войти в орбиту серьезной проектировочной работы. Необходимо большее количество времени отдать на эту работу и на подго
товку к ней, необходима самостоятельность студентов, большая активность архитектурного кружка, собирающего около себя наиболее чуткие единицы. Сопоставление лучших проектов совре
менных с проектами прошлого времени говорит о большом сдвиге вперед института. При наличии активной группы студентов, жадно ищущих, при наличии в институте серьезной постановки инже
нерных наук, строгая подготовка студентов к проект-работе и действительная культивировка нового архдвижения несомненно внесла бы не малую долю в процесс созидания нового стиля, неудержимого в своем закономерном развитии.

В. Малиновский

ОДЕССКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХ НИКУМ (ОДЕССА)

(К вопросу - является ли таковой архит. учеб. заведением) Корреспонденция тов. А. М-ского о харьковских строительных вузах, помещенная в № 1 Современной Архитектуры, пропускает постановку работы и сущность таковой в строительных технику
мах Украины, которые имеются в Харькове, Одессе, Полтаве, на Волыни.
Не - освещение работы этих вузов (на Украине техникумы являются таковыми) мотивируется слабой постановкой в них архитектурно-художественной части учебы, что нам кажется не со
всем верным и правильным. Различные объективные причины не дают возможности поставить эту часть работы на должную вы
соту. Однако данные для ее развития безусловно имеются, и не приходится сомневаться в том, что параллельно с развитием общего улучшения постановки учебного дела в техникумах, являющих
ся очень молодыми типами вузов, архитектурная сторона в них будет также поставлена на должную высоту. Таким образом совершенно отрицать в деятельности украинских строительных техникумов архитектурно-художественной учебы - нам кажется неправильным и для большей убедительности мы приведем здесь поста
новку дела, с этой точки зрения в Одесском техникуме городского и сельского строительства.
Общая продолжительность занятия в техникуме 3 года, при чем на разработку дипломного проекта дается лишний (10-й) три
местр. Уклонов в техникуме, как видно из названия его, два. городское и сельское строительство. Курс теоретических наук, преподаваемых в техникуме, дает возможность выпускать из него вполне подготовленных и технически высокограмотных работни
ков. Последнее достигается не только путем преподавания цикла специальных наук, но и путем тесного переплетения теории с прак
тикой буквально во всех читаемых курсах будущей специальности. Так, начиная с I курса, студенты систематически развивают и архитектурные вопросы: курс гражданской архитектуры сопровождается специальным конструктивным проектированием с со
ответствующей архитектурной обработкой фасадов; градостроение имеет свой проект: разработка типов рабочих домов с общей планировкой не только отдельных деталей кварталов, но и всего поселка или города в целом; если к этому присовокупить, что на III курсе проводится специальное архитектурное проектиро
вание с необходимой сдачей 3-х курсовых проектов, то станет понятным, что подготовка архитектурная не далеко ушла от остальной части учебного дела техникума. Благодаря такой поста
новке техникум, несмотря на свое кратковременное существо
вание (всего лишь 4 года), дал целый ряд ценных и серьезных, с архитектурной точки зрения, работ. Выше уже указывалось, что более быстрому темпу развития архитектурной стороны дела пре
пятствуют различные объективные причины. Как одну из самых важных можно отметить скудость средств, благодаря чему, по штату, приходится содержать всего лишь одного руководителя архитектурным проектированием. Кроме невозможности обслужить всей массы студенчества одним работником по столь важному делу, в наличии еще один, чрезвычайной важности, момент влияние одного преподавателя и передача его навыков и вкусов большин
ству из студентов. Понятно, что это ненормальность очень и очень большая. Особенно сильно она усугубляется именно в Одесском техникуме, где на ряду с городскими строителями необходимо
подготовить хороших строителей новой деревни. Тут же можно отметить, что масса студенчества в целом довольно сильно осо
знала свое, довольно незавидное, положение в этом отношении. Путем студенческой инициативы был в прошл. уч. году органи
зован арх.-стр. кружок, ставящий своей задачей также вопросы архитектурного дела. Так, напр., был устроен диспут о путях современной архитектуры, где молодые строители выступали представителями и защитниками новых течений в таковой.
Наличие хотя бы еще двух руководителей арх. проектирования дало бы очень и очень много в смысле подготовки новых кадров строителей, с хорошо разработанными навыками современной архитектуры.
ПЕРЕУСТРОЙСТВО ЦЕРКВИ ПУТИЛОВСКОГО ЗАВОДА
ПОД КЛУБ „КРАСНЫЙ ПУТИЛОВЕЦ“ Александр Никольский. Ленинград 1925 - 1926 г.
При составлении проекта переустройства церкви под клуб была поставлена задача: при наименьших денежных затратах уничтожить по возможности типичность старого церковного облика и в оформле
нии помещений клуба ответить на чисто-современные предпосылки нового общественного сооружения клуба.
Мест в партере 600, на хорах 300. Задний балкон и хоры сконструированы вновь. С хор построены две новых лестницы с выходами гаружу.
В полуподвале - клубные помещения, антирелигиозный музей, фойе, курительные и уборные.
Уменьшение глубины и высоты сцены комбинацией полотен задников создает условия нормальной акустики всего зала. Акустика на хорах 100%.
Кинобудка в фонаре; там же прожектора для световых демосстраций.
Imbau der Kirche der Putilowe2 Werke in ein Arbeiterklub „Der
Rote Putilowez“.