отчетная работа секции социалистическ. расселен, стройсектора Госплана РСФСР

тезисы доклада

«о социалистической планировке расселения

1. исторические задачи планировки

На основе тенденции к «соединению промышленности и земледелия в одно целое», социалистическая плани
ровка стремится уничтожать противоположность между городом и деревней, стремится «стереть грань между городом и деревней», «соединить город и деревню в одно целое» (Маркс, Энгельс, Ленин). На данной ступени развития производительных сил, на данной ступени отношения между земледелием и промышленностью социалистическая планировка рас
селения состоит в отыскании хорошо продуманных мостов к уничтожению противоположности между городом и деревней, состоит в нахождении мероприятий, соответствующих переходному периоду от капи
тализма (с его городом-деревней на полюсах) к со
циализму (с его равномерным распределением производственных сил по всей стране), в нахождении мероприятий, соответствующих переходному периоду во всей его конкретной сложности,

2. объект социалистической планировки

В отличие от капиталистической планировки с ее домом, зданием, кварталом, предприятием, основанными на факте частного владения и возможности исполь
зования высокой строительной ренты в городах, наши принципы планировки основаны на факте планового размещения производительных сил экономического района единого народного хозяйства, где объектом социалистической планировки являются не отдельные владения различных народно-хозяйственных предприя
тий, но район в целом и в соотношении с другими районами, влияющими на его структуру. В отличие от планировки эпохи финансового капитала, с ее стремлением стихийный поток строительной анархии индивидуальных владений, вступающих в неразреши
мые друг с другом противоречия, ввести в рамки города, затем и района (отсюда и районная планиров
ка на Западе, Англия), социалистическая планировка частное рассматривает как элемент общего, поэтому с самого начала проектирует не города, не деревни, не поселки работников того или иного предприятия или совокупности их, но единую сеть расселения экономического района.

3. место планировки расселения в системе размещения производительных сил

Планировка расселения основывается на планировке всех производственных элементов, образующих район с таким расчетом, чтобы работник находился в усло
виях наискорейшей своей связи с местом производства и чтобы обслуживание работника находилось в тех же условиях наискорейшей связи с потребителемработником (а не наоборот).
а) Возможность развития производства на основе местных материалов, перехода к переработке низших сортов их; возможность повсеместного распростране
ния энергии в связи с этим, с одной стороны, и в связи с использованием линии электропередач, не до
пускавших ранее распространения электро-энергии за пределами крупных городских, крупных фабричных центров, в добывающей промышленности, сельском хозяйстве, транспорте - с другой; возможность повсе
местного проникновения средств сообщения: в связи с переходом к безрельсовому транспорту, с одной сто
роны, воздушному - с другой, глиссерам - с третьей, моторизацией мельчайших единиц водного транспорта - с четвертой, - все это превращает каждый район из поля завоеваний отважных пионеров, из заброшенных, захолустных углов страны, из места тяжких испытаний, если не наказанья, в районы подлинно строящегося социалистического общества.
б) В этих условиях развития производительных сил каждый район, не ожидая момента, когда общие интересы народного хозяйства в целом потребуют для него особых жертв в форме ассигнований из краевого, республиканского, союзного бюджетов народ
ного хозяйства, в форме дефицитных материалов, путем перехода на местные источники энергии, местные до
рожные материалы, местные строительные материалы, местное горючее (там, где нефти нет, - спирт), местное продовольствие, становится районом социали
стического размещения производительных сил и таким образом районом социалистического, «нового расселения человечества» (Ленин).
в) Принципы социалистической планировки районов расселения в условиях переходного периода разбиты нами на 4 основных, принципиально различных. Эти 4 способа планировки, именуемые нами: дизурбаниче

Дискуссия

о социалистическом расселении