РАЗМЕЩЕНИЕ ГОРОДОВ
Сейчас по всему СССР намечается постройка свыше 200 новых городов. Очевидно, они будут строиться вдоль путей сообщения: рек и железных дорог. Это, конечно, вполне естественно, потому что современный город - это центр, который строится всегда вокруг какого-нибудь производства, а производство всегда связано с подвозкой сырья, переработкой его и увозкой.
Наибольший город вырастает на перекрестке реки и железной дороги. Дальше станут крупные колхозы и совхозы, соединенные автомобильными
дорогами с ж.-дор. центрами, чтобы их продукты могли вывозиться. Тогда место скрещивания речных путей и железных дорог становится перева

лочным пунктом и для сельскохозяйственных или

аграрных центров. Старые города или перестроятся, или понемногу рассосутся и исчезнут, как исчезли и потеряли всякое значение многие старинные города, бывшие раньше центрами торговли или культуры.
Каждый такой город должен иметь свою промышленную часть, затем складскую для склада сырья и товаров перед тем, как они будут отправлены, и при ней может быть еще некоторую перерабатывающую часть для переработки того полуфабриката, который доставляется из сельскохозяйственных местностей.
Вот общая схема всей сетки, которая должна покрыть весь СССР, исходя из задач индустриализации страны.
ПРОИЗВОДСТВО
Города будут расти только в том случае, если у них будет новое сырье. Не будет больше сырья - они остановятся в своем росте, потому что новому населению нечего будет делать в та
ком городе. Если же город будет расти, то этот город должен будет иметь новое производство, а новое производство вырастет вдоль железных
дорог и рек для того, чтобы иметь возможность подвозить свое сырье. Эти производства выделят
новые центры, потому что иначе им трудно будет расти, они будут окружаться своей жилой частью и так постепенно вырастет новый город. Новый город будет расти линеарно, т. е. вдоль путей тран
спорта, а не радиально, как он рос в старину, когда население группировалось вокруг кремля или центральной торговой площади, находящейся под гла
венством и охраной этого кремля. Теперь охрана из центра уже не достигает своей цели, потому что современное нападение идет не с боков, а сверху - бомбами с аэроплана.
Так, при планировании города всегда нужно предусмотреть возможность его расширения или, вернее, удлинения вдоль транспортных путей. Ко
нечно, транспортные пути могут перекрещиваться и тогда расширение пойдет вдоль обоих путей. Необходимо так построить город, чтобы для промы
шленной части была возможность расширения вдоль магистрали и чтобы одна промышленность могла помогать другой, т. е. нужно промышленную часть строить по типу конвейера, чтобы, скажем, чугун
ное литье из домны могло легко доставляться вдругие производства, где оно будет обрабатываться во всевозможных металлообрабатывающих цехах.
Вокруг промышленной части города будет располагаться его жилая часть. Па каком расстоянии она должна быть от промышленной? На таком, чтобы рабочим было удобно и быстро достигать до этой промышленной части. Если отставить жилую часть слишком далеко от промышленной, то рабочим будет трудно попадать на производство. При
дется каждый раз пользоваться машиной, а это будет слишком большим (по крайней море для настоящего переходного периода) накладным расходом. Правильнее строить город на расстоянии пе

шеходной дистанции, но при этом соблюдать правило, чтобы жилая часть строилась с наветренной, а не с подветренной стороны, чтобы отрабо

танные газы с производства не отравляли воздуха. Затем жилая часть должна быть по возможности построена так, чтобы воды, отработанные в промышленности, не текли в город, а отводились в сторону.
На краю города, рядом с заводами, или лучше - на заводской территории можно поместить при но
вых социалистических заводах такие учреждения, которые будут заботиться о поднятии квалифика
ции рабочих на производстве. На заводах рядом с производством должен вырасти целый ряд уч
реждений для учебных функций. Таким образом, завод превращается из простого завода в завод

втуз где каждый рабочий может поднимать свою квалификацию.

ЖИЛАЯ ЧАСТЬ ГОРОДА

Из промышленного города через ряд ворот можно попасть в жилой город, который отделяется от промышленного зеленой полосой. Эта зеленая по
лоса, - парк или аллея, - должна быть достаточной ширины, чтобы в жилую часть не проникал шум и испорченный воздух из промышленного города; с другой стороны, она не должна быть слишком широкой, чтобы ее можно было в 5 - 10 минут пе

ресечь и попасть в промышленную часть; лучше всего делать ее в 200 - 300 метров ширины. Вели

чина жилого города должна быть такая, чтобы в 30 - 40 минут можно было из самой отдаленной части жилого города попасть пешком в промышлен
ный город. Иными словами, жилой город надо строить довольно плотно, а значит, дома должны быть довольно большими, потому что, если строить маленькие домишки на каждую семью отдельно, то город на 50.000 жителей растянется на громадное пространство.
Всего выгоднее строить город в виде блоков. Под блоком надо подразумевать 4 - 5 - 6 домов, стоящих вместе и, может-быть, соединенных теплыми переходами (рис. 1). Блоки могут быть от
делены друг от друга зеленой полосой и в каждом блоке может жить от 2-х до 6-ти тысяч человек. Вместе они составят единый целый коллектив, достаточно крупный для того, чтобы его было целесообразно и выгодно обслуживать питанием и детскими учреждениями и чтоб персонал для обслуживания стоил сравнительно недорого. Блоки на
ходятся друг от друга на расстоянии метров 200, отданном для зеленых насаждений. Следующий ряд блоков выгоднее ставить в промежутках между блоками первого ряда, а не параллельно, так как при этом условии будет большая возможность обвевания их воздухом. Можно оставить резерв и для
третьего ряда блоков, но все время надо помнить о том, чтобы расстояние блоков от промышленной части не превышало 30 - 40 минут ходьбы. Третий
ряд блоков будет занят общественными зданиями, клубами, школами, управлениями, театрами и т. п.

В дальней полосе выгоднее расположить больницы, дома отдыха, дома для престарелых, т. е. такие учреждения, которые не должны быть обязательно в не

посредственной близости к производству, а лучше, чтобы они были ближе к природе. За полосой жилого города начнутся совхозы, которые будут принадлежать городу.
Таким образом, население города будет иметь возможность работать и в промышленности, и в совхозах.
Каким образом будет построен самый блок? - Если мы возьмем блок в виде какого-то четырехугольника, окруженного не забором, а только ку
старником, за которым идет тротуар, то в этом блоке здания правильнее расположить несколькими
группами. Из каких частей будет состоять само здание? - Из маленьких комнат, отведенных под спальни, и из больших комнат, отданных для общественных потребностей. Трудно, конечно, строить