, и оста-
ваться в стороне я уже не могла. Обычно
не щедрая на слова, Зоя вдруР: стала ра3-
говорчива — видно, ей необходимо было
поделиться каждой MBICILD, важлой своей
‘находкой, каждой новой искрой, вепыхнув-
шей в часы раздумья нал прочитанным.

— Смотри, — говорила она, — показы-
вая мне какую-то старую биографию Нико-
 - лая Гавриловича, -— тут.еказано, что в пер-
вые студенческие годы. он ничем неё инте-
ресовался, кроме занятий. А вот взгляни,
какие латинские стихи он давал тогда пе-
реводить своему лвоюротному` брату; «Пусть
восторжествует справедливость или погиб-
нет мир!» Или вот еще: «Пусть. исчезнет
ложь или рушатся небеса!». Неужели же
это случайно?.. А вот из письма к Пыни-
ву: «Содействовать славз не преходящей, з
вечной своего отечества и.благу человечест-
ва — что может быть выше и вожделеннее
этого?» Мама, я больше не буду тебе ме-
лналь, но’ только ты послушай еще: одно ме-
сто. Это вапизь в дневнике: «...Я нисколько
не подорожу жизнью для торжества своих
убеждений, для торжества свободы, равен-
ства, братства и довольства, уничтожения
нишеты и порока, если б только был убож-”
ден, что мои убеждения справедливы и во-
сторжествуют, и если уверен буду, что во-
сторжествуют они, даже не пожалею, что не
увижу дня торжества и нарства их, и слад-
ко будет умереть, а ие горько, если только
буду в этом убежден». Ну ты подумай: разве
после этого’ можно. говорить, что он. интере=
вовался только своими занятиями?

Раз начав читать «Что делать? », Зоя уже
не’ могла‘ оторваться. Она была так по-
‘тлощена книгой, что, кажетея, впервые ‘в
жизни не подогрела обеда к моему приходу.
-Она. едва заметила; как я вошла: на секун-

ду подняла на меня далекие, не узнающие
глаза и тотчас снова углубилась в чтение.
  Я не стала тревожить ее, разожтла керосин-
KY, поставила суп и взялась за ведро, что-
бы налить волы в умывальник. Тут только
Зоя спохватилась, вскочила и отняла у мёня

—— Ч40 ты. Мама! Я сама!
	Вончился ужин, НГура; лег спать, позже
легла и я, уснула, потом проснулась, по-
лежала немного с открытыми глазами, сно-
‚ва уснула и снова проснулась уже глубокой
  вочью, —& Зоя все читала. Тогда л под-
нялась, молча взяла у нее книгу, закрыла
и положила на этажерку. Зоя побмотрела
на меня’ виновато и‘ умеляюще. — ...

‚ — Мне трудно спать при: свете, а завтра
надо рано вставать, — сказала я, понимая,
что только это и прозвучит aaa Hee м
тельно,

Поутру Шура неё удержался, чтоб т но под-
дразнить сёстру:

— Знаешь, мамз, ona вчера как пришла
из школы, так и утонула в книжке. Чи-
тает — и ничего не видит и не слышит.
По-моему, она скоро начнет спать ‚на гвоз-
дях, как Рахметов!

- Зая промолчала, во` вечером принесла 1 из
школы ЕНИЖКу, В КОТорой были приведены
‘слова Георгия Димитрова о Рахметове —— 0
том, как герой.русского писателя стал. ког-
да-то любимым образом для молотого бол-
тарского рабочего, делавшего первые шаги
в революционном движении, Димитров вепо-
 минал, что тогда, в юности, он стремился
стать таким же твердым, волевым, закален-
ным, как Рахметов, так же подчинить свою
личную жизнь великому делу —= борьбе за
освобождение трулящихся:
	< (Продолжение следует). —

Зоо ооо ооо ооо зосозасваеаовелое
	«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
	[4 мая 1950 г. . 3 eTp.
	Татьяна Соломаха
	День, когда наша этажерка (она стояла
	В углу, у изголовья Зоиной кровати) укра-_
	шалась новой книжкой, был у нас празд-
ничным, мы снова и снова заговаривали 6
сзоей покупке. Читали новую книгу по оче-

реди, & иногда по воскресеньям вечером и
велух.
	Охной из таких сообща, прочитанных книг
	был еборник очерков, называлея он «Аеч-
щина в гразкданской войне». Помню, я си-
	дела и штопала чулки. Шура рисовал. &
	Зоя раскрыле. книгу, собираясь читать. Не-
ожиланно Шура сказал:

— Знаешь, ты не читай подряд.

—- А как же? — удивилась 30Яя.
	— Ла так: ты открой наугад, какой от-
		Вскоре в Детгизе выйдет книга
a an Космодемьянской «Повесть
Зое и Шуре» (литературная за-
пись Ф. Вигдоровой). Мы. печа-

THEM отдельные главы из этой
повести,
	ко, проникает. в душу, в сознание, вме-
пгивается в самую твою жизнь властно и
неодолимо. Ничто ве оставляет тебя равно-
душным.

‚Встреча в хорошей книгой —- умной,
сильной, честной — это так важно в юно-
сти! А встреча с новым человеком нередко
определяет весь твой дальнейший путь, все
твое будущее.

В жизни моих детей всегда много зна-
чила школа. Они любили и уважали своих
учителей и особенно тепло говорили о за-
велующем учебной частью Иване Алекоее-
виче Язеве.

— On очень хороший человек и очень
справедливый учитель, — не раз повторяла
Зоя. — А садовод какой! Мы его а
ным зовем!

Шура веегда ¢ удовольствием фаесказы-
вая об уроках математики, о том, ках. Ни-
колай Васильевич заставляет хумать, ис-
кать’и всегда уличит того, кто ‘отвечает
наобум или просто MOXAHBMCCER заучивает
правило,

-— 0х, п не любит и попутаев вся-
ких! Но уж если видит, что человек пони-
мает, — дело другое. Даже и поплывешь
иной раз, & он только скажет; «Ничего,
ты не торопись, подумай». И правда, от
этого как-то сразу лучше еоображаешь!

И 30я и Шура необыкновенно ласково
говорили всегда 0 своей классной руково-.
дительнице Екатерине Михайловне:

— Такая добрая, скромная!

И верно, не раз я слышала: набедокурит,
провинитея кто-нибудь в классе, первый
заступник — Екзтерина Михайловна.

Она преподавала немецкий язык, никог-
да не повьипала голоса, но. сидели у нее
всегда очень тихо. Она была снисходитель-
на, но никому из ребят в голову не при-
холило плохо приготовить ев урок. Она
любила ребят, они отвечали ей тем же, и
	Рис. Л. СМЕХОВА.
	Право, не знаю, почему это ему пришло
в голову, но так и порешили. Первым от-
	крылся очерк «Гатьяна Соломаха».
	Помнится, там были отрывки из трех те-
традей: сначала о сельской учительнице Та-
тьяне Соломаха рассказывал ве брат, по-
том — ученик и наконец — младшая  се-
	том —— ученик и наконец —— младшая ce-
стренка. _
Брат рассказывал о лететве Тани, о том,
	как она росла, училась, как любила чи-
тать. Тут было место, дойдя до которого
Зоя на секунду остановилась и взглянула
Ha ‘меня: строки о том, как Таня прочла
‘велух «Овод». Поздно ночью Таня дочитала
книгу и сказала брату: «А ты думаепть, я
не знаю, зачем живу?.. Мне кажется, что
A по каплям  отлала бы всю свою вловь,
	только ч7т0б людям жилось лучше».
	Кончив гимназию, Таня стала учитель-
ствовать в. кубанской станице. Перед. рево-
люцией она вступила в подпольную боль-
шевистскую организацию, а& во время граж-
данской войны — в крабнчогвардейский от-
			  В ноябре 1918 гола белые вофвалиеь в
‘село Козьминокое, где в тифу лежала Таня.
Больную левушку бросили в тюрьму и пы-
тали в належде, что она выдаст. товари-

шей.
	Гриша. Половинко писал о том, как он
  и другие ребята, которые учились у Тани
в школе, побежали в тюрьме — им хоте-
лось увилеть свою учительнииу. ‘чем-ни-
	осъ увидеть свою учительницу, чем-ни-
буль помочь ей. Они видели, как избитую,
	окровавленную Таню вывели во двор и по-
ставили у стены. Мальчика поразило ее
спокойное лицо: в. нем не было ни страха,
ни мольбы о пощаде, ни даже боли от толь-
ко что перенесенных истязаний. Широко
открытые глаза внимательно  оглятывали
	Вдруг она подняла руку и громко, от-
		 — Вы можете сколько уголно избивать
меня, вы можете убить меня. Но Советы не
‘умерли. Советы живы. Они вернутся к нам.
Урялник ударил, Таню шомполом и рас-
сек плечо; пьяные казаки набросились на
нее и стали избивать ногами и приклада-
ми. «Я тебя еще заставлю милости про-
сить!» — кричал ей палач-урядник, и Та-
ня, вытирая струившуюея по лицу кровь,
ответила: ‹А ты не жли. У вас просить я
	ничего не буду».
	НА

БЕРЕГУ ВИТИМА
	Дуся Мордонова. Они ухаживают за оленл-
ми, коровами, лошадьми. Фиру Мордонову,
Kak лучшую стахановку, колхоз посылал
на курсы огородников в районный центр
Ботдарин. Недавно она вернулась с курсов.
Это была радостная встреча. Фира расска-
зала молодежи, что и в их северном колхозе
можно выращивать высокие урожаи вар-
феля, моркови и турнепса.
	Русскую девушку фельдшера Юлию Ры-
	балову уважают вее охотники и скотоводы
	9сть-филинды. Июбят и уважают ee 3a
отзывчивость, приветливость, готовность
всегда помочь людям. На одном из послед-
них собраний комсомольцы выбрали Юлию
секретарем своей организации.

В Усть-Жилинде учатся все ребята.
Школьники живут в интернате на полном
государственном обеспечении. Многие дети
эвенков и бурят окончили начальную шко-
Iv и учатся сейчас в Богларине и Улан-
	Yura, Некотовые из воспитанников уехали в
	Ленинград, в универентет.
Н. РЫБКО.
Селение Усть-Жилинда,
Бурят-Монгольская АССР.
	На севере Бурят-Монтольской республи-
ки, там, гле стремительный Витим делает
крутой изгиб, находится селение Усть-Жи-
линда. В нем живут эвенки, бурят-монголы
и русекие-—члены ‘колхоза имени Молотова.
В центре села колхозный клуб. По вечерам
здесь собирается молодежь.

Душа и организатор всех молодежных ве-
черов -— комсомольская организация. Вом-
сомольцы создали при клубе хоровой и дра-
матический кружки.

Комсомольцы эвенки Дике Морлонов и
Ало Догончин — отличные охотники. Всю
лолгую морозную зиму они промышляют в
тайге белку, лисицу, соболя. Уезжают
охотники в глубь тайги верхом на оленях, &
потом далеко отходят друг от друга в по-
исках зверя. Через месяц, а иногда и боль-
ше они собираются в условленном месте,
куда заготовители привозят охотничьи при-
пасы, продукты, одежду. Такая ветреча ©
заготовителями называется по-эвенкийски
«больжор».

«Больжор» всегда превращается в весе-
лый праздник.

Хорошо трудятся комеомольцы буряты и
эвенки Бадма Балчмаев, Фира Морлонова и
		И 20а читала дальше: о том, как снова
И снова, день за днем, пытали Таню. Белые
мстили ей за 10, что она пе кричала, не
‘просила пошалы, & смело смотрела в лицо
		СВОБОДЫ!
	з

Любо весной в Стамбуле.
Кроны колышет ветер.
В зелени потонули /
Хижины и мечети.
А в каменном подземельи
Холодно,
мрачно,
сыро.
На арестантской постели
Лежит песнетворец мира.
Он пел когда-то про’ синее
Небо над Абиссинией.
Стихом, как тяжелым танком, .
Давил под Мадридом Фрайко.
Право людей. простых
Отстаивал звонкий стих.
Он славил Москву! _
За это
Решили —
убрать поэта.
Двенадцать бессонных лет
Провел под землей Хикмет.
Но слово свободы дышит
Под каждой убогой крышей.
Слушайте, палачи,
Тюремщики из Стамбула,
Правда не замолчит,
Ненависть не’ уснула.
Вам не убить поэта,
Правлу
} не задущить!
Песням Назыма Хикмета
В тысячелетиях. жить:
Вольней
он в стихах,
-чем птица,
Летищая над аулом,—

Турция булет гордиться +

Тем, что он из Стамбула!
А вы его в землю заживо —
Ради покоя вашего.
Но мы, те, кто век свой трудится
На этой земной коре,
Кто Вырастил эти улицы
В Нью-Йорке и Анкаре,
Чьи руки нефти чернее,
Но неба светлее души,
Настойчивей и сильнее
Вбиваем мы

в ваши уши:
Boato mo,
поэту! ©

‘Boao

Назыму Xuxmery!
	>

ОТОВСЮДУ

© «Праздник книги» проведен в Maxees-
ке, на шахте имени Дзержинского. Щахте-
ры приобрели на 8.000 рублей различных
книг. Особенно большой спрос был на`про-
изведения лауреатов о Сталинской премии,
В этот день перед шахтерами ‘выступили
молодые поэты Макеевки M. ‘Фролов,
Л. Полянин и к Мастер художествен-
ного слова Г. Гришин прочитал стихи  со-
	ветских поэтов; В клубе состоялась лек-
ция о советском патриотизме.
	&) Большую помощь оказывают’ машино-
строители Дона’ преобразователям приролы.
Коллектив завода Ростсельмаш имени
	Сталина изготовил в этом году и отправил
в адрес лесозашитных станций Ставрополь-
ского края, Воронежской, Сталинградской
и Саратовской областей более 600’ пятикор-
пусных плугов. :

© Недавно в поселке Медвежатка Чукот-
ского нашионального округа начала рабо»
тать электростанция. В домах бывших ко-
чезников ярко вспыхнули лампочки Ильича.
	Этого ‘достаточно было, чтобы. никогда ве
стоял вопрос ни о дисциилине на ее Ур0-
ках, ни об успеваемоети по ее предмету.
Но совсем новая полоса’ началась в Жиз-
Ha З0и и Шуры с того дня, когда у НИХ В
классе стала преподавать русский язык и
литературу Вера Сергеевна Новоселова.
	soa и Шура очень‘ сдержанно, даже
осторожно проявляли свои чувства. По мере
того как они подрастали, эта черта в ха-
рактере обоих становилась 866 определен-
нее. Они, как огня, боялась веяких высоких
слов; 0ба были скупы на`выражение 1юб-
ви, нежности и восторга, гнева. и неприяз-
ни. 0 таких чувствах, о том, что пережи-
вают ребята, я узнавала скорее по их гла-
зам, по молчанию, но тому, как Зоя ходит
из ‘угла в утол, когда она огорчена пли
взволнована.

Как-то — 30е было тогда лет двенад-
цать — на улице перед нашим домом один
мальчишка мучил и дразнил собаку: кидал
в ное камнями, тянул за хвост, потом под-
носил в самому ее носу ‘огрызок колбасы
и, едва она собиралась схватить лакомый
кусок, тотчас отводил руку. Зоя Увидела
все это в окно и, как была; даже не наки-
нув пальтиико (лело было поздней, холод-
ной осенью), выбежала на улицу. У нее
было такое лицо, что я побоялась: она’ сей-
‘чае накинется на мальчишку с криком и,
может быть, даже с кулаками. Ho-ona не
закричала и даже не замахнулаесь на него.

— Перестань! Ты не’ человек, ты лю-
дишка, — выйдя ка крыльцо, сказала 30.

Она сказала это негромко, но с таким
‚ безмерным презрением, что- ‘мальчишка п0е-
_жился и как-то боком, неловко пошел прочь, _
‘He OTBOTHB HA CICB3...

— Он хороший человек, — говорила о
ком-нибудь Зоя, и этого было достаточно—
я знала: она очень уважает того, о ком так
отзывается.

Но о Вере Сергеевне Зоя и Шура roB0-
рили © нескрываемым восторгом.

—- Если бы ты только знала, какая
она! — повторяла 30я:

— Hy, какая? Что тебе так по душе B

ней?

— Я лаже не могу объяснить... Нет, мо-  .
гу. Понимаешь, вот она входит в класс, на-
чинает рассназывать — и мы все понимз-
ем: она не просто ведет урок, потому что
он У. нее по расписанию. Нет, ей самой это
важно и интересно — то, что она расска-
зывает. Й видно —— ей не нужно, чтобы мы
просто заучили все, нет, она хочет, чтобы
мы думали и понимали. Ребята говорят, что
она отдает нам литературных героев. «из
растерзание». И правда, она говорит: «Он
нравится вам? А почему? А как, по-ваше-
му, он должен был поступить?» Й ны даже
не замечаем, как она умолкает; а говорит
весь класс: то один векочит, то другой...
спорим; сердимея, & потом, когда все вы-
скажутся, она заговорит сама — так про-
сто, негромко, как будто нас тут не трид-
пать человек. & трое. И все сразу станет
ясно: кто прав, кто ошибся. И так хо-
чется все прочитать, о чем она говорят!
Когда ее послутаенть, потом совсем по-но-
вому читаешь книгу — видишь 70, чего
	2оя положила книгу, отошла к окну и
долго стояла He оборачиваясь. Она редко
плакала и не любила, чтобы видели ее. еле-
	ЗЫ. $ -
Шурз, давно уже отложивитий свой аль-
бом и краски. взял книгу и стал читать
	дальше. Рая Соломаха рассказала о идол
сестры:
	«Вот что я узнала о ее смерти.
	Maa Se ЗЕЕ СНЕ С ДОРОГИ ЗЕ КА СУ eee >.

На рассвете 7 ноября казаки ВВАЛИЛИСЬ
	В тюрьму.
Арестованных начали прикладами BHITO-
	нять из камеры. Таня у двери обернулась
	CM то ТА > РР ух Бом &: 6

—_ — Прощайте, товарищи! — раздался ее
звонкий. спокойный голое. — Пусть эта
	кровь на стенах не пропадет даром. Скоро
придут Советы! :
В раннее морозное утро Gomes - 3a BEITO-
	ном порубили восемнадцать товарищей. Но-
	следней была Ганя...
Верная своему слову, она не просила по-
	шады у палачей».
		Молодой борец за Советскую Армению
	РИДЦАТЬ лет назад, 14 мая 1920 го-

да, героически погиб верный сын боль-
шевистской партии, активный деятель мо-
лодежного коммунистического движения
в Закавказье Гукас Гукасян. Он родился в
1899 году в семье крестьянина-бедняка.
В годы первой мировой войны, когда за-
кавказские большевистские организации,
следуя указаниям Ленина и Сталина,
сплачивали вокруг себя трудящуюся мо-
лодежь, готовили ее к революционным
боям, Гукасян познакомился с больше-
виками и стал изучать марксистскую ли-
тературу.

В 1917 году Гукасян вступил в ряды
большевистской партии и целиком отдал-
ся ‘революционной деятельности. Он
принимал активное участие в создании
	рабоче-крестьянских молодежных орга-
низаций в Армении. Под его руковод-
ством в 1918 году в Ереване оформился
_марксистокий ученический союз, кото-
рый потом успешно боролся против за-
клятых врагов армянского народа—даш-
наков. 1

Весною 1919 года Гукасян в качестве
делегата от Армении участвовал в рабо-
те конференции закавказских организа-
ций «Спартак», проходившей в Тбилиси
под руководством Кавказского краевого
комитета большевиков. В сентябре того
же года в Баку была созвана первая, .
	нелегальная Закавказская конференция.
	коммунистических союзов молодежи
Азербайлжана, Грузии и Армении. Эта
конференция постановила организацион-
но слить закавказские молодежные сою-*
	‘зы се РКСМ. Гукасян был избран в За-
	кавказский областной центр КСМ. _

Вернувшись в Армению, он принимал
деятельное участие в подготовке воору-.
женной борьбы за установление совет-
ской власти в Армении.

В начале 1920 года Гукасян был избран.
членом. руководящего центра большеви-
ков Армении и по его поручению ‘отпра-.
вился в Город Карс. В мае 1920 года,
трудящиеся массы Армении под руковод-‹
ством большевиков подняли знамя осво-
бодительной борьбы против ‘дашнаков и
их покровителей—англо-французских и
американских империалистов, Своей не-.
иссякаемой энергией и большевистской
преданностью: делу Гукасяи восдушевлял-
массы в их борьбе за власть Советов, _
	(К 30-летию со дня гибели Г. Гукасяна)
	Помню: потрясающая сила и чистота,
	которыми дышал’ облик Тани, заставили в
	тот вечер плакать не одну только Jon,
	Вера Сергеевна
	Жизнь наша шла ровно, без каких-либо
заметных событий — так показалось бы
всякому, кто посмотрел бы со етороны.
Важдый новый день был похож на преды-
дущий: школа и работа, ‘изредка — театр
или концерт, и опять уроки, книги, корот-
кий отдых — и все. Но на самом деле это
было далеко ие. все.

В жизни юноши, подростка важен каж-
дый час. Перед ним’ непрестанно откры-
ваются новые миры. Он’ начинает самосто-
ятельно мыслить и ничего не принимает на
веру, в готовом виде. Он все передумывает
и решает заново. Что хорошо, что плохо?
Что высоко, благородно и что подло и низ-
ко? Что такое настоящая дружба, верность,
справедливоеть? Какая у MeHA цель в жиз-
ни? Не напрасно ли я живу?.. Жизнь оже-
Часно, ежеминутно пробуждает у молодого

существа все новые вопросы, заставляет
иекать, думать; каждая мелочь восприни-
мается необычайно. остро и глубоко. Внига
давно уже не просто оттых. или развлече-
ние. Нет, она — друг, советчик, руководи-
тель. «То, что в книгах, то всегда правда», —
говорила Зоя, когда была маленькой. Теперь
она, подолгу думает над книгой, спорит с
ней, ищет в книге ответа нз то, что ее вол-
нует,
`` После очерка © Тане Соломахе была про-
читана та незабываемая повесть, что не
проходит. бесследно ‘ни для одного: ‘подрост-
ка, — повесть о Павле Корчагине, о его
евотлой и прекрасной жизни. И она оста-
Вила ГлубОкиЙ,: НсИЗгладимый след в созна-
ний и сердцах моих детей.

И каждая новая книга для них событие:
060 всем, что в. ней рассказано, говорят,
Как о подлинной жизни; о, ее героях дети
горячо спорят, их любят или осуждают. В`
тринадцать, пятнадцать, семнадцать лет
книга значит очень много, задевает тлубо-