Первое отличие, бросающееся в глаза между достижениями наших заграничных товарищей и нашими, - то, что там передовой фронт, хотя и не столь значительный количественно, занял все же прочное место в реальном строительстве. Чрезвычайно многое из того, что замышляется заграничными архитекторами, уже осуществлено и мы можем это демонстрировать не проектами, а фотографиями с натуры. Полезно многим, ищущим хоть каких-либо предлогов в от
стаивании своих косных предрассудков и твердящим, что современная архитектура хороша лишь на бумаге, - полезно увидеть, что совре
менные достижения, осуществленные в действительности, во много раз превосходят по своей выразительности и остроте восприятия, самые лучшие из еще не осуществленных проектов. Это чрезвы
чайно полезный и убедительный урок, который мы выносим из обзора международного фронта современной архитектуры. И он еще более подкрепляется теми немногими, к сожалению, опытами, которые проделаны у нас в Советской России.
Другое отличие первостепенной важности, дающее сильное преимущество современной архитектуре за границей, - это высокий
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА АРХИТЕКТОРА
- сооружать рационально на базе последних достижений техники
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАДАЧА АРХИТЕКТОРА - создавать и оформлять новые типы архитектуры на базе новых про. зводств.-бытовых отношений
Эрик Мендельсон. Берлин Ehrich Mendelsohn. Berlin
уровень техники вообще и строительной в особенности по сравнению с нашей, техники, которая непрерывно идет вперед, делает успех за успехом, заставляет архитектора равняться по инженеру и бу
дит все новые возможности, в ней скрытые. Достаточно взглянуть на любой каталог европейской или американской фирмы по стан
дартному изготовлению оконных металлических рам, подъемников, конвейеров или каких-либо других элементов, для того чтобы убе
диться в том, как много помогает выявлению современной архи
тектуры высокий уровень европейской и американской техники. В сущности лучшая библиотека по современной архитентуре - со
брание последних каталогов и прейс-курантов крупнейших технических фирм.
У нас же, в нашем строительстве, не только нет опоры в развитии технической мысли, но даже обратно: поборники милого их сердцу старого художественного хлама пытаются оправдать свой парализованный ум низким уровнем нашей техники. То, что годится, мол, для Европы, то не годится для нас, отсталых в экономическом и техническом отношении. Конечно, вряд ли можно серьезно возражать на такие замечания. Совершенно ясно, что выводы должны быть обратными. Именно вследствие нашей бедности и технической малограмотности надо равняться по самым последним европейским и американским стандартам, пропуская все промежуточные стадии и перегоняя их, - это единственный путь, на который мы можем и должны стать.
Но если эти громадные технические преимущества находятся на стороне заграничной современной архитектуры, то целый ряд значительных преимуществ находится и на нашей стороне.
Установка на социалистическое строительство, на новое общество с иными производственно-бытовыми отношениями, общество, ноторое растет в наших условиях, - есть тот наш козырь, значение которого бесконечно велино.
Если все достижения передовой технической мысли Европы и Америки - механизация строительного производства, стандартизация и пр. наталкиваются в условиях старой жизни на пошлость от
дельных индивидуальных вкусов, на конкуренцию различных фирм, на стихийность в росте жилищ и городов, то наши социальные условия открывают перед нами исключительно заманчивые перспективы планового подхода к строительству, открывают возмож
ности массового производства, в котором стандартизация и прочие завоевания современной техники только и могут проявить все свои положительные особенности.
Если рациональные изобретательские идеи переустройства нашего жилья и города Корбюзье наталкиваются на неопреодолимые барьеры косного буржуазного общественного строя Европы, со святой неприкосновенностью частной собственности, материальной и духовной, если совершенно утопичны его мощные дома - кол
лективы в условиях буржуазной Франции, то совершенно обратно
наши условия жизни настойчиво толкают современного зодчего именно на этот путь изобретательства новых типов архитектуры, долженствующих оформить и кристаллизовать новый социалистический быт.
К сожалению, далеко не всем и достаточно усвоена эта истина, далеко не все ощутили в себе волю к этой новой действительно творческой деятельности и, к несчастью, слишком еще велика у нас тупая сила косной противодействующей волны, - и именно последний момент в значительный степени ослабляет это наше преимущество перед европейскими архитекторами.
И, нанонец, необходимо упомянуть о чрезвычайно существенной разнице в нашей и зарубежной архитектуре, - разнице, заключающейся в четкости методов нашей работы.
Вспоминая обзор, сделанный современной европейской архитектуре, нам не трудно убедиться в том, что она в большинстве случаев подвигается вперед интуитивно, твердого метода не имеет. Более того, она находится в значительной своей части во власти эстетического момента, она ищет форму как таковую, не от
давая себе отчета в том, что путь отвлеченной и самодовлеющей формы, рассчитанный на подсознательное чутье, чрезвычайно шаток.
В отличие от этого советская современная архитектура, по крайней мере, группируемая вонруг нашего журнала, прежде всего базируется на прочном материалистическом методе. Она не содержит в себе ника
кого нигилизма, ни в каком случае не отказывается от требований формальной выразительности, но она базируетсяг целиком на функ
циональных особенностях всего задания и каждо о из его элементов Наш фронт современной архитектуры базируется на том принципе, что законченное архитектурное произведение, как и всякая икат истинно современная вещь, есть не дом, не вещь плюс какая-то
эстетическая прибавка к ней, а разумно и планово организованная конкретная задача, в самом методе своей организации содержащая
максимальные возможности своей выразительности. Наш фронг современной арх-.тектуры базируется на здоровых началах конструктивизма, на методе функционального мышления, на методе, определенно указывающем зодчему пути его деятельности, подсказы
вающем ему то или иное оформление своего задания, в зависимости от целого ряда реальных предпосылок, стоящих перед ним.