А

М

Е

Р

И

К

А

пространства, остроумное распределение зрительных мест и ряд других деталей, дающих верные предпосылки к действительно новому решению театра.
Но современные в своем изобретательстве Перре не только не умеют подчеркнуть и выразить эти качества, но даже, обратно, засоряют свои мысли элементами формы явно эклектической и несовременной. И лишь Ле Корбюзье-Сонье удается в своих произве
дениях не только обнаружить свои национальные изобретательские особенности, но и поднести их в форме современной и новой.
Корбюзье вообще является фигурой нового человека, полного энергии и настойчивости в пропаганде своих идей. В продолжение двух-трех лет он успевает создать подлинно современный журнал (к сожалению, недолговечный) „L’esprit Nouveau“, написать три
книги: „Vers une architecture“, „Urbanisme“, и „L’art décoratif d‘aujourd’hui“, полные блесток чисто французского остроумия и четкости выброшенных лозунгов. Но, конечно, полнее всего сказывается новаторская личность Корбюзье в его архитектурных ра
ботах. Он создает разумный проект современного города (Une
Ville Contemporaine“), города организованных небоскребов, города сконцентрированного в одном месте и вместе с тем насыщенного
воздухом, светом и зеленью, - корректив к стихийной застройке Парижа, Нью-Йорка и других современных городов. Он изобре
тает различные типы городской застройки, каждый раз радикально
обновляя самую постановку вопроса и, наконец, в иллюстрируемых здесь своих виллах находит оформление жилища, простое, острое
и новое.
Ле Корбюзье с группой к нему примынающей - Малле Стевен (Mailet Stevens), Гуврекиан (Guevrekian), Люрса (Lurçat) и др. - не
сомненно занимают одно из наиболее передовых мест в развитии архитектуры современной Европы.
К числу меньших европейских стран, где современная архитектура получила довольно значительное распространение, нужно отнести еше Голландию, Чехо-Словакию (особого внимания заслу
живает превосходный архитектурный журнал, издаваемый в Праге, „Stauba“) и отчасти Бельгию.
Голландии, не принимавшей участия в мировой войне, удалось за это время гораздо больше осуществить из своих проектов, нежели другим странам. За последние годы там возведено не только мно
жество отдельных зданий, но и целый ряд новых поселков. В то время как европейские архитектора рыли окопы, голландец Уд выстроил в Роттердаме 3.000 дешевых квартир. Однако не все из вновь выстроенного в Голландии действительно ново по существу; многое еще характерно не новыми принципами архитектурного мышления, а разнообразными чисто стилизаторскими попытками.
Лучшими представителями голландцев нужно считать архитекторов: Уд (I. I. P. Oud), ван дер Флюгт (van der Vlugt), vaн Равестейн (van Ravesteyn), Ван Гуфф (van T. Huff), Жан Вилье (Jan Wils) и др. Но на ряду с ними выделяются несколько голландцев, более свое
образно и ново подошедших к современной форме. Иллюстрируемый нами дом Шредера голландского архитектора Ритвельда (Rletveld), выстроенный им в городе Утрехте, значительно резче и самобытнее подхватил и выразил новый язык современной архитектуры. Чрез
вычайно интересны, пожалуй, даже на фоне всей европейской архитектуры, работы Досбурга (Doesburg), вскрывающие нам твор
ческий путь большинства современных европейских архитекторов.
Работы Досбурга необычайно выразительны и современны по форме. В них - лаконическая простота и убедительная плакатная четкость. Они центробежны и легко разлагаются на множество составных элементов, грани, из пересечения которых создается архитектурный объем голландца Досбурга. Нетрудно заметить аналогию этой формы с живописными построениями супрема
тистов. Это своебразный супрематизм в архитектуре. Чтоб убедиться в этом, достаточно взглянуть на супрематические работы Казимира Малевича. Но тем не менее здесь перед нами несомненный язык новой архитектуры - новая веха международного фронта.
Совершенно своеобразны и отличны от Европы пути современной архитектуры в Северо-Американских Соединенных Штатах. Там также высится крепкий форпост нашего международного фронта. Но если в Европе мы его отыскивали в достижениях передовых архитекторов, то в Америке он укреплен на блестящих сооружениях инженерного гения американцев. Экономическая мощь и развитие техники Аме
рики создали в последнее время бесконечное количество изуми
тельных шедевров архитектуры: это многочисленные элеваторы
(Буфалло, Чикаго), склады и фабрики. Достаточно взглянуть на иллюстрируемые нами в № 4 СА силосы,чтобы понять, какой мощной выразительностью, масштабностью и остротой обладают эти совершенно новые формы.
И в то же время жилые сооружения крупнейших городов Америки, за небольшими исключениями, повторяют бесконечную европейскую песнь эклектизма, становящегося здесь, в этих новых условиях, еще более беспочвенным, смешным и ненужным. Тем, у кого головы еще и по сей день прочно набиты добрыми старыми традициями лож
но-классического воспитания, чрезвычайно полезно посмотреть на уроки Америки. Как в зеркале, может увидеть здесь Европа свой собственный облик, неприкрашенный и, конечно, преуве
Миз ван дер Роэ. Берлин. Проект небоскреба. Mles van der Rohe. Berlin Wolkenkrazer.
Та же конструкция уничтожает старое представление о стене
личенный, потому лишь, что здесь более резко изменились новые условия жизни. Тех, кого еще не убедила старая Европа, должна убедить молодая Америка, невольно рисующая острую карикатуру на своих почтенных европейских учителей. Выводы здесь напраши
ваются сами собой. Там, где Америка идет по традиционному пути, где она прибегает к рецептам европейского искусства, там без
надежность и окончательная изжитость этого пути становятся до крайности очевидными.
Там, где Америка остается Америкой, то-есть там, где сказывается ее практический разум, свободный от пут традиций, рациональный ум изобретателей, не думающих ни о какой эстетике, - там налицо непревзойденные образцы их разумной деятельности, там новые вехи человечества, завоевывающего жизнь, новые форпосты международного фронта современной архитектуры.

СССР

Теперь, когда мы несколько познакомились с этим международным фронтом в его наиболее крепких передовых позициях, не
бесполезно вернуться к нашей работе, сравнивая общие- успехи, промахи и достижения.

Г

О

Л

Л

А

Н

Д

И

Я