ский, децентрический, ацентрический, дисперсивный, в зависимости от существующей структуры районов и изменений, в ней происходящих, при нанесении на конкретную карту района могут дать самые различные комбинации.
Районная социалистическая планировка базируется исключительно на зависимости способа расселения от способа размещения промышленности, земледелия, транспорта после отнесения данного района к одному из четырех типов планировки в зависимости от того, что именно определяет экономическую физиономию района, что является доминирующим в нем - город ли, вновь ли сооружаемое крупное промышленное предприятие республиканского и союзного значения, сельское хозяйство ли, или горнодобывающая промышленность, или, наконец, соединение промышлен
ности и земледелия обрабатывающей и добывающей промышленности в одно целое.
В первом случае (т. е. когда центром района является город) вместо урбанической планировки производится дизурбаническая, как переход от форм расселения, рожденных в условиях обособленности города от деревни на основе обособленности, отделения промышленности (обрабатывающей) от земледелия (и добывающей промышленности), на основе новых способов производства и сообщения.
Во втором случае (т. е. когда центром района является крупнопромышленное предприятие по обработке сырья или полуфабриката) вместо концентрической планировки производится децентрическая как переход от того периода, когда экономическая концентрация производства еще обусловливала пространственную концентрацию или концентрацию в расположении.
В третьем случае (т. е. когда основой района является сельское хозяйство или добывающая промышленность) вместо антицентрической планировки производится ацентрическая (т. е. без центров производства, без обработки в пределах района) как переход от того периода, когда экономическая концентрация произ

водства в земледелии и добывающей промышленности была основана на отрыве, отделении их от обработки,

от центров, противопоставлении их последним (антицентричносгь).
В четвертом случае (т. е. когда на место разделения труда, основанного на общественных отношениях производства и сношения, наступает «соединение про
мышленности и земледелия в одно целое» (Энгельс), соединение процессов обработки с процессами добывания в одно целое (пример: крекинг, переход текстиль
ной промышленности в районы добывания сырья и первичной переработки его и т. д.) вместо неравномерности, с ее полярностью старой планировки рассе
ления, производится новая дисперсивная (т. е. на основе равномерного рассеяния промышленности по всей
стране (Ленин), на основе соединения города и деревни в одно целое). Это предусматривает в общих чертах следующую последовательность планировочных операций, характерезующую тот или иной способ переходной или последовательной планировки расселения.

для урбаничесного района

(дизурбаничесная планировка, переходный тип)
а) - Сооружение линий энергопередач от станций, расположенных в городе, к промышленным пунктам, расположенным в районе. Использование линии электропередач для целей сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности и
Д
И
З
У
Р
Б
А
Н
И
Ч
Е
С
Н
А
Я
П
Л
А
Н
И
Р
О
В
К

А 1

Д
Е
Ц
Е
Н
Т
Р
Й
Ч
Е
С
К
А
Я
П
Л
А
Н
И
Р
О
В
К

А 2

А
Ц
Е
Н
Т
Р
И
Ч
Е
С
К
А
Я
П
Л
А
Н
И
Р
О
В
К

А 3

Д
И
С
П
Е
Р
С
И
В
Н
А
Я
П
Л
А
Н
И
Р
О
В
К
А