Центральной задачей такого художественного обслуживания потребностей пролетарсной революции является ПОДНЯТИЕ
ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО КУЛЬТУРНО-БЫТОВОГО УРОВНЯ отсталых слоев рабочего ласса и находящихся под чужим классовым
влиянием трудящихся до уровня передового революционного индустриального пролетариата, сознательно строящего социалистическое хозяйство и культуру на основах организованности, плановости и высокой индустриальной техники.
Эти принципы уже положены в основу всего общественноэкономического строительства нашего государства. И лишь искусство до сих пор отставало в этом отношении, благодаря сохранившимся в нем узко профессиональным ремесленно-це
ховым традициям. Актуальнейшей задачей сегодняшнего дня является устранение этой диспропорции между развитием искусства и социально-экононическим развитием нашей страны.
Перед художниками, сознающими полностью эти принципы, стоят следующие непосредственные задачи:
1) Художник эпохи пролетарской диктатуры рассматривает себя не как одинокого артиста, пассивно отображающего действительность, а как активного борца на идеологическом фронте пролетарской революции, который своей работой орга
низует психику масс и способствует оформлению нового быта. Эта установка заставляет его постоянно работать над самим собой, чтобы быть на высоте идеологического уровня революционного пролетарского авангарда.
2) Он должен подвергнуть критическому осмотру все формально-технические достижения искусства прошлого. Особенно важными для пролетарского искусства являются достижения последних десятков лет, когда методы планомерного и конструктивного подхода к художественному творчеству, утерян
ные художниками мелкой буржуазии, были восстановлены и
доведены до значительной высоты. Начинающийся в этот период процесс проникновения творчества неосознанных худож
никами диалектических и материалистических методов, а также методов машинной и лабораторной научной техники дал многое, что может и должно послужить материалом для развития пролетарского искусства. Однако основной задачей пролетар
ского художника является не эклектическое собирание старых приемов ради их самих, а создание при их помощи, на новой технической основе новых типов и нового стиля пространственных искусств.
3) Целевая установка художника, выражающего культурные интересы революционного пролетариата, должна заключаться в пропаганде наиболее выразительными средствами пространственных искусств мировоззрения диалектического материа
лизма и в материальном оформлении массовых, коллентивных форм новой жизни. Приэтом мы отвергаем мещанский реализм эпигонов, реализм застойного индивидуального быта, пассивно созерцательный, статический, натуралистический реализм, бесплодно копирующий действительность, прикрашиваю
щий и канонизирующий старый быт, связывающий энергию и расслабляющий волю культурно неокрепшего пролетариата.
Мы признаем и будем строить пролетарский реализм, выражающий волю действующего революционного нласса, реализм динамический, показывающий жизнь в движении, в действии, планово раскрывающий перспективы жизни, реализм, делающий вещи, рационально перестраивающий старый быт, действующий всеми средствами искусства в гуще борьбы и строительства. Но мы отвергаем одновременно эстетический абстрактный индустриализм и голый техницизм, выдающийся за рево
люционное искусство. Мы подчеркиваем, что для творческого воздействия искусства на жизнь должны быть использованы все средства выражения и оформления, с наибольшей силой организующие сознание и эмоционально волевую сферу проле
тариата и идущих за ним трудящихся масс. В этих же целях должна быть установлена органическая кооперация всех видов пространственных искусств,
4) Пролетарское иснусство должно изжить индивидуалистические и рыночные отношения, господствующие в искусстве до настоящего дня. Отвергая установившиеся в послед
нее время бюрократические понятия „социального заказа“, мы ищем общественный заказ со стороны коллективов потребителей, заказывающих художественные произведения для кон
кретных целей и коллективно участвующих в подготовке вещей. Приэтом увеличивается удельный вес в жизни искусства индустриальных искусств, дающих при коллективном производстве и потреблении длительно воздействующий эффект.
б) Для достижения максимальных результатов мы стараемся сосредоточить свои усилия на следующих ударных пунктах:
а) На плановом строительстве, проблеме нового жилища, общественного здания и т. д.
б) На художественном оформлении предметов массового потребления, изготовляемых промышленностью.
в) На художественном оформлении центров нового коллективного быта: рабочего клуба, избы-читальни, столовых, чайных и т. д.
г) На организации массовых праздников. д) На художественном образовании.
Мы твердо убеждены, что намеченные нами пути могут вызвать бурный рост творческих сил в широких массах. Мы поддерживаем этот рост творческих стремлений масс, так как знаем, что основной процесс развития пространственного искусства СССР идет по линии смыкания самодеятельного
искусства пролетарских художественных кружков и рабочих клубов и крестьянского самодеятельного искусства с высоко
квалифицированным профессиональным искусством, стоящим на уровне художественной техники индустриальной эпохи.
Идя по этим путям, пролетарское искусство оставляет позади лозунг переходного периода „искусство в массы“ и подготовляет почву для искусства масс.
Признавая организованность, планомерность и коллективизм основными принципами нового хозяйственного и культурного строительства в стране пролетарской диктатуры, объединение „Октябрь“ устанавливает определенную трудовую дисциплину, которая связывает членов объединения на основе вышеизложенных принципов, подлежащих более глубокой разработке в дальнейшей творческой и идеологической и общественной работе объединения.
Выступая с настоящей декларацией, мы отмежевываемся от всех ныне существующих художественных группировок, дей
ствующих в области пространственных искусств. Мы готовы сотрудничать с некоторыми из них на почве фактического признания основных принципов нашей платформы Мы привет
ствуем идею федерации художественных обществ и будем поддерживать всякие серьезные организационные шаги в этом направлении.
Мы начинаем работать в переходное для развития пространственных искусств СССР время. Естественный процесс художественно-идеологического самоопределения основных действующих в современном советском искусстве сил тормо
зится рядом нездоровых явлений. Мы считаем своим долгом заявить, что мы отвергаем систему персонального и группового меценатства и покровительства отдельным художественным течениям и отдельным художникам, которое стало прочным бытовым явлением, мешающим органическому росту со
ветского искусства и развращающим художников. Мы всецело стоим за неограниченное здоровое соревнование художественных направлений и школ на почве мастерства, повышения качества художественной и идеологической продукции и стилевых исканий. Но мы отвергаем нездоровую конкуренцию между художественными группировками на почве изыс

кания заказов и покровительства влиятельных лиц и учреж

дений. Мы отвергаем всякую претензию на идеологическую монополию и преимущественное представительство художе
ственных интересов рабоче-крестьянских масс за каким бы то ни было объединением художников. Мы отвергаем систему
искусственно-созданного привилегированного (морального и материального) положения для одной из художественных группировок в ущерб другим объединениям и группировкам, как противоречащую в корне основам художественной поли
тике партии и государства. Мы отвергаем спекуляцию на „социальный заказ“, происходящую под маской революционного сюжета и бытового реализма и заменяющую серьезную работу над оформлением революционного миросозерцания и мироощущения упрощенным овладением наспех придуманной револю
ционной темой. Мы против диктатуры мещанских элементов в советском пространственном искусстве и за культурную зрелость, художественное мастерство и идеологическую выдержанность поднимающихся и быстро крепнущих новых, пролетарских художников.
Художественно передовые, активные и заинтересованные в искусстве слои пролетариата вырастают на наших глазах. Массовое самостоятельное искусство вовлекает в художественную работу необозримые массы. Эта работа связана с клас
совой борьбой, с развитием промышленности и преобразова
нием быта. Эта работа требует искренности, квалификации, культурной зрелости, революционной сознательности. Этой работе мы посвятим все наши силы.