Виновата... Волла
		Рекорды-«старички»
	На изгибе гигантской подковы, извест-
ной под названием Самарской луки, по ле-
вому берегу Волги раетянулея она много
километров город Куйбышев. Напротив не-
Го — длинная песчаная коса. Чуть ниже—
	остров. одесь впадает в Волгу небольшая
река Самара.
	Широки волжекие просторы! Раздолье
здесь пловцам, гребцам, яхтеменам. А пес-
чаные берега — замечательные природные
пляжи. По душе тебе большие просторы —
купайся, плавай, заторай на Волге, а нра-
вител тихая река с медленным течением и
более теплой водой — иди на Самару. Если
ты турист и любишь дальние походы, от-
правляйся на лодке по «Жигулевской кру-
госветке».
	Сибирские города Иркутск, и Новосибирсв
славятся охотниками, лыжниками и стрел-
ками, Тбилиси — альпинистами и футбо-
листами. А кто знает имена куйбышевеких
пловцов, гребцов, яхтеменов — побехителей
веесоюзных и республиканеких соревнова-
ний’ Их нет в Куйбышеве.

Вспоминается областная спартакиада
школьников. Триста мальчиков и девочек
показывали свои успехи в беге, прыжках,
гимнастике, спортивных играх. Пока со-
ревнования шли на стадионах, все было хо-
рошо. Но вот началиеь состязания на во-
10 —и ряды участников поредели, резуль-
таты ухудшилиьь...

В кабинете председателя городского ко-
митета по делам физкультуры и’ спорта
тов. Румянцева можно увидеть портреты
ведущих спортсменов города. Среди них
есть несколько ветеранов водного’ спорта,
а вот молодежи нет. Многие городские
рекорды были установлены. пловцами 13 —
14 лет назад. Сейчас эти рекорды стоят на
уровне второго и третьего разрядов. На всю
Куйбышевскую область имеется два пловца
первого разряда!..
	«Купите яхты»
	Что же мешает молодым волжанам зани-
маться водным спортом? Почему в большом
тороде на Волге он не в почете?

— Река Самара для нас мала и грязно-
вата, а Волга слишком велика, да и тече-
ние быстрое, — жалуются руководители
физкультурных организаций.

Следовательно, заниматься водным
спортом на Волге мешает... сама Волга,

Факты же говорят о другом. В начале
апреля работники городского яхтклуба об-
ратились с пибьмом к спортивным обще-
ствам и физкультурным коллективам горо-
Да. В письме они вызывали их на социали-
стическое соревнование. Яхтемены обяза-
лись обслужить за лето на своей водной
станции 6 тысяч человек, подготовить к
слаче норм ГТО 1.500 человек, обучить
250 человек плаванию, гребле, управлению
AXTAMA.

Xopomtee, nymnoe- -nexo! Но xo сих пор ни
одно спортобщество, ни один физкультур-
ный коллектив не откликнулись на призыв
яхтклуба: Это наглядно показывает, что
руководители физкультурных организаций
Куйбышева не желают заниматься водным
спортом, препятствуют его развитию. Боль-
шой вред наносят коммерсанты от физкуль-
		KY на реке выгоднее, чем водную станцию.
Мешают ‘развитито водного епорта ‘также и
влиятельные «покровители» кожаного мя-
Ча, признающтие из всех видов спорта толь-
ко футбол,

Бурно начал летний сезон председатель
вовета общества «Строитель» ‘тов. Сухов-
ский. У этого общества имеется несколько
Яхт, Вместо того чтобы развернуть работу
по полготовке яхтеменов, Суховский ходит
по разным организациям и предлагает:

— Продаю яхты! Покупайте!

Но покупателей нет. Суховский очень
завидует сейчас руководителям“ «Локомоти-
ва». «Вот как им новезло, — рассуждает
он: — получили в прошлом году 12 акаде-
мических судов и тут же их продали»,

Дурной пример заразителен. Спортобше-
	—- Гренерюв по плаванию у нае примет-
но 10 —15, по гребле — около 15, по вод-
ному поло — 3 или 4...

Эти скудные тренерские кадры исполь-
зуются неправильно. Большинство тренеров
не занимается с молодежью. А те, которые.
занимаются, «работают за десятерых». Тре-
нер по плаванию тов. Дерин преподает в
городской и детской спортивной школах, в
спортивных школах «Спартака», железно-
дорожников, в речном техникуме. Но он,
вИТИМО, настолько энергичный человек, что
успевает тренировать еще и пловпов
‚‘спертобщества «Строитель», строительного
института и строительного техникума.
Говорят, что даже при такой нагрузке воз-
можности Дерина еще не исчерпаны и он
будет заниматься с пловцами «Большеви-
ка» и еще каких-то обществ.

Тренер тов. Филатова учит плаванию
физкультурников трех разных спортивных
школ. Вроме этого. она работает в «Дина-
м0», «Труде», «Локомотивё». Можно на-
звать еще тов. Гладкову, которая тоже pa-
ботает в нескольких спортобществах, еже-
годно ездит на всякого рода сборы и купеы
в Москву, в Ленинград, во Львов и другие
торода. Тринадцать лет назад она устано-
вила несколько городских рекордов. кото-
рые не побиты до сих пор. А много ли тов.
Тладкова за свою многолетнюю ‘деятель-

ность вырастила пловиов-рекорлеменов,
чемпионов города и области? Не знают в
Куйбышеве ее воспитанников. Не могут по-
хвалитьея большими успехами своих уче-
ников тт. Дерин и Филатова.

Обучение пловцов ведется по-кустарному
и только летом. Вот почему среди участни-
ков и победителей городских соревновани
Из года в год мелькают олни и те же имена.
	Во Львов... на тренировки
	Создалось нетерпимое положение: в горо-
де на Волге захирел волный спорт. В город-
ском комитете по делам физкультуры и
спорта недооценивают его. 0 городском и
областном комитетах ВЛАСМ и говорить
нечего: комсомольские работники произно-
сят иногда красивые речи о пользе водного
спорта, но не. принимают никаких серьез-
ных мер Е тому, чтобы преодолеть отстава-
ние.

‚ У молодежи много справедливых претен-
	зий и к исполкому городского Совета депу-
татов трудящихся (председатель тов. Cy-
pun). Печальной известностью пользуется
в Вуйбышеве городской пляж. В воскрес-
ные, да и в будние дни тысячи куйбышев-
пев мечтают провести лень на правом беле-
гу Волги. Олнако попасть туда нелегко:
переправа работает плохо. Не организована
там и торговля. Вуйбышевцы говорят:

— Когда попадешь На тот берег, первым
делом разыщи киоск е прохлалительными
напитками и займи очередь: может быть,
Е вечеру утолишь жажду...

Много лет говорят в городе о строитель-
стве закрытого плавательного бассейна.
Олнако до сих пор пловцы е Волги каждый
год ездят тренироваться... во Львов! Гор-
исполком и сессия горсовета не раз прини-
мали большие решения — об организации
летнего отдыха горожан, © развитии вод-
ного спорта, о строительстве зимнего пла=
	  вательного бассейна. ЁВогла же булут вы-
		полнены эти решения, товарищ Сурин?
	В Буйбышеве нехватает квалифициро-
ванных тренеров по плаванию и гребле.
В распоряжении Всесоюзного и Теспубли-
	канского комитетов физкультуры и спорта
	имеется достаточное количеетво тренеров.
Но они живут в Москве и Ленин-
	ИСКУССТВО СВОБОДНОГО НАРОДА
	СВЯЗИ с пятилетием со дня освобожде-
вия Чехословакии Советекой Армией
большая группа чехословацких артистов по-
сетила Советский Союз. Вместе с известными
мастерами искуеств Чехословацкой ›респуб-
лики в СССР прибыл молодежный ансамбль
песни и танца. Вонперты чехословацких
артистов прошли с большим успехом в Мо-
скве, Ленинграде, Киове и Харькове.

Наш корреспондент обратился к руково-
дителю ансамбля Божене Шоховой с проеь-
бой рассказать об истории создания и рабо-
те ансамбля, о поевдке в Советский Союз.
Вот что сообщила Божена Шохова:

— Молодежный анкамбль прелетавляет
собой два коллектива художественной ca-
модеятельности: пражский ансамбль имени
Выцналека и валашекий ансамбль из
города Брио.

Все участники пражекого ансамбля —
студенты педагогического и филосефекого
факультетов Карлова университета. Участ-
ники валашского — ансамбля — студенты
высших учебных заведений города Брно,
молодые рабочие и крестьяне.

Эти два коллектива являются победите-
лями конкурса творчества молодежи—-мас-
сового культурного мероприятия, проводимо-
го Союзом чехословащкой молодежи. Такие
KOHKVPCH в стране бывают ежегодно.
	Ансамбль имени Выппалёка и валашекий
	анеамоль были пионерами движения по’ со-
зданию творческих. народных ‘коллективов,
`Оба эти коллектива были ‘созданы по ини-
‘цизтиво молодежи в 1947 году. Первые сво
‘танцы они разучили по работам известного
чешекого этнографа Выциалека, именем ко-
торого и был назван один из ансамблей.
Танцы, поставленные на основе поллин-
но народного творчества, имеющего много-
вековую традицию, ветретили восторжен-
ный прием у зрителей. По примеру этих
двух первых ансамблей повсюду стали со-
здавалься молодежные коллективы хуложе-
ственной самодеятельности. Вскоре был объ-
явлен первый конкурс художественных кол-
лективов молодежи, победителем которого
‘вышел ансамбль имени Выциалека.
В 1949 году ансамбль имени Выцпалека.
с успехом выступал на’ Международном фе-
стивале молодежи и ‘студентов в`Будапеште,
где получил третью премию. В том же году
ансамбль дал несколько концертов в Польше
п побывал в Бельгии. В Полыпе тысячи
  зюдей восторженно привететвовали вое вы-
ступления ансамбля, в Бельгии же власти
запретили участникам ансамбля выступать
	 КОНЦЕРТЫ ЧЕХОСЛОВАЦКИХ АРТИСТОВ
	‚ деятельности не только разучивают и испол-©
няют народные песни и танцы, но и широко
пропагандируют их. Участники ансамблей
	Комсомольские и физкультурные
организации Куйбышева
не занимаются развитием
водного спорта
	«Динамо» — одно из самых крупных
спортобществ в городе. Однако водной стан-
ции у него нет, судов нет, спортеменов-
водников тоже нет. Динамовцы горюют:

-— Вот если бы футболисты играли на
воде, тогда водному спорту наши руково-
дители уделяли бы внимание.

Равнодушно к Волге и спортобщество
«Локомотив».

— Вадры  спортгеменов-водников  гото-
вить мы не можем. У нас нет ни водной
станции, ни гребных, ни моторных, ни па-
русных судов... Культивирование этих ви-
дов спорта на 1950 год нами не планирует-
ся,— говорит председатель дорожного сове-
та «Локомотива» тов. Коменлантекий.

На берегу, возле Красноармейского спус-
		ревянные строения, сколоченные грубо и

непрочно. Чуть ли не’ каждое лето они то

рассыпаются, то тонут, то горят.. т
Вот станция спортобщества «Больше-
	BHR», здесь красный уголок, раздевалка,
кабинет директора, общежитие для приез-
жающих экскурсантов, Между зданием и
берегом—открытый плавательный бассейн.
На причале — пять лодок и одна яхта (ве
яхты еще ремонтируются). Столь же убоги
и остальные станпии. Спортемены говорят:

— Разве это водные станции? Одно на-
звание. Лучше бы вместо этих, карликовых
построили две-три хороших.

Уже не первый год илут разговоры о том,
что необходимо перенести водные станции
© ropoxcroro (левого) берега, на правый. На
городском берегу —— оживленное движение:
тут проходит и железнодорожная ветка, у
самого берега проплывают пароходы, бар-
жи, катера. Огромные фиолетовые, сизые,
коричневые пятна нефти расползаютея по
воде. >

Преимущества правого берега очевидны
пля каждого: он пологий, речные суха не
приближаются к нему, там прекрасный,
чистый пляж. Течение там епокойнее и
типте. Олнако сейчас, как и три гола назад,
		регу.
Дерин здесь, Дерин там...
	Чтобы готовить хороших пловцов, парус-
ников, гребцов, ватерполиетов, нужны Tpe-
неры, преподаватели. Но в Куйбышеве их
	мало. квалификапия у них низкая.
	Это еще раз говорит о пренебрежитель-
ном отношении руководителей физкультур-
ных организаций Куйбышева к водному
	спорту. На вопрос, сколько в городе трене-
	ров. инспектор горолского комитета физ-
	культуры тов. Цетров ответил:
	разъезжают по ‘стране, записывают парол- ‹ ‘ВАШИ ЧИТАТЕЛИ
				РАССКАЗЫВАЮТ
	У будущих

паровозостроителей
	Недавно в Красноярском паровозо-
строительном техникуме состоялась пер-
вая студенческая  научно-техническая
конференция. В работе конференции
приняли участие более ‘150 студентов
н преподавателей техникума, лучшие
стахановны и инженерно-технические
работники местного паровозостроитель-
ного завода.

С докладом 0б основных проблемах
паровозостроения выступил студент-дип-
ломник Погудин. - Студент-дипломник
Казаков подробно рассказал об орга-
низации труда на Свердловском турбо-
моторном заводе, где он проходил произ-
водственную’ практику, наглядно и про-
сто пояснил новые способы ‘точной от-
ливки втулок.

Студент Чернов посвятил свое вы-
ступление методам труда лауреата
Сталинской премии сталевара Валеева.
Эти методы он изучил Во время прак-
тики на одном из омских заводов.

«Об организании труда на участках
высокой ` производительности» доклад
сделал. студент Мишаренко, «О роли
лаборатории резанья в повышении про-
изводительности труда» — студент Лу-
	rOBCKOH,
Г. ЕЛФИМОВ.
	Красноярск.
	ные мелодии, тексты песен и описания тан-
цев и затем издают ‘их различными сборни-
ками. Скоро в Чехословакии поступят в про-
дажу тысячи патефонных пластинок ‘с на-
родными мелодиями в исполнении: участни-
вов самодеятельных художественных кол-
JERTHBOB.
	С исключительным воодушевлением и
волнением молодые чехослованкие певцы,
танцоры и музыканты готовились в посздке
в Совелекий Союз. Молодежь Чехословаким
хоропю знает о стране победившего <оциа-
лизма, 0 славных делах советской молодежи,
самой счастливой мололежи в мире, Но то.
		тлазами, превзотло все их ожидания,
Божена Шохова просила передать через
«Комеомольекую правду» глубокую благо-
	дарность всем советеким общественным 4

молодо ным организациям, оказавшим ис-
ключительно теплый и радушный прием
молодым чехословацким артистам и предо
ставивитим им все возможности лля поездки
по советской стране и для встреч с самыми
широкими елоями  общественности.

В заключение Божена Шохова сказала:

— Новую, социалистическую культуру
мы строим и будем строить на прочной
‚основе национальной культуры, которую
веками созлавал народ: dra: национальная
культура всегда была оружием нарола в его
борьбе за свободу в самые мрачные. годы
порабощения. Эта культура помогла народу
преодолеть все препятетвия на пути к. ©во-
боле и счастью. Мы не будем больше петь о
несчастиях и горе народном, мы будем петь
так же радостно и свободно, как поют сего-
лия. советские люди, Мы будем петь о сво-
бодной и прекрасной фодине, 5 солнце,
любви, счастье, о нашем ралостном наетоя-
щем и прекрасном будущем наших детей.

x he

7 WWHA состоялея ‘заключительный кон-
церт чехословацких артистов и молодежного
ансамбля песни и танна. Вонперт. как и вге
предыдущие выступления чехословацьих
артистов, прошел с исключительным услез
хом и вылилея в демонстрацию нерупимой
р ий друзьбы ^ Е а И
	Успех молодых исполнителей объясняется
прежде всего тем, что’ им хоротю ‘удаетея
воспроизводить на сцене всю прелесть и
обаяние подлинно народного искусетва. Мэ-
лолые певцы и танцоры полкупают зрителя
своей 0с0б0й манерой исполнения, отличаю-
щейся безыекусственной простотой.

Хочется выразить горячую благодарность
всем участникам ансамбля, отъезжающим
на днях на родину, за их выстунления И
пожелать дальнейших успехов в- совершен-
ствовании своего мастерства.
		Па снимках: валашский танец. в испол-
нении молодежного ансамбля.
Фото А. БАТАНОВА, (ТАСС).

была ли богоролипа девой». Пе кажется ли $$4+444+444544444694+444444444444%445494504%
		«КОМОВМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
	июня 1950 г. 3 CTP.
	Н. Венгрову и М. Эфрос, что они очутились
в незавидной роли подобных споршиков?
Н. ГЛАГОЛЕВА,
А. КУДРЯЕВ.
				Благоустраиваются”
		Комсомольцы и молодые рабочие меха-
низированного лесопункта  Пукшельга
решили благоустроить свой поселок: очи-
стить его территорию от ‘пней, построить
здесь новые и отремонтировать старые
тротуары, привести в порядок клуб, биб-
лиотеку, принять участие в радиофикации
поселка. Кроме того, намечено оборудо-
вать спортивную площадку и подготовить
футбольное. поле.

Инициатива молодежи лесопункта. Пук-
шельга одобрена бюро Емецкого райкома
ВЛКСМ и подхвачена комсомольскими
организациями других лесопунктов.

Молодежь механизированного лесопунк-
та Ильма уже очистила несколько улиц,
посыпала’ аллеи песком, приступила к
строительству спортнлощалки.

М. БУЛДАКОВ,
секретарь комнтета комсомола
Еменкого  леспромхоза.
	Архангельская область.
	граде. Ночему Беесоюзный и республикан-  перед широкой. рабочей аудиторией.
		Дальнейшим. успехам ансамбля и совер-
пенствованию мастерства его участников. во
многом содействовала ветреча с советеким
ансамблем под руководством Игоря Моисеева.
Советские художественные коллективы, пти-
роко использующие неиссякаемый родник
народного творчества, являютея  приме:
ром и образцом, по которым равняются
все народные ансамбли Чехословакии.

Молодежный ансамбль имени Выциалека,
молодежный валашекий ансамбль и многие
другие коллективы художественной: само-

— и

ВЕ
	ский комитеты ме командируют в г. ВУЙ-
бышев квалафипированных специалистов,
чтобы оказать помошь на месте?

Юноши и девушки Куйбышева требуют,
чтобы в городе были созданы нормальные
условия для занятий плаванием, греблей,
парусным спортом, Молодые спортемены
Ждут помощи от комсомольских, нрофсоюз-
ных и физкультурных организаций,
	К. ДЕВЕТЬЯРОВ.
г. КУЙБЬПИЕВ. (Наш корр.),
	SS FS ESS в
	тищем, созданием его творческой фантазии,
литературным героем». И дальше, призна-
вая, что «в предетавлений читателя образ
Павла Корчагина справедливо сливается с
образом его творца», Н. Венгров неожидан-
но делает вывод: «Однако не следует «сай-
вать» литературную биографию Павла с
жизненной биографией его автора» — это-
де «наивно-биографичезкая точка зрения».

Ё сожалению, Н. Венгров не одинок. В
репензии на книгу, о которой идет речь
в этой статье, П. Пустовойт (журнал «Но-
вый мир», 1950 г., № 4) вилит заелугу
Н. Венгрова и М. Эфрос в том, что им «уда-
лось еще более рельефно... оттенить разни-
цу между главным героем книги «Как за-
валялась сталь» и ее автором...» и лаль-
ше: «Отождествлять типический художе-
‘ственный образ— образ Павла Корчагина—
‚© его творпом — это значит недоопенивать
обобщающую силу и воспитательную “роль
ЕНИРИ «Как закалялась сталь».

Но почему? Почему надо создавать из
этого проблему, если в предетавлений чи-
тателей образ Павла Корчагина неразрывно
связан с его творном. Николаем Островеким
_й если в. книге «Как закалялась еталь» пи-
сатель в художественной форме рассказал
свою жизнь? Разве признание всем извест-
ного факта, что литературная биография
Корчагина и жизненная биография Остров-
ского в основном сходятбя, может умалить
воспитательную роль и обобщающую силу
романа?

Н, Венгров, М. Эфрос и П. Пустовойт 6о-
ATCA, как бы реальность, жизненность Кор-.
чагина —— Островского не нанесли ущерба
художественной типичности образа. Полно-
те, чего бояться! Наша замечательная хей-
ствительность богаче любого авторехого
вымыюла, любой писательской фантазии.
Ярким свидетельством этого являются та-
кие произведения советской литературы,
вак «Молодая гвардия» А. Фадеева, «По-
весть о настоящем человеке» Б. Полевого,
построенные на’ дополлинном жизненном
материале. Каждый день рождает новых
героев сражения за’ коммунизм, смелых но-
ваторов, людей. лостойных быть запечатлен-
ными в хуложественных произвелениях. Ес-
ли. скажем, написать роман о Павле Быкове
или о Нине Назаровой. или о трех мозолых
	‚сталеварах в московского завода «Серп и
	молот» — Анатолии `Субботине, Николае
Чеснокове, Виталии  Михайлове, то разве
их образы не будут типичными для паших
дней и разве воспитательное значение тд-
	Юный охотник
	Ученик 6-го класса Андреевской сред-
ней школы Володя Буденный очень
любит в свободное время поохотиться
с. ружьем. Зимой он убил много зайцев
и несколько лисиц. oo,

“Недавно в одну из своих прогулок
Володя набрел на волчью нору. Раско-
пав ее, он забрал В маленьких волчат,
Но юный: охотник не ограничился этим.
Он решил выследить и убить волчицу.
Притаившись недалеко от норы, Во-
лодя весь остаток дня и ночь провел
в напряженном ожидании зверя.

Волчица пришла только на второй
пень, Первым же метким выстрелом
Володя убил волчицу.

- } ео П. ЗЕЛЯК.
	Михайло-Коцюбинский район
Черниговской области.
	Нионерский лагерь
на берегу моря
	На берегу Анивского залива в селе Та-
ранай Анивского района, в живописной
местности раскинулся пионерский лагерь.
Большое светлое здавие с примыкающи-
ми к нему постройкамн окружают теви-
стые рощи, вблизи стремительно сбегает
с гор река, всет прохладный ветер с
Анивского залива.

В этом голу здесь будут отдыхать 1.150
детей сахалинских железнолорожников,
		Сахалинская область.
	Парк в селе
	9 инициативе комсомольцев и кол-
хозной молодежи в селе Тат-Маклокове
созлан парк культуры и отдыха, —

60 юношей и девушек села вышли на
зоскресник. Они оборудовали волей-
больные олоещадки, расчистили - лерож-
кн, высадили цветы и саженцы ‘акации,
липы а березы. .

В парке открыта библиотека, где
всегла имеются свежие газеты, новые
книги и журналы. В тенистых, уголках
парка можно сыграть в шашки и шах-
маты, заняться на площадках физкуль-
турой,

Тат-маклоковский парк стал любимым
местом отлыха мололежи села.
	И. ЩЕГАЛЕВ,
заведующий библиотекой.
с. Тат- Маклоково
Спасского района
Горьковской области.
	ство «Наука» тоже ищет покупателей: АЯ р Водобоязнь.
дает шесть лодок. Рис. И. СЕМЕНОВА.

и:

о
Я Е SI

= 1

КРИТИКА И
	БИБЛИОГРАХ ИЯ
	няется, что Островскому было в то BpeMA. eee
четыре года.

Rak ни странно, тЫ В некоторых
случаях не удовлетворились  действитель-
ными событиями из жизни Островского ‘и
«лополнали» его биографию вымышленны-
	ми сведениями. Вымыелом является утверж-
	дение, что «Островскому мешала его при-
вычка говорить по-украинеки» (стр. 123),
тав как в периол, о котором. идет речь,
Островский уже прекрасно говорил по-русски.

Наконец, еще одно соображение. Ёнигз
«Жизнь Николая Островского» предназна-
Чена для детей среднего и старшего возра-
ста. Видимо, поэтому Н. Венгров в М. 39-
рос пишут нарочито упрощенным языком,
полностью не вводя читателя в круг мыс-
лей Островского, боясь показать всю глу-
бину его трагелия и то. как он ее преолто-
лел. Напрасно! Ребята не прощают, когда с
ними разговаривают на ложном «летеком»
‘языке, они знают и горячо любят Остров-
ского по роману «Как закалялась сталь», и
повествование Венгрова и Эфрос о писателе
их не удовлетворит.

Баковы же выводы? Неулача книги
Н. Венгрова и М. Эфрос в значительной. ме-
ре— печальное следствие выдуманной, вы-
мученной «проблемы» 0 том, какая связь
между личностью Островского и образом
Ворчагина. Большая жизнь ий недостойные,
мелкие споры! К чему они?

Цепляясь за несуществующую проблему
«взаимоотношений» Островского и Корчаги-
на, иные критики лишь льют воду на моль-
нипу буржуазных литературоведов, Утвер-
ждающих, что жизнь Островекого—вымы-
cel,

Выступзя на философской дискуссии по
книге Г. Ф, Александрова «История запал
посвропейской философии»; А, А; Жданов
говорил о тех философах, которые вели на-
думанный спор по вопросу о Гегеле — во-
просу давно решенному. «Участники этого.
епора ломятся в открытую дверь... Сам же
спор посално схоластичен и оказываетея.
столь ве мало продуктивным, как вычене-
ние в св0ё время в некоторых кругах во-
проса 0 правомерности хвоеперетия и траз-
перстия. или о том, может ли бог создать
камень, который он не. может поднять, и
	вого романа станет ниже от тото, что его
терой будут не выдуманы писателем? Так
Из-за чего же копья ломать, из-за чего
спорить? Не лучше ли полемичесвий пыл
обратить на решение других, действительно
нуждающихся в обсуждении вопросов лите-
ратуры?

Нас могут спросить: какое отношение
вее это имеет к качествам книги «Жизнь
`Николая Островского»? В`сожалению, самое
непосредственное. Н. Венгров и М. Эфрос,
всеми силами стремясь отделить Остров-
ского от Корчагина и, упаси бог, ые сме-
‚шать эти два образа — «жизненный» и
«литературный», обеднили Островского, не
представили его таким, каким он был и ка-
Бим его знают читатели по образу Навла
Ворчагина. Особенно  неудачна вторая
часть ‘ЕнИгИи, повествующая о создании пи-
сателем романа «Вав закалялась сталь» Ио
последнем периоде его жизни. Авторы не
дали настоящей картины работы Островско-
го над романом, не рассказали, каких не-
имоверных усилий, какого гигантекого. тру-
да и колоссального напряжения воли требо-
вало от него создание этого произведения,
не показали. того, что. помогло писателю
преодолеть вее трудности. Из книги «Жизнь
Николая Островского» не выносишь впе-
чатления, что личная трагедия писателя
была, выражаясь его словами, «оттеснена
изумительной, неповторимой радостью твор-
чества и сознанием, что и твои руки. кла-
дут кирпичи для созидаемого нами пре-
красного здания, имя которому — воциа-
лИЗМ...» ,

‘Нельзя оправдать также фактических
ошибок и искажений, которыми пестрит
книга Венгрова и Эфрос;

На стр. 78-й авторы пишут, что’ Оетров-
ский из Шепетовки поехал лечиться в ВБер-
AMHCR MW ЧТО, «отказывая ‘себе во всем, род-
ные собрали Николая в дорогу». Во-первых,
будущий писатель уехал на курорт не из
Шепетовки, а из Киева, а во-вторых, рот-
ALM He приходилось отказывать себе. в чем
бы то пи было, так как необходимые сред-
ства лля лечения Островекому- предостави-
ло государство.

На стр. 13-й авторы пишут, что «Ёоля
любил ‘рассказы о военных походах, поз-
ных опасности и геройских подвигов. Стоз
и размахивая руками, он говорил с таким
увлечением, булто сам принимал участие. в
600, а мальчики, затаив дыхание, во все
глаза смотрели на него». Но вскоре выяс-
	О БОЛЬШОЙ ЖИЗНИ
Й МЕЛКИХ СПОРАХ.
	Роман «Как закалялась сталь», во весь
рост ноказавший‘ героя нашей современнэ-
сти, принадлежит к числу самых любимых
BHA? молодежи.

Кому не знаком, кому не близок Павел
Корчагин, являющий с0бой пример героиз-
ма, идейной убежденности, моральной чисто-
ты, пример отлично прожитой человеческой
жизни! Ато из нас не стремится быть похо-
жим на Корчагина, кто не делится © ним
радостями, не советуется в ним в трудные
минуты жизни, не учится у него стойко-
сти и мужеству, любви к Родине и нена-
Висти к ве врагам, непримиримости 6 ма-
аейшл» проявлениям чуждых нам нравов!

Павел Корчагин всегда в строю, он здесь,
рядом с нами, Вместе с ним. в строю и Чи-
колай Островский. Писатель и его герой
слились воедино, они неотделимы — 70,
чт в действительности пережил Оетров-
ский, хуложественно воплощено писателем
в образе Павла Корчагина. Понятен поэтому
интерес, который проявляет молодежь к ге-
ической личности писателя-большевика.

У нас еще мало, слишком мало хороших
нитературных произведений, раесказывяю-
ших 0 жизни и творчестве замечательно го
писателя. К сожалению. книга Н. Венгрова
и М Эфрос «Жизнь Николая Островекого»*
не восполняет этого пробела.

Авторы se нашли изобразительных
средств, чтобы не просто изложить биогра-
фию Островского, а ‘показать величие его
жизни — жизни воина, патриота, больи!е-
вика, 10 последнего дыхания отданной пзр-
тии и народу. (браз Николая Остров-
ского получился в книге обедненным.
Н. Венгров и М. Эфрос че показали глав-
ного, основного в Островском — неукроти-
мой воли борпа за лело Ленина — Сталина,
огромной жажты жизни, кипучей больше-
вистекой натуры, ‘его потребноети всегла
быть в строю — то есть имению тех качеств,
а которые советский народ пенит и любит
Н. Островского,

Нет, не на это обратили ‘свое внимание
	* Н. Венгров и М. Эфрос. Жизнь Николая
Островского. Детгиз. 1949. Стр. 208.
	Н. Венгров и М. Эфрос. Они подробно изла-
гают биографию Островского, начиная © его
	детства и кончая смертью, приводят мЗссу
незначительных, часто ненужных деталей
и подробностей, иногда дзют волю своей
фантазии и описывают то, чего в дейетви-
тельности не было. Но, увы,— это только
очертания жизни, а не сама жизнь, только
более или менее аккуратно вычерченная
схема, в которой чувства подменяются ли-
ниями и в которой видна лишь оболочка
глубоких и сильных переживаний,
Авторы не раскрыли душевного богат-
ства Островского, етрастности его мысли и
лействяя, они аишь равнодушно перечисля-
ют события, редко пытаются заглянуть в
их глубину, не ощущают биения пламев-
ного сердна писателя-большевика. Вот п0-
чему так убого выглядит авторский текст
рядом е довольно часто приводимыми вы-
сказываниями Островского и цитатами из
его писем и произведений. Говорит Остров-
ский — и чувствуется горение, целеустрем-
	‘ленноеть, творчество, Повествуют Н. Бенг-
	ров и М. Эфрос—и неизменно проглядывает
бесстрастие хроникеров..

Разумеется, трудно требовать от авторов
книги литературного мзстеретва Н. Остров-
	ского. да и не в этом, собственно, хело. зато
	нужно, обязательно нало ‘потребовать, что-
бы, говоря 06 Островсвом, рассказывая о его
жизни, Н. Вентров и М. Эфрос увилели. в
ней и передали читателям главное — рево-
люпионную сущность. прекрасные черты
Человека социалистического общества, пар-
тийность, принципиальность Островского.
Во именно это в книге не подчерквуто, не
вытелено, не вылвинуто на первый план.

Все эти существенные изъяны книги,
как нам кажется, ве случайны, Н, Венгров
и М. Эфрос, вав и некоторые другие литера-
туровелы, в течение многих лет искусствеп-
но пытаютея создать проблему из Toro,
можно ли отождествлять Корчагина с Ост-
ровским или нельзя. Еше в 1948 голу
Н. Венгров в статье, напечатанной в № 11
журнала «Новый мир», ‘писал: «Для
Н. Островского уже с первых месяцев его
работы Павел Корчзгин был любимым де-