Несомненно, что этот процесс громадного дорожного строительства будет иметь место и во всех прочих, вновь возникающих районах сплошной коллективизации и крупных государственных совхозах.
При громадном росте промышленности и сельского хозяйства сооружение густой сети благоустроенных местных дорог создаст исключительно бла

гоприятные условия и для постройки густой сети новых железных дорог. Железнодорожное строи

тельство должно будет в ближайшие годы также развернуться в невиданных размерах. Все это создаст иные условия и для развития промышленности на протяжении ближайших 6 - 7 лет.
Мы развернем производство крупной государственной промышленности в несколько десятков раз.
Мы построим несколько десятков тысяч новых крупных промышленных предприятий.
Перспективы проведения густой железнодорожной и автомобильной сети путей сообщения на протяжении ближайших лет позволят нам гораздо свободнее располагать наши промышленные пред
приятия на территории Союза. У нас не будет нужды сосредоточить эти предприятия в существующих промышленных центрах и тем самым увеличивать размеры существующих городов. Напротив, революция в сельском хозяйстве, мощное развитие много

численных экономических районов нашего Союза и задачи создания наиболее здоровых условий суще

ствования для трудящегося населения заставят нас децентрализовать размещение нашей промышленности, наиболее тесно увязав ее с революционизирующимся сельским хозяйством.
В связи с этим вырисовываются совершенно иные перспективы в развитии наших городов, ко
торое мы сможем подчинить определенному, заранее разработанному и продуманному плану.
В настоящее время мы должны и можем уже приступить к осуществлению того, что говорил Ленин: «Капитализм окончательно разрывает связь земледелия с промышленностью, но в то же время в своем высшем развитии он готовит элементы этой связи, соединения промышленности с земледелием на почве сознательного приложения науки и ком
бинаций коллективного труда, нового населения человечества (с уничтожением как деревенской за
брошенности, оторванности от мира, одичалости, так и противоестественного скопления больших гигантских масс в больших городах)».
Мы не будем строить больших городов, так как к этому не будут вынуждать нас экономические причины, а с точки зрения интересов здоровья населения большие города обладают только отрицатель
ными моментами. Нормальный размер этих городов в настоящее время установить трудно. Вероятно, правильнее всего ориентироваться на города с чи

слом жителей, примерно, в 50 - 60 тысяч. Такого размера мы можем строить город и чисто инду

стриальный, и сельскохозяйственный, и город смешанного типа - аграрно-индустриальный или инду
стриально-аграрный. В тех случаях, когда в какомлибо промышленном районе, благодаря естественным условиям, нам необходимо расположить боль
шое количество предприятий, целесообразнее строить около этого промышленного района не один большой город, а несколько небольших городов указанного размера. Такой пример мы имеем в Сталин
градском районе, который превращается в крупный промышленный центр и в котором возле создаваемых промышленных комбинатов предполагается построить пять социалистических городов.
В связи с этим, естественно, возникает весьма серьезный вопрос о судьбе существующих крупных городов. Мы продолжаем застраивать наши крупные города большим количеством новых предприя
тий, увеличиваем количество населения в них и в связи с этим развертываем достаточно большое и все увеличивающееся жилищное строительство.
Этот процесс застройки наших городов крупными предприятиями, безусловно, нужно прекратить. Мы должны новые предприятия строить за пределами
существующих городов и на расстоянии от них нескольких десятков километров и в этих местах строить новые индустриальные или аграрно-индустриальные города.
Необходимо также весьма осторожно подходить к реконструкции и расширению существующих предприятий. Нередко реконструкция существующих пред

приятий фактически сводится к тому, что на месте маленького предприятия строится новый громад

ный завод, по стоимости и по размерам продукции в несколько раз превосходящий «реконструируемое» предприятие. Такого рода «рекон
струируемые» предприятия также целесообразно выносить за пределы существующих городов.

Существующие города, даже после приостановки их роста, необходимо коренным образом застраи

вать на новых началах, - иначе через несколько лет, когда вся страна покроется новыми социалистическими городами, наши крупные центры, в частно
сти, Москва, окажутся наиболее отсталыми. Вопрос о том, какими путями провести эту реконструкцию существующих городов является еще весьма мало разработанным. На него должно быть обращено боль

шое внимание. Вопрос о реконструкции существую

щих городов должен быть подвергнут тщательной разработке под углом зрения возможной их децент
рализации и переустройства на социалистических началах.
Постройка новых городов и реконструкция старых на новых социалистических началах совершенно изменят их вид и потребуют совершенно иного подхода к их планировке.
В социалистическом городе на 50 - 60 тыс. жителей взрослых будет около 35 - 40 тыс. человек.
Полное обобществление обслуживания бытовых и культурных нужд населения с неизбежностью приводит нас к постройке крупных жилых домов, ко
торые окажутся, несомненно, удобными и постройка которых окажется, несомненно, выгоднее, чем воз
ведение многочисленных домов меньших размеров. Размер жилого дома может быть определен, примерно, на 1,5 - 2 - 3 тыс. человек. При такой вели
чине домов во всем социалистическом городе будет всего 15 - 25 крупных благоустроенных жилых комбинатов, некоторое количество больших обществен
ных зданий, обслуживающих все население, и ряд детских и школьных городков, в которых будет воспитываться, обучаться и работать молодое поколение. Естественно, что основные принципы пла

нировки таких городов должны резко отличаться от принципов планировки существующих городов, строй жизни которых основан на господстве мелко-бур

жуазного индивидуалистического быта. Отыскать наиболее рациональные формы планировки новых го
родов - благодарная задача для архитекторов-планировщиков, перед которыми открывается громадное, очень интересное поле деятельности.
На совершенно иных началах должен быть построен и жилой комбинат. До настоящего времени мы не имеем ни одного дома, который можно было бы хоть с малейшим основанием назвать домомкоммуной.
В социалистическом городе жилой комбинат должен быть полностью приспособлен для обобществленного обслуживания бытовых и культурных по
требностей трудящихся. В таком доме не должно быть никаких индивидуальных кухонь, прачечных и т. п., в нем не должно быть квартир, не должно быть никаких комнат-общежитий, никаких семей
ных комнат. Каждый трудящийся в таком доме должен иметь отдельную небольшую комнату. Вся жизнь в этом доме должна быть организована так, чтобы бытовые и культурные потребности трудящихся удовлетворялись в полной мере. Жилая комната должна быть предназначена, главным образом, для спанья. Поэтому она должна быть невелика по размерам. Понятие жилой нормы должно претерпеть существенные изменения, ибо в этих комнатах будут не жить, а только спать, и иногда, может быть, и отдыхать. Поэтому архитекторам нужно подумать над конструкцией таких комнат,