Стройком РСФСР. М. Барщ и В. Владимиров
Предлагаемая схема дома-коммуны рассчитана на 1000 человек взрослого населения и 680 детей, из которых около 360 в возрасте до 8 лет и около 320 в возрасте от 8 до 16 лет.
Здание коммуны располагается на большом (200 X 230) незастроенном участке, поверхность которого покрыта зелеными насаждениями. Застройка равняется около 10%; плотность - около 350 ч. на гектар квартала, что является экономичным, по сравнению с действующими нормами застройки и плотности, и дает значительно большую поверхность зеленых насаждений.
Все здание распадается на 3 основных части: I. Корпус взрослых.
II. Корпус детей школьного возраста.

III. Корпус детей дошкольного возраста.

Так как спальные кабины взрослых вследствие своей малой величины выходят на ту и на другую сторону - корпус взрослых располагается по меридиану - с севера на юг, так чтобы большая часть кабин выходила на восток и меньшая на запад. Детские корпуса, имеющие спальни или сквозные или расположенные только на одну сторону, поставлены перпендикулярно корпусу взрослых. Таким образом детские спальни выходят прямо на юг. Получающийся крестообразный план застройки делит весь квартал на 4 неравные части:

а - для детей дошкольного возраста - зелень, площадки для игр и т. п.;

б - для школьников - сельскохозяйственные культуры: огород, фруктовый сад, биологический уголок, площадки для игр;
в - парк для отдыха и прогулок взрослых:
г - спортивный сектор: футбольное поле, беговая дорожка, теннисные корды, легкая атлетика, в центре спортивного сектора павильон физкультуры, связанный крытым переходом с корпусом школьников.
Так как большая часть 1-го этажа отсутствует и заменена столбами, все эти части достаточно связаны между собой,
Снабжение коммуны продуктами, материалами, топливом (при отсутствии возможности устроить районное отопление или пользоваться теплосиловым хозяйством ближайшего предприя
тия) организуется через подвал, куда машины съезжают по одному пандусу и выезжают по другому. В подвале расположены все кладовые, холодильник, материально-вещевые склады, в случае необходимости котельная и топливо Все лестничные клетки в подвале объединяются рельсовыми путями и для вагонеток с их помощью собирается грязное белье и распределяется чистое, собирается спускаемый по вертикальным спускам мусор и т. п.
В КОРПУСЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ нижние 4 этажа корпуса заняты помещениями общего пользования - гардероб для верхней одежды, столовая, комнаты для отдыха и занятий, библиотека и т. д. Шесть верхних этажей заняты спальными кабинами взрослых, решенных по простран

СХЕМА дома-КОММУНЫ

1 -ый этаж