РАСПРАВА ЗА КРИТИКУ

мг TA. AA A
	осле окончания школы механиков ком-
сомолец Алексей Смачный приехал на ра-
боту в Семибалковскую МТС Азовского рай-
она Ростовской области. Молодой механи-
затор горячо взялся за дело. В дни весен-
него сева он помог трактористам и при-
пепщикам организовать работу по часово-
му графику, в сжатые сроки посеять зер-
новые и технические культуры. ``

На участке, который обелуживал меха-
ник комсомолец, все тракторные бригады
	перевыполнили тосударственный план, до-
	бились эвономии горючего,

Как лучшего работника, способного op-
ганизатора комсомольцы МТС избрали
Алексея Сиачного секретарем своей пер-
вичной организации, & директор поручил
ему заведывать, машинио-травторныяия ма-
етерскими,

И злееь Алексей Сиачный хорошо про-
явил себя. Он организовал в мастерской
соревнование, в котором приняли участие
все бригады. В пехах заметно повысилась
производительность труда, мастерская в0-
время обеспечивала вее тракторные брига-
	1 лы запасными деталями, не допускала про-
	стоев машин во время полевых работ.
Оживилась работа комсомольской орга-
низации. В мастерских начала регулярно
выходить стенная газета: Комсомольцы co-
здали политкружок, наладили физкультур-
	‘ные занатия. Молодежь потянулась в ком-
	сомол. за короткий срок организация вы-
росла вдвое.
	Осенью, когда закончились полевые ра-
	боты, Смачный ушел в отпуск. Ок отды-
хал, учился, много читал, готовился с но-
	Ваш корреспондент проверил факты, из-
ложенные в письме тов. Постауш. Все они
подтвердились. Секретарь комсомольской
организации Семибалковской МТС Алексей
Смачный < первого дня зарекомендовал се-
бя способным работником, умелым орга-
низатором молодежи. Много раз, выступая
	  на производственных совещаниях, диуек-
	тор МТС Ткаченко хвалил комсомольцев и
их вожака Смачного за оперативноеть, ини-
циативу.

Но с недавйих пор все изменилось. Ди-
ректора точно подменили. Он теперь косо
смотрит на комсомольцев и уже не хва-
лит их, а порицает... Почему произошла
такая внезапная перемена?

По инициативе коммунистов и комсо-
мольцев в МТС был смонтирован хороший
радиоузел. Он обслуживал не только ма-
стерские, но и все село Семибалки. Но ра-
ботал узел сравнительно’ недолго. Летом в
село приехёла жена Ткаченко. Ей поправи-
лась комната, где нахбдилась аппаратура.
и она решила превратить ее в... склад для
овошей со своего огорода. Без долгих рас-
суждений жена лиректора отобрала у рз-
листа комсомольца Чернецкова ключи от
	комнаты, ссыпала в нее картофель и по-
	мидоры.

Комеомольцы потребовали от тиректора
освободить комнату радиоузла. В защиту
молодежи выбтупила и областная молодеж-
ная газета «Большевистская смена».
	Не захотели мириться комсомольцы
и с преступными `махинациями  директо-
ра. Так, комсомольцы, узнав, что директор
Ткаченко взял в колхозе «Труд Ильича»
1.200. килограммов пшеницы и ©ве3 ев к
себе на квартиру, сообщили 0б этом про-
	выми силами взяться за дело. Но рабо-
тать комсомольцу не приньюсь, Ногда он
возвратился в мастерскую, ето на. поро-
ге встретила секретарь директора МТС.
=— Приказом Ткаченко ты’ уволен,—
сказала она.— Офорилаяй расчет:

— За что? — удивилея Смачный;

— А 910г0 Я не внаю-—отретила LeByM-
ка.—— Видно, не ко двору пришелея дирек-
теру.

Озабоченный столь ‘неожиданным и ‘ни-
чем не обоснованным увольнением, Смач-
ный пошел к.директору МТС. Но тот не
захотел даже разговаривать © комсомоль-
цем. ee

— Я так нашел нужным сделать, -—без-
зпеллянионно сказал Ткаченко.
	Увольнение секретаря комсомольской ор-
ганизации < работы вызвало справедливое
возмущение молодежи МТС. Несхолько ‚раз
мы обращались 84 помощью в район-
ный отдел сельского хозяйства. Ho до
сих пор нам не Удалось добиться да-
же ответа, узнать, за что Уволили
Смачного из МТС. Нало сказать, что
это не единичный факт. За последнее вре-
мя директор Ткаченко  беспричинно ‘уво-
лил трех комеомолок. Токаря-стахановца
МТС комсомольца Навла Нонидченко дирек-
тор освободил от работы за т0, что он
критиковал на собрании вновь назначен-
ного заведующего машинио-тракторными
мастерскими Угленко, разбазаривающего
государственное имущество.

В. ПОСТАУШ,
секретарь Азовского райкома комсомола.
		НОВЫЕ УСЛОВИЯ-
НОВЫЕ Т РЕБОВАНИЯ
	С Калининской областной. конференции ВЛКСМ
	Одной из первых слово для выступле-
ния в прениях на конференции взяла
секретарь комитета комсомола колхоза
имени Калинина Спирозского района тов.
Иванова. Делегаты с большим . интересом
выслушали ев рассказ о жизни KOMCO-
мольской организации укрупненного колхо-
за. Цифры и примеры, которые она при-
водила, ‘убедительно показывали, какой
отроиной силой на селе являются’ ныне
комсомольцы. Почти вся молодежь артели
состоит в рядах ВЛЕСМ.

— Нередко перед нами встают трудности,
которые не знаем как преодолеть, — го-
ворит тов. Иванова. —И это объяеняется
тем, что у нас еще нет опыта работы в
иноточисленной комеомольской ортанизаций.
	‚ Вав учит обком активистов укрупнен-
ных колхозов? Что делает для обобщения
их опыта? Почти ничего. Многие делега-
ты отмечали, что обком не оценил слож-
ности работы комсомольских организаций
в связи © объединением колхозов. Секре-
тарь обкома тов. Белякова назвала в. док-
ладе цифру, которая лишний раз убеждает
в этом: в 129 укрупненных колхозах до
сих пор не созданы комсомольские орга-
_ низации, Секретари сельских райкомов,
выступавшие в прениях, указывали, что
обком не учит их оперативному руковод-
ству, не помогает быстро перестроиться
применительно Е новым условиям.

Новый актив, выросший в городё и де-
ревне, предъявляет к’ своим руководящим
ортанам высокие требования. Валининский
обком ВЛЕСМ не прислушивалея к этим
требованиям, не учитывал новое в жизни
организации и продолжал руководить по
старинке. В результате целые группы моло-
ACH оказались вне поля зрения обкома. -

Делегат тов. Спиридонов сообщил, на-
пример, что обком почти два года не обсуж-
дал ни одного вопроса, связанного с
жизнью молохых железнодорожников. Де-
легаты тт, Кутина, Виноградов, Ичельни-
ков критиковали обком за то, что он He
помог райкомам и комитетам ВЛАСМ про-
мышленных предприятий возглавить 60-
ревнование молодых рабочих.

— Стиль руководства обкома, —товопит
сокретарь Езлининского торкома ВЛЕСМ
тов. Тихомиров, —был неправильный. 0бком
не умел выбирать главное в работе и с0-
средоточивать на нем все свои усилия.

_` Эту мыюль продолжил секретарь комитета
ВЛЕСМ колхоза «Красный путиловец» Ба-
шинского района тов. Яковлев.

— У руководителей обкома нехватает
чувства нового, — сказал тов. Яковлев. —
Я могу подтвердить это таким примером.
Всем известно, какое огромное значение
сейчас имеет агротехническая учеба кол-
хозников. Трехгодичные куреы в деревне
по подготовке мастеров высокого урожая—
новое дело, им живет сейчас колхозная де-
ревня, особенно молодежь. Только обком
оно не волнует. .

Неумение обкома определять важное в
работе, исходя из конкретных условий, пс-
казывают также факты, которые приводили
делегаты тт. Шокин, Куканов, Семенковя.
Более 30 процентсв членов областной орга-
низации комсомола не имеют семилетнего
образования. Тяга молодежи в учебе ог-
ромная. Олнако обком не занялся комплек-
теванием вечерних школ. В результате план
набора в сельские школы не выполнен, а в
шести районах области вообще нет ни
одной ШБОЛЫ.
	СТАЛИНСВ, Вемеровской области, 6 ле-
вабря. (Наш корр.). На лекцию знатного
сталевара Сибири лауреата Сталинской
премии М. М. Привалова собралось больше
200 студентов и преподавателей горно-ме-
таллургического института, металлургиче-
ского техникума, рабочих и инженерно-
технических работников Кузнецкого ме-

Весь ход прений на конференции можно
охарактеризовать! как большой и глубокий
разговор о роли обкома в жизни областной
организации. Делегаты говорили O TOM, ITO
они хотят видеть свой ‘обком боевым шта-
бом молодежи, творческим центром органи-
зации. Учить активистов. искусству. боль-
шевистского руководства, умению содержа-
тельно и. интересно вести комсомольскую
	‘работу -в этом олна из важнейших задач
	обкома,

— Е сожалению, — говорит секретарь
Пролетарского райкома ВЛЕСМ города Ва-
линина тов. Шеголева, — в работе обкома
еще много, формализма. Тов. Щеголева рас-
сказала о таком факте. Недавно бюро 0бк0-
ма слушало отчет Пролетарского райкома
а политическом просвещении молодежи.
Работники райкома ожидали, что на бюро
произойдет серьезный разговор в содержа-.
нии политической учебы и что члены бю-.
ро подскажут, как, в. частности, лучше ор-
ганизовать политическое просвещение в
строительных организациях. Но ожидания
не оправдались. Ничего полезного из этого
заседания работники райкома пе вынесли.

Серьезные ‘ошибки допускал обком в под-
боре и воспитании кадров. .

Высокая требовательность ® людям,
привпипиальность — непременные условия
правильного воспитания кадров. Эту обще-
извостную истину плохо усвоили руково-
хители Калининского обкома ВЛЕСМ. Вие-
сто того чтобы строго спрапивать с работ-
ников, секретари обкома заигрывали 6
некоторыми активистами, ‘не критиковали
их, рассчитывая, видимо, на взаимную ам-
нистию опибок. Разумеется, ни в чему хо-
	рошему такая практика не могла приве-
	сти. Ноучительна в этом. отношении исто-
рия с бывшим секретарем Луковниковекого
райкома ВЛКСМ тов. Михайловским. Обком
долгое время прощал ему крупные нело-
статки в работе. Видя полную бесконтроль-
ность, тов. Михайловский стал работать
все хуже и хуже, проваливая одно дело
за другим. На районной! конференции тов.
Михайловский был’ освобожден от работы. -

Калининекая областная конференция
ВЛЕСМ прошла пох знаком большевистекой
критики и ‹амокритики. Она подвела пер-
вые итоги выполнения решений ТУ пленума
ЦЕ ВЛЬСМ, наметила пути дальнейшего
улучшения работы областной организации
по коммунистическому воспитанию молоде-
жи. Однако в работе’ конференции были и
существенные недостатки. В докладе и в
выступлениях делегатов очень мало говори-
лось 0 содержании комсомольской работы.
Только секретарь обкома ВЛЕСМ тов. Звере-
ва и секретаоь комитета комсомола тиколы
№ 2 города Калинина тов. Вукушкина по-
святили свои речи комсомольской работе в
школе и руковолетву пионерскими организа-
пиями. На. конференции не выступил ни
олин пропагандист, учитель, избач, библио-
текарь;

С речами на конференции выступили сек-
	ретарь обкома ВКП(б)’ тов. Воновалов и
	заместитель заведующего отделом = hOMCO-
мольских органов ЦВ ВЛЕСМ тов. Слав-
HOR. :
	Состоявшийся пленум вновь избранного
осстава обкома ВТАСМ избрал первым сек-
	ретарем тов. Белякову. .
Г. ОШЕВЕРОВ.
	КАЛИНИН. (Наш спец. корр.).
	таллургического комбината. Мастер-нова-
тор М. М. Привалов рассказал, как марте-
новцы варят сталь отличного качества.

Выступившие затем инженеры и ученые
подчеркнули огромное значение опыта ста-
хановцев для развития советской. металлур-
гической науки.

В
я eunee

be er

курору. В колхозе имени Чапаева дирек-
тор взял 500 килограммов огурцов, про-
дал их по спекулятивной. цене и деньги
положил в карман. Комеомольцы и 06 этом
написали прокурору.

Бомсомольцы подняли вопрос о привлече-
пии директора Ткаченко к ответственности
за, то, что он продал государственную авто-
машину, а деньги прикарманил.

Новый заведующий мастерскими Угден-
ко расхищал Имущество, незаконно при-
нимал от частных лиц заказы, а деньги
за выполнение этих заказов присванвал.

0бо всем этом комсомолец Павел Попид-
ченко рассказал на производственном сове-
manny. Но Ткаченко наказал не жулика,
д комсомольца. Он создал Потидченко такие
условия, что тот вынужден был по-
	Латвийская ССР. В переплетвом цехе
Рижской образновой типографии пере-
плетается 18-й ‘том Сочинений
Ленина на латышском языке. На снимке:
бригадир Т. БОГДАНОВ и одна из луч-
ших работниц ея М. XASE! -
		письма
В РЕДАКЦИЮ
		Коллектив Дмитровского фарфорового
завода в социалистическом соревновании
в честь выборов в местные Советы обя-
зался к 17 декабря закончитв выполне-
ние годового плана по выпуску валовой
продукции. На снимке; художник А. КО-
НОВАЛОВ, кандидат в депутаты Тал-
дломского районного Совета Московской
области. За создание новых оригиналь-
ных рисунков для росписи фарфоровых
изделий он награжден значком «Отлич-
ник местной промышленности».
Фото В. ВЕСЕЛОВСКОГО. (ТАСС).
	ВО ИМЯ МИРА

СТАЛИНАБАД, 6 декабря. (Наш корр.).
Во всех цехах Сталинабалской шелкомо-
тальной и ткацкой фабрики молодежь го-
рячо обсуждает итоги Второго Веемирного
конгресса сторонников мира.

С глубоким вниманием слушали юноши
п девушки ткацкого цеха беселу комоо-
мольца агитатора Исмаила Мамаджанова,
Исмзил рассказывал им о значении истори-
ческих документов, принятых конгрессом,
0 неуклонной воле народов отстоять дело.
мира. ~

Текстильщики знают, что, укрейляя
могущество нашей Родины, они борются 38
мир во всем мире. Сейчас, в дни подготовки
к выборам в местные Советы, ови работают.
с еще большим подъемом, С особым вооду-
шевлением трудятся 96 юношей и девушек
фабрики, которые впервые будут участво-
вать в выборах. Ткачиха комсомолка Нона
Ханукаева в ноябре. выработала ; ва
100 метров шелка больше, чем полагалось
по норме. Ее подруга Татьяна Суплотова
второй месяц выпускает ткани сверх годо-
вого плана.

Новыми трудовыми успехами радуют
кандидаты в депутаты местных Советов,
Высокого качества продукщии в моталь-
ном цехе добился инструктор по качеству
комсомолеп Хафиз Максудов — кандидат в
депутаты Сталинабалекого городекого Совеё-
та. Без брака, е большой экономней сырья
работает и кандидат»в депутаты горолского
Совета молодая перевязчица шелка Хосият
Туракулова.

Во дню выборов в местные Советы Тад-
жикской ССР коллектив ткацкого цеха обе-
щал выпустить 27 тысяч ‘метров шелка
сверх годового плана. Ткачи досрочно, 1 де-
кабря. выполнили это обязательство.
	Моя семья
	Я хочу поделиться © читателями «Вом-
сомольской правды» своей большой pa
	дать заявление об уходе. А в приказе дирек-   Ддостью. Осуществилаеь моя мечта: я сту-
	хентка Московского нефтяного института,
И еще я хочу рассказать © тех, кто помог
мне выйти на прямой жизненный. путь,
кто как говоритея, «вывел меня в люди».
	В этом году я и все мои друзья-однокласс-
ники окончили Реутовскую  десятилетку:
Школа много лет заменяла мне родную
семью. Окруженная чуткими, отзывчивыми
друзьями, я была далека от мысли, что я
«круглая сирота». Эти страшные в ином
обществе слова утратили свой смысл в на-
шей дружной советской семье. Когда меня
постигло большое горе — утрата родителей,
в школе я была окружена теплой заботой и
вниманием товарищей. Двери чужих домов
гостеприимно раскрылись предо мной. Как
родную дочь, встречала меня Тамара. Сер-
	геевна Абушаева — мать MOCH однокласс-
	ницы Мили. Не мелее радушно принимали
меня п в других еемьях—Вурбатовых. Ёрю-
ковых. Тишиневых, Итенбергов. Лебедевых,
	Я часто задумывалаеь: что ожидало бы
меня, очутись я в капиталистической стра-
не? Тринадцатилетняя девочка, совершенно
одинокая, без средств к существованию...
Как маленькая бездомная собачонка, скита-
лась бы я по тротуарам города. И могла ли
бы я мечтать тогда о том. чтобы стать инже-
нером! Моим уделом считали бы вее сирот-
ские слезы и вечное унижение.
	У нас в стране человек, человеку — друг.
Вся общественность станция Реутово бес-
покоилась 9 моей судьбе, . помогала мне
учиться. ’Можно привести десятки примеров
трогательной заботы окружающих меня ©о-
ветеких людей. Меня поддерживали мораль-
но и материально. Мне сшили новенькую
ученическую форму. С наступлением холо-
дов товарищи заботились о том, чтобы у
меня были валенки, теплая одежда... Ce-
кретарь комсомольской организации Шура
Лебедев, мои школьные подруги Аля Тиши-
нева, Валя Курбатова, Галя Крюкова и дру-
гие друзья-однокласеники сделали мою
жизнь такой же светлой и радостной, каки
у всей молодежи нашей великой страны,
	Хочелея рассказать 06 особенно памятном
мно случае. Готовясь к выпускному вечеру,
девочки решили сшить одинаковые белью
платья. «Только мне одной придется вы-
глядеть на этом незабываемом светлом тор-
кестве темной вороной».-— < грустью ду-
мала я. Но 0бо мне позаботились Шура 2е-
бедев, Валя Курбатова и Аля Тишинева.
Они придирчиво оглядывали полки’ магази-
нов; отыскивали для Меня такой зе шек
На платье, как и У всех,

Но не только близкие товарищи и’ подру-
ти-одноклаесницы чутко относились ко мне.
Семья моих друзей огромна. Обо мне деспс-
койлись и в горкоме комсомола.

Какое большое‘ счастье выпало мне на
долю — родиться в замечательной совет-
ской стране! Своим счастьем я обязана, па]-
тии и правительству, родному ‘комеомоду.

Ольга КУДРЯВЦЕВА.

Ст. Реутова

Московско-Курской ж. д:
	Почему нам не разрешают
дружить со школьницами?
	Мы, учашиеся’ 9-го власса «Б» курган-
ской мужекой ерелней школы № 12, реши-
ли завязать дружбу с ученипамл соседней
школы № 11. Вместе‘ е девушками мы 00-
смотрели кинокартину «Смелые люди», 8
затем обсудили’ ее.. В один из воскресных
дней всём коллективом работали па элева-
торе — перелопачивали хл6б, Недавно 7
нас состоялся диспут «0 культуре: и пове-
дении учащегося»; выступили учащиеся
двух школ, и диспут был очень интерес-
ным. Слушали вместе доклад «Жизнь и
деятельность Лазвинах».
	Был у нас обширный план, ла выпол-
нить его не пришлось, Сначала нашу ини-
циативу одобрили, а сейчаю оказалось, что
BEA эта затея ненужная.

Непонятно, почему же’нам не разрешают
дружить со ‘школьницами?

Ю. РЯЗАНОВ, Ю. ДЕМБСКИИ,
	И. ГОЛЬДЛЮСТ и другие.
г. Кургав.
	тора было написано, что Попидченко уволен
как злостный нарупитель диепиплиные.

Критика комсомольцев, естественно, при-
лась не по нраву директору. бн решил
разделаться и со Смачным. В то время,
когда комсомолец отдыхал, Ткаченко поста-
вил на его место своего собутыльника Уг-
ленко.

Удивительно, что председатель Азовско-
то исполкома райсовета депутатов трудя-
щихся тов. Буденный и прокурор района
тов. Авилов. отлично зная о преступных
делах директора Ткаченко, Не привлека-
ют его к ответственности.

П. БОНДАРЕНКО.
	Азовский район
Ростовской области.
	По следам выступлений «Комсомольской правды»
te ee eee oa eee
	«В. качестве вольнослушателеи...»
	Под. таким заголовком в нашей газете
4 октября была опубликована корреспонден-
ция, в которой критиковались Кинешемский
райком. комсомола и Ивановский обком
ВЛКСМ за невнимануе к вопросам агротех-
нического образования сельской молодежи.

Корреспонденция обсуждалась на бюро
обкома ВЛКСМ. Критика признана правиль-
вой. Бюро обязало райкомы ВЛКСМ и ком-
сомольские организации принять активное
участие в подготовке массовых Колхозвых
кадров, привлекать к учебе на трехгодичных
	агро-зоотехнических курсах комсомольцев и
молодежь. .

Вопрос об участий комсомольнев в полго-
товке массовых! колхозных кадров обсуж-
дался на областном совещании секретарей
комсомольских организаций укрупненных
KOJIXO30B.

В Кинешемском районе полностью уком-
плектована сеть агро-зоотехнических кур-
сов. По рекомендации райкома ВЛКСМ
18 молодых специалистов утверждены руко-
водителями учебных групп. .

тит
ЕЕ И:

SS
«И. В. Сталин о «новом учении» Mappa,
«Язык каз общественное явление», «Язык
и надстройка», «Язык и классы», «Язык и
мышление», «Происхождение языка», «Раз-
витие языка», «Будущев национальных
языков», «Язык. и дналекты (территори-
зльные и социальные)».

Разрабатывать эти темы нужно на OCHO-
ве работ И. В. Сталина по языку, используя
высказывания классиков марксизма по со-
ответствующему вопросу, а также привле-
кая иллюстративный материал из языков,
доступных студенту.

Хорошо бы по каждой теме, кроме доклад-
чика, выделить и содокладчика, а членам
паучного кружка дать возможность предва-
рительно ознакомиться с докладом и содо-
кладом. .

Работы И. В. Сталина по языку, ‘есте-
ственно, вызовут ряд докладов и в других
студенческих кружках: истории, этногра-
фии, археологии, фольклора, философии.
Не буду останавливаться на тематике этих
кружков, но считаю необходимым поста-
вить в них доклады о «новом учении»
Н. Я. Марра и его оценке в работах
И, В. Сталина. Ведь это «новое учение» в
работе научных кружков историков, этно-
графов, археологов, фольклористов, фило-
софов за последние годы занимало немало
места и освещалось превратно как дости-
жение революционной марксистской ‘мысли.

Советская вузовская молодежь, славное
Комсомольское племя, горячее и честное,
идейное и принципиальное, — наша надеж-
ная опора и будущая смена. Дело чести co-
ветской вузовской молодежи претворить в
жизнь слова И. Б. Сталина: «..наука 06
истории общества, несмотря на вею елож-
ность явлений общественной жизни, может
стать такой же точной наукой, как, ска-
жем, биология, способной использовать за-
коны развития общества для практического
применения».

u =
—

Товарищ Сталин исключительно взыска-
телен к научной работе. Он — за точную
науку. Только такая наука может служить
народу, строительству коммунизна. Совет-
ское языкознание, основы которого заложе-
ны в работах И, В. Сталина о языке, дол-
ЖНо стать самой точной обществоведческой
наукой, Нет сомнения, ‘что в ‘первых рядах
работников советеного языкознания будет
наша талантливая молодежь.
	Арн, ЧИКОБАВА,
профессор Тбилисского, государствен-
ного университета имени Сталина.
	ЛЕКЦИЯ ЗНАТНОГО СТАЛЕВАРА_

ЕЕ М ЕЕ SS === gs == 8 с =
ния
ин.
В
ЕЕ В

—
ae
—
ОВ

философии, логика. пеихология  с0 ©педи-
	альным курсом пеихологии. мышления. B
направлениях современной зарубежной
лингвистики, а Тем более в философии язы-
ка совершенно невозможно разобраться при
отсутствии философской подготовки..

Учебный план с таким широким циклом
дисциплин будет не из легких, яо за лять
лет учебы он вполне осуществим. Доказа-
тельство этому — работа отделения ‘кав-
казских языков филологического факульте-
т& Тбилисского государственного универеи-
тета имени Сталина.

Некоторые думают, что пробелы учебно-
го плана студента-языковеда можно. булет
восполнить в аспирантуре. Это ошибочно:
три года, отведенные на подготовку аспи-
ранта— слишком короткий срок, чтобы
можно было, помимо пяти предметов канди-
датского минимума, выделить время на ка-
кие-либо ‘другие занятия. Нередко аспиран-
ты к концу третьего года аспирантуры не
могут предетавить кандихатской диссерта-
ции, Это обычно происходит потому, что ас-
пиранту, помимо предметов минимума, при-
ходится заниматься и другими дисципли-
нами.

В ведущих университетах’ Союза’ целе-
сообразно было бы вместо «епепиальности»
языка ортавизовать лингвистическое отде-
ление ¢ соответетвующим специальным
учебным планом. .

В подготовке  специалиста-языковеда
большую роль должны сыграть лянтвиети-
ческие студенческие кружки. Систематиче-
екая работа студенческих кружков пол ру-
коволетвом ведущих работников кафедры
‘поможет студентам углублять знания по епе-
пиальности, приобретать навыки самостоя-
тельной работы. Рефераты по отдельным
‘проблемам или важным специальным тру-
дам должны сочетаться с самостоятельной
паучно- -Исследовательской работой. Выбор
тем для такой работы исключительно серь-
езён. Большая тема не по плечу начина-
ющему исследователю — студенту. Она раз-
решаетея неизбежно ‘поверхностно. Нужно
браться за малепьвую тему, но глубоко ее
разрабатывать, ни в коем случае, конечно,
не ограничиваясь простым собиранием ма-
териала: 663 самостоятельного осмысливания
п обобщения такая работа может только
убить интерес и инициативу студента. Раз
вивать творческую инихмиативу молодежи —
BOT назначение  студенческях научных
вружков.

Хорошо бы включить в план работы сту-
‚денческих лингвистических кружков темы
из цикла <Сталинское учение о языкё»:
	Творчески овладевать
сталинским учением о языке
	Дискуссия по вопросам язывознания на
страницах газеты «Правда» привлекла вни-
мание птироких кругов советской обществен-
ности. В центре дискуссии стал вопрос об
отношении к теории академика Н. Я. Марра,
к так называемому «новому учению о язы-
кб». Эта теория в продолжение двадцати
с лишним лет занимала господствующее по-
ложение, она объявлялась Марром и его
учениками единственно марксистско-
ленинсвим, материалистическим учением о
языке. а все несогласные с нет учения опо-
рочивалиеь и отвергались как реакционные,
илеалистические, а порой и антисоветские.

В лискуссии принял участие товарищ
Сталин, величайший социолог вовременно-
сти, классик марксистской философии. Ра-
боты И. В. Сталина о языке, опубликован-
ные в связи с хискуссией: `«Относительно
марксизма в языкознании», «К некоторым
вопросам языкознания», «Ответ  това-
рищам» — большое событие для советской
науки, Эти работы, знаменующие ‘новый
этап в развитии советского языкознания,
внесли полную ясность в понимание того,
как следует етроить подлинно маркеистекую
науку о языке, как должны ставиться и ре-
шатьея основные вопросы марксистского
языкознания,

Работы И. В. Сталина доказали, что ни.
одно из тооретических положений «нового
учения о языке» Марра нельзя признать
изрксистеким, научным, что теория Марра
деркалась е помощью аракчеевекого режима
в языкознании, созданного учениками и по-
следователями Марра.

Творчески развивая принципы маркоиз-
ма, товарищ Сталин заложил основы совет-
ского языкознания, дал маркеистско-ленин-
ское решение узловых теоретических вопро-
сов языкознания; сущности и специфики
языка, его происхождения и развития.

Тяжелое наследетво оставила советскому
языкознанию теория Марра. Нет учебников
по языкознанию, мало языковедческих кад-
ров, владеющих материалом по специально-
			2 стр. 7 декабря 1950 г.
	факультетов будут проходить введение в
языкознание по нормальной программе.

До конца 1950 тода предстоит разрабо-
тать программу по «Общему языкознанию»
(систематическому курсу, который читается
на четвертом курсе филологических факуль-
тетов университетов) и программу по «Ис-
тории лингвистических учений» для треть-
его курса университета. Вроме того, Мини-
стерство высшего образования выделило
группы авторов, которым поручено соста-
вить учебники по языковедческим предме-
Там: «Введение в языкознание», «Иетория.
русского языка», «Русская диалектоло-
ГИЯ» ИТ. д, .

Но этого далеко не достаточно.

Было бы целесообразно организовать кур-
сы по переподготовке лекторов. языковедче-
ских диецинлин. Занятия‘ на этих курсах
должны строиться на основе опыта препо-
давания данных предметов по новым про-
граммам в 1950/51 учебном году.
	На страницах «Известий Академии наук
СССР Отделения литературы и языка»
(или «Вестника высшей школы») следовало
бы ввести отдел’ консультаций. Преподава-
тели языковедческих предметов’ могли бы
получать от редакций этих периодических
органов обетоятельные ответы на все свои
вопросы. По наиболее важным темам редак-
ции ‘должны публиковать специальные
статьи. Слов нёт, организовать такую кон-
сультацию не так просто, но она принесла
бы большую пользу.
	‚ Назрела необходимость уделить больше
Внимания планомерной подготовке новых
talpos мололых советских языковедов,
	Студент-языковед должен владеть кон-
кретным материалом определенных языков
(славянских, балтийских, тюрко-татарских,
угро-финских, иберийско-кавказских, семи-
‘тических), хорошо знать историю’ какого-
‚либо языка, Однако знания одного лишь
конкретного материала языка далеко не ло-
статочно — нужны = общелингвиетичеекие
дисциплины (систематический курсе общего
языкознания, история лингвиетических уче-
ний), нужны вспомогательные дисцинлины
исторического цикла (история материаль-
ной культуры, этнография) и особенно дис-
‘поплизы философского цикла: история
	сти и способных строить советское языко-
знание.

`Товарвщ Сталин поставил три задачи, ре-
шение которых оздоровит советское языко-
знание: ликвидацию аракчеевского режима
в языкознании, отказ от ошибок Н. Я. Мар-
ра, внедрение марксизма в языкознание.

Центральной, = естественно, = является
третья задача; две первые служат предвз-
рительным условием ее решения. .

Что уже сделано? Что предетоит сделать?

Академия наук СССР произвела реорга-
низацию научно-исследовательских языко-
ведческих институтов: на базе Института
языка и мышления, Института русского
языка и филиалов этих институтов создан
Институт языкознания во глазе с известным
исследователем современного русского литё-
ратурного языка академиком В. В. Вино-
градовым.

Министерство высшего образования СССР
в августе ‚провело совещание руководящих
работников высших учебных заведений. На
совещании обсуждался учебный план пре-
подавания лингвистических дисциплин на
филологических факультетах, были рас-
смотрены программы по введению в языко-
знание, по русекому языву, истории русско-
го языка, русекой диалектологии.

Новая программа по введению в языко-
знание строится на основе исторических ра-
бот по языку товарища И.В. Сталина и
высказываний классиков марксизма по во-
просам языкознания. Некоторые пункты
программы — по наиболее сложным. теоре-
тическим разделам — сформулированы в
форме тезисов. Это значительно облегчит и
преподавателю и студенту правильное, глу-
бокое понимание сути вопроса. .

Пра филологическом факультете Москов-
ского университета‘ для лекторекого состава
университетов, педагогических и учитель-
ских институтов организован цикл лекций
«Сталинское учение о языке». Лекции, чи-
танные на семинаре, будут изданы до кон-
па 1950 года в сборнико «Сталинсков уче-
ние о языке».

На втором и всех последующих курсах
филологических факультетов в нынешнем
1950/51 учебном году читается специаль-
ный курс «Оталинское учение 0 языке».
Студенты первого куреа филологических