МУДРОЕ СЛОВО- БОЛЬШЕВИКА
	К четырехлетию со дня
	Был конец ноября 1945 года. В Колонном
sale Дома союзов открылось торжественное
заседание ХУ пленума ЦК ВЛКСМ. Уча-
стники пленума и тости — комсомольцы
столицы-— собрались сюда, чтобы от лица
всего комсомола принять высокую прави-
тельственную награлу-——орлен Ленина,

В торжественной тишине на сцене пе-
рентой выстроилась делегация. К ней на-
правилея с орденом Ленина и грамотой в
руках Михаил Иванович Калинин. Деле-
тация приняла высокую ‘награду, и Миха-
ил Иванович обратился к бобравитимея ©
теплым, прочувствованным словом. -

— Я вместе с вами счастлив тем, —ска-
зал он,—Что вы удостоены такой великой
награды... Я уверен, что комсомол, моби-
лизуя молодежь на выполнение новых про-
изводетвенных задач, сумеет воспитать но-
вые миллионы молодых патриотов, безза-
вотно преданных Отечеству, ° партии,
товарищу Сталину.

Ул были последние слова М. И. Калинина,
обращенные в молодежи. 3 июня 1946 года
М, И. Калинин скончался.

Верный соратник В. И. нина п
И. В. Оталина, выдающийся деятель боль-
мевистской партий и советокого’ государ-
ства, М. И. Калинин неустанно заботился о
коммунистическом воспитании молодого по-
коления. Много раз выступал он перед ком-
сомольцами, перед мололежью-—ето речи с0-
ставили большую книгу. Он товорил подра-
стающему поколению, каким оно должно
быть, чюбы довести строительство комму-
визма до пюбедного конца.

М. И. Калинин призывал молодежь жить
большой, идейной жизнью. Он говорил, что
ндейная, насыщенная общественными ин-
тересами, целеустремленная в этом смысле
жизнь есть самая лучшая, самая интерес-
ная жизнь на земле, Михаил Иванович на-
стойчиво советовал юношам и девушкам
возможно раньше вырабатывать свой харак-
тер, свое мировоззрение, свои убеждения.

Следуя указаниям Ленина и Сталина,
М. И. Валинин, умудренный огромным жиз-
ненным и партийным опытом, считал важ-
пойштим делом коммуниетического воснитз-
лия изучение молодежью  марксистеко-
онинской науки. Именно эта наука дает
знание законов общественного развития,
пменно она помогает формированию боль-
шевистских качеств характера: идейности,
принциниальности, настойчивости, уверен-
ности в своих силах.

При этом М. И. Калинин всегда подчер-
ривал, Ч изучать революционную теорию
надо творчески, чо есть усвоить самое су-
щество теории и научиться пользоваться
ею на практике, Высмеивая людей, «кото-
рые набиты учеными текстами, как мешов
картофелем», а практически применить эти
знания 5е могут, М. И. Калинин товофил:
«В практическом решении вопросов жизни,
е которыми приходится сталкиваться еже-
дневно, тут именно м сказывается мар-
теизм-ленинизм, тут и получается главная
школа маркеизма-ленинизма, тут и прояв-
лямхя настоящий марксиет-ленинец».

ФЗоммунистическое воспитание молодого
поколения немыслимо в отрыве от повсе-
дневной жизни страны, завода, колхоза или
школы. Пламенная любовь к советской Ро-
дине, беззаветная” преданность ‘большевист-
ской партии, сознательное, творческое от-
ношение к труду, чувства коллективизма,
товарищества, дружбы-—©ловом, все комму-
нистические черты характера молодого че-
ловека нашей страны, так блистательно
проявивииеся в Отечественной войне и
послевоенном строительстве, формируются
благодаря сочетанию теории с практикой в
нашей воспитательной работе.

Решающим фактором нашей борьбы за
полную победу коммунизма в СССР является
повышение производительности труда.
В. И. Ленин указывал, что производитель-
ность труда—это, в последнем счете, самое
важное, самое тлавное для победы нового
общественного строя. :

Развивая эту великую ленинскую иде,
Михаил Иванович Калинин товорил:

«У нас пекоторые люди склонны
рассматривать коммунизм как-то  отвае-
ченно, не вкладывая в это понятие конкрет-
ного содержания. А что значит коммунизм?
Это значит: давай как можно больше. про-
дукции и как можно лучшего качества. При
50м я имею в виду продукцию не только
физического, по и интеллектуального тру-
да— продукцию инженеров, архитекторов,
писателей, учителей, врачей, артистов,
художников, музыкантов, певцов и т. д.».

Вникая в эти слова, кажлый юноша и
	смерти М, И. Калинина
	каждая девушка должны  стросить cebA: 3
ЧТо я слелал пли слелала лля нашего комму-
	нистического завтра? Если кажлый из нас
	хочет, чтобы воего у нас было вдоволь и
самого лучшего качества, то совершенно
очевихно, что прежде всего от себя надо тре-
бовать добросовестного отношения х своему
труду, всеми силами бороться против брака
В своей работе, рептительно. выступать иро-
тив халтурного отношения к делу.

В связи с этим необходимо обратить эни-
мание на еще один ‘чрезвычайно ценный
совет М. И. Калинина. Обрашаяеь к уча-
щимся ремесленных, железнодорожных учи-
лищ и школ ФЗО в ноябре 194% года, он го-
ворил:

«Я хотел бы, чтобы У вас скорее зарели-
лась профеоспональная гордость, & это вы-
сокая гордость. Если ваши отпы были хоро-
шими рабочими, тах вы должны быть во
всяком случае не хуже их».

Наша молодежь, несомненно, стремится &
этому. В послевоенное время за отличное
качество продукции борются миллионы
юношей и девушек. Они добиваются нре-
красных результатов. Но нужно помнить,
что эта борьба не является временным делом
й будет тем успешнее, чем выше культур-
ный уровень молодежи. ‹

А что таков культура? Это понятие, го-
ворил М. И. Калинин, очень широкое: от
умывания лица до последних высот челове-
ческой мысли. И внешняя опрятность чело-
века, и участие в драмкружке, и образова-
ние, и многое другое —— все это признаки
культурности населения. Однако самое <у-
щественное заключается не в тех или иных
формальных признаках, а в их обществен-
но-государственном значении. «Техниче-
ский уровень производства стал куда выше,
малптины, станки стали сложнее и требуют
более внимательного, культурного обраще-
ния. бели мы переберем одну отрасль про-
мышленности за друтой, то получим обний
возглас: нам необходимы более культурные,
чем раньше, работники».

Эти слова М. И. Калинина в разной ме-
ре относятся и к сельской молодежи. Ныне
от нее требуется глубокое знание мичурин-
ской атробиологии, умение применить элек-
трическую энергию на ферме, на току, в
различных мастерских.

Высокая культура нужна и в деятельно-
сти самих комсомольских  ортанизаций.
«Это значит, — указывал М. И. Калинин, —
чтобы на собраниях не было лишнего ка-
лякания»... Надо обсуждать тот или иной
вопрос не вообще, а конкретно, решать де-
ловито и доводить дело до конца. Михаил
Иванович любил комсомольцев, всегда радо-
вался их успехам, при случае —— остро
критиковал недостатки в их работе, преду-
преждал активистов против зазнайства.
«Вам многое могут простить,-— напоминал
он,-— но зазнайства никогда не простят, а
главное — умным считать не будут».

Он часто советовал комсомольцам культи-
вировать в среде молодежи товарищескую.
чуткость, крепкую дружбу. .

«Многие — говорил он,— привыкли по-.
нимать чувство товарищества как простые.
слова, а между тем если это чувство пра-
Вильно развивать, если добиваться того, что-
бы комсомольцы и беспартийная молодежь,
товарищи и друзья вместе делили свой про-
изволетвенные радости, вместе преодолева-
ли трудности, вместе осваивали технику,
подлинно помогая друг другу, вместе прово-
дили свой отдых, занимаясь физкультурой
и спортом, и т. д, то товарищество будет
прекрасным дополнением к социахиетиче-
скому соревнованию, оно даст большие
плоды».

Михаил Иванович часто напоминая па-
шей молодежи, что она «живет в исключи-.
тельно хорошее время, в очень интересное
время». Да. такого счастливого времени,
как сталинская эпоха, таких прекрасных
возможностей для своего всестороннего раз-
вития, какие предоставлены партией и пра-
вительетвом нашей молодежи, не знало ни
одно подрастающее поколение веех наро-
дов всех времен. С полным правом гордит-
ся своим счастьем советская молодежь!

И она, наша славная молодежь, делает
все; чтобы быть достойной доверия партии
большевиков, советского правительства, ве-
ликого вождя, учителя и друга трудящихся
товарища Сталина. В этом помогали и по-
могают ей мудрые советы Михаила Ивано-
вича Калинина. Светлую память 0 нем
онопи и девушки Советского Союза почтяг
новыми творческими успехами в труде,
учебе и общественной жизни.

А. КАЛИНИН.
		Чакан выгнал табун за хутор и, мино-
	вав расвкинутые на сохах по еквлонам иразо-
бережных придонских бугров проевечиваю-
щие под солнцем узорной листвой винограх-

ные сады, перед островом, разрезавитим Ден

ua два рукава, спустился © лошадьми на
ener.
	Кице вчера ночью, после того, как его
	позвая к себе председатель колхоза и они
с фонарем долго ходили по конюшням, меж
станков, блестевших из сумрака атласом
конских спин и крупов. не стылясь друг
	дуга за слезы, мочившие их лица. Чакан
	составил и облумал план перегнать табун
не на общей хуторекой переправе, где Лон
широко размахнулея среди берегов и cocyH-
	Ки, бывшие при кобыхлах, переплывая, мог-
	пи не справиться с течением, И не по чаве-
ленному саперами мосту в станице, заби-
	тому армией и беженцами, а в узком, тихом
и неприметном месте, гле можно было пере-
вести лошадей на левый берег частью
вплавь, & частью бродом и не слишком ози-
раясь на небо. Таким местом был приемо-
тренный им заранее и облюбованный брол
перед оетровом, несущим над водой, как 05-
лака, сияюнтие клубы белолиственных верб.
Чакан еще живо помнил TO время, когда Дон
в этом месте был так глубок, что купав-
шиеся хуторекие ребятишки не доныривали
до его песчаного хна и пароходы проходи-
ли с низовьев и обратно по правому рукаву,
а не по левому, как они ходили нынче. С
той поры правый рукав загромоздиле напа-
давшими с берегов и принесенными в яедо-
ход с верховьев корягами, занесло песком и
затянуло розовой кашицей вымытого из-пох
прибрежных круч суглинка. Почти через
Bech рукав серебрящейся хорожжой тяну-
лись росшие прямо из воды молодые вербы.
и хуторские женщины в летнее время, не
замочив юбок, ходили среди них на остров
полоть огороды.

Теперь и эта мель, и вербы, заботливо
укрывшие лошадей сеткой тени, были очепь
кстати Чакану, пригнавшему табун к бро-
ду. Лошади, как вошли в реку, потянулись
пить, отфыркиваясь и ловя воду бархати-
CTEM губами.

— НУ, ну, еще успеешь, — толкнул Ча-
кан белоногого сосунка, жадно припавитего
в матке.

Табун нехотя оторвался от водопоя и с
хлюпаньем стал перебираться на остров.
Чистый глянец почти нелвижно дремавшей
под вербами воды мгновенно замутийся раз-
рытой. копытами на дне реки красноватой
тяиной. Но невидимое, омывающее стволы
деревьев течение тут же сноеило багровую
жижу. И опять под лучами пронизывающе-
го воду солнца, как сквозь желтоватое стек-
ло, было видно близкое дно Дона.

— 0О5бмелел.— различая на нем цветную
тальку, в сокрушением подумал Чакан.

Ближе к середине рукава, там, где было
тлубже, табун остановился, упрямяеь, не
захотел итти дальше. Лошади сбились ку-
чей, не трогаясь на понуканья бегавшего
вокруг них по воде Чакана, со свиетяшим
‘шумом отбиваясь от населавитих ‘на них
`слепней хвостами. Вымучившись, Чакан co-
всем уже начал было отчаиваться, если бы
нё молодой, красный, трехлетний жеребец,
обычно причинявший конюхам своим норо-
вом одни неприятности и заботы. Негромко
заржав, вн первый ступил на глубокое ме-
ет, замочив белые пахя и поворачивая на
тонкой шев звездной, сухой головой с ум-
ными, живыми, бешеными глазами. За ням
пошел весь табун, кольпом обжимая жере-
бят, жавшихея к своим маткам.

— Hy милок... вот милок,— шептал Ч8-
кан, лаская взглядом кровные стати жеребца,
и рззом прощая ему все прошлые провин-
ности: и разбитый новый станок, и два
перезних зуба, недостававших у Чакана 6
весны, после удара копытом.
	Переидя середину рукава, лошади опять
втянулиесь ‘под сияющую листву верб, те-
перь уже росших, не прерываясь, до само-
го острова. Номелело. Красный, е белей
звездой жеребец вылез из воды и, лоснясь
мокрыми боками, раеставляя залние ноги,
пролрался сквозь густые талы на островной
откос, пахнувитий в ноздри лошадям хмелем
высокого травостоя. Замыкая табун, Чакап
боялея оглянутьея на оставленный им 33
спиной хутор, путавший его в этот чае по-
лудня своей типтиной, грузно повиешей пах
олевшими склоны бугров садами, над узки-
ми проулками, пзвилието сбегавшими меж
салов к Пону. нал зеркалом тихой воды, ку-
пающей у берегов приспущенные ветви
деревьев. a

Через начинавшийся 38 островом левый,
таубокий рукав Дона, вспененный посреди-
не кипевшими ключами, можно было пере-
правиться с табуном только плавью. Дожи-
даясь вечерней зари, Чакан пустил лошадей
на жирно зеленевшую молодой травой по-
ляну, а вам долго ходил ереди просвечен-
ных солнцем деревьев островного леса.
Злесь, в безветрни, сковавшая листву ти-
шин» была оглушающе гулкой. С глухим
звоном толклась в тени ветвей луговая
мошка. Изредка в окаймлявших остров ка-
мышах гудел водяной бык. Чакану живо
припомнилось другое время, когда все кру-
TOM оглашалось лившимея е острова перед
раесветом и в сумерки соловьиным громом.
Это бывало весной, когда © верховьев при-
ходила большая вода. Обычно начинал один
соаовей где-нибудь в вербной куртине. в
сахой глубине леса. И потом ему отзывались
другие, населявшие талы левобережья п ху-
торские виноградные сады. Их раскатистое
побулькивание неслось над Доном до самой
ночи.

Эти воспоминания, в которых для Чакана
не содержалось ничего другого, кроме  само-
го приятного, были, однако, сейчас ему так
невыносимы, что он, замычав, быетро по-
шел по лесу, раздвигая хлешущие ето по
лицу ветви и совеем не чувствуя боли. Он
шел напролом, не глядя вперед, не выбирая
направления и часто возвращаясь на одно
й то же место. Векоре он забрел в самую
тлубь леса, гле стояли старые, толетые
деревья и листва сплеталаеь над пими в
непроницаемую для лучей солнца кровлю.
Вверху, в ластве, шуршал ветер, внизу
было темно и тихо. Отлядевшись, Чакан
признал место недавней порубки. Ранней
весной, когда деревья еще грузли в высо-
ких сугрюбах снега, он и Тимофей Тимо-
феевич Рубцов приехали сюда намечать
столбы для электрической линии. В то м0-
розное утро зимнего воскресенья в лесу бы-
ло светло, как всегда светло бывает в лесу,
завыпанном снегом. От деревьев емолисто
потагивалю оттаявшей на солнце корой, с
	ветвей. вместе с гулко: ударявшимл по &9р-
	*) Продолжение. Начало см. в «KOMCO-
мольской правде» от 2 июня с. г.

и свой двор, спускавшийся к Дону больитим
садом. Он Уже давно жил в бывшюм лущи-
линском доме, бросив свой старый вурень,
сиротевиий в стороне от друтах на обрыве
под черной, разметанной ветром крышей. В
пору больших разливов вода, заходившая в
сад Чакана, поднималась до самых верху-
шек яблонь, и он прямо со двора выезжал
на лодке. Теперь. как ни раздвигал Чакан
ветки пушистой вербы, как’ни шарил гла-
зами по двору от летней кухни ло порожка
дома И 9Т стога сена хо самых крайних,
припавших & воде яблонь сада, он нигде не
обнаружил признаков жизни. И, кав ни 10-
товил себя перед этим увидеть самое худ-
шее, тишина, объявшая хутор, поразила ем
серхие. Он не мог © острова уловить всех
раздававшихея в хуторе звуков, он безопги-
бочно различал приметы этой тишины и в
том, Чо из дворов не вставали, как обычно,
зеленоватые столбы кизячного дыма, и в
зияющей пустоте переулков, обегавших по
склону меж плетнями, и в отсутствии. дви-
жения у приткнувчтихся к берегу лодок; на
которых в это время всегда возили из-за
Дона сено. Какая-то женнитна с ведрами вы-
шла из задней калитки рубцовского двора,
приседая, огляделась и, не набрав воды, 10-
лезла по вырубленным в глине ступенькам
обратно.

Только на окраине хутора он увидел мед-
лено выползавитее на дорогу бурое облако
пыли © торчавигями из нее ротами, ярмами,
дышлами повозок. Режущий скрип колес
донесся ло его слуха. «Как же это не угля-
дели подмазать», — растерянно подумал Ча-
кан. Курчавясь, облако рынюлзло на бугор
К другим таким же облакам, катившимся по
стенному шляху к переправе в станице.
Черная завеса, колыхаясь, стояла над
стенью. И лишь иногда резкий металличе-
ский блеск то в олном, то в другом месте
прорывался из мрака.

Вернувитиеь глазами опять в хутор, Ча-
кан увидел в своем двофе раскрытую на-
CTCL калитку и почувствовал, как на него
надвинулось что-то черное и мягкое, — по-
добно тому, как двенадцать лет назад в <а-
дах на него накинули хушную косматую
овчину. Если все время до этой минуты —
и даже когда. ночью с председателем они
ходили но конюшням, и при <борах в эва-
куацию на площади, и уже перегнав табун
на остров — Чакан еще’ надеялся, что. все
повернется, исправится и станет на свое
место, и где-то в глубине души еще. сомне-
вался в неотвратимости для него и для дру-
тих покинуть хутор, то теперь, усльшнав
этот визг колес, увидев выползающее на
дорогу серое облако и — особенно — отки-
нутую наотмашть калитку, как он ее бросил,
простившиеь с Татьяной, он освоболился от
всех надежд. Нораженный этам открытием,
он стоял под вербой, глядя перед собой не-
вилящими глазами.

Сзади него лошади, похрустывая, щипали
сочную отаву. В том месте в степи, где толь-
ко что было солнце, медленно затухало за-
рево. Скрытые горой домики хутора отету-
пили в тень, а Дон и остров еще были осве-
щены красным полусветом. Гуденье водя-
ных быков перешло в сплошной стон, зве-
невший над камышами.

Чакан повернулся и; собирая табун зна-
комым лошадям посвистываньем, побрел
через остров к левому рукаву Дона.

Под берэговыми вербами y sero была
пряпрятана лодка. Выплескав ковлтиком на-
бежавигую в нее воду, он стал ловить лоша-
дей. Взнуздывая, привязывал их концом по-
вода в корме и поодиночке, вплавь тянуя
через рукав за лодкой. Храпевшие лошади
упрямились итти в воду. Напиравиее в уз-
кий рукав течение силилось оторвать их от
лодки, снести под яр, где непереставаемо
кипели глубинные ключи, разгоняя желтую
пену. С острова, вслед лодке неслись жалоб-
ные голоса разлученных на время с матка-
ми жеребят. Й ответиое ржанье маток раз-
давалось над отливавшей глянцем волой
Дона.

Еще не перегназ и половины бывших в
табуне лоптадей, Чакан обессиленно опу-
стилея разгоряченным телом на влажный
песок левого берега, когда его окликнул
сзади знакомый голое. Задрав вверх свою
мокрую веклокоченную бороденку, он уви-
дел стоявшего нал вим Рубцова и, присмо-
тревшиеь в сумраке вечера к его лицу,
ужаснулея происшедшей в. нем перемене.
Что-то новое и Странное исходило от всего.
облика Тимофея Тимофеевича с исступлен-
но горезшими на блелном лице глазами и ©
безвольно опущенными руками вдоль боль-
шого сутулого тела.

— Ты тут передохни трошки, а я остав-
шихся перегоню,— говорил он тихим голо-
сом, поднимая батгор, лежавший на песке
сбоку лодки.

Заколебавшись, Чакан пасмотрел на ба-
Top, оказавиийся в руках Рубцова, на его
лицо, ий сомнение одного, екрестивииись во
взглядах © дотахкой другого, связало их в
Этот момент одной мыслью.

— ‘Сволочь.— С презрением в тихом го-
лосе сказал Тимофей Тимофеевич. — Ты это

же думаешь, что я табун...— взмахом руки
он договорил остальное.
— Ла чло ты, Тямофей...— отводя свои

тлаза, пробормотал Чакан.

— Сволочь.— Новторил. Тимофей Тимо-
феевич, прыгнув в лодку и отталкиваясь
багром от берега. Й онять ва Чакана по-
веяло чем-то стралиным от ето сутуло <10-
	явией в лодке черной фигуры © ченовры-
той головой, засеребрившейся в отблеско
падавиего от воды света.

Должно быть, и лошадям передавалось
это стралтное, бывшее сегодня в Рубцове.
Возбужлаясь при ‘его приближении, они
плохо давались ®му в руки; Присматриваяеь
сквозь полутьму вечера, Чакая видел воз-
ню. происходивтую на острове; и ‘слышал
уговаривающий голос.

—= Перебесилиеь BH, 910 1? — в
изумлении спрашивал Тимофей Тимофесвич.

Дольше всех не подпускал его к себе же-
ребецд < белой звездой на взлобье, с какой
стороны ни заходил к нёму Тимофей Тимо.
феевич и как ни приманывал его ласковы-
ми словами. Допустив Рубцова совсем близ-
Ко, жеребец всякий раз отпрытивал в сто-
рону и неподвижно стоял, как изваянный.
Только оставшись последним на острове, он
хал полойти к нему вплотную и, пригнув
уши, сам протянул навстречу Тимофею Ти-
MOMCCBAYY свою умную звездную голову.
	(Продолжение следует).
	5 9459F-$590-6S605666069-606660690004606606060966064
	«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВГАХ
	3 июня 1950 г.

Gs

Стр.
	Отрывки из романа*
аа

ке сугробов каплями, стекало мягкое, голу-
боватое сияние.. Отчетливо доносивтимеся
из хутора по морозному воздуху звуки? лай
собак, тарахтенье ведер на коромыслах у
женщин, выплески металла под молотом в
колхозной кузнице—охватывали сердне зна-
комым Чакану, близким в восторгу чувством
озадаченностя перед наполненностью и вра-
сотой жизни. Он спешил выразить свое чув-
ство в ударах топора по стволу дерева, от
которого брызгали во все стороны белые,
сочные, ароматные на морозе щепки.

Вдвоем с Рубцовым они много тогда по-
ралили старых, больших‘ деревьев. На это
указывали сейчас ‘еще не. потемневиае,
свежие пни © искрами застывшего сока,
оголенно зиявшие кругами белой и розовой
древееины.

Покоряясь внезапно подступившей уста-
лости, Чакан тяжело опустился на корот-
кий, широкий пень, тяжело обмякнув всем
телом. Кого-то оплакивала иволга в мертвой
тишине леса. И ему вдруг стала открывать-
ся вся его жизнь. возникая в самых мел-
ких, давно забытых подробностях Teper
глазами, недвижно устремленными в землю.

Как это бывает, ожившее время пробега-
ло перед его мысленным взором не в акку-
ратном порядке сменяющихся день за днем
и год за годом, сцепленных одно © доугим
воспоминаний, а в мимолетно озаренных
вспышками памяти, перепутавитихея и ска-.
чущих вперегонки кусках и картинах. Тзк,
сначала припомнилось ему, как он привез
молодую красивую жену с Маныча, отде-
лился от отца и стал строиться на окраине
хутора на голом месте. А потом уже выплых
из тумана забытья случай раннего детства,
как отец порол его в степи налыгачем за
то, что бык сломал ногу, ступив в сурчи-
ную HODRY. г

В этом месте невидимо  перетянутая
сквозь всю его жизнь нить событий неожи-
данно и резко обрывалась, он не мог усле-
дить за причудливой игрой созйания, само-
вольно изменяющего направление мыслей.
Or хдететва Чакан сразу перенесся к тому
близкому времени, когда ето подстерегля
ночью в зимних садах, через которые он
‘проходил, сокращая путь от сельсовета к
‘дому, и накрыли тулупом. Давясь прогоркло-
кнелой овечьей шерстью пол охаживающи-
ми сто ребра каблуками, в бессильной яро-
сти узнал он голоса назначенного к раску-
`лачиванию Ивана Лущилина и его дружка
Гришки Арькова, глумливо поучавших Ча-
кана не слиптком раздираться на собраниях
за колхозы...

hak B перелаточных шестернях дающего
задний хол трактера, рычаг памяти, пере-
ключивигиеь, мгновенно вернул его снова
к женитьбе. Говорят, в трудные минуты
жизни мысль человека становится оеобение
ясной. С ухивлением Чакан перебирал в па-
`мяти такие подробности, о которых он’ за-
был и думать. Точно это случилось не три-
лцать лет назад, а только вчера, ему отчет-
ливо прехотавилея тот мартовский день,
когла они © молодой женой за руку в чем
были пришли на пустынный, залохматев-
‚ий бурьяном обрыв Дона, где Чакан вы-
просил бебе у атамана полворье. Место было
дикое, канутое ‘людьми, зимой сюда 0безбо-
язненно спускались из степи волки. Й ло
хутора было не близко. Жена прижималась
& Чакану, озираясь. Утепив жену, он взял-
свя выжигать на обрыве бурьян, городить
плетень вокруг будущего подворья.

В это весеннее солнечное утро над Baby-
хавшим поло льдом Доном поднимались ро-
зовые клубы пара. Вода, поднимая лед, под-
<тунала к самому обрыву. Дувший из гир-
лов ветер овевал Чакана и ето жену,
суетившихся на обрыве.

Теперь в его сознании это сияющее утро,
розовые клубы над Доном и валивший с ног
ветер неуловимо соёдинялись с молодостью,
уплывшей по весенней ‘воде, как синие
льдины, источенные солнцем. Перелетавшая
¢ дерева на дерево иволга шумливо возилась
в листве старого вяза над его головой, кло-
вившейся на грудь пол грузом воспомина-
ний. «Налыгач... под овчиной воняло капу-
стой... бились в обрыв льдины» — уверенно
распоряжалея его мыслями рычаг, переклю-
чавигий память.

Чередуясь, одию отступало в темноту, дру-
TOC озарялось вепытнкой. Заново переживая
прошедтиее, acho видел Чакан, что будто
и но было в его жизни ничего такего, что
могло бы вызвать со дна души эту горячую
волну, застлавшую его глаза едким дымом.
Такова природа человека. Если бы отец Ча-
кана не запарывал ето в детстве до беспа-
мятотва налытачем: если бы ветупая в се-
мейную жизнь, не пришлось ему с пла-
чушей женой выжитать буръян на пуетын-
вом обрыве; если бы, пря воспоминаний о
TOM, как укоренялся в хуторе колхоз, не
начинали eno, сросшиеся на переломах,
ребра салнить тупой, ноющей болью, может,
и не казалось бы ему теперь все это таким
дорогим перед тем, как нужно было от все-
то отказаться. Думая об этом, Чакан словно

отлирал от своего серлца старые, засохшие
	болячки. Иволга, устраивавшаяся в листве
нал его головой, затихла и потом опять CTa-
ла излаваль свой чистые, падающие в тихом
лесу, точно капли, звуки. Замычав, Чакан
схватилея в пна и опать стал коужить Cpe-
	ди деревьев, неё разбирая дороги и обжигая
	лицо хлещущими ветвями.
ыы
	Знатный мастер-ковровщик Таджикской
ССР художник Бахридин Нуриддинов
обучил своему мастерству дочь Зульфию.
Комсомолка Зульфия учится в Ленин-
абадском государственном педагогиче-
ском институте. В свободное от учебы
время она вместе с отцом сделала худо-
жественные панно и сюзанэ. На снимке:
Зульфия БАХРИДИНОВА и ее отец
НУРИДДИНОВ Бахридин.

Фото Б. НУДОЯРОВА.
	ПИСЕМА
В РЕЛАКЦИЮ
	Хотим сразиться
с командами мастеров
футбола
	Московский городекой комитет по делам
физкультуры и спорта ежетодно проводит
розыгрыт первенства по футболу между
командами высших учебных заведений.
В ряде вузов столицы выросли сильные
коллективы. Однако существующая систе-
ма первенства тормозит дальнейшее разви-
тие футбола среди студенчества. Обычно
проводятся всего 6—7 игр в сентябре—ок-
тябре. Лето совершенно не используется.

Советекие спортемены-студенты  доби-
лись высоких результатов. в. нескольких
видах спорта, завоевав мировое первенство
среди «тудентов. Отуденческие волейболь-
ные, баскетбольные команды выетупают на-
разне с командами мастеров. Почему же та-
кая любимая в народе игра, как Футбол,
мало культивируется в наших вузах?

Мы убеждены в том, что при наличии
соответствующих условий студенческие
футбольные коллективы могли бы высту-
пать не хуже команд мастеров. Для. этого
в первую очередь необходимо составить ин-
терееный календарь; дать нам возможность
встретиться © ведущими командами страны,

Мы предлагаем:

По результатам первенства городов 1949
года создать групиу из 10 — 12 команд:
от Москвы —— четыре, 07. Ленинграла —
две и по одной-——от Киева, Тбилиси, Харь-
ropa, Pura, Ростова-на-Лону, Львова я
разыграть между ними первенство: CCCP.

Провести розыгрыш Кубка СССР для ву-
зовоких команд.

Разработать и утвердить единое положе-
ние о проведении городских соревнований
срели вузов по футболу.

КОМАРОВ,
представитель футбольной секции Мо-
cKOBCKOrO юридического института.

ХЛОПОТИН,
представитель футбольной секции Энер-
гетического института им, Молотова.

ГРИНИН,
представитель футбольной секции спорт-
клуба Московского авиационного ин-
ститута им. Орджоникилзе.
	Напрасно забывают
о производственных
SHCKYPCHAX
	На промышленных предприятиях нашей
страны все шире применяютея новойниие
выесокопроизводительные станки, механиз-
мы, аппараты, инструменты.

С новой техникой, современной техноло-
тией и организацией производства, стаха-
HOBCRUMH методами трула необходимо пла-
номерно знакомить воспитанников учебных
заведений трудовых резервов.

Большую пользу в этом деле могут при-
нести систематические экскурсии на пере-
довые заводы. шахты, стройки.

Однако работники трудовых резервов
Роетовокой области такими экскурсиями пре-
неброгают. Иначе нельзя объяснить то, что
не бывает экскурсий учащихея на пред-
приятия даже в таких индустриальных
центрах, как Ростов и Таганрог.

Прекрасную отечественную  высокоча-
стотную установку для термообработки ин-
струментов и деталей, высокочастотную
установку для скоростной сушки древеси-
ны на ростовском заводе «Красный Аксай»,
электрокленку, при которой не требуется
сверления отверстий, не нужны молоток и
заклепка, ‘скоростное фрезапие, литейный
конвейер на Ростсельмаите, — все это и мно-
гое другое следует показать воспитанникам
ремесленных училищ.

Нало, чтобы учащиеся в производствен-
ной обстановке сами наблюдали то, о чем
рассказывал им преподаватель на уроке.
Важно. только, чтобы эксвуреия не превра-
шалась в простую прогулку. В ней необхо-
димо тщательно подготовиться.

Руководители ремесленных училищ Рое-
товокой области должны © помолхью област
ного управления трудовых резервов оргами-
зовать систематические экскурсии учащих-
ся на переловые предприятия.
	Таганрог, Tr, BYPABINNBIN,
	Новый отряд преобразователей природы
	Недавно в Воронежском сельскохозяй-
ственном институте состоялся первый вы-
пуск агрономов-плодоовощеводов со специ-
ализацией по агролесомелиорации. В торже-
ственной обстановке директор. сельскахозяй-
	‚ . ственного института т. Г. Тищенков вручит
	54 выпускникам — новому отряду преоб-
разователей природы — дипломы 00 оконча&-
нии инетитута. .

Молодые специалисты будут работать на
	Токарь-скоростник курганского зазоле ™
как мастер отличного ‘качества. Ему пред
без проверки отделом технического контр
1953 тола’ На снимке: токарь И. КОЛЕС
	тесозащитных = станциях  Вотонежекой,
Сталингражекой, Тамбовской, Курской и
других областей, на полях и в садах Алтая
и Сибири, в научных экопедициях «Агро-
лесопроекта». Неболыиая группа вышуекни-
ков. оставлена в аспирантуре для научной
работы на кафедрах, опытных станциях и в
учебных хозяйствах сельскохозайственяего
	института.
г.. Воронеж, А. ПРОСКУРИН.
	завода «Уралсельмаш» И. Колесниченко известен
Ему предоставлено право выпускать свои изделия
ого контроля. Знатный стахановец работает в счет
	Фото В. ВЛАДИМИРОВА (ТАСС).
	Блужлая 063 цели по острову, он долго
сопротивлялся желанию, непреодолимо тол-
кавшему его взглянуть в сторону хутора,
как будто что-то страшное теперь могло ожи-
дать его в том, что было ему давно знакомо
и близко. Между TOM в лесу становилось
темнее. Перечеркнувшее 34 день доневую
пойму солнце в красном перистом облаке
стояло нал правобережными буграми. Вак
всегда перед вечером, сгущались ароматы
бетенлиих и желтевших в траве пол деревь-
	ями меловых кашек. Разрозненное журчанье
	водяных быков в камышах сливалось в од-
но сплошное гуденье, повисшее над тихой
водой, омывающей остров.

Чакан устало выбрел на песчаный откос
и, нечаянно раздвинув пушистые ветки мо-
Nolo вербы, заслоняясь ладонью, кав от
сильного света, брызнувшего ему в глаза,
увидел лежащий перед ним на отлогом скло-
не правого берега хутор.

С острова, отделенното от хутора недвиж-
но застывшей водой, хоропю были вилны
все ого домики, прилепивитиеся к суглини-
етому ‚ косогору. В резной листве виноград-
ников Чакан привычным глазом нащулал