ЗА БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО
HA МАЛЕНЬКОЙ СЦЕНЕ
	Обсуждаем статью Н. Охлопкова
	МАСТЕРА ИСКУССТВ
ХУДОЖЕСТВЕННОМ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	Вопросы, затронутые Н. П. Охлопковым в
статье «За большое искусство. на маленькой
сцене», чрезвычайно важны.

Полуторамитлионная армия участников
художественной самодеятельности — это ог-
ромный резерв, откуда черпает пополне-
ние не только профессиональный тезау, но
и музыкальное и ‘изобразительное искусство.

Рост художественной самодеятельности т
	Нашей стране способетвует и росту шофес-
	бионального иску а. Среди крупнейших
мастеров сцены, вокалистов, и музыкантов
есть немзло людей, начазших свою творче-
скую деятельность Ha подмостках рабочего
	ИЛИ колхозного. Клуба. .
Н. П. Охлопков прав, говоря о том, чт
	‘необходимо привлекать релущих лраматур-
	гов к созданию однозктных пьес. Прав они
В ТОМ, ЧТО в самодеятельном театре необхо-
Димо поднять и актерское и режиссерское
мастерство до высоты большого искусства.
Однако это не все. Хочется, чтобы ма-
стера советекого театра более четко ‘опре-
делили собственную роль, а не только роль
драматургов и критиков, в этом большом
доле. В своей статье тов. Охлопков ограни-
TROT Ib общими замечаниями, но
не говорит конкретно © том, как, професеио-
Нальный театр может и должен помочь ху-
дожественной самодеятельности,

А ведь именно об`этом в первую очередь
и хотелось бы услышать‘ от одного из
крупнейлих режиссеров налией страны.

Мы еще не подвели итогов культурного
шефетва мастеров сцены над художествен-
Ной самодеятельноетью, не изучили опыта
творческого содружества’ некоторых тват-
ров и производственных коллективов, на-
пример, содружества. МХАТ CCCP им.
Горького и завода «Красный пролетарий».
Но ясно одно, что наряду с этими формами
практической помощи художественной вамо-
деятельности нужно наметить и другие.
	Вполне возможно, например, © помощью
крупнейших театров страны’ организовать
семинары для руководителей театральной
самодеятельности. Почему бы нашим веду-
щим режиссерам, дирижерам и хормейсте-
рам не практиковать систематически  от-
крытые репетиции для руководителей са-
модеятельных кружков?

Такую ‘работу лучиие театры и другие
художественные коллективы могли бы про-
водить и Во время гастрольных поездок по
городам Советежого Сотоза.

В 1948 году ВЦСПС совместно © Комите-
том по делам искусств при Совете Мини-
etpos СССР провел всесоюзный смотр те-
зтральной самодеятельности. В Москве вы-
ступали лучшие коллективы. Но как об-
общен их опыт? Ведь на основе просмотров
й обоуждений лучших работ театральной
самодеятельности мог бы быть составлен
	краине нужный сборник методических ма-
‘Териалов, авторами которого были бы сами
руководители кружков, & редакторами и
комментаторами — крупнейпгие мастера, ис-
кусютв. Своерременно также поставить во-
прое 06 издании специального журнала в
помощь художественной самодеятельности.

В крупных центрах страны целесообразно
организовать циклы лекций” по истории
театров, по музыке, а также создать ве-
черние университеты искусств специально
для участнижов художественной самодея-
тельности. 05 этом должны позаботиться до-
ма народного творчества, дома работников
иокусств, местные отделения Веероссийско-
го театрального общества.

Центральный дом работников искусств
(ЦДРИ) совместно с МГК ВЛКСМ проводил
в свое время «Чтения им. В. С. Станиелав-
ского и Немировича-Данченко», «Щепкин-
ские чтения», а в связи с историческим
постановлением ЦВ ВЕНСб) об опере «Вели-
кая дружба» Мурадели при ЦДРИ быя орга-
низован также «Университет музыкальной
культуры». Все эти лекции привлекли мно-
то’ молодежи.

Hejapno правление ПДРИ обоудило во-
прое о помощи художественной самолсятель-
ности во время всесоюзного смотра и при-
Няло на себя следующие обязательетва:
	совместно с Домом народного творчества
системалически просматривать работы кол-
лективов художественной самодеятельности
Москвы и Московской области, привлекать х
обсуждению этих работ мастеров искусств
и критиков; °

совместно с Союзом советских писателей
организовать. творческую конференцию кол-
лекливов театральной самодеятельности,
обсудить на этой конференции их работу
над произведениями советской драматургии:
	организовать \гворческие отчеты старей-
ших руководителей XY AOR CCTRORMOH camo-
деятельности:
	Устройть ветречи актива, хуложественной
	самодеятельности Москвы с мастерами их-
кусств, которые начали свой творческий
путь в кружках художественной самодея-
тельности.

Участников художественной самодеятель-
ности в нашей стране очень много; это
преимущественно молодежь, которая горячо
интересуется вопросами искусства и лите-
ралуры.

Прямая обязанность не только комсо-
мольеких, но и всех культурно-просвети-
тельных организаций — помочь им овла-
деть. высотами , искусства, поднять свое
мастерство.

Б. ФИЛИППОВ,
директор Центрального дома работни-
ков искусств СССР.
		Памяти М. В. Фрунзе
	В Военной академии имени М. ВБ. Фрунзё
состоялась сессия, посвященная 25-летию
со дня смерти выхающегося полководца Вра-
сной Армии М. В. Фрунзе. На сессии были
заслушаны доклады кандидата военных на-
ук полковника Шишкина, «М. В: Фрунзе —
военный руководитель сталинской школы»
и кандидата исторических наук подполкова

ника Федорова — «М. В. Фрунзе о политиз
ческом. и воинском воспитании Красной
Армии», “

В Центральном Доме Красной Армии был
проведен вечер памяти М. В. Фрунзе. 01-
крытую здесь выставку, посвященную
М. В. Фрунзе, посетили многочисленные
группы воинов Советской Армии.

В цехах загода «Каучук», шелкоткацкого
комбината «Красная Роза», фабрики имени
Тельмана и на других предприятиях Фрун-
зенского района столицы были проведены
	беседы 0 жизни и революционной деятель-
ности М. В. Фрунзе.
—б—
	Семеро одного ждут...
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	На совещании в Железнодорожном palt-
коме ВЛЕСМ Хабаровска, секретарей. комсо-
мольских организаций предупрехили, что
нужно тщательно готовить собрания по ито-
гам IV пленума ЛЕ ВЛЕСМ, приглашать на
HUX BS молодежь. 0собое значение придава-
лось содержанию докладов. Ноэтому райком
назначал своих докладчиков.

И вот мы решити провести такое собра-
цие. Молодежь дружно собралась в назна-
ченное время. В ожидании докладчика ре-
бята оживленно говорили о решениях пле-
нума, читали газеты, смеялись. Постепенно
в6селое настроение сменилось чувством не-
доумения: «Где же докладчик, член райкома
тов. Лопатин?»

Но докладчик, тах п не пришел.

За десять дней до нового собрания мы
позвонили в райком. Нам сообщили, что
докладчик булет.
	Улита едет...
Рис. И. СЕМЕНОВА.

Советский зритель высоко оценил талант-
ливую пьесу Б. Ромашова «Великая сила»
за ее идейность, за остроту и актуаль-
ность конфликта, за яркие,  правди-
	  вые образы наших современников. нари-
	сованные рукои зрелого мастера. Спек-
такль с неизменным уснехом идет`во многих
тсатрах страны.

То, что мы уже знакомы с героями кино-
артины «Великая сила» *, созданной сту-
дией «Ленфильм», нисколько не ослабляет
впечатления от нового художественного прб-
	  изведения. Встреча со старыми знакомыми
	приносит много приятных неожиданностей.
Это стало возможным благодаря твор-
ческому подходу к экранизации пьесы, на-
стойчивым поискам наиболее удачных форм
воплощения ведущей идеи драматурга.

Столкновение профессора Лаврова в ди-
роклором института Милягиным и академи-
ком Рублевым не просто чаетный, случай-
ный эпизод; дело не в том, что Милягин и
Рублов поотив постановки данного опыта
Лаврова. Речь в фильме идет о большем —
о столкновении лвух идеологий, двух фило-
софских направлений.
	...Ирофессор Лавров (его роль маетереки
	исполняет артист Б. Бабочкин) в. глубоком
раздумье. Его опыт еще не дал положитель-
	ных результатов. Именно это позволяет

Рублеву и Милягину ставить вопрое о пре-
кращении опытов Лаврова по выведению
лучшей, более продуктивной породы кур.
Но уверенность в успехе не покидает уче-
ного-новатора. Он с гневом отвергает руб-
левско-милягинские ссылки на иностранные
авторитеты. Сцена в лаборатории Лаврова
убедительно вскрывает существо конфликта.

В лабораторию входит академик. Рублев
(артист Ф. Никитин). Он пришел в надежде
убедить Лаврова в его неправоте, поими-
риться с ним. Нравоучительным тоном он
говорит:

— Навел Степанович, все налпи попыт-
ки планово повлиять на наеледетвенноеть
обречены... Мы враждуем с природой, и нам
иногда кажется, что мы победили ее, только
кажется, Павел Степанович, ибо свою по-
следнюю тайну она нам не отдает. Тайна
жизни, тайна наследетвенности стоит перед
нами неприступная, как, тысячи лет назад...
Поймите, всякое знание имеет предел. Есть
черта, за которую не проникнуть.

В этой фразе — суть философии рубле-
вых. И ученому-большевику Лаврову, во-
оруженному маркеистско-ленинской теори-
ей, не составляло большого труда, оправерг-
нуть идеалистические утверждения Рубае-
ва о непознаваемости законов природы, ло-
казать, что такие взгляды неминуемо уво-
дят науку в болото мракобесия и поповши-
ны. Не случайно после рублевекой тирады
у Лаврова невольно вырвалось восклипа-
ние: «Сергей Васильевич! А ведь вы в бога
верите!»

Эта беседа на многое пролила свет. Она за-
ставила Лаврова правильно оценить поведе-
ние Рублева и Милягина, которые намерен-
но тормозили его работу, есылаяеь то на
превышение расходов по смете, то на бее-
полезную трату времени, — ведь опыты. по-
ка были неудачны. Теперь все предетало в
ином, подлинном свете. Рублев и Миля-
гин -—— идейные враги Лаврова. враги веего
	* Постановка ©. Эрмлера, режиссер
К. Гаккель, главный оператор А. Кольца-
THA, художник Н. Суворов, композитор
Г. Попов, звукооператор И. Дмитриев, на-
учные консультанты — академик И. Презент
и кандидат  сельскохозяйственных наук
С. Боголюбский. Производство ордена Ле-
нина киностудии «Ленфильм».
	Читатель «Комсомольской правды» тов. Пе-
тров сообщил вгазету, что в городке Сегеж-
ского бумажно-целлюлозного комбината пло-
хо работают Дом культуры и красные уголки
при общежитиях. Сегежский райком комсо-
мола подтвердил: эти факты. По предложе-
			нового, передового, что отличает советскую
науку, науку, помогающую людям поко-
рять природу, раскрывать ев тайны одну
за другой.. Как утопающий хватается за с0-
ломинку, так и Рублев с Милягиным в своих
безнадежных попытках противостоять’ 10-
BOMY цепляются за ветхие догматы буржу-
азной науки, за пышные титулы инострау-
ных ученых.

Мы не случайно объединяем Рублева ©
Милягиным. Их различие только кажущее-
ся, внешнее. Мы видим, как админиегратор,
чиновник от науки Милягин (в талавтли-
вом ‘исполнении артиста В. Хохрякова) ле-
леет свою жалкую мечту о том, чтобы
не быть «хуже» заграничных ученых.
Этому человеку и невдомек, что советские
ученые являются передовым отрядом” ми-
ровой науки. Многие буржуазные ученые,
выполняя роль лакеев империализма, пред-
ставляют собой реакционную силу. Неда-
ром беспредельный гнев честных людей
всего мира вызвала чудовищная книга
американского профессора Теодора Розбери
«Мир или чума». Оголтелая проповедь
баклериологической и атомной войны — вот
к чему скатываются сегодня покорные ис-
полнители воли Уюлл-стрита. Й Милягины,
не разглядевшие звериной сущности офи-
циальных ученых «осветил» США и
Западной Европы, раболепствующие перед
ними, представляют не меныпую опасность,
YOM откровенные идеалисты типа Рублева.

В своей борьбе против Рублева и Миля-
гина профессор Лавров не единок. Его под-
держивают коммунисты. инетитута. Именно
они берут под защиту Лаврова, сообщалт
в Центральный Комитет партии о нетерпи-
мой обетановке в инетитуте. Именно оНи
дают бой Милягину е его космополитиче-
кими проповедями, которые ведут Е разо-
ружению напгих люлей, к неверию в силу
нашеро народа, нашей науки, к психологии
пораженчества, к отступлению от еоциа-
лизма.

Врах Милягиных и Рублевых был неиз-
бежен потому, что им противостоял спло-
ченный коллектив советских людей, чьи
мысли и дела были освещены светом вели-
вих идей партии Ленина — Сталина.

Хороню. играет роль представителя
ЦЕ партии Остроумова артист Н. Бо-
голюбов. Зритель ошущает за каждой фра-
зой Остроумова направляющую мудрую
волю большевистской партии, огромную за-
интеросованность` советского государства в
развитии отечественной науки. *

Органическое сочетание публицистично-
сти и хуложественности, достигнутое поета-
новщиком Ф. Эрилером, составляет, на наш
взгляд, одну из сильных сторон нового
фильма. Успеху картины во многом ©п0еоб-
стровала прекрасная работа оператора
А. Кольцатого.

Не вее обравы в фильме достаточно убе-
	  дительны. это в первую очерель следует
	сказать 00 академике Абулалзе (артиет
Ю. Толубеев). Й виноват в этом не артист,
который в пределах отведенного ему мате-
риала делает все возможное, а авторы филь-
ма, лингившие этот образ действенности.

Недостаточно развернут образ Клавдии,
жены профессора Лаврова. И способной
актрисе Г. Инютиной, так же каки Ю. Т%-
лу `бееву, остается лишь присутетвовать при
событиях.

Яркий патриотический фильм «Великая
сила», в живых и зримых образах раеека-
зывающий о превосходстве советской на-
уки, о е скромных тружениках, илущих
непроторенными путями, с интересом про-
смотрит советокая молодежь.

Ю. ИВАШЕНКО.
	нию райкома БЛКСМ отчет о работе Дома
культуры в ближайшее время будет заслу-
шан на заседании бюро райкома партии.
	Состоялись собрания в молодежных обше-
	житиях. Избраны бытовые советы. Намечено
провести несколько лекций, вечеров отдыха.
		Учительница 5-й средней школы города
Егорьевска (Московская область) ком-
сомолка Елизавета Козакова ведет аги-
	тационную работу на избирательном
участке. Ее интересные беседы поль-
зуются большим успехом у населения.
На снимке: Е. КОЗАКОВА подбирает
в библиотеке литературу к очередной
беседе. Фото А. УСТИНОВА.
	ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ. ПОЧТЫ
	Беззастенчивый плагиат
	Перед нами две рецензии на книгу «Сто-
жары». Первая — за поднисью Т. Стрыков-
ской напечатана в апреле в сталинград-
ской газете «Молодой ленинец», вторая —
увидела свет в октябре в «Комсомольце
Киргизии» за подписью Г. Михайлова (такой
псевдоним избрал себе ответственный секре-
тарь этой газеты М. Гриднев).

Поразительней всего то, что в последней
рецензии повторяется слово в слово мно-
гое из того, что было сказано свыше полу-
года назад в сталинградской газете.

В «Молодом ленинце» говорится:

«Автор заставил нас по-настоящему
полюбить маленькую деревню «со звезд-
ным именем», где живут славные колхоз-
ные ребята, заставил крепко привязать-
ся к Еим, горячо заинтересоваться их
судьбой».

В «Комсомольце Киргизии»:

«Автор’ заставил читателя по-настояще-
му полюбить маленькую деревню «со
звездным именем», где живут славные
колхозные ребята, заставил крепко при-
вязаться к ним, горячо заинтересоваться
их судьбой».

В <«Молодом ленинце»:

«Ощущением радостного, вдохновенно-
го, дружного труда’ пронизаны те стра-
ницы повести, которые Мусатов посвя-
щает сенокосу, молотьбе, `возке хлеба.
Этот труд — напряженный; ‘осмысленный,
увлекательный».

В «Комсомольце Киргизии»:

го труда пронизаны страницы повести,
где автор показывает сенокос, молоть-
бу, возку хлеба. Этот труд — напряжен-
ный, осмысленный, увлекательный».

Для того, чтобы сказать обо всем, что
беззастенчиво списал плагиатор, нам при-
шлось бы привести почти всю рецензию. Она
содержит 156 строк, из которых 104 укра-
дены.

Не ясно ли, что подобные нравы чужды
духу советской печати? .
	-—O-—

«Молодой большевик» № 21
	Сегодня вышел в свет двадцать первый
(ноябрьский) номер журнала ЦЕ ВЛЕСМ
«Молодой большевик».

Тридцать третьей годовщине Великой
Октябрьской социалистической революции
посвящена передовая статья «Новая эра в
истории человечества».

В номере опубликованы статьи: И. Ка-
нардова «Великий план орошения земель»,
М. Маркова «Социалистический строй —
источник богатства и могущества CCCP»,
Г. Евстафьева «Наиболее жизненное и
непреодолимое движение современности».

В отделе «Комсомольская жизнь» опуб-
ликована редакционная статья «Выборы в
местные Советы депутатов трудящихся и
задачи комсомольских организаций», ста-
тьи заведующего отлелом рабочей молодежи
НЕ ВЛКСИ В. Залужного «Комсомольская
группа на предприятии» и Ф. Медведева
«Большая сила на селе».

В отделе «На международные темы» на-
печатана статья В. Вдовина «Раскольники
единства молодежи — враги мира».
	Накануне собрания я опять позвонил в
райком. Мне. сказали: «Не волнуйтесь.
Главное — обеспечьте явку». Но я почему-
то сомневался и`за чае до собрания снова
позвонил. Никакого ответа. Правда, мудрая
пословица гласит: «Семеро одного не ждут»,
но мы нарушили ее и два часа ждали пред-
ставителя райкома. И опять не дождалиеь.

Можно ли рассчитывать на повседневную
помощь <©0 стороны райкома, если его пред
ставители не являются в организацию, даже
когда обещают сделать доклад?

А. МОИСЕЕВ,
секретарь комитета ВЛКСМ.
ст. Хабаровск-П.

НАШ СЧЕТ ДРАМАТУРГАМ
	На открытое комсомольекое собрание
колхоза имени ХУП партеъезда пришли все
юноши и девушки села. Молодые хлеборобы
горячо одобрили решения У пленума ЦЕ
ВЛКСМ. Многие присутствовавшие на собра-
НИИ здесь же изъявили желание вступить
в Бружки художественной самодеятельно-
сти.

Комсомольцы Леонид Логунов, Екатерина
Соколова и Анатолий Зубко явились органи-
заторами драматического кружка. Руководи-
телем кружка стала учительница сельской
школы комсомолка Чернушенко.. Вскоре в
колхозном клубе состоялся первый спек-
такль. Посмотреть пьесу «Жаркое лето» при-
шла не только молодежь, но и пожилые
жители села. А в следующее воскресенье
Драукружковцы артели имени. ХУЙ парт-
съезда показали эту пьесу в соседнем кол-
хзе. И здесь она прошла е большим уепе-
KOM,

Оживилась за последние дни работа в
сельском клубе. Важдый вечер  сюла
приходит много юношей и девушек. Драма-
тический кружок репетирует. новую пьесу
«Цена жизни», недавно организованный
сельский струнный оркестр вместе с хором
разучивает песни, в избе-читальне моло-
дежь с интересом участвует в обсуждении
повинок художественной литературы. Сель-
ская библиотека готовится к литературной-
конференции:

Старый‘ маленький клуб уже не может
вместить всех посетителей, поэтому прав-
ление колхоза решило построить осенью но-
вый клуб. Это будет одно из лучших, кра-
сивейших зданий села. Комсомольцы и мо-
		Во Дворце пионеров города Вл
	лодежь провели уже несколько массовых
воскресников на строительстве клуба.
Оживление культурно-массовой работы
дало возможность комсомольской организа-
ции расширить связи с молодежью, при-
влечь передовую часть молодых колхозников
к активной общественно-политической ра-
боте. Многие’ юноши и девушки подали за-
явления о приеме их в члены ВЛЕСМ.
	В станицах и хуторах Александровского
района, как и во всех уголках Советского
Сотоза, растет число кружков художествен-
HOH самодеятельности. —

Однако до сих пор в Вружках недостает
нужной литературы. Вее еще мало интерес-
ных одноактных пьес, нет нот. Советские
поэты и композиторы создали много инте-
ресных, красивых песен, но попробуйте
раздобыть новую песню на селе. Днем с ог-
нем не найдешь!

Значительную ‹ помощь может оказать
сельской самодеятельности радио. По радио
можно передать текст новой песни, помочь
слушателям разучить ее, провести беседу о
том, как построить работу самодеятельного
кружка, организовать обсуждение новой
ЕНИГИ. .

Большой счет предъявляет waa моло-
лежь советским писателям и 0собенно дра-
матургам. Если бы такие мастера, как
А. Корнейчук, В. Симонов, Н. Вирта, напи-
сали хорошие пьесы для сельской сцены,
Колхозная молодежь сказала бы им за это
большое комсомольское спасибо.

И. ЗУБЧЕНКО,
секретарь Александровского райкома
комсомола Ростовской области.
	Ilo следам неопубликованных писем
	ЗА ШЕСТИДЕСЯТОЙ ПАРАЛЛЕЛЬЮ
	2. МАССОВИК КРАСНОГО ЧУМА

Вниз по течению бурливой таежной реч-
ки Назым быстро идет «кедровка» — обыч-
‚ная двухвесельная лодочка, именуемая так
по дереву, из которого она изготовлена.
Часто снуют эти суденышки по протокам
Оби и впадающим в нее малым рекам. Раз-
меренно опускаются весла в воду, ловко
обходит гребец пороги: видно, что хорошо
знает он эти места.

Круто повернув к берегу, лодка уткну-
лась в песок возле стана бригады рыба-
ков. Рыбаки ждали ее, радостно приветет-
вовали прибывшего, быстро помогли выта-
щить и разгрузить лодку. Не первый раз
вотречают они культлодку Большеваровско-
го красного чума и массовика комсомольца
Петра Аликова. Только уенел выпрыгнуть
из лодки этот невысокий сухощавый юно-
ша, как сразу завладел общим вниманием:

— Какие книжки привез?

— Что расскажешь?

— Вытянем две тони, перерыв сде-
лаем, тогда беседа будет, — говорит Али-
KOB.

Вместе с рыбаками он выметывает He-
вод и осторожно ведет его против течения.
Вот и вторая тоня. В. ячейках невода пле-
_щутся нагулявшиеся по малым рекам жир-
ные язи и щуки.

Короткий отдых. Ярко горит костер.
Петр Аликов на родном хантыйском языке
рассказывает рыбакам о борьбе трудящих-
’ся всех стран за мир. Он вспоминает на-
родную легенду:

— Богатырь, ‚орел, герой многих хан-
тыйских сказаний Имиле Хилы жил в глу-
хой тайге. Он был смел и мужествен, но
мало знал жизнь и хотел встретить людей
зорких, которые бы знали все, видели да-
леко вперед и привели бы ero народ к
счастью. В легкие. нарты запряг он трех
белых оленей и поехал искать этих зорких
людей. Много испытаний пришлось выдер-
жать Имиле Хилы, прежде чем он встретил
их. Люди сказали богатырю, что нет еще
счастья на земле, что совсем близко жи-
вут одноглазые чудища, жаждущие чело-
веческой крови; но если Имиле Хилы не
будет бояться их, а пойдет с ясноглазыми
вперед, то его народ обретет счастье. Имиле
Хилы пошел Cc ними, и его народ стал
счастлив.

Вогда Петр Аликов умолк, долго никто
не нарушал тишины. Только слышно было,
как таежная речка плещется о мягкий пес-
чаный берег. Первым прервал молчание
Филипп Тарлин.

—— Самые зоркие люди на земле — боль-
шевики,— сказал молодой рыбак.— Они
	дали мир и счастье нашему краю, нашему.
	народу
Ето-то из старых рыбаков вепомнил о
мрачной, нищенской жизни хантыйского
народа, Которую влачил он до советской
власти. Память еще сохранила то время,
когда в селения приобской тайги пришлз
страшная весть: на речках Демьянке и Тур-
тасе. вымерло от голода все население.
	В те времена на каждого врача в этих
краях приходилось по 25 тысяч человек,
а территория обслуживания была равна
36 тысячам квадратных километров. Сей-
час же в каждом селении есть медицинский
пункт. Прежде на все окрестные селения
был один ханты, знающий цифры. Затра-
ты на народное образование ханты и манси
составляли при царе 50 копеек на душу.
Советская власть затрачивает на учебу
каждого жителя по 500 рублей в год.
 В Ханты-Мансийском округе учится более
20 тысяч юношей и девушек.

В эту ночь рыбаки долго говорили о но-
вой, светлой жизни своего народа. В былое
время даже столетия не вносили каких-
либо изменений в жизнь маленьких трудо-
любивых народов Севера, а за тридцать
лет советской власти в таежных и тунлоо-
вых селениях—много чудесных перемен. Ры-
баки перечисляли, что построено в их сэле
и у соседей за последние год-два. Веномни-
ли школу, которую построили этим летом
в селе Большой Вар, интернат для тиколь-
ников, открытый нынче в соседнем селе
Вершины. Не забыли и о том, что начато
строительство большеваровского клуба.

— В селах Цынталы, Перековка есть
электростанции. Скоро будет своя электро-
станция и у нас, — говорит Петр Аликов.
Из-под его широких бровей блестят глаза
охотника, глаза-ястребки, когда он говорит
0 новых электростанциях и школах, о
кружках художественной самодеятельноети,
0 садах — 060 всем новом, ‘что выросло,
создано, построено в глухих урманных и
тундровых селениях.

На просъбу рассказать о себе Петр Али-
ков охотно отозвался:

— Родился я здесь, в хантыйском се-
лении. С детства охотник. Зимой — с охот-
никами, летом — с рыбаками на промысле.
На лыжах, на лодке, на оленях езжу по
стойбищам оленеводов и охотников =—— учу
хантыйской грамоте, русскому языку, кни-
ги читаю, вернее, перзеказываю по-хаи-
тыйски. Что же еще?
	Вогда мы разтоворились, оказаловь. мно-
го еще может рассказать массовик красно-
го чума Петр Аликов. С охотниками. он
стреляет белку, промышляет лося, ав ко-
роткие часы отдыха где-нибудь в охот-
ничьей ° избушке. занимается со своими
взрослыми учениками.

— Так приходится работать в пору
пушного промысла да среди’ оленеводов,
когда они стада на летние пастбища уго-
нят. На рыбной путине слушателей бывает
больше, доклады делаем, кинокартины к
рыбакам привозим. Ну; а в селении у нае
клуб, библиотека, лекторий. В красном чу-
ме у нас пять работников, активно помо-
гают нам сельская интеллитенция, комсо-
мольцы. Ездим за 200—250 километров на
оленях и лодках. Скоро получаем мощную
моторную лодку.

Торячо говорит молодой ханты, и в сло-
вах его чувствуется любовь к своему на-
‘роду, к своей земле.

Наш «вринлюс-хо» — песенно-сказочный
человек — так называют рыбаки, охотни-
ки и оленеводы. Петра Аликова. В каждом
назымском селении знают массовика крас-
ного чума, учителя, пропагандиста, чьи
рассказы просты и доходят до самого
сердца.

..Короткая белая ночь кончилась. С не-
ба еще не сошли оранжевые блики заката,
а неутомимое летнее солнце Приполярья
уже снова выплыло из-за горизонта. Рыба-
ки, погрузив улов, отправилиеь в село, а
Петр Аликов` собрался в дальнейший ПУТЬ.
Привычным движением он взялся за веела.
Лодка вышла на середину реки, и в утрен-
ней тишине зазвенела песня.

Ветер теплым дыханием веет,
Ветер волны на север несет,
Ветер слышит — рыбак  хантыйский
Счастливую песню поет. ;

Петр запел песню первого хантыйского
поэта Григория Лазарева. Многим рыбакам
она была знакома, и в лодках подхватили:

На оленях едущий ханты
Тоже песню свою поет,
Солнцем и счастьем народным
Сталина он зовет.
	Ю. ДЕМЕНТЬЕВА.
{Наш корр.).
Ханты-Мансийский национальный округ.
		«АОМООМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
	1 ноября 1950 г. 3 стр.
	и
адимира работает кружок юных киномехаников. С увлечением занимаются здесь ребята.
	eT

остоятельно демонстрируют учебные фильмы на уроках. На снимке: ученик 8-го класса 17-Й школы
Толя ОЛЕНИН (второй справа) знакомит новичков с устройством киноаппарата.

- eon) Perera Mme .