Л

.

М

.

С

А

Б

С

О

В

И

Ч

Новые пути в строительстве городов

В вопросе о строительстве городов мы до сих пор питаемся понятиями и идеями, господствующими

в капиталистических странах Западной Европы и Америки.

Среди наших планировщиков и архитекторов господствуют мнения, что современный город-гигант является естественным нормальным типом рассе
ления страны, что такие города-гиганты должны существовать и в дальнейшем.

В соответствии с этими воззрениями наши коммунальные органы строят планы дальнейшего рас

ширения существующих городов и дальнейшего увеличения их населения путем естественного и ме
ханического прироста. Для этого естественного и механического прироста существуют даже определенные нормы, которыми руководствуются плани

ровщики при проектировке дальнейшего развития городов. В связи с этим, например, разрабатывается план «Большой Москвы», исчисляется, сколько мил

лионов населения будет иметь Москва через 15—25 лет,
насколько нужно ее расширить, чтобы она могла вместить такое громадное количество населения; как нужно спланировать размещение улиц; как рас
ширить водопровод, необходимый для снабжения водой многомиллионного населения будущей Москвы; какой нужно строить метрополитен, и т. д. Такие же планы безграничного «естественного» и «меха
нического» расширения составляются и в отношении других городов.
Задача в кратчайший исторический период догнать и перегнать передовые капиталистические страны применяется и в отношении городов.
Некоторые рьяные мечтатели исчисляют через сколько лет Москва по размерам территории и по количеству населения перегонит Лондон, Нью-Йорк
и т.д.

Такая точка зрения на дальнейшее развитие наших городов упускает самое главное, самое основ

ное. Она упускает из виду, что современный город является продуктом капиталистической эпохи раз
вития человечества и что те законы естественного
и механического прироста городов, которые без всякой критики применяются нашими планировщиками, присущи развитию городов в условиях капиталистического общества.
Эта точка зрения упускает из виду одно «маленькое обстоятельство», — что мы вступили в полосу социалистической перестройки
нашей страны, что законы стихийного роста капиталистических городов в наших условиях не применимы. В отношении роста городов в капиталистических странах господствуют законы стихии точно так же, как они господ
ствуют в промышленности, транспорте, сельсном хозяйстве и т. д. Мы не можем принять стихийные законы, как основание для проектировки дальнейшего развития наших городов. В плановом хозяйстве рост городов дол
жен быть подчинен таной же определенной целевой установке, как и развитие всех отраслей народного хозяйства.
Для капиталистического строя характерны противоречия между городом-левиафаном и распыленной деревней. Одно от другого неотделимо. Городагиганты могут существовать лишь при наличии распыленного мелкого сельского хозяйства, которое город, как центр торговли, промышленности и фи
нансов, опутывает своими гибкими щупальцами. Социалистическая перестройка страны означает по

степенное уничтожение противоречий между городом и деревней. Деревня перестает быть синонимом мелкого распыленного индивидуального крестьянского хозяйства.

Построение социализма означает одновременно и создание крупных механизированных и научнопоставленных сельскохозяйственных предприятий, которые в результате коллективизации крестьянского
хозяйства и организации крупных государственных совхозов заменят собою десятки мил

лионов мелких распыленных крестьянских хозяйств.

Этот процесс уже начался. Коллективизация крестьянского хозяйства идет настолько быстрым темпом, что уже через год — полтора процесс коллективизации в первоначальной своей стадии может быть уже закончен, а через 2 — 3 года мы будем уже иметь вместо десятков миллионов распыленных индивидуальных крестьянских хозяйств несколько десятков тысяч крупных, правильно организованных, механизированных сельскохозяйственных предприятий.
Этот процесс обобществления орудий и средств производства в сельском хозяйстве является одной из величайших революций, которую когда-либо

знала мировая история. Он вносит радикальное изменение в перспективы нашего ближайшего раз

вития и, в частности, в совершенно иную плоскость ставит вопрос о дальнейшем развитии наших го
родов. Крупное сельское хозяйство несовместимо с распыленностью сельского населения по бесконечному количеству мелких деревень.
В основе мелкого размера современных деревень и разбросанности их по всей территории страны, сравнительно, густой сетью лежит мелкое крестьянское хозяйство, стоящее на весьма низком техническом уровне.
Создание крупных хозяйств уничтожает экономическую основу существования наших сел и дере

вень. Крупное сельскохозяйственное предприятие,

охватывающее территорию в 150—200 и даже больше тысяч гектаров, требует концентрации обслуживаю

щих его работников. Поэтому вопрос о создании новых центров поселения в сельском хозяйстве является одним из актуальнейших вопросов, которые требуют своего разрешения в ближайшие годы.

Строить отдельные поселения для каждого крупного сельскохозяйственного предприятия едва ли

будет целесообразно. По всей вероятности, мы будем создавать новые центры поселения, объединяющие сельскохозяйственное население, работающее в не
скольких смежных крупных сельскохозяйственных предприятиях.
Численность населения в таких городах будет выражаться в количестве, примерно, 40—60 тысяч человек.
В результате этого процесса, вместо бесчисленного количества мелких сел и деревень и маленьких уездных городков, являющихся продуктом до
военной экономики страны, мы будем иметь несколько десятков тысяч новых аграрных и аграрно-индустриальных городов, которые более или менее равномерной сетью покроют всю территорию нашей страны.

Этот процесс революции в сельском хозяйстве неизбежно должен быть связан и с полной револю

цией в транспорте, которую мы также должны осуществить в течение ближайшего ряда лет.

Крупные благоустроенные сельскохозяйственные предприятия могут нормально функционировать и развиваться лишь при наличии густой сети доста
точно благоустроенных местных железных дорог и при наличии достаточно мощного местного транспорта, главным образом, автомобильного.
Опыт показывает, что создание крупных государственных совхозов и организация крупных кол
лективных хозяйств неизбежно связаны с громадным железнодорожным строительством. Уже в настоящее время в некоторых районах сплошной коллекти
визации намечается создание сети таких дорог силами местного населения, в течение ближайших 2—3 лет, тогда как недавно такого рода планы считались осуществимыми на протяжении не менее 15 лет.