Л. КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ
		YA BTYPA H CIHOPT -
	b H bi X

hg
		«Ато не мнит о себе слишком много, тот
гораздо лучше, чем думает».

И еще:

«Уважай себя, не переоцпенивай. Не за-
пирайся в свою скорлупу. и не будь одно-
бокой. Не кричи, что тебя не уважают, не
ценят. Больше работай над собой; и больше
оудет уверенности».

Я закрыла тетрадь со странным и слож-
ным чувством. На этих страницах пробива-
лась еще очень юная, не сложившаяся,
ищущая мысль — словно человек искал до-
рогу; выходил на верную тропу, а потом
снова. сбивался, плутал и опять выбирался
на правильный путь. Это было большое, чи-
	стоо зербалю, где отражалось каждое дви.
	зение ума и сердца.

И я решила; не буду больше читать 30-
ин дневник. Полезно человеку побыть нае-
дине с самим собой, заглянуть в себя, поду-
мать 060 воем подальше от постороннего
глаза, даже если это глаз матери.

— Спасибо, что веришь мяе, — сказала
я 306. — Но дневник — твой, и никому
его читать не надо.
	Слово вождя
	Летом 1938 года Зоя стала готовитьея к
вступлению в комсомол. Она достала Устав,
снова и снова читалу его, а потом Шура
	проверял, всз ли она запомнила и усвоил.
	Ё этому времени относится очень памят-
ный мне случай.

— Мама, — сказал однажды Шура, —
взгляни, какая старая газета! Пожелтела
вся. Ты ‘посмотри, двадцать четвертый год!

Это была «Правда» от 30 января 1924
‘Года. Я молча взяла в руки газетный лист.
Й так ярко вспомнилось: морозный фев-
ральский день, изба-читальня, полная. на-
роду, и в глубокой тишине Анатолий Пет-
рович * ^ читает мини ‘сталинскую
речь-клятву:

— Гле ты взял газету? — спржила я.
о — Ты сказала, что мне можно положить
тетради в папин ящик. Я открыл его; смот-
рю — газета. сложенная. Развернул — и
ROT...

— Да... Я тогда спрятала эту газету.
Думала: Зоя вырастет — прочитает. Ей тог-
да и полугода не было.

— Значит, ‚это моя газета? — сказала
Зоя.

Она осторожно ‘расстелила хрупкий от
‘времени лист на столе, наклонилась нал
	НИМ и стала читать. в
Й смова зазвучали слова, которые так
	отчетливо запомнились мне еще с того да-
левого дня:

«Громадным . утесом стоит наша стра-
на, окруженная океаном буржуазных госу-
дарств. Волны зё волнами катятся на нее,
грозя затопить и размыть. А утес вее дер-
кится непоколебимо. В чём ее сила?..» _

Зоя знала эту речь и прежде. Но сейчас
знакомые слова были прочитаны  @ю. как-
	то по-новому: Пожелтевитий газетный AACT
	был свидетелем тех дней, он заставил ¢
необычайной остротой ощутить все величие
сказанного. =
	SUPER EAN A Nhe

На другой день она принесла IB О.
	теки речь Иосифа Виссарионовича на вы-
	‚Пуеке кремлевских курсантов. H, помню, я
	порадовалась, что именно: так началось зна-
Бомство Зои с работами Сталина. Эти ‘речи
вождя глубоко проникали в серяне и созна-
ние пятнадцатилетней девочки; Тах доступ-
ны каждому, так просты и нееомненны: в
них и глубокая справедливая мысль, и Нри-
меры, и случаи, о которых рассказывал
Иосиф Виссарионович, так доходит до само-
ГО юного ‘и самого неподготовленного eay-
шателя кажлое его слово.
	Мне трудно сейчас перечислить, - какой
	длинный список книг. открыла: собою та па-
	‚мятная, Ножелтевщая от времени газета.
	90я прочитала доклад товарища Сталина ид
ХУШ съезде партии, потом — его доклад
на Чрезвычайном УШ Всесоюзном . съезде
Советов. о проекте Конституции. Ей было
важно убедиться: да, я вое понимаю; да, я
уже могу читать и по-настоящему разби-
раться в этом, вее это мне ясно, ‘нужно
и близко.

И тогда в ео дневнике появилась. новая
запись, которую она показала мне. Это бы-
ли строки из книги Анри `Барбюса
	«Сталин».
	В СТРОИ

СИЛ

зАКАЛЕННЫХ —-СТАНОВИСЬ!
	СЕЗОН НАЧАТ
РЕКОРЛАМИ
	Соревнование московских легкоатлетов,
велосипедистов и мотоциклистов
	На первенство СССР no футболу
Московский «Спартак»
В группе лидеров
	В прошедшее воскресенье в Москве. са-
	  СТОЯЛОСЬ два матча.
		‘На етадионе  «Линамо» столичные
спартаковцы встретились © ‘линамовцами
Ленинграда. Москвичи с первых секунд
матча овладели инициативой и не упуска-
ТИ в до конца встречи. Счет был открыт
уже на 6-й минуте. Гол. забил полуза-
	щитник «Спартака» Herre —— молодой,
быстро прогрессирующий игрок.
На 19-й минуте спартаковен   Ha-.
	рамонов точным ударом забил второй гол.
Вскоре московские футболисты _успептно
заверили еще лве комбинации, и счет
стал 4:0. Незадолго ло конца первой по-
ловины встречи Парамонов редким. по кра-
сотё ударом послал пятый мяч в. ворота
«Динамо».

После перерыва динамовцы играли болое
активно, чаще переходили в контратаки.
Однако защитники «Спартака», возглав-
ляёмые капитаном команды’ Соколовым,
играли очень четко и сумели отстоять
неприкосновенность своих ворот. На 37-й
минуте левый полусредний «Спартака» Де-
ментьев сильным ударом с хода с далекого
расстояния забил шестой гол. aa

Матч закончилея co cuerom- 6:0 B
‘юльзу «Спартака». Это’ третья ‘подряд
победа °спартаковцев Москвы, ‘которые
вошли теперь в тфуппу лидирующих
команх. г ЕЯ

На стадионе’ «Сталянец» ‘московская
команда «Торпедо» принимала’ футболистов
‘рижекого общества «Даугава»: Судья `за=
фиксировал ничейный результат 0:0:

# ах Е

КУЙБЫШЕВ, 15 мая. (Наш корр.).
Здесь состоялся матч между командами
«Нефтяник» (Баку) и «Врылья Советов»
{Еуйбышев). . et

Игра. проходила с большим территори-
альным преимуществом — куйбышевцев.
Однако атаки «Крыльев Советов». долго не
приносили успеха. Только. за три минуты
до конца игры нападающему А. Гулевеко-
му удалось забить в ворота гостей- един-
	‚  ственный rod.
	СТАЛИНГРАД, 15 мая. (Наш норр.).
Футболисты  сталинградского «Торпедо»
	принимали Ha своем. поле снартаковцев
Трузии. Игра приила вяло и неннтересно.
За девять минут до конца . матча. нентр
нападения  сталинградцев Матвеев забил
единственный тол, в. ворота «Спартака».
	Вчера ‘на центральном стадионе «Лина-
Mo» футболисты Военно-Воздушных Сил
встретились с динамовцами Тбилиси. Прек-
расно. проведя матч, южане. добились побе-
ды co cyetom 4: 0.
	Международный ту Рнир- гроссмейстеров
	Перед финишем
	БУДАПЕШТ, 15 мая. (По телефону).
Вчера состоялось доигрывание отложенных
партий шестнадцатого тура. Rotor, Убедив-
шибь, после домашнего анализа, в беспо-
лезноети дальнейшего сопротивления. не
_возобновляя борьбы, сдалея Смыелобву:
Флор, как известно, отложил свою партию
© Сабо в несколько лучшем для себя поло-
жении. Вчера советский гроссмейстер хо-
рошо использовал свое позиционное про-
имущество и на 66-м ходу добился побелы
	До конца турнира осталось два тура.
Положение участников перед финишем
следующее: Болеславский имеет 11. очков,
Бронштейн — 10, Смыслов ‘4 Repec —
по 9, Ботов, Найдорф и Штальберг —
п 71%, Лилиенталь —61%, Фор й Ca-
65 — по 6 очков. : ;

_ 30я взяла для сочинения тему «Жизнь
Черныевского». Она без конца читала,
неутомимо разысвивала все новые материа-
‚лы и подчас добиралаеь до фактов, о ко-
торых я прежде не знала.

0 гражданской казни Чернышевского Зоя
рассказана коротко, скупо, но выразитель-
Ro. Нехногими словами она описала пасмур-

в, дождливов утро, эшафот и на нем —
р столб с цепями и черную доску ©
надиисью белыми буквами: «Государетвен-
ный преступник», которую ‘надели на шею
Чернышевскому.

Потом —- три месяца тяжкого, › изнури-
тельного пути, сотни, тысячи долгих, немв-
ренных верет. И, наконец, - Кадая — глушь,
каторга, где царское правительство пыта-
лось угасить «яркий светоч науки опаль-
ной».

Зоя нашла в какой-то книге рисунок
тушью, вернее — набросок, сделанный од-
ним из политических ссыльных: домик, в
котором жил Николай Гаврилович. Шура —
его тоже не могло не захватить Зоино увле-
чение — перерисовал этот набросок в ее
тетрадь, причем сумел уловить и передать
главное; уныние, сковавшее пустынный, хо-
лодный край. Жесткая, безответная черта
горизонта, болото, песок, ‘хилый, низкорос-
лый лес, кресты над могильными холмами,
и все словно придавлено низко нависшим,
угрюмым небом, и придавлен страшной тя-
жестью маленький домик, за стенами ко-
торого не угадываешь ни тепла, ни уюта,
ни радости...

Тянутея годы и годы в одиночестве —
мучительная, безотрадная жизнь. Й неверо-
ятными кажутся письма, которые пишет Ни-
колай Гаврилович жене и детям, — письма,
полные тепла, света, нежности и любви:
они месяцамя идут сквозь ночь, сквозь снег.

Так проходят долгие семь лет. И. вот
Чернышевский накануне освобождения. Ва-
koe письмо пишет он своей жене Ольге
Сократовне!

_ _ Каждое слово дышит уверенностью в ско-
‚ром свидании, надеждой на встречу. А
_ вместо этого —— ссылка в Вилюйск и еще
	долгие, бесконечные тринадцать ACT O.HHO-
	. Чества. Холодная, суровая зима тянется пол-
. тода;. вокруг-— болота, тундра. 910. самая
тяжелая пора заключения, даже не осве-
щенная надеждой на освобождение... Ниче-
го впереди., Одиночество, ночь, снег...

И вот тогда в Чернышевскому приезжает
полковник Винников и передает ему пред-
` ложение правительства: подать прошение о

помиловании. В награду обещаны освобож-
`‘дение, возвращение на родину.

— В чем. же я должен просить помило-
‹вания?’-—говорит в ответ Чернышевский. —
Это вопрос;.. Мне кажется, что я сослан
только потому, что моя голова и голова ше-
фа жандармов Шувалова устроены на раз-
. ный манер, а 06 этом разве можно просить
т. номилования? Благодарю вас за труды... 0т

подачи прошения я положительно отказы-
ваюсь... ь

- И снова медленно ‘тянется время. День
- За днем, год за годом уходит жизнь.

У него деятельный, могучий ум, который

так жаждет работы и твофчества, так умеет
	„;Прелвидеть Рука. нанисавшая гневные. и:
	„етрастные прокламации, обращенные к рус-
ским крестьянам. Голос, который. призывал
Терцена, чтоб. его «Колокол» не благовес-
тил, & звал Русь к топору. Всю свою. жизнь

‚он посвятил одному, стремился к одной це-
ли: чтобы угнетенный народ обрел свободу:
Он и невесте сказал когда-то, что не при-
надлежит себе и избрал такой путь, который
грозит ему тюрьмой и крепостью... И этот

‚ Человек обречен на самую страшную для
него муку — на бездействие:

После двадцати лет каторги и ссылки
Чернышевский наконец возвращается на. ро-
дину. Он весь — нетерпение, весь-— порыв,
он мчится, не останавливаясь, не давая се-
бе в этом длинном и тяжком пути ни часу
отдыха. Наконец, он в Астрахани, И тут сно-
ва жестокий „удар: Чернышевский лишен
возможности работать. Вто же, какой жур-
нал станет печатать его статьи, статьи` «по-
литического престуштика» ? И опять бездей-

‚ ствие, опять вокруг безмолвие и пустота...

...Зоя прочла нам свое сочинение вслух.
Мы оба —и яи Шура — сказали то, что.

‚думали: «Очень хорошо!»   у

— Знаешь, — добавил Шура, шагая по
комнате, —я когда-нибуль непременно на-

‚пишу большую картину. Она будет назы-
ваться: «Гражданская казнь Чернышевско-
го»,

— А Герцен ведь так и писал, — быст-
ро сказала Зоя, — Знаешь, он писал: не-
ужели никто не нарисует такой картяны—
Чернышевский у позорного столба? Он гово-
рил, ‘что ‘это будет обличительный холст,
что он обличит.. как это он сказал?..
обличит тупых злодеев, привязывающих че-
ловеческую мысль к позорному столбу.

— Я все вижу, — едва лослушав 66,
	Продолжение. Начало см. «Комсомоль-
скую правду». от 14 мая с. г. _.
		продолжал Шура. — И девушку, которая
бросила вму цветы, и офицера, который
крикнул: «Прощай!» И Чернышевского ви-
жу.., Знаешь, в ту минуту, когда палач
переломил у него над головой шпагу. Чер-
нышевекого поставили. на колени, но все
равно — лицо у него ‘такое... понимаешь,
сразу вилно, что он не покорён и никогда
не покорится!

На хругой день, едва я появилась в две-
рях, Шура закричал:

— Мама, Вера Сергеевна вызывала Зою!
И ты только подумай, спросила как раз про
жизнь и деятельность Чернышевского!

— Hao же?

— Отлично! Отлично! Весь класс пря-
мо заслушалея, даже я — уж на что мне
Bee это знакомо! И Вера Cepreerna была
очень довольна.

33 сочинение Зоя тоже получила «отлич-
Но».

— Заслуженная отметка, — сказала я.

— Еще бы! — откликнулся ПГура.

Казалось бы, «отлично» за сочинение—
вот завершение Зонной работы. Но это было
	77727277 3
	Через неделю в Москве состоятся матч
Москва — Ленинград — Украина по легкой
атлетике и велогонка по Садовому кольцу.
Готовясь к этим соревнованиям, столичные
спортемены начали свой еезон. Первые
встречи на гаревой дорожке. стадиона «Ди-
намо» и велогонки но Минской автостраде

ознаменовались новыми рекордными ре- ”

вультатами.

А. Чудина прыгнула в длину на 5 мет-
ров 93 ‹антиметра. Это новый веесоюзный
рекорд. Пятнадцать лет‘ держалея рекорд
СССР Г. Туровой —5 метров 80 сантимет-
ров. Первой в `прошлом` году его побила
шестналцатилетняя ‘ тбилисская икольница
Н. Хныкина. Она достигла ‘результата
5 метров 82 сантиметра. Чудина подняла
рекорд еще на 11 сантиметров.

Хоро. подготовилея к сезону Феодосий
Ванин. Он занял первые места-в беге на
5.000`и 10.000: метров © хорошим” вре-
менем — 14 минут 50,6 секунды и 30 ми-
нут 57,4 секунды: : ме

Л. Щербаков достиг в тройном прыжке
также выбокого показателя — 14 метров
97 сантиметров, обещая в atom сезоне
улучшить всесоюзный рекорд. Владимир
Сухарев дважды финишировал впереди
многократного чемпиона СССР Н. Караку-
лова в финальных забегах на 100 метров
(10,6 секунды) и 200 метров (22,1 се-
кунды). _

_С хорошим временем —1 минута 55,3
секунды выиграл бег на,
Г. Модой. В сильной борьбе прошел бег на
100 метров ‘у женщин. Первой финиптиро-
вала (0. Мальшина — 12.4 секунды. Юная
спортсменка Е. Горчакова улучшила почти
на метр ‘свое веесоюзное достижение в тол-

кании ядра по группе девушек 15—16 лет.

Она толкнула ядро на 11 метров 96 can-
тиметров. Е ИНЬ :
В метании диска и молота победил

А. Исаев. Молодой 0. Тригалка дальше

всех толкнул ядро— 15 метров 26 сан-

тиметров. Енязев взял высоту 4 метра в.

прыжках с шестом. _
о мя

Мкоголюдно было на открытии велоси-
педного сезона столицы. На 23-м километ-
pe. Минской автострады. - собралось около
пятисот гонщиков. В соревновании масте-
ров. и перворазрядников на дистанции

25 километров победителем вышел Ф. Те-

рентьев (ВВС). Начало еезана он ознаме-
новал рекордным результатом —39 минут
25,4 секунды. я
Женщины-мастера стартовали на дистан-
цию 15 километров. Е. Елисеевой («Дина-
м0») удалось улучшить московский рекорд.
Она закончила дистанцию за 25 минут
10 секунд.
А. ыы
Широкая площадь перед входом на тер-
риторию Всесоюзной сельскохозяйственной
выставки -— излюбленное место’ соревновз-
ний московских мотоциклистов. В минув-

А а А СБ аа Ome we kek ewe

800 метров  .

В минувшее воскресенье на московском
стадионе «Метростроя» состоялся. боль-
шой спортивный праздник школьников
Краснопресненского района. Юноши и
девушки приняли участие в соревнова-
пиях по легкой атлетике, волейболу и
баскетболу. На снимке: передача эста-
феты в забеге для юношей 3 Х 1000
‘ метров: ^

. Болыного успеха добилась одна из силь-
нейших легкоатлетов страны Александра
Чудина. В воскресенье ей удалось `по-
бить ‹ всесоюзный рекорд в прыжках в
длину. На снимке: А. ЧУДИНА в мо-
мент рекордного прыжка. Ее рёзультат

`` 5 метров 93 сантиметра.

Большой. интерес у москвичей. вызвали
соревнования ‘волейболистов, состояв-
шиеся в Центральном парке культуры
и ‘отдыха имени Горького; `Особенно.
остро прошла встреча сильнейших
команд страны — ЦДКА и «Динамо».
Победу со счетом 2:1 одержали дина-
мовцы. На синимке: момент’ матча
ДКА — «Динамо». -
	Парад физкультурников в гор. Виннице.
Колонна’ велосипедистов.

Фото А. КОСТРОМИЧЕВА, Il. БЫЧКОВА
и М. КУХТАРЕВБА.
выставки -— излюбленное место’ соревнова-
шее’ воскресенье они провели очередные
кольцевые гонки. Лучшие результаты ‘по-
казали: торпедовец Л. Истомин (в классе
манин до 125 кубических сантиметров),
прошедитий дистанцию 15 километров за
12 минут 22 секунды: известный рекорд-
смен Е. Грингаут (ВВС) занял первое ме-
сто в классе машин до 350 кубических
сантиметров — 11 минут 17 секунд; B co-
ревнованиях на мотоцихлах ло 750 куби-
ческих. сантиметров лучшее время у
Б. Свешнихова (ВВС) —11 минут 25 ce-
RYH,

Гонщики Военно-Воздушных Сил-зав06-
вали командное первенство в классах ма-
шин до 125 и 350 кубических сантимет-
		ров.

Пл. ИППОЛИТОВ,
заслуженный мастер спорта.

Рис. Л. `СМЕХОВА,

не так. Встреча с Чернышевским, знаком-
	ство с его судьбой и в его книгами значили.
	очень много для Jon. Ero жизнь стала для
нее высокой мерой поступков и мыслей.

Таков был настоящий итог Зоиной рабо-
ты над сочинением по литературе.
	Наедине с собой

— Зоя, ты что пишешь?
	— Просто так. :
Это значит: Зоя сидит за” —новакиом.
	Толстая тетрадь в’ клетку, в коленкоро-
вом перенлете. Зоя достает ее изредка, за-
	писывает немного.

— Дай почитать! — просит Шура.
За. качаёт головой.
	— Ну ладно же! Родному брату не по-
	  вазываешь? °

Шура чуть-чуть играет: его сердитый,
‘грозный .тон, вонечно, шутка, нов. этой
шутке невольно сквозит и настоящая обида.

— Родной брат прочитает. а потом бу-
дет -смеяться,, знаю я тебя, — отвечает
Зоя. А потом говорит мне тихо:— Тебе
Можно.
‚  ..Этообыл странный дневник. Он-совсем
He походил на тот, что вела Зоя в двена-
дцать лет. Она не. излагала в нем никаких
событий. Иногда она записывала только
несколько слов, иногда — фразу из книги,
иногда -—— стяхотворную строчку; Но за чу-
жими словами, за чужими стихами было
видно, о чем думает, чем тревожится моя
девочка.

Среди других я нашла такую запись:

«Дружба — это значит делиться всем,
всем! Иметь общие мысли, общие помыслы.
	Делиться радостью и горем. Мне кажется,
неправду пишут в книгах, что дружат люди
	только противоположных характеров. Это
неверно: чем больше общего, тем лучше.
Я хотела бы иметь такого друга, которому
могла бы поверять все. Я дружу с Ирой, но
мне все кажется, что она моложе меня, хоть
мы и охнолетки».

Были в дневнике строчки ‘Maaroscxoro:

Но мне —

люди,

и те, что обидели —

вы мне всего дороже и ближе.

А потом слова Николая Остронекого:

«Самое дорогое у человека — это жизнь.
Ona дается ему один раз, и’ прожить ее на-
AO Tak, чтобы не было мучительно больно
за бесцельно прожитые годы... ий чтобы,
умирая, смог сказать: вся жизнь и вёе силы
были отданы самому прекраеному в ми-
ре — борьба за освобождение человечества».

Были и такие слова (не знаю, принад-
лежали они 30е или она’ их где-нибудь вы-
	читала ):
		СМОТР СЕЛЬСКИХ ФИЗКУЛЬТУРНИКО
	строили в селв стадион с футбольным по-
лем, баскетбольной, волейбольной и горо-
дошными площадками. В селе работают
легкоатлетическая, волейбольная, конная и
шахматно-шатнечная секции. Сельские физ-”
‘вультурники енискали себе заслуженную
славу. не

— Они У нас первые работники, луч-
шие наши люди, — так говорят о спорт-
сменах на селе. = .

...После парада па зеленом поле Винниц-
`вого стадиона, в парке имени Горького. со-
стоялись выступления спортивных коллек-
THBOB города. р о

Под бурные аплодисменты десятков ты-
сяч зрителей по направлению к централь-
ной трибуне стадиона устремляются гимна-
стки средней женской школы № 6. Они за-
полняют все поле. Девушки в красных и то-
лубых костюмах четко выполняют вольные
движения и, быстро перестроивиияеь, образу-
ют потом флаг УССР. ‘

Их сменяют физкультурники ` других
школ. Перед зрителями возникают яркие,
Жизнерадостные картины. а

Но вот зеленое поле стадиона расцве-
тили красочные костюмы физкультурни-
ков Педагогического института. “Студенты
проделали вольные движения, потом образо-
вали пирамиду, в центре которой был вы-
око поднят макет московского Кремля.

Праздник Закончился легкоатлетичеека-
MH соревнованиями, выступлением штан-
тистов ‘и футбольным матчем между хина-
мовцами Винницы и командой «Трактор»
(Кировоград). Со счетом 1 : 0 победили хо-
зяева поля. Ее =

Вечером во всех парках востоялиеьомае-
совые молодежные гулянья. aa

Смотр физкультурных организаций: пока-
зал, что в Винницкой области физкультур=
	ное лвижение приобретает все Horee Bn болое
	массовый характер. Ряды спортемевов: ра-
стут, мастерство их повышается. :
П. БЫЧКОВ.
(Наш спец. корр.).
Винница, =: 6
	РАВДА»

В воскресенье, 14 мая, в Винницкой
области. состоялся традиционный смотр
‘физкультурных организаций. Смотр пре
вратился в массовый спортивный праздник,
в котором участвовала не только молодежь,
но и все трудящиеся области.

Еще с вечера улицы, стадионы и парки

Винницы, районных центров были укра-
шены лозунгами, транспарантами, плаката-
ми, флагами. Веюду чувствовалось пред-
‘праздничное оживление.
- С утра на улицы вышла бодрая, жизне-
радостная молодежь. День выдался солнеч-
ный, теплый. Уже к десяти часам физкуль-
фтурные коллективы построились в ко-
OHHH. .

Праздник открылся митингом, который
транслировался но радио из Винницы во
вез районные центры области; Физкультур-
ников приветствовали секретарь облаетно-
то комитета партий М. `Стахурский и пред-
 седатель областного комитета’ по делам
физической культуры и спорта Б. Гвоздев.
С большим воодушевлением Участники
митинга послали письмо вождю и учителю,
лучпему другу физкультурников великому
Сталину.

Затем начался парад: Под. звуки свод-
HOTO оркестра первыми идут по городу.
физкультурные коллективы учащихся
школ. Десять тысяч пятьсот юношей и
девушек четко отбивают шаг. За ними
стройными рядами следуют колонны добро-
вольных спортивных: обществ.

Вот к трибуне Подходят епортемены
общества «Большевик». Они несут свои
знамена, эмблему общества, портреты руко-
водителей партии и правительства.

На трибуне раздается возглас:

— Да здравствует великий Сталин!

В ответ гремит тысячеголосое «ура».

В колонне  «Большевика»
спортемены общества — Костюк, Надутов,
Коломиец, Терехин, Комаров, Андрианов и
многие другие.

С алыми знаменами проходят мимо три-
буны физкультурники «Локомотива». В их
колонне движутся волейбольная площадка
и оборудованный на автомобиле ‘ринг.
Спортемены-железнодорожники ‘показывают
свое мастерство. :

Все новые и новые колонны, физкуль-

турников приближаются к трибуне. Идут
члены добровольных спортивных обществ
«Медик», — «Урожай», — «Буревестник»,
«Труд», «Молния». Следуют красочные ко-
лонны «Спартака», «Трудовых резервов».
Впереди колонны «Динамо» шагает чемпи-
онка СССР по плаванию Мария Tappa,

Но вот показывается живописная колон-
на физкультурников самого молодого епор-
тивного общества  «Волхозная нива».

Идут четыре тысячи юношей и девушек,

лучшие

——————_ ea

одетых в ярко расшитые украинские ко-
стюмы. Это спортемены Винницкого райо-
на. Среди них физкультурники села Стри-
жевка, где насчитывается около двухеот
спортсменов. В их рядах лучший епорт-.
смен села легкоатлет Николай Франчук.
В прошлом году он занял второе место по
области в беге на 1.500 метров.

Около часа длится парад, а спортемены
все идут и идут. Проходят рыболовы,
охотники, За ними едут велосипедисты и
мотоциклисты,

А в это время в районных центрах и
селах, на стадионах и спортивных пло-
щадках сельские физкультурники также
демонстрируют свои успехи.

В Вороновицком районе на парад вы-
шло 10.800 физкультурников. Флаг спор-
тивных соревнований подняла здесь ком-
сомолка Мария Красий из’ колхоза «Ота-
линец», Он» чемпионка района в беге на
100, 400 и 1.000 метров. Одновременно
открылись соревнования в трех селах это-
го района: в Еленовке, Ободном и Дубовце,

В колонне физкультурников Немировеко-
го района под знаменами спортивного 0б-
щества «Волхозная нива» идут спортеме-
ны Петрунь и Чернушенко. Они лучитие в
районе тяжелоатлеты-силачи, Физкультур-
ники этого района построили, ‘стадион в
районном центре и создали во всех селах
спортивные площадки. В ‘каждом сбеле те-
перь @сть свой. физкультурный коллектив.

Не так давно’ в селе Березовко Черне-
вецкого района по инициативе комсомо-
лок Героев. Социалистического Труда Ма-
рии Кундыловской и Марии Бучацкой бы-
ло создано спортивное общество «Колхоз-
ная нива». Сначала в него ветупили 34
человека. Сейчас на парад вышыю уже око-
xo 200 человек. Молодые колхозники по-
	«Человек, чей профиль изображен на
красных плакатах — рядом с Карлом Марк-
	  COM H цениным, — это человек, который за-
	OOTHTCH 060 BCeM и 0бо всех, который еоздал
TO, что есть, и создает то, что будет... Кто
бы вы ни ‘были, вы нуждаетесь в этом
друге. И кто бы вы ни были, лучшее в
вашей судьбе нахолитея в руках этого че-
	ловека, который бодретвует за всех и ра-
	ботает, — человека © головою ученого. с
	* А. П. Космодемьянский — отеи Зови.
	Литературная запись
Ф. ВИГДОРОВОЙ.
	(Продолжение следует).
	ОЛВЕКА назад передовая общественность Москвы ре-
шила ‘создать библиотеку-читальню имени Александра
	Сергеевича Пушкина.
Библиотеку открыли на
	Немецкой (ныне Бауманской) ули-
	Пуш-
	Долгие годы библиотека влачила жалкое существование,
Накануне Великой Октябрьской социалистнческой революции
ее фонд составлял всего около 8.000. книг.

В наши дни библиотека так выросла, что уже имеет четыре
самостоятельных отделения. Передвижное отделение обслужи-
	вает 70 передвижных библиотек района,
	Книжные фонды библиотеки составляет сейчас 135.000 то-
		На снимке: учащиеся высших учебных заведений у
школ в Бибдиотеке имёни А. С. Пушкина на выстав
ценной жизни и творчеству великого поэта:
		це, где родился и провел свои первые детские годы А. С.
	КИН,
Царское правительство весьма неохотно
	организапию этой библиотеки-читальни, так как каждое куль-
турное учреждение для народа неизбежно становилось очагом
пропаганды революционных идей. Поэтому, формально разре-
щив организацию библиотеки-читальни, правительство уста-
	новило за библиотекой строгий полицеиский надзор.
	дало согласие на ON
как каждое куль-   мов.