Д
И
А
Г
Р
А
М
М
А
О
С
В
Е
Щ
Е
Н
Н
О
С
Т
И
В
Е
Р
Т
И
К
А
Л
Ь
Н
О
Г
О
О
К
Н
А
.
С
Т
Р
О
Й
Н
О
М
Р
С
Ф
С
Р
С
Е
К
Ц
И
Я
Т
И
П
И
З
А
Ц
И
И

СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

SOWBEMENNAIA ABCHITEKTURA

«Задача тогда только выдвигается, когда существуют уже материальные условия, необходимые для ее разрешения, или когда они, по крайней мере, находятся в процессе возникновения
К. Маркс «Критика политической экономии

будет сравнительным показателем освещенности точки.
По этой формуле (2) подсчитывалась освещенность в 361 точках, -располо
женных на рабочей поверхности на равных расстояниях друг от друга.
Суммирование показателей освещенности дает представление об общей освещенности рабочей поверхности.
Оно дало следующие результаты:
для горизонтального окна 224214 „ квадратного „ 217715 „ вертикальных окон 165690
Из этих сумм показателей видно, что безусловно невыгодным является вертикальное окно. Что же касается квадратного и горизонтального, то прежде чем отдать предпочтение тому или другому, необходимо проанализировать чрезвычайно важный в гигиеническом отношении фактор равномерности освещения.
Совокупность коэффициентов освещенности всех точек образует поверхность. На чертежах показаны некото
рые наиболее характерные сечения этой поверхности. Кривые, отмеченные крупными цифрами 1, 2, 3, дают сечения параллельные плоскости оконных
проемов - 1 по линии, отстоящей на 0,50 м. от наружной стены, 2 - по се
редине комнаты и 3 - на расстоянии 0,50 м. от задней стены.
Кривые, отмеченные мелкими цифрами 1, 2, 3, дают сечения, параллель
ные плоскостям боковых стен: 1- - по средней оси комнаты, 2 - на расстоянии 1,25 м. от стены и 3 - по боковой стене.
Эти 6 разрезов характеризуют распределение освещенности по рабочей поверхности.
Из разрезов 1, 2 и 3 видно, что во всех случаях освещенность в глубине комнаты приблизительно одинакова (меньшая у горизонтального окна, опущенного на рабочую поверхность) и всюду настолько мала, что факти
Ф
О
Р
М
А
О
К
О
Н

Ж

И
Л
О
Г
О
П
О
М
Е

Щ

Е
Н
И
Я
Проанализированы 3 формы оконных проемов:
1. вертикальная 2 окна по 1X2 м. 2. квадратная 1 окно 2 X 2 м.
3. горизонтальная 1 окно 4 X 1 м-
Взята комната 4,5 X 4,5 м. Площадь
оконных проемов во всех 3-х случаях принята одинаковой, равной 4 кв. м., т. е. Vs площади пола. Исследовалась освещенность горизонтальной рабочей
поверхности, расположенной на высоте 0,75 м. от уровня пола (без учета влияния отражения от других поверхностей).
Освещаемость каждой точки определяется формулой
где L - освещенность небесного свода
в люксах,
к - коэффициент поглощения,
а - угол, образуемый лучами проведенными из данной точки к крайним граням окна в вертикальной плоскости,
ß - то же в горизонтальной плос
кости,
Y - угол между горизонтальной ли нией и биссектриссой вертикального
угла (для данных чертежей ϒ = α/2).
Величины L и к, как постоянные и равные для всех анализируемых случаев, из рассмотрения исключены. Тогда переменная величина