А

.
У
.
З

Е

Л

Е

Н

К

О

которые, включая все необходимые удобства, занижали бы минимальную площадь.
При проектировании жилых домов для социалистических городов в Сталинграде архитекторам дано задание разработать различные варианты таких жилых комнат в 5 - 7 - 9 м2.
Места и учреждения коллективного пользования должны занимать в таком доме возможно большую площадь. В таком жилищном комбинате должны быть созданы столовые, которые могли бы обслу

живать питанием все население дома в течение всего дня, должны быть достаточно обширные помеще

ния для физкультурных занятий (физкультурные залы, бассейны для плавания, души, и т. п.), должны быть передвижные библиотеки и достаточно обширная благоустроенная читальня, в которой была бы предусмотрена возможность работы над книгой в изолированных помещениях, должно быть построе
но большое количество комнат для коллективных и индивидуальных занятий и т. п.
Такие крупные жилые комбинаты могут быть созданы в виде отдельных больших домов или в виде блока домов несколько меньшей величины. Над созданием типовых проектов такого рода комбинатов также должна интенсивно поработать мысль наших архитекторов. Эта работа является исключи
тельно срочной потому, что для всех становится совершенно очевидным, что дома старых типов совершенно не отвечают требованиям переживаемой
нами эпохи и поэтому по старым образцам новых домов строить нельзя, а проектов новых домов мы еще не имеем.
Устройство жилья для детей в этих же домах является явно нецелесообразным, ибо воспитание и образование детей должно быть неразрывно связано с производительным трудом, имеющим хозяйственное значение, и кроме того, дети должны на
ходиться возможно ближе к природе. Поэтому дети должны жить отдельно от взрослых. Грудные дети должны помещаться в специальных зданиях (яслях или домах ребенка и матери), которые необходимо располагать в непосредственной близости от жи
лых домов взрослых, соединяя теплыми переходами. Дети дошкольного возраста должны воспитываться в специальных детских учреждениях (в детских садах или детских городках), включающих в себе здания для воспитания, обучения и работы, и элемен

тарные небольшие предприятия преимущественно сельскохозяйственного характера (огороды, цвет

ники, птичники и т. п.). Дети школьного возраста должны воспитываться в специальных учреждениях, построенных аналогично детским городкам, но в которых производственные предприятия промышлен
ного и сельско-хозяйственного характера должны быть значительно более сложны и лучше оборудо
ваны. Сложнее должны быть в них и всякого рода учреждения, обслуживающие нужды воспитания и образования детей этого возраста.
Детские школьные городки должны быть расположены, по возможности, на сравнительно недалеком расстоянии от жилья взрослых, для того, что
бы взрослое население могло принимать участие в воспитании детей и, с другой стороны, чтобы дети могли принимать постепенно и организованное участие в общественной жизни взрослых.
Разработка постройки этих детских школьных учреждений во всей их сложности также является одной из архитектурных задач, которая должна быть решена в ближайшее время и разрешением которой можно было бы воспользоваться уже при строительном сезоне текущего года.
Жизнь бешеным темпом шагает вперед. Социалистическая реконструкция народного хозяйства с каждым годом развертывается все шире и шире. Быт и культура становятся наиболее узкими участ

ками фронта. Старыми путями здесь итти нельзя,

они не целесообразны, не экономны и на старых путях мы не найдем разрешения тех вопросов, ко
торые выдвигает жизнь. В строительстве быта и культуры мы должны стать на новый путь. Новый путь - это строительство новых социалистичес
ких городов и реконструкция существующих городов на социалистических началах.

Проблема строительства социалистических городов

В процессе строительства новых городов неизбежно возникает вопрос о том, по какому типу должны быть построены новые жилища для того, чтобы
все жилищное строительство стало в руках государства орудием перестройки быта и чтобы те громадные деньги, которые сейчас тратятся на жилищное строительство в промышленных центрах, не были брошены на подкрепление старого быта. Мы, с одной стороны, боремся с кулаком и с едино
личным хозяйством в деревне, организуя колхозы и тракторные станции, а с другой - выбрасываем очень большие средства, которые идут на укрепле
ние мелкобуржуазной идеологии. Так например, рабочим даются сейчас субсидии в 800 и в 1.000 руб. на постройку маленьких домишек со своим отдель
ным маленьким хозяйством. В результате выра
стает новый мещанин, отличающийся от старого только тем, что он живет в лучших условиях.
Если мы уничтожаем капитализм в деревне, то и в городе нужно ввести танке условия жизни, которые помогали бы общему переходу к социализму.
Отсюда ясно, что в таких местах, как Сталинград, Магнитогорск, Автострой в Нижнем-Новгороде, Днепрострой, Мурманстрой, встает уже про
блема использования наличной экономической базы для построения коллективного строя жизни, где было бы обобществлено жилище, питание, снабжение, воспитание и образование детей и где была бы возможность найти способы для лучшей социалистической организации самого общества путем
использования досуга его членов, повышения их квалификации и т. п.
Подходя к вопросу о жилище, нужно прежде всего решить, мелкое или крупное жилище, жизнь отдельной семьей или целым обществом может спо
собствовать коллективизации и обобществлению быта? Если решить, что нужны большие дома, то как сделать так, чтобы каждой личности (будь ли это член семьи или одиночка) была бы предоста
влена возможность наиболее свободной жизни для индивидуального развития? А надо сказать, что семья у нас сейчас такая же динамичная и такая же изменчивая, как вообще вся наша жизнь. Нужно так построить жилище, чтобы: 1) для каждой семьи в новом жилище была бы свобода соединяться и

разъединяться и 2) чтобы от этого не страдало молодое поколение.

В зависимости от нового отношения к жилищу, ставится второй вопрос: как жилища будут друг с другом соединяться? Если в отдельных жилищах мы решаем вопрос об отношении человека к семье, к своим товарищам, к ближайшей группе людей,
то здесь мы ставим вопрос об отношении человека к обществу. Где в городе должны быть: театр, библиотека, больница, Дом советов и т.п.? На каком расстоянии город должен быть построен от производства?
Возникает и третий вопрос: об отношении города к производству. На этих трех вопросах необходимо остановиться более подробно. Начнем ана
лиз этой проблемы с вопроса о плане строительства самого города.